Когда на Пасху мы узнали об убийстве в Оптиной, весь монастырь плакал. А у меня было чувство — победа: попраны, демонские полки, и Трофим победил! Слезы пришли потом, а сперва было чувство торжества: ад, где твоя победа? Господи, слава Тебе!» «Сестреночки» Инок Трофим пришел в Оптину в год открытия Шамординской Казанской Амвросиевской пустыни. Когда 27 мая 1990 года состоялось освящение первого храма обители в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», то на этом великом торжестве старались не замечать выбитых и прикрытых фанерой окон храма и хулиганских надписей на стенах. Шамордино начиналось с малой горстки сестер, живущих в мирском плену: к храму примыкали сараи с поросятами, а из открытых окон бывших монастырских келий неслись магнитофонные вопли и телевизионная реклама «Сникерсов» и «МММ». Восстанавливать Шамордино начинала Оптина пустынь, сама еще восстающая из руин. Но если мужской монастырь вскоре стал силой, с которой приходилось считаться, то беззащитность женского монашества развязала тогда многим языки. Местная печать писала, что призвание женщины быть женой и матерью, а не вести «противоестественный образ жизни». Местные парни говорили то же самое, но уже в непечатных выражениях. «Да что вы в Шамордино не идете? Там благодати больше», — говорил инок Трофим паломницам, желавшим посвятить себя монашеству, но оседавшим почему-то в мужском монастыре. «Там, — отвечали ему, — местные сестер оскорбляют, а работа такая, что инвалидом станешь и все». Это правда. Женская обитель нищенствовала, позволяя себе нанять рабочих лишь на то, чтобы, скажем, покрыть крышу храма. А всю тяжелую «черную» работу сестры делали сами. Со стороны порой бывало страшно смотреть, как худенькие юные сестры ворочают ломом огромные камни, расчищая развалины монастыря. Слабой девушке такой валун с места не сдвинуть. Даже сильному мужчине не сдвинуть. «С ними Ангелы работают», — сказал в изумлении один паломник. И Шамордино являло собою не плоть, а дух, восставая из праха не усердием слабых женских рук, но немолчной молитвой ко Творцу. И Господь дал знамение в подтверждение благодатного покрова над обителью: когда на храме в честь Казанской иконы Божией Матери установили крест, то над ним встал в небе столп света.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Для совершения церковных служб в ней, был определен священник о. Иоанн Троицкий, вдовец уже преклонных лет, живший ранее за штатом в Калужском Крестовом монастыре. Он всей душой полюбил место своего нового служения, искренно привязался к обители и горячо принимал к сердцу все её радости и горести. Это был тип иерея доброго старого времени; по наружности был иногда суров, характер имел горячий и вспыльчивый, но отличался прямотой и имел очень доброе и отзывчивое сердце. Помогал не только своим родным, но даже и сестрам и всегда делал это тайно. Монахов он не долюбливал и весьма неохотно допускал их до служения в храме общины, но к Старцу питал глубокое уважение и всегда почтительно к нему относился; в большие праздники он надевал все свои ордена и медали и отправлялся в Оптину поздравлять Старца. С сестрами он жил мирно и если, по своей вспыльчивости, он иногда не сдерживался и возвышал свой голос более должного, то успокоившись всегда сознавал свою вину и первый шел на примирение. Чаще всего ему приходилось столкновение с пономарками и церковницами; иной раз не угодят ему чем-либо, он вспылит и накричит на них порядком. Но вот гнев его остыл и он чувствует себя неловко перед обиженной сестрой; вынув за нее просфору, он подзовет ее, и давая просфору ласково скажет: «на вот тебе, небось обиделась; ну, помиримся уж!» Однажды придя в церковь под воскресный день служить всенощную, он был сильно не в духе: на всех ворчал, все было не по нем. Во время пения стихир, он вышел из алтаря кадить; сестра которая канонаршила, переходя с правого клироса на левый, встретилась с ним на солее, произнося запев: «Мене ждут праведницы». О. Иоанн не стерпел и проговорил ей вслед вполголоса: «ну как же, только тебя там и не доставало». Певчим показалось это очень смешно и они тихонько засмеялись; засмеялся и сам о. Иоанн и с той минуты настроение его изменилось. Все его подобные выходки отличались добродушием и чужды были всякой желчи. Перед смертью он тяжко заболел и его отвезли в Оптинскую больницу, где он и скончался, заповедав непременно похоронить его в общине.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Преждевременный отъезд Старца, внезапная болезнь Матушки Настоятельницы повергли сестер в печаль и уныние, а между тем готовилось еще новое испытание. На следующий день сестры заметил какой-то свет и в ужасе увидали, что горит гостиница. Растерявшись, они боялись испугать больную Матушку и не решались звонить; между тем, пламя увеличивалось, ветер дул прямо на монастырь, а воду надо было брать из под крутой горы. М. София, услыхав смятение и заметя встревоженные лица сестер, стала было расспрашивать, но, увидя в окно освещенный монастырь, догадалась в чем дело. Она приказала немедленно вынести Казанскую икону Божией Матери, а сама с помощью сестер вышла в церковь (смежную с её помещением) и стала молиться, укрепляя при этом малодушных сестер. Лишь только св. икона была вынесена, пламя повернуло на лес. Опасность миновала и вскоре пожар прекратился, а на следующий день был отслужен благодарственный молебен. Этот случай заставил Матушку позаботиться об устройстве водопровода. История чтимой иконы Казанской Божией Матери, имени Которой посвящена обитель и храм следующая: когда м. Амвросия жила еще в Белевском монастыре, пришла раз к ней женщина, принесла икону Казанской Божией Матери и просила взять ее в заклад, а ей дать 10 руб., так как она умирает с голоду. М. Амвросия дала ей 10 руб. и взяла икону. Прошло много времени, за иконой никто не являлся, так она и осталась у м. Амвросии. Однажды приходит другая женщина и просит показать ей какие у них в келье есть иконы, рассказав при этом, что у неё сильно болит рука и на днях она видела сон будто молится перед иконой Казанской Божией Матери и слышит голос: «Возьми масла из лампады от этой иконы, которая находится в Белевском монастыре, мажь больную руку и получишь исцеление». Женщина пояснила, что ходила по всем кельям, а такой иконы не находит. Повели ее в келью м. Амвросии и она как увидала икону Царицы Небесной, оставленную женщиной за 10 руб., так и всплеснула руками, закричав: «Вот Она, Матушка Царица Небесная, Та Самая, Которую я видела во сне», и упала перед иконой на колена. Дали ей маслица из лампадки и она ушла. Спустя несколько времени приходит опять и приносит с собой бутылку деревянного масла для лампады перед иконой Царицы Небесной, в благодарность за полученное исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Когда на Пасху мы узнали об убийстве в Оптиной, весь монастырь плакал. А у меня было чувство — победа: попраны, демонские полки, и Трофим победил! Слезы пришли потом, а сперва было чувство торжества: ад, где твоя победа? Господи, слава Тебе!» «Сестреночки» Инок Трофим пришел в Оптину в год открытия Шамординской Казанской Амвросиевской пустыни. Когда 27 мая 1990 года состоялось освящение первого храма обители в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», то на этом великом торжестве старались не замечать выбитых и прикрытых фанерой окон храма и хулиганских надписей на стенах. Шамордино начиналось с малой горстки сестер, живущих в мирском плену: к храму примыкали сараи с поросятами, а из открытых окон бывших монастырских келий неслись магнитофонные вопли и телевизионная реклама «Сникерсов» и «МММ». Восстанавливать Шамордино начинала Оптина пустынь, сама еще восстающая из руин. Но если мужской монастырь вскоре стал силой, с которой приходилось считаться, то беззащитность женского монашества развязала тогда многим языки. Местная печать писала, что призвание женщины быть женой и матерью, а не вести «противоестественный образ жизни». Местные парни говорили то же самое, но уже в непечатных выражениях. «Да что вы в Шамордино не идете? Там благодати больше», — говорил инок Трофим паломницам, желавшим посвятить себя монашеству, но оседавшим почему-то в мужском монастыре. «Там, — отвечали ему, — местные сестер оскорбляют, а работа такая, что инвалидом станешь и все». Это правда. Женская обитель нищенствовала, позволяя себе нанять рабочих лишь на то, чтобы, скажем, покрыть крышу храма. А всю тяжелую «черную» работу сестры делали сами. Со стороны порой бывало страшно смотреть, как худенькие юные сестры ворочают ломом огромные камни, расчищая развалины монастыря. Слабой девушке такой валун с места не сдвинуть. Даже сильному мужчине не сдвинуть. «С ними Ангелы работают», — сказал в изумлении один паломник. И Шамордино являло собою не плоть, а дух, восставая из праха не усердием слабых женских рук, но немолчной молитвой ко Творцу. И Господь дал знамение в подтверждение благодатного покрова над обителью: когда на храме в честь Казанской иконы Божией Матери установили крест, то над ним встал в небе столп света.

http://azbyka.ru/fiction/pasxa-krasnaya/...

VII. Посещение митр. Иоанникия. – М. София и её хибарка. – Пострижение в схиму. – Ухудшение болезни и кончина. – Перевезение тела в Шамордино. – Новая настоятельница м. Евфросиния Розова. – Приезд Старца в обитель Летом 1887 г. в Оптину Пустынь приезжал Высокопреосвященнейший Иоанникий, митрополит Московский (впоследствии Киевский). Слыша об о. Амвросие и желая его видеть, он сообщил об этом настоятелю. Архимандрит Исаакий распорядился, чтобы Старец явился в скитский храм. Когда Владыке Митрополиту указали на Старца, то он обратился к нему с упреком: «Зачем вы трудились приходить сюда; идите к себе, я сам хочу посетить вас». Благословив всех братий, он направился в келью Старца, долго с ним беседовал наедине и, выйдя от него, еще раз обернувшись, низко ему поклонился – «Благодатный старец», отозвался о нем Владыко Митрополит. В Шамордине было известно о прибытии Высокопреосвященного и Матушка София отправилась в Оптину, чтобы испросить благословение сестрам. Владыко изъявил желание лично посетить новую обитель. Не теряя ни минуты, Матушка спешит домой, чтобы успеть приготовить все нужное. Настоятельская гостиная была очень мала и не могла вместить всех гостей, но Матушка, не привыкшая останавливаться ни перед какими препятствиями, и одаренная богатой фантазией, в один миг изобрела выход из трудного положения. Против церкви стоял сарай, который и послужил приемной для митрополита. Мгновенно вход и стены были задрапированы материей, повешено несколько стенных лам, пол устлан коврами, расставлены комнатные растения и на большом столе сервирован чай. Оставалось только ждать высокого гостя. Вскоре прибыл Митрополит в сопровождении Калужского Преосвященного Владимира, Товарища Обер Прокурора В. К. Саблера и некоторых других лиц. Сестры собрались в храм и встретили Владыку земным поклоном, а певчие пропели: «Достойно» и «исполла». Сказав несколько слов в назидание, Владыко благословил сестер, осматривал план и место предполагаемого собора, выразив пожелание быстрого процветания юной обители, которая, по замечанию Его Высокопреосвященства, есть отрасль знаменитой Оптиной Пустыни. Затем Матушка предложила Владыке Митрополиту войти в «сарай». С заметным недоумением вступил Владыка в импровизированный зал и был поражен его убранством. Откушав чаю и побеседовав о духовных предметах, Высокопреосвященный Иоанникий прошелся по обители, посетил хибарку – (домик) м. Софии и затем отбыл с Калужским Владыкою обратно в Оптину Пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышла в свет книга о ставропигиальных монастырях Русской Православной Церкви 02.12.2011 Книга « Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви » вышла в Издательстве Московской Патриархии к 65-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Каждому из 27 ставропигиальных монастырей (14 мужских и 13 женских) в книге отведена отдельная статья, в которой повествуется об основании обители, связанных с ней исторических событиях, наиболее известных наместниках, о ее судьбе в советские годы и современной жизни. Особое внимание уделено посещениям обителей Святейшим Патриархом Кириллом. Рассказывается также о главнейших святынях монастыря находящихся в нем мощах святых, чудотворных иконах. Жизнь каждой обители иллюстрируется фотографиями. В книге представлены Свято-Троицкая Сергиева лавра, Покровский Хотьков женский монастырь, Данилов мужской монастырь, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, Покровский женский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь, Введенская Козельская Оптина пустынь, Казанская Амвросиевская женская пустынь в Шамордине, Рождества Богородицы Саввино-Сторожевский мужской монастырь, Богородице-Рождественский женский монастырь, Донской мужской монастырь, Зачатьевский женский монастырь, Новоспасский мужской монастырь, Иоанновский женский монастырь на Карповке, Сретенский мужской монастырь, Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь, Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь, Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, Воскресенский Троицкий Корецкий женский монастырь, Николо-Угрешский мужской монастырь, Николо-Вяжищский женский монастырь, Кресто-Воздвиженский Иерусалимский женский монастырь, Высоко-Петровский мужской монастырь, Заиконоспасский мужской монастырь. Издание осуществлено под общей редакцией главного редактора Издательства Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева, координатор проекта И. Лапшин, автор текста Е. Полищук. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.12.2011 20:16:42

http://drevo-info.ru/news/11904.html

Святейший Патриарх Алексий посетил женскую обитель в Шамордино 13 августа 2005 г. 11:58 Продолжается трехдневная поездка Святейшего Патриарха Алексия по Калужской епархии. Утром 13 августа Святейший Патриарх Алексий прибыл из Оптиной пустыни в Шамордино, где в Казанском Амровсиевском ставропигиальном женском монастыре Предстоятеля Русской Церкви и сопровождающих его архиереев торжественно встречали игумения монастыря Никона и насельницы обители. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин Великого освящения Казанского собора. Центральный престол был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а четыре придела — в честь свв. Николая Чудотворца, Амвросия Медиоланского, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Затем Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в новоосвященном соборе. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент; архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан; епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, заместитель губернатора Г.В. Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н. Дятлов, мэр Козельска И.М. Богачев. Во время богослужения Патриарх наградил игумению Никону крестом с украшениями за усердные труды по возрождению Свято-Амвросиевской обители. Патриархия.ru Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь в Шамордино Создание монастыря в Шамордино связано с деятельностью иеросхимонаха, старца Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни преподобного Амвросия, который в 18701880 годах участвовал в создании целого ряда монастырских женских общин, главным образом для неимущих женщин. Деньги на строительство были пожертвованы богатейшим московским купцом, чаеторговцем Перловым. Для строительства монастыря было выбрано изумительное по красоте место на высоком берегу реки Серены. Помимо главной достопримечательности — храма, здесь были возведены усыпальница, больница, трапезная, корпус для сестер, келья Амвросия.

http://patriarchia.ru/db/text/35066.html

В 1911 г. преподобный Иосиф Оптинский благословил возглавить обитель игумении Валентине (Розанцевой, 1864-1919), ставшей последней дореволюционной настоятельницей монастыря. В марте 1923 г. обитель была окончательно закрыта и ликвидирована, все земли и угодья монастыря стали собственностью колхоза. В 1990 г. наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (Смирнов) обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену с ходатайством об открытии Шамординской обители. 3 мая 1990 г. Святейший Патриарх Пимен подписал указ о возобновлении Шамординского монастыря. 15 мая обитель официально передали Русской Православной Церкви. Первой после возрождения обители настоятельницей стала монахиня рижского Свято-Троицкого монастыря Никона (Перетягина, 1941-2012). 27 мая 1990 г. состоялось освящение первого в возобновленной обители храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 28 июля 1996 г. Святейший Патриарх Алексий II освятил в Шамордино первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. ( журнал 53 ) на должность настоятельницы Казанской Амвросиевской женской пустыни назначена монахиня Сергия (Щербакова). 6 июля 2014 г. монахиня Сергия была возведена в сан игумении. С 2015 г., согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в главном храме в честь Казанской иконы Божией Матери Казанской Амвросиевской пустыни благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш...». 16 января 2019 г. руководитель Межрегионального территориального управления Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях В.Ю. Бухтеев и настоятельница игумения Сергия (Щербакова) подписали соглашение о передаче в собственность обители исторических зданий, расположенных на ее территории. Шамординской обители были возвращены здания, принадлежавшие ей до революции: храмы, жилые корпуса и некоторые хозяйственные постройки — всего 22 здания. Святыни Ковчег с частицами святых мощей прпп. старцев Оптинских, икона Божией Матери «Спорительница хлебов».

http://patriarchia.ru/db/text/4200775.ht...

Выйдя из двери и остановясь на ступеньке, он всегда молился пред иконой Божией Матери «Достойно есть», и затем проходил далее, благославляя направо и налево; тысячи вопросов сыпались ему из толпы, он все внимательно выслушивал и давал мудрые ответы. «Батюшка», – спросит кто-нибудь, – «как мне благословите жить?» А Батюшка скажет: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, а всем мое почтение», или еще иначе: «Жить добро творить, уклоняться от всякого зла, чтобы и наша когда-нибудь повезла». Так просто, но ясно излагал он необходимые правила для жизни христианина. Иногда Батюшка садился, и тогда все присутствующие становились вокруг него на колени, с глубоким вниманием слушая его рассказы или какую-нибудь историю, смысл которой заключал в себе полезное нравоучение, или обличение чьих-нибудь недостатков; чаще всего предлагал советы о терпении, снисхождении к немощам ближнего и понуждении себя к добру, говоря, что Царствие Божие нудится. Иногда эти поучительные беседы, или общие благословения, застигал час отдыха, и келейник напоминал ему об этом; тогда Батюшка снимал шапочку, раскланивался и говорил: «Очень признателен вам за посещение; о. Исаия говорит, что пора»; а в другой раз келейник скажет: «Батюшка, уж два часа», а Батюшка ответит: «Ты переведи их назад и будет час» – это значило, что Батюшка намеревается сказать еще что-нибудь на пользу. Летом в жаркие дни Батюшка выходил благословлять на воздух, и появление его было истинною радостью для всех, томящихся ожиданием; от самого крыльца устроены были жерди (перила), по одну сторону которых стоял народ, а по другую шел согбенный Старец, останавливаясь по временам и давая ответы. «Батюшка», – спрашивала одна, – «куда мне благословите: замуж, или в монастырь?» – «Куда у тебя больше перевеса», – отвечал Батюшка. Иногда же решал прямо. Бывали и такие случаи, что приходили две молодые девушки: одна просилась в монастырь, другая желала замуж, но Батюшка решал их судьбу наоборот, и обе они были очень счастливы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

«Дорогой ёжика» По монастырскому кладбищу можно проводить отдельную экскурсию и у иных могилок есть риск задержаться на несколько часов. Я особо отметил для себя могилы недавно почивших архимандрита Венедикта, долгое время бывшего наместником монастыря, и монаха Лазаря (Афанасьева) – автора удивительных книг для детей и взрослых. Мои собственные дети выросли вместе с «православным ёжиком», который путешествовал с друзьями в Оптину. Теперь вот две дочери сами вместе со мной прошли «дорогой ёжика» и поняли, что Оптина пустынь – это не вымысел писателя и не сказка. Хотя что-то от сказки в ней есть. В большой группе щигровских паломников, которую собрал наш владыка Паисий, были и дети младшего школьного возраста, и старики, разменявшие девятый десяток. К примеру, Раису Егоровну Обухову из Кунье мы недавно поздравляли с 85-летием. Я очень беспокоился о её здоровье. Не знал, как она перенесёт дальнюю дорогу. Но баба Рая нигде от нас не отставала и никаких поблажек не просила. За что и была в конце пути наравне с детьми вознаграждена мороженым. Владыка просил прощения, что не удалось организовать полноценного питания для всех. Уж больно велика группа. Все получили пирожки, воду и сок. И вышло почти как в Евангелии – в конце поездки осталось ещё несколько корзин продуктов. Большинство паломников готовились к Причастию. Некоторые причастились два раза. В субботу в Шамордино и в воскресенье в Оптиной. Алтарь, парящий над землёй Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь основана при сердечном участии самого известного Оптинского старца – преподобного Амвросия. С этой обители и началась основная программа нашего паломничества.      Прибыли мы в Шамордино ещё до восхода солнца и до начала утренней службы успели освоиться. После Литургии и водосвятного молебна епископ Паисий обратился к паломникам с напутственным словом. Напомнил, что «паломничество – это молитвенный труд». Затем нас ожидала экскурсия по самому большому храму монастыря – Казанскому. Строительство такой огромной церкви было не чьим-то амбициозным проектом, а насущной необходимостью. В период расцвета Шамординской обители в ней подвизалось более восьмисот насельниц. Возрождение монастыря началось с «пяти старушек». Сейчас там около ста инокинь и послушниц. А в советское время территорию закрытого монастыря в Шамордино оккупировал сельхозтехникум. На месте иконостаса висела карта СССР, а в алтаре стоял трактор. Всем восьмерым священникам, сопровождавшим епископа Паисия, дали благословение на посещение алтаря. И все были поражены его красотой. Светлый алтарь, украшенный искусными витражами, оставил ощущение лёгкости, воздушности. Казалось, что он не просто возвышается над уровнем пола храма, а парит над землёй.

http://pravoslavie.ru/124042.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010