ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Архангельской епархии : протоиерея Николая (Родимова; 1856 — 10 января 1938); от Йошкар-Олинской епархии : протоиерея Николая (Рюрикова; 1884 — 18 июня 1943); от Московской епархии : протоиерея Мирона (Ржепика; 1885 — 13 сентября 1937), протоиерея Петра (Рождествина;   1879 — 27  мая   1939),  протоиерея Владимира (Смирнова; 1877 — 10 декабря 1937), диакона Евгения (Никольского; 1886 — 26 февраля 1938), послушницы Евфросинии (Тимофеевой; 1881 — 5 ноября 1942), Василия (Петрова; 1882 — 15 января 1942), Анны (Четвериковой; 1873 —2 марта 1940); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Пафнутия (Костина; 1866 — 20 января 1938), иеромонаха Лаврентия (Левченко; 1893 — 25 октября 1937), иеромонаха Серафима (Гущина; 1872 — 23 ноября 1937), иеромонаха Рафаила (Тюпина; 1886—11 декабря 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.   ЖУРНАЛ   В заседании Священного Синода под председательством Патриарха — СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о необходимости образования на территории Молдовы еще одной епархии: «Прошу Ваше Святейшество и Священный Синод Русской Православной Церкви благословить открытие в Кишиневско-Молдавской Митрополии (Православная Церковь в Молдове) еще одной епархии. Для открытия новой епархии имеется все необходимое для существования и деятельности епископа. Предлагаю открыть новую епархию с центром в г. Бельцы, в котором действуют 9 церквей и 3 строятся. В состав епархии включить храмы г. Бельцы и районов Глоденъ, Сынжерей и Фэлешть, выделив из состава Кишиневской епархии. Всего в епархии будет 84 прихода, из которых 12 городских. Прошу избрать правящим архиереем для новообразованной Бельцкой епархии архимандрита Маркелла (Михэеску)». Вопрос об открытии новой епархии 12 июля 2006 г. обсудили на заседании Синода Православной Церкви в Молдове. Все архиереи высказались — за.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203735...

311 . Моцок Георгий Александрович – Ходатай по делам – По иэбранию – Мирянин от Кишиневской епархии – 45 – Уездное училище. – Аккерман, Бессарабской губернии. (Сложил полномочия Члена Собора). 312 . Мрочковский Константин Иванович – Полковник в отставке – По избранию – Мирянин от Оренбургской епархии – 63 – Военное училище – Челябинск. 313 . Надеждин Александр Иванович – Крестьянин – По избранию – Мирянин от Новгородской епархии – 53 – 2 класса реального училища – Д. Большое Ново, Череповецкого уезда, Новгородской епархии. 314 . Назарий – Архиепископ Херсонский и Одесский, уволен на покой и назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве, председатель Отдела о церковно-приходских школах – По должности, а по увольнении на покой, по особому постановлению Собора – 67 – Кандидат богословия – Москва. 315 . Назарий – Епископ Алатырский, викарий Симбирской епархии, Управляющий Енисейской епархией, а засим Епископ Енисейокий и Красноярский – По должности – 59 – Духовная Академия – Красноярск. 316 . Намнек Иоанн Иоаннович – Священник Лаудонской церкви, Венденского уезда – По избранию – Клирик от Рижской епархии – 36 – Студент духовной семинарии – С. Лаудон, Венденского уезда, Лифляндской губернии. 317 . Нафанаил – Епископ Архангельский и Холмогорский – По должности – 52 – Кандидат богословия – Архангельск. 318 . Недельский Владимир Климентович – Преподаватель Литовской Духовной Семинарии – По избранию – Мирянин от Литовской епархии – 48 – Кандидат богословия – Рязань. (Временно). 319 . Несмеянов Димитрий Архипович – Псаломщик Вознесенской церкви в г. Оренбурге – По избранию – Клирик от Оренбургской епархии – 36 – Кандидат богословия – Оренбург. 320 . Нестор – Епископ Камчатский и Петропавловский, второй викарий Владивостокской епархии, иачальник Камчатской духовной миссии – По особому постановлению Священного Собора – Клирик от Камчатского викариатства – 33 – Реальное училище и миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии – Петропавловск на Камчатке. 321 . Нечаев Михаил Андреевич – Диакон Богоявленской церкви в г. Керенске – По избранию – Клирик от Пензенской епархии – 39 – Духовное училище – Керенск, Пензенской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеромонах Ираклий — оптинский постриженик, назначенный на должность настоятеля Тихоновой пустыни Калужской епархии (1830–1835). Схиархимандрит Иринарх (Степанов; †1948)  — оптинский постриженик, впоследствии старец Щегловского монастыря Тульской епархии. Иеросхимонах Исаия (Лунев; †1883)  — оптинский постриженик (1852), нес послушание погребного. В 1875 году назначен настоятелем Лихвинского Доброго монастыря. Монах Каллист (Сергеев; †?)  — оптинский насельник (с 1852) и постриженик (1860). Нес послушание пономаря, просфорника и при больничной церкви. В 1863 году вместе с иеромонахом Акакием (Сергеевым) выбыл в Курскую Коренную пустынь. Архимандрит Макарий (†1839)  — постриженик Оптиной пустыни, назначенный на должность настоятеля Малоярославецкого монастыря Калужской епархии (1809–1839). Архимандрит Макарий (Струков; †1908)  — оптинский постриженик, впоследствии настоятель Можайского Лужецкого монастыря Московской епархии. Архимандрит Мелетий (Антимонов; †17/30 октября 1865) , родной брат преподобного Исаакия I Оптинского — оптинский постриженик, впоследствии подвизался в Тихоновой пустыни Калужской епархии, а затем в Киево-Печерской Лавре был экклесиархом Великой церкви. Иеромонах Мефодий — оптинский постриженик, назначенный на должность настоятеля Тихоновой пустыни Калужской епархии (1803–1811). Иеромонах Мефодий — насельник Оптиной пустыни, назначенный на должность строителя Малоярославецкого монастыря Калужской епархии. Иеромонах Михаил — оптинский постриженик, назначенный на должность настоятеля Тихоновой пустыни Калужской епархии (1814–1816). Архимандрит Моисей (Красильников; †4/17 ноября 1895)  — оптинский постриженик, ученик преподобных старцев Льва и Макария, назначенный на должность настоятеля Тихоновой пустыни Калужской епархии (1858–1895) и благочинного монастырей Калужской епархии (с 1865). Схиархимандрит Никодим (Демутье; †7/20 февраля 1864)  — постриженик Оптиной пустыни, назначенный на должность настоятеля Мещевского Георгиевского монастыря (1842), а затем — Малоярославецкого монастыря Калужской епархии (1853–1864).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Глава восьмая Малороссийские и западнорусские епархии в XVIII в. Положение Киевского митрополита, после подчинения его Московскому патриархату в 1685 – 1686 гг. I. Киевская митрополия-епархия, её общий состав и границы в конце XVII и начале XVIII в. Протопии Борзенская, Глуховская и Конотопская: спор из-за них между киевским митрополитом и черниговским архиепископом. Укрепление их за Киевской епархией в 1691 г. II. Открытие Переяславского викариатства (коадъюторства) Киевской епархии (1700 г.); область ведения переяславского епископа. Постепенное освобождение переяславских епископов из-под власти киевских иерархов и преобразование Киевского коадъюторства в самостоятельную Переяславскую и Бориспольскую епархию (1733 г.). Состав Киевской епархии до 1764 г. Число церквей и монастырей в ней – собственных и заграничных. Попытка назначить викария киевскому митрополиту (1758 – 1762 гг.). Состав и пределы самостоятельной Переяславской епархии до 1764 г. Присоединение к ней Новосербии с крепостью св. Елизаветы и слободами (1756 г.) и двух протопопий – Крыловской и Новомиргородской (1756 г.). Неудачная попытка ген.-лейт. Хорвата учредить в Новосербии самостоятельную епископию с «единонациональным» епископом (1759 – 1762 г.). Состояние заграничной части Переяславской епархии. III. Черниговская и Новгород-Северская епархия. Постоянство её территории и состава. Неудачная попытка снова возвратить от Киевской епархии три протопопии. Число церквей и монастырей в ней. Состав малороссийских епархий в 1764 г. и после до 1775 г. Изменение состава Киевской и Переяславской епархий в 1776 г. в связи с образованием Славянской епархии (1775 г.). Устройство Новой Днепровской линии и падение новой Запорожской Сечи (1775 г.). IV. Белорусская (Могилевская) епархия, образовавшаяся в пределах России после первого раздела Польши (1772 г.). Гражданское и церковное устройство новоприсоединенной части Белоруссии. Губернии и епархии Псковская и Могилевская (Белорусская). Положение православных в пределах Польши после первого раздела ее. Мысль об открытии заграничной православной епископии с кафедрой в г. Луцке. Проект 1784 г. о переделе малороссийских епархий, соответственно губернскому делению. Упразднение самостоятельной Переяславской епархии с перенесением епископской кафедры в Новгород-Северск, предположение учредить переяславское викариатство Киевской епархии. Осуществление проекта 1784 г. с изменениями его по указу 31 марта 1785 г. Заграничная Переяславская и Бориспольская епархия, коадъюторство киевское, с кафедрой в г. Луцке (1785 г.). Деятельность епископа Виктора (Садковского) на пользу православия в Польско-литовских областях. Его страдания – арест и освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Святейшего Патриарха из епархии во градех: в Галиче, в Севске, в Арзамазе. Новгородцкого митрополита из епархии во градех: на Колмогорах, в Каргополе. Казанского митрополита из епархии во граде на Уфе. Сибирского митрополита из епархии во градех: в Томску и в Енисейску, а в далних градех, на Лену в Дауры ис тех же епархий посылать от духовного чину архимандритов и игуменов или священников добрых и учителных для учения христианского закона и просвещения неверных, а епископом в тех далних городех ныне быть неудобно малолюдства ради христианского народа. Ростовского митрополита из епархии во градех: на Устюге Великом. Из Ростовской же и из Вологодцкой на Белоозеро с Пошехоньем. Рязанского митрополита из епархии во градех: в Танбове, на Воронеже. Крутицкого митрополита из епархии во градех? на Ливнях и с Навосилем. Белгородцкого митрополита из епархии во градех: в Курску. Коломенского архиепископа из епархии на Орле с Кромами. У митрополитов же из епархии Астараханского, Псковского, Смоленского, Нижегородцкого, у архиепископов: у Суздальского, у Тверского, из их епархий не ис чево быть вновь архиереом: епархии малоградны и расстоянием не далные. Вятскую епископию учинить архиепископию, а вновь прибавить архиерея не ис чево, потому что во градех церквей мало. На Колмогорах быти архиепископу, на Устюге Великом быти архиепископу, а в протчих градех вышеписанных быть епископом. (На особой четвертушке): А ис каких доходов тех новоученных архиереов соборные церкви и их архиерейские домы и архиерейские одежды также и причетников церковные одежды и всякая церковная утварь построить, как Великий Государь укажет, а из приписных монастырей, которые им будут даны, невозможно вскоре того управить и всякова доволства архиерейскова чина исполнить. На другом листе: И по сему писму быти вновь двум человеком архиепископом да 13 человеком епископом. А по листу, каков от Великого Государя, Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малые и Белые Росии Самодержца, послан к Великому Господину Святейшему Иоакиму, Патриарху Московскому и всеа Росии, Ноября в 27 день, не назначено быти архиереом: на Костроме, на Туле, в Белеве или в Колуге, в Темникове, на Луках Великих, на Городце, на Олонце, на Ваге, в Синбирску, на Саратове, на Лене, на Углече, в Торопце, во Брянску, в Вязме: в Кашине, у Соли Камской, на Кунгуре, на Алаторе, в Муроме 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

322 . Нечаев Тихон Николаевич – Псаломщик Никольской церкви в г. Белеве – По избранию – Клирик от Тульской епархии – 27 – Кандидат богословия – Белев, Тульской епархии. 323 . Нигровский Иоанн Павлович – Протоиерей, настоятель Спасо-Преображенской церкви станицы Атаманской, Астраханского уезда – По избранию – Клирик от Астраханской епархии – 57 – Студент духовной семинарии – Станица Атаманская, Астраханской епархии. 324 . Никандр – Епископ Вятский и Слободской, председатель Издательского Отдела, избран в заместители члена Священного Синода – По должности – 45 – Кандидат богословия – Вятка. 325 . Никодим – Епископ Гушский – Представитель Румынской церкви. 326 . Николин Иван Петрович – Преподаватель Вифанской Духовной Семинарии – Член Предсоборного Совета – 50 – Магистр богословия – Сергиев посад, Московской епархии. 327 . Никольский Алексий Николаевич – Диакон Михаило-Архангельской церкви с. Сорочинского, Бузулукского уезда – По избранию – Клирик от Самарской епархии – 29 – I класс духовной семинарии – С. Сорочинское, Бузулукского уезда, Самарской епархии. 328 . Никольский Евгений Павлович – Диакон церкви при губернской земской больнице в г. Казани – По избранию – Клирик от Казанской епархии – 38 – II класс семинарии – Казань. 329 . Никольский Николай Константинович – Ординарный академик Российской Академии Наук – По избранию – От Российской Академии Наук – 54 – Доктор церковной истории – Царское Село. 330 . Нифонтов Николай Иннокентиевич – Протоиерей, инспектор Якутской Духовной Семинарии – По избранию – Клирик от Якутской епархии – 50 – Кандидат богословия – Якутск. 331 . Ница Александр Феодорович – Директор Уфимской частной мужской гимназии – По избранию – Мирянин от Уфимской епархии – 46 – Кандидат богословия – Уфа. 332 . Новиков Андрей Прохорович – Священник единоверческой Свято-Троицкой церкви г. Екатеринбурга – По избранию – Ог единоверцев – 42 – Пермская псаломщическая школа – Екатеринбург. 333 . Новиков Петр Васильевич – Преподаватель Якутской Духовной Семинарии – По избранию – Мирянин от Якутской епархии – 29 – Кандидат богословия – Якутск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, главы Красноярской митрополии, с ходатайством об изменении границ Красноярской и Енисейской епархий. Справка: Митрополит Пантелеимон в рапорте на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ходатайствует о выделении из Енисейской епархии Эвенкийского района и передаче его в Красноярскую епархию, в связи с тем, что единственная возможность добраться до Эвенкийского района прямым авиасообщением — из г. Красноярска. Также митрополит Пантелеимон ходатайствует о выделении Большемуртинского и Сухобузимского районов из Красноярской епархии и присоединении их к Енисейской епархии. Данное предложение было выдвинуто на заседании Архиерейского Совета Красноярской епархии 14 января 2021 года Преосвященным епископом Енисейским и Лесосибирским Игнатием и поддержано Советом. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить Эвенкийский район Красноярского края в состав Красноярской епархии, выделив его из состава Енисейской епархии. 2. Включить Большемуртинский и Сухобузимский районы Красноярского края в состав Енисейской епархии, выделив их из состава Красноярской епархии.   ЖУРНАЛ 12 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина с просьбой об изменении титула епархиального архиерея Рыбинской епархии. Справка: Епископ Вениамин в рапорте на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла просит определить вторым кафедральным городом Рыбинской епархии вместо города Данилова город Тутаев, имеющий большую церковную значимость, в связи с нахождением здесь чтимых святынь, привлекающего многочисленных паломников и требующего по этой причине особенной пастырской заботы епархиального архиерея. При этом епископ Вениамин просит использовать в архиерейском титуле название города до 1918 года — Романов-Борисоглебск, объединяющее имена трех святых князей. Глава Ярославской митрополии, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим поддержал данное ходатайство. ПОСТАНОВИЛИ: Изменить титул епархиального архиерея Рыбинской епархии с «Рыбинский и Даниловский» на «Рыбинский и Романово-Борисоглебский».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5797267...

Впоследствии скоро был присоединён к новой епархии г. Клин, а некоторые из приписанных сёл сделались городами, например, Киржач и Покров. Таким образом, Переславскую епархию составляли: епархиальный главный город Переславль и ещё 3 города владимирской губернии, Александров, Киржач, Покров, 5 городов московской: Дмитров, Клин, Руза, Верея, Волоколамск и 1 смоленской – Гжатск, всего 10 городов. Таков состав городов переславской епархии, как видно из представленной выше карты, очень ясно показывает, что при формировании епархии не обращалось внимания ни на этнографическое отношение, ни тем более на административно-политическое. Нужно было облегчить трудность управления московского архиерея, отделить несколько городов от московской епархии и поставить епископов в тех городах, в которых они прежде были; Переславль оказался таким городом, и вот учреждается переславская епархия и Переславль делается кафедральным городом на самом краю епархии. Неудобство выбора Переславля в кафедральный город, впрочем, скоро было замечено. В 1753 году назначен был на переславскую кафедру архимандрит ставропигиального монастыря «Новый Иерусалим» Амвросий, и ему велено иметь пребывание в том монастыре и консисторию перевесть туда же: «потому что, – сказано в указе, – оный монастырь по положению своему в самой средине переславской епархии состоит, так и разстоянием ко всей оной епархии городам пред Переславлем поближе обретается». Из документов архива переславского Даниловского монастыря усматривается, что и другие епархии учреждались, не имея отношения к административному делению губерний, и состав епархий часто изменялся. Например, указом святейшего Синода от 28 мая 1788 года постановлено: «Крутицкой епархии не быть, калужскую присоединить к московской, переславской епархии не быть же, епископа переславскаго перевесть в коломенскую, именуя его Коломенским и Тульским, состоящие в оной епархии монастыри и церкви разделить по другим; Владимирскому епископу именоваться Суздальским и Владимирским», и «епархиею его», замечено в указе, «будет составлять уже вся Владимирская губерния»: вот когда ясно и точно обращено было внимание на соответствие епархиального деления городов с делением их по губерниям. Состав переславской консистории

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

По синодальному определению, Высочайше утвержденному, к его епархии отходило – 444 церкви, находившиеся исключительно в Архангельской и Олонецкой губерниях, хотя бы ранее они принадлежали к другим епархиям. Равным образом, церкви, входившие в состав объединенных епархий, но находившиеся на территории других губерний, должны были отойти в епархии, соименные губерниям. 797 Получив ведомости о церквах Олонецкой и Архангельской епархий, Св. Синод в своем определении о составе их оговорился, если окажутся еще какие-либо церкви, не показанные в ведомостях, то распределить их соответственно губерниям. И действительно, ни Архангельская, ни Олонецкая Консистории не знали по-настоящему, что должно входить в состав епархии епископа Вениамина. Оказалось, что из Вологодской епархии, кроме 10 церквей в Вытегрском уезде, должны отойти к Архангельской и Олонецкой епархии еще 23 церкви Олонецкой губернии – одна в Вытегрском уезде, 12 церквей Ладейнопольского уезда, поступившие туда из Новоладожского уезда, и 2 из Тихвинского уезда и сверх того 7 пустых церквей. Таким образом, в составе Архангельской и Олонецкой епархии оказалось не 444, а 467 церквей, из них 244 церкви в Олонецкой и 223 цер. в Архангельской губернии. Настоящий состав епархии, подведомый епископу Вениамину, определился только к 2-му июня 1788 года. 798 Тем же самым указом (15 марта 1787 г.), которым Архангелогородская и Олонецкая епархии соединялись в одну, учреждено было викариатство Новгородской епархии – епископство Старорусское. Викарием старорусским назначен Феофил (Раев), настоятель Хутынского монастыря. Он дан в помощь митрополиту Гавриилу, управлявшему обширной епархией и бывшему в постоянной отлучке из Новгорода. При викарии не положено особой Консистории, как это было у Олонецкого епископа на основании штатов 1764 года. Штатное содержание его, в количестве 1834 руб. 94 1 / 4 коп., поступало из новгородской казенной палаты, а ризница прислана из упраздненной Олонецкой епархии. 799 Гораздо сложнее оказалось дело о приведении Ростовской и Вологодской епархий в границы их губерний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Как бы то ни было, – во всяком случае остается несомненным, что до половины XIII в. пределы митрополичьей епархии были очень тесны и, может быть, ограничивались Киевом и некоторыми частями нынешнего Киевского Уезда. В период, подлежащий нашему рассмотрению, мы замечаем в этом отношении иное. Уже в конце XIII в. митрополиты, сохраняя за собою Киев и Киевскую область, приобрели еще обширную епархию в северо-восточной Руси, обнимавшую Владимир, Нижний Новгород, Москву и многие другие города. Вместе с этим и пределы собственно южной епархии митрополитов с самого начала рассматриваемого нами периода стали расширяться, и в XV в. Киевская митрополичья епархия была самой обширной из всех епархии. Это расширение пределов митрополичьей епархии происходило, прежде всего, чрез присоединение к области митрополита тех епархий, которые были закрыты по каким-либо обстоятельствами Так, после монгольского нашествия были закрыты епископские кафедры в Юрьеве и Белгородке, и епархии Юрьевская и Белгородская перешли в ведение митрополитов. В XV в. была закрыта Галицкая кафедра, и Галицкая епархия сделалась также участком епархии митрополита. Кроме этого пределы Киевской епархии в XIII–XVI вв. расширились вследствие присоединения в ней тех областей, которые в этот период сделались приобретением православия и для которых не было нужды открывать особых, самостоятельных кафедр. Таким образом вошли в состав митрополичьей епархии Вильна, Троки, Гродно и некоторые другие города. Митрополичью епархию в рассматриваемый нами период составляли те земли, из которых в XV и XVI вв. были образованы воеводства Виленское, Трокское, Новогрудское и Киевское. К митрополичьей же епархии принадлежали Подолия и Галичина во все то время, когда Галицкая кафедра оставалась закрытой. Частнее, пределы Киевской епархии в XIII–XVI вв. могут быть обозначены так. На севере и северо-востоке область митрополичьей епархии простиралась до пределов Виленского воеводства, которое заключало в себе нынешние уезды Виленский, Свенцянский, Ошмянский, а в последствии также Вилейский и Лидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010