В сказании о чудесах от Казанской иконы Божией Матери, находящейся в Вязниковском соборе, повествуется, что в 1624 году окт. 11-го, по указу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета, архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием и другими командированными лицами произведено было «свидетельство чудес от Казанской иконы Божией Матери». В присутствии членов комиссии совершилось 13 окт. два чуда. В этой выписке не названа церковь , в которой находилась Чудотворная икона. Но в делах патриаршего казенного приказа под 160 (1652) г. упомянут Богородицкий протопоп, а в 161 (1653) г. названа Соборная Казанская церковь 81 . Принимая во внимание эти отметки и надписи на сохранившихся кресте и кадиле (см. ниже), можно полагать, что и до постройки каменного Казанского собора в Вязниковской слободе существовала церковь в честь прославившейся чудесами иконы Богоматери. По писцовым книгам 161 (1658) года у соборной Казанской церкви значится двор протопопов, 2 дв. поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 8 дв. церковных бобылей; в приходе двор прикащиков, 260 дв. крестьянских, 33 дв. вдовьих, 34 дв. нищих, пашни церковной середние земли по 30 чети в поле, пустошь Ореховка на речке Волчинке пашни по 15 чети в поле, пустошь Захарьинская за р. Клязьмою – пашни лесом поросло по 15 чети в поле, сена за р. Клязьмою у Выльских озер, у Деева истоку и у озера Керхи на поженке 50 копен, пустошь Махлацово – пашни худые земли по 10 чети в поле, сена на поженке Луховской 50 копен (владеют по государевой грамоте 147 г.). В 1670–74 г. г., по свидетельству писцовых книг, построена каменная соборная Казанская церковь . На построение ее пошло великого государя Алексее Михаиловича дворцовые казны 934 руб. и 1,400 пуд. железа, церковной казны 264 р. 75 к. и мирского подаяния 473 руб., а всего та церковь стала опричь железа 1,672 руб. 3 алтына 4 деньги да за написание деисусов и праздников отдано было 100 руб. Но постройка оказалась не совсем удачной: через несколько лет «от великой тягости каменных глав в соборной церкви небо все изорвало и связи переломило». Около 1700 г. (точно неизвестно) главы на соборе были переделаны.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

При церкви с 1887 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 37. В дер. Хрычеве с 1873 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 40. Затаеховский приход Затаеховская слобода на р. Лухе и речке Таихе находится в 76 вер. от уездного города и в 150 от губернского. – Так как эта слобода непосредственно примыкает к селу Мыту, то приход часто именуется и более известен под именем Мытского. По преданию, на месте настоящей церкви в слободе существовал когда-то мужской монастырь (местность около церкви и доселе называется монастырем), но никаких письменных свидетельств об этом монастыре не сохранилось. До постройки каменной церкви в прошлом столетии была здесь деревянная церковь . – В 1801 г. на средства крестьянина Ив. Родионова устроен каменный храм. – Трапеза его в 1867 г. расширена. Престолов в храме в настоящее время три: главный – в честь Вознесения Господня, в трапезе теплой – в честь Животворящего Креста и Смоленской иконы Божией Матери (устроен в 1877 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Особенно чтим прихожанами и окрестными жителями Животворящий Крест с изображением Распятого Спасителя – древнего письма. Крест этот вынесен из прежней деревянной церкви и прежде находился в часовне близ церкви. Ценностью украшений отличается риза на Смоленской Божией Матери, она низана жемчугом и украшена стразами. Бывшие в церкви оловянные сосуды переданы в древлехранилище братства Ал. Невского. Близ церкви с давних пор существует деревянная часовня. По одному преданию, она построена в память отдохновения на этом месте преп. Макария Унженского, когда он шел к другу своему преп. Тихону Лухскому. – По другому преданию, здесь явилась Казанская икона Божией Матери, которая затем перенесена была в Казанскую церковь села Мыта. Ежегодно 8-го июля бывает крестный ход в эту часовню из Мытской и Слободской церквей. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается около 500 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Над престолом резная сень с шатровым верхом. Сень на 2 колоннах устроена и над горним местом. Главный престол в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери. В правом предалтарии устроен придел во имя Св. безсребреников Космы и Дамиана; время устройства этого придела неизвестно. Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена весьма богато. Драгоценную святыню собора составляет Казанская икона Божией Матери, прославившаяся чудесами еще в XVII веке. Жители города и окрестных селений ежегодно и по нескольку раз почитают своим долгом помолиться перед этой святыней, если не в собственных домах, то по крайней мере в храме. В церкви к началу ХХ в. сохранились: 1) Напрестольный серебряный вызолоченный, унизанный жемчугом крест с частицами св. мощей с надписью: «повелением Великого Государя царя и вел. кн. Михаила Феодоровича… и его благоверной царицы и велик. Кн. Евдокии Лукьяновны и их благородных чад сделан сей крест в Вязники в церковь Пречистыя Богородицы Казанския лета 7150». 2) Серебряное кадило с такой же надписью. 3) Небольшой золотой напрестольный крест с алмазом приложен в 1682 г. царем Федором Алексеевичем во время путешествия его через Вязники во Флорищеву пустынь. 4) Евангелие с подписью по листам: 1688 г. по их Великих Государей царей и вел. кн. Иоанна и Петра Алексеевичей указу сия книга благовествования Христвоа дана в соборную церковь Пресв. Богородицы Казанския, что в Ярополче, в Вязниковской слободе». Причт при соборе по штату состоит из: протоиерея, двух священников, диакона и трех псаломщиков. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (44908 руб. 84 коп.) – до 1750 руб., от земли церковной до 450 руб., от служб и требоисправлений до 1,250 руб. и квартирного пособия от церкви 550 руб. в год, всего до 4000 руб. Домов церковных для членов причта нет. Земли при соборе: пахатной 109 десят. 1899 саж., сенокосной 69 дес. 2001 саж., дровяного леса 47 дес. 887 саж. и лесной поруби 100 дес., всего 326 дес. 2187 саж.; план и межевые книги на землю имеются.

http://sobory.ru/article/?object=48635

Казанский скит (Акиньшино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский скит в Акиньшино основан в 2001 году. Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в XVIII веке на месте деревянного храма XVII века, основное сооружение скита. Содержание История [ править править код ] Село Акиньшино находится в Вязниковском районе Владимирской области на левом берегу реки Тара в 5 км на юго-запад от посёлка Мстёра, известного на весь мир своей иконописью и лаковой миниатюрой. Село Акиньшино, как и Мстёра, принадлежали к имениям князей Ромодановских и местность называлась пустошью " Алатырь, Теренинское селище " ; что записано в выписке из книг Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова да дьяка Фёдора Витова (1628 год). В 1666 году от Ромодановских земли перешли к княгине Ульяне Ивановне Одоевской, а в 1779 году на ризах местных икон встречается первое упоминание о князьях Куракиных. Екатерина Дмитриевна Куракина лично посещала Акиньшино в 1812 году, ища спасение от французов. От Екатерины Дмитриевны село перешло к ее племяннику Д.П. Приклонскому. Он жертвовал богатые вклады Казанскому храму, который стоял в центре села, и открыл при нем в 1843 году народное училище, называемое Дмитриевской школой, Казанский храм был не только религиозным, но и культурно-образовательным центром села Акиньшино. Священнослужители лечили души прихожан, а также обучали их чтению, письму и счёту. Заботились о неимущих; сиротах, принимали паломников. Приход храма Пресвятой Богородицы Казанской включал 9 поселений. Разорение села началось с прихода советской власти, была проведена " коллективизация " , разорили крепкие крестьянские хозяйства, в 1932 году закрыли и осквернили храм Казанской Божией Матери. Колокола сбросили и храм начали использовать как склад. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время фактически от села Акиньшино остался храм Казанской Божией Матери, с 2001 года храм стал основой Свято-Казанского скита Богоявленского монастыря. Святыни [ править править код ] Восстановлен Святой источник и купель. Вода источника уникальна, богата минералами, чиста, холодна и считается святой с древних времён. Источник посещал и совершал омовение преподобный Михаил Верижник, который прославился своими духовными подвигами ещё в первой половине XIV века. Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября Контакты [ править править код ] Адрес: 601408, Владимирская область, Вязниковский район, поселок Мстера, деревня Черноморье, дом 4 Электронная почта: WEDENIEDSEKRETAR@MAIL.RU Паломнику [ править править код ] Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_скит...

В церкви царския двери, сень и столбцы писаны на красках, по правую сторону царских дверей местные образы: Живоначальныя Троицы писан золотом и краски в киоте, на южных дверях св. муч. Антипы, далее – св. Иоанна Предтечи с житием, Положение Господа во гроб; по левую сторону – Владимирской Божией Матери в киоте, на северных дверях Арх. Михаила, далее – Рождества Богородицы, св. муч. Христофора; все образы писаны краски, пред ним 2 лампады да свеча древяная, налеп жестяной. На налое образ Всех Скорбящих Радости с праздники, писано золотом и краски. Над царскими дверьми деисус с праздники 11 икон, паникадило медное об 11 шандалах. В олтаре на престоле антиминс печатной, за престолом образ Пресв. Богородицы Казанския, а по другую сторону Николая Чудотворца; на жертвеннике сосуды оловянные, звездица медная. Колокольня на столбе, на ней 3 колокола. В монастыре 13 келей – крыто драньем, в них живут: иеромонах Макарий, крылошанин, пономарь, проскуряк да 5 старцов; Государева денежного и хлебного жалованья им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаянием. Вкруг тое пустыни по ограде мерою 150 сажен, а каменные и деревянные ограды и башен и пороху и свинцу и воинского снаряду и у врат монастырских караульных воротников нет, потому что тое пустыни слуг служебников и крестьян и бобылей нет и приставить в караульные воротники некого» 104 . В 1764 г. пустынь эта была упразднена и церковь обращена в приходскую. В 1829 году вместо деревянной церкви построен был существующий здесь в настоящее время каменный храм. Колокольня при нем деревянная, построена в 1847 году. Престолов в храме два: главный – во имя Живоначальные Троицы, в приделе теплом – во имя Корсунской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых изображений, имеющихся в церкви, обращают на себя внимание: резная на деке икона Корсунской Божией Матери, в серебряной золоченой ризе, украшенной жемчугом, икона почитается чудотворною, высеченный на камне Животворящий Крест, резное изображение главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца Можайского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

К 1897 г. причт Борисоглебского прихода состоял из священника и псаломщика. Круг прихожан ограничивался крестьянами с. Борисоглебского и близлежащих деревень Ст. и Нов. Вареж. В 1896 г. в приходе насчитывалось 696 чел. мужского пола и 749 женского. В 1896 г. в церковноприходской школе обучалось 48 учеников. После 1917 г. церкви в с. Борисоглебском были закрыты. В 1921 г., по свидетельству акад. живописи И. С. Куликова, «внутри храмов почти ничего не сохранилось древнего и интересного, ни утвари, ни облачений, ни священных книг. Икон тоже нет интересных» (МИХМ. 361. Борисоглебские церкви. Л. 2, 12). 6 окт. 1991 г. на территории мон-ря был совершен молебен. В 1992 г. Христорождественская ц. бывшего мон-ря была передана Владимирской и Суздальской епархии РПЦ. Вскоре на 1-м этаже храма был освящен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1992 г. храм стал подворьем муромского Благовещенского мон-ря. С 2013 г. обитель возрождается как женский мон-рь, настоятельницей является мон. Николая (Бушуева). 22 нояб. 2013 г. по благословению еп. Муромского и Вязниковского Нила (Сычёва) Христорождественский храм стал архиерейским подворьем. При подворье открыт паломнический центр «Евдокия» (гостиница на 80 чел.), действует трапезная, музей «Русского костюма и быта», чайная «Русская изба» и б-ка. Подворье получило в дар копию чудотворной Филермской иконы Божией Матери (икона находится в музее г. Цетине, Черногория). В обители почитается также копия чудотворной иконы Божией Матери «Освободительница», написанная в Иерусалиме и подаренная подворью (икона находится в храме Воскресения Христова, у Гроба Господня). В Христорождественской ц. выставлены частицы мощей святых Петра и Февронии, свт. Николая Чудотворца, блж. Матроны Московской, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Киприана и мц. Иустины, прав. Анны, равноап. царицы Елены и др. Особо почитается частица смоковницы - «дерева Закхея из Иерихона». Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 368 [Приходо-расходная книга Муромского Борисоглебского мон-ря, 1762-1763 гг.]; Д. 369 [Приходо-расходная книга Муромского Борисоглебского мон-ря, 1762-1763 гг.]; Ф. 1433 [Муромский митрополичий дом]. Д. 8. Л. 1-5; Ф. 1209. Кн. 284. Л. 893-894 об., 898, 928 об. [Книга Муромского уезду письма и межевания и меры Якова Колтовского да подьячего Романа Прокофьева, 1627/28-1629/30 гг.]; ГА Владимирской обл. Ф. 562. Оп. 1. Д. 18 [Об упразднении в с. Борисоглебском Муромского округа муж. мон-ря]; МИХМ НА. 361 [Борисоглебские церкви].

http://pravenc.ru/text/2564386.html

Село Кожино на речке Курже находится в 140 верст. от губернского города и в 17 вер. от уездного. До 1764 г. село Кожино принадлежало Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю; оно было приложено в монастырь частию в 1573 г. Марьей Григорьевой Третьяковой женою Кожина и частию в 1588 г. Софьей Никифоровой дочерью Кожина. В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628 года о Кожине отмечено следующее: «в селе Кожине церковь пророка Илии древяна клецки вверх – строение Спасского монастыря и приходских людей, при церкви поп, дьячек, пономарь и просвирница, 4 кельи нищих «питаются от церкви Божией»; в селе двор монастырский, а в нем живут старцы для монастырской пашни, 4 двора монастырских детенышей, 7 дв. крестьянских и 5 бобыльских; пашни монастырской «середние земли» по 40 четв. в поле, крестьянской 39 четв., сена 20 копен, на Клязьме 70 копен и отхожева сена 70 копен, пашни церковной середние земли по 10 четв. в поле, лесу окола села непашенного 20 десятин». По переписным книгам 1678 года в Кожине значатся уже две церкви – во имя св. прор. Илии и Казанской иконы Пресв. Богородицы, при церкви священник, дьячек, пономарь и просвирница, 1 келья нищих, в селе двор монастырский. 16 дворов крестьянских и 20 бобыльских. В 1760–1772 гг. вместо деревянных церквей построен в Кожине каменный двухэтажный храм, который без существенных изменений сохранился здесь до настоящего времени. Главною строительницей храма была, по преданию, помещица Аг. Андр. Оболдуева. Престолов в этом храме два: в верхнем этаже во имя св. пророка Илии, в нижнем в честь Казанской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами икона Николая Чудотворца и икона Московских Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. В церковном архиве сохранилась грамота, данная на освящение храма епископом Владимирским Иеронимом в 1772 г. Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их из разных источников получается до 900 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Из святынь обители самая главная – чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. Образ этот, помещающийся в настоящее время у правого столба в соборном храме, написан по повелению Св. князя Андрея в воспоминание бывшего ему явления Богоматери. Из монастырских торжеств замечателен крестный ход из Боголюбовской обители в город Владимир с чудотворной иконой, которая остается здесь до 16 июня. Это торжественное церковное празднество в монастыре установлено в 1772 году в память избавления Владимирской области от чумы в 1771 году. При обители существует несколько учреждений: школа, больница для монашествующих, гостиница для богомольцев, странноприимный дом и т. п. Боголюбовский монастырь управляется викарным епископом Муромским. Обитель расположена при селе Боголюбове, на линии Нижегородской железной дороги. Борковская Николаевская пустынь в Вязниковском уезде. Эта заштатная общежительная пустынь расположена на левой стороне реки Тезы, в версте от слободы Холуя. Обитель основана в 1650 году князем Иваном Димитриевичем Пожарским, по завещанию его отца, великого гражданина и защитника земли Русской в Смутное время 1612 года, князя Димитрия Пожарского. Когда в этом году князь Димитрий вел российское воинство для избавления Москвы от поляков, то он дал обет построить в случае удачи монастырь на месте своей первой стоянки – недалеко от слободы Холуя. Но благочестивое намерение это было исполнено уже сыном великого воеводы. В 1764 году Николаевский монастырь предположено было упразднить, но уроженец Холупской слободы Астраханский епископ Мефодий в 1768 году возобновил обитель. Этот же архипастырь построил при Борковском монастыре два каменных храма. Один из них – летний, посвященный Пресвятой Троице, а другой – зимний, в честь Казанской иконы Богоматери. К святыням Борновской пустоши должно отнести, прежде всего, древнюю икону Казанской Божией Матери. Образ этот украшен серебряной вызолоченной ризой, с 40 частицами свв. мощей. Здесь же находится и пожертвованный князьями Пожарскими образ Св. Николая Чудотворца. Предание говорит, что это та икона, в честь которой основана и сама обитель. Из достопримечательностей Борковской пустыни заслуживает внимания хранящееся в ризнице обители Евангелие 1662 года. Ежегодно в Борковской обители совершаются четыре торжественных крестных хода: 1 августа, 26 сентября, в Преполовение и в Духов день.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Мч. Павел Елькин. Икона. 10-е гг. XXI в. (кафедральный собор свт. Стефана Пермского, Сыктывкар) Мч. Павел Елькин. Икона. 10-е гг. XXI в. (кафедральный собор свт. Стефана Пермского, Сыктывкар) Николаевич Елькин (23.06. 1876, с. Шошка Усть-Сысольского у. Вологодской губ. (ныне Сыктывдинского р-на, Республика Коми) - 15.09.1937, близ г. Сыктывкара), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из многодетной крестьянской семьи. Окончил Усть-Сысольское приходское уч-ще, также получил профессиональное кузнечное и слесарное начальное образование. До 1902 г. служил в армии, затем 4 года работал на Трубочном заводе в С.-Петербурге. В 1914 г., с началом первой мировой войны, призван в армию и направлен на фронт. В нач. 1918 г. демобилизован, стал активным участником установления советской власти в Коми крае. Во время гражданской войны вступил в РКП(б), был красным партизаном. С февр. 1924 г. жил с семьей в дер. Кочпон (ныне в черте Сыктывкара), работал на Усть-Сысольском лесозаводе, к-рый вступил в строй в 1926 г. Знакомство со ссыльными архиереями и священнослужителями в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Кочпоне повлияло на П., он стал верующим. Также на него оказала влияние жена, которая нек-рое время была старостой Казанской ц. В 1929 г. П. был исключен из РКП(б) «за связь со служителями культа» и за то, что он «активный церковник». С 1934 г. вошел в общину верующих во главе с находившимся в ссылке в Кочпоне Вязниковским еп. сщмч. Германом (Ряшенцевым). 24 февр. 1937 г. арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной группе фашистского толка» и заключен в тюрьму г. Сыктывкара. Проходил по коллективному делу «контрреволюционной группы «Священная дружина»» вместе с еп. Германом (Ряшенцевым) и др. Постановлением Особой тройки при УНКВД Коми АССР от 13 сент. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян в окрестностях Сыктывкара. Место погребения неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2581911.html

2. Напрестольное Евангелие печат. 1627 года. 3. Потир серебряный с позолотою; на поддонке надпись: «сии сосуды в Богоявленский монастырь приложил кн. В. Гр. Ромодановский по приказу брата своего в 1663 г.» 4. Ковчег серебряный для хранения св. даров, поступивший в церковь между 1780–1786 гг. 5. Ковчег оловянный в виде шатровой одноглавой церкви. 6. Дароносица оловянная. 7. Два больших серебряных кадила. 8. Серебряное с позолотою блюдо с гербом кн. Ромодановского. 9. Две серебряных ложки; на ручке одной вырезано: «Johan Rodde an 1689». 10. Медное небольшое паникадило; под ним подвешено яйцо строфокамилово. Другое строфокамилово яйцо в серебряной оправе подвешено к паникадилу в холодной церкви. В особой витрине хранится коллекция древних серег с подвесками, которые составляли приклады в церковь . К числу древних достопримечательностей Мстерских церквей относятся предметы, вышитые и украшенные руками княгинь Ромодановских: 1) Владимирская икона Божией Матери, вышитая разноцветными шелками и золоченым серебром, украшенная жемчугом и разноцветными камнями. 2) Казанская икона Божией Матери такой же работы. 3) Плащаница, вышитая золотом, серебром и разноцветными шелками по темно-зеленой материи. На верхнем поле вышит деисус, на нижнем Николай Чудотворец, преп. Зосима и Савватий, по сторонам св. Алексий, митрополит Московский, и Антоний Римлянин. 4) Воздух, в средине коего вышит золотом, серебром и разноцветным шелком Младенец И. Христос, лежащий в купели. 5) Воздух такой же работы с вышитым посредине изображением Знамения Пресв. Богородицы. 6) Шитая пелена с иконой Корсунской Божией Матери. 7) Пелена из рытого бархата, поля ее шелковые шиты разными узорами. 8) Три древние фелони – две парчевые и одна рытого бархата; оплечья по черному бархату низаны жемчугом с разноцветными камнями, оправленными в серебро, около жемчуга вышито золотом и серебром; кресты и звезды на ризах вынизаны также жемчугом с камнями; на лучшей фелони 13,810 жемчужин. 9) Древняя фелонь атласная белая с шитым оплечьем.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010