98-101 101-102 МЕФОДИЙ (ок. 311), еп. Олимпийский (Патарский, Филиппийский), церковный писатель, сщмч. (пам. 20 июня) 103-111 111-112 МЕФОДИЙ (Краснопёров Михаил Платонович; 1868 - 1921), еп. Петропавловский, сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 112-113 МЕФОДИЙ (Иванов Николай Михайлович; 1899-1937), игум., прмч. (пам. 27 авг.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 113-114 114-116 117-120 120-121 121122 МЕФОДИЙ (Кульман Владимир Николаевич; 1902-1974), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата 122-123 123-124 МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог 121-128 МЕФОДИЙ (Филимонович Максим; † нач. 1690), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, местоблюститель Западнорусской митрополии 131-138 131-136 МЕФОДИЯ ПАТАРСКОГО ОТКРОВЕНИЕ визант. эсхатологическое сочинение VII в., составленное на сир. языке и приписывавшееся сщмч. Мефодию еп. Олимпийскому (Патарскому) 139-142 142-143 143-148 МЕЧЕТЬ культовое здание, место молитвы и собрания; центр религ., политической и общественной жизни мусульман 148-150 150-152 152-153 МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) 153-154 155-158 179-181 МИДЗНАДЗОРИ муж. мон-рь во имя святых апостолов Петра и Павла (IX-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 181-183 МИДРАШ жанр раввинистической лит-ры экзегетического и гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте и Гемаре 183-184 МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари 184-189 189-191 МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

174 Творения. Т. 5. Беседа на псалом 4. СПб., 1899. С. 19. 175 Слова и речи. Т. 2. 1874. С. 133—134. 176 Творения. Т. 11. Беседа на Послание к Филиппийцам IV. СПб., 1905. С. 248. 177 98 Кирилл, святитель, архиепископ Иерусалимский. Творения. 5 Тайноводственное слово. § 9. М., 1855. С. 374. 178 Макарий, епископ. Православно-догматическое богословие. Т. 5. СПб., 1853. С. 167. 179 Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1909. С. 190. 180 Малиновский Н., протоиерей. Православное догматическое богословие. Т. 3. Сергиев Посад, 1909. С. 689—690. 181 Соловьев И., священник. О молитве Православной Церкви за усопших инославных христиан. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения». Июль. 1885. С. 4. 182 Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. С. 174. (Приложение «Вопросы ученика и ответы старца»). 183 Тов. 8:15—17; 3 Езд. 6:38—59; Лк. 1:46—55. 184 3 Мак. 2:1—15; Тов. 3:1—6, Вар. 2. 11—35. 185 2 Кор. 1:3—11. 186 2 Сол. 3:1—5. 187 Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 396. 188 Певницкий В. Ф., профессор. Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. СПб., 1901. С. 293. 189 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 253. 190 Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. М., 1910. С. 17. 191 Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 141. 192 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 103—104; ср.: Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 242. 193 Правило 1. 194 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Указ. изд. С. 172. 195 Там же. С. 172. 196 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 141. 197 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 124. 198 Там же. С. 89—90. 199 Там же. С. 118—119. 200 Там же. С. 342. 201 Там же. С. 118. 202 Творения. Ч. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 66. (Беседа 5). 203 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 117—118. 204 Добротолюбие. Т. 2. С. 139. § 207.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

163 Бенигсен, К вопросу о действительности англиканского священства, Париж, 1927, стр. 100 – 101. 167 Протоиерей И. В. Васильев, Материалы по вопросу об Англиканской Церкви, «Христианское Чтение», 1897, июль, стр. 33. 169 Англиканское послание, составленное священником Тальботом, журнал «Экуменика», Лондон, 1939, июль, стр. 134–137. 170 Е. Предтеченский – действительный член Русского астрономического о-ва, (.Церковное времяисчисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи», СПБ, 1892, стр. 4–5. 171 «Православный Собеседник», 1859, ч. I, стр. 165, «Православная Богословская Энциклопедия», т. VII, стр. 880. 180 Журнал заседаний Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском астрономическом обществе, стр. 34, «Церковные Ведомости» 7–8, стр. 10, 1926. 181 W. Reder, Ε. Kutts et B. Korableff. Actes de I’Athos, t. I – IV; Православная Богословская Энциклопедия, т. II,. стр. 190–191. 182 «Повесть о нашествии папистов на Святую Гору Афонскую» Стефана святогорца (Агнорита), изданная впервые в 1660 г. в России. Рукопись хранится на Афоне. 184 Maximovitch, Les destinees historiques du Mont Athos, dans le «Revue Con tern poraine», Petersbourg. 1913, 92, p. 52; Иордан Иванов, Болгарские древности в Македонии, 2-е изд., стр. 230. София, 1932. 188 Stephan, Archevequede Sofia, Le Mont-Athos et son autonomie, Sofia, 1936, p. 30; Маевский, Op. cit, ч. 2, стр. 246. 190 Архим. Леонид, Историческое обозрение афонских славянских обителей, СПБ, 188; проф. П. Успенский, Второе путешествие по Св. Горе Афонской, 1880. 203 Митрополит Μакарий, Догматическое Богословие, т. II, стр. 348–352; Катехизис Митрополита Филарета, стр. 54, М. 1894; Еп. Феофан, Ч го есть духовная жизнь и как на нее настроиться, стр. 248, М. 1904; Св. Марк Подвижник и св. иноки Каллист и Игнатий, там же, стр. 336, М. 1889. 204 Д-р Стефан Цанков, Православное христианство, его сущность и его современный образ, «Ежегодник Богословского факультета, София, 1941–1941, стр., 62–63. 206 Православное христианство, его сущность и его современный образ, «Ежегодник», 1941–1942, стр. 63:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва: Христианское издательство 1992, с. 19. 173 Из высказываний И.С. Аксакова о Русской Церкви//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 171–172. 174 Кирилл митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Предисловие//Прот. Николай Балашов. На пути к литургическому возрождению. М., 2001, с. 3. 175 Прот. Николай Балашов. Введение//Там же, с. 6–7. 176 Сергей Аверинцев. Будущее христианства в Европе…, с. 402. 177 Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988, с. 22. 178 Там же, с. 22–23. 179 Владимир Соловьев. Великий спор//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 72, 74. 180 Владимир Соловьев. Ответ Н. Я. Данилевскому//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 77, 79. 181 Владимир Соловьев. История и будущность теократии. Предисловие//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 96. 182 Коран, 2, 212–215. 183 Письмо Председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла… 184 Валентина Чеснокова. Должно ли стать православие государственной религией России?//Отечественные записки, 1, 2001, с. 64–65. 185 Митрополит Филарет (Дроздов). Слово по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы в Кафедральном Чудове монастыре, 844 года, декабря 3-го дня. 186 Е. Сморгунова. Николай Голицын и его полемическое сочинение о соединении Церквей//Символ 41, июль 1999, с. 131–132. 187 Там же, с. 76. 188 В. Пельц. М.Н. Гаврилов.//Символ 41, июль 1999, с. 317–322. 189 Письмо Председателя ОВЦС МП… 190 В.С. Соловьев. О христианском единстве…, с. 169. 191 Зеньковский В. Апологетика. Рига 1992, с. 187. 192 Александр Гаврилин (историк, профессор Рижского университета). Архиерейское управление: абсолютизм или соборность?//Вестник русского христианского движения. 183. Париж — Нью-Йорк — Москва, 2001, с. 202. 193 В.С. Соловьев. О христианском единстве…, с. 195. 194 Там же. 195 Указ Московской Патриархии преосвященному митрополиту литовскому и виленскому Елевферию от 27 декабря 1935 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

168 . Вести с Афона//Церковный вестник. 1913. 42. 1317–1318. 169 . Вести с Афона: почтенному вниманию всех наших благодетелей и благотворителей. Издание Свято-Андреевского общежительного Скита на Афоне. Одесса 1913. 8. 170 . Вести с Валаама (По поводу книги «На горах Кавказа»)//Русский инок. 1913. 14 (июль). 894. 171 . Вечевой Н. Афонское дело//Новый журнал. 1914. 4. 21–26. 172 . Вечерняя хроника//Новое время. 10.08.1913 (13438). 173 . Возвращение архиепископа Никона//Московские ведомости. 17.07.1913 (164). 174 . Возвращение отпавших//Биржевые ведомости. 23.05.1914 (14165). 175 . Вокруг дела «имябожников». Ответ Антония Булатовича//Земщина. 13.03.1914 (1610). 176 . Волнения среди русских иноков Святой Горы, в связи с спорами об имени Иисус//Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. 1913. 24:1. 110–121. 177 . Выселение монаха//Русское слово. 12.03.1913 (59). 178 . Высочайшее повеление командировать на Афон архиепископа Никона//Церковные ведомости. 1913. 22. 317. 179 . Высочайший прием депутации от Афонского монастыря//Русский инок. 1913. 19–20. 1250. 180 . Выходцев Ε. I часть Истории Афонской смуты//История афонской смуты, Выпуск первый (1909–1912). Пг. 1917. 26 108. 181 . Газетный день//Утро России. 23.05.1913 (118). 182 . Газетный день//Утро России. 10.07.1913 (158). 183 . Газетный день//Утро России. 28.07.1913 (174). 184 . Газетный день//Утро России. 31.07.1913 (176). 185 . Гарязин А. Л. Малая опечатка или великое искушение//Дым отечества. 1913 (34). 186 . Гарязин А. Л. Дождались...//Дым отечества. 17.04.1914 (15–16). 187 . Гарязин А. Л. Открытое письмо члену Гос. Думы епископу Анатолию//Дым отечества. 1.05.1914 (18). 188 . Гарязин А. Л. Торжество правды//Дым отечества. 22.05.1914 (21). 189 . Государственная дума (заседание 7 марта)//Колокол. 8.03.1914 (2337). 190 . Государственная дума (заседание 7-го марта)//День. 8.03.1914 (65). 191 . Государственная Дума. 4-й созыв. Сессия 2-я. Стенографический отчет. СПб. 1914. 2. 192 . Государственная Дума. 4-й созыв. Сессия 2-я. Стенографический отчет. СПб. 1914. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Честертон Г.К. Шар и крест.//Приключения " 90. М., 1990. с.305. 178 Верховской С. Несколько богословских вопросов, связанных с халкидонским догматом//Православная мысль. вып. 9. - Париж, 1953. с. 37. 179 Лобковиц Н. Что такое «личность»?//Вопросы философии. 1998, 4, сс. 59-60. 180 Дорофей, преп. Душеполезные научения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 80. 181 Рерих Е. И. Основы буддизма//Рерих Е. И. Путями духа. М., 1999, с. 45. 182 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 76. 183 Письма Махатм, с. 513. 184 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т.1. с. 436. 185 Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995, С. 261. 186 свящ. Николай Виноградов. Основания для признания Бога существом Личным//Вера и разум. Харьков, 1913, кн.1, июль, с. 95. 187 Агни-Йога. Откровение. 1920-1941, М., 2002, с. 10. 188 Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, сс. 82-83. 189 Несмелов В. Наука о человеке. Т.2. Метафизика жизни и христианское откровение. Казань, 1906, с. 129 190 цит.по: Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. с.127. 191 св. Григорий Богослов. Слово 31. О богословии пятое//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1992, т. 2. с. 448. 192 св. Григорий Богослов. Слово 34. К пришедшим из Египта//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1992, т. 2. с. 495. 193 преп.Симеон Новый Богослов. Слово 30//Слова. М., 1892, с. 260. 194 Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Святая Троица – парадигма человеческой личности. Доклад на Международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», Москва, 6-9 июня 2001 г. 195 Франк С. Л. Непостижимое//Сочинения М., 1990, с. 330. 196 см. Франк С. Л. Непостижимое//Сочинения М., 1990, с. 329. 197 Соловьев В. С. Философские начала цельного знания//Собрание сочинений. Спб. 1901, т.1. с. 324. 198 Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, с. 77. 199 св. Григорий Нисский. Против Евномия. 3,5//Творения. Ч. 5. М., 1863, с. 418. 200 Рерих Е. И. Письма. Т.4. 1936. М., 2002, с. 403. 201 Кант И. Критика способности суждения, 80.// Кант И. Сочинения. Т. 5. М., 1966, с. 452. 202

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

–»– 1912, май. – С. 242–250; октябрь. – С. 569–588. –»– 1913, февраль. – С. 98. –»– 1915, июль-август. – С. 17. Вестник Европы. – СПб., 1873. – Т. 6. – С. 230, 236. Православное обозрение. – М., 1868, июль. – С. 382. –»– 1877, сентябрь-декабрь. – С. 364–372. Известия по Казанской епархии. – 1894, 19. – С. 596. –»– 1903, 13. – С. 61, 38–92. Исторический вестник. – СПб., 1882, сентябрь. – С. 584. –»– 1884, январь. – С. 137; март. – С. 612. –»– 1886, февраль. – С. 393. –»– 1888, январь. – С. 239. –»– 1889, август. – С. 369, 371. –»– 1894, ноябрь. – С. 489. –»– 1896, апрель. – С. 157–160, 163, 177, 178; декабрь. – С. 937. –»– 1900, октябрь. – С. 54. –»– 1904, май. – С. 607. –»– 1905, июнь. – С. 907. Странник. – СПб., 1910, декабрь. – С. 795. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1872, май. – С. 60. –»– 1873, апрель. – С. 498; октябрь. – С. 59. –»– 1874, март. – С. 428; апрель. – С. 674, 765, 799. –»– 1875, февраль. – С. 273; август. – С. 463; октябрь. – С. 257. –»– 1876, февраль. – С. 267–268; май. – С. 49; июнь. – С. 241; октябрь. – С. 718. –»– 1877, август. – С. 523, 524. –»– 1879, январь. – С. 145–146; август. – С. 607; октябрь. – С. 181. –»– 1880, январь. – С. 125,126. –»– 1881, январь. – С. 51, 55; март. – С. 91; апрель. – С. 126–127, 137–138; май. – С. 153–154, 158; июль. – С. 284, 286, 289, 295–303, 307, 309, 311, 316, 321, 325, 337; август. – С. 341, 346, 358, 367, 375, 392, 394, 401; сентябрь. – С. 407, 414, 419–426, 434, 443, 460; октябрь. – С. 470–471, 479, 488, 506, 523, 529; ноябрь. – С. 204, 206, 208; декабрь. – С. 161, 173, 175, 193. –»– 1882, январь. – С. 69–72; т. 33. – С. 374–377. –»– 1883, апрель. – С. 2, 38; август. – С. 433; октябрь. – С. 158; май. – С. 303; октябрь. – С. 97. –»– 1885, июнь. – С. 566–567; март. – С. 799–800; июль. – С. 169. –»– 1888, декабрь. – С. 101. –»– 1904, сентябрь. – С. 660, 695; октябрь. – С. 107,129. –»– 1907, январь. – С. 191. –»– 1910, май. – С. 404–422. Русский паломник. – 1912, 46. – С. 726–728, 722–723; 47. – С. 738–740; 48. – С. 755–756; 49. – С. 771–772; 52. – С. 826–828,

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Хрипунов Кузьма в 1706 г. отпущен заграницу для обучения иностранных языков. В марте 1710 г. еще заграницей. (Приказные дела н. л. 1709 г., 56. 1710 г., 35 и 36). Хрущов Алексей в июле 1711 г. в Немецкой школе (стр. 126). Хрущов Андреян (Андрей) Федоров учится в 1705 г. в гимназии Глюка; в январе–июле 1711 г. в Немецкой и Французской школах (стр. 3, 51, 107, 126). Хрущов Борис Семенов учится в 1705 г. в гимназии Глюка; в январе–июле 1711 г. в Немецкой и Французской школах (стр. 3, 51, 107, 113, 126). Хрущов Иван Иванов учится в 1705 г. в гимназии Глюка; с 4 февраля 1708 г. («вновь прислан») по июль 1711 г. в последующих школах. В 1711 г. – 20 лет от роду, учится 6-й год. Отстал от школы до 13 июля 1714 г. (Стр. 3, 23, 27, 30, 51, 106, 113, 126, 191). 220 . Хрущов Семен Иванов учится в 1705 г. в гимназии Глюка, в январе–июле 1711 г. в Немецкой и Французской школах (стр. 3, 51, 107, 126). Чеботаев Иван Афанасьев учится в январе–июле 1711 г. в Немецкой школе (стр. 107, 126). Чеботаев Степан Афанасьев учится в январе–июле 1711 г. в Немецкой школе (стр. 107, 126). Чеглоков Иван учится в 1705 г. в гимназии Глюка (стр. 3, 51). Черкашенинов Никита Иванов, дворянский сын, 12 лет, 27 апреля 1715 г. принят в Немецкую школу из кадетов. 30 июня Вурм писал, что «выучился читать по немецки и начал учиться фокабула». Учился по сентябрь месяц. За закрытием Немецкой школы с октября 1715 г. нигде не учился. В январе 1716 г. послан в Латинскую школу, учится в ней и в марте. (Стр. 197, 201–203, 207, 208). Черников Дорофей Никифоров, солдатский сын, 14 лет, 23 февраля 1713 г. принят в Шведскую школу (стр. 182). Чеховский Иосиф учится в школе с 28 декабря 1708 г. по 1 января 1709 г. (стр. 24). Чижов Галактион Васильев, солдатский сын, учится в школе в январе 1711 г. уже 7-й месяц, от роду 14 лет. В марте и июле 1711 г. в Цесарском классе. В июле 1712 г. «может по цесарски читать, писать; учился у Вурма склонять, спрягать и отчасти говорить». В 1713 г. учится французскому языку. В июле 1715 г. учится переводить или растолковать Новый Завет из утра от русского на французский, а после полудни с французского на русский». Кормовые деньги выданы с января 1711 г. по сентябрь 1715 г. В июле 1716 г. – гражданских дел наборщик, в сентябре–ноябре с. г. учится в Греческой школе. (Стр. 107, 114, 126, 152, 155–164, 174, 176–181, 183–191, 194–204, 209, 229).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

О Кирилле, Мефодии, Вячеславе и Иоанне Рыльском см.: Опис. славянск. рукописей Москов. Синодал. библ. 1. С. 262, 263, 264, 314 Опис. Румянц. муз. 173, 180 Известия II Отд. Акад. наук. 5. 191, 275; 6. 283 О Параскеве, Арсении и Савве Сербских — Опис. Румянц. муз. 712 В Апостоле императ. Публ. библ., in f. 56, пис. уставом XV в. на бумаге упоминаются в месяцеслове вместе с Феодосием Печерским (л. 349) и Петром митрополитом (л. 335) имена Саввы Сербского (л. 350) и Симеона, «нового мироточца Сербского» (л. 353). Вопросы Феогноста и ответы на них Константинопольского Собора изданы по трем спискам Кирилло-Белоезерск. монастыря (см. Варлаам. Обозр. рукописей прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 32–38 Мы имели под руками еще список из Кормчей Новгородск. Соф. библ. XVI в. 437. Л. 1–3 Но в этом последнем списке конца недостает, а в середине есть пропуск и значительная вставка, преимущественно из известных вопросов Кирика и ответов Нифонта. См. также Карамз. 4. Прим. 181 См. прил. 24. Акт. истор. 1. 253. С. 476 Акт. ист. 1. 22. С. 45–46 Дополн. к Акт. истор. 1. 181. С. 329, 330 П. собр. р. лет. 2. 223 См. прил. 25. П. собр. р. лет. 3. 182 А в житии Моисея сказано: «Собра многия книгописцы и наять тыя преписовати многия святыя книги по исполнению церквей Божиих...» (сб. моей б-ки 14. Л. 74 об. Доныне сохранились из книг, переписанных по повелению Новг. владык: Моисея — 2 Евангелия (Горск. Опис. 1. 221 254]; Куприан. Обозр. Новг. Соф. библ. в Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 277 312]); Давида — месячная Минея за март и апрель (Савв. Указател. Синод. библ. 208 Алексия — Евангелие и три книги Миней месячных за март, июль и октябрь 19, 10] (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 278, 288, 289; 7. 279 Иоанна II — Служебник Канонник и Паремейник (там же. 6. 287, 304 Савв. Указат. 251 Евфимия — Октоих и пять книг месячных Миней за январь февраль апрель июнь и ноябрь (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 294–296; 7. 275 Опис. Румянц. муз. 395 Например, при владыке Новгор. Алексии упоминаются переписчики «владычень паробок Микула», «владычень паробок Семеон», «владычень писец Филица» (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 279, 289; 7. 279 при владыке Иоанне — дьяк Василий и священник Феодор (там же. 6. 287 Савв. Указат. 251 при владыке Евфимии — игумен Перыня монастыря Дионисий и диаконы Диомид и Иоанн (Извест. Там же. 6. 295, 296 Еще прежде, и именно в 1270 г., переписал в Новгороде Евангелие Георгий, сын попов (Опис. Рум. муз. С. 172 В Кирилло-Белоезерском монастыре перепискою книг для обители занимались иноки Христофор и Мартиниан (Варлаам. Обозр. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 2 При перечислении книг, пожертвованных князем Владимиром Васильковичем в церкви, летописец не раз замечает: «Сам же списал бяше» (П. собр. р. лет. 2. 222 А какой-то писец Захария на списанной им Псалтири в 1296 г. сделал пометку, что он на своем веку много переписал святых книг, занимаясь этим издетства до старости (Горск. Опис. Синод. библ. 1. 184

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

К-5349. Л. 78). Корпус песнопений князьям-страстотерпцам уже по спискам XII в. состоит из 24 стихир, 2 канонов, 3 кондаков с икосом, седальна и светильна. Мн. песнопения обнаруживают зависимость от СЧ в его первоначальном составе 70-х гг. XI в. (Поппе) или даже в его редакции после 1115 г. (Е. В. Антонова). Количество и состав стихир (3 группы подобнов на хвалитех) показывают, что этот гимнографический корпус отражает не одну, а 3 службы, т. е. на праздники, установленные как при митр. Иоанне I (в 40-х гг. XI в.), так и в 1072 и 1115 гг. В Минее 1-й пол. XII в. автором службы Б. и Г. назван митр. Иоанн (I или II?) (РГАДА. Ф. 381. 122. Л. 111 об.). Стихиры святым Борису и Глебу. Стихирарь. XII в. (РНБ. Соф. 384. Л. 100 об.) Стихиры святым Борису и Глебу. Стихирарь. XII в. (РНБ. Соф. 384. Л. 100 об.) Во всех сохранившихся Стихирарях домонг. периода песнопения Б. и Г. помещены под 24 июля. Под 2 мая известен лишь кондак «Мученика Христова». Наиболее ранние списки служб на 2 мая относятся к кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304. 22 и Ф. 113. 3), однако они не содержат новых стихир. Специальные стихиры на 2 мая помещены в Минее служебной XV в. и, по-видимому, связаны с творчеством Пахомия Логофета , их нотированные образцы появляются в Стихирарях со 2-й пол. XVI в. Состав песнопений, посвященных Б. и Г., со временем менялся, в частности в XV-XVI вв. исчезли тексты, в к-рых упоминался Святополк. В Минеях (СТ) служба Б. и Г. есть только 24 июля, она помещена после службы мц. Христины (Июль. Л. 181-191). В Типиконе их память отмечена как полиелейная. В Минее служба бденная (содержит полный корпус песнопений малой вечерни). Тропарь 2-го гласа: «              » (в Типиконе 1610 г. указываются 2 тропаря - 2-го гласа на великой вечерне, а на малой - тропарь 4-го гласа «        »). Канона 2: 1-й 4-го гласа (ирмос: «      », нач: «        »), 2-й 8-го гласа (ирмос: «        », нач.: «              »); они предваряются воскресным каноном Божией Матери 2-го гласа. Кондак, глас 3-й «          ». В Минеях (МП) под 2 мая помещена полиелейная служба Б.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010