Новая церковь построена на другом месте к северу от Воскресенской церкви. Она освящена в честь образа Казанской Богоматери, чудотворная икона коей издревле находится в сих церквах. Иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но не высоком стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана афреско священными изображениями из Ветхого и Нового завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами». Пока это единственное свидетельство, которое уверенно и точно указывает на время росписи церкви, храмозданная надпись, к сожалению, утрачена. Программа стенописи курбского храма отличается сложностью, которая соединяет в себе общее каноническое начало и творческое преломление общезначимых и обязательных моментов в условиях сложной архитектурной конструкции. Стилистика росписей обусловлена как продолжением ярославской традиции знаменитых росписей, характерных для Ярославля еще второй половины XVII - начала XVIII века, так и многословием барочной системы, присущим времени их создания (1796-1799). Композиции на библейские и евангельские темы расположены ярусами, каждая из них заключена в рамку или медальон. Различными сюжетами покрыты не только своды и стены, но и столбы, своды и откосы окон и порталов, подоконники. Самой главной точкой любой храмовой росписи является изображение в скуфье центральной главы храма. Здесь всегда присутствует изображение Спасителя в разных иконографических вариантах. К сожалению, росписи верхней части интерьера храма сильно закопчены и повреждены, а в куполе - практически утрачены. Поэтому мы не можем с абсолютной уверенностью определить данный сюжет. В нижней части поверхности свода остатки росписи позволяют угадывать изображение ангельских чинов, идущие в несколько рядов по периметру нижней части композиции. В верхних частях окон, находящихся на каждой из сторон лоткового свода, живопись сохранилась лучше, и здесь можно видеть изображения херувимов. Грани восьмерика, поддерживающего свод, также расписаны сюжетами. Длинные грани - по два в двух рядах, к ним добавляется также роспись плоскости в нижней части стены восьмерика над аркой, переходящей в опорный столб. Каждая короткая грань заполнена тремя сюжетами, расположенными друг под другом. Здесь размещены сюжеты, связанные с историей семи мучеников Маккавеев.

http://sobory.ru/article/?object=06024

http://pharisai.at.ua/publ/19-1-0-49 В 1770-е годы за Провиантским складом и острогом размещались казармы расквартированных полков и гарнизона Харькова. Между нынешними улицами Чернышевской и Пушкинской размещался внушительный «военный городок», его население в конце XVIII столетия состояло из 2000 человек. Конечно, в каждом полку была своя походная церковь и полковой священник, а вот внутренний батальон, офицеры и солдаты драгунской школы, квартирмейстеры военных магазинов такой церкви не имели. Поэтому в 1771 году для этих целей по проекту губернского архитектора Петра Ярославского была построена воинская каменная церковь Рождества Богородицы во имя Каплуновской иконы Божией Матери. Предполагалось посещение до 300 человек. Как известно, эта икона является списком с Казанской иконы Божией Матери и была обретена в селе Каплуновка Богодуховского уезда. Почитаясь всеми богомольцами, которые следовали из Киево-Печерской лавры в Святогорскую обитель и обратно, она прослыла чудотворной и в 1709 г. пребывала в ставке московского царя Петра I и, по его признанию, принесла победу русскому оружию в Полтавской битве. Именно поэтому воинская церковь и получила своё название – Каплуновская. В 1791 году Рождество-Богородичная Каплуновская церковь уже потеряла своё значение как воинская, было решено использовать земли вокруг неё для нового кладбища городских приходов: Успенского, Троицкого и Николаевского. В 1808–1810 г.г. по проекту профессора архитектуры Евгения Васильева была построена новая каменная церковь уже как кладбищенская, очевидно, по причине ветхости старого храма, возведенного на скорую руку, само кладбище по имени церкви получило наименование Каплуновское. В 1822 году Каплуновское кладбище было запрещено для захоронения, а в 1828 г. и вовсе закрыто. Землю отдали в распоряжение войсковым обывателям (государственным крестьянам). В 1845 году Каплуновское кладбище решили ликвидировать, родственникам усопших предложили перенести прах на новое городское кладбище, не многие, однако же, воспользовались этим предложением. По территории Каплуновского кладбища уже в 1846 г. была проложена дорога к новому городскому кладбищу – Иоанно-Усекновенскому. Любопытно, что государственные крестьяне тут же начали застраивать территорию бывшего кладбища, местному приходскому священнику едва успели выделить участок земли для постройки дома. Даже вновь проложенную дорогу, не имеющую ещё официального статуса, застроил унтер-офицер Кандыба, в результате пришлось прокладывать новую. А в 1848 году последовал указ об ограждении уцелевшей части кладбища вокруг храма, всё возведённое крестьянами разрешили оставить в их распоряжении.

http://sobory.ru/article/?object=33250

А может быть, эта икона хранится где-то и ждет своего часа, чтобы быть обретенной достойными людьми и явиться знамением спасения нашего Отечества? Много сохранилось чудотворных списков этого образа: в Москве, Казани, Петербурге, в других городах. Имя Казанской носят Ярославская, Вязниковская, Тобольская, Каплуновская, Тамбовская, Пензенская, Песчанская, Чимеевская, Высочиновская, Вышенская и другие иконы. Как свеча от свечи передается благодатное пламя от одной иконы к другой. В Петербурге открылся для богослужений Казанский собор, бывший в советские годы музеем атеизма. И у нас в Москве на Красной площади, как когда-то, рядом с Иверской часовней — храм Казанской иконы Божией Матери. Богу все возможно, но надо, чтобы наша вера не угасала. Чтобы она загоралась живым огнем в наших сердцах и распространялась по всей русской земле. Богу все возможно, но надо, чтобы прежде всего не было у нас уныния, чтобы среди нынешнего пожарища и пепелища у православных людей не опускались руки. Чтобы мы с тем же упованием, которое явили когда-то христиане в Казани во времена агарянских гонений, вверяли свою жизнь Господу. Чтобы каждый из нас терпеливо исполнял свое дело, земное и небесное, с надеждой на заступничество Божией Матери. Нет ничего невозможного для Бога. И Божия Матерь заступится за нас. Но при одном только условии, как свидетельствует сегодняшний праздник. Если будут у нас дети — чистые, нерастленные, способные принять то, что хочет предложить Господь. Если будет у нас святое священство, достойное этой милости. Здесь, пожалуй, корень всего. Мне приходилось как-то рассказывать об одной старой схимонахине. Как ни придет к ней батюшка, все застает ее плачущей. «О чем плачешь, матушка?» — спрашивает ее. «О детях и о священниках, — отвечает она. — Как не плакать?» Воистину невозможно не плакать. Наша молитва должна быть сегодня таким непрестанным плачем — прежде всего о детях и о священниках. Чтобы Господь помиловал нашу Россию, чтобы мог наш народ среди полного сегодняшнего разорения принести этот дар — самое драгоценное, что есть у него, — Господу.

http://moral.ru/kazanskaya-ikona/

УЛЕЙМАНСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, в 10 верстах от уездного города Углича, при речках Улейме и Воржехоте. О времени основания сей обители неизвестно. Упоминается же о ней еще в начале XVI века. Здесь три каменные церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, с приделом Феодора Стратилата; 2) Введения во храм Пресвятой Богородицы, теплая; и 3) Живоначальной Троицы, над св. вратами. ИСАКИЕВСКАЯ, пуст. муж., в 60 верстах от уездного города Пошехони, близ села Исакова; находится под управлением игумена. Основана, по случаю явления на сем месте, в январе 1659 года, чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, честного Ее Рождества. Здесь соборная церковь Рождества Богородицы, с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи. В главном иконостасе находится означенный явленный образ, ныне именуемый Исаковским, которому празднество совершается 8 сентября. ДОРОФЕЕВСКАЯ-ЮГСКАЯ, пуст. муж., в 15 верстах от уездного города Рыбинска, при реках Юге черном и Юге белом. Основана в 1615 году, при Ростовском митрополите Варлааме Старцем Дорофеем. Здесь четыре церкви: 1) Соб. Сошествия св. Духа, с которой находится принесенная сюда Старцем Дорофеем из Псковопечерского монастыря икона Божией Матери-Одигитрии, называемая ныне Югскою; празднество ей совершается 28 июля; в это время она бывает носима в крестных ходах по окрестным селениям, в сопровождении множества усердствующих и возвращается в обитель чрез долгое время. В нижнем этаже сей церкви находится гробница основателя Дорофея, над которою устроена в последствии времени малая церковь и престол во имя св. Дорофея, Епископа Тирского. 2) Успения Богородицы, теплая. 3) Николая Чудотворца. 4) Молчанской Божией Матери, больничная. КАЗАНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Ярославле. Основан в 1605 году, при царе Василии Иоанновиче Шуйском. В нем две каменные церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, с приделами: св. Параскевы Сербской, Климента Папы Римского и Петра Александрийского . В недавнем времени церковь сия, по ветхости, построена вновь, в изящнейшем вкусе, и освящена в 1845 году. 2) Иоанна Предтечи над вратами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В обители почивают мощи преподобного Аврамия Ростовского, архимандрита. В обители почивают мощи святителя Димитрия Ростовского, под спудом — мощи святителя Иакова Ростовского . Хранится Ватопедская икона Божией Матери. В Борисоглебском монастыре подвизался прп. Иринарх, затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польскими войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами. В монастыре возле ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х годов XX в.), в которой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки. В кон. 90-х годов XX в. Угличский музей передал в Борисоглебский монастырь часть вериг подвижника. Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле, в настоящее время его мощи почивают под спудом в Илиинском приделе Борисоглебского собора. В соборе почивают мощи святителя Леонтия Ростовского . Тутаев [ править править код ] Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Одна из наиболее почитаемых икон собора – огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким. Углич [ править править код ] У левого клироса находится ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова) , убиенного 25 мая (8 июня) 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя-изувера. Вскоре мощи были чудесно обретены и прославлены церковной комиссией. Уже его родители строившие храм на могиле сына, молились ему. Ярославль [ править править код ] По легенде, перед основанием Казанского монастыря произошло необычное явление Ярославской Казанской иконы Божией Матери; она была привезена в город Романов в 1588 году. При разграблении Романова в 1609 году икону вывезли. Затем она была выкуплена в Ярославле. С 2002 г. возрожден старинный крестный ход с Казанской иконой до Тутаева (бывший Романов-Борисоглебск). С 2000 г. в казанской обители покоятся чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомученников и исповедников.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

(b) два сосуда для благословения хлебов, серебряные, весом 34 золотника г]; (c) две серебряные кружки, весу в первой – 2 фунта 39 золотников г], во второй – 2 фунта 23 золотника г]; (d) блюдо серебряное, весом 1 фунт 59 золотников г]. XI. Ризница. 1 . Покровы для святых даров: (a) красной камки с низаным по ней шелками образом Спасителя с двумя Ангелами – вклад Ильи Даниловича Милославского, отца царицы Марии Ильиничны; (b) два золотых покрова с жемчугом, неизвестно чьи. 2 . Покровы на раку преподобного Никиты: (a) особенно замечательный по художественной отделке покров – вклад Милославских. На нём белым шёлком вышит образ преподобного Никиты, – венец и схима низаны жемчугом, – в венце 4 камня вишнёвого цвета и 5-й бронзовый, внизу три нитки жемчужные, мелкие, два креста с подножием и 7 небольших крестов. Вокруг покрова вышиты золотом тропарь и кондак преподобному и надпись: «Сей покровъ преподобнаго отца нашего Никиты Столпника Переславскаго чудотворца, дaяhie Ильи Даниловича Милославскаго и боярыни Катерины едоровны въ монастырь преподобнаго чудотворца Переславскаго на гробъ, на nokpobehie, по haмpehiю своему, и по отцахъ и по родителей своихъ 7165 (1657 г.), а возобновила оный покровъ генералъ-аншефа Петра Ивановича Стршнева жена его, Наталья Петровна Стршнева, урожденная Яковлева. Преподобне, молитвенниче о душахъ нашихъ»; (b) золото-серебряного глазета – вклад графа Михаила Владимировича Толстого в 1869 году. Из облачений священнослужителей – риз и стихарей, замечательных по древности и лицам – жертвователям, не видно. Есть набедренник с шитым золотом образом преподобного Никиты, неизвестно кем пожертвованный. 3 . Митры: (a) красного бархата шита золотом – вклад графини Орловой; (b) шитая золотом с жемчугом – вклад ярославской девицы Рукавишниковой; (c) шитая золотом с жемчугом и стразами – вклад переславского купца Алексея Чечелёва в 1853 году. XII. Иконы, хранящиеся в ризнице. Из них особенного внимания заслуживают: 1 . Казанской икона Божией Матери, шита золотом и серебром по красному атласу. Вокруг иконы вышит золотом и серебром тропарь «Заступнице усердная»; значился в описи 1701 года;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В главном иконостасе находится особо чтимая Казанская икона Божией Матери, взятая из Кронштадтской молельной отца Иоанна. В среднем этаже находятся покои основателя монастыря отца Иоанна, в коих останавливался он во время своих частых посещений обители, как было при жизни почившего. Таковых покоев 3: зала для приема почетных посетителей, кабинет с письменным столом отца Иоанна и молельная его. В этом же этаже помещаются кельи настоятельницы, сестер и трапеза. В нижнем находится церковь преподобного Иоанна Рыльского, а под ней маленькая церковь во имя святых пророков Илии и царицы Федоры, соименных родителям отца Иоанна. Церковь эта служит усыпальницей молитвенника и печальника православной России, всенародно чтимого пастыря, отца Иоанна, скончавшегося 20 декабря 1908 года. Над могилой его устроена художественная из белого мрамора гробница с изображением на ней креста. На нее возложен тот самый белый парчевый покров, которым покрыто было тело отца Иоанна в гробу. Ежегодно 30 июня, в день монастырского храмового праздника, после литургии совершается вокруг монастыря крестный ход, разрешенный Священным Синодом в 1911 году (см. о Вауловском ските Ярославской епархии). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Петроградская сторона Санкт-Петербурга с конца XIX века становится самой быстро растущей частью города. Особенно интенсивное строительство развернулось, главным образом, на Каменноостровском проспекте, Песочной улице и набережной Карповки. В XX веке, в послевоенные годы на фоне пострадавшей архитектуры города после Ленинградской блокады, загадочно и, в некотором роде мистически, выглядело обособленно стоящее и при этом величественное здание на набережной Карповки. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (наб. р. Карповки, 45; ул. Профессора Попова, 36) расположен настолько удачно на берегу реки Карповки, что он виден со многих ближних и удаленных от монастыря видовых точек, прилегающих к нему кварталов и улиц. Монастырь был задуман как подворье Иоанно-Богоявленской женской монашеской общины, созданной Иоанном Сергиевым (Кронштадтским) в 1899 году в своем родном селе Сура на берегу реки Пинеги.

http://sobory.ru/article/?object=00751

«Когда в 2002 году я можно сказать впервые пришел на Ярославскую землю, то про Годеновский крест практически никто не знал. За 20 последующих лет Годеново стало местом всенародного поклонения — тысячи людей приезжают туда, дабы приложиться к великой святыне. За 600 лет народная память несколько стерлась, но сегодня эта святыня вновь с особой силой возвращается в нашу с вами жизнь. Этот Крест пережил многие испытания, его пытались уничтожить, но он остался целым, потому что карающая рука Господня сразу же посещала хулителей. Святыня пребывала долгое время на месте явления в Крестосошественском монастыре, потом его вынужденно перенесли в селение Годеново, где впоследствии было образовано подворье Переяславского Никольского женского монастыря. Там крест получил дочернюю заботу и детскую любовь от монахинь и расцвёл благодатью, которая стала источаться на многих и многих. (…) Мы благодарны нашему отцу Святейшему Патриарху Кириллу, который благословил пронести освященную копию этой святыни по всей стране.…» Позже, давая интервью, он дополнил сказанное в Казанском соборе важными словами о значении Годеновского Креста, его копии и нынешнего Крестного Хода: «Сегодня храм, где он стоит, одно из самых почитаемых мест в стране. Эта копия Годеновского Креста сегодня передает благодать от первоисточника для всех тех, кто живёт здесь, кто молится. Мы надеемся, что сила честнаго животворящего Креста Господня нас сохранит, укрепит, утвердит в вере, даст мир и благополучие и прекратит кровопролитие, от которого мы все страдаем, устали, изнемогли уже. Но сегодня гнев Божий за наши грехи таким образом изливается. Надеемся, что народ начнёт по-настоящему молиться, покается в своих ошибках, грехах, и тогда милость Божия вернется на нашу землю», – сказал владыка. Епископ Луховицкий Евфимий в ответном слове отметил, в частности: «Сейчас, когда Отечество наше переживает непростые времена, очень важно всем нам сплотиться вокруг наших святых и вокруг наших святынь. Поэтому так важно, что сегодня в этом соборе находятся две величайшие святыни — Казанская икона Божией Матери и Животворящий Крест….».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/12/go...

Ярославской градской Николо-Тропинской церкви настоятель священник Василий Петровский, ЯЕВ 49 от 3 декабря 1883 г. Ч. неофиц. Внутренние известия. Ярославль. 29 апреля, сильный в вечеру ветер, перешедший наконец в вихорь, повалил много заборов в городе, повредил на нескольких домах кровли, и сорвал крест, только что в прошлое лето вызолоченный, с Николо-Тропинской церкви за Которостью. ЯГВ 20 от 16 мая 1853 г. Ч. неофиц. О завещаниях в пользу церквей Бывший в государственном подвижном ополчении Ярославский мещанин Егор Федоров Беляев завещал, в случае кончины его, движимое и недвижимое имущество свое в Ярославскую церковь Николо-Тропинскую. К числу движимого имения принадлежит: а) тринадцать икон: 1) икона Спасителя в жемчужной ризе, 2) Воскресения Христова в киоте без украшения, 3) Спасителя и Чудотворца Николая в серебряном окладе, 4) Архангела Михаила в серебряном окладе, 5) Св. Иоанна Предтечи в аппликовой ризе, 6) Животворящий Крест медный, вложенный в доску, 7) Преподобного Макария в серебряном окладе, 8) Святой Живоначальной Троицы в серебряном же окладе, 9) Казанской Божией Матери в аппликовом окладе, 10) Всех Святых в серебряном окладе, 11) Неопалимой Купины без украшения, 12) Святителя и Чудотворца Николая в аппликовой ризе, и 13) Усекновения честной главы Св. Иоанна Предтечи; за сим. б) несколько платья, мебели, чайной посуды и прочее. Недвижимое имущество составляет дом с землею, принадлежащий как помянутому выше завещателю, так равно и двум его братьям, с какового дома следующую на долю Егора Беляева часть сей последний также завещал в пользу Николо-Тропинской церкви, с тем, чтобы братья его, что будет следовать по оценке дома и по разделу, отдали в церковь деньгами. ЯЕВ 4 от 28 января 1862 г. Ч. офиц. Значительнейшие пожертвования в 1869 году поступили: по г. Ярославлю: в церкви: Николо-Тропинскую, от Ярославского купца Павла Градусова священническое и диаконское облачения, стоящие 200 р. ЯЕВ 23 от 10 июня 1870 г. Ч. офиц. О пожертвованиях По донесению благочинного гор.

http://sobory.ru/article/?object=20754

Богомолье Многодневные крестные ходы — это такая же удивительная местная традиция, как и двойные храмы. «История наших крестных ходов начинается в XVIII веке. Каждому из них предшествовало какое-то событие, — рассказывает архимандрит Вениамин (на момент нашей встречи нареченный епископ Рыбинский), организатор и вдохновитель крестных ходов в Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске). — Например, крестный ход с Ярославской Казанской иконой Божией Матери был установлен по такому случаю. Образ Божией Матери Казанский был привезен в Романов из Казани. В годы лихолетья, 1609-1610-е, ее перенесли в Ярославль и по чудесному заступничеству Божией Матери отряды Лжедмитрия II отступили от города. В благодарность в Ярославле был основан Казанский монастырь. Икона осталась в нем. Романовцы стали просить вернуть им святыню, но для Романова сделали копию, а оригинал постановили приносить для поклонения каждый год из Казанского монастыря крестным ходом. Три дня мы идем пешком из Ярославля по левому берегу Волги, заходим в села, деревни, детские оздоровительные лагеря — служим молебны. Несколько дней икона стоит в Воскресенском соборе, а потом мы так же три дня возвращаем ее обратно по правому берегу Волги. Таким образом обходим все наши окрестности». В воротах – самая большая в православном мире икона Спасителя, одна из самых почитаемых святынь Ярославской земли. Есть еще крестный ход с самой большой в православном мире иконой Спасителя, которая в особом киоте находится в Воскресенском соборе города Тутаева, где служит нареченный владыка Вениамин (Лихоманов): «В 1238 году Ярославль был разграблен монголо-татарами, многие ярославцы бежали из своих домов туда, где теперь находится город Тутаев, срубили себе дома. Поставили деревянный храм и для него написали образ Спасителя « в небо». Он крепился на потолке — поэтому икона такого большого размера». В XVIII веке свщмч . Арсений (Мацеевич) вывез икону в Ростов. Через 44 года жители Романова стали просить вернуть святыню. Ее принесли на руках из Ростова Великого. В том месте, где духовенство и жители города ее встречали, образовались источники. Тогда установили праздник этой иконы и однодневный крестный ход вокруг города — в десятое воскресенье по Пасхе. Икону обносят вокруг города, заходят в больницы, дома престарелых. Многие прохожие присоединяются к процессии, чтобы пройти хотя бы часть пути.

http://pravmir.ru/yaroslavl-bogomolem-vz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010