Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИШХАНИ [груз. , от арм. главный], муж. мон-рь (30-40-е гг. IX в.- не ранее XVI в. и до XVIII в. с перерывами) и кафедра Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), культурно-лит. центр груз. исторической юго-зап. пров. Тао. Основан прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и свт. Саввой Ишхнели в Кларджетской пуст. Расположен в Тортумском ущелье, на правом берегу р. Олту (Олтиси), в т. н. Грузинской долине (близ Юсуфели, иль Артвин, Сев. Турция). Мон-рь воздвигнут на высоком плато, сохранились 2 церкви. На востоке от И. находится одноименная турецкая деревня Ишхан, на северо-востоке от нее - руинированная Ишханская крепость. Ишханское плато с 3 сторон окружено горами: на севере и востоке - Карьол (Кариели), на юге - Арафек, на юго-востоке - Ургюндюз. История Сведения об И. содержатся в груз. средневек. исторических материалах, а также в многочисленных эпиграфических памятниках кафоликона И. Об истории постройки кафоликона И. и об основании здесь обители и епархиальной кафедры стало известно после публикации Жития прп. Григория Ханцтели, осуществленной Н. Я. Марром в 1911 г. Житие было создано Георгием Мерчуле в 951 г. (Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчуле. 1911; 1963. Т. 1. С. 248-319; Он же. 1982. С. 107, 204; Он же. 1999. С. 253, 324). Прп. Григорий, считающийся возобновителем монашества в Грузии, в VIII-IX вв. подвизался в Тао-Кларджети, где он и его ученики основали много монастырей; прп. Григорий стал архимандритом 12 обителей Кларджетской пуст. В Житии рассказывается, что 1-я церковь в И. была построена в 30-х гг. VII в. арм. епископом-халкидонитом св. Нерсесом III Таеци (католикос Армении в 641-661/2). По мнению В. Джобадзе, этот храм был разрушен в 30-х гг. VIII в., во время нашествия на Грузию арабов под рук. полководца Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого) ( Djobadze. 1992. P. 192). Кафоликон мон-ря Ишхани. Общий вид Кафоликон мон-ря Ишхани.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Пархали Фото: Б. Кудава [Груз. ], ставропигиальный муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Ныне находится на территории, окормляемой Ахалцихской и Тао-Кларджетской епархией ГПЦ. Расположен в груз. исторической пров. Имиер-Тао (Юж. Тао), на левом берегу р. Пархалисцкали (Бархал-Чайы) (ныне в дер. Алтыпармак, иль Артвин, Турция). Из всего монастырского комплекса сохранились только кафоликон св. Иоанна Предтечи и на правом берегу Бархал-Чайы - 2 малые зальные церкви (одна из них датируется IX в.). История Кафоликон П. возведен между 961 и 973 гг., во время царствования Давида III Магистра (с 978 куропалат; † 1001). Имя зодчего - Теодорит (по др. прочтению, Тдрат (sic!)) - указано в рельефной надписи над юж. окном зап. фасада храма; над сев. окном сохранилась его рельефная фигура с высеченной письмом нусхури надписью: «Христе, помилуй Теодоре!» ( Такаишвили. 1952. С. 93; КГН. 1980. Т. 1. С. 305-306; Djobadze. 1992. S. 184). К 973 г. здесь уже действовал мон-рь. Первым настоятелем был «истинный пастырь и благодетельный св. отец Евфимий». При нем П. «и всему причту пархальскому» было преподнесено Пархальское I Четвероевангелие (НЦРГ. A 1453, 973 г.), переписанное для П. в мон-ре Шатберди (см. в ст. Пархальские Четвероевангелия ). В приписках к Четвероевангелию содержатся сведения о том, что о П. заботились также груз. царь Баграт II Регвени (959-994) и эристав эриставов Кларджети Сумбат III († 988) ( Такаишвили. 1909. С. 144-147; Он же. 1952. С. 94-95). Имена следующих настоятелей и нек-рых деятелей мон-ря содержатся в колофонах рукописей и надписях П. В нише сев.-вост. пилона, где находилось место настоятеля, сохранялось изображение ктитора с надписью «Христе Боже, помилуй пархальского настоятеля Авраама» ( Такаишвили. 1952. С. 99). Наиболее примечательной является надпись на 6-й и 7-й арках верхнего яруса юж.

http://pravenc.ru/text/2579120.html

С IX в. жизнь А. е. тесно связана с деятельностью 12 кларджетских мон-рей, основанных и обновленных архим. прп. Григорием Хандзойским , с чьим именем связано возрождение монастырского строительства и подвижничества в Тао-Кларджети. Позже титул архимандрита всех пустыней - анчели () - был присвоен Анчийскому епископу. В груз. источниках анчели занимал 3-е место среди епископов Тао-Кларджети - после Ишханского и Ацкурского архиереев («Распорядок царского двора») и 11-е место среди архиереев Грузии - между Ишханским и Тбетским архиереями («Порядок дарбазоба по случаю коронации царей»). Мцхетский Католикос не рукополагал на Анчийскую кафедру без письменного согласия игуменов всех 12 мон-рей ( Георгий Мерчул. Житие. Гл. 63. С. 136). По свидетельству Георгия Мерчула, Анчийские епископы были известны своими добродетелями: во время голода они насыщали небольшим количеством хлеба толпы алчущих. Анчели довольно активно участвовали в политических событиях страны. В 1028 г., во время правления груз. царя Баграта IV , визант. войска заняли юго-зап. регионы Грузии. Несмотря на то что многие из местной знати Тао и Кларджети приняли сторону Византии, церковные иерархи встали на сторону Баграта IV. Саба, еп. Тбетский, воздвиг крепость на границе своей епархии, собрал верных царю азнауров (вельмож) и организовал сопротивление, одним из активных участников к-рого был еп. Анчийский гимнограф Езра ( . С. 292), известный своим песнопением Воскресению Господню. В XIV-XV вв. светские власти княжества Самцхе-Саатабаго, стремившиеся к политической независимости, склонили на свою сторону мн. местных архиереев. Последние не признавали верховенства Мцхетского престола и хиротонию получали из рук Ацкурского епископа (мацкверели), а сам мацкверели - непосредственно от Антиохийского Патриарха. Однако Мцхетским Католикосам (до полного завоевания этого края Турцией) нередко удавалось сохранить единство Церкви, ставя во главе епархий Самцхе-Саатабаго верных себе людей или добиваясь покаяния от «заблудших». Так, из документа 2-й пол. XV в. известно, что еп. Анчийский Керобин (Абелисдзе) дал Католикосу Давиду IV «клятву верности» в знак покаяния за отклонение от Мцхетского престола ( . Т. 3. С. 218-220).

http://pravenc.ru/text/75558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИШХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] (IX-XVII вв.), Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) с кафедрой ишхнели (Ишханского архиерея) в монастыре Ишхани (в с. Ишхан, иль Артвин, Сев. Турция). Географическое положение Вид на кафоликон мон-ря Ишхани Вид на кафоликон мон-ря Ишхани Сохранилось позднее историческое описание территории И. е. В источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства в Самцхе-Саатабаго» территории И. е. определены так: «По эту сторону Гурджибогази, весь Тортоми, ниже Таоскари, по эту сторону верхней части Артануджи называвшийся Сакрулави; а по ту сторону (р. Чорохи.- Авт.) по эту сторону горы Орджохи, все Сакавкасидзо, по эту сторону Испир-Трапезундского хребта» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245; Бакрадзе. 1878. С. 83). Груз. историк XVIII в. Вахушти Багратиони в соч. «История царства Грузинского», в главе «Описание выдающихся мест Самцхе-Саатабаго», опираясь, вероятно, на документ «Подвластные католикосу...», описывает территории И. е. следующим образом: «Выше Артвин соединяется с Чорохи ущельем, выходящим с горы Тортом-Испири, и идет к востоку. На берегу стоит Ишханская крепость, довольно твердая, огромный и прекрасно выстроенный купольный храм. Здесь восседал епископ, пастырь Испири, Тортоми, Байбурди, до Трапезундской горы, а ныне пустует» ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 681). Ишханская епархия Ишханская епархия Гурджи-Богаз (Гюрджюбогазы), или «Грузинский проход», находился у истоков р. Евфрат (Карасу); «весь Тортоми» (совр. Тортум) занимал территории ущелья р. Тортум в Имиер-Тао; «ниже Таоскари» - земли по нижнему течению р. Олту, сев.-вост. часть Амиер-Тао. Таоскари (совр. Тавскер на р. Салачур, правом притоке р. Олту) и его окрестности принадлежали Банской епархии . На севере И. е. включала часть Кларджети («по эту сторону верхней части Артануджи называвшийся Сакрулави») до области Артануджи. «Горой Орджохи» назывался хребет между реками Бархал и Мургул. «Сакавкасидзо» - феодальное владение рода Кавкасидзе с центром в Отхтаэклесиа . Т. о., земли в среднем течении р. Чорохи (Чорух) и ее правом притоке Бархал (провинции Пархали и Асиспори в Имиер-Тао) также входили в состав И. е. На юго-западе территория И. е. охватывала провинцию Спери (Испир и Байбурт, лежащие «по эту сторону Испир-Трапезундского», т. е. Лазистанского хребта) в верхнем течении р. Чорохи ( Мусхелишвили. 1980. Т. 2. С. 165-168; Атлас истории Грузии. 2003. С. 55).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ОСИОС ЛУКАС действующий муж. мон-рь, расположен в Центр. Греции в Беотии, недалеко от ее границы с Фокидой, принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской Православной Церкви ОСИОС МЕЛЕТИОС жен. действующий мон-рь, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви ОСОГОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Сарандапорский), во имя прп. Иоакима Осоговского обитель Кумановско-Осоговской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви (МПЦ) ОСТРОГ муж. мон-рь во имя свт. Василия Острожского Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ОШКИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАВЕЛ [Олмари Ирьё; Гусев Георгий] (1914-1987), архиеп. Карельский и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) (29 авг. 1960 - 15 сент. 1987), церковный писатель, музыкант ПАВЕЛ АНТИОХИЙСКИЙ [Булус ар-Рахиб аль-Антаки] (XII-XIII вв.?), еп. г. Сидон (Сайда, Ливан), правосл. арабоязычный богослов ПАВЛИН II архиеп. Антиохии (362-388), глава евстафианской (строго православной, никейской) общины этого города; противник свт. Мелетия I Антиохийского (360-381) ПАВЛИЦА (Нова-Павлица), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви ПАИСИЙ II († осень 1756), патриарх Константинопольский (20 нояб. 1726 - сент. 1732, авг. 1740 - май 1743, март 1744 - 28 сент. 1748, май/июнь 1751 - 7 сент. 1752) ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель ПАНАГИИ ПАММАКАРИСТОС МОНАСТЫРЬ посвященный Пресв. Богородице (Всеблаженнейшей) мон-рь в К-поле, выдающийся памятник средне- и поздневизант. архитектуры и живописи; ныне мечеть и музей Фетхие-джами в р-не Балат Стамбула383 ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры ПАПРАЧА муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Зворникско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121368_48.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ОТЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ионо-Отенский, Отенский Трехсвятительский и Николаевский), находился в Крестецком у. Новгородской губ. ОТТОН (ок. 1065 - 1139), епископ Бамбергский, католич. миссионер в балт. Поморье и креститель («апостол») слав. племени поморян, св. Римско-католической Церкви (пам. 30 июня) ОТТОН ФРАЙЗИНГСКИЙ [Отто Фрайзингенский] (ок. 1112 - 1158), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 сент.), епископ Фрайзинга (c 1138), средневек. историк ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг. ОШКИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ОЯТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Введено-Островский) женский монастырь (Тихвинской и Лодейнопольской епархии С.-Петербургской митрополии) ПАВЕЛ (нач. XVII в.- вскоре после 1654), еп. Коломенский и Каширский (17 окт. 1652 - апр. 1654), открыто выступил против богослужебной реформы патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) ПАВЕЛ (в миру Петр) († 9.09.1675), митр. Сарский и Подонский (1664-1675), местоблюститель Патриаршего престола (1665-1667, 1673-1674) ПАВЕЛ (Великодворский Петр Васильевич; 1808-1854), инок, деятель согласия старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ (Лебедь Петр Дмитриевич; род. 19.04.1961), митр. Вышгородский и Чернобыльский, викарий митрополита Киевского и всея Украины ПАВЕЛ (Машинин Пантелеимон Кузьмич; 1905-1980), архиеп. Новозыбковский, глава беглопоповцев (с 2002 Русская древлеправославная церковь (РДЦ)) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАВЕЛ IV (1476-1559; до избрания папой - Джованни Пьетро (Джанпьетро) Караффа (Карафа)), папа Римский (с 23 мая 1555)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_189.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архитектура МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) МРЕНСКИЙ СОБОР арм. храм в г. Текор (гавар Ширак, обл. Айрарат; ныне Дигор, Турция) в Вел. Армении, в 40 км от Карса НАКИПАРИ ц. во имя вмч. Георгия (сван.- Джграг) Местийской и Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви НЕА-МОНИ [Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в. НЕДЗВИ исторический муж. мон-рь с церковью (50-е гг. IX в.) - памятником груз. зодчества, наиболее крупной из известных трехцерковных базилик Грузии НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию НИКИТИН Николай Васильевич (1828-1913), рус. архитектор и реставратор, исследователь древнерус. зодчества, общественный деятель, академик Имп. АХ, член Православного миссионерского об-ва. НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) ОДЗУН церковь в одноименном поселке Лорийской обл. Республики Армения, возведенная в 40-х гг. VII в. (ранее датировалась кон. VI в. или 1-й пол. VIII в. ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) ОСИОС ДАВИД (мон-рь Латому, Латомон, Латомос, мон-рь прп. Давида), церковь в Фессалонике, в верхней части города, в р-не Ано-Поли; бывший кафоликон визант. мон-ря Латому ОТЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ионо-Отенский, Отенский Трехсвятительский и Николаевский), находился в Крестецком у. Новгородской губ. ОШКИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры

http://pravenc.ru/rubrics/123090_10.html

Анализ древнегруз. и древнеарм. источников позволяет предположить, что первоначально И. е. включала пров. Тао и юж. часть пров. Кларджети ( Чеишвили. 2007. С. 109-114). Распространение границ И. е. в сторону верхнего течения р. Чорохи произошло значительно позже, в 1-й пол. XIV в., когда Грузия отвоевала Спери у мусульм. владетелей. С севера И. е. граничила с Анчийской епархией вдоль Орджохских гор, южнее горы Дидубе и далее вдоль водораздельного хребта р. Артануджис-цкали. С востока и северо-востока по хребтам Сивридаг, Сивричайский и Топелу И. е. граничила с Банской епархией. С юго-востока И. е. от территорий Валашкертской епархии отделяли горы Каргапазары. На запад территории И. е. простирались до Лазистанского хребта, на юге доходили до водораздельного хребта рек Евфрата и Чорохи, где граничили соответственно с епархиями с центрами в Трапезунде и Неокесарии митрополии Понт Полемониакский , принадлежавшей К-польскому Патриархату. Церковная география данного края не была однородной. По документам нач. XVI в., провинция Пархали, а также монастыри Пархали и Ошки находились под властью мцхетского кафедрального собора Светицховели , т. е. Мцхетского (Восточногрузинского) католикоса. Помимо этого вассалами католикоса являлись тавады (князья) Кавкасидзе, Хахулари (центр владений Хахули) и Тухарели (центр владений Тухариси) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 335). Владения католикоса формировались постепенно начиная с кон. X в. Г. Чеишвили История Самое раннее упоминание о груз. племенах таохов (диаохов), издревле обитавших на землях, где будет основана И. е., содержится в древневост. (урартских, ассирийских) надписях XII-VIII вв. до Р. Х. ( Меликишвили. 1959. С. 114, 176; Он же. 1960. С. 424; Астахишвили. 1994. С. 21-29; Арутюнян. 2001. С. 503). В II-I вв. до Р. Х. эти земли вошли в состав расширившегося Армянского царства. Греч. географ Страбон пишет, что в 190 г. до Р. Х. «Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, увеличили войны Артаксия и Зариадрия... они расширили совместно свои владения, отрезав часть областей окружающих народностей, а именно... у иберов - предгорье Париадра (Спери), Хорзену (Тао) и Гогарену (Квемо-Картли)...» ( Strabo. Geogr. XI, 14, 5; Адонц. 1908. С. 62, 395; Мусхелишвили. 1977. Т. 1. С. 55-60).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Н. е. в древности Основание Н. е. связано с именем царя Грузии св. Вахтанга Горгасали . В сочинении историка XI в. Джуаншера Джуаншериани «Житие Вахтанга Горгасали» сказано, что царь основал 13 епархий, в т. ч. «посадил одного епископа... в Ниноцминде у подступов построенной Горгасалом Уджармы» ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 199; Он же. 2008. С. 100). Акад. И. Джавахишвили считал, что в этом месте речь идет о 3 епархиях: Уджармской, Карийской и Н. е. ( Джавахишвили. История народа. 1960. Т. 1. С. 339). Сведения об основании Н. е. св. Вахтангом также повторяет Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). Очевидно, кафедра ниноцминдели находилась в Уджарме до того момента, когда была основана Кацаретская епархия (до 506/7) - в источниках позднего времени Уджарма везде упоминается как кафедра Кацаретского (Самебского) архиерея. Уджарма при св. Вахтанге имела значение важного политико-административного центра, здесь находилась резиденция царя, что указывает на значение Н. е. в то время. В письме 607 г. католикоса Картли Кириона I арм. католикосу Аврааму I Албатанеци указано, что в ГПЦ того времени существовало 35 епархий. Их названия известны из ответного письма Авраама I того же года, где упоминаются участники Двинского Собора 505/6 г. (письмо вошло в сочинение арм. историка Ухтанеса, еп. Севастии, «История отделения грузин от армян»), однако они дошли в искаженном виде (Книга посланий. 1968. С. 97-98). В «Распорядке царского двора» среди 35 груз. архиереев имя ниноцминдели занимает 9-е место между Кумурдойским и Ишханским епископами (ПГП. 1970. Т. 3. С. 48). В грамоте 1597 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) сказано, что царь Кахети Леван (1520-1574) заново отстроил и украсил кафоликон мон-ря Ниноцминда и «назначил епископа, и пожертвовал села и дома» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 429; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 90). Возможно, разрушение кафоликона и упразднение Н. е. связаны с походами в Грузию в XIV в. Тамерлана . Известен ниноцминдели кон. X - нач. XI в. свт. Арсений Ниноцминдский - переводчик, книжник и каллиграф, который оставил архиерейскую деятельность и сначала удалился в мон-рь Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни , затем в груз. Иверский монастырь на Афоне (Хаханашвили. 1901. С. 21-22). Два ниноцминдели X-XI вв., Иоанн (или Иаков) и Стефан, очевидно внесшие особый вклад в восстановление мон-ря и имевшие особое значение в истории Н. е., упоминаются в 2 надписях на кафоликоне Ниноцминды ( Ингороква. 1927. 15, 249; Какабадзе. 1928. С. 67; Шанидзе. 1938. С. 24, 54, 56; Надписи ист. памятников Кахети. 1961. С. 118, 121; Кератишвили. 1969. С. 54; КГН. 1980. Т. 1. С. 316; Муравьёв. 1981. С. 222, 235; Каухчишвили. 1999. Т. 1. С. 33, 34. 2000. Т. 2. С. 299, 300).

http://pravenc.ru/text/Ниноцминдская ...

Общий вид Новая церковь была выстроена учеником и племянником прп. Григория еп. Ишханским (ишхнели) свт. Саввой (также Саба, Сабан), время деятельности которого определяется 30-40-ми гг. IX в. Прп. Григорий и свт. Савва оказались в окрестностях И., возвращаясь из паломничества в К-поль. Агиограф пишет, что им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нем, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана. Указан был им и путь, чтобы дойти туда, так как место то было недоступно для людей того времени» (Гл. 14). Добравшись до руин древней церкви, святые обрели там «духовное и телесное утешение». Спустя нек-рое время прп. Григорий отпустил свт. Савву восстанавливать И. и определил ему в помощь 2 учеников. Сын св. Ашота I царь Баграт I Куропалат (826-876) активно содействовал прп. Григорию в развитии церковной жизни в Тао-Кларджети, много жертвовал на нужды мон-ря Хандзта и постройку мон-ря Шатберди (Ени-Рабат). Узнав от прп. Григория об И., царь «обрадовался, поспешно написал письмо, отправил хороших людей и с честью пригласил» свт. Савву во дворец. Побеседовав со святыми, царь посетил И. и «очень полюбил ту местность... Божиею волею Савва сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на каферде его, которая многие годы была во вдовстве... вторично была церковь отстроена нашим блаженным Саввою при материальном попечении богочестивых царей» (Гл. 26). Тимпан юж. входа кафоликона мон-ря Ишхани Тимпан юж. входа кафоликона мон-ря Ишхани По заказу Ишханского еп. Илариона для И. в 973 г. был вычеканен Ишханский выносной крест (ГМИГ); в кон. X - нач. XI в. переписан сборник произведений (НЦРГ. А 35), содержащий сделанный прп. Евфимием Святогорцем перевод Патерика (подробнее о святынях И. см. в ст. Ишханская епархия ). В 1006 г. южнее кафоликона царь Тао Гурген II († 1008) выстроил в И. малую ц. во имя Богородицы. При Ишханском архиеп. Антонии (I), современнике царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072), было закончено строительство кафоликона И.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010