А может быть, эта икона хранится где-то и ждет своего часа, чтобы быть обретенной достойными людьми и явиться знамением спасения нашего Отечества? Много сохранилось чудотворных списков этого образа: в Москве, Казани, Петербурге, в других городах. Имя Казанской носят Ярославская, Вязниковская, Тобольская, Каплуновская, Тамбовская, Пензенская, Песчанская, Чимеевская, Высочиновская, Вышенская и другие иконы. Как свеча от свечи передается благодатное пламя от одной иконы к другой. В Петербурге открылся для богослужений Казанский собор, бывший в советские годы музеем атеизма. И у нас в Москве на Красной площади, как когда-то, рядом с Иверской часовней - храм Казанской иконы Божией Матери. Богу все возможно, но надо, чтобы наша вера не угасала. Чтобы она загоралась живым огнем в наших сердцах и распространялась по всей русской земле. Богу все возможно, но надо, чтобы прежде всего не было у нас уныния, чтобы среди нынешнего пожарища и пепелища у православных людей не опускались руки. Чтобы мы с тем же упованием, которое явили когда-то христиане в Казани во времена агарянских гонений, вверяли свою жизнь Господу. Чтобы каждый из нас терпеливо исполнял свое дело, земное и небесное, с надеждой на заступничество Божией Матери. Нет ничего невозможного для Бога. И Божия Матерь заступится за нас. Но при одном только условии, как свидетельствует сегодняшний праздник. Если будут у нас дети - чистые, нерастленные, способные принять то, что хочет предложить Господь. Если будет у нас святое священство, достойное этой милости. Здесь, пожалуй, корень всего. Мне приходилось как-то рассказывать об одной старой схимонахине. Как ни придет к ней батюшка, все застает ее плачущей. «О чем плачешь, матушка?» - спрашивает ее. «О детях и о священниках, - отвечает она. - Как не плакать?» Воистину невозможно не плакать. Наша молитва должна быть сегодня таким непрестанным плачем - прежде всего о детях и о священниках. Чтобы Господь помиловал нашу Россию, чтобы мог наш народ среди полного сегодняшнего разорения принести этот дар - самое драгоценное, что есть у него, - Господу. Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/21/gd...

Портрет священномученика Николая Васюковича. Источник: sobor.by В том же сентябре 1937-го был расстрелян и отказавшийся от займа священномученик Николай Васюкович. Отец Николай был диаконом в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Литвяны Игуменского уезда (Белоруссия). Когда в 1936 году народ заставляли подписываться на займ, отец Николай отказался от приобретения никчемных билетов, сказав: «Подписываться не буду, мне нечего укреплять эту власть…». Его арестовали 6 августа 1937 года, требовали в обмен на свободу отречься от сана. Не добившись результата, приговорили его к расстрелу. Он был убит в Минске 26 сентября 1937 года. Священномученик Петр Соловьев. Источник: drevo-info.ru Похожая судьба и у священномученика Петра Соловьева. Отец Петр, пожилой настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Астанкино Рязанской губернии, был арестован по доносу председателя колхоза. По словам председателя, он пришел в дом к отцу Петру, чтобы просить священника подписаться на государственный заем, но священник отказался подписываться и сказал, что «он советской власти помогать не будет, так как она преследует священнослужителей и отняла у них все гражданские права». По словам председателя, отец Петр стал «дерзить»: «Вы вот пришли просить меня подписаться на заём, а где же я деньги возьму, когда нас советская власть ограбила и до сих пор это продолжается? Нам не дают возможности зарабатывать своими трудами, запрещая ходить с молебнами по приходу»… 10 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Он был расстрелян 13 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Икона священномученика Сергия Смирнова. Источник: bezhverh.ru Священномученик Сергий Смирнов, настоятель храма Рождества Христова села Теблеши (Ярославская губерния) был приговорен Тройкой НКВД к расстрелу на схожих основаниях. Так, поскольку свидетели показали, что отец Сергий «выступал против займа, говорил, что большевики не хуже капиталистов обирают рабочих и крестьян под видом займов и что СССР готовится к войне». 3 ноября 1937 года отец Сергий был расстрелян, а его жена с четырьмя детьми были выгнаны из дома. Игумен Сергий

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenik-ser...

— Бывает, что неожиданно находятся утраченные списки? — Да. Например, в запасниках Иркутского художественного музея обнаружилась икона, которая почиталась в тех местах — Иркутская Казанская. Ее сразу нельзя было узнать, потому что она позднее была записана. Бывает наоборот, когда считалось, что образ древний, а он более поздний. Эта история связана с Казанским образом из церкви святых Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище в Казани — единственной действующей церкви в Казани в конце 1930-х годов и в военные годы. Эта Казанская икона происходит, по всей видимости, из Казанского девичьего монастыря. Считалось, что это один из ранних списков с Явленного образа. Поскольку икону закрывает оклад, а лики под слюдой, нельзя было понять, к какому времени она относится. В 2002 году удалось ее увидеть без оклада. Икона оказалась середины XVIII века. Ныне она, как и прежде, остается одной из самых почитаемых в Казани.  — Расскажите еще об образах иконы Казанской Божией Матери, связанных с царской династией Романовых.  — Одна из самых известных сохранившихся Казанских икон написана знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым в 1676 году для царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери царя Петра I. В 1694 году этот образ был помещен в киот и вложен в Иосифо-Волоцкий монастырь (сейчас икона в киоте находится в Государственном Эрмитаже). Поскольку дата киота совпадает с годом кончины царицы, то, по всей видимости, икона была вложена в монастырь на помин ее души. После первого покушения на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 года, в память об его избавлении, был написан образ святых, празднование которых совершалось 4 апреля — преподобных Иосифа Песнописца и Георгия Малеина, обращенных к иконе Богоматери Казанской (икона сейчас хранится в Третьяковской галерее). День преподобного Иосифа Песнописца, кроме того — день именин подмастерья Иосифа (Осипа) Комиссарова (из крестьян Костромской губернии), не давшего совершиться выстрелу террориста в шедшего из Летнего сада к карете императора Александра II. 

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

58-72. Табл. I-V. (Изв. Имп. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии; Т. 41, вып. 2); [Речь, сказанная в публичном заседании в Белой палате Ростовского кремля по случаю освящения книгохранилища]//Ярославские ГВ. 1884. 94. С. 5; Ростовские колокола и звоны: Чт. в ОЛДП 11 мая 1884 г./Предисл.: В. В. Стасов. СПб., 1884. (ПДП; 51); то же//Музыка колоколов: Сб. исслед и мат-лов. СПб., 1999. Вып. 2. С. 152-175; Начало возобновления Ростовского Кремля: История десяти камертонов, пожертвованных в возобновленную Белую палату и подробное описание их//Ярославские ГВ. 1885. 42. С. 3; 43. С. 3; Речь, сказанная... при первом служении в домовой ц. Московской 1-й гимназии. М., 1887; Речь, сказанная... при посл. его служении в ц. Ростовского, Ярославской губ., Рождественского жен. мон-ря. М., 1887; Древний исторический колокол в Москве//ПрибЦВед. 1889. 34. С. 1020-1021; Описание Казанского Головинского общежит. жен. мон-ря, находящегося в Московском уезде. М., 1889; Псалмы и духовные канты свт. Димитрия, митр. Ростовского, на 4 голоса. М., 1891; Поучение, сказанное... в Казанском Головинском жен. мон-ре, находящемся в Моск. уезде, при отпевании тела моск. купца Н. И. Сидорова, к-рым основан и устроен этот мон-рь. М., 1892; Ионафановский музыкально-правильный звон на колокольне Ростовского Успенского собора//Ярославские ЕВ. 1894. 22. Ч. неофиц. Стб. 345-350; Усыпальница при ярославской градской Ильинской каменной ц., построенной в 1647 г. Ярославль, 1894; Чудотворная Печерская икона Божией Матери, в Ярославском Спасо-Преображенском мон-ре, ныне Архиерейском доме. М., 1896. Ярославль, 19012; Замечательный большой (в 2 тыс. пудов весу) колокол на колокольне Ростовского Успенского собора в г. Ростове Ярославской губ.//Ярославские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 15/16. С. 251-253; Ростовский Ярославской губ. Рождественский 3-кл. жен. мон-рь. СПб., 1899; Протоиерей Аристарх Израилев (1817-1901): Тр., публ., исслед. М., 2001; Лит.: Лествицын В. И. О камертонах свящ. Израилева//Моск. ведомости.

http://pravenc.ru/text/293906.html

А спустя восемь лет вернулся из польского плена его отец, митрополит Филарет. При избрании первого Романова, явившегося родоначальником династии благочестивых царей России, пережившей смуту, русский народ поклялся в верности этому Государю и всем последующим законным правителям, принимающим скипетр и державу великой страны. Эта клятва являлась основой стабильности государственной власти в России. Митрополит Ростовский Филарет – отец новоизбранного Государя – был избран на патриарший престол. Вся жизнь Патриарха Ермогена, прославленного Господом и Его Церковью, промыслом Божиим была связана с образом Казанской иконы Божией Матери. Он принял явленную в 1579 году святыню на свои руки, он же написал известный тропарь Казанской иконе, который начинается так: " Заступница Усердная, Мати Господа Вышняго... " В тяжкое смутное время горячо молил Богородицу о спасении Руси тогда уже Патриарх Московский Ермоген. Это по его указанию чудотворная икона Казанской Божией Матери была привезена в Москву с первым ополчением. И по Промыслу Божию не вернулась святая икона в Казань после того, как ополчение, возглавляемое храбрым воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело неудачу, но сделалась Путеводительницей и победным стягом нового ополчения Минина и Пожарского. Как благословение на ратный подвиг принял князь Димитрий Пожарский от покойного Патриарха Ермогена, память которого он глубоко чтил, Казанскую святыню. Пресвятая Богородица явила милость – взяла под Свой Покров верных сынов православной России, и с Ее помощью наша страна была спасена от врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение состояло из храбрых и опытных воинов. Тех, кто не умел держать в руках оружие, князь в поход не брал. Из кого состояло войско Пожарского? Основой, костяком Второго ополчения были смоленские дворяне, имевшие хороший боевой опыт. Кроме того, в войске Пожарского было много воинов из ярославской, вологодской, рязанской земель. Из северных вятских и двинских городов на помощь ополчению выступило посошное войско, также имевшее боевой опыт.

http://religare.ru/2_22769_1_21.html

Впрочем, эта усыпальница благотворителей обители и место их вечного покоя, щедро оплаченного, с давних времен служит складом домашних продуктов монастырского хозяйства, а изрубленная гробовая доска показывает, что тут многократно кололи дрова; кроме этого, для удобства складов, в этом склепе сделано немало переделок и других хозяйственных приспособлений, совершенно изменивших первоначальное устройство княжеской усыпальницы. В Благовещенской церкви был древний иконостас с превосходными резными царскими вратами; к сожалению, этот памятник русского искусства XVII в. «любителями строиться», игуменами Вениамином и Сергием, в 1839 году заменен, как значится в описи «новым с резьбою и позлащенным на полименте червонным золотом». Из икон, по древности письма и украшениям, замечательны местные: Спасителя, Благовещения, Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери. Все эти иконы сохранились от XVII века. Вторая церковь в честь собора Архистратига Михаила, каменная, также холодная, пятиглавая. Внутри нее три столпа поддерживают свод церковный: два посредине церкви и один в трапезе. Отцы настоятели, особенно в 30-х годах нынешнего столетия, и тут сильно порадели к благоукрашению этого древнего храма: внутри него все ново и крайне неприглядно, но св. иконы замечательны: между ними Спаситель, сидящий на престоле, и собор Архангела Михаила имеют почтенную древность. Самую главную святыню этого храма составляет чудотворная икона Казанской Божией Матери, находившаяся прежде в Ростовском Успенском соборе над царскими вратами; она помещается за левым клиросом в особом киоте; длина иконы 6 вершков, ширина 5½ вершков, она обложена дорогой жемчужной ризой. В честь этой иконы из обители каждогодно бывает учрежденный с древних лет крестный ход; он совершается около 20-го мая в воскресный день. Усердствующие ростовцы сретают святыню градским крестным ходом за чертою города и провожают икону в собор, где она и находится до 8-го июля. В этот день икона возвращается в монастырь к поздней литургии в храм, ей посвященный.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

Обителью управляет игумен. Знаменский Красногривский монастырь в Гороховце. Эта обитель – прописная к Флорищевой пустыни. Находится монастырь в самом городе Гороховце, за рекой Клязьмой. Основание обители относится к 1670 году. Построил ее гороховецкий купец Симон Ершов на свои средства. В Знаменской обители один храм, посвященный иконе Знамения Богородицы, с приделом во имя св. Иоанна Богослова. К достопримечательностям Красногривского монастыря можно отнести оригинальные клиросы в монастырской церкви, украшенные силлабическими стихами из «Лествицы», с соответствующими изображениями из памятников церковной старины останавливают на себе внимание: царские врата ΧVΙΙ века, 2 малые деревянные подсвечника и слюдяные оконницы в окнах. Золотниковская Успенская пустынь в Суздальском уезде . Обитель находится в 34 верстах от города Суздаля и в 20 верстах от ст. Тейково Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Местоположение обители очень живописное. Со всех сторон монастырь окружен лесом, а около стен обители протекает речка Золотоструйка. Основана обитель в 1624 году. Строителем ее был старец Иона Головцын, который был и первым игуменом своего монастыря. Обитель Золотниковская знаменита тем, что здесь принял иноческое пострижение Митрофан, прославленный впоследствии Святитель Воронежский. В обители два храма: теплый Казанский и холодный, в честь Успения Божией Матери. Обе церкви каменные. Главную святыню Золотниковской обители составляет находящаяся в этом монастыре икона Казанской Божией. Матеря. Предание говорит, что этот образ обретен был основателем обители старцем Ионой на березовом пне, по случаю чего и основан был на этом месте монастырь. Икона эта славится во всей окрестности, и благоговейные верующие принимают ее y себя в домах. Известна еще в другая икона, Святителя Митрофана, присланная из Воронежа в 1833 году. Управление в монастыре игуменское. Косьмин Успенский монастырь во Владимирском уезде. Обитель находится в 40 вер. от гор. Владимира и расположена на реке Яхроме, в урочище называемом Хвахматица.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В описи храма 1777 года о ней написано: " Хотя при церкви нет письменных свидетельств, но до сего времени у жителей Ростова сохранилась вера в чудотворные пособия от Божией Матери, являемые в разных болезнях и несчастьях через сию икону. Старожилы уверяли, что в прежнее время посещали храм многия богомольцы издалека, особенно в соборной ярмарке, при проезде в монастырь Богоявленский, когда существовала близ храма Московская мостовая дорога " . Здесь речь идёт о дороге из Москвы в Ярославль, проходившей вдоль озера. Согласно Регулярному плану её перенесли с озёрного берега вглубь городской территории. Так появилась Ярославская (совр. Пролетарская) улица. Чудотворная икона до наших дней не сохранилась, но в отделе древнерусского искусства Ростовского музея экспонируется список первой половины XVI века, происходящий из этой церкви. Иконография чудотворной иконы Одигитрии-Ростовской необычна, специалисты называют её редчайшей. Она относится к типу " Умиление " , хотя Одигитрией принято называть Смоленскую икону Богородицы. В настоящее время выяснено, что в XVI-XVII веках Одигитрией называли не только Смоленскую, но и Владимирскую, Феодоровскую, Казанскую иконы - то есть многие широко почитаемые образы. Космодемьянский храм был закрыт в июле 1926 года. Сначала здесь расположился Дом пионеров, во время войны - казарма, затем здание отдали под квартиры местным жителям. Впоследствии жильцов выселили, с тем чтобы устроить пункт приёма стеклотары. Храм передан Русской Православной Церкви в 1995 году. В церкви находится особо ценный образ - икона " Неупиваемая Чаша " . До революции при храме существовало общество трезвости, поэтому традиция почитания иконы давняя. Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла " Ростов Великий. Святыни и достопримечательности " . - Издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019 Комментарии и обсуждение Более известна в городе под названием " Косьмы и Дамиана " . Сооружена в 1775г. на месте древнего Козьмодемьянского монастыря. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00601

Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Фрагмент хромолитографии «Святцы на октябрь». Нач. ХХ в. (ГЛМ) Г. изображается в фелони, омофоре и митре, борода удлиненная, что отмечено в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. под 4 окт.: «Гурий сед, брада аки Власиева» (подлинник Никодима Сийского посл. четв. XVII в.- БАН. Собр. Архангельской ДС. 205. Л. 79 об.); «...подобием сед, брада аки Василия Кесарийского, в шапке, во омофоре, в руках Евангелие, риза святительская» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «Гурий сед, брада аки Власиева, а инде Василия Кесарийского, в шапке с херувимом, риза святительская, лазорь, испод бакан, амфор и Евангелие» (поморская рукопись ок. 1848 г.- БАН. Дружин. 981. Л. 90 об.). Как и в описании внешности Казанских святителей Германа и Варсонофия, подлинники отмечают, что Г. «типа русского, из дворян, около 60 лет; лицо бледное, очень худощавое и болезненное с узкою, длинноватою, с большой проседью бородой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36). По описанию древнего (?) двустороннего запрестольного образа «Тихвинская икона Божией Матери - святители Гурий и Варсонофий Казанские» из собора казанского Преображенского мон-ря (не сохр.), «ростом Гурий выше Варсонофия. Лицо его отличается кротостию; карие глаза смотрят открыто; борода окладистая, длинная, почти вся седая; усы почти совпадают с верхнею частью бороды и закрывают уста. Привлекательной наружности Гурия соответствовали и нравственные качества его» ( Кремлевский А. , свящ. Свт. Гурий Казанский//Изв. по Каз. епархии. Каз., 1905. 29. Отд. неофиц. С. 953-954). Сохранившийся деревянный, частично обложенный серебром длинный костыль-посох с большой полукруглой рукоятью, на к-рую Г. опирался при совершении келейного правила (ныне в ц. блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Арском кладбище в Казани), свидетельствует о высоком росте святителя. Наиболее раннее сохранившееся изображение Г.- на левом поле шитой пелены «Казанская икона Божией Матери» нач.

http://pravenc.ru/text/168357.html

В этом же храме находится и другая замечательная икона Грузинской Божией Матери, перенесенная в Белогостицкий монастырь в 1764 году из упраздненной Акакиевой пустыни. Эта пустынь была мужским монастырем, основанным в 1647 году неким «богомольцем Акакием»; до уничтожения штатов монастырь владел 255 д. крестьян, и в 1764 году был приписан к близлежащему Белогостицкому монастырю; теперь на месте пустыни осталась одна приходская каменная одноглавая церковь во имя Богоматери и Николая Чудотворца. Между алтарем и трапезою храма Архистратига Михаила, с северной стороны, находится теплая церковь в честь Ефрема Сирина и мученицы Неониллы. Она построена в 1879 году на месте бывшей каменной палатки в три окна строителем о. Димитрием. В связи с Михайло-Архангельскою церковью находятся братские каменные келии, также кухня и трапеза. Здания эти длиною в 33 сажени и шириною 12 саж., постройки XVII века, современные самому храму; над одним из входов возвышается круглая башня, бывшая в XVII веке колокольнею; особенно замечателен портик над входом в церковь и частью в настоятельские келии, что видно из нашего рисунка; портик был изукрашен кафелями, но, к сожалению, кафели почти все выбиты, а оставшиеся замазаны известью; особенно пострадало это здание при покойном архиепископе Ниле, когда Белогостицкий монастырь избран был его летнею резиденциею. Проживая долгое время и думая остаться тут впоследствии на покое, преосвященный, конечно, приспосабливал для себя более удобное жилье, чем оно было при не особенно взыскательных настоятелях XVII века. Четвертая теплая церковь , бывшая прежде Георгиевскою и в 1760 году переименованная в честь Казанской Божией Матери, одноглавая; иконостас тоже новый и вообще храм этот, благодаря позднейшим благоукрашениям, кроме двух древних икон св. Николая Чудотворца с миниатюрными образками из жизни святителя, причем, по обеим сторонам вверху иконы находятся образки более древние, украшенные дорогими камнями, и иконы Владимирской Божией Матери, с богородичными праздниками по сторонам, находящейся за левым клиросом, замечательного ничего не представляет, возбуждая лишь сожаление о современных зиждителях, не сохранивших художественного вкуса своих предков, оставивших им богатые памятники древне-русского художественного творчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010