В 1879 году усердием купца П. В. Китаева в часовне сделан был иконостас, а в 1880 году тем же благотворителем иконостас был вызолочен. При церкви имеется каменная, довольно обширная сторожка, крытая железом, оштукатуренная и выкрашенная красной краской. Устроена в 1869 году усердием Г. В. Щеколдина. Церковные документы хранятся в церкви: копии метрических книг с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1896 году и также хранится в церкви. Причта положено: священник, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 541 р. 96 к. и за требоисправления 1580 р., а всего в год 2120 р. Причт живет на квартирах. В приходе числится 135 дворов; душ мужского пола 441 и женского пола 542, в том числе раскольников женского пола 1 душа. Троицкая церковь На месте приходской Троицкой церкви до 1764 года находился мужской Троицкий монастырь. Когда и кем монастырь был основан, неизвестно; но в половине XVI столетия он уже существовал; управлялся архимандритами, из коих первым упоминается в 1628 году Варнава. В 1629 году в монастыре было две церкви деревянные: Троицкая с приделом Казанской Божией Матери и Успенская с приделами Иакова брата Господня и Филарета Милостивого. По упразднении монастыря в 1764 году, Троицкая церковь обращена была в приходскую церковь 7 . Существующая Троицкая церковь , зданием каменная, пятиглавая; построена она усердием купцов братьев Стефана и Алексее Посылиных в 1829 году. Колокольня при церкви и ограда каменные же. При сей церкви находится городское кладбище. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Святые Живоначальные Троицы и придельные в честь Успения Божией Матери, в теплом приделе – в честь Казанской Божией Матери. Из священных древностей церкви замечательны: Из св. икон: 1. Икона Святой Троицы в серебряной ризе, с сребропозлащенными венцами, из коих в каждом по три дорогих камня, осыпанных стразами. Икона древняя, принятая по описи от упраздненного Троицкого монастыря. Мерою она 2 арш. вышины и 1¾ арш. ширины.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Царь Иван Грозный повелел устроить на месте обретения иконы храм в ее честь, куда и поместили Казанскую икону Божией Матери; здесь же был основан женский монастырь. Память чудесного обретения иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани Русская Церковь отмечает 8 ⁄ 21 июля. Небольшая икона, обретенная на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. Особенно большое значение получила эта икона в Смутное время (1605–1612), вызванное иноземной польско-литовской интервенцией. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген призвал всех русских «положить души свои за Дом Пречистой». На призыв Первосвятителя в Нижнем Новгороде было составлено ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Дмитрию. И Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство. Несмотря на огромные трудности с оружием и продовольствием, русское войско в октябре 1612 года подошло к Москве. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились ко Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана, Кремль был взят. В память освобождения Москвы установлено было совершать 22 октября/4 ноября празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица. Из множества икон Богоматери, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе: существуют Казанские иконы Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская, Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская и многие другие.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

По указу Владимирской духовной консистории от 27 нояб. 1873 г. усердием вязниковского 1-й гильдии купца Н. И. Никитина были заново выполнены украшения на В. и.: серебряный, чеканной работы позолоченный оклад с венцами, усыпанными драгоценными камнями (в венец Богоматери был вмонтирован золотой крест царя Феодора Алексеевича). Икона была помещена «под зеркальное стекло», вставлена в серебряную позолоченную раму, на широких полях к-рой в 11 клеймах были представлены св. Иоанн Предтеча, 2 архангела, святители, преподобные. Над иконой располагалась жемчужная корона, поддерживаемая 2 ангелами, выше - изображение Триипостасного Божества. Внизу в клейме помещены изображения исцелений, бывших от В. и. При изъятии церковного имущества «в помощь голодающим Поволжья» в 1922 г. общине верующих и духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. Вместо него было конфисковано: «серебряных монет на 2 пуда 7 фунтов, серебряного лома 28 фунтов 36 золотников, 30 золотых монет на 30 золотников и разных золотых изделий весом 1 фунт 72 золотника». Последнее описание В. и. 1923 г. связано с заключением между верующими и органами советской власти соглашения о передаче общине Казанского собора в пользование всего церковного имущества. Икона находилась по левую сторону от царских врат; указан ее размер (10×12 вершков). В наст. время В. и. (51,5×40,8 см) помещена в раме и киоте справа перед алтарем в Крестовоздвиженской ц. Икона, датируемая 1-й четв. XVII в., закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом 1875-1876 гг. работы московских серебряников (мастер И. В. Захаров, пробирный мастер Н. Свечин), выполненным для др. иконы. Кроме главной храмовой святыни в Казанском соборе находилась ее копия 1-й пол. XVIII в. в виде складня с образами святых на створках; изображение было выполнено по зеленому полю (реставрирована, за исключением ликов, в 1904). Образ украшала серебряная, позолоченная чеканная риза, одеяние Богоматери и Младенца - жемчуг и драгоценные камни. Именно эта икона участвовала в крестных ходах по городу и окрестным селениям.

http://pravenc.ru/text/161155.html

В приходе существуют земские народные школы: в селе – с 1885 года, в дер. Харитонове – с 1893 года и в дер. Пустоши – вышеописанная Преображенская церковь -школа с 1895 года. Богородское-Чечкино Село Богородское-Чечкино, при колодцах, находится от уездного города в 20 верст., а от губернского в 140 верст. До тридцатых годов XVIII столетия Чечкино было сельцом; в 1730 году владелец Чечкина, князь Иван Алексеевич Урусов основал в нем церковь , которая была освящена в честь Владимирской Иконы Божией Матери 13 ; с этого времени бывшее сельцо стало именоваться селом Богородским-Чечкиным. Новопостроенная кн. Урусовым церковь стояла в селе до конца столетия; а в 1797 году усердием прихожан сооружена новая каменная церковь и освящена в прежнее наименование – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь без особенных изменений существует до настоящего времени. Престол в церкви один, – холодный. Колокольня при церкви каменная же. В 1862 году отдельно от холодной церкви прихожане своими средствами построили теплую каменную пятиглавую церковь . Престолов в ней три: главный – в честь Святителя и Чудотворца Николая (освящен в 1862 г.) и придельные: в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1865 г.) и в честь Зачатия Иоанна Предтечи (освящен в 1872 г.). Из старинных священных предметов в церкви сохраняются: а) старинная икона Владимирской Божией Матери в дорогой сребропозлащенной ризе, украшенной жемчугом, пожертвованная в церковь основателем ее, кн. И. А. Урусовым; б) напрестольный крест, пожертвованный кн. Урусовым; в сем кресте хранились до тридцатых годов настоящего столетия частицы Св. мощей угодников Божиих: 1) Св. ап. Тита, 2) Св. Василия Великого , 8) Св. равноап. кн. Владимира, 4) Св. благоверного кн. Михаила Черниговского, 5) Св. муч. архидиакона Лаврентия, 6) Св. Андрея Стратилата, 7) Св. Феодора Стратилата, 8) Св. муч. Христофора, 9) Св. равноап. Феклы, 10) Св. преподобномученицы Пелагеи и 11) Св. праведные Анны; но в означенное время сии частицы Св. мощей из обветшавшего уже креста изъяты были и вложены в нарочито для них устроенную икону; в) богослужебные сосуды, пожертвованные в церковь в 1785 году тем же кн. Урусовым; на потире имеется следующая надпись: «сии сосуды построены в церковь образа Владимерския Богородицы обещанием Князя Иоанна Алексеевич а Урусова для моления о здравии и поминовении души родителей ево в Суждальскую ево вотчину в село Богородское 1735 года, м-ца Августа 30 дня»; е) два евангелия, из коих одно печати 1656 года, а другое – печати 1758 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

С того времени, как началось возобновление собора, казанская икона Божией Матери перенесена была в Николаевский собор и здесь находилась в течение двух лет. В настоящее время, с обновлением и освящением Казанского собора, чудотворная икона Богоматери находится в этом последнем, по левую сторону царских врат. Священник А.Вознесенский. Статья с сайта: 2 ноября 2012 года , в канун праздника иконы Казанской Божией Матери, на соборной площади города Вязники был отслужен молебен на строительство колокольни Казанского собора. Каменный Собор в честь иконы Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери был построен в 1670-74 годах. Вместе с собором была выстроена колокольня. В 1929 году колокольня была разрушена. Чуть позже та же судьба постигла и сам собор. Восстанавливать ансамбль Казанского собора решили с восстановления его колокольни. До начала работ провели наружные археологические раскопки, определили точное место, где некогда стояла колокольня, ее габариты, составили проектно-сметную документацию. В 2006 году вязниковским меценатом, предпринимателем М.Ю. Вительсом были изысканы 40 свай и забиты под фундамент будущей колокольни. Это стал первый и самый большой вклад.После этого строительство колокольни было заморожено. В апреле 2008 года был создан попечительский совет по строительству колокольни, задачей которого стало изыскание и сбор денежных пожертвований, как от предпринимателей, предприятий, так и от граждан города, области и зарубежья. Заказчиком строительства колокольни является приход Кресто-Воздвиженского храма г. Вязники. Был подготовлен проект строительства колокольни, согласно которому это будет здание, состоящие из двух ярусов и звонницы. Звонницу завершает купол, на котором будет установлен позолоченный крест. Общая высота колокольни составит 39 метров. Колокольня будет построена точно в том месте, где до этого 256 лет стояла прежняя колокольня. Именно здесь состоялся молебен о призвании помощи Святаго Духа на всякое благое дело, возглавил который благочинный Вязниковского района протоиерей Владимир. Ему сослужили: его сын протоирей Сергий Соловьев, благочинный Юрьев-Польского района, а также священник Кресто-Воздвиженского храма протоиерей Андрей Шабанов, диакон Алексий Кокорев. Вместе со священством молились глава района Владимир Лопухов и глава города Роман Кавинов, жители города Вязники. По завершении молебна, каждый из присутствующих мог положить свой камень в стену часовни.

http://sobory.ru/article/?object=48635

Холодная Покровская церковь построена в 1693 году. Престолов в ней три: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах; в честь Покрова Пресвятые Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Теплая Троицкая церковь сооружена в 1817 году тщанием села Иванова крестьянина Осипа Васильева Бандурина с братьями. – Престолов в церкви три: главный – в честь Св. Живоначальной Троицы и придельные: в честь Знамения Божией Матери и в честь Смоленской Божией Матери. Св. иконы, утварь и ризница в церквах богато украшены серебром и золотом. Из св. икон замечательна древняя икона Казанской Божией Матери, украшенная жемчужною ризою с дорогими камнями. Из церковной ризницы по древности и ценности заслуживают особенное внимание: дородоровые ризы, – дар князей Черкасских; дородоровые же ризы, – приложенные купцами Гарелиными и Зубковыми; бархатные ризы, – вклад купца Куваева; серебряной ткани шесть риз и четыре стихаря, – вклад Гарелина и Бакулиной; три ризы с двумя стихарями золотой ткани, – дар братьев Гарелиных; бархатных шесть облачений с четырьмя стихарями, – жертва Кукушкина и Диличенского. В 1882 году к Покровской церкви приписана церковь Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Церковь эта построена в 1882 году усердием мещанина Парамона Коленкова из прежде бывшей часовни того же наименования. В 1887 году она старанием церковного старосты, Шуйского мещанина Ивана Немцева, была расширена и вновь освящена. В 1891 году при церкви построена колокольня усердием того же старосты Немцева. В 1898 году в церкви поставлен новый иконостас, стены расписаны священными картинами и сделана духовая печь. В таком виде церковь существует до настоящего времени. Покровскому собору принадлежат два каменные дома, из которых в одном помещается богадельня, а в другом – имеется палатка для хранения церковного имущества, палатка для склада свеч Епархиального завода, помещение для церковных сторожей и отделение для церковной библиотеки. В церкви хранятся документы: копии метрических книг с 1797 года, исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества, составленная в 1895 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В церкви имеются старинные священные предметы: икона Святителя и Чудотворца Николая, икона Казанской Божией Матери, медный позлащенный крест с частицами св. мощей угодников Божиих и Евангелие печати 1711 года. К Казанской церкви приписана Николаевская села Кувезина, Вязниковского уезда, церковь . Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1882 г. и также хранится в церкви. Церкви принадлежат здания: три каменные часовни без входа и одна деревянная – со входом. Земли при церкви: усадебной 3 десятины, пахотной 30 десятин и при упраздненной церкви в сельце Ромоданове 33 десятины. Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: казенного пособия 392 руб., от земли 30 руб., процентов с церковного капитала 7 руб. и за требоисправления 250 руб., а всего в год до 700 рублей. У причта дома собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни: Яблонцы, Загородки, Константиново, Прудищи, Обращиха и сельцо Ромоданово. Расстоянием от церкви означенные селения находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 105, душ мужеского пола 267 и женского пола 295 душ. С 1889 года в селе существует земская школа и помещается в собственном доме, построенном Таганрогским купцом Кононом Китаевым. Приписная села Кувезина, Вязниковского уезда, Николаевская, церковь . – Село Кувезино, при колодцах, находится от села Овсяникова в 3 верстах, от уездного города в 32 верстах и от губернского города в 93 верстах. Церковь в селе каменная с таковою же колокольнею и деревянною оградою; построена усердием прихожан в 1822 г. Престолов в ней два: в холодной – во имя Святителя и Чудотворца Николая и в теплом приделе – в честь Вознесения Господня. Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь бедна. Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1884 году и также хранится в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1609 года во время осады Романова литовский офицер Яков Любский забрал из Никольской церкви чудотворную икону и привез ее в Ярославль. Он отдал образ Василию Лыткину, земскому старосте города, который поставил ее в загородном храме Похвалы Пресвятой Богородицы. Когда на город напали поляки, икону перенесли внутрь города в церковь Рождества Христова на берегу Волги. Пресвятая Богородица дважды являлась диакону Елеазару с повелением воздвигнуть для Ее иконы новый храм, который и был построен после победы над польско-литовскими интервентами в Ярославле в 1609 году. Через год при новом храме построили женский монастырь, в который пришли 72 сестры из разоренной поляками обители Рождества Пресвятой Богородицы. Романовцы жалели об утрате святыни и просили вернуть ее в Романов, но Патриарх Ермоген принял решение оставить икону в Ярославле, а в Романов сделать точный список, украсить его таким же окладом и поставить список там, где прежде стоял чудотворный образ. Казанская Ярославская икона была небольшой и являлась ранним списком 80-х годов XVI века явленного в 1579 г. в Казани образа. В соборе ярославского Казанского монастыря она стояла в местном ряду иконостаса, слева от царских врат, в раме с клеймами. На иконе были драгоценный оклад и рама 90-х годов XVII века с 16 клеймами «Повести митрополита Ермогена» и «Сказания о Казанской Ярославской иконе». Деревянный храм в честь Казанской иконы в ярославском Казанском монастыре по благословению митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама в 1649 году был заменен каменным. В середине XIX века на его месте был построен нынешний Казанский собор. В 1918 году монастырь был упразднен, а ярославский список в 1921 г. перенесли в Крестовоздвиженскую церковь Ярославля, откуда ее похитили в 1925 году. Судьба ярославского списка неизвестна. После открытия Казанского монастыря в обители особо почитается список Казанской Ярославской иконы, написанный сестрами монастыря в конце XIX века. Икона имеет оклад из золота и серебра с драгоценными камнями, изготовленный в 2009–2010 гг. Валерием Созиновым из приношений к иконе в благодарность за многочисленные чудеса, которые продолжают происходить до сих пор. Вязниковская Казанская икона Божией Матери

http://blog.predanie.ru/article/7-izvest...

И в переписных книгах 1678 г. Пантелеево значится приселком в Ново-Татаровской вотчине Троицкой лавры. Были ли какие-либо перестройки упомянутой в писцовых книгах церкви в течение XVII и XVIII столетий, сведений о том не сохранилось. – В 1802–1810 гг. вместо дотоле бывшей деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный пятиглавый храм. Престолов в этом храме три: главный – в честь Вознесения Господня, в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца (устроен в 1859 г.) – Над главным престолом устроена висячая сень. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – Из св. икон древнего письма – Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, Смоленская икона Божией Матери в серебряной ризе. Утварь церковная довольно богата. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (1,900 руб.) и от служб и требоисправлений до 370 руб. в год. Дома у членов причта собственные на крестьянской земле. Земли при церкви: усадебной 2 десятины, уступленной для причта крестьянами, пахотной 37 десят. 2,100 саж. и сенокосной 2 десят.; план и межевые книги на пахотную и сенокосную землю имеются. Приход состоит из села Пантелеева и деревень: Сельца (1 вер. от церкви), Дубнева (2½ вер.), Кочетихи (2½ вер.), Фатьянова (2½ вер.), Вязков (7 вер.), Мокрова (5½ вер.). Левинской (5 в.), Метлина (5 в.), Зинина (4 в.), Енихи (6 в.) и Рукосихи (1 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 361 душа мужеского пола и 376 женского. В Пантелееве с 1885 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 75. Рыловский приход Село Рыло при озере Нефро близ р. Клязьмы находится в 25 верстах от уездного города и в 115 от губернского. В первый раз церковь в селе Рыле построена в 1720 г., а до этого времени Рыло было деревней. Новопостроенная церковь была освящена во имя Рождества Христова, а при ней придел – во имя Св. Николая Чудотворца. – К церкви были определены священник, диакон, дьячок и просвирника, в приход вошло 12 дворов, пахотной земли отведено причту по 10 четв. в поле и сенных покосов на 10 копен.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Престол в церкви один, теплый, в честь Святителя и Чудотворца Николая. Из св. икон, имеющихся в церкви, особенным почитанием прихожан пользуются древние иконы письма 1674 года: храмовая икона Святителя и Чудотворца Николая, икона Господа Вседержителя и икона Казанской Божией Матери. Эти иконы до построения церкви находились в деревянной часовне, построенной в XVII столетии одним из владельцев села. При церкви имеется деревянная сторожка. Земли при церкви: усадебной 2 десятины 1,410 кв. саж., пахотной 24 десят. 800 кв. саж., под кустарником 4 десят., сенокосной одна десятина 1,640 кв. саж. и под кладбищем одна десятина, а всего 33 десятины 1,410 кв. саж. План на землю и межевая книга имеются и хранятся при церкви. Копии метрических книг и исповедных росписей с 1865 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – также хранится в церкви. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает до 515 рублей. У священника дом собственный, а псаломщик живет на квартире. Приход: село и деревни: Севастьяново, Лукояново, Захаровка, Паршигино, Максимово, Ивашково и Реципово. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 3 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 165, душ мужеского пола 542 и женского пола 633 души. В деревне Захаровке существует земское народное училище. Кузнецово Село Кузнецово, при колодцах, от уездного города находится в 7 верстах, а от губернского города в 100 верстах. Церковь Успения Божией Матери в селе Кузнецове основана в тридцатых годах XVII столетия помещиком Даниилом Семеновичем Змиевым. В новопостроенную церковь г. Змиев пожертвовал колокол весом 3½, сохраняющийся до настоящего времени 16 , а на содержание причта из своих земельных и лесных дач отмежевал 77 десятин лесу и 16 дес. 1,986 кв. саж. пахотной земли; этой землею причт пользуется и в настоящее время. – В XVII и XVIII столетиях церковь зданием была деревянная. В 1811 году, вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви, усердием прихожан построена ныне существующая каменная пятиглавая церковь с каменною же колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010