В Никольской ц. находилась древняя икона свт. Николая Чудотворца, по преданию привезенная из Тулы, а также 2 списка Казанской иконы: 1-й - «с чудесы», 2-й - список явленной Казанской иконы, он ставился на место чудотворного образа, когда тот был на аналое или участвовал в крестном ходе ( Малов. 1879. С. 24). Вероятно, именно 2-й список хранится в храме во имя св. благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище. Др. чтимая Казанская икона в кон. XIX - нач. XX в. хранилась в монастырской Софийской ц. К нач. XX в. Никольскую ц. украшали также чтимые иконы Спасителя с предстоящими Московскими святителями и Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», присланные царем Феодором Иоанновичем. В главном соборе находилась икона прп. Исаакия Далматского, подаренная имп. Павлом I, который закладывал новый собор 30 мая, в день памяти этого святого. В XX в. иконы были утрачены. В ризнице К. м. хранились крест (1648), Евангелие (1677), Евангелие (1689), украшенное жемчугом и драгоценными камнями, серебряное блюдо (1678) с надписью в позолоченных клеймах («Блюдо церковное Богородицы Казанской»), 2 старинных чеканных стакана, на одном из которых в 3 «круглых щитках изображены фигуры человека со стрелами, льва и козла» ( Загоскин. 1895. С. 160-161). Материальное положение Основные доходы в К. м. поступали от пожертвований, в т. ч. после молебнов перед Казанской иконой. Собственные владения мон-ря были невелики. В 1584 г. К. м. были пожалованы дер. Кузьмино-Займище и рыбная ловля на р. Волге. В 1742 г. игум. Марфа писала в Сенат, что ранее - по жалованным грамотам царей Иоанна IV Васильевича, Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича - К. м. разрешалось ловить рыбу по Волге «десятью связками безоброчно и безпошлинно», а до Астрахани «посылать в год одинова в одном судне с запасы, и в Астрахани в то судно нагребать из озер с собою по десяти тысяч пудов соли, також и с людей пошлин не имать же». Но позже по указу Петра I мон-рю было назначено лишь ружное денежное и хлебное жалованье (игумении - 5 р., соборным старицам - 1 р. 25 к. и т. д.), к-рое выплачивалось нерегулярно и не в полном объеме, «отчего монахини, а особливо престарелыя и дряхлыя, кои от трудов пропитаться не могут, принуждены кормиться милостынею» (ОДДС. Т. 16. Стб. 75-76). По ревизии 1763 г., мон-рю принадлежало 100 «ревизских душ крестьян», в т. ч. 91 - в М. Дербышках.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Не решая вопроса о ее принадлежности к русскому искусству (она свободно может принадлежать, например, польскому мастеру), нужно отметить острую выразительность, свойственную этой раскрашенной скульптуре. Согласно упоминаниям большинство свиты царя молилось в помещении «Трапезной», самые близкие – в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах. С переносом царского дворца на новое место в 60-е г.г. XVIII в. церковь становится приходским храмом Коломенского. В советское время в 1941-1942 г.г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались. 27 июля 2012 г. состоялось освящение нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Державная». http://kolomenskoe.prihod.ru/category/o-xrame/ Храм Казанской иконы Божией Матери - бесстолпный, пятиглавый храм середины XVII в. Расположен на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Коломенское», в районе Нагатинский Затон, в бывшем подмосковном селе Коломенском. Южный придел освящен в честь равноапостольного Аверкия Иерапольского, северный - великомученика Димитрия Солунского. Главная святыня - икона Божией Матери «Державная». В 1649 г. в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича (первый сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской) было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и при царском Коломенском дворце. Есть все основания предполагать, что строительство деревянного храма было начато в 1649 г. и окончено около 1650 г. Строительство существующего в Коломенском кирпичного здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года. Можно с уверенностью говорить, что к 1671 г. именно каменный, сохранившийся до наших дней, Казанский храм уже был построен и освящен, действовал и переход к нему из царского дворца. С большой долей вероятности в качестве времени постройки кирпичного здания Казанского храма можно принять период с 1662 по 1670 г., а датой освящения храма полагать 27 ноября 1670 г.

http://sobory.ru/article/?object=03299

Особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобождена из-под стражи. В 1951 г. в этой общине поселились сестры Христина и Феодора Григорьевны Воробьёвы. После начала Великой Отечественной войны, в 1941-1942 гг., в здании храма размещался временный сборный пункт. Ок. 1948 г. помещение храма оборудовали под склад. После ликвидации в 50-х гг. XX в. совхоза 5 в церкви располагалась овощная база Ленинского районного продторга. Решением Омского облисполкома от 23 мая 1989 г. здание Казанской ц. включено в «Свод памятников истории и культуры Омской обл.», в июле 1990 г. передано Омской епархии, а 21 июля того же года освящено. Однако др. монастырские постройки возвращены не были. Настоятелем храма назначен свящ. Иоанн Бабяк (с 2010 протоиерей). В церкви произведен ремонт, поставлен иконостас; заново отстроена колокольня. Среди чтимых святынь - ковчежец с частицей мощей свт. Игнатия (Брянчанинова) (привезен из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря ), др. ковчег с частицами мощей Дивеевских преподобных Александры, Елены и Марфы, Казанский образ Божией Матери, икона «Неувядаемый Цвет» и образ св. блгв. кн. Александра Невского, до 1930 г. пребывавшие в монастырском храме, а затем сохраненные омскими монахинями и возвращенные в Казанскую ц. Также почитается образ Божией Матери «Всецарица». Решением Синода от 3 дек. 1994 г. при Казанском храме возобновлен О. м., духовником и старшим монастырским священником назначен Иоанн Бабяк. Ок. 2000 г. в обители проживали 3 монахини и неск. послушниц, но к 2018 г. монастырская жизнь пресеклась, Казанский храм является приходским. С 1998 г. при церкви действует воскресная школа для детей и взрослых, размещенная в бывш. заводском здании (70-е гг. XX в.). Рядом с О. м. поставлен памятник (1994), на к-ром увековечены имена омских сестер, пострадавших в годы репрессий, в т. ч. игумений Елены, Гавриилы и Евпраксии, схимонахинь Антонии и Аполлинарии, монахинь Ксении, Макарии, Ангелины, Варвары, Магдалины, Евпраксии, Марины, Марии, Серафимы, Ирины, Ариадны, Аркадии, Софронии.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

В. А. Комаровский (Владимир Иконописец). 2014 г. Иконописец Г. Ю. Лошиц (ц. Вознесения г. Ростова Ярославской обл.) В. А. Комаровский (Владимир Иконописец). 2014 г. Иконописец Г. Ю. Лошиц (ц. Вознесения г. Ростова Ярославской обл.) . Вместе с ним был подвергнут аресту его 18-летний сын Алексей, приговоренный к 3 годам лагерей. До 1937 г. К. работал в издательствах, участвовал в росписи интерьера Казанского вокзала в Москве (по эскизам Е. Е. Лансере), создал ряд монументальных композиций (панорама Москвы в Геологическом музее, серия декоративных панно в детском санатории «Ярополец» и др.), картины из серии «Сказки Пушкина» для павильона игрушек в Измайловском парке, эскизы росписи актового зала Московского ун-та на Моховой. К 1936 г. относится последняя церковная работа К.- роспись алтаря кладбищенской ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Рязани (в наст. время под поздней масляной записью). 27 авг. 1937 г. К. был арестован по сфабрикованному обвинению как «участник контрреволюционной монархической организации церковников, последователей Истинно-Православной Церкви». Расстрелян, похоронен в общей могиле на Бутовском полигоне. Реабилитирован в 1960 г. Среди совр. иконописцев К. почитается как страдалец за веру. В день его гибели служат панихиды; получают распространение изображения К., выполненные в иконописной технике. Арх.: РНБ ОР; ГАРФ; ЦА ФСБ; Архив Церк.-ист. музея Св.-Данилова мон-ря; Архив ц. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Соч.: De l " iconographie//ВРЗЕПЭ. 1979. 101/104. С. 85-93; Письмо об иконописи//Златоуст. М., 1993. 2. С. 252-263; То же//Православная икона: Канон и стиль. К богосл. рассмотрению образа. М., 1998. С. 150-160, 472-473. Лит.: Нерадовский П. И. Из жизни художника. Л., 1965. С. 95, 108, 161, 162; Успенский Л. А. Богословие иконы Правосл. Церкви. П., 1989. С. 436; Комаровский А. В. Пролог//Нов. журнал. Н.-Й., 1991. Кн. 183. С. 308; он же. Воспоминания//Там же. 1996. Кн. 198/199. С. 378-379; Зеленская Г. М. Художник В.

http://pravenc.ru/text/1841826.html

4 ноября 2020 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в основание строящейся колокольни была заложена капсула с обращением к потомкам. Глава Нижегородской митрополии в этот же день совершил чин освящения кампанов, которые после богослужения были подняты на колокольню. 15 колоколов общим весом 12 787 килограммов изготовлены на Ярославском колокольном заводе братьев Шуваловых в городе Тутаеве. Главный благовестник звонницы весом 6200 килограммов — дар Президента Российской Федерации Владимира Путина к 800-летию Нижнего Новгорода. На профили колоколов нанесены рельефные изображения икон, посвященных праздникам и святым, в честь которых были освящены исторические храмы нижегородского кремля. Среди них — иконы Преображения Господня (в память уничтоженного в советское время Спасо-Преображенского собора), икона святителя Николая (в честь возрождаемой Никольской домовой церкви при манеже), икона Успения Божией Матери (в память разрушенного Успенского военного собора). Колокольня Спасо-Преображенского собора стояла к западу от него. Она была в виде восьмигранного столпа, с восьмигранной же шатровой крышей. В колокольне издревле были две церкви — во имя святых мучеников Иоанна Воина и Феодора Стратилата. Церкви сгорели во время большого пожара 1715 года. После пожара по наставлению митрополита Нижегородского и Алатырского Сильвестра (Волынского) была возведена каменная колокольня в виде восьмигранного столпа с шатровой крышей. После окончания строительства в 1716 году на нее с Часовой башни кремля были перенесены древние часы, приведенные боем к малым «зазванным» колоколам, общее число которых в начале XVIII века достигло 12. В августе 1918 года кремлевские храмы были закрыты для богослужения. К 1924 году закрытый в течение шести лет кафедральный собор отсырел и стал разрушаться. В ноябре губисполком начал разбирать колокольню при соборе. Губернский музей просил защиты ВЦИК для памятника XVII века, но губисполком успокоил — разборка только «для устранения опасных мест». Однако к 1929 году колокольня была разобрана. В том же году в связи со строительством Дома Советов собор взорвали.

http://patriarchia.ru/db/text/5819696.ht...

В. И. Вахрина, М. В. П. Иконография Известны неск. изображений К., где показано его исцеление от гроба ростовского блж. Иоанна Власатого. Наиболее раннее из них представлено на иконе «Блж. Иоанн Власатый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в., находящейся у раки подвижника в ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери. В основе сюжетных композиций - описание исцелений перед кратким Житием блж. Иоанна 2-й пол. XVII в. (Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блж. Иоанна Милостивого, Власатого, Ростовского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1877. 23. Ч. неофиц. С. 179-182). О 1-м чуде сказано, что у К. в старости «отъяся рука и нога, и всею плотию не владе и ослабе». К., «от места на место не могий двинутися», повелел отнести его к образу св. Иоанна Предтечи и гробу блж. Иоанна Власатого. Во время молебна при чтении Евангелия митрополит «пременися от недуга и нача в себе всем владети… и отыде от гроба здрав и радуяся». Во 2-м клейме иконы К. изображен в земном поклоне перед гробом блаженного. Митрополит облачен в малиновую архиерейскую мантию, на голове белый клобук; у него длинная коричневая борода, более узкая на конце, и широко поставленные крупные глаза. За гробом стоят мужчина-средовек в княжеском одеянии, диакон и священник. Житие с чудесами от гроба блж. Иоанна и эта икона были созданы по заказу ярославского «государева гостя» купца Михаила Гурьева ( Вахрина В. И. К истории создания иконы «Блж. Иоанн Власатый Милостивый с чудесами от гроба святого» XVII в.//XV науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2011. С. 111-124). Другое изображение с исцелением К. представлено среди 5 накладных клейм (медь, чеканка, гравировка, канфарение с серебрением и позолотой) на раке блж. Иоанна, вероятно оформленной к освящению храма в 1767 г. Клеймо размещено с левой стороны в овальном картуше с надписью: «Чудо с[вя]таго Иоанна исцеление митрополита Ростовскаго Кирила». Иконография разработана с использованием текста о чудотворениях от гроба блж. Иоанна, но мастер самостоятельно решил композицию, не ориентируясь на житийный образ. В центре представлен гроб с мощами блж. Иоанна, в ногах к-рого сидит К. с небольшой кудрявой бородой, прижимая к груди левую руку, складки его архиерейской мантии спускаются на пол. В правой части композиции в изголовье гроба стоят священник с Евангелием и диакон, над ними - Казанская икона Божией Матери. За гробом и за К. изображены др. диакон и монахи, перед митрополитом - большая дымящаяся кадильница.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

Д. Б. Кочетов, Е. Э. Спрингис Согласно устному рассказу настоятеля ц. Смоленской иконы Божией Матери в с. Смоленское (ныне в черте г. Ярославля) прот. Прокопия Новикова (происходил из среды беспоповцев , на протяжении всей жизни был связан с заволжской ветвью согласия, после 1945 принял сан иерея, заочно окончил ЛДА; † в нач. 80-х гг. ХХ в.), первоначально сельхозартель называлась «Аксиома». Она была создана представителями согласия бегунов , заволжской ветви беспоповцев (т. н. даниловские, или мельники (мельничные)), отделившейся от «сопелковской веры» в результате полемики 1900-1910-х гг. Создание артели было связано, вероятно, с национализацией паровой мельницы в г. Данилове, давшей название этой ветви «странников» и служившей ее главной «пристанью». А. А. Турилов В Казанском соборе Д. м. были устроены электростанция, зерносушилка, колхозное хранилище, склады, в алтаре - магазин. С 60-х гг. XX в. пустующий собор подвергался осквернению, находился в аварийном состоянии, в пожаре 1980 г. сгорели 5 куполов. В 1988 г. трудами местных краеведов и верующих собор и территория мон-ря были расчищены от мусора. В 1992 г. при Казанском храме был открыт приход, настоятелем к-рого стал свящ. Георгий Усков. Решением Синода РПЦ от 26 дек. 2003 г. Казанский приход был преобразован в жен. монастырь, настоятельницей утверждена мон. Екатерина (Гаева), с 27 марта 2007 г.- настоятельница мон. Филарета (Гусакова). В восстановленном Казанском соборе 22 нояб. 2004 г. архиеп. Ярославский Кирилл (Наконечный) освятил теплый престол во имя свт. Тихона Московского. Сестры живут в небольшом коттедже, поставлена деревянная ограда, в соборе ведутся восстановительные работы, на куполах установлены кресты. В Д. м. хранятся частицы мощей свт. Агафангела (Преображенского) и облачения св. Иоанна Кронштадтского, а также чтимая Казанская икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1918 г. свт. Тихоном. В экспозиции краеведческого музея г. Данилова представлены посох игум. Михаилы, личные вещи еп. Софрония и сестер Д. м.

http://pravenc.ru/text/171337.html

Очень украшают интерьер три роскошные люстры, каждая из которых по мере приближения к иконостасу больше предыдущей. Кстати, Никольская церковь одной из первых в епархии была электрифицирована – в 1901 году. Тогда это казалось уникальным. Даже кафедральный Благовещенский собор получил электрическое освещение на несколько лет позже. Забавный курьез: благочиннический съезд в 1901 году постановил обложить Никольский приход особым сбором в 200 руб. за то, что его пользование электрическим светом (а оно «не есть необходимость, а скорее роскошь») наносит ущерб епархиальному свечному заводу. В правом углу перед иконостасом в небольшом киоте установлена под стеклом Казанская чудотворная икона Божией Матери – один из старинных и почитаемых списков с первоявленного образа (другой особо почитаемый список – в церкви Ярославских Чудотворцев). Риза ее увешана крестиками-пожертвованиями от тех, кому Пречистая Богородица помогла по молитвам перед этим Ее образом. Ежегодно на праздник Казанской иконы (21 июля и 4 ноября н. ст.) образ выносится на середину церкви, а торжественную службу и молебен обычно проводит сам Высокопреосвященнейший архиепископ Анастасий. Именно перед этой иконой стоит удивительный по красоте серебряный подсвечник высотой в человеческий рост – единственный старинный подсвечник, сохранившийся в Никольском соборе. Основание его – как у гигантской св. чаши, середина расширяется, как литой тульский самовар, вершина – опять как чаша. Края чаши украшены восемью головками Херувимов и восемью отростками в виде больших раскрытых цветов – для самых крупных свечей. Над подсвечником почти всегда – целый куст трепетных огоньков. Люди очень любят эту чудотворную икону и постоянно ставят к ней свечи. Благодаря этому, святой образ можно сразу отыскать взглядом среди всех остальных – его легко найти даже человеку, первый раз в жизни вошедшему в этот храм. Из других почитаемых икон Никольского собора можно назвать: Феодоровский образ Божией Матери – старинный, в сверкающей ризе из цветного стекляруса, чуть левее Казанской иконы (в отдельном киоте); образ Божией Матери «Всеблаженной» – отмеченный мироточением; очень маленькую (так называемую «вершковую») икону свт. Николая Чудотворца, вставленную в равноконечный крест и помещенную вместе с ним в раму под стекло – тоже рядом с Казанской чудотворной иконой; икону преп. Сергия Радонежского с частицей его мощей.

http://sobory.ru/article/?object=06598

Школа содержится на местные средства. Школа находится при церкви, за оградой церковной, на земле, уступленной градским обществом, в числе 200 кв. саж. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик. Причтового капитала 21 633 руб. 50 коп. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Храм Казанской иконы Божией Матери - самый старый в Рыбинске. Изначально маленькая церквушка, построенная в 1697 году, а через сто лет украшенная прекрасными росписями, венчала Казанскую улицу; в наши дни она теряется среди неухоженных жилых домов и странного вида построек. А между тем эти постройки - всё, что осталось от некогда располагавшегося здесь храмового комплекса... Ещё в начале XVII века здесь, на берегу реки Черёмухи, находился мужской монастырь. Его описания сохранились в Писцовых книгах тех лет: " Монастырь Казанской Богородицы, огорожен забором, вдоль того монастыря от передних ворот к реке Черемхе 28 сажень, поперёк от сторонних ворот 24 сажени, а на монастыре церковь Пресвятые Богородицы Казанские деревянная клецки " . Из этой записи можно сделать вывод, что обитель была достаточно бедной - всего одна церковь, да и та весьма скромная, с убранством незавидным: " По иконе убрусец шит шёлком, пелена камчатая белая, перед образом свеча поставлена деревянная... Царские двери со святители, сень и столбцы писаны по вохре... Деисусов в двух тяблах 21 икона, паникадило медное о 5 шандалах " . Рядом ещё находилась деревянная " колокольница " с четырьмя небольшими колоколами. Что стало с обителью впоследствии? Как пишет краевед XIX века М. Гомилевский, монастырь " уничтожился сам собой " , то есть в какой-то момент естественным образом обезлюдел и прекратил существование без чьего-либо вмешательства. На его месте к началу 90-х годов XVII века существовал так называемый убогий дом - приют для нищих. А в 1697 году на прежнем " церковном месте " возвели каменный храм и освятили его, как и прежний, в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=03043

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы. Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день. Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной. Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

http://pravoslavie.ru/1947.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010