Вместо этой ветхой деревянной церкви в 1795–806 г.г. построен в Тименках каменный храм, существующий здесь и в настоящее время. Престолов в этом храме четыре: в холодном в честь Казанской иконы Божией Матери, Св. Николая Чудотворца и св. Анны Пророчицы, в трапезе теплой во имя св. в.-муч. Георгия Победоносца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя икона св. Анны Пророчицы из прежней деревянной церкви. – Ценностью украшений отличаются ризы на иконах Казанской и Смоленской Божией Матери и серебряное с золочеными украшениями паникадило. – Ризница довольно богатая. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли до 480 руб. в год. Для священника дом церковный, а у псаломщика собственный на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1 дес. 800 кв. саж., пахотной и сенокосной 33 десят.; особого плана на землю нет, а значится она на плане помещичьей земли. Приход состоит из села Тименки и деревень: Сукова (1 вер. от церкви). Костюхина (1 вер.), Бурдинки (½ вер.), Медвежья (4 вер.) и Новоселок (3 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 503 души муж. пола и 504 женского. В с. Тименках имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 50. Холуйский приход Село Холуй на р. Тезе находится в 45 верстах от уездного города и в 110 от губернского. Село Холуй давно известно далеко за пределами Владимирской губернии благодаря тысячам икон, которые массами приготовляются здешними иконописцами и развозятся затем офенями по всем уголкам нашего отечества. Иконописное мастерство существовало в Холуе ужо в XVII столетии; в писцовых книгах 1628–31 г. упоминается в Холуе иконописец Лаврушка Иванов. В конце XVII века встречаются уже мастера, имевшие по нескольку учеников, таков напр. в 1674 г. Ивашка Путилов. – В одной грамоте 1668 г. упоминается, что жители села Холуя «пишут иконы без всякого разсуждения».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Др. чудотворный список с В. и., находившийся до революции в Казанской ц. г. Калуги, известен по рукописному «Сказанию о принесении чудотворныя иконы Казанския Пресвятыя Богородицы из града Вязники в богоспасаемый град Калугу во храм Преображения Господня, что под горою», хранившемуся в б-ке храма. Список был создан по заказу супруги московского купца Т. Н. Судовщикова (Смирнова) Евфимии. По дороге на богомолье в Казань, после молебна перед В. и., впавшая в «расслабление» Евфимия исцелилась. Образ в украшенном жемчугом и камнями серебряном окладе был поставлен в Калуге в ц. Преображения Господня. Летопись чудес, изложенных в сказании, начинается с XVII в. В XVIII в. чудеса были изображены на стенах храма и привлекли внимание посетившего Калугу позднее Н. В. Гоголя. Из др. святынь следует отметить икону Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи, в к-рую был вставлен небольшой серебряный ковчежец с частицей ризы Господней. Этот ковчежец в 1-й пол. XVIII в. «привесил» к чудотворному образу «боярина Николая Григорьевича Строганова житель Семен Дмитриев, сын Истомин». В XVIII в. над могилами Судовщиковых рядом с храмом была выстроена часовня, при входе в к-рую имелось изображение всей семьи, несущей чудотворную икону, с пояснительной надписью: «Здесь покоится прах Московского гостя Третьяка-Тимофея Никитича Смирнова и супруги его Евфимии Симеоновны, принесших чудотворную икону Казанския Богоматери из города Везников в город Калугу, и брата его Константина, в монашестве схимника Кирила, и младенца Василия». Послереволюционная судьба чудотворного списка неизвестна. Арх.: Вязниковский ист.-худож. музей. Собр. ркп. 988, 1025, 1026; ГА Владимирской обл. Ф. Р-357. Оп. 2. 177; ОР РГБ. Ф. 173; Собр. МДА. Оп. 1. 201; РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 18. Ист.: Федоров А. Ист. собр. о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Т. 22. Отд. мат-лы. С. 189-196; Орлов В. М. , прот. Сказание о чудесах, бывших от Вязниковской-Казанской иконы Божией Матери, в точности списанное со старинной рукописи, хранящейся при церк. б-ке Вязниковского Казанского собора. Вязники, 1907; Сказание о чудотворных иконах Богоматери. Коломна, 1994. С. 440.

http://pravenc.ru/text/161155.html

В 1810–18 гг. в Акиншине построен существующий ныне каменный храм. Престолов в этом храме два: главный в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы, в трапезе в честь Покрова Пресв. Богородицы. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно вполне. Из св. икон обращают на себя внимание: Казанская икона Пресв. Богородицы в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1779 г., Преображения Господня в такой же ризе 1780 г., Тихвинская икона Божией Матери, писанная в 1728 г., икона Покрова Пресв. Богородицы, Николая Чудотворца Можайского, св. муч. Власия и Модеста, Флора и Лавра с изображением вверху арх. Михаила, из ушей коего идут белые волнообразные слухи. Под ногами угодников две лошади в седлах, тесьму, протянутую к уздам лошадей, держит арх. Михаил; ниже изображены еще три лошади с седоками, одетыми в короткие куртки и в шапках с красными кистями: в правом углу еще несколько лошадей. – Утварь храма довольно богата. В библиотеке сохранилось несколько книг с надписями: 1) Служебник с подписью 1666 г.: «сию книгу приложила попу Федоту Иванову княгиня Ульяна Одоевская в вотчину свою в соло Богородское в церковь Пр. Богородицы Казанския». 2) Минея месячная, приложенная в 1672 г. крестьянином Силуаном Антипиным. 3) Служебник изд. 1674 года. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений, земли церковной и процентов с причтового капитала (725 р.) – до 650 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: под церковью и кладбищем около 1 дес., усадебной 2 десят. 1,200 саж.. лесной 16 десят. 1,530 саж., пахотной около 24 десят.; план и межевые книги на землю имеются. Приход состоит из села Акиншина и деревень: Зубарихи (1 вер. от церкви), Городка (2 вер.), Медведева (2 вер.). Свинова (3 вер.), Яблонцев (3 вер.), Лосьей (4 вер.), Семыни (3½ вер.), Носкова (2 вер.) и Черноморья (1 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 459 душ мужеского пола и 480 женского 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1708 г. вместо двух деревянных церквей в Красном устроен, на средства Гороховецкого купца Ширяева, каменный храм. – В 1817 г. стены холодного храма приподняты накладкою до 3 аршин и с того времени наружный вид храма остается без существенных изменений; внутренние же украшения храма обновлялись не однажды. – Каменная колокольня построена одновременно с церковью. На одном из колоколов есть надпись, что он приложен в 1745 г. П. Ширяевым, «со граждани и с прихожаны». Престолов в храме три: главный – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы, в трапезе теплой – во имя Преображения Господня и Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями Казанская икона Пресв. Богородицы; риза на иконе шита золотом и низана жемчугом, венец и оклад серебряные вызолоченные, в венцах две короны с разноцветными камнями. Другая икона Казанской Божией Матери шита разноцветными шелками, по преданию, княгиней Буйносовой-Ростовской. – На особом аналое в иконе сохраняется напрестольный крест с частицами св. мощей и других свящ. предметов: часть древа Господня, часть ризы Господней, ризы Богоматери, камень гроба Господня, гроба Богородицы, земля из-под гроба Господня, камень с горы Преображения, камень страстей Господних, камень Неопалимые Купины, части св. мощей: ап. Петра, Павла, Иакова, Евангелистов Марка, Луки и Матфея, ап. Фомы, Варфоломея, Симона, Филиппа, архидиакона Стефана, Логина сотника, Василия Велик., Григория Богослова . Иоанна Златоустог о, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских, Николая Чудотворца, преп. Евфимия, Антония Великого , Игнатия Богоносца , Саввы Освященного, Саввы Звенигородского, царя Константина и матери его Елены, кн. Владимира, св. Киприана, Федора Стратилата, Харитона Исповедника. Димитрия Селунского, муч. Нестора и Иоанна Воина. – Когда и кем приложен этот крест, неизвестно. – Сохранилось в церкви напрестольное Евангелие изд. 1628 года. Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (1,169 р.) до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Подробные сведения о создании икон для иконостасов Суздаля и Луганской станицы вязниковцем Пономарёвым также показывают, что усилиями местных живописцев они могли создаваться и на родине. Напр., указания на внешнюю роспись в закомарах и на внутреннее убранство Казанского храма (перестроен в кон. XVII в.) Вязниковской слободы имеются в описи 1702 г. в делах Патриаршего приказа: «…около тое церкви в подзорах писано Отечество и лица разных святых»; «в церкви царские двери, сень и столбцы резные, сквозные золочены травы виноградные в сени писано Вечери… По правую сторону местные иконы образ Всемилостивого Спаса, седящего на престоле… писано золотом и красками…». Далее следует описание местного ряда, «в деисусах» упоминаются 14 икон праздников, по 15 - апостолов и праотцев, тоже писанных золотом и красками; кроме того, 22 иконы Страстей Христовых «писаны краски», 12 икон минейных, аналойные и проч. ( Добронравов, Березин. 1898. С. 293-295). Иконописная мастерская в Мстёре. Фотография. Нач. ХХ в. Иконописная мастерская в Мстёре. Фотография. Нач. ХХ в. Показательны известия о массовых поставках вязниковскими иконописцами икон Владимирской Божией Матери в Патриаршую домовую казну. Популярность этого образа в данном регионе и его востребованность в Москве и во всей России, вероятно, были связаны не только с прославленным первообразом, происходящим из владимирского Успенского собора, но и с местночтимыми списками. Так, о поставках в Патриаршую домовую казну икон Владимирской Божией Матери говорится и в отношении иконников соседнего с Вязниками Гороховца: диакон гороховецкого Благовещенского собора Феодор Степанов в дек. 1691 г. продал 52 такие иконы ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 638). В гороховецкой Флорищевой Успенской муж. пуст. (основана в 1651) в алтаре соборного храма возле жертвенника находилась Владимирская икона Божией Матери, по преданию написанная в 1464 г. Иваном Чировым. Ежегодно вместе с др. монастырской святыней, иконой «Успение Пресв. Богородицы», Владимирскую «Флорищевскую» икону (празд.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Причта при церкви положено: три священника, диакон и три псаломщика. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 500 р., от земли 760 р. и за требоисправления 2,000 р., а всего в год 3,260 р. Причт имеет дома собственные, кроме диакона, который живет в церковном доме. Приход: село и деревни: Оляково, Колесницы, Игнатцево, Теплово, Кожевницы, Бурмакино, Гоголево, Тарасово, Дарьинка, Дубынино, Жигари, малое Подвязново, Манульцево, Богданиха, Могильново, Кочедыково, Пешково, Вантино, большое Подвязново, Горино, Тарбаево, Ясюнино, Калачево, Михалицы, Сватилово, Деревеньки, Юрьмово, Волненка, Антониха, Терешково, Дерябиха и Суховка. – Дворов в приходе 609, душ мужеского пола 1,951 и женского пола 2,221 душа; в том числе раскольников: душ мужеского пола 12 и женского пола 6 душ. В селе существуют три народные школы: церковно-приходская одноклассная – с 1893 года, министерская мужская двухклассная – с 1877 года и земская женская школа – с 1886 года. Кладбищенская Казанская церковь . – Церковь сия построена в 1819 году усердием прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престол в ней один, холодный: в честь Казанской иконы Божией Матери. – Местная храмовая икона Казанской Божией Матери пользуется особенным почитанием и благоговением прихожан; эта икона богато украшена золотом, жемчугом и дорогими камнями. При сей церкви имеется теплая деревянная, на каменном фундаменте, церковь , с одним престолом – в честь Всех Святых; время построения сей церкви неизвестно; но возобновлена была и приведена в настоящий вид в 1830 году усердием Шуйского купца Григория Прокопиева Медведева. До учреждения в 1704 году монастырских штатов при Всехсвятской церкви, именовавшейся тогда по главному престолу Казанской, существовал Казанский женский монастырь, – неизвестно, когда и кем основанный. Монастырь был подчинен Николо-Шартомскому монастырю (Ш. у.). Вокруг церкви и всего кладбища построена каменная ограда. При кладбище села Кохмы существует богадельня с своею церковию – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. – Церковь сия перестроена усердием почетной гражданки Елизаветы Семеновой Безеновой в 1874 г. из каменной часовни, существовавшей на кладбище с 1819 года. Престол в церкви один. В церкви находится древний Животворящий Крест Господень, прежде хранившийся в упомянутой упраздненной часовне. Сей Крест, по преданию, принадлежал упраздненному женскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

С благословения патриарха в 1623 году построена была новая деревянная церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца. По писцовым книгам 161 (1653) г. при этой церкви значится двор попов, диаконов, пономарев и просвирницын, 2 дв. церковных бобылей, в приходе двор вотчинников, 153 двора крестьянских и 14 бобыльских; пашни церковной «середние земли» по 10 четей в поле, сена 20 копен. В 1721–24 гг. в Саварне была построена теплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1750 г. обе эти церкви сгорели «все без остатку»: не были даже вынесены антиминсы и запасные Св. Дары. – В течение пяти лет в Саварне вовсе не было храма и богослужение Саварнинским причтом отправлялось в церкви села Сарыева. В 1758 г. построена была новая деревянная церковь во имя Рождества Пресвят. Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца, грамота на освящение была дана епископом Владимирским Платоном в 1754 году. В 1781–85 г. в Саварне была построена другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1828 году вместо деревянных церквей в Саварне начат постройкою каменный храм; постройка его продолжалась весьма долго: трапеза была освящена в 1884 г., а главный храм только в 1848 году. Престолов в этом храме два: главный – во имя Рождества Пресвятые Богородицы, в приделе теплом – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон замечательна Владимирская икона Божией Матери; в приходе и среди жителей окрестных селений она почитается чудотворною; 8 сентября и 28 июня в церковь стекается множество богомольцев; риза и венец на иконе серебряные вызолоченные, убрус жемчужный; время написания иконы неизвестно, но она упомянута уже в церковной описи 1753 года. – Сосуды церковные серебряные – одни 1761 г., а другие 1797 года. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников около 400 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской - в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: " Усердное приношение Донского войска " . Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы. Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го - у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день. Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной. Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ИОАКИМ ШАРТОМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иоаким Шартомский. Икона работы Л. С. Узловой. 2005 г. Шартомский Никольский монастырь Иоаким Шартомский (+ после 1625), монах Николо-Шартомского монастыря , преподобный Память 9 сентября (местн. в Шуе и Суздале, РПЦЗ , Греч. ) и в Соборе Ростово-Ярославских святых До начала 1620-х годов подвизался в Борисоглебском на Устье монастыре Ростовского уезда, стал учеником преподобного Иринарха Ростовского (+ 1616): " Сего ж Илинарха ученицы… затворник Иаким, иже у Николы в Шартомском монастыре бысть в Суздалском уезде. Сей сослан бысть в Соловецкой монастырь Суздалским архиепископом Иосифом киевлянином " . Вероятно именно он около 1623 года написал Вязниковского списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы . В Сказании о Казанской иконе Божией Матери из Воскресенской церкви в Суздале ( " Месяца ноемвриа в 23 день воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския, списанное с истории, сущия в церкви Воскресения Христова, что за рядами во граде Суждале " ), включенном в соч. А. Фёдорова " Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале " (сер. XVIII в.), рассказывается, что прп. Иоаким " ...в обители святаго Николая Чудотворца, яже на Шархме реце … житие проходя затворническое, пребывая присно в келлии своей, никамо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше... непрестанно же в вечер, утро и полудень на молитве пребываше... Бе же сей… изряден художник иконнаго писания… Иконы же, яже написоваше, не за цену продаяше, но туне, без всякия мзды святым Божиим церквам и многим обителем… на благолепие отдаяше " . Поскольку святой не брал денег за написанные им образы, Господь наделял иконы благодатью чудотворения. Чудотворным почитался написанный им образ Пресв. Богородицы, хранившийся в Шуе (свящ. Н. Миловский считал, что это была Кипрская икона из Спасской церкви, которая была построена над братской могилой жителей Шуи, убитых в 1619 при нападении на город поляков и " воровских людей " ).

http://drevo-info.ru/articles/21053.html

Престолов в церкви два: главный – в честь Успения Божией Матери и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. При Успенской церкви имеется теплая церковь , каменная же, с одним престолом – в честь Казанской иконы Божией Матери; построена в 1775 году усердием прихожан. Колокольня и ограда каменные. Из св. икон, имеющихся в церкви, особенным почитанием прихожан пользуется Иерусалимская икона Божией Матери, чтимая ими за чудотворную. Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1895 году и хранится в церкви. Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 380 руб. 9 коп., от земли 65 руб. и за требоисправления 600 руб., а всего в год 995 руб. Дома причт имеет собственные на церковной земле. Приход: село и деревни: Вихорево, Кудрино, Иванцово, Тепляково, Авдеево, Михалево, Новинки, Спасцово и Березники. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 6 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 240, душ мужеского пола 960 и женского пола 1,152 души. С 1886 г. в селе существует церковно-приходская школа. Семеново-Высоково Село Семеново-Высоково, при колодцах, от уездного города находится в 12 верстах, а от губернского города в 125 верстах. Высоково в первый раз упоминается в «грамоте Царя Иоанна Грозного в Шуйский стан, в сельцо Леньково. братьям Лазаревым, от 1574 года» 17 ; из этой грамоты видно, что Высоково во второй половине XVI столетия было деревней и принадлежало Семену Лазареву; а по смерти его, в 1574 году перешло во владение сыновей его: Ивана, Гавриила и Феодора Семеновых Лазаревых; очевидно, Высоково называется Семеновым но имени своих старинных владельцев. Время основания в селе церкви неизвестно. В XVIII столетии в селе существовала деревянная церковь в честь Св. Живоначальные Троицы. В 1829 году, вместо обветшавшей деревянной церкви, усердием прихожан сооружена ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольнею и оградою.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010