...Надо иметь любовь к ближним, а любовь к ближним выражается в дарах духовных и вещественных; например, подать милостыню, облегчить чье-либо горе, помочь чем-нибудь, поухаживать за больным, утешить скорбящего. И здесь батюшка являл всегда пример такой любви; в самом деле, сколько тысяч человек облегчил он, избавил от всяких мук, сколько любви оказал страждущим, скольких исцелил, направил на истинный путь, скольким дал возможность облегчить свое положение, скольким трудящимся приходил на помощь; сколько людей благодаря ему стали приносить пользу ближним и себе. Вот те дары, которые принес покойный батюшка о. Иоанн родившемуся Христу Спасителю. Он заповедует и нам исполнять его заветы. Будем же стараться исполнять их; будем любить Бога, ближних, будем стараться всем делать добро; будем стараться следовать его добродетелям и молитвам. И верим, и молимся, и надеемся, что дорогой батюшка помолится за нас и будет духом пребывать со всеми нами. 28 декабря 1908 г. ШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ И ЕЕ ОСНОВАТЕЛЬ СТАРЕЦ ИЕРОСХИМОНАХ АМВРОСИЙ За алтарем соборного храма древней обители Оптинской находится небольшая часовня, в ней мраморное надгробие, и на нем начертаны слова Священного Писания: «Я был для всех всем, чтобы спасти хотя некоторых». И эти слова вполне выражают и характер, и направление деятельности того человека, который мирно покоится в недрах земли под этим надгробием. Батюшка старец о. Амвросий был действительно олицетворением здесь, на земле, самоотверженной христианской любви и всю свою жизнь до последнего вздоха отдал ближним, спасая их из пропасти неверия, уныния и отчаяния. Здесь, в этом зале, несомненно, есть много людей, которые хорошо помнят батюшку, которые пользовались его советами и наставлениями и которые, может быть, спасены им от великих житейских тягостей. Они являются живыми свидетелями истинности моего рассказа, но еще лучшим, вечно живым, свидетелем этого является основанная им Шамординская Казанская Амвросиевская женская пустынь. Но прежде чем говорить о ней, скажем несколько кратких слов об Оптиной пустыни, где подвизался о. Амвросий, и о старчестве, которого он явился выразителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

XI. Посещение Преосв. Макария и его неожиданный приезд в Рудново. – Приказание строить храм. – Возведение общины в монастырь и посвящение м. Евфросинии в сан игумении. – Освящение храма в Руднове В июле 1899 г. посетил общину преосвященный Макарий, бывший в то время епископом Калужским. Он глубоко чтил память Старца, и сам рассказывал, как будучи еще молодым священником, он был у Старца в Оптиной Пустыни, и тот дал ему на благословение книгу о монашестве. Посетитель счел это за ошибку, но впоследствии уразумел в этом прозорливость Старца. Пробыв в обители два дня, Владыка отбыл в соседнее село – Курыничи. Дорога лежала мимо Рудновского хутора и Матушка, думая не заехал бы он туда, решила следовать в экипаже за Владыкой. И на самом деле, увидя постройки и монахинь, приветствующих его у ворот, Владыка пожелал выйти из кареты, и тут, узнав, что на этой даче нередко бывал Старец, пошел прямо в его хибарку. Сестры не ожидавшие такого оборота, робко запели «Достойно» Войдя в хибарку, Владыка помолился и сел на батюшкину кровать и помолчав немного произнес: «какое здесь необыкновенное, благодатное место; благодарю Господа, что Он сподобил меня грешного здесь побывать». Побывал также на св. колодце, умылся, выпил воды и возвращаясь, чтобы садиться в карету, обратился к Матушке и серьезно сказал: «Бог благословит вам, Матушка, строить здесь храм». Пораженная этими словами, Матушка ответила, что об этом не может быть и речи, так как в монастыре-то храм еще не окончен, но Преосвященный как бы не слушая ее, продолжал: «Начинайте, Матушка, я сам приеду освящать его». Итак предсказание Батюшки, что рудновским сестрам придется петь для архиерея, сбылось в точности, – и Богу годно было исполнить так скоро и неожиданно и другие его слова, что в Руднове будет своя церковь . Никто не думал о церкви в Руднове, но через два года она уже была готова, конечно при содействии тех же благотворителей. В 1901 го. 8 июля, в день храмового праздника, Казанская женская община была возведена на степень общежительного монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь. Торжество это совершил тот же Преосвященный Калужский Макарий, приехавший в обитель накануне.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Состоялось отпевание настоятельницы Казанской Амвросиевской ставропигиальной пустыни игумении Никоны (Перетягиной) 1 июня 2012 г. 17:01 28 мая 2012 года на 71-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошла ко Господу настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни игумения Никона (Перетягина). «Более двадцати лет матушка отдавала все свои духовные и телесные силы, таланты и дарования вверенной ее попечению прославленной обители, заботясь о спасительном духовном возрастании насельниц, о притекающих к святыням многочисленных паломниках. С усердием и любовью она неизменно радела о благолепии храмов и созидании полнокровной монастырской жизни, — отмечается в соболезновании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Благодаря трудам игумении Никоны Амвросиева женская пустынь вернула себе былое великолепие, здесь были возрождены традиции уставного богослужения и строгого монашеского делания». Отпевание 30 мая совершили архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий  и председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност . Казанская Амвросиевская пустынь в Шамордино (Козельский район Калужской области) — последняя и любимая обитель преподобного Амвросия, старца Оптинского, устроенная его молитвами и трудами в 1884 г. и первоначально называвшаяся Шамординская Казанская Горская женская община. Верной помощницей старца Амвросия, положившей много труда в устроении Шамординской обители, была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888 гг.). В 1987 г. было установлено ее местное почитание в Соборе Тульских святых. В 1922 г. монастырь был закрыт. Большинство сестер приняли мученическую кончину: были расстреляны или погибли в советских лагерях и ссылках. 3 мая 1990 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордино. За 20 дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 г. Игумения Никона (Перетягина) родилась 12 октября 1941 г. C 1976 г. работала в редакции «Журнала Московской Патриархии» экспедитором по рассылке литературы. В октябре 1983 г. стала послушницей Свято-Троицкого Сергиева монастыря в Риге, где несла послушание на клиросе и в сестринской трапезной. В 1984 г. окончила регентскую школу при Московской духовной семинарии и 9 июля того же года окончательно поселилась в монастыре. В 1988 г. митрополитом Рижским и Латвийским Леонидом пострижена в монашество с именем в честь преподобного Никона Радонежского. В 1990 г. была назначена настоятельницей возрождавшейся Казанской Амвросиевской женской пустыни. 27 мая 1990 г. была возведена в сан игумении в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Шамординского монастыря. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2260789.ht...

В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал образ Божией Матери «Взыграние»; каждой из сестер было вручено художественно изданное молитвенное правило для келейного чтения. Был оглашен Патриарший указ, согласно которому в главном храме в честь Казанской иконы Божией Матери Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш...». Во внимание к усердным пастырским трудам архимандрит Поликарп (Нечипорук), клирик Казанской Амвросиевской пустыни, был награжден орденом Русской Православной Церкви прп. Серафима Саровского III степени. В завершение праздничного богослужения верующим были вручены маленькие иконы Божией Матери «Казанская» с Патриаршим благословением. Казанская Амвросиевская женская пустынь основана великим оптинским старцем преподобным Амвросием. В 1875 году  духовная дочь преподобного Амвросия монахиня Амвросия (Ключарева, 1818-1881) по его благословению покупает землю при сельце Шамордине для будущего монастыря. В 1881 году по духовному завещанию монахини Амвросии в ее имении была устроена женская община с домовым храмом. Первыми насельницами стали жившие при матушке Амвросии в этом имении 35 вдов и девиц-сирот. Помощницей в устроении новой обители преподобный Амвросий избрал свою преданную духовную дочь Софию Михайловну Болотову (1845-1888), происходившую из древнего благочестивого рода дворян Болотовых Тульской губернии. 1/14 октября 1884 года — на праздник Покрова Божией Матери состоялось открытие общины, освящение в ней домовой деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии настоятельницей. В 1885 году при монастыре открыт приют для девочек. В 1888 году после кончины схимонахини Софии (Болотовой) настоятельницей Шамординской обители назначена монахиня Евфросиния (Розова, 1830-1904). В это трудное время на помощь обители пришел духовный сын преподобного Амвросия московский дворянин, чаеторговец Сергей Васильевич Перлов (1836-1910). Еще при жизни прп. Амвросия он оказывал благотворительную помощь общине. После кончины преподобного Амвросия 10/23 октября 1891 года Сергей Васильевич взял над ней полное попечительство. С.В. Перлов, как и все дореволюционные настоятельницы, был похоронен в монастырской усыпальнице.

http://patriarchia.ru/db/text/4253064.ht...

VI. Судьба Шамордина. – С.М. Астафьева. – Открытие женской общины, освящение храма и утверждение С.М. начальницей общины. – Первый приезд старца Амвросия в новую обитель. – Болезнь м. Софии. – Пожар. – Икона Б.М. «Казанская» Так маленьких владелиц Шамордина не стало и, казалось, его ожидало полное запустение. Но, наоборот, теперь-то и стало открываться его истинное значение и, казавшиеся прежде странными некоторые распоряжения Старца, теперь становились ясными. М. Амвросия, по благословению Батюшки, перед смертью сделала духовное завещание, в котором говорилось, что хутор Шамордино она оставляет в пожизненное владение своим внучкам, а в случае их смерти желает устроить там женскую общину, и на содержание сестер и священника положила небольшой капитал. Так, со смертью девочек, сама собой возникла женская община, первыми насельницами которой были все жившие при м. Амвросии и её внучках, благочестивые и преданные ей люди, числом до 30, которые до сих пор отличаются от прочих названием «Ключаревских». С тех пор Старец начал хлопотать об устройстве там храма и вот тут-то открылось все пророческое предведение Старца: план барского дома как раз соответствовал всем требованиям для устройства при нем храма. Когда храм был готов, Старец сделал оффициальное представление об его освящении и об открытии женской общины. В это время в г. Козельске жила некто Софья Михайловна Астафьева, глубоко преданная Старцу. Богато одаренная от природы, она обладала красивой наружностью, умом, энергией, силой воли и благородством характера; она была выше уровня людей одинакового с ней положения и имела в обществе большой успех. Она имела двух братьев и двух сестер. Младшая сестра была замужем, а старшая Мария имела тихий сосредоточенный характер, с увлечением предавалась поэзии, отвлеченной философии и религиозному настроению, почему тяготилась жизнию и её требованиями и кончила тем, что на 29 году своей жизни ушла в Аносину обитель, где предалась аскетическим подвигам. Впоследствии она перешла в Казанскую общину где и окончила свою жизнь. Оба брата также были в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Храмов было четыре: домовый Казанский; каменный в честь Казанской иконы Божией Матери с шестью приделами – четырьмя внизу: во имя святителя Николая Чудотворца, во имя священномученика Игнатия Богоносца, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», во имя святого Амвросия Медиоланского и двумя на хорах: во имя преподобного Сергия Радонежского и праведной Анны, во имя великомученицы Варвары, праведной Елисаветы и мученицы Любови; больничный; в честь Успения Божией Матери в с. Рудневе, в 7 верстах от монастыря. В Шамордине был филиал оптинской иконописной мастерской. При пустыни действовали приюты для девочек-сирот, для калек и убогих, женская богадельня, больница и странноприимный дом. В 1917 году в монастыре проживало более 700 монахинь и послушниц. В монастырских храмах находились две чудотворные иконы Божией Матери: «Казанская» и «Спорительница хлебов». При монастыре существовали приют для девочек-сирот, приют для калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом, странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников. С 1918 года монастырь был закрыт. Кельи были заняты под детдом, иконы вывезены, серебряные и золотые оклады, облачения и другие ценности расхищены, сняты колокола и кресты. Монастырские земли, дачи и леса национализированы. Служащий в обители священник Николай был арестован. Еще несколько лет насельницы жили при монастыре, образовав сельскохозяйственную артель, но и она в 1923 году была упразднена «как рассадник контрреволюции в прилегающем районе». В 1929 году значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения: в Карагандинскую область и на Соловки. Часть сестер поселилось в Козельске и его окрестностях, а остальные разъехались по родным местам. В годы советской власти в Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум: центральная часть разделена на 2 этажа железобетонным перекрытием, купола снесены, в алтарной части сделан вход. Весной 1990 года началось возрождение монашеской жизни в обители. В настоящее время большинству зданий возвращен прежний облик. В сохранившемся доме, возведенном над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского , который был освящен Святейшим Патриархом Алексием II 28 июля 1996 года. В юго-западной части монастыря за кладбищем строится скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», равноапостольных князей Владимира и Ольги и Всех Святых, в земле Российской просиявших. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Адрес: Россия, Калужская область, Козельский район, д. Шамордино Телефоны: +7 (915) 894-16-80 Электронная почта: shamordino-m@yandex.ru Сайт: Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Гостиница для паломников при мужском монастыре Спаса Нерукотворного пустынь, с. Клыково Двухэтажная гостиница монастыря рассчитана на 38 человек. Номера 3-4-5-8-местные. Удобства (душ, туалет) на этаже. Для удобства паломников на территории монастыря с 9.00-18.00 (летом и с 9.00-17.00 зимой) ежедневно работает паломническая трапезная на шестьдесят посадочных мест и открытая чайная на веранде колокольни. Адрес: Россия, Калужская область, Козельский район, с. Клыково, ул. Монастырская, 33 Телефоны: +7 (910) 910-44-06 Сайт: Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь Гостиница для паломников при Успенской Феклиной женской пустыни, д. Сенино-Первое При монастыре действует гостиница для паломников. В гостинице 5 номеров, санузлы и душевые на этаже. В случае необходимости паломникам предоставляются утюг и гладильная доска. Адрес: Россия, Калужская область, Козельский р-н, д. Сенино-Первое, ул. Центральная, 40 Телефоны: +7 (910) 706-01-76 Сайт: Успенская Феклина женская пустынь Паломнический комплекс Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь, г. Козельск Паломнический комплекс монастыря Оптина пустынь расположен в непосредственной близости от храмов, прямо за стенами монастыря и состоит из Домов паломника разного уровня комфортности, гостевых домиков, пунктов питания. К размещению предлагаются гостиничные номера типа: «Хостел» – 3-местный, 8-местный; «Эконом» – 2-местный, 3-местный; «Стандарт» – 1-местный, 2-местный; «Комфорт» – 1-местный, 2-местный, 2-местный с доп. местом, 3-местный с доп. местом. Гостевые пятикомнатные домики с мансардой обустроены уютными 1-мест, 2-мест, 3-мест, 4-мест, комнатами типа «Эконом», «Стандарт». На близлежащей территории за монастырем, предусмотрена благоустроенная парковочная стоянка для всех прибывающих видов транспорта, около гостиниц бесплатная камера хранения. Паломнический комплекс монастыря в ежедневном режиме предоставляет услуги по питанию: в паломнической трапезной, в монастырской чайной; в монастырской кофейне; в продуктовых киосках.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Для совершения церковных служб в ней, был определен священник о. Иоанн Троицкий, вдовец уже преклонных лет, живший ранее за штатом в Калужском Крестовом монастыре. Он всей душой полюбил место своего нового служения, искренно привязался к обители и горячо принимал к сердцу все её радости и горести. Это был тип иерея доброго старого времени; по наружности был иногда суров, характер имел горячий и вспыльчивый, но отличался прямотой и имел очень доброе и отзывчивое сердце. Помогал не только своим родным, но даже и сестрам и всегда делал это тайно. Монахов он не долюбливал и весьма неохотно допускал их до служения в храме общины, но к Старцу питал глубокое уважение и всегда почтительно к нему относился; в большие праздники он надевал все свои ордена и медали и отправлялся в Оптину поздравлять Старца. С сестрами он жил мирно и если, по своей вспыльчивости, он иногда не сдерживался и возвышал свой голос более должного, то успокоившись всегда сознавал свою вину и первый шел на примирение. Чаще всего ему приходилось столкновение с пономарками и церковницами; иной раз не угодят ему чем-либо, он вспылит и накричит на них порядком. Но вот гнев его остыл и он чувствует себя неловко перед обиженной сестрой; вынув за нее просфору, он подзовет ее, и давая просфору ласково скажет: «на вот тебе, небось обиделась; ну, помиримся уж!» Однажды придя в церковь под воскресный день служить всенощную, он был сильно не в духе: на всех ворчал, все было не по нем. Во время пения стихир, он вышел из алтаря кадить; сестра которая канонаршила, переходя с правого клироса на левый, встретилась с ним на солее, произнося запев: «Мене ждут праведницы». О. Иоанн не стерпел и проговорил ей вслед вполголоса: «ну как же, только тебя там и не доставало». Певчим показалось это очень смешно и они тихонько засмеялись; засмеялся и сам о. Иоанн и с той минуты настроение его изменилось. Все его подобные выходки отличались добродушием и чужды были всякой желчи. Перед смертью он тяжко заболел и его отвезли в Оптинскую больницу, где он и скончался, заповедав непременно похоронить его в общине.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В 1887 году Оптину пустынь посетил и беседовал со старцем Амвросием великий князь Константин Константинович Романов, известный поэт, писавший стихи под псевдонимом «К.Р.». Храм Спорительницы Хлебов на подсобном хозяйстве в Оптиной В живописной местности, в 12 км от Оптиной пустыни, возле села Шамордино находится Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь, основанная в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского. С самого начала существования обители старец Амвросий собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение. И к началу ХХ века это был самый крупный женский монастырь в Европе. Кстати, именно туда и направлялся накануне своей кончины Л. Толстой, поскольку в Шамординской обители несла монашеское послушание его родная сестра Мария. В монастыре было два особо чтимых чудотворных образа – Божией Матери: «Казанская» (в главном храме, Казанском, – огромном и величественном) и «Спорительница хлебов». Прекрасным Шамордино, тоже связывающим жизненный и духовный путь старца Амвросия Оптинского с образом иконы «Спорительница хлебов», можно было бы закончить наш краткий очерк. В помощь нам – строки о Шамординской обители безвестной сочинительницы, из «Песни паломницы»: Там тишина, Господня благодать, И там всегда, как и тогда, вначале: Спорит хлеба над полем Божья Мать И утолит твоя печали. Однако рассказ об образе «Спорительница хлебов» нам никак нельзя оставить без молитвы, именно ей, амвросиевой иконе, написанной: О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravoslavie.ru/74669.html

С тех пор м. Амвросия велела зажигать неугасимую лампаду, для чего всегда покупала масла на 10 руб. в память того, что Царице Небесной угодно было за 10 руб. поселиться у неё в келье. Однажды вышло все масло, а денег в это время не было ни копейки. Заскорбела м. Амвросия и села растапливать печку, как она обыкновенно делала, когда была чем нибудь расстроена. Подкидывая щепки, она говорит одной келейной: «Там на шкафу лежат старые письма, принеси их, я буду ими поджигать дрова». Келейная подала целую охапку, и м. Амвросия стала кидать по одному в печь. Вдруг ей попался нераспечатанный конверт. Вскрыв пакет, м. Амвросия вскрикнула от радости и удивления: «Сестры, сестры, смотрите-ка, Царица Небесная какое чудо сотворила!» В конверте оказалось 10 рублей. С тех пор стали особенно чтить эту икону и старец Амвросий не раз говорил сестрам, указывая на нее, что она – чудотворная. Когда скончалась м. Амвросия и Батюшка опасаясь как бы сын её (отец её внучек) не взял из Шамордина вместе с другими вещами и эту икону, послал туда о. Анатолия, приказав ему как можно скорее отвезти икону в Рудново, откуда она была затем увезена еще дальше в только что купленный хутор Преображенское, где и оставалась, пока не миновала опасность, а затем торжественно возвращена в Шамордино. Когда Батюшка в первый раз приехал осмотреть Шамордино, то войдя в залу он долго молился перед этой иконой и обратясь к сестрам еще раз повторил: «Храните эту икону – она чудотворная!» Вскоре после открытия общины принесли туда из Перемышля икону Святителя Николая. Икона Казанской Божией Матери стояла уже на первом месте, а у управляющего Феодора Феодоровича Телегина в квартире находился точный список с неё. Духовенство Перемышльское отслужив молебен пошло к Феодору Феодоровичу на закуску. Диакону очень понравился список и он вслух отдал ему предпочтение. Вечером была всенощная; пропели величание, диакону нужно было говорить ектенью, но он молчал. Через несколько минут он отправился, но был бледен и весь дрожал. После он сообщил, что пропев величание, он взглянул на икону и чуть не упал: от неё исходили такие яркие лучи, что кроме них он ничего не видал. Когда рассказали это Батюшке, то он сказал: «Никто имея что-нибудь на совести не может вынести взора Царицы Небесной с этой иконы».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010