Незадолго до кончины Старца, в августе месяце Настоятельница Евфросиния лишилась зрения и не раз говорила Старцу, что нельзя управлять обителью, не имея глаз, и просила его разрешения подать на покой; но Батюшка раз и навсегда запретил ей это делать, говоря, чтобы никогда не просилась на покой. «Жди, когда откажут, а сама не просись», вот был решительный ответ Старца. Привыкшая во всем руководствоваться волей Старца, она покорно и благодушно приняла свой крест, будучи вполне покойна за обитель, зная, что она только исполнительница его распоряжений. Все крупные хозяйственные дела и постройки совершались по указанию Батюшки и под наблюдением опытных монахов, духовных детей Старца, которые и наезжали в Шамордино. Теперь Настоятельница очутилась в самом ужасном, безвыходном и, можно сказать, отчаянном положении; лишенная зрения, она лишилась и самой своей опоры – Старца, оставшись без всяких средств для содержания сестер. При такой и без того трудной задаче, у неё еще отнята возможность восполнить недостаток своей хозяйственной опытности советом добрых соседей – оптинцев, с таким братским участием всегда относившихся к новой обители, родной им по духу и по общему отцу – благодетелю. Кроме того она лишена была и последней отрады выплакать свою скорбь на дорогой могилке и подкрепить свои духовные силы беседой с его присным учеником и помощником о. Иосифом, заступившим место старца Амвросия. Необходимо было мириться с своим положением. Оптинский настоятель архимандрит Исаакий – преданный духовный сын почившего Старца, человек высокой духовной жизни, обладавший, несмотря на внешнюю суровость, чутким и добрым сердцем, понял, в какое безвыходное положение поставлена юная обитель, и принял в ней самое великодушное участие. Он без всякого колебания взял на себя всю ответственность и разрешил некоторым инокам помочь неопытным сестрам в делах сложного хозяйства, пока они хотя немного с ним ознакомятся. Эта трогательная попечительность старца – настоятеля имела очень важное значение и никогда не забудется благодарной обителью.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Литературная страница радио «Радонеж». В. Николаев читает главу «Монастырское хозяйство» из своей книги «Время подумать о главном» 21.01.2016 22:53 " Людские судьбы, о которых я расскажу, прямо или косвенно, но связаны с этими красивейшими святыми местами, где зародилась и обрела величие Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь, основанная в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского, неподалеку от самой Оптиной пустыни. Когда-то поведанное мне и теперь рассказанное в этой книге, имеет отношение едва ли не ко всем монастырям великой России, куда едет, идет, а порой буквально ползет человек, чтобы найти утешение, получить совет на извечный вопрос: «Как жить дальше?» Чтобы его измученная плачущая и отчаявшаяся душа почувствовала облегчение, ожила, расцвела, оросилась вдохновением, обрела силу физическую и духовную для созидательного труда " . Из предисловия В. Николаева к его книге " Время подумать о главном. Шамординские истории " , главу из которой в нашем эфире читает автор. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2016/01/21/22-5...

Особенно нравилась тогда многим эта хибарка, в которой жила Матушка София после принятия схимы. Всякий, кто бывал в этой пустынной келийке, находил в ней особенную отраду. Освещалась она по вечерам только одними лампадами, окна выходили прямо в лес и чем-то таинственным, и в то же время мирным и успокоительным веяло там; мир с его суетой был далеко и казалось, что находишься где-то вне земного. Тихий полусвет, воодушевленные, дышавшие верой и искренностью беседы Матушки наполняли душу чем-то особенным, возвышенным. Речь её всегда была увлекательна и производила глубокое впечатление. Она особенно следила за внутреннею жизнью сестер и нередко собирала их и вела с ними назидательные беседы; она говорила со всеми и об общих предметах, но всегда каждая из слушательниц находила в её словах относящееся к себе. Жалоб она не терпела и все подобные попытки сестер оканчивались неудачей, так что у них сложилось такое убеждение, что если пойдешь на кого пожаловаться, то непременно окажешься виноватой. Её слова: «Кто оправдывает себя – тот и виноват», полагали конец всем ссорам и неудовольствиям. Особенно строго следила она за тем, чтобы сестры не позволяли себе ни о ком говорить дурно. «Мы не имеем на это никакого права, говорила она, уже потому, что это противно любви, и еще потому, что мы никогда не можем знать, что происходит в душе у другого; может быть прежде чем мы успели подумать о человеке дурно, он уже принес чистосердечное раскаяние и прощен Богом». Её любящее сердце не могло оставаться равнодушным к тем из сестер, в которых она замечала беспечность к своему спасению. Она употребляла все средства, чтобы расположить к более внимательному отношению к своим недостаткам и почти всегда в этом успевала. За то и сестры так любили ее, что кажется не было ничего такого, перед чем они могли бы остановиться ради неё, они готовы были на все лишь бы утешить и порадовать Матушку, и не было большей радости как увидать ее и тем более услыхать от неё, или ласковое ободряющее слово, или твердое слово наставления. Снисходя к немощам сестер вообще, она тем не менее требовала безусловного подчинения всем правилам монастырским, и старалась приучить их к такому сознанию, что они не должны делать чего-либо непозволенного не потому, что могут увидать и взыскать за это, а потому что совесть должна свято хранить слова начальницы, хотя бы и никто не заметил нарушения. Она обладала даром воодушевлять сердца на подвиг и борьбу и поднимать упавший дух; – она была в своем роде вождь духовный.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Любвеобильный Старец сам благодарил ее за «труды», давал какой-нибудь гостинец и на прощанье говорил что-нибудь назидательное; но нередко дежурная, придя прощаться, находила Старца лежащего в полном изнеможении, с закрытыми глазами, и только молча принимала благословение, удивляясь его беспредельной любви, жертвующей себя без остатка. Под воскресенье и праздничные дни в келье Старца служили «бдения», которые первое время Старец служил сам, т.е. делал возгласы и читал Евангелие, а впоследствии, по слабости сил, он не мог этого делать, и для сего из Оптиной приезжал иеромонах. Певчие и чтицы помещались в приемной келье, а в остальных смежных комнатах стояли несколько человек сестер и приезжих, но не иначе как с особого разрешения Старца. Батюшка слушал из спальни и, любя внятное и неспешное чтение, нередко делал замечания. Наступало время чтения Евангелия, все присутствующие подвигались к дверям и обращались в слух и внимание; полуоткрытая дверь в спальню отворялась и на пороге показывался Старец в епитрахили и короткой мантии с открытой головой. Своей обычной, столь знакомой всем знавшим его, торопливой походкой подходил он к аналою и тихим старческим, слегка дрожащим голосом, читал Св. Евангелие. Какая это была торжественная минута: седой, согбенный Старец – живой проповедник Евангелия, и слова им произносимые становились как бы живыми, росли… и наполняли собой всю душу!... По прочтении Евангелия Старец прикладывался, затем обернувшись делал всем поклон и уходил в свою келью. Каждые две недели Старец приобщался Св. Таин. Духовником его, после о. Платона, был живший в Оптиной заштатный священник, который впоследствии был определен священником в общину. О. Феодор был маститый старец высокой жизни, принявший тайное пострижение. Первое время приносили к Старцу Св. Дары прямо из церкви в св. потире, но затем по слабости сил он не мог дождаться окончания обедни и приобщался раньше запасными Св. Дарами. В длинной мантии, епитрахили и поручах встречал Старец грядущего Господа земным поклоном и затем с великим благоговением сам приобщался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Две сестры пришли в Оптину и просились к Старцу. Батюшка вышел на общее благословение и, увидев их, сказал: «а, ты мне нужна». Сестры не поняли, к которой из них относились эти слова, а Батюшка, возвращаясь назад, взял одну из них за руку и повел к себе. Через несколько минут она вышла от Старца вся в слезах. Её товарка упросила ее рассказать в чем дело, и та ответила, плача: «ах, Батюшка мне так страшно сказал, что он видел врага, который сказал, что ходил в Шамордино смущать меня на такого-то, но я даже и не видала его никогда». В смущении она пошла к своему духовнику о. Анатолию и передала ему все слышанное от Старца. О. Анатолий посоветовал ей хорошенько разобрать свою совесть, что говоря, Старец сказал это не просто. Долго мучилась она и наконец вспомнила, что действительно думала об одном человек, только не о том, которого назвал Старцу лукавый обличитель, и не каялась в этом. Таким образом враг оболгал сестру перед Старцем, но молитвами его, эта кознь вражеская обратилась в стрелу против него же; сестра через этот случай вспомнила свой неисповеданный грех и принесла чистосердечное покаяние. У одной сестры случились разные вопросы, касающиеся её внутренней жизни. Это было Успенским постом, в последний год его жизни; народу было много, Старец сильно уставал, и она, не надеясь попасть к нему на беседу, написала ему письмо. Дня через два она была у Старца, и он на все пункты её письма дал полные ответы, вспоминая сам, что еще там было написано. Сестра ушла от Старца утешенная и упокоенная, не подозревая однако какое чудо прозорливости Старца совершилось над ней. В октябре Старец скончался и через 6 недель, при разборке его келейных бумаг, нашли нераспечатанное письмо на его имя; так как на конверте было также надписано и от кого оно, то его и возвратили по принадлежности. Каково же было изумление той сестры, когда она увидела то самое свое письмо, которое писала Успенским постом, и на которое тогда же получила такие подробные ответы, – нераспечатанным. Но много было примеров, что Батюшке Амвросию была видна целая жизнь человека, – он читал будущее как по книге, и в таких случаях действовал всегда решительно, твердо, властно. Так например рассказывает о себе одна почтенная монахиня.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Часов в 11 подавали Батюшке лошадь, и он отправлялся объезжать корпуса и постройки, в сопровождении особо ехавшей Матушки, которая помогала ему выходить из экипажа, ограждала его от толпы, и с которою он нередко тут же и занимался на счет перемещения сестер, переделок, перестроек и т.д. – и в сопровождении толпы сестер и мирских, которые бегом мчались за Батюшкиной пролеточкой. Кто тащил ему скамеечку, кто коврик, кто мешок с носками. Но вот пролетка останавливается. Вперед приехавшая Матушка ожидает Батюшку уже у крыльца того корпуса, куда он должен подъехать. Батюшку почти на руках высаживают из экипажа и ведут по кельям. Только что войдет Батюшка в двери, как они тотчас же запираются, и хозяйки остаются наедине беседовать с Батюшкой. Матушка и все, кому только удалось захватить какую-нибудь из дорожных принадлежностей Батюшки, как то: мешок, калоши, ряску, очки, рукавички, стул, ожидают Батюшку в коридоре или сенях; а вся остальная толпа у крыльца корпуса, осчастливленного посещением дорогого гостя. Но вот Батюшка обошел уже все кельи, и снова показался в дверях. Начинается великая суетня: «Где Батюшкина ряска? У кого калоши Батюшки? Очки, очки давайте скорее Батюшке!» Все суетятся и радуются, что снова видят Батюшку. Хозяек же указывать нечего, – лица их сами себя выдают. Как только заметишь сияющее восторгом лицо, так прямо и спрашиваешь: «А ты разве в этом же корпусе живешь?» – «В этом, в этом! Вот нам ныне счастье-то! Батюшка-то родной посидел у нас, помолился, то-то и то-то сказал». – «А что же ты с ним занималась?» Кто скажет: «Занималась, да еще как хорошо-то! Уж так Батюшка утешил меня, родной, ну и пробрал также, а уже зато легче теперь стало на душе»; а кто ответит: «Нет, где-ж Батюшке со всеми теперь заниматься? Да мне теперь и не до занятий, – я не знаю, о чем и говорить теперь с Батюшкой, у меня и скорбей теперь никаких нет». Возвращался Батюшка домой часу во 2-м, кушал, отдыхал, а после отдыха снова отправлялся объезжать корпуса до всенощной, или вечерни. За все время своего пребывания, Батюшка перебывал во всех корпусах, не пропустил ни одной келии, ездил и в Лапеху, был во всех сараях и амбарах. Во вторник принесли Батюшке показать носилки, приготовленные сестрам для ношения камней для постройки храма. Батюшка благословил их, и сам пробовал, ловки ли они.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В четверг после обедни была панихида по схимонахиням Амвросии и Софии и затем общее благословение. В то время, как благословлял Батюшка, певчие пели ему обыкновенно различные церковные песни: «Заступнице усердная», тропарь св. Амвросию и т.д. пели также и «Торжествуй наша обитель». В этот же день, после нескольких других священных песней, запели пасхальный канон. Между тем Батюшка кончил уже благословлять, слушал и молился. Когда кончили канон, Батюшка сам велел пропеть: «Да воскреснет Бог», и, по окончании этой песни, быстро поднялся с своего места и скрылся за дверью. Пение всегда слишком сильно действовало на Батюшку. Но что за чудное выражение лица было у него все время, пока он слушал пение! Один взгляд на него невольно заставлял молиться всякого ленивого и нерадивого. В тот же день утром, после краткого отдыха, Батюшка ездил на скотный двор, осматривал постройки, заходил и в приют и долго там оставался. Заходил в каждую комнату, благословлял всех детей и беседовал с ними; одна из них сказала Батюшке стихи; Батюшку тронули они до слез. Оттуда Батюшка ездил вниз к огородам, гулял по горам, благословлял все колодцы, зашел на водокачку, заставлял при себе накачивать воду, осматривал устройство её и возвратился домой прямо к всенощной. На другой день, после обедни и общего благословения, Батюшка, отдохнув немного, пошел на могилку. Помолившись и благословив ее три раза как всегда, он заходил на колокольню и опять всюду усердно и долго молился. С колокольни же отправился прямо в трапезную. Помолившись здесь пред образом Царицы Небесной, он прошел прямо к настоятельскому месту, сел там и велел подавать ему весь обед по порядку. Каждое кушанье он благословлял и, отведав немного, звонил в колокольчик, как это делает обыкновенно Матушка, давая этим знак трапезницам подавать следующее блюдо. Кушанье из чашек, благословленных Батюшкой, вылили потом в котлы и ведра, откуда разливали по чашкам всем сестрам за трапезой. Из трапезной Батюшка прошел в кухню. Осмотрев все хозяйственные учреждения и посидев несколько минут среди дворика, вокруг которого расположены эти постройки, Батюшка сел в пролеточку свою и доехал в ней до крыльца, чтобы избавить Матушку от великих хлопот и ежеминутно повторяемых просьб и приказаний не напирать на Батюшку и не теснить его. Сам Батюшка, сидя близ хлебни и осматривая расположение зданий, не раз обращался к сестрам с просьбою стоять поодаль, чтобы ему лучше можно было осмотреть все. – «Вас-то я не раз видел, а постройки-то еще не видал», говорил он. Но к сожалению все эти просьбы и убеждения имели не больше успеха, как старание отогнать от огня ночных бабочек. Попросит Батюшка сестер отойти от него подальше, они тотчас и отойдут; но не пройдет и трех минут, как снова, сами не замечая того и как, очутятся около своего дорого отца и светильника.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Описание: Казанская Амвросиевская женская пустынь основана великим оптинским старцем преподобным Амвросием. В 1875 г. духовная дочь прп. Амвросия монахиня Амвросия (Ключарева, 1818-1881) по его благословению покупает землю при сельце Шамордине для будущего монастыря. В 1881 г. по духовному завещанию монахини Амвросии в ее имении была устроена женская община с домовым храмом. Первыми насельницами стали жившие при матушке Амвросии в этом имении 35 вдов и девиц-сирот. Помощницей в устроении новой обители преподобный Амвросий избрал свою преданную духовную дочь Софию Михайловну Болотову (1845-1888), происходившую из древнего благочестивого рода дворян Болотовых Тульской губернии. 1/14 октября 1884 г., на праздник Покрова Божией Матери, состоялось открытие общины, освящение в ней домовой деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии настоятельницей. В 1885 г. при монастыре открыт приют для девочек. В 1888 г. после кончины схимонахини Софии (Болотовой) настоятельницей Шамординской обители назначена монахиня Евфросиния (Розова, 1830-1904). В это трудное время на помощь обители пришел духовный сын преподобного Амвросия московский дворянин, чаеторговец Сергей Васильевич Перлов (1836-1910). Еще при жизни прп. Амвросия он оказывал благотворительную помощь общине. После кончины преподобного Амвросия 10/23 октября 1891 г. Сергей Васильевич взял над ней полное попечительство. С.В. Перлов, также как и все дореволюционные настоятельницы, был похоронен в монастырской усыпальнице. 8/21 июля 1901 г., в праздник Казанской иконы Божией Матери, Шамординская община получила статус общежительного монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью. 24 октября/6 ноября 1902 г. состоялось освящение нового 15-главого кирпичного Казанского собора. В 1904 г. после кончины схиигумении Евфросинии по благословению преподобного Иосифа Оптинского настоятельницей была назначена монахиня Екатерина (Самбикина, 1842-1911), которая также была преданной духовной дочерью преподобного Амвросия.

http://patriarchia.ru/db/text/4200775.ht...

Старое Шамордино. Казанская Амвросиевская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1884. Ссылки:     Адрес: 249706, Россия, Калужская область, Козельский район, с. Старое Шамордино, Казанская Свято-Амвросиевская пустынь Координаты: 54.160059, 35.868803 Проезд:1. На личном автомобиле из Калуги в сторону Козельска. В населенном пункте Каменка поворачиваем направо по указателю " Шамордино " и дальше, никуда не сворачивая, доезжаем до монастыря. 2. Из Калуги от автовокзала или из Москвы (от метро Теплый Стан " ) автобусами, идущими на Козельск, Сосенский, Ульяновск и Хвастовичи до остановки " Каменка " возле поворота на Шамордино. Далее пешком 1 км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь была основана в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского. Она находится в живописнейшей местности в 12 км от Оптиной пустыни. Старец Амвросий (Гренков, 1812-1891) был " душой " монастыря. Все здесь начиналось и делалось по его благословению. Он входил во все дела, указывал места построек, непрестанно заботился о духовном окормлении сестер. Последние месяцы своей жизни старец также провел в Шамордине, здесь он и скончался, а молитвенным покровительством не оставляет обитель и поныне. С самого начала существования обители старец Амвросий, как чадолюбивый отец, собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение. Первой настоятельницей Шамординской общины была духовная дочь старца Амвросия - схимонахиня София (Астафьева, 1845-1888). Человек удивительной доброты, истинного благочестия, глубокого ума, она была достойной ученицей старца. Он называл ее своей " правой рукой " . Под ее руководством начиналось создание общины. Матушка всю себя отдавала этому служению, не щадя ни сил, ни здоровья. Она скончалась в возрасте 42-х лет, пробыв настоятельницей всего около 3-х лет. Для сестер она была настоящей матерью. После ее кончины старец Амвросий говорил, что она свята.

http://sobory.ru/article/?object=00905

Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Шамординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырь Русской Православной Церкви, расположенный рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни. Обитель основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Содержание История [ править править код ] Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину в принадлежавшем ей имении Шамордино. Незаменимой помощницей преподобного Амвросия в устроении пустыни была всецело преданная старцу его духовная дочь схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). 1 октября 1884 года в день открытия обители матушка София была назначена ее первой настоятельницей, а обитель стала называться Казанскою в честь чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери. Вся жизнь Шамординской пустыни проходила под старческим руководством: богослужебный устав, монастырские порядки, строительные дела, назначение послушаний и др. устраивались с благословения преподобного Амвросия. Число насельниц обители пополнялось большей частью сестрами, которых направлял сюда сам батюшка. Приезжая в Шамордино, он все осматривал, размечал места для строительства будущих храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие. Несмотря на то, что схимонахиня София только четыре года управляла обителью, ей удалось многое сделать за это время и заслужить безграничную любовь сестер. В 1987 году первоначальница Шамординской обители была прославлена в Соборе Тульских святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанская_Амвр...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010