104 82 Анастасий (в миру Александр Иванович Александров ; 1861–1918), епископ – выпускник историко-филологического факультета Казанского университета (1883), приватдоцент сравнительного языковедения и санскрита Харьковского университета (1886–1888), профессор славянской филологии Казанского университета (1888–1911); в 1910 г. принял монашество и священный сан; ординарный профессор КазДА по кафедре истории славянских и Румынской Церквей (1910–1911), по кафедре церковнославянского и русского языков и палеографии (1911–1913); доктор церковной истории (1911). С 1912 г. ректор КазДА в сане епископа Чистопольского, викария Казанской епархии; с 1913 г. ректор СПбДА (ПгДА) духовной академии в сане епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии. 105 Саблер (Десятовский) Владимир Карлович (1845–1929), обер-прокурор Святейшего Синода (1911–1915). Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867–1944), архиепископ Финляндский и Выборгский, член Святейшего Синода с 06.05.1911 и до его упразднения. 107 Гурий (Степанов Алексей Иванович; 1880–1937), архиепископ – выпускник (1906)и преподаватель КазДА по кафедре калмыцкого языка; в 1905 г. принял постриг; инспектор академии (1912) в сане архимандрита; доктор церковной истории (1916) и ординарный профессор по кафедре миссионерских предметов противобуддистского направления. В дальнейшем епископ Алатырский, викарий Симбирской епархии (1920); архиепископ Иркутский (1924); неоднократно арестовывался и отбывал ссылки, расстрелян. 108 Евсевий (Рождественский Евгений Петрович; 1886–1937), архиепископ – выпускник (1911) и преподаватель КазДА по кафедре Священного Писания Ветхого Завета; в 1908 г. принял постриг; с 1917 г. пребывал в Даниловом монастыре в Москве. В дальнейшем епископ Яранский, викарий Вятской епархии (1920); епископ Уржумский, викарий той же епархии (1921); епископ Ейский, викарий Кубанской епархии (1922); епископ Читинский (1926); с 1930 г. Читинский и Забайкальский; архиепископ Шадринский (1930); неоднократно арестовывался и отбывал ссылки, расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Волоколамский Иларион (Алфеев) написал двухтомный труд по проблеме имяславия. Что же означает для нас Имя Божие? Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) говорил: «Имя Божие есть Бог». Тогда что есть Бог? Звуки произносимого Имени? Когда Синодом отвергалось имяславие, отвергалась именно фетишизация. В IV веке появилась ересь Евномия, которая как раз и заключалась в том, что Бога отождествляли с Именем. Против этой ереси выступил святитель Григорий Нисский (ок. 335после 394), говоривший, что Бог – неизречен, и никакое имя, никакое представление человеческое не может вместить Его. О чем бы ты ни помыслил – не это Бог. Он не вмещается в круг самых глубинных человеческих понятий. Как же мы должны относиться к Имени Божию? Что Оно: некий условный знак, как например, в математике или нечто большее? Ведь сказал Спаситель: Именем Моим будут изгонять бесов ( Мк.16:17 )? Нам на помощь приходит догмат IV Вселенского Халкидонского собора: «Божественная и человеческая природа соединились во Христе неслитно и нераздельно». Бог не слился с нашими о Нем представлениями, но принял это Имя, соединившись с Ним нераздельно. Именно поэтому Имя Иисуса Христа имеет огромную силу. Им мы можем запретить в себе любое греховное побуждение, пожелание и вожделение, запретить всякого нечистого духа. В XX столетии бурно обсуждался еще один важный вопрос, так и не разрешенный до конца. Речь идет о так называемых юридической и этической концепциях нашего спасения. Что значит «юридическая концепция»? На Западе она четко сформулирована Ансельмом Кентерберийским (1033–1109) и Фомой Аквинским (ок. 1225–1274), а у нас ее можно встретить в «Догматическом богословии» митрополита Макария и в «Катехизисе» митрополита Филарета 102 . Согласно этой концепции, человек согрешил и тем самым прогневал Бога, стал должником перед Ним. Христос же «удовлетворяет Правде Божьей». Это учение в свое время критиковали основатель Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий ; 1863–1936), митрополит, будущий патриарх Сергий (Страгородский ; 1867–1944), священномученик архиепископ Иларион (Троицкий ; 1886–1929), а ныне – профессор Московской духовной академии А.И. Осипов .

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

104. Беседовский Григорий Зиновьевич (1896–1951) — советский дипломат, первый секретарь советского посольства во Франции, эмигрант–невозвращенец. В автобиографической книге «На путях к Термидору» (1931) писал, что на протяжении всей своей жизни страдал от тяжёлой наследственной психической болезни. С 1923 года находился в составе дипломатической миссии от РСФСР в Польше. Член Правления Американской торговой организации («Амторг») в Нью–Йорке (1925–1926 гг.). В 1926 году назначался неофициальным (из–за отсутствия дипломатических отношений) советским дипломатическим представителем в США. С 1927 года советник советского посольства во Франции. После посещения направленного для специальной беседы к нему чекиста Б. А. Ройзенмана 3 октября 1929 г. бежал из посольства и получил политическое убежище во Франции. Сотрудничал в газетах «Возрождение», «Последние новости». Основатель и редактор газеты «Борьба» (1929–1932 гг.). В годы Второй мировой войны участник французского Сопротивления. 105. hic incipit dementia — здесь начинается безумие. 106. Иннокентий III (1161–1216) — папа Римский с 1198 по 1216 годы. Родился в Италии. Сын графа Тразимондо, племянник папы Климента III. Учился богословию в Парижском университете и праву в Болонском. Вскоре после избрания подчинил римский муниципалитет власти папы (префект стал папским чиновником). Инициировал 4–й крестовый поход (1199–1204), который в 1204 году положил начало Латинской империи в Константинополе. Покровительствовал созданию в 1198 году в Палестине Тевтонского ордена. Инициировал крестовый поход против альбигойцев (1208). Тогда же ввёл церковную инквизицию с миссией против альбигойцев, назначив её главой испанца Доминика де Гусмана. В 1212 году состоялся крестовый поход детей для освобождения Палестины от власти мусульман. Поход окончился плачевно — большая часть детей погибла в пути от недоедания и болезней. 107. Сергий, митрополит (Страгородский Иван Николаевич) (1867–1944) — епископ Православной Российской Церкви; с 8 сентября 1943 года патриарх Московский и всея Руси. С декабря 1925 до октября 1937 года — Заместитель Патриаршего Местоблюстителя (митрополита Петра (Полянского)); с октября 1937 года — Патриарший Местоблюститель. С мая 1927 года стал на путь безусловной лояльности политическому режиму СССР, что вызвало весьма противоречивую реакцию в Церкви как в СССР, так и за рубежом. Его «Декларация» стала причиной многих расколов снутри Церкви.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

Нынешняя форма взаимоотношений Церкви и государства сложилась на основе декларации митрополита Сергия 16 (Страгородского; 1867–1944), ставившей своей целью поиск компромисса. Было бы наивным рассчитывать на то, что на этом пути все пойдет гладко, к тому же, находясь в гуще событий, владыка Сергий не был застрахован от ошибок. Вообще история – категория весьма запутанная. Лишь время все расставляет по своим местам. Вообще-то стремление к благополучию – явление, характерное не только для современного периода истории Церкви. И прежде многие христиане осознанно или бессознательно тянулись к физическому и духовному комфорту, стремясь обрести уверенность в своем будущем. Так проявляется слабость человеческая, и ничего нового в этом нет. За десятилетия, прошедшие после того, как гонения на Русскую Церковь закончились, значительная ее часть привыкла к размеренному, комфортному существованию, привыкла к тому, что Церковь опекается и всячески поддерживается государством. Многим из нас трудно представить, что ситуация могла бы быть иной: ведь в стране 60–80 % населения называют себя православными, и потому для деятельности Церкви следует создать особые условия! В определенном смысле история, конечно же, повторяется, но Церковь всякий раз делает из происходящего разные выводы и предлагает различные ответы. Например, одним из таких ответов стало иночество, зародившееся в IV веке. Монашеская жизнь, желание оставить шумные, суетные города и приобщиться к евангельской простоте – обостренная христианская реакция на доминировавшую тягу к благополучию, на тот самый мир, который отделяет нас от Бога. Ведь в конечном итоге все зависит от того, чего хотим мы – чада своей Церкви. Одно дело – некая общецерковная политика, а другое – внутрихристианская настроенность. Если христиане мечтают о благополучии, тогда и церковная политика будет структурироваться в полном соответствии с этими чаяниями и все, что хоть в малейшей мере угрожает вожделенной стабильности, будет восприниматься как вражеское нападение на Церковь . Но если нам удастся осознать, что такое благополучие иллюзорно, что без него можно обойтись и что оно наносит вред нашим душам, то и сама Церковь неизбежно изменится. Не нужно ничего специально делать, тем более обвинять кого-то лишь затем, чтобы в очередной раз попытаться оправдать себя. Делать надлежит только то, что предписывает Евангелие. Это единственный необходимый ответ. Не все так просто...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Естественно, коммунисты были недовольны упорством Тихона и предприняли шаги к тому, чтобы его сломить. С мая 1922 по июнь 1923 гг. Тихон находился под домашним арестом. Там его убеждали передать контроль над церковью группе женатых священников, без ведома патриарха вступивших в сотрудничество с коммунистическими властями. Эта группа, известная под именем «Обновленной», или «Живой церкви», инициировала широкую программу церковных реформ, включая введение института женатых епископов. Даже если многие реформы сами по себе не вызывали возражений, обновленческое движение с самого начала было скомпрометировано сотрудничеством с атеистическими властями. Тихон порвал отношения с обновленчеством, как только понял его истинный характер. Несмотря на первоначальные успехи, оно вскоре утратило поддержку верующих, а вследствие этого и всякий интерес со стороны коммунистов. После 1926 г. Живая церковь и ее ответвления уже не играли заметной роли, а во время Второй мировой войны и вовсе исчезли. Первая попытка большевиков одержать верх над Церковью провалилась. Какого рода давлению подвергался Тихон, находясь под арестом, мы не знаем, но, выйдя на свободу, он высказывался в более примирительном тоне, чем в 1917–1918 гг. Это явствует из его «Исповеди», написанной накануне освобождения в 1923 г., и «Завещания», законченного в день смерти (относительно подлинности последнего сочинения имеются некоторые сомнения). И все же Тихон старался придерживаться нейтральной, вне политической позиции, которая должна была сохранить внутреннюю свободу Церкви. Как сам он говорил в 1923 г.: Русская Православная Церковь вне политики, а потому не хочет быть ни красной, ни белой Церковью. Она должна и желает быть Единой Соборной Апостольской Церковью, и все попытки с любой стороны вовлечь церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены. Св. Тихон умер внезапно, при загадочных обстоятельствах. Он несомненно был исповедником веры, а также, весьма возможно, и мучеником. 2 . 1925–1943. Тихон понимал, что после его смерти свободный созыв собора, как в 1917 г., и свободное избрание нового патриарха будет невозможным. Поэтому он сам назначил себе преемника, определив трех местоблюстителей, или «хранителей», патриаршего престола: митрополитов Кирилла, Агафангела и Петра. Когда Тихон скончался, первые двое уже находились в заключении, так что в апреле 1925 г. на патриарший престол вступил в качестве местоблюстителя митрополит Крутицкий Петр. После ареста Петра его место занял митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский , 1867–1944), приняв необычный титул «временно исправляющий должность исполняющего обязанности местоблюстителя». В 1922 г. Сергий примкнул к Живой церкви, но в 1924 г. подчинился Тихону, который восстановил его на прежних позициях.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

СЕРГИЙ , св., архимандрит (Шейн В.П.; 1866–1922) – был расстрелян вместе со св. митрополитом Вениамином в 1922 г. по приговору Петроградского ревтрибунала. Вместе с ним причислен к лику святых. СЕРГИЙ (Иван Николаевич Страгородский; 1867–1944) – богослов, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, с 1917 г. митрополит, с 1925 г. заместитель и с 1937 г. местоблюститель патриаршего престола. Патриарх Московский и всея Руси с 1943 г. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ , преп. (в миру Варфоломей, 1314/1321–1391/1392) – величайший подвижник, преобразователь монашества в сев. Руси; основатель Троице-Сергиевой лавры (1335) и около 40 монастырей в северной Руси; один из наиболее почитаемых в России святых; сторонник укрепления великокняжеской власти; имел значительное влияние на современников. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам. Сначала обучение отрока Варфоломея грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Свящ. Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители, оказавшиеся в нищете, должны были поселиться в гор. Радонеже. После их смерти С. отправился в Хотьково-Покровский м-рь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и убедил Стефана вместе с ним основать пустынь на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Св. Троицы. На месте этой церкви стоит теперь знаменитый соборный храм во имя Св. Троицы, для которого преп. Андрей Рублев написал всемирно известную храмовую икону. Вскоре Стефан покинул брата, и, оставшись один, С. принял в 1337 г. иночество. Года через два-три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель. С. был ее вторым игуменом (первый – Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, от крестьян до князей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

338 Текст доклада: Предсоборный Совет, доклады. 76–86. Пересказ доклада Кудрявцева и общий обзор последующего хода дискуссии по вопросу о богослужебном языке включены в доклад А.В. Новосельского, представленный 5 августа 1918 г. VII отделу Поместного Собора. Этот последний доклад опубликован А.Г. Кравецким: Из материалов Отдела. 256–275. 341 Предсоборный Совет, доклады. 110–111 об. Публикации: Андроник. Нужно ли?; Богослужебный язык. 129–131. Андроник (Никольский , 1870–1918), канд. МДА (1895), преподаватель и инспектор Александровской миссионерской семинарии в Ардоне (Осетия, 1896), член (1897), архимандрит, ректор Александровской миссионерской семинарии (1899), Уфимской ДС (1900), еп. Киотский, пом. нач. Русской духовной миссии в Японии (1906), викарий Холмской епархии (1907), еп. Тихвинский (1908), Омский (1913), Пермский (1914), архиеп. (1918). Выступил с открытым протестом против большевистского насилия над Церковью и был казнен чекистами 20 июня 1918 г. 344 Евлогий (Георгиевский, 1868–1946) эмигрировал в 1920 г., жил во Франции и управлял русскими западноевропейскими приходами. С 1922 – митрополит, с 1930 – в юрисдикции патриарха Константинопольского. 345 Сергий (Страгородский , 1867–1944), член Синода, пред. II отдела Предсоборного совета, в 1907–1917 – пред. Синодальной комиссии по исправлению богослужебных книг, с 1925 – заместитель Патриаршего местоблюстителя, с 1943 – Патриарх Московский и всея Руси. 346 В то время – настоятель Петроградского единоверческого собора. В 1906 г. – член Петербургского Братства ревнителей церковного обновления (см.: Устав Братства, 3–4). Редактор единоверческого журнала «Правда Православия», в котором с разрешения Святейшего Синода (см.: Шлеев) в 1907–1908 гг. помещались старопечатные тексты праздничных стихир и канонов параллельно с русским их переводом. С 1918 г. – единоверческий еп. Симон Охтенский, затем еп. Уфимский. Убит в Уфе в 1921 г. 347 Илья Михайлович Громогласов (1869–1937), магистр богословия МДА (1909), специалист по истории русского раскола и церковному праву, церковный публицист. В 1917 на Поместном соборе избран членом Высшего Церковного Совета, в 1922 рукоположен во священника, служил в храме Христа Спасителя. Четырежды подвергался аресту, расстрелян в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Какого рода давлению подвергался Тихон, находясь под арестом, мы не знаем, но, выйдя на свободу, он высказывался в более примирительном тоне, чем в 1917—1918 гг. Это явствует из его «Исповеди», написанной накануне освобождения в 1923 г., и «Завещания», законченного в день смерти (относительно подлинности последнего сочинения имеются некоторые сомнения). И все же Тихон старался придеживаться нейтральной, внеполитической позиции, которая должна была сохранить внутреннюю свободу церкви. Как сам он говорил в 1923 г.,    Русская Православная Церковь вне политики, а потому не хочет быть ни красной, ни белой церковью. Она должна и желает быть Единой Соборной Апостольской Церковью, и все попытки с любой стороны вовлечь церковь в политическую борьбу долны быть отвергнуты и осуждены.    Св. Тихон умер внезапно, при загадочных обстоятельствах. Он несомненно был исповедником веры, а также, весьма возможно, и мучеником. 2. 1925—1943. Тихон понимал, что после его смерти свободный созыв собора, как в 1917 г., и свободное избрание нового патриарха будет невозможным. Поэтому он сам назначил себе преемника, определив трех местоблюстителей, или «хранителей», патриаршего престола: митрополитов Кирилла, Агафангела и Петра. Когда Тихон скончался, первые двое уже находились в заключении, так что в апреле 1925 г. на патриарший престол вступил в качестве местоблюстителя митрополит Крутицкий Петр. После ареста Петра его место занял митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский, 1867—1944), приняв необычный титул «временно исправляющий должность исполняющего обязанности местоблюстителя». В 1922 г. Сергий примкнул к Живой церкви, но в 1924 г. подчинился Тихону, который восстановил его на прежних позициях.   Вначале Сергий пытался продолжать политику последних лет патриаршества Тихона. В декларации от 10 июня 1926 г. он подчеркивал, что церковь уважает законы Советского Союза, но не следует ожидать от епископов особых подтверждений лояльности. «Мы не можем взять на себя… наблюдения за политическим настроением наших единоверцев», — добавляет Сергий. То была попытка подлинного разделения между церковью и государством: Сергий хотел удержать церковь в стороне от политики, а потому отказывался превращать ее в агента советской политики. В той же декларации он открыто говорит о несовместимости и «противоречии» между христианством и коммунизмом: «Отнюдь не обещаясь примирить непримиримое и подкрасить нашу веру под коммунизм, мы религиозно останемся такими, какие есть, староцерковниками».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сергий (Страгородский) , патриарх Московский и всея Руси (1867–1944). Родился в г. Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Учился в приходском, а затем в Арзамасском Духовном училище. В 1886 году окончил Нижегородскую Духовную Семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1890 году пострижен в монашество, в том же году рукоположен в иеромонаха. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и назначен в Японию членом православной Духовной миссии. В 1901 году хиротонисан во епископа Ямбургского. С 1905 года – архиепископ Финляндский и Выборгский. Участник Всероссийского Священного Собора 1917–1918 годов. С 1917 года – митрополит, с 1925-го – заместитель Патриаршего местоблюстителя, с 1934 года – митрополит Московский и Коломенский, с 1937-го – патриарший местоблюститель. 26 августа 1943 года избран патриархом Московским и всея Руси, 30 августа состоялась его интронизация. В Великую Отечественную войну руководил деятельностью Церкви по сбору средств в Фонд обороны. Библиографию трудов патриарха Сергия (богословские статьи, обращения, послания, речи, письма, слова, записки, акафисты, чинопоследования и проч.) из 118 наименований см. в «Журнале Московской Патриархии» (1994. 5. С. 135–138). Филарет (Дроздов) , митрополит Московский и Коломенский, святитель (1782–1867; память 19 ноября/2 декабря). Родился в подмосковной Коломне в семье диакона (впоследствии священника). Поступил в Коломенскую Духовную Семинарию и окончил Троицкую Духовную Семинарию и Академию. В 1808 году принял монашеский постриг и в 1809 году рукоположен в иеромонаха, а в 1811 году возведен в сан архимандрита. С 1812 года ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Первым литургическим трудом святителя был чин молебствия в честь «избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ним дванадесят язык». В 1817 году хиротонисан во епископа, с 1821 года возглавлял Московскую кафедру. Святитель Филарет занимает выдающееся место в истории русского богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Сергий  (Страгородский) (1867—1944), патриарх Московский и всея Руси. Сесброн,  Жильбер (1913—1979), французский писатель. Каждая его книга посвящена одной из болевых точек нашего времени. Силуан Афонский  (Антонов Семен Иванович) (1866—1938), прп., старец, подвижник. Родился в крестьянской семье, приехал на Афон, где был пострижен в мантию в 1896, в схиму — в 1911. Его учение, донесенное до читателя схиархимандритом Софронием (см.), содержит в себе все основные черты монашеской аскетической традиции, но дополняется требованием непрестанной молитвы за весь мир, любовью к врагам как критерием правоверия и ободряющим вниманием к духовному опустошению секуляризованного современника. Христос в видении сказал С. А.: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Причислен к лику святых Константинопольским патриархатом в 1988. Память 11 сентября. Симеон Метафраст,  св. (? — ок. 960), византийский агиограф. Написал и обработал множество ранее существовавших житий святых. Греческой церковью причтен к лику святых. Память 27 ноября. Симеон Новый Богослов  (949—1022), прп., византийский мистик, богослов, поэт. Родился в знатной семье, получил воспитание при константинопольском дворе. В 20 лет оставил двор и удалился в Студийскую обитель, ок. 980 стал игуменом монастыря св. Маманта в Константинополе. В 1005 был выслан из столицы, последние годы жизни провел в Малой Азии. С. Н. Б. занимает совершенно особое место в истории восточнохристианской духовной жизни. С одной стороны, он принадлежит к великой мистической традиции умного делания — Иисусовой молитвы, с другой — он единственный из средневековых православных мистиков, который говорит о собственном, личном внутреннем опыте, о своих видениях и противопоставляет духовный опыт мистической жизни традиционным церковным установлениям. В трудах С. Н. Б. (в первую очередь в «Божественных гимнах», но также и в «Деятельных и богословских главах») отразился опыт посетившего его озарения. В них также ярко выражен реализм христоцентрической мистики, в особенности реализм таинства. Память 12 марта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010