Дан. 7:10 . Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним. Это не потому, чтобы было определенное число слуг Божиих, а потому, что большего количества не может выразить язык человеческий. Это те тысячи и те мириады, о которых мы читаем в Псалмах: «Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них» ( Пс. 67:18 ). И в другом месте: «творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» ( Пс. 103:4 ). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений 27 . Суд сел, и раскрылись книги. Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Апокалипсисе мы читаем: «обвинитель братий наших» ( Апок. 12:10 ). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: «на земли да напишутся» ( Иер. 17:13 ). Дан. 7:11 . Видел я, что за изречение высокомерных слов, какия говорил тот рог... Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно. И видел я, как был убит зверь и тело его погибло. В одном римском государстве, за богохульства антихриста, будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно придет Сын Божий, о Котором говорится: Дан. 7:13 . И вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий. Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является под образом Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях Апостолов ( Деян. 1:11 ): «мужие галилейстии! что стоите зряще на небо? сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо.» Дан. 7:13, 14 . И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь и царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Маккавейское время должно было усилить еще более и сознание этого единства, и изучение кетубим наряду с первыми двумя частями Канона. Антиох Епифан думал уничтожить все списки Священного Писания, и вот «книги Закона, какие находили, разрывали, и сожигали огнем; у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того по повелению царя предавали смерти» (1 Макк. I, 56–7). Вероятно, истребление книг Закона сопровождалось уничтожением и прочих древних, заботливо хранимых Писаний: все сколько-нибудь похожее на списки Закона обрекалось на гибель от рук солдат Антиоха. Но это самое преследование Антиоха увеличило в глазах иудейских патриотов цену сокровища, которым они владели в своих Писаниях; оно, подобно гонению Диоклетиана 303 г. по Р. Хр., только содействовало обнаружению пред обладателями Писания бесценного характера их наследия. Благодаря гонению и победам первых Асмонеев, палестинская община еще решительнее замкнулась в себя и свою досточтимую древность. Исторически осуществлявшиеся видения пророка Даниила должны были также повлиять на усиление благоговейного уважения к тому собранию свящ. книг, к которому принадлежала и книга Даниила. Собрание книг Иудою Маккавейским, о котором говорит 2 Макк. II, 14 – «Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал, и оно есть у нас», вопреки мнению рационалистов 229 , конечно, в количественном отношении не привнесло ничего нового в Канон; но оно характерно обрисовывает положение иудейства, пережившего страшную бурю гонений, по отношению к своему единственно ценному сокровищу – собранию Свящ. Писаний. «Все собрал и оно есть у нас»: Канон уже не простое достояние архивной библиотеки, но неотъемлемая принадлежность, без которой палестинская община не мыслит своего существования, как и существования ей подобной общины александрийской: «если вы имеете в этом надобность (т. е. если у вас недостает списков с некоторых книг), пришлите людей, которые вам доставят». В жизни начинают играть важную роль собрания мужей – знатоков Писания: «К Алкиму-же и Вакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости» (1 Макк. VII, 12). Неизвестно с определенностью, когда вошло в обычай в ночь бодрствования накануне дня Очищения чтение Первосвященником исключительно кетубим – Иова, Ездры, Неемии, Паралипоменон, Даниила, Притчей и т. д. 230 Неизвестно также, с какого времени по понедельникам, вторникам и за вечерним субботним богослужением начали читаться отделения – сидры не из Пророков, но Агиографов 231 : во всяком случае, думается, начала этих явлений нужно искать после Маккавейского времени, в связи с усилившимся изучением Писаний книжниками 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

В совместничество с ним входит другой царь, Селевк 1-й Никатор, царь Сирийский (312–280 г. до Р. X.) Иос. Флав. Иуд. др. кн. 12 гл. 3, § 1). Соревнуя царям Египетским, которые усмотрели в иудеях особенную верность в подданстве, он также дал иудеям право гражданства в самой столице своей, Антиохии, и в других городах (Иос. Флав. Др. 12. 3, 1. К этому, конечно, государю относится пророчество Даниила 11:5, ср. Keil и Del на Дан.р. 370). Ввиду такого положения дел иудеи должны были попеременно платить дань обеим спорящим сторонам. При дальнейших внутренних неустройствах в царстве Сирийском обладал иудеями, сначала спокойно, третий царь, Птолемей Филадельф (285–247 г. до Р. X.). Государь этот был одним из величайших государей Египетских. Он особенно известен просвещенною любовью к наукам. Его старанием основана знаменитая Александрийская библиотека. Услышав, что закон иудейский получил свое начало от Бога и содержит в себе высочайшую премудрость и самые святые заповеди, он пожелал иметь его в греческом переводе. Этим переводом он хотел пополнить свою богатую библиотеку в Александрии, а может быть, надеялся оказать услугу и иудеям, из которых многие от долговременного пребывания своего в Александрии стали забывать свой природный язык (этот перевод св. книг, сделанный за 271 г. до Р. X. на острове Фаросе, в продолжение 70-ти дней, 72 старцами, из каждого колена по 6, присланными, по желанию царя и совету библиотекаря Димитрия Фалерийского, первосвященником иерусалимским Елеазаром, внуком первосвященника Адуя, известен под именем греческого перевода LXX или, точнее, LXXII толковников). В Священном Писании Птолемей Филадельф не называется по имени, но к нему относятся указания пророка Даниила ( Дан.11:6–7 ), ибо дочь его, Вереника, выдана была замуж за Антиоха Теоса, царя Сирийского, и впоследствии убита была своей соперницей, женою Теоса, Лаодикой, и с сыном своим, и с мужем. С этим-то Птолемеем Филадельфом опять совместничает Сирийский царь Антиох Теос – четвертый царь в числе преобладающих над Иудеей, Антиох 11-й, по прозванию Теос, сын Антиоха 1-го Сотера. Он не называется в Священных Книгах по имени, но к нему относится пророчество Даниила: «Через несколько лет они (цари северный и южный, т. е. Сирийский и Египетский) сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена. Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного и будет действовать в них, и усилится. Даже и богов их, истуканы их, с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше северного царя. Хотя этот и сделает нашествие на южного царя, но возвратится в свою землю» ( Дан.11:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

   Ст. 42. Возопили Сусана громким голосом и проч.    Возбуждение сердца, чистота выражаемой мысли и спокойствие совести придавали звучность ее голосу. Поэтому было громким возвание ее к Богу, которое не было слышимо людьми.    Ст. 45. И когда она была ведена на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши.    Эти слова показывают, что не вошел святой дух в Даниила, но тот, который быль в нем и покоился вследствие слабости возраста и не мог обнаружить своих действий, был возбужден Господом, когда представился случай к этому ради святой женщины.    Ст. 46. И он закричал громким голосом: чист я от крови ее и проч.    Когда возбудился в нем святой дух и внушал то, что юноша должен был говорить, голос его был громким. Следует заметить, называется ли в каком-либо месте Священных Писаний голос грешника громким .    Ст. 54—59 Скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым (schino). И сказал Даниил: точно солгал ты на твою голову, ибо вот ангел Божий, приняв решение от Бога, расторгнет тебя пополам. И вскоре после того другой старейшина сказал: под зеленым дубом (prino). И сказал ему Даниил; точно ты солгал на голову твою; ибо ангел Божий с мечем ждет, чтобы рассечь тебя пополам.    Так как евреи возражают против истории Сусанны, говоря, что ее нет в книге Даниила, то мы должны тщательно исследовать имена σχνου и πρνου, означающие по-латыни ilicem (зеленый дуб) и lentiscus (мастиковое дерево): находятся ли они у евреев и от чего происходят, чтобы можно было произвести на их языке от σχνω расторжение и от πρνω рассечение или распиливание. Если же этого не окажется, то по необходимости и мы должны будем принять мнение тех, которые утверждают, что этот отдел (περικοπ существует лишь на греческом языке и имеет лишь греческое словопроизводство, а еврейского не имеет. Но если кто-либо докажет, что и в еврейском языке эти два дерева называются от расторжения и рассечения, тогда мы получим возможность принять и это Писание.    Ст. 60. И все собрание (synagoga) закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вместо подозрения Феодотион и Акила перевели μβλακημα, что по-халдейски называется essaimha. И когда я спрашивал еврея, что оно означает, то он ответил, что оно имеет значение слова δλεαρ, которое мы можем выразить чрез прельщение (illecebram), или σφαλμα, то есть заблуждение. Далее, Еврипид в Медее αμαρτας, то есть погрешности, называет μπλακα_Σ, — чрез π, а не чрез β .    Ст. 5. Посему эти люди сказали: не найдем мы никакого предлога против Даниила нигде, как только в законе Бога его.    Блаженна та жизнь, в которой враги не находят никакого предлога нигде, как только в узаконениях Божиих!    Ст. 6. Тогда князья и сатрапы подкрались к царю (surripuerunt regi), и так сказали ему. Прекрасно сказал: подкрались, потому что они не сказали того, что замышляли сделать, но под видом оказывания почестей царю строили ковы врагу.    Ст. 8. Итак, царь, утверди теперь постановление и напиши указ, чтобы оставалось неизменным то, что постановлено мидяни и персами. Отсюда ясно то, что мы выше сказали, — [именно], что мидяно и персы при Дарии и Кире составляли одно царство.    Ст. 10. Когда Даниил узнал это, то есть, что установлен такой закон, то вошел в дом свой и, открыв окна в горнице своей против Иерусалима, три раза в ден преклонял колена свои и молился Богу своему и славославил Его, как он обыкновенно делал и прежде того.    Нужно наскоро припомнить, где в Священном Писании мы читали δματα, которые по-латыни называются menia [или meniana], или tecta или же solaria , и νγαια, то есть горницы (coenacula). Ибо и Господь наш совершил пасху в горнице (Марк. 14:15), и по Деаниям Апостолов Дух Святый сошел на сто двадцать душ верующих в горнице (1, 13). И теперь Даниил, презрев повеление царя и возлагая упование на Бога, молится не на низком месте, а на высоком, и открывает окна против Иерусалима, где было видение мира. Молится же согласно с заповедию Божиею и Притчами (Dicta) Соломона, который внушал молиться против храма. Преклонять же колена пред Богом, по церковному преданию, должно три раза: в третий, шестой и девятый час. Ибо в третий час Дух Святый сошел на апостолов (Деян. гл. 3); в шестой Петр, хотевший есть, взошел в горницу помолиться (Деян. гл. 10); в девятый Петр и Иоанн ходили в храм (Деян. гл. 3).    Ст. 11. Тогда люди эти, тщательно следя, нашли Даниила молящимся и просящим милости пред Богом своим.    Из этого места мы научаемся, что не следует безрассудно подвергать себя опасностям, но, насколько возможно, уклоняться от козней. Поэтому и Даниил не на площади и не на улицах поступал вопреки распоряжению царя, а в сокрытом месте, чтобы не оставлять без исполнения повеления истинного Господа Бога всемогущего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ст. 17. И принесен был один камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим и проч.    Запечатал он перстнем своим камень, которым было заграждено отверстие рва, чтобы враги не замыслили что либо против Даниила. Ибо он вверил его могуществу Божию, но, будучи спокоен относительно львов, он имеет опасение по отношению к людям. Запечатал же он и перстнем своих вельмож, чтобы не казалось, что он имеет какое-либо подозрение против них.    Ст. 18. И пошел царь в дом свой и лег спать без ужина и проч.    Столь велико благорасположение царя, что он не принимал пищи ни днем, ни ночью, и сон не приходил в глазам, но вместе с подвергавшимся опасности пророком сам находился в тревожном состоянии. Но если царь, не знавший Бога, поступает так из-за другого, которого хочет спасти от опасности, то во сколько более мы по причине наших грехов должны посредством пощения и бдений склонять Бога в милосердию.    Ст. 19. Тогда царь, вставши при начале рассвета, поспешно пошел ко рву львиному.    Рвом (lacum) называет глубокую яму или высохший водоем, в котором кормили львов. Отправляется же поспешно, при начале рассвета, ко рву, полагая, что он [Даниил] жив. По-латыни рвом (lacus) называется скопление пресной воды, как напр. Бенакское и Ларийское озеро и прочие, что греки называют λμνην, то есть небольшим озером (stagnum).    Ст. 20. И приблизившись ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила и сказал ему.    Сердечное расположение выражает он слезами, и, забыв о достоинстве царя, победитель бежит в пленнику, господин в рабу.    Даниил, раб Бога живого.    Называет Богом живым в отличие от богов языческих, которыми слушать истуканы умерших людей.    Бог твой, которому ты постоянно служишь, возмог ли, по твоему мнению, спасти тебя от львов?    Употребляет неопределенное выражение не потому, чтобы сомневался в могуществе Бога, о котором выше сказал:    Бог твой, которому ты постоянно служишь, Сам спасет тебя, но для того, чтобы после того, как Даниил окажется невредимым, чем более это казалось невероятным, темь более было справедливым негодование против князей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Четвертое же царство, относящееся, очевидно, к римлянам, подобно железу, все разбивающему и сокрушающему. Но ноги и пальцы его отчасти железные, а отчасти глиняные, что в настоящее время весьма ясно подтверждается. Ибо как в начале не было ничего более сильного и более крепкого, нежели римская империя, так в последнее время (in fine rerum) нет ничего более слабого, потому что мы и во внутренних войнах и [в войнах] против различных народов нуждаемся в помощи других, варварских народов. В конце же всех этих царств, золотого, серебряного, медного и железного, оторвался камень, Господь и Спаситель, без содействия рук, то есть без совокупления и семени человеческого, из девственного чрева, и разрушив все царства, сделался великою горою и наполнил всю землю, что иудеи и нечестивый Порфирий относят к народу израильскому, который в конце веков будет, по их мнению, самым сильным и сокрушит все царства и будет царствовать вечно. Дан. 2:45 . Великий Бог дал знать царю, что будет после сего: и верен сон и истинно объяснение его. Снова говорит, что открытие сна не есть дело его заслуг, имея в виду сделать объяснение ясным для царя и показать царю, что единому Богу должно служить. Дан. 2:46 . Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу и велел принести ему жертвы и курения. Порфирий несправедливо порицает это место из-за того, что никогда весьма гордый царь не мог поклониться пленнику, как будто бы и ликаоняне, вследствие великих знамений, не хотели приносить жертв Павлу и Варнаве ( Деян. 14 ). Таким образом заблуждение язычников, которые все то, что выше их, считают за богов, не следует вменять в вину Писанию, которое просто описывает все то, что было. Но мы можем и то сказать, что причины поклонения и принесения жертв и возжения курения сам царь изложил, сказав Даниилу: Дан. 2:47 . Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну. Таким образом он кланяется не столько Даниилу, сколько в лице Даниила Богу, открывшему тайны. Тоже, как мы читаем 10 , сделал и Александр Великий, царь македонский, по отношению к первосвященнику Иоиаде. Если это не нравится, то нужно так сказать, что Навуходоносор, смутившись вследствие великих знамений и изумления, не знал, что делать, так что, познав истинного Господа и Владыку царей, и поклонился рабу Его и возжег ему курение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 6:21 . Царь, во веки живи! Воздает честь почтившему его и молит о вечной жизни для него. Дан. 6:22 . Бог мой послал ангела Своего, и заградил пасть львам, и они не повредили мне и проч. Не ярость львов изменилась, но пасть их и ярость были заграждены ангелом, и заграждены потому, что этому предшествовали добрые дела пророка; так что это было не столько милостию спасения, сколько воздаянием справедливости. Слова же подобного рода произносит всякий святый муж по избавлении от пасти невидимых львов и от рва преисподнего, ибо он верил в Бога своего. Дан. 6:25–27 . Тогда царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится! Мною постановлено определение, чтобы во всем владении и царстве моем боялись и трепетали пред Богом Данииловым. Ибо Он есть Бог живый и пребывающий во веки, и царство Его не разрушится и владычество Его [продолжится] во веки. Он избавителю и спасителю, совершающий знамения и чудеса на небе и на земле и избавивший Даниила из рва львиного. Как некто под Навуходоносором, пишущим языкам и народам, понимал противные силы, так и Дария он истолковывает в смысле призывания всех к покаянию. И спрашивает (или спрашивается): будет ли это в сем мире, или в другом или, может быть, после других миров? Но мы, считая это за вздор и за пустые басни, скажем только следующее: у варварских народов для того совершаются знамения чрез рабов Божиих, чтобы прославлялось служение единому Богу и чествование Его. Дан. 6:28 . И Даниил оставался непоколебимым (perseveravit) до царствования Дария и до царствования Кира Персидского. Таким образом то, что мы читали в конце первого видения: «был же Даниил до первого года царя Кира» ( Дан. 1:21 ), не следует принимать за время жизни его. Ибо в последнем видении мы читаем: «в третий год Кира, царя персидского, открыто было слово Даниилу, называвшемуся Валтасаром» ( Дан. 10:1 ). Но это означает то, что до первого года царя Кира, разрушившего халдейское царство, Даниил имел власть в Халдее, а после того был переселен Дарием в Мидию. Глава VII

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 2:30 . И мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих; но чтобы было открыто объяснение царю и чтобы ты узнал помышления ума твоего. Царь думал, что знание будущего может быть приобретаемо искусством ума человеческого и потому повелел умертвить мудрецов вавилонских. Поэтому Даниил оправдывает тех, которые не могли рассказать [сон], и сам избегает зависти, чтобы кто-либо не подумал, что он, благодаря собственной мудрости, сказал то, что имел сказать. Причиною же пророческого откровения было желание царя, хотевшего знать будущее. Таким образом он воздает честь царю, когда говорит, что ради его знания были открыты ему Богом тайны. Нужно заметить также, что сны, в которых указывается что либо будущее и как бы в тумане открывается истина, не открываются снотолкователями и по воле человеческой, но принадлежат ведению одного Бога. Дан. 2:31 . Ты, царь, видел, – и вот как бы какой-то большой истукан. Вместо «истукана», то есть νδριαντι, как перевел один Симмах, прочие перевели imaginem (образ), желая таким именем указать на подобие будущего. Мы последуем за пророческим толкованием и, изъясняя слова Даниила, изложим более подробно то, что им сказано кратко. Дан. 2:38 . Итак, ты – эта золотая голова. «Голова золотая» – это, говорит, ты, царь. Этим дается знать, что сперва царство вавилонское сравнено с золотом, как самым дорогим. Дан. 2:39 . После тебя восстанет другое царство, меньше твоего, серебряное, – именно царство мидян и персов, уподобляемое серебру, меньшее предшествующего и большее последующего. И третье царство медное, которое будет владычествовать над всею землею. Указываем на Александра и царство македонян и преемников Александра. Оно справедливо называется медным, потому что медь звонче всех металлов и звучит яснее, и звук ее распространяется далеко и широко, что указывает не только на славу и могущество царя, но и на красноречие греков. Дан. 2:40 . А четвертое царство будет подобно железу: как железо все раздробляет и разбивает (domat), так оно будет все раздроблять и сокрушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В страшном испуге Валтасар изменился в лице и приказал пригласить всех своих астрологов и тайновидцев, чтобы они объяснили значение таинственного послания на стене, непонятное никому из пирующих. Но мудрецы, несмотря на обещанную высокую награду, были бессильны объяснить написанное. Тогда царица Нитокрис, мать Валтасара и вдова умершего Навуходоносора, распорядилась послать за старцем Даниилом, которого хорошо знала и весьма уважала. Пророк прочитал беззаботно пировавшим сановникам роковые слова, начертанные на стене чертога царского призрачной рукой – «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН» – и объяснил их значение. «МЕНЕ – исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень лёгким; ПЕРЕС – разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам» (5:28). Таким образом, знаменитые вавилонские астрологи были поставлены в тупик, а чёткое толкование зашифрованного послания произвело сильное впечатление на царя. «Тогда, по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (5:29–30). До недавнего времени эта часть повествования Даниила представляла почти непреодолимые трудности для исторических изысканий и часто использовалась критиками Библии при нападках на достоверность её рассказа. И в самом деле, на первый взгляд священная и светская история находятся здесь во взаимном противоречии, ибо любому, кто интересуется историей известно, что последним царём Вавилона был Набонид, а не Валтасар (который не отмечен среди царей вавилонских), как то утверждает Библия . К тому же Набонид не был из династии Навуходоносора, к которому, по Даниилу, принадлежал Валтасар (5:2:11). Ошибается Библия и в том, что Набонид не был убит в ту роковую ночь, как случилось это с Валтасаром, но был без лишнего шума отправлен в почётную ссылку в отдалённую Караманию на востоке Ирана, где и окончил свои дни Вот почему, по мнению оппонентов Библии, данное повествование пророка Даниила не имеет исторической почвы и ему нельзя доверять.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010