572 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 252. 573 Цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, сс. 184. 574 Цит. по: Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 131. 575 Цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 205. 576 цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.2, М., 1996, сс. 186. 577 блаж. Иероним. Письмо 81. К Паммахию и Маркелле.//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 381. 578 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255. 579 см. Ориген. О началах. Рига, 1936, с. 102. 580 Denis M. J. De la philosophie d’Origene. Paris, 1884, p.191. 581 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, р. 23. 582 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 32. 583 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 32. 584 Свящ. Г. Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 41. 585 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4).//Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 31. 586 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 17.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

205(213). Без надписи 115(120). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 116(121). К Феодоту, епископу Никопольскому 247(255). К Биту, епископу Карров 127(132). К Аврамию, епископу в Ватнах 245(253). К антиохийским пресвитерам 246(254). К Пелагию, епископу Лаодикии Сирийской 248(256). К монахам 235(243). К италийским и галльским епископам 189(197). К Амвросию, епископу Медиоланскому 212(220). К клиру в Верии 213(221). К жителям Верии 214(222). К халкидянам 169(176). К Амфилохию, епископу Иконийскому 375, июнь – июль 215(223). Против Евстафия Севастийского 216(224). К Генефлию, пресвитеру 217(225). К Димосфену от лица Церкви 375, лето 121(126). К Атарвию 375, после сентября 193(201). К Амфилохию, епископу Иконийскому 126(131). К Олимпию 167(174). К вдове 375, конец года 219(227). К клиру в Колонии, утешительное 220(228). К градоправителям в Колонии 221(229). К никопольскому причту 222(230). К градоправителям Никополя 223(231). К Амфилохию, епископу Иконийскому 218(226). К подведомственным ему подвижникам 375 или 376 155(160). К Диодору 191(199). К Амфилохию, о правилах 118(123). К Урвикию, монаху 185(193). К Мелетию, первому врачу 194(202). К Амфилохию, епископу Иконийскому 376, начало года 229(237). К Евсевию, епископу Самосатскому 224(232). К тому же Амфилохию 225(233). К тому же Амфилохию 226(234). К тому же Амфилохию 227(235). К тому же Амфилохию 228(236). К тому же Амфилохию 230(238). К никопольским пресвитерам 232(240). К никопольским пресвитерам 240(248). К Амфилохию, епископу Иконийскому 376, до лета 195(203). К приморским епископам 196(204). К неокесарийцам 197(205). К Елпидию, епископу 198(206). К Елпидию, епископу, утешительное 199(207). К неокесарийским клирикам 200(208). К Евланкию 376, середина года 231(239). К Евсевию, епископу Самосатскому 376, раннее лето 202(210). К неокесарийским ученым 203(211). К Олимпию 204(212). К Иларию 376, позднее лето – ранняя осень 206(214). К Терентию, комиту 376, осень 207(215). К Дорофею, пресвитеру 208(216). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

10 . Обзор церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада за июль, август и сентябрь 1874 года. Ibid. 1874, III (отд. II), 12, 641–684. —14— 11 . Апологетический труд Феодорита Кирского . Ibid. 1875 I (отд. I), 4, 317–349. 12 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1875. III (отд. II). 2, 109–122; 3, 191–212; 4, 289–321:7. 413–435:8, 525–558; 9, 590–617:11. 705–728; 12, 755–780. 13 . Старокатолический синод 19 мая в Бонне. Ibid. 1875, III (отд. II), 7, 436–447. 14 . Сербский церковный конгресс в Австрии. ibid. 1875, III (отд. II), 8, 515–524. 15 . Весенние конференции пасторов евангелической церкви в Германии. Ibid. 1875, III (отд. II), 9, 618–627. 16 . Речи Деллингера, произнесенные на Боннской конференции. Ibid. 1875, III (отд. II), 10, 669–690. 17 . К истории христианских гимнов на Западе. I. Гимны Амвросия. II. «Повседневные» гимны Пруденция. Ibid. 1876, I (отд. I), 1–2. 78–97; 3, 166–187. Тоже. Отдельный оттиск. Москва, 1876. Стр. 41. 18 . Состояние инославных христианских обществ на Западе в 1875 году. Московские Епархиальные Ведомости. 1876, 8. 61–63; 9, 70–72. 18а. Тоже. Отдельный оттиск (Религиозная жизнь в инославных религиозных обществах Запада в 1875 году.) Москва, 1876. Стр. 19 . Современное положение главнейших религиозных обществ на Западе и чрезвычайный генеральный синод евангелической церкви. Чт. О. Л. Д. II. 1876, III (отд. II), 1. 38–48. 20 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1876, III (отд. II), 4, 175–204; 5, 330–348; 6, 400–415; 7, 417–424; 9, 480–494; 10, 509–532. 21 . Судьбы старокатоличества. Ibid. 1876, II (отд. I), 7, 112–119. 22 . Старокатолические синоды: Германский в Бонне и Швейцарский в Ольтеие. ibid. 1876, (отд. I), 7, 120–136. 23 . Старокатоличество и вопрос о реформе церкви. Ibid. 1876, II (отд. I), 9, 385–390. 24 . Из современной истории протестантства в Германии. Ibid. 1877. I (отд. I), 1, 114–128. 25 . В каком направлении старокатолики предполагают совершить реформу церкви? Ibid. 1877, I (отд. I), 5, 542–546.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2, стр. 116). С переходом юго-западного схоластического образования в северо-восточную Русь, туда проникли вместе с ним и воззрения схоластических ученых на употребление классических авторов, выразившаяся в литературе Петровского и последующего времени (напр. у проповедников Елисаветинской и Екатерининской эпохи). Ист. христ. просвещ. 187 Грамматическая школа, подобная Итонской, основанная в XVI веке. В основе всего преподавания в обеих поименованных школах лежат языки греческий и латинский (см. кн. Демото и Монтуччи, стр. 3–6). 188 Это положение весьма искусно проводилось в статье «Westminster Review», за октябрь 1852 г., озаглавленной: «Classical instruction. Its use and abuse» (Классическое обучение, его польза и злоупотребление им). Примечание Демото и Монтуччи, стр. 75. 191 Содержание этой сатирической поэмы см. в книге Л. Модзалевского: «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен». Спб. 1866. Стр. 327. 192 «Знакомство с писателями древности» – говорится в уставе Аквавивы, организатора школьной системы иезуитов – «должно иметь в виду лишь язык эллинов и римлян, усвоение которого образует стиль: ничего более и ничего далее» (см. цит. кн. Модзалевского, стр. 325). Ист. христ. просвещ. 193 Изложенные факты заимствованы из соч. Hippeau: «Общественное образование в Германии», стр. 121–131. 194 Выдержка взята из статьи: «Естественные науки, как орудие общего воспитания» («Беседа» за 1871 г., кн. XI, стр. 54–55). 195 Выражение Геттнера, которое он прилагает вообще к характеру сатиры Рабенера, поэта резонирующего и морализирующего, но довольно ограниченного в отношении ума и поэтического таланта. См. Геттнера «Историю всеобщей литературы XIII века». Том III. Пер. Пывина и Плещеева. Москва. 1872. Стр. 349. 199 Из статей, написанных в защиту классицизма, выдается также ст. доктора Дитча, (Dietsch): «Извлечение bp мнений иностранных ученых и педагогов о классических языках» в «Журн. мин. нар. просвещении» за июль 1871 г. 202 Этому требованию удовлетворяет северо-американская система общественного образования. На континенте же Европы и отчасти в Англии принята система так называемой бифуркации (раздвоения). Тоже самое и в нашем отечестве. 203 На этом основании во Франции реальные школы были названы, как мы видели выше, школами для второстепенного специального образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

32 Лукреций, О прир. вещ., ΙΙΙ, 204–206: Установили мы, значит, отныне, что духа природа (anima natura) Чрезвычайно подвижна, а вследствии этого ясно, Что состоит он из телец мельчайших (corporibus parvis), легчайших (ievibus) и круглых (rondis) Ср. Dieg. L. X, 66: – κα ξ τμων υτν (τν ψυχν) συγκεσθαι λεωττων κα στρογγυλωττων… 35 Опираясь на показания Диогена Лаэртийского, Роде пишет об этом в следующих выражениях: Da die Zertsreuung des Seelenatome nicht mit einem Schlage vollendet sein wird, so mag der Tod bisweilen nu rein scheinbarer sein, wenn viele, aber noch nicht alle Seelentheile entwichen sind. Daher auch, bei etwaiger Wiederansammlung neuer Seelenatomes, ναβωσις Todtengeglaubten vorkommen. (Psych., II 6 , S. 190–191, 3). Но хотя здесь речь идёт лишь о мнимой смерти, тем не менее важно самое направление мысли, которому суждено было, впоследствии, занять видное место в христианском освещении вопроса о воскресении Оригеном и его последователями. 36 О прир. в., ΙΙΙ, 371, пер. Рачинского. Здесь неудачно применено неясное слово «зачатки». В подлиннике: ...nequaquam sumere possis, Democriti quod sancta viri sententia point. corporis 39 Ibid., S. 179, 2. Впрочем это же пессимистическое воззрение свойственно и чистым материалистам. Так напр. у Лукреция: Всё, что согласно преданью, на дне Ахерона творится, То, несомненно, уже в самой жизни находится нашей (ΙΙΙ, 988). 41 Гомперц (См. Жизнепоним. греч. философов, 1912, стр. 40) признаёт связь пифагореизма с орфическими мистериями «бесспорным фактом». Того же мнения придерживается Целлер (Оч. ист. гр. ф., стр. 33 и 38) и Роде (Psych., ΙI 6 , S. 106). 43 Κα γρ σμ τινς φασιν ατ (τ σμα) εναι τς ψυχς ς τεθαμμνη εν τ παρντι, κα διτι α τοτω συμανες ν σημανη ψυχ κα τατη σμα ρθς καλεσθαι (Plat. Cratylus, 400C) 46 Ο. Willmann, Geschichte des Idealismus, Ι 2 , 1907, S. 82. Автор считает возможным прямо присвоить метемпсихозу название «фантастической версии» веры в воскресение (die phantastische Umbildung des Anferstehungsglaubens). Также см. у проф. Спасского «Эллин. и христ». (Бог. В. 1912, июль – авг., стр. 534).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ide...

—193— её трактатов о различных предметах (63 тракт.), о гемаре, хотя автор сам заключает, что в мидрашах, перечисленных в его кратких (?) замечаниях, имеется мало отношения к занимающему его вопросу о саддукействе (94). Да и вообще относительно раввинской традиции о саддукействе следует быть в высшей степени осторожным и не принимать показаний, идущих с враждебной стороны, с торопливой доверчивостью (96). Очевидно, автор старался подобрать и самые малые крохи, с какого бы стола они ни падали. Это старание привело автора впрочем к большой натяжке – относить к „основным историкам“ такие произведения, какие появились в IX и даже XIII христианском столетии (93). Глава II-я содержит „показания основных источников относительно „саддукейской ереси“ (101–246). Здесь автор говорит о названии и происхождении саддукейства, о догматических его особенностях, юридических, культовых; об отношении саддукеев к ветхозаветному канону и иудейской традиции, об общественном положении и нравственных качествах саддукеев (228). Довольно подробно рассматривает он различные мнения, напр., о названии и происхождении саддукейства, хотя и приходит к тому скудному результату, что на основании показаний основных источников нельзя вывести ничего определённого об обстоятельствах возникновения секты (116). Более ясности и определённости (хотя и не по всем пунктам) представляют вопросы о догматических, культовых и юридических воззрениях саддукеев. Много внимания посвящает автор критике мнения Моттербека по вопросу о том, считали ли саддукеи обязательным для себя только пятокнижие Моисеево, или принимали весь теперешний канон (191–227). Но здесь опять разбор свидетельства Флавия касательно вопроса не даёт никаких прочных оснований для вывода, что саддукеи признавали лишь одно пятокнижие (223). Эта нерешительность г. Хреновского в суждениях, казалось бы, могла быть поставлена на счёт автора, но это было бы несправедливо. В главе третьей он приводит мнения новейших исследователей относительно сущности и происхождения саддукейства и делает их оценку

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15-е † Преставление св. князя Владимира Равноапостального В жизни кн. Владимира было два периода, – период языческий и период христианский, и это не по одним наружным делам. Язычество столько же полно отразилось в его расположениях и делах, сколько полно открылась в делах его вера святая, небесная 190 . Рано лишась умной бабки своей св. Ольги, он остался на воле страстей языческой юности. В отце видел он только отважного воина, беспощадно лившего кровь человеческую для своей славы; сын рабыни, он подвергался насмешкам гордой Рогнеды и воспитал в себе мстительность. Так под надзором язычества воспитались в нём – мстительность, сластолюбие и жажда власти. В 970 г. получил он от отца Новгород. В 976 году Ярополк умертвил брата Олега. Страшась такого брата, Владимир ушёл за море и оттуда привёл с собой наёмное войско. Прежде всего принудил он гордую Рогнеду разделить с ним ложе, умертвил отца и братьев её. Потом пошёл с войском к Киеву. Ярополк ушёл в Родню; но, положась на обещание Блуда и Владимира, возвратился в Киев, – и был убит по воле Владимира. Став единодержавным князем России, Владимир с мечом в руке искал себе славы: завоевал Галицию, смирил Вятичей и Радимичей, победил Камских Болгар, вёл войну с Печенегами и распространил пределы власти своей от Буга до моря Балтийского. От шума бранных дел возвращался он к шуму пиров и – неудержимо предавался сладострастью. По примеру каганов Казарских, у него было, кроме 5 жён, до 500 наложниц. Но ужасное братоубийство, победы, купленные кровью, жизнь грязно-плотская не могли не падать и на совесть язычника, а тщеславие вызывало на то, чтобы казаться достойным известности. И Владимир, поставя перед своим теремом богов, приносил им тучные жертвы, даже проливалась перед ними кровь человеческая. После того как душа, чувствуя нужду в мире, искала и не находила покоя у идолов глухих и мёртвых, вдвойне тяжело стало Владимиру, – от страстей алчных, и от идолов пустых. Он стал припоминать теперь своё детство и наставления, которые слышал от бабки Ольги; те наставления разливали свет и покой; тревожной душе хотелось теперь снова послушать их 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Оно может быть напечатано с пользою. Только немногие выражения нашёл я нужным охранить от неправильного разумения. Что неопределённо сперва сказано о свободе совещаний, то после ограничено достаточно» 183 . А в PS митрополит Филарет приписал: «Впрочем, цензура властна рассуждать, как благоусмотрит» 184 . С такими ограничениями письмо о значении вселенских соборов и было напечатано в Творениях св. Отцев за 1858 г. ч. XVII, стр. 305–320 185 . Подобно тому от 11 января 1860 г. владыка писал ему же: «Посылаю вам две записки миссионеров. Не возьмёте ли в ваше издание? А естьли не угодно: возвратите мне. Примечательно ясное признание шамана, кем оно возбуждается» 186 . Здесь речь идёт о присланных от преосвященного архиепископа Камчатского Иннокентия (Вениаминова) по обычаю 187 к митрополиту Филарету двух записках, представлявших собою извлечения из журналов а) Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова с 1856 года по июль 1857 года и б) Нушагакского миссионера иеромонаха Феофила 188 за 1856 и 1857 годы. Обе записки и напечатаны были в Прибавлениях к Творениям св. Отцев за 1860 г. кн. I, ч. XIX, стр. 95–116. Упоминание о шамане заключается в записке о. Феофила 189 . Много и других подобных случаев можно было бы указать из переписки митрополита Филарета с архимандритом Сергием. А иногда митрополит Филарет не проповеди только, но и статьи свои помещал в Прибавлениях к Творениям св. Отцев. Так, в ректорство отца Сергия им напечатаны были статьи: О догматическом достоинстве и охранительном употреблении седмидесяти толковников и славенского переводов священного Писания, составленная ещё в 1845 году, а напечатанная в 1858 году 190 , и Значение церковной молитвы о соединении церквей, напечатанная в 1860 г. 191 Относительно этой последней статьи митрополит Филарет от 21 января 1860 года писал архимандриту Сергию: «Естьли хотите напечатать статью, напечатайте по прилагаемой редакции, потому что прежняя приспособлена к особенному случаю. Имени не надобно. Сличения с текстом литургии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Кроме журнальных статей перу В.С. Серебреникова принадлежат два капитальных историко-философских труда: Учение Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Магистр. дисс. СПб., 1892. 358 с 84 ; Лейбниц и его учение о душе человека. Док. дисс. СПб., 1908. 366 с 85 . По замечанию академиков Э.Л. Радлова, с. Платонова и Н. Марра, эти труды выделяются точностью, документальностью, фактической обоснованностью и строгим беспристрастием 86 . Опубликованные статьи в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Аффект» 1891. Т. 4. с. 523–524; «Спиритизм» 1900. Т. 61. с. 224–226; «Субъект» 1901. Т. 62. с. 888–890; «Эббингхаус» 1904. Т. 79. с. 105–106; «Экспериментальная психология» 1904. Т. 79. с. 285–295. В «Православной богословской энциклопедии»: «Душа» Пг., 1904. Т. 5. с. 130–139. Рецензии на книги: Вильгельма Вундта «Лекции о душе человека и животных»//Вопросы философии и психологии. СПб., 1895. Кн. 28. с. 372–375; Новая книга о философии Канта. М.И. Каринского «Об истинах самоочевидных»//Вопросы философии и психологии. СПб., 1894. Кн. 23. с. 404–423; Вениамина Снегирёва «Психология»//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1896. июль. с. 191–209; А.И. Бриллиантова «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены»//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1898. с. 469–491; И. Гобчанского «Опытная психология»//Вестник психологии. СПб., 1904. 7. В настоящее время в РНБ сохранились в литографическом виде лекции доцента В.С. Серебреникова по психологии за 1893/94 год, по которым он демонстрировал препарат головного мозга. Они были написаны, по-видимому, вскоре после его возвращения из учебной командировки. В приложении к ним приведены восемь таблиц с изображением важнейших органов нервной системы. " В первой таблице иллюстрируется «Мозговой ствол с мозжечком снизу и сверху». Во второй «Сагиттальный разрез головного мозга». В третьей «Головной мозг при горизонтальном разрезе, проходящем поверх мозолистого тела с открытыми передним и задним рожками бокового желудочка». В четвёртой «Животная нервная система: головной и спинной мозг». В пятой «Головной мозг при горизонтальном разрезе, проходящем через верхнюю часть хвостатых тел и зрительных бугров». В шестой «Элементы нервной системы: клетки, волокна и поперечный разрез мозговой коры; часть спинного мозга с точки зрения его развития». В седьмой «Ассоциационные пучки, видимые через излом коры правого полушария; органы внешних чувств: зрения и слуха». В восьмой «Схема путей Варолиева моста, мозжечка и большого мозга, и путей, идущих через мост и мозжечок. Вышеназванные таблицы с рисунками сделаны по Reicherty, Wundty, Laddy, Helmholtzy, Зернову и др. Студентами СПбДА Д. Тарунтаевым и А. Ширяевым» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

von Mittermaier, 1856. Bd. XXVIII, 163–206. Pitra, Des canons et des collections canoniques des l’église grecque, Paris, 1858 (Две послед. статьи по поводу издания Афинской Синтагмы). Hergenröther, Phothius. Bd. 1869. S. 69–143. (Das griechische Kirchenrecht der ersten neun Jahrhunderte, in Vering " s Archiv für kathol. Kirchenrechts. Bd. XXIII, 148, f). C. W. E. Heimbach, Recht im Mittelalter, in Griechenland in Monographien von Ersch und Gruber, Leipz. 1870. Bd. VII, 191–471. Maassen, Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande. Gratz. 1870. Азаревич, История Византийского права, 1876–77, Zachariae, Die griechischen Nomokanones, S.Psb. 1877 (Memoires de l’Academie de St.-Petensbourg, VII, serie. T. XXIII. 7). Проф. H. А. Заозерский, Никейский кодекс. Чтения в общ. любит. духовн. просвещ. М. 1862, I, 596–624. Происхождение и образование Византийского номоканона. Там же, II, 103–155. Синтагма в XIV титулов. Там же, 1883. 1, 327–361. (Неизвестного) Номоканон, патр. Фотия. Духовн. Вестник. Харьков, 1866, июнь и июль. Никодим Милаш, Номок. патр. Фотия. Киев. 1872. Zachariae, Ueber den Verfasser und die Quellen des (pseudo-photianischen) Nomocanon in XIV Titeln St.-Psb. 1885, Mémoires de l’Academie de St.-Petersbourg, VII serie. T. XXXII, 16). Заозерский, К истории номоканона в Византии и древн. Руси. Прибавл. к твор. Св. Отцев, 1886, LII 418–427. Архимандрит Никодим Милаш, О каноничиим зборинцима православие цркве. У Новом Саду, 1886. (Другие монографии указаны в соответствующих параграфах). По словам проф. Суворова (Курс, I, 254), «на Востоке с императорскими церковными законами случилось нечто подобное тому, что было на Западе с декреталами римских епископов, очевидная потребность руководствоваться теми и другими привела к составлению сборников, но вначале сборники императорских церковных законов на Востоке составлялись особо от канонов, в виде дополнений к чисто каноническим сборникам, позднее римские декреталы на Западе и императорские церковные законы на Востоке слились (sic) с канонами и вошли в состав канонических сборников, как их интегрирующая часть; таким путем возникали на Востоке т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010