А может быть, эта икона хранится где-то и ждет своего часа, чтобы быть обретенной достойными людьми и явиться знамением спасения нашего Отечества? Много сохранилось чудотворных списков этого образа: в Москве, Казани, Петербурге, в других городах. Имя Казанской носят Ярославская, Вязниковская, Тобольская, Каплуновская, Тамбовская, Пензенская, Песчанская, Чимеевская, Высочиновская, Вышенская и другие иконы. Как свеча от свечи передается благодатное пламя от одной иконы к другой. В Петербурге открылся для богослужений Казанский собор, бывший в советские годы музеем атеизма. И у нас в Москве на Красной площади, как когда-то, рядом с Иверской часовней - храм Казанской иконы Божией Матери. Богу все возможно, но надо, чтобы наша вера не угасала. Чтобы она загоралась живым огнем в наших сердцах и распространялась по всей русской земле. Богу все возможно, но надо, чтобы прежде всего не было у нас уныния, чтобы среди нынешнего пожарища и пепелища у православных людей не опускались руки. Чтобы мы с тем же упованием, которое явили когда-то христиане в Казани во времена агарянских гонений, вверяли свою жизнь Господу. Чтобы каждый из нас терпеливо исполнял свое дело, земное и небесное, с надеждой на заступничество Божией Матери. Нет ничего невозможного для Бога. И Божия Матерь заступится за нас. Но при одном только условии, как свидетельствует сегодняшний праздник. Если будут у нас дети - чистые, нерастленные, способные принять то, что хочет предложить Господь. Если будет у нас святое священство, достойное этой милости. Здесь, пожалуй, корень всего. Мне приходилось как-то рассказывать об одной старой схимонахине. Как ни придет к ней батюшка, все застает ее плачущей. «О чем плачешь, матушка?» - спрашивает ее. «О детях и о священниках, - отвечает она. - Как не плакать?» Воистину невозможно не плакать. Наша молитва должна быть сегодня таким непрестанным плачем - прежде всего о детях и о священниках. Чтобы Господь помиловал нашу Россию, чтобы мог наш народ среди полного сегодняшнего разорения принести этот дар - самое драгоценное, что есть у него, - Господу. Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России |
Портрет священномученика Николая Васюковича. Источник: sobor.by В том же сентябре 1937-го был расстрелян и отказавшийся от займа священномученик Николай Васюкович. Отец Николай был диаконом в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Литвяны Игуменского уезда (Белоруссия). Когда в 1936 году народ заставляли подписываться на займ, отец Николай отказался от приобретения никчемных билетов, сказав: «Подписываться не буду, мне нечего укреплять эту власть…». Его арестовали 6 августа 1937 года, требовали в обмен на свободу отречься от сана. Не добившись результата, приговорили его к расстрелу. Он был убит в Минске 26 сентября 1937 года. Священномученик Петр Соловьев. Источник: drevo-info.ru Похожая судьба и у священномученика Петра Соловьева. Отец Петр, пожилой настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Астанкино Рязанской губернии, был арестован по доносу председателя колхоза. По словам председателя, он пришел в дом к отцу Петру, чтобы просить священника подписаться на государственный заем, но священник отказался подписываться и сказал, что «он советской власти помогать не будет, так как она преследует священнослужителей и отняла у них все гражданские права». По словам председателя, отец Петр стал «дерзить»: «Вы вот пришли просить меня подписаться на заём, а где же я деньги возьму, когда нас советская власть ограбила и до сих пор это продолжается? Нам не дают возможности зарабатывать своими трудами, запрещая ходить с молебнами по приходу»… 10 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Он был расстрелян 13 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Икона священномученика Сергия Смирнова. Источник: bezhverh.ru Священномученик Сергий Смирнов, настоятель храма Рождества Христова села Теблеши (Ярославская губерния) был приговорен Тройкой НКВД к расстрелу на схожих основаниях. Так, поскольку свидетели показали, что отец Сергий «выступал против займа, говорил, что большевики не хуже капиталистов обирают рабочих и крестьян под видом займов и что СССР готовится к войне». 3 ноября 1937 года отец Сергий был расстрелян, а его жена с четырьмя детьми были выгнаны из дома. Игумен Сергий |
— Бывает, что неожиданно находятся утраченные списки? — Да. Например, в запасниках Иркутского художественного музея обнаружилась икона, которая почиталась в тех местах — Иркутская Казанская. Ее сразу нельзя было узнать, потому что она позднее была записана. Бывает наоборот, когда считалось, что образ древний, а он более поздний. Эта история связана с Казанским образом из церкви святых Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище в Казани — единственной действующей церкви в Казани в конце 1930-х годов и в военные годы. Эта Казанская икона происходит, по всей видимости, из Казанского девичьего монастыря. Считалось, что это один из ранних списков с Явленного образа. Поскольку икону закрывает оклад, а лики под слюдой, нельзя было понять, к какому времени она относится. В 2002 году удалось ее увидеть без оклада. Икона оказалась середины XVIII века. Ныне она, как и прежде, остается одной из самых почитаемых в Казани. — Расскажите еще об образах иконы Казанской Божией Матери, связанных с царской династией Романовых. — Одна из самых известных сохранившихся Казанских икон написана знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым в 1676 году для царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери царя Петра I. В 1694 году этот образ был помещен в киот и вложен в Иосифо-Волоцкий монастырь (сейчас икона в киоте находится в Государственном Эрмитаже). Поскольку дата киота совпадает с годом кончины царицы, то, по всей видимости, икона была вложена в монастырь на помин ее души. После первого покушения на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 года, в память об его избавлении, был написан образ святых, празднование которых совершалось 4 апреля — преподобных Иосифа Песнописца и Георгия Малеина, обращенных к иконе Богоматери Казанской (икона сейчас хранится в Третьяковской галерее). День преподобного Иосифа Песнописца, кроме того — день именин подмастерья Иосифа (Осипа) Комиссарова (из крестьян Костромской губернии), не давшего совершиться выстрелу террориста в шедшего из Летнего сада к карете императора Александра II. |
58-72. Табл. I-V. (Изв. Имп. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии; Т. 41, вып. 2); [Речь, сказанная в публичном заседании в Белой палате Ростовского кремля по случаю освящения книгохранилища]//Ярославские ГВ. 1884. 94. С. 5; Ростовские колокола и звоны: Чт. в ОЛДП 11 мая 1884 г./Предисл.: В. В. Стасов. СПб., 1884. (ПДП; 51); то же//Музыка колоколов: Сб. исслед и мат-лов. СПб., 1999. Вып. 2. С. 152-175; Начало возобновления Ростовского Кремля: История десяти камертонов, пожертвованных в возобновленную Белую палату и подробное описание их//Ярославские ГВ. 1885. 42. С. 3; 43. С. 3; Речь, сказанная... при первом служении в домовой ц. Московской 1-й гимназии. М., 1887; Речь, сказанная... при посл. его служении в ц. Ростовского, Ярославской губ., Рождественского жен. мон-ря. М., 1887; Древний исторический колокол в Москве//ПрибЦВед. 1889. 34. С. 1020-1021; Описание Казанского Головинского общежит. жен. мон-ря, находящегося в Московском уезде. М., 1889; Псалмы и духовные канты свт. Димитрия, митр. Ростовского, на 4 голоса. М., 1891; Поучение, сказанное... в Казанском Головинском жен. мон-ре, находящемся в Моск. уезде, при отпевании тела моск. купца Н. И. Сидорова, к-рым основан и устроен этот мон-рь. М., 1892; Ионафановский музыкально-правильный звон на колокольне Ростовского Успенского собора//Ярославские ЕВ. 1894. 22. Ч. неофиц. Стб. 345-350; Усыпальница при ярославской градской Ильинской каменной ц., построенной в 1647 г. Ярославль, 1894; Чудотворная Печерская икона Божией Матери, в Ярославском Спасо-Преображенском мон-ре, ныне Архиерейском доме. М., 1896. Ярославль, 19012; Замечательный большой (в 2 тыс. пудов весу) колокол на колокольне Ростовского Успенского собора в г. Ростове Ярославской губ.//Ярославские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 15/16. С. 251-253; Ростовский Ярославской губ. Рождественский 3-кл. жен. мон-рь. СПб., 1899; Протоиерей Аристарх Израилев (1817-1901): Тр., публ., исслед. М., 2001; Лит.: Лествицын В. И. О камертонах свящ. Израилева//Моск. ведомости. |
А спустя восемь лет вернулся из польского плена его отец, митрополит Филарет. При избрании первого Романова, явившегося родоначальником династии благочестивых царей России, пережившей смуту, русский народ поклялся в верности этому Государю и всем последующим законным правителям, принимающим скипетр и державу великой страны. Эта клятва являлась основой стабильности государственной власти в России. Митрополит Ростовский Филарет отец новоизбранного Государя был избран на патриарший престол. Вся жизнь Патриарха Ермогена, прославленного Господом и Его Церковью, промыслом Божиим была связана с образом Казанской иконы Божией Матери. Он принял явленную в 1579 году святыню на свои руки, он же написал известный тропарь Казанской иконе, который начинается так: " Заступница Усердная, Мати Господа Вышняго... " В тяжкое смутное время горячо молил Богородицу о спасении Руси тогда уже Патриарх Московский Ермоген. Это по его указанию чудотворная икона Казанской Божией Матери была привезена в Москву с первым ополчением. И по Промыслу Божию не вернулась святая икона в Казань после того, как ополчение, возглавляемое храбрым воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело неудачу, но сделалась Путеводительницей и победным стягом нового ополчения Минина и Пожарского. Как благословение на ратный подвиг принял князь Димитрий Пожарский от покойного Патриарха Ермогена, память которого он глубоко чтил, Казанскую святыню. Пресвятая Богородица явила милость взяла под Свой Покров верных сынов православной России, и с Ее помощью наша страна была спасена от врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение состояло из храбрых и опытных воинов. Тех, кто не умел держать в руках оружие, князь в поход не брал. Из кого состояло войско Пожарского? Основой, костяком Второго ополчения были смоленские дворяне, имевшие хороший боевой опыт. Кроме того, в войске Пожарского было много воинов из ярославской, вологодской, рязанской земель. Из северных вятских и двинских городов на помощь ополчению выступило посошное войско, также имевшее боевой опыт. |
Впрочем, эта усыпальница благотворителей обители и место их вечного покоя, щедро оплаченного, с давних времен служит складом домашних продуктов монастырского хозяйства, а изрубленная гробовая доска показывает, что тут многократно кололи дрова; кроме этого, для удобства складов, в этом склепе сделано немало переделок и других хозяйственных приспособлений, совершенно изменивших первоначальное устройство княжеской усыпальницы. В Благовещенской церкви был древний иконостас с превосходными резными царскими вратами; к сожалению, этот памятник русского искусства XVII в. «любителями строиться», игуменами Вениамином и Сергием, в 1839 году заменен, как значится в описи «новым с резьбою и позлащенным на полименте червонным золотом». Из икон, по древности письма и украшениям, замечательны местные: Спасителя, Благовещения, Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери. Все эти иконы сохранились от XVII века. Вторая церковь в честь собора Архистратига Михаила, каменная, также холодная, пятиглавая. Внутри нее три столпа поддерживают свод церковный: два посредине церкви и один в трапезе. Отцы настоятели, особенно в 30-х годах нынешнего столетия, и тут сильно порадели к благоукрашению этого древнего храма: внутри него все ново и крайне неприглядно, но св. иконы замечательны: между ними Спаситель, сидящий на престоле, и собор Архангела Михаила имеют почтенную древность. Самую главную святыню этого храма составляет чудотворная икона Казанской Божией Матери, находившаяся прежде в Ростовском Успенском соборе над царскими вратами; она помещается за левым клиросом в особом киоте; длина иконы 6 вершков, ширина 5½ вершков, она обложена дорогой жемчужной ризой. В честь этой иконы из обители каждогодно бывает учрежденный с древних лет крестный ход; он совершается около 20-го мая в воскресный день. Усердствующие ростовцы сретают святыню градским крестным ходом за чертою города и провожают икону в собор, где она и находится до 8-го июля. В этот день икона возвращается в монастырь к поздней литургии в храм, ей посвященный. |
Обителью управляет игумен. Знаменский Красногривский монастырь в Гороховце. Эта обитель – прописная к Флорищевой пустыни. Находится монастырь в самом городе Гороховце, за рекой Клязьмой. Основание обители относится к 1670 году. Построил ее гороховецкий купец Симон Ершов на свои средства. В Знаменской обители один храм, посвященный иконе Знамения Богородицы, с приделом во имя св. Иоанна Богослова. К достопримечательностям Красногривского монастыря можно отнести оригинальные клиросы в монастырской церкви, украшенные силлабическими стихами из «Лествицы», с соответствующими изображениями из памятников церковной старины останавливают на себе внимание: царские врата ΧVΙΙ века, 2 малые деревянные подсвечника и слюдяные оконницы в окнах. Золотниковская Успенская пустынь в Суздальском уезде . Обитель находится в 34 верстах от города Суздаля и в 20 верстах от ст. Тейково Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Местоположение обители очень живописное. Со всех сторон монастырь окружен лесом, а около стен обители протекает речка Золотоструйка. Основана обитель в 1624 году. Строителем ее был старец Иона Головцын, который был и первым игуменом своего монастыря. Обитель Золотниковская знаменита тем, что здесь принял иноческое пострижение Митрофан, прославленный впоследствии Святитель Воронежский. В обители два храма: теплый Казанский и холодный, в честь Успения Божией Матери. Обе церкви каменные. Главную святыню Золотниковской обители составляет находящаяся в этом монастыре икона Казанской Божией. Матеря. Предание говорит, что этот образ обретен был основателем обители старцем Ионой на березовом пне, по случаю чего и основан был на этом месте монастырь. Икона эта славится во всей окрестности, и благоговейные верующие принимают ее y себя в домах. Известна еще в другая икона, Святителя Митрофана, присланная из Воронежа в 1833 году. Управление в монастыре игуменское. Косьмин Успенский монастырь во Владимирском уезде. Обитель находится в 40 вер. от гор. Владимира и расположена на реке Яхроме, в урочище называемом Хвахматица. |
В описи храма 1777 года о ней написано: " Хотя при церкви нет письменных свидетельств, но до сего времени у жителей Ростова сохранилась вера в чудотворные пособия от Божией Матери, являемые в разных болезнях и несчастьях через сию икону. Старожилы уверяли, что в прежнее время посещали храм многия богомольцы издалека, особенно в соборной ярмарке, при проезде в монастырь Богоявленский, когда существовала близ храма Московская мостовая дорога " . Здесь речь идёт о дороге из Москвы в Ярославль, проходившей вдоль озера. Согласно Регулярному плану её перенесли с озёрного берега вглубь городской территории. Так появилась Ярославская (совр. Пролетарская) улица. Чудотворная икона до наших дней не сохранилась, но в отделе древнерусского искусства Ростовского музея экспонируется список первой половины XVI века, происходящий из этой церкви. Иконография чудотворной иконы Одигитрии-Ростовской необычна, специалисты называют её редчайшей. Она относится к типу " Умиление " , хотя Одигитрией принято называть Смоленскую икону Богородицы. В настоящее время выяснено, что в XVI-XVII веках Одигитрией называли не только Смоленскую, но и Владимирскую, Феодоровскую, Казанскую иконы - то есть многие широко почитаемые образы. Космодемьянский храм был закрыт в июле 1926 года. Сначала здесь расположился Дом пионеров, во время войны - казарма, затем здание отдали под квартиры местным жителям. Впоследствии жильцов выселили, с тем чтобы устроить пункт приёма стеклотары. Храм передан Русской Православной Церкви в 1995 году. В церкви находится особо ценный образ - икона " Неупиваемая Чаша " . До революции при храме существовало общество трезвости, поэтому традиция почитания иконы давняя. Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла " Ростов Великий. Святыни и достопримечательности " . - Издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019 Комментарии и обсуждение Более известна в городе под названием " Косьмы и Дамиана " . Сооружена в 1775г. на месте древнего Козьмодемьянского монастыря. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог. |
Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Фрагмент хромолитографии «Святцы на октябрь». Нач. ХХ в. (ГЛМ) Г. изображается в фелони, омофоре и митре, борода удлиненная, что отмечено в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. под 4 окт.: «Гурий сед, брада аки Власиева» (подлинник Никодима Сийского посл. четв. XVII в.- БАН. Собр. Архангельской ДС. 205. Л. 79 об.); «...подобием сед, брада аки Василия Кесарийского, в шапке, во омофоре, в руках Евангелие, риза святительская» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «Гурий сед, брада аки Власиева, а инде Василия Кесарийского, в шапке с херувимом, риза святительская, лазорь, испод бакан, амфор и Евангелие» (поморская рукопись ок. 1848 г.- БАН. Дружин. 981. Л. 90 об.). Как и в описании внешности Казанских святителей Германа и Варсонофия, подлинники отмечают, что Г. «типа русского, из дворян, около 60 лет; лицо бледное, очень худощавое и болезненное с узкою, длинноватою, с большой проседью бородой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36). По описанию древнего (?) двустороннего запрестольного образа «Тихвинская икона Божией Матери - святители Гурий и Варсонофий Казанские» из собора казанского Преображенского мон-ря (не сохр.), «ростом Гурий выше Варсонофия. Лицо его отличается кротостию; карие глаза смотрят открыто; борода окладистая, длинная, почти вся седая; усы почти совпадают с верхнею частью бороды и закрывают уста. Привлекательной наружности Гурия соответствовали и нравственные качества его» ( Кремлевский А. , свящ. Свт. Гурий Казанский//Изв. по Каз. епархии. Каз., 1905. 29. Отд. неофиц. С. 953-954). Сохранившийся деревянный, частично обложенный серебром длинный костыль-посох с большой полукруглой рукоятью, на к-рую Г. опирался при совершении келейного правила (ныне в ц. блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Арском кладбище в Казани), свидетельствует о высоком росте святителя. Наиболее раннее сохранившееся изображение Г.- на левом поле шитой пелены «Казанская икона Божией Матери» нач. |
В этом же храме находится и другая замечательная икона Грузинской Божией Матери, перенесенная в Белогостицкий монастырь в 1764 году из упраздненной Акакиевой пустыни. Эта пустынь была мужским монастырем, основанным в 1647 году неким «богомольцем Акакием»; до уничтожения штатов монастырь владел 255 д. крестьян, и в 1764 году был приписан к близлежащему Белогостицкому монастырю; теперь на месте пустыни осталась одна приходская каменная одноглавая церковь во имя Богоматери и Николая Чудотворца. Между алтарем и трапезою храма Архистратига Михаила, с северной стороны, находится теплая церковь в честь Ефрема Сирина и мученицы Неониллы. Она построена в 1879 году на месте бывшей каменной палатки в три окна строителем о. Димитрием. В связи с Михайло-Архангельскою церковью находятся братские каменные келии, также кухня и трапеза. Здания эти длиною в 33 сажени и шириною 12 саж., постройки XVII века, современные самому храму; над одним из входов возвышается круглая башня, бывшая в XVII веке колокольнею; особенно замечателен портик над входом в церковь и частью в настоятельские келии, что видно из нашего рисунка; портик был изукрашен кафелями, но, к сожалению, кафели почти все выбиты, а оставшиеся замазаны известью; особенно пострадало это здание при покойном архиепископе Ниле, когда Белогостицкий монастырь избран был его летнею резиденциею. Проживая долгое время и думая остаться тут впоследствии на покое, преосвященный, конечно, приспосабливал для себя более удобное жилье, чем оно было при не особенно взыскательных настоятелях XVII века. Четвертая теплая церковь , бывшая прежде Георгиевскою и в 1760 году переименованная в честь Казанской Божией Матери, одноглавая; иконостас тоже новый и вообще храм этот, благодаря позднейшим благоукрашениям, кроме двух древних икон св. Николая Чудотворца с миниатюрными образками из жизни святителя, причем, по обеим сторонам вверху иконы находятся образки более древние, украшенные дорогими камнями, и иконы Владимирской Божией Матери, с богородичными праздниками по сторонам, находящейся за левым клиросом, замечательного ничего не представляет, возбуждая лишь сожаление о современных зиждителях, не сохранивших художественного вкуса своих предков, оставивших им богатые памятники древне-русского художественного творчества. |
| |