В комнате было тихо, слышался только шепот молитвы. В 8 ч. послышались три ровных спокойных вздоха… и душа её отделилась от тела. Доктор-инок, послушав пульс, произнес роковое слово «скончалась»; скорбь и рыдания были ему ответом. Первую панихиду совершил архимандрит Исаакий; умилительна была эта панихида, – маститый убеленный сединами старец, растроганным голосом, совершил заупокойное служение. Сестры, находившиеся с ней в Оптиной Пустыне, отправились к Батюшке – своему отцу и утешителю; – и кто в мире мог так утешить и поддержать в скорби? Как самая нежная мать приласкал он осиротевших сестер, своею любовью он согрел их скорбные сердца и утешил, указывая на отшедшую, как на новую молитвенницу, которая переселившись в лучший мир, духом будет неразлучна с сестрами, столь горячо любившими ее. Вышедши от Старца, сестры чувствовали себя облегченными; в нем они почерпнули силы к перенесению такой скорби; в нем, – в этом немощном Старце была вся их опора и радость… На другой день тело почившей, по совершении соборной панихиды, было перевезено в Шамордино. Медленно подвигалось печальное шествие по снеговым равнинам; в селах встречали с перезвоном и духовенство служило бесчисленные литии по просьбе крестьян. Уже совсем стемнело, когда процессия вступила на родные поля; свет фонаря освещал гроб, а из обители уже доносился печальный звон. Когда подъехали к воротам монастыря, то крышка гроба была снята и, в предшествии хоругвей и икон, с пением и свечами, его понесли сестры в храм, где была отслужена первая панихида. Священник О. Иоанн, глубоко чтивший покойную, не мог от душивших его рыданий произнести ни слова, у певчих тоже ничего не выходило, и слышался только какой-то общий гул и стон. На следующий день приехали родственники почившей, а 27 ч. 1-я настоятельница была погребена за алтарем храма, и жизнь в обители первое время шла уныло и серо. Между тем Батюшка заботился об избрании новой начальницы и назначил одну из своих преданных духовных дочерей – монахиню Белевского монастыря Евфросинию Розову, которая и был утверждена в должности настоятельницы Калужским Епархиальным начальством, и 23 апреля 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Малютки были уже в кроватках и их вытаскивали из горящего здания в одних рубашенках. Сонные, испуганные они дрожали от холода, и сестры разбирали их по своим кельям. Оптинский Скитоначальник иеромонах Анатолий, как духовник, находившийся в это время в обители, взяв в руки Казанскую икону Божией Матери пошел к месту пожара. Ветер дул на монастырь, и загорались соседние здания. Как только о. Анатолий стал с иконой против ветра, то все с изумлением увидели, что мгновенно пламя потянуло в другую сторону. Здание приюта сгорело как свеча, остальное все осталось невредимо. Так Царица Небесная вторично спасла обитель. С твердостью и глубокой преданностью воле Божией принял Старец посланное испытание. Вскоре он отправил одну монахиню в Калугу к известным ему благочестивым жертвователям за помощию. К великой чести калужан, с замечательным сочувствием отнеслись к делу не только те, которых имел в виду Старец, но и многие другие, узнав о несчастии, постигшем детский приют, старались кто чем мог доставить облегчение Старцу, и монахиня возвратилась в обитель успешно выполнив свою задачу. Детей временно разместили по монастырю, а с весны Старец приступил к постройке нового приюта за оградой под горой, где для детей были все удобства: свобода, лес и чистый воздух, а для обители также устранялся лишний шум. Так шла зима. Насельницы обители жили под теплым крылышком «Батюшки». Какая бы ни была скорбь, или уныние овладевало душой, – шли к Батюшке и под его благодатным воздействием все исчезало. Наступило Рождество и прошло особенно радостно. Под Новый год у Батюшки было обычное бдение. Сестры были бесконечно счастливы, что встречают Новый год вместе с дорогим Отцем, осеняемые его молитвами и благословением, и на этом основывали свою надежду весь год провести мирно и безмятежно. Утром после обедни пришли все поздравить Батюшку. Он вышел на общее благословение и был очень серьезен. Сев на диван, он сказал начало стихотворения: «Лебедь на водах Меандра песнь последнюю поет " … и затем прибавил, что можно передать и так: «Лебедь на водах Шамордандра песнь последнюю поет», пояснив, что лебеди поют свою песнь только один раз перед смертью. Тяжелое впечатление произвел на всех этот новогодний рассказ, хотя никто не понял его настоящего смысла: грустные и недовольные вышли сестры от Батюшки, не того они ожидали. Но вскоре неприятное впечатление сгладилось, жизнь пошла своим порядком и все было забыто.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Еще несколько лет насельницы жили при монастыре, образовав сельскохозяйственную артель, но и она в 1923 году была упразднена. В 1929 году значительная часть сестер была отправлена в ссылку в Карагандинскую область и на Соловки. Часть сестер поселилось в Козельске и его окрестностях, а остальные разъехались по родным местам. В годы советской власти в Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. Центральная часть храма была разделена на 2 этажа, в которых располагались учебные классы. Весной 1990 года началось возрождение монашеской жизни в обители. Настоятельницей возобновленного монастыря стала монахиня Никона (Перетягина). Первоначально в монастыре было 10 сестер. Духовником обители был назначен насельник Оптиной Пустыни игумен Поликарп (Нечипорук). В июле 1990 года из Гомеля в Шамордино вернулась единственная, оставшаяся в живых сестра монастыря схимонахиня Серафима (Бобкова), духовная дочь старца Никона (Беляева) . В настоящее время большинству зданий возвращен прежний облик. В сохранившемся доме, возведенном над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского , который был освящен Святейшим Патриархом Алексием II 28 июля 1996 года. В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в с. Шамордино (ставропигиальный). Адрес: 249700 Калужская область, Козельский район, пос. Шамордино, п/о Каменка. Ахтырская икона (7/20 июля). В 1739 году в городе Ахтырке в Харьковской губернии в приходской церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы служил отец Даниил Васильев. Однажды священник косил траву на своем огороде и увидел в траве икону Божией Матери, молящейся перед распятием Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М., 1900; Казанская Амвросиевская женская пустынь и ее основатель Оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Шамордино, 1908; Поселянин Е. Детская вера и Оптинский старец Амвросий. СПб., 1901. Эпистолярное наследие преподобного Амвросия: Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев Посад, 1906; Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1–2. Сергиев Посад, 1908–1909. Преподобный Анатолий Оптинский (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов, † 1894; память – 25 января/7 февраля) родился 24 марта 1824 года в селе Боболи Калужской губернии, в семье диакона Моисея Копьева. Окончил духовное училище в Боровске и Калужскую духовную семинарию, в которой получил новую фамилию вместо родительской – Зерцалов (что было в обычае того времени). В юности отличался слабым здоровьем, но с самого раннего возраста стремился к монашеству. После окончания семинарии служил в Казенной палате. Получив чудесное исцеление от чахотки, в 1857 году пришел в Оптину пустынь вместе с матерью, которая вручила своего единственного сына попечению старца Макария. Под руководством этого опытного подвижника Алексей стал учиться Иисусовой молитве. Во время послушничества перенес немало скорбей: тяжелый труд на послушаниях, неудобство жилья, грубость в обращении со стороны некоторых из братии. Все сносил с кротостью. После кончины отца Макария Алексей Зерцалов подвизался под руководством преподобного Амвросия. 17 ноября 1862 года принял постриг. Будучи еще иеродиаконом, с благословения преподобного Амвросия беседовал с богомольцами в монастырской гостинице и утешал скорбящих. В 1870 году рукоположен во иеромонаха. В 1874 году назначен скитоначальником и братским духовником. Отличался сострадательностью, милосердием и добротой, любил и ценил красоту Божиего мира. 15 октября 1893 года тайно принял схиму. Почил 25 января 1894 года. Мощи покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни. См. о нем: Воспоминания о старце иеромонахе Анатолии, скитоначальнике Оптиной пустыни (из записок сестер Казанской Амвросиевской женской пустыни).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Так в конце июля он отправился туда надолго, так как в келье необходимо было сделать некоторые поправки; из кельи все повынесли, подняли пол и началась работа, между тем подошел праздник Преображения Господня, который, впрочем, Батюшка согласился по нужде провести на даче. 4-го числа настоятельница поехала навестить Старца и, возвратившись оттуда, вечером объявила, что он ни за что не хочет там оставаться на праздник и завтра приедет. Келья его разорена, что делать? Но любовь к нему настоятельницы и сестер преград не знает; на следующее утро в её половине была готова удобная келья для неожиданного гостя. Все лето в Шамордине ожидали своего нового архипастыря. Волновались и тревожились настоятельница и сестры и не раз приходили к Батюшке говоря: «Батюшка, как мы будем Владыку встречать?» на что Батюшка спокойно, полушутя, чтоб ободрить, отвечал: «Не мы его, а он нас будет встречать, а мы ему аллилуия пропоем». В другой раз сказали: «Батюшка, говорят, Владыка у вас хочет много спрашивать?» А Батюшка также спокойно отвечал: «Мы с ним потихоньку будем говорить, никто не услышит». В начале сентября келья была готова, отслужили молебен с водосвятием, и Батюшка перешел в нее; но не надолго. 21 сентября была суббота, по обыкновению приехал иеромонах, чтобы служить у Батюшки бдение, но он с утра чувствовал себя слабее обыкновенного, а к концу дня так ослабел, что не мог слышать пения и чувствовал озноб. «Батюшка ослабел, Батюшка захворал» – слышалось во всех концах монастыря, все сильно встревожились, хорошо понимая, что для слабого, хилого Старца нужно не много. С другой стороны мысль о том, что Батюшка может умереть, была так ужасна и казалась такой невероятной, что никто на ней не останавливался и успокаивал себя тем, что «Бог милосерд! да Батюшке и нельзя умирать, он так еще нужен». Подобная борьба страха и надежды сопровождала каждую болезнь Старца. Так было и теперь. 22 в воскресенье, Старец стал жаловаться на боль в ушах, которая на следующий день усилилась; несмотря на то, он продолжал заниматься монастырскими делами, даже принимал некоторых посетителей, шутил и вообще был весел, только стал плохо слышать и одной из бывших у него сестер покойно и с улыбкой сказал: «Это последнее испытание», но даже и эти слова никому не показались зловещими и их объяснили по-своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Тотчас же разослано было множество телеграмм в разные концы России ко всем почитателям и духовным детям покойного Старца, в том числе была послана телеграмма преосвященному Виталию, который получил ее уже на половине своего пути из Калуги. Глубоко поражен был Владыка этой неожиданной вестью и еще более удивился, когда узнал, что Старец скончался в половине двенадцатого, тот самый час, когда он выехал из Калуги. «Теперь я вижу, прибавил Владыка, что это Старец меня пригласил на отпевание; простых иеромонахов не отпевают епископы, но этот Старец так велик, что его непременно должен отпевать епископ. Меня доктора отпустили с условием, чтобы я нигде не служил, но теперь я считаю обязанностию отпевать Старца». Наступила ночь. Суета и движение утихли; народ разошелся на отдых, но не разошлись сестры: они всю ночь не отходили от дорогих останков, им было слишком тяжело и они единственное утешение находили быть около дорогого отца, который так недавно еще был с ними. Ровно половина двенадцатого ночи пришли иеромонахи и после панихиды тело Старца положили во гроб; больно сжалось сердце при мысли, что «Батюшка» переселился уже телом в свое новое жилище и чрез несколько дней дубовая крышка сокроет от взоров наших тело этого святого мужа. Сестры попеременно читали псалтирь, и всякий раз, когда произносилось имя «новопреставленного отца нашего старца иеросхимонаха Амвросия», все находившиеся в зале клали земные поклоны. Невыразимо тяжело и болезненно отзывались эти слова в истерзанных скорбью сердцах. На утро 11 числа, как в Казанской общине, Оптиной Пустыни, так и во многих других местах совершались заупокойные литургии. Оптинские монахи, монахини ближайшей Белевской обители (в числе коих много духовных дочерей Старца) и другие его почитатели во множестве стали стекаться в Казанскую общину, где уже недоставало места. Во втором часу дня отслужили последнюю панихиду и гроб был вынесен из настоятельского корпуса в церковь общины. Чтение псалтиря, неумолкаемое пение панихид, неутешный плач постоянно прибывавших почитателей оглашали церковь . Приехали: настоятель Тихоновой пустыни Архимандрит Моисей , настоятель Покровского Доброго монастыря игумен Агапит, – ученик покойного Старца и его бывший письмоводитель, настоятель Свято-Троицкого Лютикова монастыря игумен Феодосий, настоятель Малоярославецкого монастыря игумен Гервасий, игумения Белевского монастыря с казначею, игумения Каширского монастыря и игумения Болховского монастыря, и много других духовных лиц, лично знавших и уважавших почившего. Всю ночь и следующий день панихиды следовали одна за другой: то служили их по просьбе сестер и посторонних, то по собственному желанию прибывшие иеромонахи и священники. Народ приносил платки, куски холста и разные вещи, прося приложить к телу, и принимал обратно с большой верой и благоговением как святыню; прикладывали также и маленьких детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В 1924 г. о. Сергий Мечев совершил с маросейскими богомольцами паломничество в обитель, где с весны 1917 г. жил на покое «живой русский святой» (слова о.Сергия) – митрополит Московский Макарий (Парвицкий). В том же году (24 августа) Святителя посетил Патриарх Тихон. В середине 1920-х гг. монастырь был закрыт. В 1990 г. обитель возвратили Церкви. 193 Казанская Амвросиевская женская пустынь при с.Шамордино – основана в 1884 г. прп. Амвросием Оптинским . Сначала это была община, обращенная в 1901 г. в монастырь. После революции закрыта. Вновь открыта в последние годы. 196 Имеется в виду книга «Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой» (Издание Оптиной пустыни. Сергиев Посад. 1911). Подробнее об этой кн. см. в комментариях к «Исповеди внутреннего человека, ведущей ко смирению». 197 Евдокия Ефимовна – стояла на Маросейке за ящиком, где продавались и книги духовного содержания. 198 Подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря с содержавшимся убежищем для престарелых воинов русско-турецкой войны 1877–1876 – (Б. Петропавловский, ныне 1-й Хвостов пер., 3). Осенью 1918 г. на подворье был произведен обыск, в результате которого были изъяты материалы и средства, собранные для отправки на Афон. Храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушницы» (освящен 30.9.1918 Патриархом Тихоном) на подворье был закрыт перед Великим постом 1923 г. 199 Иеросхимонах Аристоклий (†26.8.1918) – старец Афонского монастыря. Одновременно с матерью поступили в монастырь (она – в женский Успенский, он – в мужской); больше в земной жизни они не виделись. Жил и скончался на Московском подворье обители (см. прим.22). Обладал пророческим даром. Среди его духовных чад была блаженная Паша Саровская, очень любил его преосв. Трифон (Туркестанов) , был весьма расположен к нему Патриарх Тихон. Погребен на Даниловском кладбище. О нем см.: Житие иеросхимонаха Аристоклия. Подвиги и чудеса. М. «Красный звон». 1995. 201 Агапа или агапы (от греч. любовь) – «вечери любви», устраивавшиеся древними христианами в воспоминание Тайной вечери, с совершением на них таинства Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Раз сказали Старцу: «Батюшка, что же вы все больных да убогих принимаете, а чем их содержать будете»? Батюшка на это ответил: «Да на больных, да на убогих мне Бог больше посылает, а на здоровых иногда и вовсе ничего не дает». С тех пор Батюшка стал ежегодно приезжать в Шамордино. Посещения эти были светлым праздником для сестер. В назначенный день с самого утра в Шамордине все были на ногах: кто с тщательным усердием приготовлял келью для дорогого гостя, кто хлопотал в церкви, чтобы с полным парадом встретить ненаглядного «Батюшку», кто просто ходил в волнении и радостном ожидании. Наконец, отслужили напутственный молебен, и все сестры с настоятельницею во главе расположились у крыльца. Вот из-за опушки леса показалась знакомая карета, у всех радостно забилось сердце, а лошади, точно зная, с каким нетерпением там ждут их седока, быстро несутся, поднимая пыль и останавливаются у крыльца. Батюшка с отеческой улыбкой весело раскланивается на обе стороны. «Батюшка! Дорогой! Сокровище наше! Ангел наш!» – слышатся со всех сторон восторженные приветствия обрадованных сестер. Батюшка выходит из кареты и спешит в приготовленную келью, чтобы переодеться и отдохнуть, и тотчас же все бросаются в карету вынимать батюшкины вещи; всем хочется завладеть какой-нибудь драгоценностью, и если которой это не удалось, то она схватывает какой-нибудь конец шарфа или рукав и вполне счастлива, что и ей пришлось «понести». Между тем Батюшка, отдохнув, отправлялся в церковь , где прикладывался к иконам, кладя перед каждой по три земных поклона, ходил в алтарь и затем садился на приготовленное кресло, а все сестры подходили принимать благословение. В последующие дни Батюшка ездил по кельям, посещал устроенную им богодельню для разных убогих, калек и слепых и приют для сирот, которых теперь 50 человек. Малютки приветствовали своего покровителя пением разных молитв и духовных стишков. Особенно умилительно было слышать, как они пели: Отец родной, отец святой, Как благодарить тебя не знаем: Ты нас призрел, ты нас одел, Ты нас от бедности избавил.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Во все время пока был Батюшка, в те дни, когда не положено всенощной, утрени бывали с вечера, вслед за вечерней, чтобы не прерывать покоя Батюшки поутру. День же проводил Батюшка так: после обедни выходил они прикладываться к образам. Сперва к образу Царицы Небесной, затем шел в алтарь, из алтаря к чудотворному образу Спасителя, откуда или прямо шел на могилку, или же начинал всех благословлять; затем уже, отдохнув несколько и подкрепившись чаем, шел молиться на могилку и на колокольню. Общие благословения происходили в церкви следующим образом: на возвышенном местечке поставлено было для Батюшки кресло. Батюшка садился в него. По правую руку от него стояла Матушка, затем м. казначея, благочинная и другие старшие монахини, образуя из себя как бы цепь для того, чтобы сдерживать напор толпы и не позволять слишком тесниться к Батюшке. Всех просили подходить по очереди и проходить поскорей и получивши благословение отходить, чтобы не задерживать других и не утомлять Батюшку. Все таким образом получали благословение, а между тем ни тесноты, ни давки не было. Отдохнув несколько времени после общего благословения Батюшка начинал принимать приезжих посетителей, иногда в своей комнате, иногда-же для этого выходил в церковь , садился на скамеечке близ свечного ящика и здесь с ними беседовал. Сестры же стояли все поодаль и не могли достаточно насмотреться на своего дорогого гостя. Выражение лица Батюшки, которое менялось ежеминутно, смотря потому приходилось ли выслушивать ему что-нибудь отрадное, или скорбное, ободрял ли он, или давал строгую заповедь, обращался ли к детям, или к взрослым, – его движения, – ласкал ли он кого, или приколачивал палочкой, – все, все в нем исполнено было такой глубокой совершенной любви, что, глядя на него, самое жесткое грубое сердце невольно делалось мягче, милостивее и добрее, и как бы мрачно ни был настроен человек, ему тотчас становилось и легче, и отраднее, и светлее на душе. Невольно припоминался сестрам в эти минуты тот старец, который, посещая другого великого старца, никогда его ни о чем не спрашивал, но просидев молча, пока другие вели с ним беседу, удалялся с ними вместе. На вопрос же, – почему он ничего не говорит, – отвечал: «Для меня достаточно и посмотреть на него».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

А то, о чем я сейчас расскажу, произошло на моих глазах. Как-то ко мне в кабинет вошла небольшая группа паломников из Москвы. Только я поднялся, чтобы достать со шкафа скуфью, преподобного Амвросия, как одна паломница закричала диким голосом, упала на пол, стала биться. Все были ошеломлены. Поясню: скуфью батюшки принесла мне прихожанка из Козельска, сказав, что она хранилась у них дома, но поскольку монастырь открылся, то возвращает ее нам. Я положил святыньку на шкаф. Люди заходили в кабинет, я доставал скуфью, давал приложиться. Все с благоговением прикладывались. И вдруг такое! Бес сразу почувствовал святыню, его стало корежить… Сегодня Оптина пустынь вернула себе былое величие, до 200 человек возросло ее монашеское братство, а духовная мощь и потенциал еще больше усилились после прославления 14 Оптинских старцев и 17 монахов Свято-Введенского монастыря, пострадавших в годы гонений от советской власти. Оптина пустынь остается в моем сердце, как и Троице-Сергиева лавра, где я принял монашество, как и Данилов монастырь. Господь Вседержитель одарил меня великой радостью подвизаться в таких святых местах. Во Владимире, в епархиальном музее, с любовью создаваемом все эти годы митрополитом Евлогием и его помощниками, хранится вышитая шамординскими сестрами икона преподобного старца Амвросия. Она была подарена владыке, когда он был наместником Оптиной пустыни. Как при нем и с его участием открывалась Амвросиевская Казанская женская пустынь в Шамордино, — другая тема. Рядом с иконой лежит под стеклом письмо архимандрита Иоанна (Крестьянкина), написанное архимандриту Евлогию незадолго до его хиротонии во епископа. «Оптина прощается со своим наместником, и он прощается с тем, во что была вложена частичка сердца и масса трудов. А впереди еще большие труды, впереди распятие», — писал старец, предвидя, сколько трудов по возрождению духовной жизни на Владимирской земле архипастырю предстоит понести: ко времени вступления владыки Евлогия в управление  Владимирской епархией здесь не было действующих монастырей. Сегодня благодаря трудам архиерея обителей уже 30, и скоро откроются новые.

http://patriarchia.ru/db/text/5185471.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010