31 июля 1764 г. Сильвестр, епископ переяславль-залесский, писал в Синод, что по новому расписанию в его епархию поступал из Тверской епархии г. Клин, находившийся в 37 верстах от Переяславля, а Можайск, отстоявший от него в 14 вер., отписан из Переяславской епархии в Крутицкую; Гжатская пристань в 39 вер, оставлена, по-прежнему, в Переяславской епархии. Словом, дальние города приписаны, а ближайший отписан. Кроме того, по Можайску с Гжатью в Крутицкой и Переяславской епархиях в расписании значилось 53 цер., между тем, по докладу епископа Сильвестра в 1755 г. по Можайску с уездом насчитывалось 60 цер., да в Гжатской десятине того же уезда 24 цер., а всего 84 цер. В г. Можайске было 9 цер., следовательно, по расписанию к Крутицкой епархии отходило из уездных только 5 цер., а всего 14. В Гжатской десятине из общего числа 84 цер. должно оставаться в составе Переяславской епархии 70 цер., а не 39 цер., как написано в расписании. Переяславский владыка недоумевал, как тут быть. По расписанию выходило, что 31 церковь Гжатской десятины оставалась вне всякой епархиальной подведомственности. Поэтому епископ Сильвестр спрашивал Св. Синод, сколько церквей следует еще отделить в Крутицкую епархию из Можайского уезда. 691 Еще больше недоумевал крутицкий архиепископ Амвросий (Зертис Каменский). Из его епархии в другие епархии отошло до 496 церквей, а именно в Воронежскую два города – Ливны с 97, а не с 95 церквами, как в расписании, и Чернавск – с 15 цер., в Смоленскую – Вязьма с 144 церквами, в Московскую 5 городов с 250 цер., так что старинных церквей в Крутицкой епархии осталось только 461 цер. Вместо отошедших церквей к ней приписано из Московской епархии 5 городов да Медынская и подмосковная Загородская десятины – всего 248 цер., помимо 14 можайских церквей. При этом Загородская десятина обозначена только двумя дорогами – Звенигородской и Боровской, о числе церквей в ней не сказано. По городу Можайску, вошедшему в титул крутицкого архиерея, из 46 церквей Можайской десятины к Крутицкой епархии приписано только 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

с 20.09.1831 по 14.05.1833 еп. Полоцкий и Витебский Венедикт (Григорович) епископ, рукоположен с 11.06.1833 по 14.11.1842 еп. Олонецкий и Петрозаводский Иустин (Михайлов) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 14.11.1842 по 11.08.1845 еп. Костромской и Галичский Нафанаил (Савченко) епископ, рукоположен с 26.08.1845 по 25.02.1850 еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии Христофор (Эммаусский) епископ, рукоположен с 25.03.1850 по 31.07.1856 еп. Вологодский и Устюжский Платон (Фивейский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 31.07.1856 по 15.02.1857 еп. Костромской и Галичский Агафангел (Соловьев) епископ, рукоположен с 31.03.1857 по 6.02.1860 еп. Вятский и Слободской Леонтий (Лебединский) епископ, рукоположен с 13.03.1860 по 20.12.1863 еп. Подольский и Брацлавский; †1.08.1893 Герасим (Добросердов) епископ, свт., бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 13.01.1864 по 24.06.1865 переименован еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Ладожские епископы С 24 июня 1865 года Герасим (Добросердов) епископ, свт., бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.06.1865 по 26.01.1866 еп. Самарский и Ставропольский Аполлос (Беляев) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 22.02.1866 по 13.12.1866 еп. Вятский и Слободской Палладий (Раев) епископ, рукоположен с 18.12.1866 по 15.07.1869 еп. Вологодский и Устюжский; † 05.12.1898 Павел (Лебедев) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 29.08.1869 по 23.06.1871 еп. Кишиневский и Хотинский Тихон (Покровский) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 16.08.1871 по 13.07.1873 еп. Саратовский и Сызранский Палладий (Ганкевич) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 28.09.1873 по 9.09.1876 еп. Тамбовский и Шацкий; †13.01.1893 Гермоген (Добронравии) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 9.09.1876 по 24.04.1882

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Были другие неудобства распределения отдельных тамбовских сел по соседним епархиям в 1749 году. Два вотчинных села Рязанского архиерейского дома, населенные еще м. Стефаном (Яворским) беглыми архиерейскими домовыми крестьянами на диких степях внутри Рязанской епархии, Малый и Большой Ломовисы, Тамбовского уезда (ныне Моршанского у.), отошли к Воронежской епархии. Между тем они стояли близко к Ламскому заказу Шацкого уезда Рязанской епархии – всего в 6 верстах; от Воронежа они, напротив, были очень далеко. Раньше того, сначала в Синодальную область, а затем в Суздальскую епархию из Рязанской епархии отошли вотчины Новоспасского монастыря села Шацкого уезда – Спасское, Введенское и Козмодемьянское. Сверх того, по последнему проекту о средствах содержания Тамбовской кафедры в Тамбовскую епархию отходил Чернеев Никольский монастырь. Значительные лишения заставили преосвященного рязанского Димитрия (Сеченова с 21 июня 1752 г. – 22 апреля 1757 г.) просить (в апреле 1757 г.) оставить в Рязанской епархии, по крайней мере, домовые вотчинные села Большой и Малый Ломовисы только по духовным делам. 2 июня того же года Св. Синод исполнил его просьбу. Впрочем через 8 лет, 3 октября 1765 г., когда были отобраны церковные вотчины, оба села с двумя церквами были приписаны к Тамбовской епархии. 624 Кстати заметить, что в 1749 г. синодальный домовый Яблонов Троицкий монастырь в Лебедянском уезде отписан был к Рязанской епархии, хотя по росписи 1744 г. он был отнесен к Тамбовской. 625 Рязанская кафедра при распределении тамбовских городов не получила ни одного города, хотя была ближайшей к Тамбову. Это объясняется тем, что в ней, как увидим ниже, без того было двадцать городов, занимавших обширную центральную территорию. Воронежская кафедра, потеряв Вольское войско, из возобновляемой Тамбовской епархии временно получила всю южную часть её территории во главе с кафедральным городом Тамбовом и его обширным уездом, расположенным по бассейну рек Цны и Вороны. По окладным книгам бывшего Синодального Казенного Приказа за 1753 год новые места составляли в Воронежской епархии 10 заказов и одну десятину, а именно: Тамбовский городской заказ – с 40 данными церквами, Кривополянский – с 23 цер., Ракшинский – 19 церквей, Крюковский – 31 цер., Залесный, что на реке Вороне – 19 цер., Саватимский – 11 цер., Козловский городской заказ – 71 ц., Ворецкий – 16 цер., города Доброго – 28 цер., Борисоглебскую десятину с 11 цер. и г. Раненбурга – 19 цер. 626 Нужно заметить, что г. Раненбург не назван в числе тамбовских городов по росписи 1744 года, но раньше он входил в состав прикрытой Тамбовской епархии. Возможно, что в 1749 г. он состоял в Козловском уезде, так как в г. Козлове с уездом в 1744 г. показано 110 церквей, при этом раненбургская Петропавловская пустынь названа в числе тамбовских монастырей. 627

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

верст. Епархии: литовская, могилевская, минская и витебская, приписываемые к округу одного же духовного суда, имеют 54 уезда и занимают 266.345 кв. верст, не считая при этом долженствующей сюда же принадлежать варшавской епархии. Епархии: харьковская, воронежская и донская имеют 30 уездов и занимают пространство в 242.173 кв. версты. Все эти пространства таковы, что только одним точным их показанием, без дальнейших разъяснений, возможность и состоятельность мысли об учреждении окружных судов взамен судов епархиальных в каждой епархии – подвергается сильнейшему сомнению. Почти каждая епархия наша обширнее целого Греческого королевства (44.044 кв. версты), имеющего 24 епархии и 24 епархиальные суда. В „Московских ведомостях” осенью 1872 г. напечатан, очевидно сообщенный из сфер интересующихся делом, план разделения Русской церкви на восемь духовно-окружных судов. Эти восемь судов, будто бы, были предположены в городах: Киеве, Москве, С.-Петербурге, Вильне, Казани, Тобольске, Одессе и Тифлисе. К киевскому округу приписано будет 7 епархий, к московскому – 14, к петербургскому – 5, к Виленскому – 7, к казанскому – 10, к одесскому – 8, к тобольскому – 10 и к тифлисскому – 7. По этому разделу пространства духовно-судебных округов представляются в следующем виде: с.-петербургский духовно-судебный округ (без Финляндии, епархии: с.-петербургская, новгородская, псковская, олонецкая и архангельская) занимает пространство в 959.423 кв. версты; московский (епархии: московская, смоленская, калужская, тульская, рязанская, владимирская, ярославская, костромская, нижегородская, тверская, вологодская и воронежская) – в 818.944 кв. версты; киевский (епархии: киевская, волынская, черниговская, орловская, курская, харьковская и полтавская) – в 326.698 кв. верст; казанский (епархии: казанская, вятская, пермская, симбирская, самарская, саратовская, астраханская, пензенская, тамбовская, уфимская и оренбургская) – в 1.345.372 кв. версты; виленский (епархии: литовская, витебская, минская, могилевская, рижская, не считая варшавской) – в 348.398 квадратных верст; одесский (епархии: херсонская, кишиневская, подольская, екатеринославская, донская, ставропольская и таврическая) – в 442.044 квадратные версты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

В томе присутствует статья об Украинской Православной Церкви Константинопольского Патриархата, организатором и руководителем которой является бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко). Констатируется, что в настоящее время после создания ПЦУ КП данная организация все в большей степени маргинализируется. Украинскую тему продолжает также статья об Украинском экзархате, включавшем в 1921–1990 гг. епархии РПЦ в пределах Украинской ССР. Его история начинается с июля 1918 г., когда в Киеве прошел Всеукраинский православный церковный Собор, принявший проект Положения о церковном управлении на Украине. Особое значение имеет статья про Украинскую Православную церковь (УПЦ) Московской Патриархии, учрежденную 31 янв. 1990 г. вместо существовавшего в 1921–1990 гг. Украинского Экзархата РПЦ. На декабрь 2022 г. в УПЦ имелись 53 епархии, 12 148 приходов, к Церкви относились 262 монастыря. Следует отметить статью об Удмуртии, субъекте Российской Федерации, входящем в Приволжский федеральный округ. Интересно, что происхождение этнонима «удмурт» до сих пор представляется загадочным. В формировании этого этноса активно участвовали иранские, угорские, тюркские и славянские племена. В древности удмурты занимались рубкой леса, заготовкой древесины, смолокурением, углежжением, деревообработкой. В настоящий момент удмурты являются вторым по численности после мордвы финно-угорским народом в России. В отдельной статье рассказывается о недавно образованной Удмуртской митрополии РПЦ, состоящей из трех епархий. Том содержит статью об Ульяновской области, субъекте Российской Федерации в составе Приволжского федерального округа. Подробно рассказывается о ее истории, религиозном разнообразии, церковной архитектуре и художественном наследии. В 70-й том вошли материалы об Улан-Удинской и Бурятской епархии РПЦ, учрежденной в 2009 г. путем выделения из состава Читинской и Забайкальской епархии; Уманской и Звенигородской епархии УПЦ; Уманском викариатстве Киевской епархии, существовавшем с 1874 г.; Унгенской и Ниспоренской епархии Православной Церкви в Молдове; Уразовском викариатстве Воронежской епархии; Уральской и Ахтырской епархии РПЦ; Уральском викариатстве Самарской епархии; Уржумской и Омутнинской епархии РПЦ; Урюпинской и Новоаннинской епархии РПЦ, Усманском викариатстве Липецкой и Задонской епархии; Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии РПЦ; Уфимской епархии РПЦ; Унгро-Влахийской митрополии, православной Церкви, существовавшей на территории Валашского княжества (май 1359 — дек. 1864). Последняя статья станет бесценным подспорьем для всех занимающихся румынской историей.

http://radonezh.ru/2023/11/02/v-prodazhu...

В исполнение такового указа и с приложением одного печатного экземпляра оного, предлагаю консистории: 1) церкви Минской губернии, к Литовской епархии принадлежащие, перечислить в ведомство Минской епархии и отправить в консисторию Минскую все дела и документы, касающиеся тех церквей и их духовенства, а духовенству сему дать о том нужные предписания; 2) принять в ведомство Литовской епархии все церкви Минской епархии, состоящие по губернии Гродненской и Белостокской области, вытребовав из Минской консистории все дела и документы, касающиеся тех церквей и их духовенства; и 3) преосвященного Михаила, викария Литовской епархии, именовать отныне епископом Брестским и о том предписать всему духовенству Литовской епархии в нынешних её пределах. Святейшему Правительствующему Синоду, от 19 февраля за 124, о последовавшей высылке пяти иеромонахов из Тороканского монастыря в великороссийские монастыри В исполнение указа из Святейшего Синода, от 11 декабря прошлого года за 17932, честь имею донести, что иеромонахи: Гервасий Гринцевич, Арсений Вокульский, Тит Ильницкий, Викентий Шумилевич и Викентий Павловский, отправлены уже по принадлежности в великороссийские монастыри, первые три в 14 день истекшего января из Бытенского монастыря, а последние два в 17 день того же января из монастыря Тороканского. Радомысльскому благочинному Стефану Буткевичу, от 20 февраля за 129, с поручением ему получить в Киеве и доставить лично в Жировицы нужное количество св. мира для церквей Литовской епархии По распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, святое миро отпускаемо будет отныне для Литовской епархии из запасов, имеющихся при кафедре митрополита Киевского Как ближайшему от города Киева, предписываю вам сим, отец протоиерей, немедля после праздника Светлого Воскресенья явиться с сим предписанием в оный город Киев к преосвященному Иннокентию, викарию Киевской митрополии, и по распоряжению его преосвященства, получив следуемое для Литовской епархии святое миро, доставить оное лично во всей сохранности к преосвященному Михаилу, епископу Брестскому викарию Литовской епархии. Святейшему Правительствующему Синоду, от 23 февраля за 146, с просьбою об отпуске для Литовской епархии 600 антиминсов, вместо ветхих Униатских

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

— О чем и послать соответствующий указ. 5. Образовать в пределах Республики Бурятия Бурятскую митрополию, включающую в себя Улан-Удэнскую и Северобайкальскую епархии. 6. Главой Бурятской митрополии назначить Преосвященного Улан-Удэнского и Бурятского Савватия.   ЖУРНАЛ 7 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ  об образовании новой епархии на территории Курганской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Шадринского, Далматовского, Катайского, Щучанского, Шумихинского, Мишкинского, Юргамышского, Сафакульевского, Альменьевского, Каргапольского, Куртамышского, Целинного, Звериноголовского, Шатровского районов Курганской области — Шадринскую епархию, выделив ее из состава Курганской епархии. 2. Правящему архиерею Курганской епархии иметь титул «Курганский и Белозерский». 3. Правящему архиерею Шадринской епархии иметь титул «Шадринский и Далматовский» 4. Епископом Шадринским и Далматовским избрать протоиерея Василия Маштанова, клирика Волгодонской епархии. 5. Место наречения и хиротонии протоиерея Василия Маштанова во епископа, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 6. Образовать в пределах Курганской области Курганскую митрополию, включающую в себя Курганскую и Шадринскую епархии.   ЖУРНАЛ 8 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Смоленского и Вяземского Исидора с предложением образовать новую епархию на территории Смоленской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Вяземского, Гагаринского, Новодугинского, Сафоновского, Сычевского, Темкинского, Угранского, Холм-Жирковского районов Смоленской области — Вяземскую епархию, выделив ее из состава Смоленской епархии. 2. Правящему архиерею Вяземской епархии иметь титул «Вяземский и Гагаринский» 3. Правящему архиерею Смоленской епархии иметь титул «Смоленский и Рославльский» 4. Епископом Вяземским и Гагаринским избрать архимандрита Сергия (Зятькова), клирика Смоленской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4067547...

I. Краткий исторический очерк С.-Петербургской епархии 1 с 1770 г. до позднейшего времени (1770 –1883) I. Управление С.-Петербургской епархии Епархиальный округ В 1770 году Петербургская епархия состояла из двух провинций: 1) Петербургской, простиравшейся с одной стороны до Финляндии, а с другой – до пределов Новгородской и Псковской области; и 2) Выборгской, обнимавшей восточную часть Финляндии, от реки Сестры до Кюмени. В Петербургской провинции были города: С.-Петербург, Шлиссельбург, Рождествено (ныне село), Ямбург, Копорье и Кронштадт. В Выборгской: Выборг, Кекзгольм, Фридрихсгам, Вильманстранд, Пейшлот и крепости Давидова и Роченсальмская. В Финляндии было около пяти сельских приходов и, кроме их, к Петерб. епархии причислялись приходы Либелицкий и Иломанский, находящиеся в Шведской Карелии. В 1780–81 году, с учреждением Петербургской губернии, изменились границы Епархии, по церковному закону, повелевавшему согласовать церковное деление с гражданским. В это время к Петербургской епархии отнесены от Новгородской области некоторые монастыри и приходы Новоладожского, отчасти Гдовского, Тихфинского, Олонецкого и Новгородского уездов, а от Псковской – часть Гдовского уезда и Лугский. В 1809 году, с присоединением Финляндии до р. Торнео, к Петербургской епархии отошли православные жители, – торговцы и военные чины, поселенные в финляндских городах. В 1864 г. от Петербургской епархии отделена была к Рижской губерния Эстляндская. Вне пределов здешней губернии, к Петербургской епархии принадлежали православные церкви при заграничных миссиях, как в Западной Европе, так и на востоке – в Греции, Константинополе, Японии, Китае, Америке и пр. Кроме перемен внешних, округ Петербургской епархии изменялся во внутреннем составе, как от множества смешанных браков, так и от обращения в православие иноверцев, особенно протестантов. С переходом многих в раскол уменьшалось число членов прав. церкви, но с учреждением единоверия, эта убыль восполнялась. Правительственные учреждения и лица

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

При учреждении Нижегородского наместничества оно по способности отнесено к Ардатовскому округу. По справкам оказалось, что оно, действительно, от города Ардатова отстояло только в 8 верстах. Ближайшими селами к Майдану были села Владимирской епархии: Автодеево и Кужендеи в 8 верстах, Кудлеи в 5 вер., Малякса в 10 вер.; сел Тамбовской епархии по близости совсем не имелось. 1783 года 23 декабря Св. Синод отписал Чуварлеевский Майдан к Владимирской епархии. 721 Те же неудобства послужили основанием к отписке села Хилкова из Астраханской епархии в Тамбовскую. 7 июля 1787 года помещик села Космодемьянского – Хилкова, Тамбовского Наместничества Кирсановского округа, доносил Св. Синоду, что его село остается в Астраханской епархии, несмотря на дальность расстояния от епархиального города – 1500 верст. В отсутствие прежних владельцев туда поступил, будто бы, по собственному желанию священник, единственно из-за того, чтобы быть подальше от епархиального начальства. Об этом помещик генерал-майор Смирнов заметил только кстати; главное неудобство отдаленной епархиальной подведомственности его вотчины заключалась в том, что во время отлучки сельского священника, куда бы то ни было, в приходе некому было совершать христианские требы. Большие умирали без покаяния, дети без крещения, родильницы оставались без молитв. Пробовали приглашать соседних священников, но они, как состоящие в Тамбовской и Рязанской епархиях, не осмеливались исправлять требы в чужой епархии. Между тем, самые ближайшие церкви Астраханской епархии стояли от Хилкова во 100 и более верстах. Помещик на себе лично испытал неудобство зависимости его вотчины от Астраханской кафедры. Он задумал в своей вотчине вместо деревянной церкви построить каменную во имя Преображения Господня с приделом Косьмы и Дамиана. Генерал-помещик приготовил материал, навозил кирпичу, нанял мастеров, оставалось только получить архиерейское разрешение на постройку. Тут дело остановилось. В 1786 году послали в Астрахань к преосвященному Антонию прошение о разрешении постройки церкви. Не дождавшись ответа, в 1787 году послали другое прошение его преемнику Никифору, но ответа опять не было. Приведя столько резонов, майор Смирнов просил исключить его вотчину из Астраханской епархии. Св. Синод сам через Кирсановский уездный суд разрешил постройку церкви, а приход приписал к Тамбовской епархии, наведя справки через рязанского архиерея, так как в Тамбове не было архиерея. Дело, тянувшееся два года, кончено 10 января 1788 года. 722 Село Хилково тогда, кажется, было пунктом, где сходились три епархии – Тамбовская, Рязанская и Астраханская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Пока шла переписка с запросами и ответами, священник села Засецкого Леонтий Васильев просил епископа Никифора оставить его церковь в Астраханской епархии. Василий Леонтьев даже удивлялся и не знал, по какому праву майор Телегин просил приписать село Засецкое к Тамбовской епархии, когда у майора в селе не было ни одной крестьянской души. Прошение подлинником представлено в Синод. Однако Св. Синод нашел его не заслуживающим никакого уважения, а по поводу доношений астраханского архиерея заметил, почему владыка умолчал о расстоянии сел от Астрахани. Дальность расстояния, главным образом, имелась в виду при исключении сел из Астраханской епархии. Но не тут еще конец делу. Поднялся причт села Засецкого. Дьякон Александр Самсонов, дьячок Андрей Феодоров и пономарь Михаил Алексеев подали прошение прямо в Св. Синод с разъяснением, что отписка их села и церкви к Тамбовской епархии неудобна и для них обременительна. Дело в том, что они должны будут по епархиальным надобностям гонять подводы далеко в села Тамбовской епархии через близкие к ним села Астраханской епархии: Балашово – 10 верст, Тростянку священник которого исправлял требы в Алмазовом Яру –5 верст, Козловку – 11 верст и Инясево – 12 верст. Если нельзя их, дьякона, дьячка и пономаря, оставить по-прежнему вместе с селом Засецким в Астраханской епархии, то все трое просили перевести их на другие места Астраханской епархии. Священника Леонтия Васильева в это время в селе уже не было; он бежал неизвестно куда. Прошение клириков, во главе с дьяконом, признано «недельным» и оставлено без последствий, что и отмечено по поводу его в деле 22 августа 1793 года. 855 30 июня 1796 года генерал-майор Кормилицын просил Св. Синод отписать от Рязанской епархии и приписать к Тамбовской его вотчинное село Новоархангельское-Коноплянка тоже, Тамбовского наместничества, Кирсановского уезда, отстоявшее от Рязани в 500 верстах, от Тамбова в 90 вер.; кругом его находились села Тамбовской епархии. Св. Синод только 23 августа 1798 года исполнил просьбу Кормилицына. 856

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010