Ст. 23. Тебя, Боже отцев моих, исповедую и Тебя славлю, что Ты даровал мне мудрость и силу.    Чтобы не казалось, что испрошенное им было следствием его заслуг, он относит это к праведности отцев и истинности Бога, милующего род их и во время пленения.    И теперь Ты открыл мне то, о чем мы молили Тебя и проч.    О чем молили четверо, это открывается одному, чтобы, с одной стороны, он избежал самопревозношения и чтобы не казалось, что он один испросил это, а с другой — чтобы он воздал благодарение зато, что он один услышал тайну сновидения.    Ст. 24. Не убивай мудрецов вавилонских. Введи меня к царю, и я расскажу царю объяснение [сна] и проч.    Он подражает благости Бога, который молится за гонителей и не хочет смерти тех, ради которых Он имел умереть.    Ст. 25. Я нашел из пленных сынов Иудиних человека, который возвестить царю объяснение [сна].    Милость Божию он приписывает своему старанию и говорит, что он нашел Даниила, между тем как тот сам предложил ввести его к царю. Этим указывается на θος (обычай) вестников, которые желают показать, что приносимые ими добрые известия принадлежат им. Но кто обещает объяснение сна, тот наперед, конечно, и расскажет сон. Заметь также, что Даниил происходит из сынов Иудиных, а не священник, как говорится в конце сказания о Виле.    Ст. 26. Думаешь ли, что ты действительно можешь рассказать мне сон, который я видел и проч.    Соблюдает последовательность в вопросе, сначала спрашивая о сне, относительно которого маги ответили, что они не знают его, а потом об объяснении сна, чтобы, выслушав сон и припомнив виденное, он мог поверить после того и истолкованию, как заключающему истинный смысл.    Ст. 27. Тайны, о которой спрашивает царь, не могут открыть царю мудрецы, маги, прорицатели и гадатели.    Вместо гадателей (haruspices), как мы перевели, в еврейском стоит gazarenos, что один Симмах перевел чрез θτας, которых греки обыкновенно называют πατοσκπους, потому что они рассматривают внутренности [жертвенных животных], чтобы предсказывать по ним будущее. Называя же тайною порядок открытия сна, он показывает, что все сокровенное и неведомое людям можно назвать тайною. Он устраняет также ложное мнение царя, чтобы он не думал, что человеческим искусством может быть открыто то, что принадлежит ведению одного Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Четвертое же царство, относящееся, очевидно, к римлянам, подобно железу, все разбивающему и сокрушающему. Но ноги и пальцы его отчасти железные, а отчасти глиняные, что в настоящее время весьма ясно подтверждается. Ибо как в начале не было ничего более сильного и более крепкого, нежели римская империя, так в последнее время (in fine rerum) нет ничего более слабого, потому что мы и во внутренних войнах и [в войнах] против различных народов нуждаемся в помощи других, варварских народов. В конце же всех этих царств, золотого, серебряного, медного и железного, оторвался камень, Господь и Спаситель, без содействия рук, то есть без совокупления и семени человеческого, из девственного чрева, и разрушив все царства, сделался великою горою и наполнил всю землю, что иудеи и нечестивый Порфирий относят к народу израильскому, который в конце веков будет, по их мнению, самым сильным и сокрушит все царства и будет царствовать вечно.    Ст. 45. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего: и вереи сон и истинно объяснение его.    Снова говорит, что открытие сна не есть дело его заслуг, имея в виду сделать объяснение ясным для царя и показать царю, что единому Богу должно служить.    Ст. 46—47. Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу и велел принести ему жертвы и курение.    Порфирий несправедливо порицает это место из-за того, что никогда весьма гордый царь не мог поклониться пленнику, как будто бы и ликаоняне, вследствие великих знамений, не хотели приносить жертв Павлу и Варнаве (Деян. гл. 14). Таким образом заблуждение язычников, которые все то, что выше их, считают за богов, не следует вменять в вину Писанию, которое просто описывает все то, что было. Но мы можем и то сказать, что причины поклонения и принесения жертв и возжения курения сам царь изложил, сказав Даниилу:    Ст. 47. Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну.    Таким образом он кланяется не столько Даниилу, сколько в лице Даниила Богу, открывшему тайны. Тоже, как мы читаем , сделал и Александр Великий, царь македонский, по отношению к первосвященнику Иоиаде. Если это не нравится, то нужно так сказать, что Навуходоносор, смутившись вследствие великих знамений и изумления, не знал, что делать, так что, познав истинного Господа и Владыку царей, и поклонился рабу Его и возжег ему курение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В десятой главе Книги Пророка Даниила Ангел, которого Пророк молил о помощи, смог прийти к нему только три недели спустя после обращения Даниила. Причину же своей задержки Ангел великой силы (Дан. 10, 1) объяснил так: С первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне… А теперь я пришел возвестить тебе (Дан. 10, 12–14). Итак, Господень вестник не всегда может беспрепятственно проникнуть в мир людей. Некие духи, обратившие на себя религиозный энтузиазм язычников (в данном случае – персов), оказывают реальное сопротивление благодати. И лишь с помощью Архангела Михаила (который в церковном предании не случайно называется «Архистратигом – военачальником – Небесных Сил») блокаду удалось разомкнуть – и то лишь на время. Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции (Дан. 10, 20). Здесь демоны именуются по имени тех языческих народов, которые им служат. Но живут они не на земле этих народов и не под нею. Потому в Библии духи злобы так и называются – поднебесные духи злобы (ср.: Еф. 6, 12). Для библейских авторов богоборческие духи – это обитатели именно небесных, а отнюдь не подземных сфер. Оказывается, тот мир, который люди привыкли называть «видимым небом», отнюдь не безопасен, он стремится подчинить себе человеческое сердце… Часть 2 Небеса скрывают от человека Бога – и эту блокаду надо прорвать. О, если бы Ты расторг небеса и сошел! – восклицает ветхозаветный Пророк Исаия (Ис. 64, 1). Еще одна древняя библейская книга обличает иудеев за то, что они оставили все заповеди Господа… и поклонялись всему воинству небесному (4 Цар. 17, 16). Уже в Пятикнижии уникальность религиозного опыта Израиля описывается так: Воинство небесное… Господь, Бог твой, уделил… всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог]… дабы вы были народом Его удела (Втор. 4, 19–20). Пророк Исаия предвидит День гнева, День падения «Космических Иерархий»: Истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. Ибо упился меч Мой на небесах (Ис. 34, 4–5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Также в Апокалипсисе: «и двадесять и четыре старцы, пред Богом седящия на престолех своих, падоша на лица своя и поклонишася Богу, глаголюще: хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю, иже сый и бе и грядый, яко приял еси силу Твою великую и воцарился еси. И языцы прогневашася и прииде гнев Твой и время мертвым суд прияти, и дати мзду рабам Твоим пророкам и святым и боящимся имене Твоего, малым и великим, и растлити растлившыя землю» ( Откр.11:16–18 ). И в другом месте Апокалипсиса: «и видех инаго Ангела паряща посреде небесе, имущаго Евангелие вечно благовестити живущим на земли и всякому племени и языку и колену и людем, глаголюща гласом великим: убойтеся Бога и дадите Ему славу, яко приидет час суда Его, и поклонитеся сотворшему небо и землю, и море и источники водныя» ( Откр.14:6–7 ). И еще там же: «и видех яко море сткляно смешено со огнем и победившыя зверя и образ его и начертание его и число имене его, стоящия на мори сткляном, имущыя гусли Божии. И пояху песнь Моисея раба Божия и песнь агнчу, глаголюще: велия и дивна дела Твоя, Господи Боже Вседержителю; праведни и истинни путие Твои, Царю святых. Кто не убоится тебе, Господи, и прославит имя Твое? Яко един преподобен еси; яко вси языцы приидут и поклонятся пред Тобою, яко оправдания твоя явишася» ( Откр.15:2–4 ). Также у Даниила: «и бе муж, живый в Вавилоне, имя же ему Иоаким, и поя жену, ей же имя Сосанна, дщерь Хелкиева, добра зело и боящися Бога. Родителя же ея праведна, и научиста дщерь свою по закону Моисеову» ( Дан.13:1–3 ). У того же Даниила: «и есмы смирени по всей земли днесь грех ради наших, и несть во время сие князя и пророка и вожда, ниже всесожжения, ниже жертвы, ниже приношения, ниже кадила, ни места, еже пожрети пред Тобою и обрести милость; но душею сокрушенною и духом смиренным да прияти будем. Яко во всесожжениих овних и юнчих, и яко во тмах агнец тучных: тако да будет жертва наша пред Тобою днесь, и да совершится по Тебе, яко несть студа уповающым на Тя. И ныне возследуем всем сердцем и боимся Тебе и ищем лица Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Дан. 4:16 . Тогда Даниил, имя которому Валтасар, начал безмолвно размышлять сам с собою около часа, и мысли его смущали его. Но царь сказал ему в ответ: Валтасар! да не смущает тебя сон и значение его. Валтасар ответил и сказал. Безмолвствуя Даниил понял, что сон неблагоприятен для царя, и страх сердца выражал в бледности лица, и скорбел о том, кто оказал ему величайший почет. Но не желая показаться ликующим и радующимся в противуположность вражескому царю, он, отклоняя то, что узнал, говорит наконец ему: Господин мой! тем бы, которые ненавидят тебя, сон этот, и врагам бы твоим значение его! Поэтому Навуходоносор видя, что он опасается сказать что-либо худое и неблагоприятное для царя, убеждает его откровенно и верно рассказать то, что он знает, и ничего не бояться. Дан. 4:17 . Дерево, которое ты видел, было высокое и крепкое, и высота его достигала до неба и проч. Не оскорбляя царя, он излагает истину так, что осуждает его по-видимому не за высокомерие, а за могущество. Дан. 4:20 . И пусть он будет в узах железных и медных, среди травы полевой (foris), и орошается росою небесною, и вместе с зверями будет пища его, пока не переменятся над ним семь времен. И выше ( Дан. 4:12 ) написано подобным образом. Не признающие исторического характера возражают нам: каким образом Навуходоносор был в железных и медных узах или кто связал его и заключил в оковы, между тем как ясно, что на всех безумных налагаются цепи, чтобы они не бросались на других с оружием (ferro). Дан. 4:21, 22 . Вот значение определения Всевышнего, которое постигло господина моего, царя. Тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с дикими зверями и проч. Строгость приговора смягчает лестными словами, чтобы после предшествовавших несчастий ободрить приятными обещаниями дух устрашенного. Поэтому прибавляет: Дан. 4:23 . Царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. Поэтому не признающие исторического характера [этой книги] и утверждающие, что диаволу будет возвращено прежнее достоинство, в особенности ударяют (velificanm) на это место, [говоря], что после мучений, после превращения в зверя, после питания травою и сеном и через семь годовых кругообращений он познает Господа и будет тем, чем прежде был. Но они должны ответить: как согласить с этим то, что ангелы, которые никогда не падали, снова должны быть под начальством того, кто обратился чрез покаяние?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Слова же: «и я пришел по словам твоим» имеют следующий смысл: после того, как ты начал чрез добрые дела, слезы и пост призывать милосердие Божие, также и я получил повод предстать пред Богом и молить о тебе. Дан. 10:13 . Но князь царства персидского стоял против меня двадцать один день. Как мне кажется, это тот ангел, которому вверена Персия, согласно с тем, что мы читаем в Второзаконии ( Втор. 32:8 ): «Егда разделяше Вышний языки и рассея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих». Это те князья, о которых и апостол Павел говорит: «Премудрость... глаголем в совершенных... юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» ( 1Кор. 2:6, 8 ). Стоял же против него князь, то есть ангел персов, действуя в пользу вверенной ему страны, чтобы не был отпущен из плена весь народ. И хотя с первого дня, как пророк расположил сердце свое к уразумению, он был услышан Богом, но, может быть, потому и не был послан к нему ангел Божий для возвещения ему милости Божией, что в течение двадцати одного дня против него стоял князь персидский, перечислявший грехи народа иудейского [в доказательство того], что он справедливо удерживается в плену и не должен быть отпущен. И вот Михаил, один из первых князей, пришел на помощь мне. Когда ангел персов противустоял молениям твоим и тому, чтобы был послан в тебе я, приносивший пред Богом молитвы твои, ко мне на помощь пришел ангел Михаил, охраняющий народ израильский. Под первыми же князьями мы разумеем архангелов. И я оставался там при царе персидском. Царем персидским называет ангела, то есть князя, и дает знать, что он оставался несколько времени подле Михаила, говорившего против князя персидского. Дан. 10:14 . Но я пришел, чтобы возвестить тебе то, что будет с народом твоим в последние дни. О чем Даниил молился, это он удостаивается услышать, [именно]: что будет с народом израильским не в ближайшее время, а в последние дни, то есть при кончине мира. Дан. 10:16 . Господин мой! от видения твоего ослабели суставы мои (или повернулись во мне внутренности мои) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 8:15 . И было, когда я, Даниил, увидел видение и искал значения [его]. Видел он видение в картине и образе, и не знал значения его. Следовательно не всякий видящий понимает [то, что он видит], подобно тому, как мы, читая Священное Писание глазами, не понимаем его сердцем. И вот стал предо мною как бы облик мужа. Ибо ангелы не мужи, но бывают видимы в образе мужей. Подобным образом и Авраам при дубе Мамврийском видел трех мужей ( Быт. 15 ), которые, конечно, не были мужами и из которых одному он кланяется, как Господу. Поэтому и Спаситель говорит в Евангелии: «Авраам... видел день Мой... виде и возрадовася» ( Ин. 8:56 ). Дан. 8:16, 17 . И услышал я голос среди Улая, и он воззвал и сказал: Гавриил! объясни ему это видение. И он подошел и стал подле того места, где я стоял. И когда он пришел, я ужаснулся и упал на лице свое. Мужа, повелевшего Гавриилу объяснить Даниилу видение, иудеи считают за Михаила. Так как видение было о сражениях и войнах царей или о последовательной смене (successione) царств, то естественно эта обязанность поручается Гавриилу, как начальнику войн. Ибо Гавриил в переводе на наш язык означает сила или сильный Божий. Поэтому и в то время, когда Господь имел родиться и объявить войну демонам и восторжествовать над миром, Гавриил приходит к Захарии и Марии ( Лк. 1 ). И затем в Псалмах мы читаем о Господе торжествующем: «Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани... Той есть Царь славы» ( Пс. 23:8, 10 ). А когда необходимо бывает врачевание и исцеление, тогда посылается Рафаил, который означает попечение или врачевание, если только угодно кому-либо принимать книгу Товита (Tobiae). Далее, когда народу обещается благоденствие и бывает необходимо λασμς, что мы можем выразить чрез умилостивление или очищение, то посылается Михаил, который означает: кто, как Бог, при чем чрез самое значение имени дается знать, что истинное врачевание принадлежит Богу. И сказал он мне: знай, сын человеческий, что видение исполнится во время конца и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 9:5 . Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво и отступили и проч. Так как он один из народа, то перечисляет грехи народа от своего лица, что, как мы читаем, делает и апостол в послании к Римлянам. Дан. 9:7 . У Тебя, Господи, правда, а у нас стыд на лице и проч. Ибо мы справедливо переносим заслуженное нами. Дан. 9:9 . У Тебя, Господа Бога нашего, милосердие и прошение и проч. Так как Господь не только праведен, и милосерд, то о том, о коем выше сказал: «у Тебя, Господи, правда», теперь говорит: «у Тебя, Господи, милосердие», чтобы после решения Его, как Судии, вызвать Его к милости. Дан. 9:11 . И напал на нас. Не весь излил на нас гнев, которого мы не могли бы перенести, но каплю гнева Твоего, чтобы мы, вразумленные чрез наказание, обратились к Тебе. Проклятие и клятва, которые написаны в книге Моисея, раба Божия и проч. В книге Второзакония мы читаем о проклятиях и благословениях ( Втор. 27 ), впоследствии изреченных на горе Гаризине и Гевале, относительно праведников и грешников. Дан. 9:13 . Все это зло постигло нас. Но мы не молились пред лицом Твоим, Господи Боже наш, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и помышлять об истине Твоей. Столь велико было упорство, что, находясь среди бедствий, они не молили Бога, а если и молили, то не молили о том, чтобы обратиться от беззаконий своих. Обращение же от беззакония состоит в Помышлении об истине Божией. Дан. 9:14 . И бодрствовал Господь над злом и привел его на нас и проч. Когда мы наказываемся за грехи, то Бог бодрствует над нами и посещает нас. А когда Бог оставляет и не судит нас и мы бываем недостойными наказания Господня, тогда говорится, что Он спит. Поэтому и в Псалмах читаем: «воста яко спя Господь, и яко... шумен от вина» ( Пс. 77:65 ). Ибо зло и беззаконие наше упояет Бога, а когда мы наказываемся за это, то говорится, что Он пробуждается и восстает от своего упоения, чтобы вас, опьяненных грехом, пробудить для правды. Дан. 9:15 . И ныне, Господи Боже наш, и проч. Припоминает прежнее благодеяние, чтобы вызвать Его на подобного же рода милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иудеи полагают, что с этого места идет речь об антихристе, что после малой помощи Юлиана восстанет царь, который будет поступать по своему произволу и будет превозноситься пред всем, что называется божеством, и о Боге богов станет говорить высокомерно, так что сядет в храме Божием и себя самого будет выдавать за Бога, и воля его будет иметь успех, доколе не совершится гнев Божий, потому что над ним самим последует исполнение. Также и наши объясняют это в отношении к антихристу. Порфирий же и прочие, следующие ему, полагают, что здесь говорится об Антиохе Епифане, что он восстал против служения Богу и дошел до такого высокомерия, что в храме Иерусалимском приказал поставить свою статую. Следующие же затем слова: «и будет иметь успех, доколе не совершится гнев, ибо над ним самим последует исполнение», они так понимают, что власть его продолжится до тех пор, пока не прогневается на него Бог и не повелит умертвить его самого. Ибо Полибий и Диодор, написавшие исторические библиотеки, сообщают, что он не только действовал против Бога иудейского, но, подстрекаемый корыстолюбием, пытался также ограбить храм Дианы в Элимаиде, который был весьма богатым, но был оттеснен стражами и соседними народами и вследствие некоторых ужасных привидений впал в безумие и погиб от болезни; случилось же это с ним, говорят они, потому, что он покушался осквернить храм Дианы. Но мы говорим, что если это случилось с ним, то случилось потому, что он совершил много жестокостей над святыми Бога и осквернил храм Его. Ибо нужно думать, что он был наказан не за то, что он покушался сделать и что, после раскаяния, оставил без исполнения, а за то, что было совершено им. Дан. 11:37–39 . И о Боге отцов своих не помыслит и будет [иметь] пожелания жен, и ни на кого из богов не будет обращать внимания, ибо восстанет против всего. Но богу Маозиму (Maozim) на месте его он будет воздавать честь, и бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом, серебром, драгоценными камнями и дорогими вещами. И укрепит Маозим (Maozim) с чужим богом, которого он признает, и умножит славу и даст им власть над многими, а землю раздаст даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Когда это разгласилось в народе, то в вождях возникло опасение, чтобы он не отнял у них состояние их, а потому они умертвили его коварным образом. По каким образом на место Антиоха Великого может восстать Птоломей, который совсем не делал этого, тем более, что LXX толковников перевели: и восстанет от корня его отпрыск, то есть от отрасли и семени его, наносящий удар достоинству царства, и после немногих дней погибнет без раздражения и без войны? Евреи полагают, что под ничтожнейшим и недостойным царской славы царем разумеется Трифон, который, будучи опекуном отрока 40 , присвоил себе тираническую власть. Дан. 11:21–24 . И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царской почести, но он придет незаметно и чрез лукавство овладеет царством. И мышцы ведущаго войну будут побеждены им и сокрушены, и сверх того вождь союза. И после дружбы с ним, он будет действовать обманом, и одержит верх с малым народом. Он войдет в богатые и большие города и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его: расточит награбленное имущество, добычу и богатство их и направит замыслы против самых твердых помышлений, но [только] до времени. До сего места идет порядок исторический, и между Порфирием и нашими (или нами) не возникает никакого разногласия. Прочее, что далее следует, до конца книги, он объясняет в отношении к лицу Антиоха, именовавшегося Епифаном, брата Селевкова, сына Антиоха Великого, который после Селевка одиннадцать лет царствовал в Сирии, и овладел Иудеею, и при котором происходило, как повествуется, преследование закона Божия и Маккавейские войны. Наши же полагают, что все это есть пророчество об антихристе, который будет в последнее время. И так как им, по-видимому, ставится следующее возражение: почему пророческая речь опустила столько событий от Селевка до конца мира, то они отвечают, что и в предшествующей истории, где говорилось о персидских царях, она указала лишь на четырех царей после Кира персидского и, опустив многое в средине, вдруг перешла к Александру, царю македонскому, и что Священное Писание обыкновенно не обо всем повествует, но излагает, по-видимому, лишь то, что более важно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010