1932 г. – архиепископ Старорусский. 1932 г. – митрополит. 1933 г. – митрополит Новгородский. 1933–1945 гг. – митрополит Ленинградский и Новгородский. 1944 г., май – Патриарший Местоблюститель. 1945 г., 4 февраля – Патриарх Московский и всея Руси. 1970 r., 17 апреля – скончался в Москве. Погребён в Троице-Сергиевой Лавре, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших (под Успенским собором). АЛЕКСИЙ (Соловьёв Феодор Алексеевич), иеросхимонах Зосимовой Пустыни. 1846 г., 17 января – родился в г. Москве, в семье священника. Учился в Андрониевском духовном училище, затем в Московской духовной семинарии. 1867–1895 гг. – диакон. 1872 г. – овдовев, жил в Москве и служил до 1895 г. в церкви св. Николая в Толмачах (Замоскворечье). 1895 г., 6 июня – рукоположен во священника к Большому Успенскому собору в Кремле. 1897 г. – духовник причта Московского Большого Успенского собора в Кремле. 1898 г., 30 ноября – после женитьбы сына поступил в Зосимову пустынь и принял постриг в мантию. Старец, духовный руководитель множества людей (от мирян до архиереев). 1916 г., 3 июня – ушёл в затвор. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви от монашества. 1917 г., 18 ноября – при избрании Патриарха в храме Христа Спасителя вынул жребий на Патриаршество митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону [Белавину]. 1919 г., 28 февраля – пострижен в схиму. 1923 г., 22 января-6 мая – закрытие Зосимовой Пустыни. Переехал в Сергиев Посад с келейником о. Макарием; жил в доме Верховцевых, затем – на частной квартире. Был в оппозиции к митрополиту Сергию [Страгородскому]. 1928 г., 2 октября – скончался в Сергиевом Посаде. Чин отпевания в Петро-Павловском храме совершён архиепископом Бийским Иннокентием [Соколовым] с многочисленным сонмом клириков и иерархов. Погребён в Сергиевом Посаде на Кокуевском кладбище у алтаря (позже, по закрытии кладбища, прах перенесён на новое городское кладбище). АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич ), епископ Подольский. 1878 г., 12 декабря – родился в с. Петелино Елатомского уезда Тамбовской губ., в семье священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

27. Никодим (Ротов) 1963–1978 (Ленинградский). 28. Антоний (Мельников) 1978–1986 (Ленинградский). 29. Алексий (Ридигер) 1986–1990 (Ленинградский). 30. Иоанн (Снычев) 1990–1995. 31. Владимир (Котляров) с 1995 г. в) митрополиты Московские 1. Иосиф (Волчанский) 1742–1745 (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) 1748–1754 (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767. 4. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 (архиепископ). 5. Платон (Левшин) 1775–1812 (1775–1787 гг. – архиепископ, с 1787 г. – митрополит). 6. Августин (Виноградский) 1818–1819 (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) 1819–1821. 8. Святитель Филарет (Дроздов) 1821–1867 (1821–1826 гг. – архиепископ, с 1826 г. – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879. 10. Макарий (Булгаков) 1879–1882. 11. Иоанникий (Руднев) 1882–1891. 12. Леонтий (Либединский) 1891–1893. 13. Сергий (Ляпидевский) 1893–1898. 14. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1898–1912. 15. Святитель Макарий (Невский) 1912–1917. 16. Святитель Тихон (Беллавин) 1917. 17. Сергий (Страгородский) 1934–1944. г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) 1690–1707. 2. Иоасаф (Краковский) 1708–1718. 3. Варлаам (Вонатович) 1722–1730 (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) 1731–1747 (1731–1743 гг. – архиепископ, с 1743 г. – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) 1748–1757. 6. Арсений (Могилянский) 1757–1770. 7. Гавриил (Кременецкий) 1770–1783. 8. Самуил (Миславский) 1783–1796. 9. Иерофей (Малицкий) 1796–1799. 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) 1799–1803. 11. Серапион (Александровский) 1803–1822. 12. Евгений (Болховитинов) 1822–1837. 13. Филарет (Амфитеатров) 1837–1857. 14. Исидор (Никольский) 1858–1860. 15. Арсений (Москвин) 1860–1876. 16. Филофей (Успенский) 1876–1882. 17. Платон (Городецкий) 1882–1891. 18. Иоанникий (Руднев) 1891–1900 (первенствующий в Синоде с 1898 г.). 19. Феогност (Лебедев) 1900–1903. 20. Флавиан (Городецкий) 1903–1915. 21. Святитель Владимир (Богоявленский) 1915–1918 (первенствующий в Синоде с 1915 г.). 22. Антоний (Храповицкий) 1918–1924 (в РПЦЗ титул митрополита Киевского до † 1936 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Троицкий С. Афонская смута. С. 170–171. 1502 Там же. С. 145. 1503 Там же. С. 145. 1504 Там же. С. 148. 1505 См. цитату в Главе П. 1506 Троицкий С. Афонская смута. С. 151–152. 1507 Подробнее мы об этом говорили в Главе П. 1508 Троицкий С. Афонская смута. С. 157–158. 1509 Там же. С. 158. 1510 Там же. С. 159–162. 1511 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 101. 1512 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 12–13. Полный текст определения см. в Приложении I к настоящей книге. 1513 Архиепископ Финляндский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в 1867 году в Арзамасе в семье потомственного священника. Окончил приходское училище и Нижегородскую духовную семинарию. В 1886 году поступил в Санкт–Петербургскую духовную академию, на последнем курсе которой 30 января 1890 года принял постриг и вскоре был рукоположен во иеромонаха. В том же году защитил кандидатскую диссертацию на тему»Православное учение о вере и добрых делах». Направлен на службу в Японскую Православную Миссию. Весной 1893 года переведен в Россию и назначен доцентом Санкт–Петербургской духовной академии по кафедре Священного Писания. Вскоре назначен инспектором Московской духовной академии. С 1894 года — настоятель русской посольской церкви в Афинах, возведен в сан архимандрита. В 1895 году защитил магистерскую диссертацию»Православное учение о спасении». В 1899 году назначен ректором Санкт–Петербургской духовной семинарии, затем инспектором Санкт–Петербургской духовной академии. С января 1901 года — ректор академии. 25 февраля 1901 года рукоположен во епископа Ям–бургского. 6 октября 1905 года назначен на самостоятельную Финляндскую и Выборгскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В 1911 году включен в состав Святейшего Синода. С 1912 года — Председатель Предсоборного Совещания, а с 1913 года — Председатель Учебного комитета. После отречения императора Николая II возглавил Синод нового состава и Предсоборный Совет. В 1922 году присоединился к обновленческому расколу, но в 1923 году принес покаяние перед Патриархом Тихоном. В конце 1925 года возглавил Русскую Церковь в звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В 1934 году удостоен титула»Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского». С 19 сентября 1943 года — Патриарх Московский и всея Руси. Умер 15 мая 1944 года. См.: Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви (1917–1990). М., 1994. С. 126–131. 1514

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Лучшая публицистическая книга 1 место. Издательство «Даниловский благовестник». Руководитель проекта Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов) «Святой благоверный князь Даниил Московский. 720 лет со дня преставления». 2 место. Издательство «Молодая гвардия». Екатерина Скоробогачева «Свеча жизни. Виктор Васнецов» 2 место. Издательский дом «Познание». Валерия Алфеева «Священный Патмос» 3 место. Издательский дом «Познание». Владимир Катасонов. «Иван Крамской. Религиозная драма художника». 3 место. Каменская и Камышловская епархия. Ольга Орлова «Достигайте любви. О жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова)» Лучшая духовно-патриотическая книга 1 место. Издательство «Книжный мир». Владимир Малягин «Глас вопиющего. Священный смысл несвященной истории» 3 место. Издательство Института мировой литературы имени А.М. Горького. Иерей Вячеслав Умнягин «В поисках единства. О Соловках и не только» Лучшая духовно-просветительская книга 1 место. Издательство «Паломник». Перевод с греческого Павла Доброцветова «Блаженный Феодорит Кирский Лечение эллинских недугов» 2 место. Издательский дом «Познание». Под общей редакцией митрополита Илариона (Алфеева) «Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) . Проповеди и статьи Тамбовского периода» 2 место. Издательство Сретенского монастыря. Жан-Клод Ларше «Обратная сторона новых медиа» 3 место. ООО «Скрижаль». Автор-составитель Дарья Васильева « Блаженный Иероним Стридонский . Толкование на псалмы» 3 место. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Составитель священник Дмитрий Трибушный «Человек Христов. Преподобный Иустин (Попович) , богослов и чудотворец Челийский» Лучшая историческая книга 1 место. Издательство «Политическая энциклопедия». Михаил Одинцов «Крестный путь патриарха. Жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского)1867–1944» 2 место. Издательство «Политическая энциклопедия». Руководитель проекта Валентин Шелохаев «Политические партии России. Конец XIX – нач. XX в.»: т.1 «Консервативные партии», т.2 «Либеральные партии», т.3 «Социалистические партии»

http://azbyka.ru/news/vrucheny-nagrady-x...

генерал-лейтенант, участвовал в боевых действиях русской армии во время ихэтуаньского восстания в Китае. В сентябре 1900 г. командовал 2-й Восточно-Сибирской стрелковой бригадой при наступлении на крепость Бэйтан. При взятии крепости 7 сентября получил ранение, но продолжил с боями продвигаться к г. Шаньхайгуань и занял его 18–19 сентября. С октября 1900 г. – в распоряжении командующего войсками Квантунской области. С июня 1901 г. в распоряжении военного министра. С февраля 1902 г. начальник 13-й пехотной дивизии, а с декабря 1903 г. командир 1-го Туркестанского армейского корпуса. Скончался во Франции, в Каннах, где проходил лечение. Подробнее о нем см.: Список генералам по старшинству. Сост. по 1-е июля 1906 года. СПб., 1906. Дацышен В.Г. Русско-китайская война. Маньчжурия 1900–1901 гг.: В 2 ч.СПб., 1996. Ч. 1. С. 114–115; Ч. 2. С. 111–114.) 550 (...Кизиль-Таш и женский Топловский монастырь. – Имеется в виду свт. Стефана Сурожского Кизильташский мужской монастырь в Феодосийском уезде Таврической губернии. Основан в 1851 г. близ м. Судак. Топловский монастырь – Параскевиевский Топловский общежительный женский монастырь у дер. Топлу Феодосийского уезда Таврической губернии. Основан в 1858 г.) 551 (С.Д. Маргаритов – Маргаритов Сергей Дмитриевич (1862–1921) – директор Учительского института в Феодосии. Окончил Рязанскую ДС, затем МДА со степенью кандидата богословия (1885); магистрант XL курса; назначен преподавателем в Кишиневскую ДС. В 1898 г. удостоен степени магистра богословия. Магистерское сочинение «Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни Мартина Лютера» (Кишинев, 1898). С 1902 г. инспектор народных училищ Кишиневского уезда. С 1910 г. директор народных училищ Таврической губернии. См.: Адрес-календарь... на 1903 г. 1903. Ч. 1. С. 297.) 552 (Преосвященный Сергий, ректор Петербургской академии – Сергий (Страгородский Иван Николаевич, 1867–1944) – епископ Ямбургский, викарий С.-Петербургской епархии (1901), ректор СПбДА (1901–1905). В дальнейшем Патриарх Московский и всея Руси (1943).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

К 140-летию Святейшего Патриарха Сергия 24 января исполняется 140 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского; 1867–1944). Выдающийся богослов и церковно-общественный деятель, он, по воле Божией, управлял Русской Православной Церковью на протяжении почти двадцати лет. Мы публикуем две речи молодого еще владыки Сергия, произнесенные в самом начале трагического XX века. В них он осмысливает почти тысячелетний исторический путь Церкви и России и предупреждает паству о грядущих трудностях и испытаниях.   ЗАЧЕМ СВЯТОЙ РУСИ ДАНА ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ? Речь после молебна перед открытием годичного собрания Общества ревнителей веры и милосердия 22 октября 19 01 г. Находясь в первый раз в собрании Общества ревнителей веры и милосердия и молитвенно вместе с вами испрашивая от Бога благословения на предстоящий вам годичный труд, я невольно с особым вниманием останавливаюсь на цели и задачах Общества и поддаюсь тем мыслям, какие они навевают... Вера и милосердие суть самое существенное в христианстве – это два главных завета, оставленных нам Христом, из них и слагается истинная жизнь, в которой наше вечное спасение. Быть ревнителем веры и милосердия – значит укреплять в себе и в других то, о чем одном христианину нужно думать и ради чего одного ему стоит жить. Нельзя не пожелать, чтобы все на Руси были такими ревнителями... По этому поводу вспоминается притча, в которой Господь наш Иисус Христос научает, как люди должны относиться к дарованной им истинной вере. «Царствие Небесное, – говорит Господь, – подобно сокровищу, сокрытому в поле. Когда человек узнает об этом сокровище, он идет и все, что имеет, продает, чтобы купить то поле и приобрести сокровище» (см.: Мф. 13, 44). Царствие Божие и вечное спасение души дороже всего для человека, ради него он готов пожертвовать имением своим, родной семьей и отечеством. Все это он отдает, чтобы приобрести первое. Поэтому, если мы знаем, что Христово учение в его неподдельной чистоте хранится в Церкви Православной, если, следовательно, в ней источник истинной жизни и вечного спасения, то мы должны со своей стороны сделать все, чтобы только к этой Церкви принадле­жать и в случае надобности должны всем своим пожертвовать, чтобы только этой принадлежности как-нибудь не потерять. Наше личное земное счастье, забота о родных, польза общественная или государственная – все это занимает место после веры и не оправдает небрежения ею. Все это мы должны продать, чтобы купить поле с сокрытым в нем сокровищем.

http://pravoslavie.ru/2847.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил музей Русского Патриаршества в Арзамасе 13 августа 2017 г. 19:35 13 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил музей Русского Патриаршества в Арзамасе — совместный проект Нижегородской епархии и Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Арзамас является малой родиной Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , 150-летия со дня рождения которого отмечается в этом году.   Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий . Высоких гостей встречал директор музея, наместник Вознесенского Печерского мужского монастыря города Нижнего Новгорода архимандрит Тихон (Затёкин). Архимандрит Тихон представил Его Святейшеству и сопровождающим лицам экспозицию музея. Предстоятель Русской Православной Церкви оставил запись в книге почетных гостей: «Поздравляю устроителей музея с очень интересной экспозицией, помогающей тем, кто интересуется, прикоснуться к страницам жизни Патриархов Московских и всея Руси». Музей Русского Патриаршества был открыт в городе Арзамасе (Нижегородская область) 1 августа 2013 года. Это единственный в мире музей, экспозиция которого целиком посвящена жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси: Никона (1605-1681) и Сергия (1867-1944), уроженцев Нижегородской земли, а также Патриархов Русской Православной Церкви XX — начала XXI веков: Aлekcuя I (1877-1970), Пимена (1910-1990), Aлekcuя II (1929-2008) и нынешнего Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. В музее представлены современные реплики и подлинные вещи Патриархов. Музей располагается в историческом центре, на Соборной площади, в здании городового магистрата, являющегося уникальным памятником архитектуры второй половины XVIII века. Музей Русского Патриаршества признан лучшим учреждением культуры города Арзамаса, решением мэра города от 9 мая 2016 года внесен на городскую доску почета.

http://patriarchia.ru/db/text/4981130.ht...

С 1971 г. — митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1977 г. ушел на покой. Последние годы жил в Ленинграде, скончался в праздник Пасхи во время богослужения в Спасо–Преображенском соборе, куда приходил молиться. Серафим (Родионов) (1905–1993) — архиепископ Цюрихский. На Цюрихской кафедре с 1971 г. Серафим (Чичагов) (1856–1937) — митрополит Ленинградский, священномученик. Родом из дворян, в молодости был военным. По совету о. Иоанна Кронштадского оставил военную службу и стал священником. Овдовев, принял монашество. Хиротонисан во епископа в 1905 г., Ленинградскую кафедру занимал с 1928 по 1933 г., затем ушел на покой и жил в Подмосковье. В 1937 г. был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. Был разнообразно одаренным человеком: музыкант, живописец, духовный писатель; отличался энергичным характером. Серафим Вырицкий  (Муравьев) (1865–1949) — иеросхимонах, подвижник благочестия. С юности мечтал стать монахом, однако долгое время был мирянином, имел жену и детей, занимался торговлей. Незадолго до революции принял постриг. Был назначен духовником Александро–Невской лавры. После ее закрытия поселился в поселке Вырица под Петербургом. Серафим Саровский (1759–1833) — преподобный, один из самых почитаемых русских святых. Память празднуется 2 (15) января и 19 июля (1 августа), а также в день поминовения Собора Тамбовских святых — 28 июля (10 августа) — день памяти свт. Питирима Тамбовского. Митрополит Питирим говорил, что это русский святой, наиболее широко известный во всем мире. Сергиенко Александра Порфирьевна — секретарь митрополита Сергия (Страгородского), мать Л.К. Колчицкой. Сергий о. — священник, студент Духовной семинарии. Сергий (Голубцов) (1906–1982) — епископ, позднее — архиепископ Новгородский и Старорусский, с 1967 г. на покое, сын профессора церковной археологии А.П. Голубцова, художник–реставратор по первой специальности. Студент Богословского института первого набора. Сергий (Страгородский) (1867–1944) — Патриарх Московский и всея Руси, богослов, подвижник благочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1880), преподаватель Тамбовской ДС (1880–1888). В 1888 г. принял монашество. Инспектор МДА с возведением в сан архимандрита (1888–1891). Ректор Вифанской ДС (1891–1895). 14,09.1895 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. Епископ Тобольский и Сибирский (1897–1909). Кирилл (Лопатин) – см. примеч. к гл. V, л. 14 – ссылка 774. Петр (Другов) – см. примеч. к гл. V, л. 11 об – ссылка 770. Сергий (Страгородский Иван Николаевич, 1867–1944) – патриарх Московский и всея Руси. 30.01.1890 г. пострижен в монашество, 21.05.1890 г. рукоположен во иеромонаха. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1890). Член Японской Духовной миссии (1890–1891). Судовой священник на корабле «Память Азова» (1891–1892). Доцент СПбДА (1893). Инспектор МДА (13.12.1893–21.09.1894). Настоятель посольской церкви в Афинах в сане архимандрита (1894–1896). Магистр богословия (1895). Помощник начальника Японской Духовной миссии (1897–1899). Ректор СПбДС (1899). Инспектор СПбДА (1899–1901). Ректор СПбДА (1901–1905). 25.02.1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. Епископ Финляндский и Выборгский (1905), затем архиепископ (1905–1917). С 1911 г. член Св. Синода. Архиепископ Владимирский и Шуйский (по избранию 28.11(11.12).1917 г.), возведен а сан митрополита. Член Собора Православной Российской Церкви (1917–1918). В 1922 и 1923 гг. подвергался арестам. В июне 1922 г. перешел в обновленческий раскол. В августе 1923 г. принес покаяние, был принят в сущем сане. Митрополит Нижегородский и Арзамасский (1924–1934), член Священного Синода (май 1924 г.). Заместитель патриаршего местоблюстителя (1925–1926, 1927–1936); с 08.12.1926 г. по 12.04.1927 г. – в заключении. Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский (1934–1943), патриарший местоблюститель (1936–1943), с 19.09.1943 г. – патриарх. Григорий (Борисоглебский Николай Иванович , 1860–1893) – архимандрит (1893), настоятель посольской церкви в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

РПЦЗ возникла в 1924 году в соответствии с указом Патриарха Тихона (Белавина) (1865-1925), умученного вскоре большевиками. Предчувствуя свою судьбу и опасаясь за судьбу Церкви, он разрешил православным иерархам, уехавшим в эмиграцию, организовать церковную жизнь «самолично и под свою ответственность». В 1927 году после появления в России декларации митрополита Сергия (Страгородского) (1867-1944), присягнувшего на верность большевикам, РПЦЗ порвала всякое общение с Москвой. С тех пор ее деятельностью управляет собственный архиерейский синод. Долгие годы РПЦЗ оставалась непримиримым врагом РПЦ, обвиняя ее в «сергианстве» - сотрудничестве с собственными поработителями и недостаточной преданности традиции, потакании новомодным веяниям типа экуменизма. Когда же советская власть пала, зарубежники потребовали от Московской патриархии публичного покаяния в грехах. Покаяния не последовало, и вражда обострилась еще больше. РПЦЗ принялась создавать в России собственные параллельные структуры. РПЦ тоже не теряла времени даром - в России параллельные приходы разгонялись с помощью ОМОНа. Делались вылазки и за кордон. В Хевроне зарубежников выгнали из монастыря Святой Троицы, в Иерихоне у них отняли часовню (помогла дружественная палестинская полиция). В итальянском городе Бари, где покоятся мощи св. Николая Угодника, обошлись дипломатическими методами. Имущественные споры стоили недешево. Для небогатой РПЦЗ расходы на адвокатов - непосильное бремя. Однако не это и даже не фиаско на исторической родине определили грядущую «смену вех». Во-первых, зарубежники неумолимо теряли паству, ведь они изначально были созданы не для миссионерства, а для сохранения православного наследия. Во-вторых, процессы, происходящие в РПЦ, были далеко не однозначны. Канонизации царской семьи и новомучеников российских свидетельствовали о том, что Московская патриархия тоже не любит советское прошлое. В социальной доктрине, принятой в 2000 году, РПЦ заявила о своей принципиальной готовности противостоять неправой власти. При желании это можно было понять как разрыв с «сергианством». И, наконец, РПЦ становилась более консервативной. Хотя и не в такой мере, как хотелось бы того зарубежникам.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010