Не только высокое начальство, но и рядовые статистики, обыкновенные счетчики, заполнявшие переписные листы (их насчитывался 1 млн. 250 тыс.), подверглись жестоким наказаниям. Наказанных были тысячи по всей стране. (Забегая вперед, скажем, что повторная перепись 1939 года прошла без потрясений; численность населения была заранее определена; а вопрос о религиозности на этот раз просто отсутствовал.) Операция «Выборы» Выборы в Верховный Совет СССР по новой, вышедшей в 1936 году Сталинской Конституции, были назначены на 12 декабря 1937 года. Что двигало Сталиным, трудно судить, но впервые предполагались альтернативные выборы, готовились бюллетени с тремя кандидатами. Чтобы не произошло неожиданностей, к выборам, по мнению руководства страны, должны были быть допущены только верные режиму, проверенные люди. Грандиозные масштабы «зачистки» 1937-го были напрямую связаны с этими датами. Уже многое было сделано для нейтрализации возможных противников: прошел в 1936 году 1-й Московский процесс, 2-й – перешел на 1937 год, и арестованы фигуранты для 3-го Московского процесса. Были уничтожены почти все крупные политические деятели. В мае 1937-го состоялись открытые процессы над представителями высшего командования Красной Армии, обвиненными в «военно-фашистском заговоре», в число их входили три маршала из пяти, существовавших в то время. Начиная с февраля-марта разрабатывалась акция по истреблению менее опасных, но гораздо более многочисленных соотечественников – всевозможных «антисоветских элементов». Лимиты Напряженная работа чекистов в 1937 году сопровождалась многими награждениями. Еще перед началом чистки, как бы авансом, сотрудникам НКВД было вручено множество наград, в том числе, орденов Ленина, которые прежде давались в исключительных случаях. Как известно, тщательно подготовленная кампания по репрессированию, начавшаяся по всей стране 5 августа, должна была закончиться «в четырехмесячный срок», т.е. до декабря 1937 года (по полякам – в ноябре, по «харбинцам» – до 25 декабря). Причем в приказах НКВД, подписанных Ежовым, специально оговаривалось, что предложенные лимиты по 1-й и 2-й категориям могут быть уменьшены, но не могут быть увеличены.

http://pravmir.ru/operaciya-vybory-v1937...

Загорская, в. у. Иннокентий Никифоров 30 .11(13.12).1925–22.08(04.09).1928: Семипалатинская, в. у. 22 .08(04.09).1928–18(31).03.1936: Семипалатинская 18(31).03.1936–1938: Орловская Иннокентий Орфеев 08(21).11.1922–23.12(05.01).1925: Минусинская (обн.) 1925–1926: Енисейская (обн,), в. у. Иннокентий Поспелов 1928–1928: Яранская 1933–1934: Алатырская Иннокентий Пустынский 25 .06(08.07).1912–16(29).12.1916: Алма-Атинская 16(29).12.1916–03.1923: Ташкентская 1923–03.1923: Курская (обн.) 1924–1929: Киевская (обн.) 1929–1932: Архангельская (обн.) Иннокентий Тихонов 28 .03(10.04).1922–30.08(12.09).1930: Ладожская 30 .08(12.09).1930–06(19).09.1932: Благовещенская 19 .10(01.11).1933–03.1937: Старорусская 01 .1937–23.03(05.04).1937: Харьковская 23 .03(05.04).1937–1937: Винницкая Иннокентий Фигуровский 03(16).06.1902–04.1918: Переславль-Залесская 04 .1918–15(28).06.1931: Пекинская Иннокентий Ястребов 09 .1917–06(19).03.1918: Витебская (Полоцко-Витебская), паки 09 .1918– 1926: Витебская (Полоцко-Витебская), в третий раз 1926–1927: Ставропольская 06(?).1927–1927: Астраханская Иоаким Благовидов 27 .06(10.07).1921–1925: Алатырская 1928–04(17).12.1929: Ульяновская Иоаким Левицкий 13(26).08.1910–28.03(10.04).1918: Горьковская Иоаким Пухальский 1924–1925: Гайсинская (обн.) 1925–1926: Винницкая (обн.) 1926–1929: Артёмовская (обн.) 1929–01(14).12.1937: Сталинская (обн.) Иоанн Альбинский 29 .05(11.06).1922–1922: Подольская (обн.) 1923–1923: Владимирская (обн.) Иоанн Братолюбов 01(14).08.1923–10(23).07.1924: Березовская 10(23).07.1924–04(17).08.1924: Иркутская, в. у. 04(17).08.1924–03.1926: Воткинская 04 .1926–30.06(13.07).1927: Суздальская 30 .06(13.07).1927–14(27).02.1929: Шацкая 27 .02(12.03).1929–13(26).08.1930: Уральская 30 .08(12.09).1930–10(23).10.1931: Курганская 08(21).06.1942–06(19).11.1943: Сарапульская 06(19).11.1943–01(14).02.1945: Ижевская 01(14).02.1945–05(18).11.1948: Уфимская Иоанн Булин см. Николай Булин Иоанн Василевский 24 .09(07.10).1923–1927: Бронницкая 02 .1926–04.1927: Московская и Коломенская (Совет викариев), в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

15(28).06.1930–19.06(02.07).1931: Калининская (обн.) 19 .06(02.07).1931–10(23).11.1932: Ярославская (обн.) 1932–1932: Борисоглебская (обн.) Пётр Руднев 05(18).11.1928–28.09(11.10).1929: Загорская 11 .1928–1931: Дмитровская, в. у. 25 .09(08.10).1929–04(17).10.1933: Коломенская 04(17).10.1933–08(21).05.1935: Куйбышевская Пётр Савельев 20 .09(03.10).1923–22.07(04.08).1924: Стерлитамакская (обн.) 22 .07(04.08).1924–1924: Белебеевская 1927–28.10(10.11).1932: Сергачская 28 .10(10.11).1932–08(21).03.1933: Пятигорская 08(21).03.1933–03(17).04.1935: Моршанская 03(16).04.1935–14(27).01.1937: Кунгурская 03 .1935–14(27).01.1937: Свердловская, в. у. 14(27).01.1937–09.1937: Свердловская 03 .1936–09.1937: Пермская, в. у. Пётр Сергеев 12(25).03.1923–07(20).11.1923: Воронежская (обн.) 07(20).11.1923–01(14).05.1924: Гомельская (обн.) 01(14).05.1924–27.01(09.02).1925: Курская (обн.) 19 .02(04.03).1925–15(28).03.1925: Саратовская (обн.) 1925–1927: Тифлисская (обн.) 1925–1927: Сухумская (обн.), в. у. 20 .01(02.02).1927–: Закавказский митрополитанский округ (обн.), паки 1927–1932: Ростовская на Дону (обн.) 1934–07(20).10.1937: Азово-Черноморская (обн.) Пётр Соколов 18(31).03.1923–1923: Сердобская 1923–1928: Вольская 1923–1923: Астраханская, в. у. 1923–1923: Куйбышевская, в. у. 1923–1923: Уральская, в. у. 1923–1923: Пензенская, в. у. 1928–1930: Сердобская (?), паки 13(26).08.1930–05(18).09.1930: Могилевская 23 .08(05.09).1930–10(23).04.1935: Волгоградская 12(25).11.1935–10.1936: Воронежская Петровская Пётр Сысуев 21 .11(04.12).1922–17(30).03.1927: Омская (обн.) Пётр Турбин 31 .08(13.09).1942–1944: Тульская (обн.) Пётр Холмогорцев 1927–1932: Челябинская (григ.) 1932–1936: Свердловская (григ.) Пётр Нижегородской Слободы Пимен Белоликов 06(19).08.1916–1917: Салмасская 1917–1918: Алма-Атинская Пимен Пегов 12(25).02.1915–1918: Балтская 1918–1920: Каменец-Подольская, в. у. 1920–1922: Каменец-Подольская 1922–1924: Каменец-Подольская (обн.) 1924–1929: Харьковская (обн.) 1929–03(16).02.1935: Киевская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Параллели 1937 и 2021 года. Будем выкликать опричнину? Какие разборки нас ждут в новом году 29.12.2020 3000 К теме возвращения памятника Железному Феликсу, как символу разрыва с Западом и либерализмом, а также как бы условию воодушевления карательных органов, истосковавшихся по настоящей работе, прибавилась новая порция символизма. Календарь на 2021 год полностью совпадает с календарем 1937 года. Такое уже было в 1993 году, но в предстоящем совпадение куда как круче, так как в 1937 и 2021 году совпадает Пасхалия, что на символическом уровне намного важнее. Более того, пытливыми наблюдателями тут же замечено, что 1937 году предшествовал год принятия новой Конституции СССР , как и 2021 году предшествовало внесение изменений в Конституцию РФ. В общем, ожидания наведения порядка и живительного кровопускания врагам народа находят свои символические подтверждения. Чтой-то будет, братцы... Пора, страна устала от стагнации, ждём и хотим перемен. Но! Надо, конечно, посмотреть и правде в глаза - все эти параллели пока умозрительные. Так как по-настоящему крупные разборки, как и цивилизационные сдвиги, всегда нерукотворны. И секрет «большой чистки» 1937 года не в коварстве и организационных способностях Сталина, все единолично провернувшего. А в том, что к 37-му году выросло и стало доминировать в партийно-советской среде поколение коммунистов из народа. Революция подняла снизу волну тех, кто почитал Ленина как икону, но не переносил ленинцев (они же троцкисты и прочие право-левые уклонисты), как патриоты сейчас не переносят либералов. Не принимали они по духу продвинутых марксистов и даже не могли точно сформулировать за что, да и формулировать что-либо отличное от «Краткого курса истории ВКП(б)» к тому времени было уже небезопасно. Но именно эти крестьяне с партбилетами и стали двигателем общественных изменений в стране и традиционалистских трансформаций в морали «строителей коммунизма». А «большой террор» был лишь сбросом напряжения, которое чувствовалось задолго до 37-го года.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/29/pa...

В 1937 году председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение. «Довожу до вашего сведения, — писал он, — что в нашем Бормановском сельсовете работает… группа церковников, возглавляемая попом Завариным… Товарищ начальник НКВД, мне чего-то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а так же вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который в 1937 году распускал свою семью по селениям помиру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает». 28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии. «Весной 1937 года, — заявил он, — в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин… в деревне Мельцево среди колхозников говорил: “Православные миряне, лен не сейте — эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой… Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца — метр за большие рубли”». Отец Сергий был арестован 30 октября 1937 года во время богослужения. Священник поклонился прихожанам, благословил их и был выведен сотрудниками НКВД из храма. Арестованного привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его также арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей. — Следствию известно, что весной 1937 года в религиозный праздник вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете? — спросил отца Сергия следователь. — Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели, — ответил священник.

http://foma.ru/nedelja-chetvertaja-velik...

Фактически – несколько с.19] . В свете вышесказанного совсем  не удивительными звучат пророческие слова, сказанные епископом Нифонтом за несколько дней до своего ареста певчим Воскресенского собора. «– Ну вот, родные мои, я скоро умру, – сказал владыка. – Вы за меня здесь помолитесь, а я за вас там помолюсь. – Что вы это, преосвященнейший владыко, помирать собираетесь? – Стали возражать певчие, зная, что никогда владыка ничем серьезным не болел. – Да, да, – повторил епископ, – я скоро умру». Не прошло и недели, и 6 августа 1937 года епископ был арестован и через несколько месяцев . Вернемся к делу Александра Ивановича Полленского. К протоколу его допроса 12 октября 1937 года. Вопрос следователя: «Вы арестованы как участник к.р. церковно-фашистской организации проводившей активную к.-р. деятельность. Признаете ли Вы себя виновным? Ответ: Виновным себя в предъявленном обвинении я не признаю. Так как ни в какой организации не состоял. Точно так же не занимался контрреволюционной деятельностью. Записано с моих слов верно. Подпись». Протокол от 15 октября 1937 года содержит аналогичные вопросы и ответы допроса от 12.10.1937 с. 47,48] . Заметим, на первых допросах свою виновность Полленский отрицал. На первых допросах участие и принадлежность в деятельности вышеупомянутой организации отрицали все арестованные по «делу церковно-фашистской организации». Непрерывные допросы, в том числе проводимые с нарушением ведения следствия (к подследственным применялись пытки, что подтвердила комиссия по реабилитации в 1956 году. – прим. автора), проводились с обвиняемыми целый месяц, до 11 ноября. В тот день, согласно протоколу допроса, о. Александр признал себя виновным в дискредитации деятельности колхозов. Признание не дотягивало до предъявленного обвинения в создании фашистской организации. Да и можно ли после всего, что мы знаем о ведении следствия доверять этим протоколам? Показания Полленского полностью разрушали обвинение в создании преступной организации, т.к. за всем этим прослеживается рассказ о. Александра о своей деятельности в роли благочинного и разговорах, которые велись между священниками. Вообще, подследственные не связывали свою жизненную позицию и деятельность с придуманной следователем организации. В конце ноября арестованных отправили в Горький. Там, на заседании внесудебной тройки НКВД по Горьковской области 2-3 декабря 1937 года было рассмотрено дело 15582 Мантуровского РО НКВД. А. И. Полленскому было предъявлено обвинение в том, что «он, будучи завербованным Ветлужским епископом Коробовым (Неофит (Коробов). - прим. автора), в контрреволюционную церковно-фашисткую организацию, вел активную работу по свержению Советской власти . Среди населения систематически проводил контрреволюционную агитацию против колхозов. По заданию Коробова пытался создать на территории Мантуровского района контрреволюционную организацию».

http://bogoslov.ru/article/4850091

Нина Сергеевна могла пробыть с отцом Анатолием подольше, Ольга Васильевна старательно угощала конвойного Без любимых сестер и братчиков о. Анатолию было очень трудно. Он признавался в письмах из лагерей, что среди множества окружавших его людей он очень одинок. Особенно горько ему было слышать вокруг ругань, мат, слышать, как попирается тайна материнства и унижается человеческое слово. От этого он чрезвычайно страдал. К этому добавлялись и многие физические тяготы. При слабом физическом здоровье о. Анатолия использовали порой на очень тяжелых работах. Так, в письме от 5 октября 1937 г. он пишет, что нужно прыгать за плавающими бревнами в мерзлую воду и сваливать их в штабеля, а после в бараке нельзя просушиться за отсутствием печки В течение 1937–1938 гг. во время «большого террора» в СССР были казнены без суда многие политические заключенные. В частности, были расстреляны почти все лидеры движения «непоминающих». Вероятно, о. Анатолий Жураковский до последнего момента не допускал мысли о казни. Летом и осенью 1937 г. он пишет близким спокойные письма, рассказывает о своей жизни на новом месте, куда его в очередной раз перевели с. 95]. В августе 1937 г. о. Анатолий писал, что собирается зимовать в лагере на Уроксе. Но 12 октября он сообщает жене о каких-то предстоящих переменах. 28 октября: «Я жив и здоров. Теперь пока что сижу без работы. Душевное состояние спокойное. Не волнуйся, если в письмах будет задержка». 10 ноября: «Не волнуйся, не беспокойся, что так редко теперь пишу. Я жив и здоров. Может быть, скоро напишу подробнее и буду писать чаще» с. 97]. После этого письма сообщили: «За вновь содеянное преступление осужден на 10 лет строгой изоляции без права переписки». В 1955 г. из Петрозаводской тюрьмы пришло извещение о том, что 10 октября 1939 г. « Жураковский Анатолий Евгеньевич умер от туберкулеза, осложнившегося воспалением легких». Но полученные позднее архивные документы говорят о том, что о. Анатолий был обвинен в контрреволюционной агитации и расстрелян 3 декабря 1937 г. в 1 час 15 минут «по приговору лагерной тройки» Место его погребения неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

- Вы в мае месяце 1937 года, а затем в июле 1937 года среди населения проводили контрреволюционную агитацию против политики партии и советской власти. Следствие требует от вас показаний по существу заданного вопроса. - В мае 1937 года и в июле 1937 года среди населения никакой контрреволюционной агитации против политики партии и советской власти я не проводил. - Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? - Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю и повторяю, никакой агитации не вел. 27 сентября тройка при УНКВД по Калининской обл. приговорила о. Владимира к расстрелу. Расстрелян 1 октября 1937 года. Через двадцать пять лет был вызван для передопроса бывший секретарь сельсовета. - Чекалова Владимира Дмитриевича вы знали? – спросили его. - Чекалова я знал. Он служил попом в селе Волково, проживал в церковной сторожке. Имя и отчество Чекалова я не знал. - В каких взаимоотношениях вы находились с Чекаловым? - Никаких отношений у меня с попом Чекаловым не было. Я с ним не встречался и никаких общений не имел. - Что вам известно о политических настроениях Чекалова? - Поскольку я с Чекаловым лично не встречался и на политические темы не разговаривал, охарактеризовать его политические настроения затрудняюсь. В 1937 году от местных жителей, кого не помню, я услышал, что поп Чекалов распространяет провокационные слухи о том, что летом якобы будет большая гроза с градобитием, побьет весь хлеб на полях, в результате народ останется голодным. Поэтому народ должен больше молиться и не отходить от церкви. Также от местных жителей я слышал, что Чекалов снимает у пионеров красные галстуки. Где и при каких обстоятельствах Чекалов допускал такие преступные действия, мне лично известно не было. Это все я слышал от местных жителей, кого не помню. Работая в то время секретарем сельсовета и будучи секретарем комсомольской организации, я считал своим долгом сообщить о поведении попа Чекалова в органы государственной безопасности, что и сделал. - Чем желаете дополнить свои показания?

http://drevo-info.ru/articles/13676852.h...

План ликвидации религии к 1937 году составили в Антирелигиозной комиссии. По этому плану к 1932-1933 годах должны были закрыться все церкви и молитвенные дома, к 1933-1934 году исчезнуть все религиозные традиции, привитые литературой и семьей, к 1934-1935-м страну и прежде всего молодежь планировалось охватить тотальной антирелигиозной пропагандой, к 1935-1936 годам собирались уничтожить последних священнослужителей, а к 1937 году должна была исчезнуть из жизни сама память о Боге. Но сознание народа оказалось очень консервативным. Перепись населения 1937 года, в опросные листы которой по распоряжению Сталина был включен пункт о религии, выявила удивительную картину: из 30 миллионов неграмотных граждан СССР старше 16 лет 84% (25 миллионов) признали себя верующими, а из 68,5 миллиона грамотных — 45% (более 30 миллионов). Итоги переписи засекретили и решили перейти к более привычной тактике: на 1937-1938 годы пришелся пик уничтожения духовенства, в том числе и лояльного, которое выполнило свою раскольническую роль в 1920-е годы и теперь оказалось ненужным . В 1937 году возобновилось массовое закрытие церквей. За 1935-1936 годах было закрыто около 10 000 церквей, в 1937 году — 8 000, в 1938 году прекратило действовать более 6 000 храмов. Но храмы закрывали и после этого. По современным уточненным данным, из дореволюционных российских храмов в начале войны действовало примерно 350-400, то есть в 1939, 1940, 1941 годах ежегодно закрывалось 300-400 храмов. Литургической жизни Русской Церкви был нанесен страшный удар, но полностью она не прекратилась даже в тех местах, где действующих храмов вообще не оставалось. Многие священнослужители ушли в подполье и окормляли верующих тайно. Не прекратилась и промывка мозгов. Союз воинствующих безбожников подключил к своей «воспитательной» работе комсомол и профсоюзы. В 1938 году по инициативе Ярославского отделение истории и философии Академии наук СССР начало готовить двухтомник по истории религии и атеизма. А в 1940 году в системе Академии наук организовали постоянную аспирантуру по истории религии и атеизма.

http://pravoslavie.ru/53538.html

- Кого вы собирали у себя в доме из граждан села Волово в 1937 году и для какой цели? - У себя в доме я никого не собирал, но иногда ко мне в квартиру приходили прихожане, а также приходил ко мне на квартиру церковный староста, ...пономарь, которые заходили ко мне на квартиру по церковным делам. - Вы лжете. В вашей квартире собирались церковники, бывшие кулаки, для обсуждения вопросов контрреволюционного характера. Почему вы отрицаете это? - При посещении моей квартиры вышеуказанными лицами никаких разговоров контрреволюционного характера не было. - Где вы находились 7 ноября 1937 года? - Находился в селе Волово, с шести часов утра до двух часов дня я служил в церкви, потому что в этот день было много исповедников и причастников. 26 ноября следователь снова допросил иеромонаха Гурия. - Следствие вторично требует от вас признания в вашей контрреволюционной деятельности... - Я следствию заявляю, что никакой контрреволюционной деятельности я нигде и никогда не вел. - Вы лжете. Следствию известно, что вы в сентябре, октябре, ноябре 1937 года среди населения вели агитацию о том, что скоро антихристу Сталину конец, всех крестьян мучают, грабят и так далее. Почему вы это отрицаете? - Таких разговоров с моей стороны не было никогда и виновным в этом себя не признаю. - 7 ноября во время службы был у вас перерыв? И куда во время перерыва вы ходили? - Во время окончания утренней службы 7 ноября 1937 года до обедни действительно побывал кое у кого из граждан села Волово. - По каким делам? - Просто так, проведать. На этом допросы были закончены и на следующий день иеромонах Гурий был отправлен в тульскую тюрьму. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила всех членов церковного совета к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, а иеромонаха – к расстрелу. Иеромонах Гурий (Самойлов) был расстрелян 20 декабря 1937 года в Туле и погребен в общей безвестной могиле. Причислен к лику новомучеников и исповедникой Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года.

http://drevo-info.ru/articles/13677217.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010