Если же пишется, что после победы Кира, царя персидского, и Дария, царя мидийского, один Дарий принял царство, то это объясняется соблюдением порядка относительно возраста, родства и царства. Ибо Дарий имел шестьдесят два года; царство мидийское, как мы читаем, было более персидского и, как дядя, имевший преимущество но естественному праву, он должен был считаться принявшим царство. Поэтому и в видении против Вавилона, которое читается у Исаии, после многого, что долго было бы излагать, говорится, как имеющее быть, следующее: «Се, Аз возбуждаю на вы мидов, иже сребра не вменяют, ниже злата требуют». Но стрелами умертвят младенцев, и плодов чрева не пощадят ( Ис. 13:17, 18 ). И Иеремия говорит: «освятите нань языки», царей мидийских, «воевод его и всех воев его и всея земли области его» ( Иер. 51:27, 28 ). И далее: «дочь Вавилона подобна гумну во время молотьбы на нем; еще не много, и наступит время жатвы ея» (там же Иер. 51:33 ). Что Вавилон был взят во время пира, это ясно пишет Исаия, призывая его к борьбе: «Вавилон, возлюбленный мой, стал для меня дивом. Приготовь стол, смотри с подзорной башни на едящих и пьющих; вставайте князья, берите щит» ( Ис. 21:4, 5 ). Глава VI Дан. 6:1, 2 . Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве его, а над ними трех князей, из которых один был Даниил. Иосиф, о котором выше мы сказали, так говорит, излагая события, [описываемые] в этом месте: «Дарий же, разрушивший царство вавилонян при помощи родственника своего Кира, сражавшегося вместе с ним, имел шестьдесят второй год жизни, когда взял Вавилон, и был сыном Астиага, который у греков назывался другим именем; и взял он с собою Даниила пророка, и привел в Мидию, и сделал одним из трех князей, начальствовавших над всем царством его». Отсюда мы видим, что по разрушении Вавилона Дарий возвратился в царство свое, в Мидию, и привел с собою Даниила в той же должности, на которую он был возведен Валтасаром. И не подлежит никакому сомнению, что он слышал о чудесном знамении, бывшем при Валтасаре, и о том истолковании, которое сделал Даниил, а также о том, каким образом он предсказал господство мидян и персов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Какова же была его радость, когда на этот вопрос послышался ответный голос Даниила, который сказал: „Царь во веки живи! Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления”. Чрезвычайно обрадованный, царь немедленно же приказал вынуть пророка из рва. Даниил был поднят и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего”. Невинность Даниила, столь чудесно доказанная, требовала применения справедливости по отношению к самим злобным клеветникам. Во время спора между царем и сатрапами, между ними, по-видимому, было сделано соглашение, по которому, в случае невредимости Даниила во рве, этой участи должны подвергнуться сами его обвинители. И вот теперь они должны было понести заслуженную участь. „И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими, и сокрушили все кости их” 56 ( Дан.6:19–25 ). Тогда царь Дарий издал повеление, чтобы во всякой области его царства трепетали и благоговели пред Богом Данииловым ( Дан.6:25–27 ). После сего Даниил был в силе в царствование Дария, продолжавшееся два года и в царствование Кира, продолжавшееся семь лет ( Дан.6:28 ). При объяснении 6-й главы нужно иметь в виду следующее: 1) По Дан.6:1 Дарий Мидянин поставил над царством своим 120 князей-сатрапов, между тем как по Геродоту (III, 89 и след.) только Дарий Истасп разделил свое царство на 20 сатрапий. Принимая во внимание 8-е свидетельство книги Есфирь ( Есф.1:1 ) о 127 областях Царства Персидского, между начальниками которых называются „сатрапы, паши и начальники областей”, можно думать, что Циаксар II (Дарий Мидянин) разделил царство на 120 областей, начальники которых назывались сатрапами; из этих начальников с течением времени выделены были немногие, с усвоением им высшего ранга и с оставлением за ними имени „сатрапов”, между тем как „паши, начальники областей” поставлены были к сатрапам в подчиненное отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Недостатки этих мнений приводят к признанию за наиболее правильное понимание этого наименования в мессианском смысле, в каковом оно употреблено в словах пророка Даниила: видел я в ночных видениях: вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий (ke-bar enosch), дошел до Ветхаго днями и приведен был к Нему, и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. ( Дан. 7:13–14 ). Под явившимся в образе Сына человеческого несомненно здесь разумеется существо выше-человеческого достоинства, сам Мессия. К Мессии, по свидетельству Талмуда (Schoetgen Horae hebr. 11), относили это пророчество еврейские книжники, и, следовательно, таковым было и древнейшее иудейское понимание видения Даниила. Пред временем явления Мессии пророчественное видение Даниила, без сомнения, было общеизвестным среди иудеев. Отсюда, – выражение «Сын человеческий» могло получить значение мессианского наименования. В апокрифической кн. Эноха, написанной приблизительно за полтора столетия до Р. X., Мессии действительно и усвояется часто наименование «Сын человеческий» (здесь же , впрочем, усвояется Мессии и другое наименование – «Избранный», находящееся и у Лук. 23:35 ) 26 ) Есть основания предполагать, что книга псевдо-Еноха была широко распространенною среди иудеев около времени рождества Христова, а, следовательно, и в народном словоупотреблении наименование «Сын человеческий» могло получить мессианское значение. Можно в самых евангелиях находить подтверждение, что иудейский народ во времена Спасителя принимал выражение «Христос» и «Сын человеческий», как однозначащие ( Иоан. 12:31–34 ). И учение Самого И. Христа, особенно о явлении Сына человеческого во славе Своей или во славе Отца Своего, о шествии Его на облаках небесных, одесную силы, о Его суде над миром, стоит в несомненной связи с видением пр. Даниила. Особенно очевидна эта связь в ответе Иисуса Христа на вопрос первосвященника: Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф. 26:64 : ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Дан. 6:17 . И принесен был один камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим и проч. Запечатал он перстнем своим камень, которым было заграждено отверстие рва, чтобы враги не замыслили что либо против Даниила. Ибо он вверил его могуществу Божию, но, будучи спокоен относительно львов, он имеет опасение по отношению к людям. Запечатал же он и перстнем своих вельмож, чтобы не казалось, что он имеет какое-либо подозрение против них. Дан. 6:18 . И пошел царь в дом свой и лег спать без ужина и проч. Столь велико благорасположение царя, что он не принимал пищи ни днем, ни ночью, и сон не приходил к глазам, но вместе с подвергавшимся опасности пророком сам находился в тревожном состоянии. Но если царь, не знавший Бога, поступает так из-за другого, которого хочет спасти от опасности, то во сколько более мы по причине наших грехов должны посредством пощения и бдений склонять Бога в милосердию. Дан. 6:19 . Тогда царь, вставши при начале рассвета, поспешно пошел ко рву львиному. Рвом (lacum) называет глубокую яму или высохший водоем, в котором кормили львов. Отправляется же поспешно, при начале рассвета, ко рву, полагая, что он [Даниил] жив. По-латыни рвом (lacus) называется скопление пресной воды, как напр. Бенакское и Ларийское озеро и прочие, что греки называют λμνην, то есть небольшим озером (stagnum). Дан. 6:20 . И приблизившись ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила и сказал ему. Сердечное расположение выражает он слезами, и, забыв о достоинстве царя, победитель бежит к пленнику, господин – к рабу. Даниил, раб Бога живого. Называет Богом живым в отличие от богов языческих, которыми служат истуканы умерших людей. Бог твой, которому ты постоянно служишь, возмог ли, по твоему мнению, спасти тебя от львов? Употребляет неопределенное выражение не потому, чтобы сомневался в могуществе Бога, о котором выше сказал: «Бог твой, которому ты постоянно служишь, Сам спасет тебя», но для того, чтобы после того, как Даниил окажется невредимым, чем более это казалось невероятным, темь более было справедливым негодование против князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо далее следует: «закричали также старейшины против нее». Дан. 13:42 . Возопила Сусана громким голосом и проч. Возбуждение сердца, чистота выражаемой мысли и спокойствие совести придавали звучность ее голосу. Поэтому было громким возвание ее к Богу, которое не было слышимо людьми. Дан. 13:45 . И когда она была ведена на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши. Эти слова показывают, что не вошел святой дух в Даниила, но тот, который был в нем и покоился вследствие слабости возраста и не мог обнаружить своих действий, был возбужден Господом, когда представился случай к этому ради святой женщины. Дан. 13:46 . И он закричал громким голосом: чист я от крови ее и проч. Когда возбудился в нем святой дух и внушал то, что юноша должен был говорить, голос его был громким. Следует заметить, называется ли в каком-либо месте Священных Писаний голос грешника громким 45 . Дан. 13:54–59 . Скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым (schino). И сказал Даниил: точно солгал ты на твою голову, ибо вот ангел Божий, приняв решение от Бога, расторгнет тебя пополам. И вскоре после того другой старейшина сказал: под зеленым дубом (prino). И сказал ему Даниил; точно ты солгал на голову твою; ибо ангел Божий с мечем ждет, чтобы рассечь тебя пополам. Так как евреи возражают против истории Сусанны, говоря, что ее нет в книге Даниила, то мы должны тщательно исследовать имена σχνου и πρνου, означающие по-латыни ilicem (зеленый дуб) и lentiscus (мастиковое дерево): находятся ли они у евреев и от чего происходят, чтобы можно было произвести на их языке от σχνω расторжение и от πρνω рассечение или распиливание. Если же этого не окажется, то по необходимости и мы должны будем принять мнение тех, которые утверждают, что этот отдел ( περικοπ существует лишь на греческом языке и имеет лишь греческое словопроизводство, а еврейского не имеет. Но если кто-либо докажет, что и в еврейском языке эти два дерева называются от расторжения и рассечения, тогда мы получим возможность принять и это Писание. Дан. 13:60 . И все собрание (synagoga) закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Это тот Дарий, который вместе с Киром победил халдеев и персов; [говорим это для того], чтобы не считали его за того Дария, во второй год которого был построен храм (как предполагает Порфирий, чтобы расширить годы у Даниила), или за того, который был побежден Александром, царем македонским. Таким образом он присоединяет имя отца и прибавляет [указание на] победу, – так как тот первый из рода мидян разрушил царство халдейское, – чтобы устранить ошибочное чтение вследствие сходства имени. Дан. 9:2 . Я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господнее к Иеремии пророку, что исполнятся семьдесят лет опустошения Иерусалима. Иеремия предсказал семьдесят лет запустения храма ( Иер. 25:29 ), после чего народ снова возвратится в Иудею, и будут построены храм и Иерусалим; но это не делает Даниила небрежным, а более вызывает его к молению, чтобы Бог вследствие его молитв исполнил то, что обещал по Своему милосердию, и чтобы небрежность не породила гордости, а гордость – оскорбления. Поэтому в книге Бытия ( Быт. 6 ) мы читаем, что пред потопом было назначено сто двадцать лет для покаяния; но так как в течение такого времени, то есть в сто лет, [люди] не хотели покаяться, то Он не ждет, чтобы истекли другие двадцать лет, но ранее совершает то, чем угрожал, [как имеющим быть] впоследствии. Посему и Иеремии говорится вследствие жестокосердия народа иудейского: «не моли о людех сих... яко не услышу тя» ( Иер. 7:16 ). И Самуилу: «доколе ты плачеши о Сауле? Аз же отверг его " ( 1Цар. 16:1 ). Поэтому он в пепле и вретище просит, чтобы исполнилось то, что обещал Бог , – не потому, чтобы он не верил в имеющее быть, а потому, чтобы беспечность не породила небрежности, а небрежность – оскорбления. Дан. 9:4 . Молю Тебя, Господи Боже великий и страшный – по отношению к тем, кои презирают Твои заповеди. Хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои. Таким образом не безусловно (statim) сбывается то, что обещает Бог , но Он исполняет Свои обетования в отношении к тем, кои соблюдают повеления Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Часть первая. Начальная история ветхозаветного канона от пророка и законодателя Моисея до пророка Даниила План первой части с разделением на главы Факт собирания священной ветхозаветной письменности до времен царя Иосии, когда найдена была при храме книга Закона Моисеева, послужит исходным пунктом исследования (глава первая). Вторая глава даст разъяснение того, как понимать нахождение книги Закона. Разъяснение это будет сделано, между прочим, в связи с фактом влияния на пророка Иеремию Пятокнижия, причем рассмотрением этого влияния получим подтверждение тем выводам, которые сделаны в первой главе. Отношение к священным ветхозаветным книгам пророков Иеремии и Даниила, а также ответ на вопрос о храмовой библиотеке составит содержание третьей главы. Глава первая. Наличность собирательной деятельности по священной письменности до царя Иосии Краеугольным камнем в собрании священной ветхозаветной литературы является Пятокнижие и книга Иисуса Навина. Иудейское предание всегда считало их ведущими свое начало от тех священных лиц, имена которых эти книги носят. Даже исследователи рационалистического направления, как, например, Фюрст, признают неоспоримым фактом, что предание считает зерном собрания священных книг Пятокнижие и книгу Иисуса Навина в их настоящем виде 5 . С самого начала они пользовались великим уважением. Руководители народа должны были блюсти писанный закон Божий. И написал Моисей закон сей и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам (сынов) Израилевых ( Bmop. XXXI, 9 ). Священники заботятся о распространении закона, о проведении в жизнь его влияния, о снабжении царей списками закона: Когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего ( ) с книги, находящейся у священников левитов ( Bmop. XVII, 18 ). Чтобы оградить писанный Божий закон от святотатственных покушений на его чистоту и целость, законодатель, вверяя его священникам, повелевает положить свой автограф у внешней стороны ковчега завета пред лицем Самого Бога, невидимо восседающего на херувимах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.11:19-20,36:26-27).    Содержание Книги пророка Иезекииля:    видение славы Господней и призвание Иезекииля к пророческому служению (Иез. 1-3 гл.);    тринадцать обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима (Иез. 4-24 гл.);    обличительные речи против язычников — иудейских соседей (Иез. 25 гл.);    жителей Тира (Иез. 26-28 гл.);    стихи 13—19 28 главы относятся к дьяволу, олицетворением которого стал тирский царь (Иез. 28:13-19);    пророчества о египтянах (Иез. 29-32 гл.);    новые обязанности пророка после падения Иерусалима — утешать и подкреплять (Иез. 33 гл.);    Господь — пастырь возрожденного Израиля (Иез. 34 гл.);    о наказании Идумеи (Иез. 35 гл.);    о возрождении Израиля (Иез. 36 гл.);    оживление сухих костей — пророчество о воскресении мертвых (Иез. 37 гл.);    апокалипсические пророчества о врагах Церкви и об истреблении полчища Гога (Иез. 38-39);    о новом вечном Царстве Божем и о новом храме (Иез. 40-48; см. Откр. 21 гл.).    Пророчества последних 14 глав книги Иезекииля, относящиеся к последним временам, имеют общие черты с таинственными видениями пророка Даниила и Апокалипсисом евангелиста Иоанна Богослова. Им еще предстоит исполниться. Толковать эти видения следует осторожно, учитывая, что в них содержится много символики. Книга пророка Даниила    Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. В 4-й год царствования Иоакима, при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (в 606 г. до Р.Х.), юный Даниил попал в вавилонский плен. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Даниилу тогда было от 14 до 17 лет. В школе с ним учились три его друга: Анания, Азария и Мисаил. В течение нескольких лет им предстояло изучить местный язык и разные халдейские науки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.11:19–20,36:26–27 ). Содержание Книги пророка Иезекииля: видение славы Господней и призвание Иезекииля к пророческому служению ( Иез. 1–3 гл.); тринадцать обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима ( Иез. 4–24 гл.); обличительные речи против язычников – иудейских соседей ( Иез. 25 гл.); жителей Тира ( Иез. 26–28 гл.); стихи 13–19 28 главы относятся к дьяволу , олицетворением которого стал тирский царь 12 ( Иез. 28,13–19 ); пророчества о египтянах ( Иез. 29–32 гл.); новые обязанности пророка после падения Иерусалима – утешать и подкреплять ( Иез. 33 гл.); Господь – пастырь возрожденного Израиля ( Иез. 34 гл.); о наказании Идумеи ( Иез. 35 гл.); о возрождении Израиля ( Иез. 36 гл.); оживление сухих костей – пророчество о воскресении мертвых ( Иез. 37 гл.); апокалипсические пророчества о врагах Церкви и об истреблении полчища Гога ( Иез. 38–39 ) 13 ; о новом вечном Царстве Божем и о новом храме ( Иез. 40–48 ; см. Откр. 21 гл.). Пророчества последних 14 глав книги Иезекииля, относящиеся к последним временам, имеют общие черты с таинственными видениями пророка Даниила и Апокалипсисом евангелиста Иоанна Богослова. Им еще предстоит исполниться. Толковать эти видения следует осторожно, учитывая, что в них содержится много символики. Книга пророка Даниила Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. В 4-й год царствования Иоакима, при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (в 606 г. до Р.Х.), юный Даниил попал в вавилонский плен. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Даниилу тогда было от 14 до 17 лет. В школе с ним учились три его друга: Анания, Азария и Мисаил. В течение нескольких лет им предстояло изучить местный язык и разные халдейские науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Последнее упоминание находится в 21-й главе, где изображен эсхатологический град Небесный Иерусалим; в этот град «не войдет ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Откр 21: 27 ). Итак, если во всех остальных книгах Нового Завета книга жизни упоминается всего три раза, то в Апокалипсисе ей уделено гораздо больше внимания. Можно сказать, что в Апокалипсисе представлен полноценный образ книги жизни, в котором можно проследить как преемственность с предшествующей библейской и межзаветной апокалиптической традицией, так и новые богословски значимые черты. 2.2. Преемственность образа книги жизни в Апокалипсисе с предшествующей традицией В Книге пророка Даниила ( Дан 12: 1 ) запись имен в книге жизни, несомненно, обозначает жизнь вечную; то же самое можно увидеть в межзаветной литературе (1 Енох 104–107, Юбил 30, Иосиф и Асенефа 15). В главе I настоящей работы было показано, что с определенной степенью уверенности можно говорить, что и в более ранних ветхозаветных упоминаниях о книге жизни эта идея имплицитно присутствует. Отметим смысловое сходство значения книги жизни у пророка Даниила и в Апокалипсисе. В Книге Даниила образ книги жизни возникает в контексте описания всеобщего воскресения и эсхатологического суда: «…многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан 12: 2 ). Констатируется, что «спасутся… из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» ( Дан 12: 1 ); подразумевается, что не записанные в книге являются грешниками и воскреснут «на вечное поругание». Таким образом, обе вечные участи людей определяются в зависимости от записи их имен в книге жизни. Те же самые идеи развиваются и в Апокалипсисе. Книга жизни раскрывается на эсхатологическом суде. Если имя человека присутствует в книге жизни, он наследует вечное спасение, если нет – осуждение: «…кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» ( Откр 20: 12, 15 ). 2.3. Общие черты с упоминаниями в Новом Завете

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010