Нередко язычники обожествляли змеев-драконов, почитали их как живых кумиров, приносили им поклонение. В библейской книге пророка Даниила повествуется, что крупный змей-дракон был почитаем в Вавилоне. Книга пророка Даниила, гл. 14 23. И бяше змий великий на месте том, и почитаху его вавилоняне. 24. И рече царь Даниилу: еда и сему речеши, яко медь есть? сей жив есть, и яст и пиет: не можеши рещи, яко несть сей бог жив; убо поклонися ему. 25. И рече Даниил: Господу Богу моему поклонюся, яко той есть Бог жив. 26. Ты же, царю, даждь ми власть, и убию змия без меча и без жезла. И рече царь: даю ти. 27. И взя Даниил смолу и тук и волну, и возвари вкупе, и сотвори гомолу, и верже во уста змию, и изъяд разседеся змий. И рече Даниил: зрите чистилища ваша. 23. Был на том месте большой дракон , и Вавилоняне чтили его. 24. И сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьёт; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему. 25. Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. 26. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. 27. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни. Распространенный в древности культ змей и драконов подтверждает сатанинскую сущность язычества. Апостолы Иоанн Богослов, Варфоломей, Филипп и сестра его Мариамия (6 сентября) «Когда вся вселенная была помрачена тьмою многобожия и люди поклонялись твари, а не Творцу, – в то время в Иераполе язычники почитали громадную и страшную ехидну, и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее и, принося ей многие и различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим ехидну... Святой Иоанн Богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь сотруднику своему, святому апостолу Филиппу; там же находились в то время святой апостол Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия. Вместе с ними святой Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, коей безумные люди приносили жертву, почитая сию тварь за Бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю» с. 128, 129].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поэтому не так исполняется, как читается, но как все вместе считается, так и оканчивается. Не безызвестно нам также, что некоторые из них говорят, что одна седмина, о которой написано: «утвердит завет для многих одна седмина», разделяется по отношению к Веспасиану и Адриану, потому что по истории Иосифа Весиасиан и Тит в продолжение трех лет и шести месяцев были в мире с иудеями. Три же года и шесть месяцев при Адриане считаются с того времени, когда Иерусалим совсем был разрушен и иудейский народ массами избивался, так что иудеи даже изгонялись из пределов [страны] Так говорят евреи, мало обращая внимания на то, что с первого года Дарии, царя персидского, до последнего разрушения Иерусалима, происшедшего с ними при Адриане, считается сто семьдесят четыре олимпиады, то есть шестьсот девяносто шесть лет, составляющих девяносто девять еврейских седмин и три года, когда предводительствовавший иудеями Кохба был побежден и Иерусалим разрушен до основания. Глава X Дан. 10:1 . В третий год Кира, царя персидского, открылось слово Даниилу, именовавшемуся Валтасарам, и истинное [было] слово и великая сила, и он уразумел слово. Ибо при видении требуется разумение. Каким же образом в конце первого видения мы читаем: «был же Даниил до первого года царя Кира» ( Дан. 1:21 )? Мы это так понимаем, что он оставался у халдеев в прежнем достоинстве и облекался в порфиру и виссон до первого года царя Кира, когда тот разрушил [царство] халдейское, и после того начал быть при Дарии, сыне Ассуира, из рода мидян, владычествовавшем над царством халдейским. Или же говорится это теперь, может быть, в том смысле, что он видел это в третий год царя Кира уже после смерти Дария, в первый год которого он познал тайны семидесяти седмин. «И истинное слово и великая сила» ( Дан. 10:1 ) – или Бога, который исполнит это, или пророка, который уразумеет это. Дан. 10:2, 3 . В те дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней: хлеба вожделенного я не ел, и мясо и вино не входили в уста мои, и мастями я не умащал себя, пока не исполнились три седмицы дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Прекрасно сказал: «В тот самый час», как и выше о Навуходоносоре мы читаем: «Когда речь была еще в устах царя, раздался голос с неба» ( Дан. 4:28 ), чтобы он знал, что не за другое что-либо он наказывается, как за богохульство. Персты же кажутся пишущими на стене против лампады, чтобы и рука, и то, что писалось, было видимо вдали от света. И пишут они на стене царского дворца, чтобы царь понял, что к нему относится то, что пишется. Дан. 5:6 . Тогда лицо царя изменилось и проч. И здесь нужно заметить в отношении в псалмам, имеющим надписания: «о изменитися хотящих» ( Пс. 59 и друг.), что изменение бывает не только святого, но и грешника. Ибо и далее мы читаем: «царь Валтасар очень встревожился, и лицо его изменилось» ( Дан. 5:9 ). Дан. 5:7 . Поэтому царь громко закричал, чтобы привели магов, халдеев и гадателей и проч. Позабыв о том, что случилось с Навуходоносором, он следует старому и укоренившемуся в его народе заблуждению, так что призывает не пророка Божия, а магов, и халдеев и гадателей. Он будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него. Хотя это и странно, что, при толковании пророков, я рассуждаю о родах слов, как грамматик, но так как некто, ничего не знающий и все [знание] себе присвояющий, упрекал меня за то, что я в переводе употреблял слово «цепь " (torquem) в женском роде, то я коротко замечу, что Цицерон и Марон 18 употребляли цепь (torquem) в женском роде, Тит Ливий в мужеском. И третьим будет в царстве моем и проч. Или третьим после меня или одним из тех трех сановников, которые в других местах называются τριστται 19 . Дан. 5:10 . Царица же по поводу случившегося с царем и вельможами его вошла в дом пиршества и проч. Ее Иосиф называет бабкою Валтасара, Ориген матерью, вследствие чего она и знала прошлое, которого не знал царь. Пусть же очнется Иорфирий, которому грезится, что она была женою Валтасара и который издевается над тем, что она более знала, нежели муж ея. Дан. 5:11 . Есть в царстве твоем муж, в котором дух святых богов. Кроме Симмаха, последовавшего халдейскому подлиннику, прочие перевели: дух Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 9:17 . И яви лице Твое над опустошенным святилищем Твоим. Исполни на деле то, что Ты обещал на словах: время опустошения близится к концу. Дан. 9:18 . Ради Себя Самого приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошение наше и проч. Это говорится νθρωποπθως (человекообразно), так что когда Бог внемлет нам, то Он представляется приклоняющим ухо Свое; когда удостаивает нас того, чтобы воззреть на нас, то открывает очи Свои, а когда отвращает лице Свое, то мы оказываемся недостойными очей и ушей Его. Дан. 9:20 . И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, так что (вульг. и) повергал мольбы мои пред Богом о святой горе Бога моего. Таким образом он, как выше мы сказали, говорит о грехах не только народа, но и о своих, ибо он один из народа, или же посмирению причисляет себя к грешному народу, хотя сам он и не совершил греха, чтобы чрез смирение достигнут помилования. Заметь, что он сказал здесь: исповедовал грехи мои. Ибо во многих местах Священного Писания исповедование означает не покаяние, а восхваление. Дан. 9:21 . Когда я еще продолжал молитву, вот муж Гавриил, которого я видел в начале видения. Началом называет прежнее видение, за которым следует настоящее. И великое действие имела молитва , и исполнилось обещание Господа, который говорит: «еще глаголющу ти, скажу: се, приидох» ( Ис. 58:9 ). Видит же Гавриила, а не ангела или архангела, чтобы указать не на пол, а на имя [небесной] силы (virtutis). Быстро прилетев, он коснулся меня во время вечерней жертвы. Называется прилетевшим тот, кто явился, как муж, и именно во время вечерней молитвы, ибо молитва пророка продолжалась от утренней до вечерней молитвы и поэтому склонила к нему милосердие Божие. Дан. 9:22 . И наставлял меня, и говорил со мною и сказал. Видение столь темно, что пророк нуждается в наставлении ангела. Даниил! теперь я вышел, чтобы научить тебя и чтобы ты понимал. Теперь я послан к тебе и вышел от лица Божия не для того, чтобы отступить от Него, но чтобы прийти к тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 3:29 . Ибо согрешили мы и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем погрешали. Три отрока, конечно, не согрешили и не в таком были возрасте во время отведения их в Вавилон, чтобы им быть наказанными за свои грехи. Поэтому как они говорят от лица народа, так следует читать и оные слова Апостола: «Не еже бо хощу... творю, но еже не хощу... сие содеваю» ( Рим. 7:19 ), и прочее, написанное в том же месте. Дан. 3:37, 38 . Ибо мы умалены, Господи, паче всех народов и унижены ныне на всей земле за грехи наши, и нет [у нас] в настоящее время князя, и пророка и вождя и проч. Эти слова следует применять в тех случаях, когда церкви за грехи народа испытывают оскудение святых мужей и учителей, наиболее сведущих в законе Божием, и когда во время гонений не совершается жертвы и приношения. Некоторые относят это место к небесному Иерусалиму в том смысле, что души, ниспадшие на землю и находящиеся в месте слез и смешения, оплакивают прежние грехи и прочее, заключающееся в словах пророка; но сего не принимает Церковь Божия. Дан. 3:39, 40 . Но с сокрушенною душою и смиренным духом да будем приняты, как при всесожжении овнов и тельцов и проч. На основании настоящего места и дальнейших слов: «Благословите, духи и души праведных, Господи» ( Дан. 3:86 ), и [написанного] в псалмах: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс. 50:19 ), некоторые утверждают, что дух в человеке, за исключением Духа Святого, отличен от души. Но они должны будут разрешить следующее затруднение: каким образом говорится, что в одном человеке, без плоти и благодати Духа Святого, находятся две субстанции и два внутренних человека. Дан. 3:46 . И не переставали слуги царя, ввергшие их, разжигать печь нефтью (naphta) и паклею. Саллюстий пишет в Историях, что нефть у персов составляет род трута, которым в особенности пользуются для поджигания. Другие полагают, что нефтью называются косточки олив, бросаемые вместе с высушенным масляным отстоем; поэтому она и называется по-гречески πυρνη, как поддерживающая πρ, то есть огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Чтобы кто-либо не подумал, что я излагаю свою собственную мысль, скажем словами Гавриила, изъясняющего видение пророка: «овен, – говорит он, – которого ты видел с двумя рогами, это царь мидийский и персидский» ( Дан 8:20 ). Это именно Дарий, сын Арзама, при котором было разрушено царство мидян и персов. Далее, козел от коз, шедший с запада и по причине необычайной быстроты казавшийся не касающимся земли, это Александр, царь греческий, который, по разрушении Фив, обратил оружие против персов и, вступив в битву при реке Гранике, победил вождей Дария, и наконец поразил самого овна и сломил два его рога, мидян и персов, и бросил его под ноги свои и оба рога подчинил своей власти. Рог же большой есть сам Александр, первый царь, и когда он, на тридцать втором году своей жизни, умер в Вавилоне, то восстали вместо него четыре вождя его, которые разделили между собою царство его. Ибо Египтом овладел Птоломей, сын Лага, Македонией Филипп, он же и Аридей (или Арий), брат Александра, Сириею и Вавилоном и всеми царствами Востока Селевк Никатор; в Азии воцарился Антигон. Но, говорит, не с его силою. Ибо никто не мог сравняться по величию с Александром. И после многих времен восстанет царь Сирии, с бесстыдным лицом и понимающий предлагаемое (proposimiones), – восстанет Антиох Епифан ( Επιφανς), сын Селевка, называвшегося также Филопатором. Когда он был заложником в Риме и, без ведома сената, овладел посредством обмана царством, то вел войну против Птоломея Филометора, то есть против юга и против египтян, затем на востоке, и против тех, кои замышляли новые порядки в Персии, и наконец, начав войну против иудеев, он, по завоевании Иудеи, вступил в Иерусалим и поставил в храме Божием статую Юпитера Олимпийского. И даже до силы небесной, то есть он стал величаться пред сынами иудейскими, которые были ограждены помощию ангелов, так что принуждал многих святых к идолослужению и как бы звезды небесные попирал ногами своими. Таким образом он овладел востоком и югом, то есть Египтом и Персиею. Слова же: вознесся даже на князя силы означают то, что он восстал против Бога, и преследовал святых Его и принес νδελεχισμν, то есть постоянную жертву, приносившуюся утром и вечером, и осквернил и разрушил место освящения Его. И это [он сделал] не своею силою, но за грехи народа. Таким образом истина была повержена на землю и одновременно с господством идолослужения приостановилось служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 5:24–28 . Вот писание, которое было начертано: мане, фенел, фарес. И вот значение слов: мане – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; фекел – оно взвешено на весах и найдено (вульг. ты взвешен на весах и найден) очень легким (minus habens); фарес – разделено царство твое и дано мидянам и персам. Только три слова были начертаны на стене: «мане, фекел, фарес», из которых первое означает число, второе – взвешивание и третье – разделение. Поэтому нужно было не только прочитать, но и объяснить прочитанное, именно – что Бог исчислил царство его и положил ему конец, и взвесил на весах суда Своего, и что он прежде, чем придет естественная смерть, будет убит мечом, и царство его будет разделено между мидянами и персами. Ибо Кир, царь персидский, как мы уже прежде сказали, соединившись с дядею Дарием, разрушил халдейское царство. Дан. 5:29 . Тогда, по повелению царя, Даниил был облечен в багряницу и возложили золотую цеп на шею его и объявили о нем, что он имеет власть, как третий [человек] в царстве или над третьею частью царства. Получил он царское отличие, цепь и багряницу, чтобы сделаться более известным Дарию, имевшему вступить на царство, а вследствие известности – более чтимым и не удивительно, что Валтасар, услышав печальное [предсказание], дал обещанную награду. Ибо или он полагал, что предсказанное исполнится по истечении долгого времени, или же, чествуя пророка Божия, надеялся достигнуть помилования; а если не достиг его, то нужно думать, что более важно было поругание в отношении к Богу, нежели чествование в отношении к человеку. Дан. 5:30, 31 . В туже ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и Дарий мидянин вступил на царство, будучи шестидесяти двух лет. Иосиф, в десятой книге Древностей иудейских пишет, что при осаде Вавилона мидянами и персами, то есть Дарием и Киром, Валтасар, царь вавилонский, дошел до такого самозабвения, что устроил знаменитый пир, и пил из сосудов храма и пировал, находясь в осаде. Поэтому действительно могло состояться и то, что он в туже самую ночь был взят в плен и убит; ибо все или находились в страхе вследствие страшного видения и объяснения его, или же веселились и пьянствовали на пиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И запечатается видение и пророчество, так что не найдется ни одного пророка в Израиле, и будет помазан Святой святых, о котором в Псалтыри мы читаем: «сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» ( Пс. 44:8 ). Он и в другом месте говорит о Себе: «святи будите, яко Аз свят [есмь]» ( Лев. 19:2 ). Итак знай, что с того дня, в который я говорю теперь тебе и по слову Божию обещаю возвращение народа и восстановление Иерусалима, до Христа Вождя и до вечного запустения храма нужно считать шестьдесят две седмины и еще другие семь седмин, в течение которых по порядку произойдут те два события, о которых я уже прежде сказал тебе, – возвращение народа и обстроение улиц Неемиею и Ездрою. В конце седмин исполнится определение Божие в трудные времена, когда снова будет разрушен храм и будет взят город. Ибо после шестидесяти двух седмин будет убит Христос и не будет Его народом тот, который отречется от Него, или, как они говорят, не будет у него (или у них) власти, которую они надеялись удержать. И что я говорю об убиении Христа и о полном оставлении народа без помощи Божией, когда город и святилище разрушит народ римский, который придет вместе с Веспасиапом, как вождем? После смерти Его, по истечении семи седмин, то есть через сорок девять лет, Элии Адриан, которым впоследствии из развалин Иерусалима был построен город Элия, победит (или победил) возмутившихся иудеев в войне, (ведшейся против них) под предводительством Тима Руфа. И тогда прекратится жертва и приношение, и до самого конца мира продолжится запустение. При этом нас, говорят они, не должно смущать то, что сначала считается семь седмин, потом шестьдесят две и затем снова одна, которая разделяется на две части. Ибо это есть особенность (idioma) еврейской речи и латинского языка древних, что прежде считается меньшее число, а потом большее. Так напр. мы теперь, вопреки свойству нашего языка, говорим: «Авраам жил сто семьдесят пять лет», а те, напротив того, говорят: «Авраам жил пять и семьдесят и сто лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Ст. 10. Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним.    Это не потому, чтобы было определенное число слуг Божиих, а потому, что большего количества не может выразить язык человеческий. Это те тысячи и те мириады, о которых мы читаем в Псалмах: колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них (Псал. 67:18). И в другом месте: творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Псал. 103:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений .    Суд сел, и раскрылись книги.    Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Апокалипсисе мы читаем: „обвинитель братий наших“ (Апокал. 12, 10). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: на земли да напишутся (Иерем. 17:13).    Ст. 11. Видел я, что за изречение высокомерных слов, какия говорил тот рог... Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно.    И видел я, как был убит зверь и тело его погибло.    В одном римском государстве, за богохульства антихриста, будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно придет Сын Божий, о Котором говорится:    Ст. 13. И вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий. Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является под образом Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях Апостолов (1, 11): мужие галилейстии! что стоите, зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо.    Ст. 13—14. И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь и царство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Книга девятая Последовательность требовала, дщерь Евстохия, чтобы пророчество о Тире и князе тирском поместить в одном томе и связанное как по месту, так по предречению не разделять чрез порядок книг. Но так как содержание [этого пророчества] слишком обширно и превышает пределы растяжения [тома], то нами до девятой книги отложено толкование, которое по молитвам твоим и всех святых надеемся довести до конца и изъяснить также то, что написано у Иезекииля против фараона и всего Египта. Также и отсюда, вследствие обширности, мы должны отделить [часть] для десятой книги, чтобы удержался одинаковый объем томов и чтобы разделение труда на части доставляло отдохновение и диктующему, и пишущему, и читающему. Глава XXVIII Ueз.XXVIII:1–10 . И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! скажи князю тирскому: так говорит Господь Бог: так как вознеслось сердце твое и ты говорил: «я Бог и воссел на седалище Божием в сердце моря», между тем как ты человек, а не Бог, и ставил сердце свое наравне с сердцем Божиим: то вот ужели ты мудрее Даниила? Никакая тайна не сокрыта от тебя. Мудростию и разумом своим ты приобрел себе силу и собрал золото и серебро в сокровищницы свои. Большою мудростию своею и торговлею своею ты умножил силу свою и вознеслось сердце твое вследствие силы твоей. Поэтому так говорит Господь (Бог): за то, что вознеслось сердце твое, как сердце Божие, вот Я наведу на тебя иноземцев, самых сильных из народов, и они обнажат мечи свои против красы мудрости твоей и обезобразят красоту твою. Они умертвят тебя и предадут, и ты умрешь смертию убитых в сердце моря. Скажешь ли ты пред убийцами своими, говоря: «я Бог»? тогда, как в руке убийц твоих ты человек, а не Бог. Смертию необрезанных умрешь ты в руке иноземцев, ибо Я сказал, говорит Господь Бог. LXX: И было ко мне слово Господне, говорящее: и скажи ты, сын человеческий, князю тирскому: так как вознеслось сердце твое и ты говорил: «я Бог, в обиталище Божием обитал, в сердце моря», ты же человек, а не Бог, и ставил сердце свое наравне с сердцем Божиим: то ужели ты мудрее Даниила? Мудрые не научали тебя мудрости своей: разве образованием своим или мудростию своею ты составил себе силу и собрал золото и серебро в сокровищницы свои, или великим образованием своим и торговыми оборотами своими умножил силу свою? Вследствие силы твоей вознеслось сердце твое. Поэтому так говорит Господь Бог: «за то, что ты поставил сердце свое наравне с сердцем Божиим, вот Я наведу на тебя иноземных губителей из народов, и обнажат они мечи свои на тебя, против красы мудрости твоей, и уничижат красоту твою до погибели, и низведут тебя, и будут располагать (disponent) тобою, и ты умрешь смертию пораженных в сердце моря. Скажешь ли ты пред убийцами своими, говоря: «я Бог»? Но ты человек, а не Бог пред толпою поражающих тебя. Смертию необрезанных ты умрешь в руках иноземцев, ибо Я сказал, говорит Адонаи Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010