См.: Скобей А., прот. Архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий.//ЖМП 1967. 12. С. 22–25. 308 Сергий (Озерецковский Сергей Иванович); (1870-?). Окончил Московские ДС и ДА (1895). Был настоятелем Успенской церкви в Стромыни, Богородского уезда Московской епархии. Уклонился в обновленчество. 7 июня 1924 хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. С 27 июля 1924 – епископ Усть-Медведицкий и Хоперский, викарий Сталинградской епархии. С 28 октября 1924 – временно управляющий Сталинградской епархией. С 12 мая 1925 – епископ Череповецкий, 15 октября 1925 – архиепископ. Участник обновленческого собора 1925 года. С 5 августа 1927 – архиепископ Оренбургский, с 11 июля 1928 – Клинский, викарий Московской епархии, с 8 августа 1928 – Тобольский, 1 апреля 1931 – митрополит, 7 апреля 1931 награжден крестом для ношения на клобуке, с 3 августа 1932 – митрополит Троицкий (Уральского округа). 323 Сергий (Страгородский Иван Николаевич); (11 января 1867 – 15 мая 1944). Окончил Нижегородскую ДС (1886) и С.-Петербургскую ДА (1890), к. б. 30 января 1890 пострижен в монашество; 21 мая 1890 рукоположен во иеромонаха; с 13 июня 1890 – член Японской Духовной Миссии (при этом с 6 декабря 1891 до Пасхи 1892 заменял судового священника на крейсере «Память Азова»). В июле 1893 избран и. д. доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета С.-Петербургской ДА; с 23–29 декабря 1893 – и. о. инспектора Московской ДА. С 21 сентября 1894 – настоятель церкви при дипломатической миссии в Афинах, архимандрит. С 14 июня 1895 – магистр богословия (Православное учение о спасении. Сергиев Посад. 1894). С 3 сентября 1897 – помощник начальника Японской Духовной Миссии; с 29–31 июля 1899 – ректор С.-Петербургской ДС; с 6 октября 1899 инспектор, с 24 января 1901 – ректор С.-Петербургской ДА. 26 января 1901 назначен и 25 ноября 1901 хиротонисан во епископа Ямбургского, третьего викария С.-Петербургской епархии (с 10 июля 1901 – второй викарий; с 22 февраля 1903 – первый викарий). С 6 октября 1905 – архиепископ Финляндский и Выборгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молитва Господня. Из творений митрополита Вениамина (Федченкова). М. Родник. 1996. 224 с. Bceмiphый светильник преподобный Серафим Саровский. Составил архиепископ Вениамин (Федченков) к столетию со дня кончины (1833-1933). С предисл. А. Светозарского. М. Паломник. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1996. 340с. О конце мipa. [Письма свящ. Александру в Париж.]//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. 1(12). М. 1997. С. 196-212. Промысел Божий в моей жизни. СПб. Сатисъ. 1997. 62 с. Божьи люди. Мои духовные встречи. Сост. А. К. и Н. В. Светозарские. М. Отчий дом. 1997. 412 с. За Православие помилует меня Господь... Дневниковые записи. Сост. игумен Василий (Донец) и В. О. Корхова. СПб. Царское дело. 1998. 127 с. О богослужении Православной Церкви. Сост. А. Светозарский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. М. Отчий дом. 1999. 582 с. Комментарии . Владыка Вениамин в 1933-1947 гг. был архиепископом (с 1938 г. митрополитом) Алеутским и Североамериканским с титулом Временного Экзарха Московской Патриархии в Америке. . Митрополит Сергий, Нижегородский и Арзамасский (в мipy Иоанн Николаевич Страгородский, 11.1.1867 +15(2).5.1944) - выдающийся богослов, иерарх Русской Церкви. После ареста митрополита Петра (Полянского) - заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Далеко не все, даже из оставшихся верными ему, епископов соглашались с действиями митр. Сергия, в частности, с Декларацией от 29.7.1927. С 1.1.1937- Патриарший Местоблюститель, с 1943 г. - Патриарх Московский и всея Руси. . Митрополит Евлогий (в мipy Василий Семенович Георгиевский, 10.4.1868 +8.8.1946) - в 1920 был назначен Свт. Тихоном " заведующим Западно-Европейскими русскими церквами " , с 1931г.- глава Константинопольского Экзархата, организовал Парижский богословский институт во имя Преподобного Сергия Радонежского. Об обстоятельствах создания этой юрисдикции см.: Талъберг Н. Д. К сорокалетию пагубного евлогианского раскола. Джорданвилль. 1966; Игумен Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик. Сост. С. В. Фомин. М. " Паломник " . 1997. С. 506, 530.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

2. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, находится на южном берегу острова Валаам на Ладожском озере. К X в. был под управлением игумена. Наибольшую известность монастырь приобретает к XII в., благодаря подвигам преподобных Сергия и Германа. Военные события 1939-1940 гг., привели к эвакуации монастырей Валаамского, Коневского и др. из карельской части в центральную часть Финляндии. 3. Сергий (Страгородский И.Н.) (1867-1944 гг.), после окончания Санкт-петербургской Духовной академии в 1890-1893 гг. служил в Русской миссии в Японии, в 1893-1894 гг. инспектор Московской Духовной академии, в 1894-1897 гг. настоятель посольской церкви в Афинах, в 1897-1889 гг. вновь в Японии. С 1901 г. епископ Ямбургский викарий Санкт-Петербургской епархии, с 1905 г. архиепископ Финляндский и Выборгский, с 19017 г. архиепископ Владимирский и Шуйский, член Поместного Собора 1917-1918 гг. С 1924 г. митрополит Нижегородский, с 1925 г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя, с 1934 г. Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский, в 1943 г. - избран патриархом. 4. Кончина архимандрита Варсонуфия. Некролог. -//ВРЗЕПЭ, 1952, - с.26. 5. Скурат К.Е., проф. Финляндская Православная Церковь. -//ЖМП, 1979, - с.54. 6. Евлогий Г. Ук. Соч. - с.501. 7. Удостоверение, 1908.21.9, 1148, за подписью Сергия, архиепископа Финляндского. - ВХРМ. 8. См.: Клировая ведомость. - ВХРМ. 9. Иоанн Кронштадский (Сергиев И.И.) (1829-1909 гг.), протоиерей, духовный писатель, благотворитель, молитвенник, духовник. Канонизирован на соборе РПЦ в 1990 г. Память 2 января. 10. Кончина архимандрита Варсонуфия. Ук. Соч. - с.26. 11. Оптина Введенская пустынь расположена в 4 км. от г. Козельска в Калужской обл. Основана раскаявшимся разбойником Оптой в XIV в. Известна благодаря распространившейся здесь традиции старчества, принесенных учениками пр. Паисия Величковского. В XIX в. стала местом духовного просвещения, центром идей славянофильства, привлекала интеллигенцию, писателей и т.д. 12. Варсонофий (Плиханков П.И.) (1845-1913 гг.), бывший гвардейский полковник, архимандрит, оптинский старец, канонизирован РПЦ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

Серафим (Чичагов Леонид Михайлович ; 1856–1937), священномученик, митрополит. Член Собора по должности как архиепископ Тверской и Кашинский и член Предсоборного Совета. Председатель Отдела о монастырях и монашестве. Принадлежал к одному из наиболее известных дворянских родов Костромской губ. В 1875 г. окончил Императорский Пажеский корпус. Проходил службу по военному ведомству. В 1891 г. вышел в отставку и переехал в Москву. В 1893 г. рукоположен во иерея, служил в церквах Москвы. В 1895 г. овдовел, в 1898 г. пострижен в монашество. В 1905 г. хиротонисан во епископа. С 1914 г. архиепископ Тверской и Кашинский. В 1917 г. удален на покой. С 1918 г. митрополит Варшавский, но выехать для управления епархией не смог в связи с отказом польских властей выдать ему въездную визу. В 1921–1928 гг. подвергался арестам и ссылкам. В 1928–1933 гг. митрополит Ленинградский. В 1933–1937 гг. на покое. Расстрелян. Архиерейским Собором 1997 г. причислен к лику святых. Сербинов Петр Иванович (1869– после 1930), протоиерей. Член Собора по избранию как клирик от Таврической епархии. В 1891 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1891–1893 гг. преподавал Закон Божий в учебных заведениях Керчи. В 1893–1899 гг. священнослужитель керченского собора, с 1899 г. служил в Ялте. В период 1921–1927 гг. неоднократно арестовывался. В 1928 г. был вновь арестован, выслан из Ялты в г. Середина-Буда Черниговской обл. Дальнейшая судьба неизвестна. Сергий (Страгородский Иван Николаевич ; 1867–1944), Патриарх Московский и всея Руси. Член Собора по должности как архиепископ (а затем с 28 ноября (11 декабря) 1917 г. митрополит) Владимирский и Шуйский, присутствующий член Святейшего Синода и по участию в Предсоборном Совете, председатель Отдела о церковном суде; избран членом Священного Синода. В 1890 г. окончил СПбДА, кандидат богословия, в 1895 г. удостоен степени магистра богословия. В 1901 г. хиротонисан во епископа. С 1905 г. архиепископ Финляндский и Выборгский. С 1911 г. член Святейшего Синода. В марте 1912 г. Председатель Предсоборного Совещания при Святейшем Синоде. В 1913–1915 гг. председатель Миссионерского совета при Святейшем Синоде. 23 августа 1917 г. избран архиепископом Владимирским и Шуйским. Неоднократно арестовывался в 1921–1926 гг. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1923 г. по покаянии был принят в лоно Русской Православной Церкви. С 1925 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. С 1937 г. Патриарший Местоблюститель. В 1943 г. избран Патриархом Московским и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Духовный облик архимандрита Гурия сформировался в Санкт-Петербургской Духовной Академии и в Александро-Невской Лавре в начале нашего века. Отсюда вышли многие пастыри и архипастыри, подвигом и мудростью упасшие Церковь в годы гонений. Одним из учителей отца Гурия по академии был будущий патриарх Сергий (Страгородский, 1867—1944); среди студентов были будущий митр. Николай (Ярушевич, 1891—1961), еп. Фотий (Тапиро) и др. После закрытия Лавры в 20—30-е гг. о. Гурий прошел скорбным путем исповедников через аресты, ссылки, заточения; он строил Беломорско-Балтийский канал, был сослан на длительный срок в Фергану, где с помощью Божией сосланные иноки организовали подпольный монастырь. В этой тайной обители ежедневно служили Божественную Литургию, хотя это было сопряжено и с немалым риском, и с физическим напряжением. Таков был скрытый от мира подвиг этих людей. “Тогда мы были святыми”, — вспоминал о том времени владыка Гурий. Здесь с ним восстанавливает связь его духовный сын Константин Николаевич Вендланд, молодой способный геолог, ради общения с духовником выбравший себе местом практики Среднюю Азию. В 1935 г. он тайно принимает постриг, а в 1936 г. — сан. В 1946 г. святейший Патриарх Алексий I (Симанский) благословил архим. Гурия стать наместником возобновленной Троице-Сергиевой Лавры, среди насельников которой был и о. Иоанн (Вендланд), незадолго до этого перешедший на легальное служение. В конце 1946 г. архим. Гурий был хиротонисан во епископа Ташкентского; в качестве секретаря епархии с ним уехал и о. Иоанн. Туда, в Ташкент, к своим духовным отцам приезжал будущий о. Глеб. Несмотря на свое давнее желание работать на Севере, он устроился на геологическую практику в Среднюю Азию. О. Иоанн (Вендланд) не поддержал желания о. Глеба вступить в те годы на путь пастырского или иноческого служения, а благословил его на служение Богу в разуме, на фундаментальное занятие наукой. После окончания Геолого-разведочного института о. Глеб в 1951 г. защищает кандидатскую диссертацию, активно занимается научной и препо-давательской деятельностью.

http://pravmir.ru/stranica-zhizni-cerkvi...

13 Свои впечатления я после напечатал в журнале «Странник», под заглавием «На Северном Афоне», за 1905 год. – Авт. 14 Схимонах Никита (в миру – Николай Евдокимович Филин; 1832–1907) родился в Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1974 г. он стал насельником Валаамского монастыря. Нес послушание в монастырской гостинице, работал на огороде. В 1884 г. был пострижен в монашество с именем Нифонт. Переведен на жительство в Коневский скит. В 1892 г. отец Нифонт принял схиму с именем Никита и переведен в скит Иоанна Предтечи. 15 Скит во имя святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня находится на острове в пяти километрах от монастыря. Он был основан в 1858 г., после строительства на острове Иоанно-Предтеченского храма. В обители были и существуют поныне и другие скиты: Никольский, Гефсиманский, Воскресенский и др. 17 Патриарх Московский и всея Руси Сергий (в миру – Иван Николаевич Страгородский; 1867–1944) был архиепископом Финляндским и Выборгским в 1905–1917 гг. Он родился в семье протоиерея в Нижегородской губернии. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Будучи студентом, принял монашество. В 1893 г. назначен исполняющим должность инспектора Московской Духовной Академии. В 1899 г. – инспектор Санкт-Петербургской Духовной Академии, в 1901 г. – ректор. В том же году хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, с 1911 г. – член Святейшего Синода. С 1917 г. – архиепископ Владимирский и Шуйский, затем митрополит. В 1920 г. примкнул к обновленцам. В 1923 г. покаялся в обновленчестве и в 1924 г. стал митрополитом Нижегородским. В 1925 г. – заместитель Патриаршего Местоблюстителя. В ноябре 1926 г. был арестован, провел в заключении почти пять месяцев. В 1927 г. обнародовал Декларацию, которая призывала верующих лояльно относиться к советской власти. В 1934 г. – митрополит Московский и Коломенский, в 1937 г. – Патриарший Местоблюститель, в 1943 г. – Патриарх Московский и всея Руси. 18 Иеромонах Вениамин исполнял обязанности секретаря архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) в 1908–1910 гг. В то время отец Вениамин был «очередным» священнослужителем (то есть служащим по графику) на Ярославском синодальном подворье Санкт-Петербурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Во время второго приезда в Россию св. Николаю удалось организовать сбор средств для строительства Собора Воскресения Христова (символ возрождения христианства в Японии), и в 1891 году, после 7 лет строительства на холме Суругадай на месте бывшей пожарной каланчи в столице поднялся белокаменный византийский храм по проекту архитектора М.А.Щурупова. Долгое время он был самым высоким зданием Токио, превосходя императорский дворец, что даже вызвало недовольство у некоторых жителей столицы. Наследник русского престола, будущий император Николай II, который должен был присутствовать на открытии храма, не смог прибыть в Токио из-за покушения на него в г.Оцу полицейского Сандзо Цуда, нанесшего цесаревичу удар самурайским мечом по голове. Часть дневников архиепископа Николая, относящаяся ко времени этого инцидента, пока не опубликована. Воскресенским собором называлась и первая православная церковь Японии, построенная в Хакодате при Гошкевиче в 1860 году. «Жители города, удивленные неслыханным прежде звоном колоколов, прозвали ее «храм Бом-бом» (Ганган-дэра). Византийский иконостас сочетался в ее интерьере с соломенными циновками – татами, устилавшими пол, как в буддийском храме» («Русские в Японии»). Новый же храм и по сей день считается одним из лучших христианских соборов страны. Частично разрушенный при кантосском землетрясении 1923 года, унесшем более 100 тысяч жизней, он был затем восстановлен. Во время русско-японской войны православная миссия под руководством епископа Николая в отсутствие российского дипломатического представительства взяла на себя нелегкое бремя заботы о почти 72 тысячах пленных русских солдат и офицеров. Николай записал в это время, что лучшее изучение Японии могло бы вообще предотвратить военный конфликт. Человек с сильным характером, темпераментный и не склонный к компромиссам, он сумел остаться в годы войны патриотом России и вместе с тем не оставил свою паству, что принесло ему всеобщее уважение. В 1906 году, в 70 лет святой Николай был возведен в сан архиепископа с титулом «Японский», а с 1908 года помощником в его трудах становится епископ Киотосский Сергий (Тихомиров; 1871-1945), будущий митрополит Японский. Дважды в Токийской Миссии работал иеромонах Сергий (И.Н.Страгородский; 1867-1944), впоследствии Патриарх Московский.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Ревностного подвижника и уже стяжавшего духовное рассуждение пастыря возводят в сан архимандрита и назначают наместником двух древних монастырей епархии – Боголюбского и Владимирского Рождества Пресвятой Богородицы. Летом 1921 года состоялась хиротония архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, то есть помощника по управлению епархией. Возглавил хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский ; 1867–1944), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Святитель Афанасий рассказывал духовной дочери, что перед архиерейской хиротонией его вызвали в ГПУ, размещавшееся в монастыре, в котором он служил, и предупредили: «Пока вы архимандрит, вы будете сосланы в пределах Владимирской области, а когда будете епископ, вы будете репрессированы в пределах СССР». Духовная дочь спросила: «Ну и что же?» И он спокойно ответил: «На другой день состоялась моя епископская хиротония». Вскоре глава епархии митрополит Сергий был выслан в Нижний Новгород, и святитель Афанасий оказался единственным епископом во Владимире. Шла гражданская война, большевики начали кампанию по изъятию церковных ценностей, набирал силу обновленческий раскол. Молодому святителю пришлось взять на себя всю полноту архиерейской власти, бороться с обновленческим расколом и ограблением храмов. Епископ Афанасий (Сахаров) (сидит второй справа) с духовенством и причтом Владимирской епархии Святитель Афанасий объяснял своей пастве, что священники-обновленцы не имеют права совершать таинства, а потому храмы, в которых они служат, безблагодатны. Он заново освящал оскверненные раскольниками церкви, увещевал отступников приносить покаяние вместе с приходом. Одну из горячих проповедей святителя даже расценили в ГПУ как «погромную речь», а за «допущение столкновения толпы с милицией» и «незадержание попа Сахарова» начальнику ГПУ был объявлен строгий выговор. Так что власти точили зуб на ревностного архипастыря и только искали подходящий предлог, чтобы арестовать его. В 1922 году святитель подал рапорт митрополиту Владимиркому и Шуйскому Сергию (Страгородскому) о непризнании обновленчества. Результат – первый арест святителя в марте 1922 года. Так начался отсчет многолетним тюремным и лагерным мытарствам владыки-исповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Radost’ ispolennogo dolga, in: МР1983,9,72–73. “Pravednyj veroju iv budet» , in: МР1984,7 ,44–45. Literatur: I. Lagovskij, Bor " ba mitropolita Sergija za pravoslavnuju veru protiv bezbonikov (oblienie klevety), in: Cerk.Vest.Zap. Ev.Ep. 17(1928)21–28; 18(1928)14–15. K. Ševi, Religioznoe poloenie v Rossii za istekšij god (19291930), in: Cerk.Vest.Zap.Ev.Ep. 6/7(1930)22–46, bes. 30–35. Iz perepiski medu Vysokopreosv. Mitropolitom Sergiem i Vysokopreosv. Mitropolitom Evlogiem, in: Cerk.Vest.Zap.Ev.Ep. 3(1931)3–18. I. Stratonov, Russkaja Cerkovnaja smuta 1921–1931 gg. (Berlin 1932). P.N., Velikij Svjatitel’, in: МР 1949 ,5 ,43–46. E.L., Episkopy-ispovedniki i Patriarch Sergij, in: Cerk.Vest. Zap.Ev.Ekz. 32(1951)11–23; 33(1951)3–8; 34(1952)3; 36(1952) 5–13. Ι.Μ. Andreev, izn’ i dejatei’nos‘ sovetskago Patriarcha Sergija, in: Kratkij obzor istorii Russkoj Cerkvi od revoljucii do našych dnej. Jordanville 1952, S.72–77. Patriarch Sergius und sein geistiges Erbe. Berlin 1952, 148 S. Desjatiletije koniny Svjatejšego Patriarcha Sergija, in: Vest. Ekzarchata 19(1954)98–105. Le Patriarche Serge (1867–1944). Note bibliographique, in: Vest. Ekzarchata 20(1954)212–213. W. Alexeev, Russian Orthodox Bishops in the Soviet Union, 1941–1953 (New York 1954), hier bes. 65–97. M. Spinka, The Church in Soviet Russia (New York 1956), 51–100. R. Jakovlevi, Grechopadenie v ponimanii Patriarcha Sergija, in: Prav. Mysl’ 3(1958)152–159. R. Jakovlevi, Pravoslavnoe ponimanie blaenstva po trudam Patriarcha Sergija, in: Prav. Mysl’ 4(1959)189–198. G. Grabbe,Pravda о russkoj Cerkvi na Rodine i za Rubefcom (Jordanville 1961), 75ff. J. Jakovlévitch, Mon programme: le programme de l’ Esprit-Saint (Notice sur la vie et 1‘ouevre théologique de 1‘ancien patriarche de Moscou, Serge Stragorodsky, pour le centenaire de sa naissance), in: Annuaire de l’Eglise orthodoxe de Tchéchoslovaquie, 1966, 97–106 (tschech.). I. Gluchov, Patriarch Sergij i ego dejatel’nost’, in: МР 1967, 3,59–70. Sakarpatski, Dem großen Hierarchen, Patriarch Sergius, zum Gedächtnis, in: StdO 1967,5,20–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ОТ РЕДАКЦИИ. Публикуя эту работу Патриарха Сергия (Страгородского, 1867-1944), мы хотим обратить внимание читателей на богословское наследие двенадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Невозможно отрицать, что владыка Сергий был крупнейшим православным сотериологом XX в., что его магистерская диссертация " Православное учение о спасении " (Сергиев Посад, 1895, последнее издание - М., 1991) исчерпывающим образом раскрывает эту тему, столь трудную для понимания людей, далеких от Церкви. Учение о спасении - это та точка преткновения, в которой наиболее ярко проявляется различие современного общественного нецерковного мышления - пусть сколь угодно широкого, открытого и терпимого - и сознания Церкви. Это " открытое " мышление готово принять - скорее из равнодушия, нежели из более почтенных побуждений - и слова о том, что Христос есть Сын Божий, и тексты Нагорной проповеди и Евангельских притч, и утверждение о Воскресении Христовом. Но принять к сведению еще не означает принять в сердце; второе влечет за собой изменение всей жизни принявшего, в то время как первое - только увеличение его интеллектуального багажа. И, как правило, всякая открытость заканчивается при необходимости согласиться с тем, что Иисус Христос, Сын Божий, воплотившийся, принявший на Себя грехи мира, распятый и воскресший, стал нашим Спасителем, и никакое спасение вне Него невозможно просто потому, что вне Него спасения нет, и нет того блага в мире, которое без Него радовало бы душу, а к тому же все блага мира вместе взятые не стоят и мига вечной жизни. Этот тезис самым жестким образом противоречит воззрениям, столь привычным для секулярного сознания, что они даже и не осознаются как воззрения, а кажутся принадлежащими к аксиомам человеческого бытия: " человек сам творец своего счастья " , " наше будущее в наших руках " . В обществе потребления, нацеленном на личные успехи, личные достижения, на процветание и на самостоятельность в обретении оного, призыв христианства предать себя в руки Спасителя вызывает такое же раздражение, как при земной жизни Христа - слова Царство Мое не от мира сего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/383/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010