Сергий, Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич) Дата рождения: 11 января 1867 г. Дата смерти: 15 мая 1944 г. Дата хиротонии: 25 февраля 1901 г. Дата пострига: 30 января 1890 г. Страна: Россия Биография: Будущий Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 г. в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея Николая Страгородского. Начальное образование получил в приходском, затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию . 30 января 1890 г. на Валааме пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского; 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 года г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. 13 июня направлен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 г. назначен судовым священником на корабль «Память Азова». В 1893 г. назначен исполняющим должность доцента кафедры Священного писания Ветхого завета Санкт-Петербургской духовной академии. С 13 декабря 1893 г. — исполняющий обязанности инспектора Московской духовной академии . 21 сентября 1894 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении». В 1897 г. вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. 29 июля 1899 г. определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, 6 октября — инспектором духовной академии. С 21 января 1901 г. — ректор СПбДА. 25 февраля 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии . Хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Киевский Феогност (Лебедев), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский), епископ Кишиневский Иаков (Пятницкий), епископ Борис (Плотников), епископ Гдовский Вениамин (Муратовский), епископ Нарвский Никон (Софийский) и епископ Сарапульский Владимир (Благоразумов).

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197891...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православное учение о спасении «Православное учение о спасении» архим. Сергия (Страгородского), впоследствии митрополита и патриарха — книга, которая серьезно повлияла на православное богословие ХХ века. Схоластическое богословие, оказавшее влияние и на православную мысль, создало теорию «сатисфакции», которая носила юридический характер. Эта теория рассматривала тайну спасения формально, по образу и подобию правовых отношений (удовлетворение гнева Божьего через искупительную смерть Христа, через добрые дела и заслуги верующих). Архим. Сергий Страгородский показывает, что спасение — это не однократный акт, но вся жизнь верующего, которая сопровождается нравственным перерождением личности, является путем спасения. Архимандрит Сергий (Страгородский) Православное учение о спасении. Биография СЕРГИЙ (Иван Николаевич Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси (1867-1944), рус. правосл. церк. деятель и богослов. Род. в Арзамасе Нижегородской губ. в семье священника. Окончил СПб. ДА (1890), приняв на последнем курсе монашество. В 1890-93 трудился на миссионерском поприще в Японии. По возвращении из Токио в течение 9 мес. вел курс Свящ. Писания НЗ в СПб. ДА, а затем был направлен архимандритом посольской церкви в Афины. В 1895 С. защитил магистерскую дисс. «Правосл. учение о спасении» (Серг. Пос., 1895), к-рая сразу же выдвинула его в первый ряд рус. богословов. В 1899 стал инспектором, а через год ректором СПб. ДА. В 1901 был хиротонисан во еп. Ямбургского. К этому периоду относится его участие в Петерб. религ. – филос. собраниях, организованных В 1905 С. назначен архиеп. Финляндским и Выборгским (с 1911 – член Свят. Синода). В 1917 переведен на Нижегородскую кафедру. Принимал участие в Поместном соборе Рус. Правосл. Церкви. С 1927 С. как заместитель Патриаршего местоблюстителя посвятил себя делу урегулирования отношений между Церковью и сов. правительством. В период 1934-43 возглавлял Рус. Правосл. Церковь как Патриарший местоблюститель. Во время Второй мировой войны С. вдохновлял патриотич. деятельность своей паствы. В 1943 на соборе епископов С. был избран Патриархом Московским и всея Руси. Краткое содержание

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

Преодоление смерти и спасение Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 31 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Труды В. В. Розанова и Патриарха Сергия (Страгородского) Василий Васильевич Розанов — философ, чей гений во многом определил своеобразие Серебряного века, однако в историю русской мысли он вошел как один из инициаторов религиозно-философского Ренессанса. От нигилизма и позитивизма — к метафизике, к религиозному мирочувствию, — так можно определить основной вектор его духовной эволюции, по напряженности исканий сопоставимой с обретением веры авторами “Вех”. И поскольку в современных исследованиях, посвященных культурологии и истории философии, Розанова нередко определяют как “полемиста с Православием, озабоченного проблемой пола”, имеет смысл прислушаться к голосу самого мыслителя, в творческом наследии которого мы подчас встречаем неожиданную для Серебряного века любовь к Христовой Церкви. 11 января 1867 года — дата рождения младшего современника Розанова двенадцатого Всероссийского Патриарха Сергия (Страгородского). Высокопреосвященный Сергий был одним из тех иерархов Русской Церкви, кто не только лично знал известного мыслителя-полемиста, но и поддержал его в трудные месяцы тяжелой болезни его супруги. Предстоятель Русской Церкви, святитель Сергий, почил 15 мая 1944 года; в 2002 году мы отмечаем 58 годовщину его преставления. Прошло уже почти шесть десятилетий, однако вокруг его имени и поныне не стихают споры. Приняв на себя крест служения первоиерарха в тяжелейшие для Русской Церкви 1920–1940-е годы, он ценой ряда компромиссов добился легализации церковной организации в советском государстве. И хотя не все поддерживали его позицию, тем не менее многие клирики избежали расстрела благодаря тонкой и продуманной политике Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Назовем здесь лишь имя преподобного Сергия (Серебрянского) — духовника преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны 1 . Не менее существен вклад Патриарха Сергия и в русское богословие.

http://pravmir.ru/preodolenie-smerti-i-s...

А. Ильин Скачать epub pdf Историк-архивист Алексей Никанорович Котович Средний сын крупчицкого священника – Алексей Котович стал известным историком, который исследовал историю духовной цензуры в Российской империи. Алексей Никанорович Котович родился 17 ноября (ст. ст.) 1879 года в селе Рогозно Кобринского уезда. Первоначальное образование он получил в Жировицком духовном училище, где обучался с 1890 по 1894 год, а потом учился в Литовской духовной семинарии с 1894 по 1900 год, где на курсе выше обучался его двоюродный брат Борис Котович. В 1900 году Алексей Котович окончил семинарии и, как лучший студент, был рекомендован семинарским правлением для поступления на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1900 году Алексей Котович сдал вступительные экзамены и поступил в академию, которая была ведущим тогда духовным учебным заведением в стране, где преподавали замечательные педагоги, учёные и яркие личности. Ректором был епископ Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867–1944), в будущем – патриарх Московский и всея Руси. Инспектором академии являлся архимандрит Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров, 1873–1940) – духовник императора Николая и императрицы Александры Фёдоровны, сыгравший решающий роль в переезде старца Григория Распутина в Санкт-Петербург. В академии сформировалась замечательная Петербургская церковно-историческая школа: Иван Гаврилович Троицкий (1858–1929), Василий Васильевич Болотов (1854–1900), Александр Иванович Бриллиантов (1867–1933), Николай Константинович Никольский (1863–1936), Платон Николаевич Жукович (1857–1919), Иван Саввич Пальмов (1855–1920), Иван Иванович Соколов (1865–1939), Тимофей Васильевич Барсов (1836–1904) и др. «Их исследования прошлого Церкви были обращены к запросам настоящего. Можно назвать ещё целый ряд дисциплин и имён, с которыми на рубеже веков был связан научный прогресс Петербургской духовной школы. Это и догматическое богословие ( А.Л. Катанский ), и патрология ( Н.И. Сагарда ), и нравственное богословие ( А.А. Бронзов ), и церковная археология ( Н.В. Покровский ), и каноническое право ( В.Н. Бенешевич ). Можно также назвать и ряд областей, где учёними-тружениками Санкт-Петербургской духовной академии был сделан значительный вклад в церковную науку и богословскую мисль. Достаточно сказать о трудах Н.Н. Глубоковского о св. апостоле Павле или об экклезиологическом исследовании прот. Евгения Аквилонова . В это же время в Академии выдвигается замечательный круг учёных-славистов (Н. К. Никольский , И.Е. Евсеев , епископ Анастасий)» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От апостолов до наших дней не прекращается преемство епископской благодати, которую принимает каждый архиерей в Таинстве хиротонии. Без пяти лет юбилей архиерейского служения нашего Владыки 30 декабря 2007 года послужил поводом для небольшого «генеалогического» исследования. Сергей Фирсов доктор исторических наук, профессор СПбГУ История епископских хиротоний, безусловно, неотъемлемая и важная часть церковной истории. Эта важность проявляется не только в «формальном», т. е. фактологическом знании «дат и имен», но и в ином - уяснении роли Провидения в жизни и судьбе посвящаемого. Святой Игнатий Богоносец писал, что епископ в Церкви носит образ Самого Бога, занимая в общине то место, которое Христос занимал на Тайной Вечере. Церковная иерархия - есть церковная власть, призванная к служению любви и всегда представляемая во времени определенным архиереем. Исследовать историю жизни архиерея как архиерея, думается, невозможно без того, чтобы понять - через кого в чреде поколений он получил посвящение. Подобные исследования лучше многих абстрактных рассуждений позволяют понять, что в человеческой судьбе не бывает случайностей, что Божий Промысл - великая реальность. В год сорокапятилетия хиротонии владыки, думается, стоит упомянуть о тех, кто участвовал в его хиротонии, проследить - от кого они сами приняли благодать епископства. Представляет интерес и то, насколько епископы, участвовавшие в хиротонии владыки Владимира, равно как и хиротонисавшие хиротонисавших его, были связаны с Санкт-Петербургом. Патриархи Алексий I и Григорий IV Итак, 30 декабря 1962 года за Божественной литургией в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Владимир был рукоположен во епископа Звенигородского, викария Московской епархии Святейшим Патриархом Алексием (Симанским; 1877-1970), возглавлявшим хиротонию, а также митрополитом Пименом (Извековым), будущим Патриархом, архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым; 1929-1978), архиепископом Сурожским Антонием (Блумом; 1914-2004) и епископом Венским и Австрийским Филаретом (Денисенко; 1929). И Патриарх Алексий, и митрополит Пимен, и архиепископ Никодим в разные годы были связаны с Петербургской-Петроградской-Ленинградской епархией. Святейший Алексий, ближайший помощник Патриарха Сергия (Страгородского; 1867-1944), с 1932 года и до своего избрания на Патриарший престол был митрополитом Ленинградским, эту же кафедру в 1961-1963 годах занимал и владыка Пимен, которого сменил ставший к тому времени митрополитом владыка Никодим. Их хиротонию (соответственно в 1957 и в 1960 годах) также возглавлял Патриарх Алексий.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

ОТ РЕДАКЦИИ. Публикуя эту работу Патриарха Сергия (Страгородского, 1867-1944), мы хотим обратить внимание читателей на богословское наследие двенадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Невозможно отрицать, что владыка Сергий был крупнейшим православным сотериологом XX в., что его магистерская диссертация " Православное учение о спасении " (Сергиев Посад, 1895, последнее издание - М., 1991) исчерпывающим образом раскрывает эту тему, столь трудную для понимания людей, далеких от Церкви. Учение о спасении - это та точка преткновения, в которой наиболее ярко проявляется различие современного общественного нецерковного мышления - пусть сколь угодно широкого, открытого и терпимого - и сознания Церкви. Это " открытое " мышление готово принять - скорее из равнодушия, нежели из более почтенных побуждений - и слова о том, что Христос есть Сын Божий, и тексты Нагорной проповеди и Евангельских притч, и утверждение о Воскресении Христовом. Но принять к сведению еще не означает принять в сердце; второе влечет за собой изменение всей жизни принявшего, в то время как первое - только увеличение его интеллектуального багажа. И, как правило, всякая открытость заканчивается при необходимости согласиться с тем, что Иисус Христос, Сын Божий, воплотившийся, принявший на Себя грехи мира, распятый и воскресший, стал нашим Спасителем, и никакое спасение вне Него невозможно просто потому, что вне Него спасения нет, и нет того блага в мире, которое без Него радовало бы душу, а к тому же все блага мира вместе взятые не стоят и мига вечной жизни. Этот тезис самым жестким образом противоречит воззрениям, столь привычным для секулярного сознания, что они даже и не осознаются как воззрения, а кажутся принадлежащими к аксиомам человеческого бытия: " человек сам творец своего счастья " , " наше будущее в наших руках " . В обществе потребления, нацеленном на личные успехи, личные достижения, на процветание и на самостоятельность в обретении оного, призыв христианства предать себя в руки Спасителя вызывает такое же раздражение, как при земной жизни Христа - слова Царство Мое не от мира сего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/383/...

патриарх Сергий (Страгородский) (23.01.1867–15.05.1944) Догматическое богословие Миссия Нравственное богословие Сравнительное богословие патриарх Сергий (Страгородский) Патриарх Московский и всея Руси (1943-44). Биография В миру - Страгородский Иван Николаевич, родился в 1867 году, Нижегородской губернии, в городе Арзамасе, в семье протоиерея Николая Страгородского, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В августе 1880 года поступил в Нижегородскую духовную семинарию. В 1886 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию на историческое отделение. 30 января 1890 года - пострижен в монашество с именем в честь преподобного Сергия Валаамского, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 года окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. 13 июня 1890 года был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. Центром его деятельности стал зарождающийся приход в Киото. В декабре 1891 года - назначен судовым священником на корабль " Память Азова " . В 1893 году вызван в Санкт-Петербург и назначен исполняющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии. 13 декабря 1893 года назначен исполняющим должность инспектора Московской духовной академии. 21 сентября 1894 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию " Православное учение о спасении " . В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника духовной миссии святителя Николая Японского, служил в Осаке. 29 июля 1899 года определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. 6 октября 1899 года назначен инспектором, а 21 января 1901 года - ректором Санкт-Петербургской духовной академии. 25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 6 октября 1905 г. - архиепископ Финляндский и Выборгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Архив Пн Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента на круглом столе, посвященном 70-летию избрания на Московский Патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) 10 сентября 2013 г. 17:12 9 сентября 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялся круглый стол , посвященный 70-летию избрания на Московский Патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) . Дорогие участники круглого стола! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на этом круглом столе, посвященном одному из определяющих событий церковной истории в ХХ веке — избранию на Московский Патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского). Произошло это 70 лет назад, 8 сентября 1943 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. С личностью Патриарха Сергия связана целая эпоха в жизни Русской Церкви. Родился он в семье священника 11 (23) января 1867 года в Арзамасе Нижегородской губернии. Окончил Нижегородскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию. 25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Скончался 15 мая 1944 Патриархом Московским и всея Руси. Его служение проходило в непростое время. Две революции, Гражданская война как последствие трагических событий для России октября 1917 года, жестокие годы гонений на Церковь, на интеллигенцию, на состоятельных горожан и крестьянство как носителей русской культурной традиции и веры, и, конечно, тягчайшее испытание, выпавшее на весь народ — Великая Отечественная война, в которой Господь даровал нам победу. После кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, митрополит Сергий долгие годы был заместителем Местоблюстителя и Местоблюстителем Патриаршего престола. В этот период Церковь пережила жесточайшие гонения, явив миру целый сонм новомучеников и исповедников веры. То, что наша Церковь в то время полностью не была уничтожена и церковное управление не было окончательно ликвидировано, — основная и несомненная заслуга митрополита Сергия. В Церкви не было Патриарха 18 лет, на кафедрах оставалось только несколько епископов, а в приходах на всю Россию служило несколько сот священников, а остальные епископы, священники и монахи находились в ссылках и лагерях, а большинство из них было расстреляно. Но оставшимся хоть и малым числом Церковь свидетельствовала, что она есть, что жив Господь Бог и еще жива душа русского человека.

http://patriarchia.ru/db/text/3223892.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил музей Русского Патриаршества в Арзамасе 13 августа 2017 г. 19:35 13 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил музей Русского Патриаршества в Арзамасе — совместный проект Нижегородской епархии и Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Арзамас является малой родиной Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , 150-летия со дня рождения которого отмечается в этом году.   Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий . Высоких гостей встречал директор музея, наместник Вознесенского Печерского мужского монастыря города Нижнего Новгорода архимандрит Тихон (Затёкин). Архимандрит Тихон представил Его Святейшеству и сопровождающим лицам экспозицию музея. Предстоятель Русской Православной Церкви оставил запись в книге почетных гостей: «Поздравляю устроителей музея с очень интересной экспозицией, помогающей тем, кто интересуется, прикоснуться к страницам жизни Патриархов Московских и всея Руси». Музей Русского Патриаршества был открыт в городе Арзамасе (Нижегородская область) 1 августа 2013 года. Это единственный в мире музей, экспозиция которого целиком посвящена жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси: Никона (1605-1681) и Сергия (1867-1944), уроженцев Нижегородской земли, а также Патриархов Русской Православной Церкви XX — начала XXI веков: Aлekcuя I (1877-1970), Пимена (1910-1990), Aлekcuя II (1929-2008) и нынешнего Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. В музее представлены современные реплики и подлинные вещи Патриархов. Музей располагается в историческом центре, на Соборной площади, в здании городового магистрата, являющегося уникальным памятником архитектуры второй половины XVIII века. Музей Русского Патриаршества признан лучшим учреждением культуры города Арзамаса, решением мэра города от 9 мая 2016 года внесен на городскую доску почета.

http://patriarchia.ru/db/text/4981130.ht...

К 140-летию Святейшего Патриарха Сергия 24 января исполняется 140 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского; 1867–1944). Выдающийся богослов и церковно-общественный деятель, он, по воле Божией, управлял Русской Православной Церковью на протяжении почти двадцати лет. Мы публикуем две речи молодого еще владыки Сергия, произнесенные в самом начале трагического XX века. В них он осмысливает почти тысячелетний исторический путь Церкви и России и предупреждает паству о грядущих трудностях и испытаниях.   ЗАЧЕМ СВЯТОЙ РУСИ ДАНА ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ? Речь после молебна перед открытием годичного собрания Общества ревнителей веры и милосердия 22 октября 19 01 г. Находясь в первый раз в собрании Общества ревнителей веры и милосердия и молитвенно вместе с вами испрашивая от Бога благословения на предстоящий вам годичный труд, я невольно с особым вниманием останавливаюсь на цели и задачах Общества и поддаюсь тем мыслям, какие они навевают... Вера и милосердие суть самое существенное в христианстве – это два главных завета, оставленных нам Христом, из них и слагается истинная жизнь, в которой наше вечное спасение. Быть ревнителем веры и милосердия – значит укреплять в себе и в других то, о чем одном христианину нужно думать и ради чего одного ему стоит жить. Нельзя не пожелать, чтобы все на Руси были такими ревнителями... По этому поводу вспоминается притча, в которой Господь наш Иисус Христос научает, как люди должны относиться к дарованной им истинной вере. «Царствие Небесное, – говорит Господь, – подобно сокровищу, сокрытому в поле. Когда человек узнает об этом сокровище, он идет и все, что имеет, продает, чтобы купить то поле и приобрести сокровище» (см.: Мф. 13, 44). Царствие Божие и вечное спасение души дороже всего для человека, ради него он готов пожертвовать имением своим, родной семьей и отечеством. Все это он отдает, чтобы приобрести первое. Поэтому, если мы знаем, что Христово учение в его неподдельной чистоте хранится в Церкви Православной, если, следовательно, в ней источник истинной жизни и вечного спасения, то мы должны со своей стороны сделать все, чтобы только к этой Церкви принадле­жать и в случае надобности должны всем своим пожертвовать, чтобы только этой принадлежности как-нибудь не потерять. Наше личное земное счастье, забота о родных, польза общественная или государственная – все это занимает место после веры и не оправдает небрежения ею. Все это мы должны продать, чтобы купить поле с сокрытым в нем сокровищем.

http://pravoslavie.ru/2847.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010