Лит.: Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским, 1793. М., 2009; Леонид (Кавелин), иером. Церковно-ист. исследование о древней области вятичей, входившей с нач. XV и до кон. XVIII ст., в состав Крутицкой и частью Суздальской епархии//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 1-156; Снегирёв И. М. Покровский мон-рь, что на убогих домах в Москве. М., 1863; Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1893, 1996; Денисов Л. И. Православные мон-ри Российской империи. М., 1908; Путеводитель по Москве, изд. Моск. Архитектурным об-вом для членов V съезда зодчих в Москве/Ред.: И. П. Машков. М., 1913, 1998; Вся Москва: Адресная и справ. кн. на 1916 г. М., 1916; То же на 1917 г. М., 1917; Александровский М. Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока. М., 1917; Самойлович Д. С. Избр. произведения. М., 1949; Фехнер М. В. Москва и ее ближайшие окрестности в XV и нач. XVI в. М.; Л., 1949. Т. 12; Выголов В. П. Архитектура Московской Руси сер. XV в. М., 1988; Кириченко Е. И. Михаил Быковский. М., 1988; Козлов В. Ф. Судьбы монастырских кладбищ Москвы: (1920-е - 30-е гг.)//Московский некрополь: История. Археология. Искусство. Охрана. М., 1991. С. 48-67; он же. Трагедия мон-рей: Год 1929//Моск. журн. 1991. 1. С. 32-41; он же. Москва миссионерская//Там же. 1997. 8/9. С. 37-45; он же. Некрополи моск. мон-рей в 1918 - нач. 1930-х гг.: Хроника защиты и гибели//Московская Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры. М., 2008. С. 547-571; Паламарчук П. Г. Сорок сороков. М., 1992. Т. 1; Тарабарина Ю. В. Победа над королевичем Владиславом 1 окт. 1618 г. и мемориальное храмостроительство 1620-х гг.//Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 100-108; Памятники архитектуры Москвы: Юго-Вост. и юж. части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII в.: (от Земляного города до Камер-Коллежского вала). М., 2000; Курляндский И. А. Иннокентий (Вениаминов) - митр. Московский и Коломенский. М., 2002; Смирнов С. А. Некрополь: История Покровского мон-ря и монастырского кладбища. М., 2006; Баталов А. Л. Храмы Ивановской горки и Кулишек в сакральной топографии Москвы//Церковная археология Москвы: Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. М., 2007. С. 9-20; Покровский ставропигиальный жен. мон-рь у Покровской заставы: 20-летие возрождения обители; 380-летие основания обители. М., 2015.

http://pravenc.ru/text/2564208.html

Лит.: Щербатов М. М. История российская от древнейших времен. СПб., 1781. Т. 4. Ч. 1. С. 427-570; Шевырёв С. П. Новые известия о Флорентийском Соборе, извлеченные из Ватиканской рукописи//ЖМНП. 1841. Ч. 29. Янв. Отд. 2. С. 60-78; Горский А. В., прот. Св. Иона, митр. Киевский и всея России//ПрибТСО. 1846. Ч. 4. С. 221-276; СИСПРЦ. С. 121-122; Карпов Г. Св. Иона, последний митрополит Киевский и всея Руси//ЧОИДР. 1864. Кн. 4: Окт.-дек. С. 142-206; Евстафий (Романовский), архим. Московский мужеский ставропиг. Симонов мон-рь. М., 1867. С. 18; Ключевский. Древнерус. жития. С. 240, 319; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 266-264; Описание о российских святых. С. 64-65; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 132-133; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 199-202; Голубинский. История РЦ. Т. 2. 1-я пол. С. 415, 418-420, 469-515; он же. Канонизация святых. С. 79, 100; Шпаков А. Я. Гос-во и Церковь в их взаимных отношениях в Московском гос-ве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества: Княжение Василия Тёмного. К., 1904. Ч. 1; Вальденберг В. Древнерус. учения о пределах царской власти. Пг., 1916. С. 173-182; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва: Очерки по истории XIII-XV ст. Пг., 1918. С. 395-407; Белякова Е. В. К истории учреждения автокефалии Русской Церкви//Россия на путях централизации: Сб. в память А. А. Зимина. М., 1982. С. 152-156; она же. Об одном источнике Жития митр. Ионы: (Происхождение чуда о Пафнутии Боровском)//Архив РИ. 1992. Вып. 2. С. 171-178; она же. Учреждение автокефалии Русской Церкви в полит. мысли XV-XVI вв.//Римско-константинопольское наследие на Руси: Идея власти и полит. практика. М., 1995; Казакова Н. А. Известия летописей и хронографов о начале автокефалии Русской Церкви//ВИД. 1983. Т. 15. С. 92-102; Лурье Я. С. Новонайденная духовная грамота митр. Ионы//РФА. 1987. Ч. 3. С. 640-646; он же. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние, независимые и офиц. летописи об образовании Моск. гос-ва. СПб., 1994. С. 93-108; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 505-506; Травин В. Описание моск. Николаевского греч. мон-ря. М., 1876; Леонид (Кавелин), архим. Ист. заметки о моск. мон-рях: Спаса Старого (ныне Заиконоспасского) и Николы Чудотворца Старого (ныне Никольского Греческого) в связи с летописью моск. пожаров с XIV по XVIII ст.//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Смесь. С. 98-109; Каптерев Н. Ф. Рус. благотворительность монастырям Св. Горы Афонской в XVI-XVIII ст.//ЧОЛДП. 1882. Май. С. 445-461; он же. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142; Царский, патриарший, ставропигиальный Пречестный и священный мон-рь Иверской Богоматери-Портаитиссы, на Св. горе Афонской и зависимый от него моск. Николаевский греческий мон-рь: Сказание об иконе Божией Матери Иверской-Портаитиссы. М., 1894; Гавриил, архим. Моск. Николаевский греч. 2-кл. мон-рь, зависимый от Афонского ставропигиального Патриаршего и царского Портаитского Иверского мон-ря. М., 1900; Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 6-7; Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. [Вып. 1]. С. 286-317; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992; Сорок сороков. 1992. Т. 1: Кремль и мон-ри; Жилякова А. В. Местопребывание греков в Москве во 2-й пол. XVII в.//УЗ РПУ. 2000. Вып. 5. С. 159-174; Кусов В. С. Земли Московской губ. в XVIII в. М., 2004. Т. 1. С. 152; Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1; Фонкич Б. Л. Чудотворные реликвии Христ. Востока в Москве в сер. XVII в.: Икона Иверской Богоматери. М., 2004; Шахова А. Д. Никольский греч. мон-рь в Москве в XVII-XVIII вв.//3-и чт. пам. проф. Н. Ф. Каптерева (Москва, 26-27 окт. 2005 г.): Мат-лы. М., 2005. С. 96-100; она же. Никольский греч. мон-рь в Москве в XVII - 1-й пол. XVIII вв.//РиХВ. 2015. Вып. 4/5. С. 334-349; Романюк С. К. Москва, Китай-город: Путев. М., 2007; Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери: (Очерки истории отношений Греческой Церкви с Россией в сер. XVII в. по док-там РГАДА). М., 2010. С. 246-247; Тимошина Л. А. Моск. Никольский («Большая глава») мон-рь во 2-й пол. XVII в.: Взгляд изнутри//Каптеревские чт. М., 2015. Вып. 13. С. 89-125.

http://pravenc.ru/text/2564226.html

религиозная борьба православной Грузии с исламом. Тифлис, 1889. и подвиги преп. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского. Тифлис, 1899. очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901. о чудодейственном благодатном камне Давиде-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899.    Кирион, епископ. Жития различных грузинских святых. Тифлис, 1899.    Кирион, еп. Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной Церкви и общества. Тифлис, 1899.    Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910.    Кирион, еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889.    Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876.    Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890.    Красных А. Обзор памятников древнехристианской литературы на грузинском языке. Загорск, 1966.    Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново-Афонского монастыря. СПб., 1911.    Леонид (Кавелин), архим. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Т. 1—2. М; 1885—1888.    Макаренко И. Грузинская Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись.    Макарий, Патриарх Антиохийский. Путешествие//" Правосл. Собесед.»., 1905. Ч. I, ч. II.    Малиновский. Церковные школы Грузинской епархии в 1914—1915//" Духовн. Вести. Груз, Экзархата». 1916. Прибавление.    Марр Н. Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам. СПб., 1901.    Марр Н. Я. Какой Иверии дарована автокефалия в XI веке//" Церковные Ведомости». 1907. Приложение.    Марр Н. Крещение армян, грузин и аланов. СПб., 1905.    МенабдеЛ. Очаги древней грузинской письменности. Т. I, ч. I. 1962.    Миротворческий вклад религиозных организаций в СССР. М., 1977.    Мурзакевич Н. Древнейший Пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877.    Натроев. В чем выход из трагического положения грузинского духовенст-ва//" Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Кирион, еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889. Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876. Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890. Красных А. Обзор памятников древнехристианской литературы на грузинском языке. Загорск, 1966. Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново–Афонского монастыря. СПб., 1911. Леонид (Кавелин), архим. Абхазия и в ней Ново–Афонский Симоно–Кананитский монастырь. Т. 1—2. М; 1885—1888. Макаренко И. Грузинская Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись. Макарий, Патриарх Антиохийский. Путешествие//«Правосл. Собесед.»., 1905. Ч. I, ч. II. Малиновский. Церковные школы Грузинской епархии в 1914—1915//«Духовн. Вести. Груз, Экзархата». 1916. Прибавление. Марр Н. Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам. СПб., 1901. Марр Н. Я. Какой Иверии дарована автокефалия в XI веке//«Церковные Ведомости». 1907. Приложение. Марр Н. Крещение армян, грузин и аланов. СПб., 1905. МенабдеЛ. Очаги древней грузинской письменности. Т. I, ч. I. 1962. Миротворческий вклад религиозных организаций в СССР. М., 1977. Мурзакевич Н. Древнейший Пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. Натроев. В чем выход из трагического положения грузинского духовенст–ва//«Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. Натроев А. Иверский монастырь на Афоне в Турции, на одном из выступов Халкидонского полуострова (Историко–археологическая справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря). Тифлис, 1909. Натроев А. Мцхет и его собор Свэти–Цховели. Историко–археологическое описание. Тифлис, 1900. Натроев А. Памятная записка об Иверском монастыре на Афоне- Халкидон–ском полуострове. Историко–археологическая справка. Тифлис, 1913. Никандр, архим. Об автокефалии Грузинской Церкви и церковной жизвд в Грузии при Католикосах//«Прибавление к Духовн. Вестн. Груз. Экз.». 1905 и 14.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Литература Использованные материалы   Память перенесения мощей из Болгар в город Владимир в 1229-м, 1230-м или 1231-м году. По ряду источников эта память отмечается 9 марта , подробнее см. раздел " Почитание " . В современном календаре Русской Православной Церкви эта память отсутствует, дата 6 марта приводится по церковному календарю Берлинской епархии РПЦЗ - Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014. По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ. - С. 18 (6 марта)   Память второго перенесения мощей в 1711 году.   Кавелин, 104.   РГБ. МДА. 201. Л. 312об.-313   Житие Авраамия Болгарского 1798 года, опубликованное Л. Кавелиным   святцы из РНБ. Погод. 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в.   Летопись по Воскресенскому списку (1075-1353 гг.), ПСРЛ, том VII, стр. 136 - ; Львовская летопись (свод 1518); Мученик Авраамий Болгарский († 1229)/Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. - Кн. дополнительная 2 [Русские святые, январь-апрель]. - М.: Синодальная типография, 1916.//Репринт.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. - С. 506, ; Перенесение мощей святого мученика Авраамия Болгарского/Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт. - М.: Сибирская благозвонница, 2011. - Т. 1. - С. 354-355. За 6 марта высказывался и Александр Пономарев, профессор СПбДА, издатель-редактор журнала " Странник " (см. ПБЭ, т.1, тб. 189 - 190, http://dlib.rsl.ru/viewer/01003960155#?page=111 ) и архим. Сергий (Спасский) , " Полный месяцеслов Востока " , т. II, стр. 60,    " 26 апреля 1899 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) был утверждён «Порядок празднования памяти Свв[ятителей] Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана», согласно которому в качестве дней памяти святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского утверждались 1 апреля - «день страдальческой кончины мученика» и 9 марта - «день перенесения честных мощей мученика из селения Болгар, Казанской епархии, в г[ород] Владимир» " . - Игорь Алексеев, " Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. " -

http://drevo-info.ru/articles/9944.html

Недействующие: Успенский Боровенский (Ферапонтова пуст.; мужской; в совр. с. Боровенск Мосальского р-на; основан в XV в., упразднен в 1764, в наст. время действует архиерейское подворье, обитель возрождается), в честь Казанской иконы Божией Матери Шатрищегорский (мужской; находился на холме Шатринская Гора близ дер. Шатрищи Износковского р-на; основан не ранее XVI в., упразднен в 1764), в честь Казанской иконы Божией Матери (мужской; в Юхнове; основан ок. 2-й пол. XVI в. как Юхновская пуст., разорен в Смутное время (ок. 1611), возобновлен в 1653, упразднен в 1724, возобновлен в 1726, закрыт в 1918-1919), Борисоглебский (мужской; в Мосальске; время основания неизвестно, прекратил существование до 1676), в честь Казанской иконы Божией Матери Боголюбивый (женский; близ дер. Новодяглево Куйбышевского р-на; основан в 1868 как Белокопытовская Казанская жен. община, к-рая в 1892 преобразована в мон-рь, закрыт в 1923, в наст. время действует архиерейское подворье, обитель возрождается), Мелхиседекова пуст. (мужская; ныне урочище Гурики близ дер. Анновка Кировского р-на; основана в 1837, к 1916 штатный муж. монастырь, закрыт в 1918). Арх.: РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1435(копия в Д. 1549. Л. 1-2 об.); Ф. 1455. Оп. 4; ГА Калужской обл. Ф. 32. Оп. 2. Д. 1967; Ф. 33. Д. 2152; Ф. 94. Оп. 1. Д. 49а; Ф. 1267. Оп. 2. Д. 312, 1267, 1233; Ф. Р-1425. Оп. 1. Д. 49а. Лит.: Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 338-342; Ханыков В. В. Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878. С. 73-74; Зверинский. 229, 856, 857, 1310, 1446; Денисов. С. 285, 778; Дубовский С. А. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-71; ЖПодв. Июль. С. 150-163; Иванов А. Я. Правосл. храмы, располагавшиеся на территории совр. Юхновского, Медынского, Износковского и Кондровского р-нов Калужской обл. и их причты (XIX - нач. XX вв.): Мат-лы для истории Калужской епархии. М., 1998. С. 220-227; Бауэр А. А. Неизвестный мон-рь Калужского края: (Мелхиседекова пуст. Жиздринского у. в XIX - нач. XX вв.)//Вопросы археологии, истории, культуры и природы В. Поочья: Сб. мат-лов XIV Всерос. науч. конф. Калуга, 2012. С. 302-305; Иосифа (Егасова), мон. Боголюбивая обитель на р. Любуше. М., 2017.

http://pravenc.ru/text/2580076.html

М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Художественные произведения. Т. I–XVII. Л.: Наука, 1972. Житова – Житова В. Н. Воспоминания о семье И. С. Тургенева. Тула, 1961. ИВ – «Исторический вестник» (журнал). Корнилов. Годы странствий – Корнилов А. А. Годы странствий Михаила Бакунина. Л.; М., 1925. Лит Арх – Литературный архив: Материалы по истории литературы и общественного движения/Инт рус. лит. – Пушкинский Дом. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938–1953. Т. 1–4. Лит-библиол сб – Литературно-библиологический сборник/Под ред. Л. К. Ильинского. Пг., 1918. (Труды Комис. Рус. библиол. об-ва по описанию журналов XIX b.; Вып. 1). Лит Мысль – Литературная мысль: Альманах. Пг., 1922, Л., 1925. Т. I–III. Лит Насл – Литературное наследство. М.: Наука, 1931–1977. Т. 1–86. Некрасов — Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем/Под общ. ред. В. Е. Евгеньева-Максимова, А. М. Еголина и К. И. Чуковского. М., 1948–1953. Т. I–XII. H Мир – «Новый мир» (журнал). Отеч Зап – «Отечественные записки» (журнал). Переписка Грота с Плетневым – Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым/Под ред. К. Я. Грота. СПб., 1896. Т. I–III. Петербургский сборник – «Петербургский сборник», изданный Н. Некрасовым. СПб., 1846. Письма к Герцену – Письма К. Дм. Кавелина и Ив. С. Тургенева к Ал. Ив. Герцену. С объясн. примеч. М. Драгоманова. Женева, 1892. Пушкин – Пушкин. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1937–1949. Т. 1–16. Рус Бог-во – «Русское богатство» (журнал). Рус Вед – «Русские ведомости» (газета). Рус Мысль – «Русская мысль» (журнал). Рус Пропилеи – Русские Пропилеи. Материалы по истории русской мысли и литературы. Собрал и подготовил к печати М. О. Гершензон. М., 1915–1916. Т. 1–4. Рус Сл – «Русское слово» (журнал). Рус Ст – «Русская старина» (журнал). Сев Вестн – «Северный вестник» (журнал). Сев Пчела – «Северная пчела» (газета). Совр – «Современник» (журнал). Т и его время — Тургенев и его время. Первый сборник под ред. Н. Л. Бродского. М., 1923. Т и круг Совр – Тургенев и круг «Современника»: Неизданные материалы, 1847–1861.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-po...

Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Кирион, еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889. Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876. Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890. Красных А. Обзор памятников древнехристианской литературы на грузинском языке. Загорск, 1966. Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново-Афонского монастыря. СПб., 1911. Леонид (Кавелин) , архим. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Т. 1–2. М; 1885–1888. Макаренко И. Грузинская Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись. Макарий, Патриарх Антиохийский. Путешествие//«Правосл. Собесед.»., 1905. Ч. I, ч. II. Малиновский. Церковные школы Грузинской епархии в 1914–1915//»Духовн. Вести. Груз, Экзархата». 1916. Прибавление. Марр Н. Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам. СПб., 1901. Марр Н. Я. Какой Иверии дарована автокефалия в XI веке//«Церковные Ведомости». 1907. Приложение. Марр Н. Крещение армян, грузин и аланов. СПб., 1905. МенабдеЛ. Очаги древней грузинской письменности. Т. I, ч. I. 1962. Миротворческий вклад религиозных организаций в СССР. М., 1977. Мурзакевич Н. Древнейший Пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. Натроев. В чем выход из трагического положения грузинского духовенст-ва//»Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. Натроев А. Иверский монастырь на Афоне в Турции, на одном из выступов Халкидонского полуострова (Историко-археологическая справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря). Тифлис, 1909. Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Историко-археологическое описание. Тифлис, 1900. Натроев А. Памятная записка об Иверском монастыре на Афоне- Халкидон-ском полуострове. Историко-археологическая справка. Тифлис, 1913. Никандр, архим. Об автокефалии Грузинской Церкви и церковной жизвд в Грузии при Католикосах//«Прибавление к Духовн. Вестн. Груз. Экз.». 1905 и 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В истории Руссика второй половины XIX века одной из важнейших задач было признание его властями в России при том, что полное признание русским народом уже было свершившимся фактом. Российская бюрократия, как почти всегда было в нашей истории, запаздывала с осознанием очевидного факта – за границей, на Афоне, есть совершенно не правительственный, но при этом полностью русский духовный центр. Можно сказать, что в императорской России так и не была выработана официальная позиция по отношению к русским обителям на Афоне и на Христианском Востоке в целом. Еще в 1890 году посол в Константинополе Нелидов просил дать ему официальные инструкции для своих действий в отношении русских монахов на Святой Горе. «Имея в руках лишь фактические данные, показывающие глубокое почитание народа русского к Святой Афонской Горе, невозможно взвесить, как велика нравственная польза этого почитания или насколько Афон полезен и нужен нам с государственной точки зрения... Приходится иметь дело с неизведанной областью, с самостоятельной и могучей силой народной». В огромной записи, сделанной архимандритом Леонидом Кавелиным в Гостевой книге Руссика, эта сторона описана в следующих словах: «Не имея, по несправедливости исторической, на своей Родине никакого постоянного обеспечения (тогда как многие из чисто греческих монастырей имеют более необходимого от своих недвижимых имуществ в России и подобно Иверской не только не ценят этого, но еще оказываются первыми гонителями русских афонцев) она живет и существует милостию и милостынею всего русского народа и, надобно отдать ей справедливость, не даром ест сама и делится с единоверцами русским хлебом. Здесь есть чему поучиться для русского поклонника, какого бы звания не был, и в особенности есть на что обратить свое внимание к подражанию иноку русскому». В начале Первой мировой войны из Гостевой книги была сделана выборка, предназначенная к изданию в «Душеполезном собеседнике» за 1915 год . Опять-таки: в 1915 и 1916 годах российская дипломатия активно обсуждала будущий статус Афона, и публикация должна была продемонстрировать российской общественности и власти значение Русского монастыря на Афоне для России; причем свидетелями выступают паломники – представители самого российского общества, многие из которых были достаточно известными людьми.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=260...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010