С одной стороны, эти дискуссии полезны: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). Однако представляется, что исходить надо из очевидного факта, что церковно-славянский язык является живым богодухновенным священным языком реального Богочеловеческого организма, а не бесформенным материалом в пошивочной мастерской. Он имеет свою непрерывную духовно-мистическую и лингвистическую историю, свое развитие, а также божественную метаисторию, по-своему схожие с развитием технологии иконописи и иконостаса (иконописный канон) – «богословия в красках». Нарушения любого церковного канона, вообще говоря, возможны, но духовно опасны: «Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» ( 1Кор.10:22–23 ). Все лингвистические, шрифтовые и иные средства церковно-славянского языка также есть специализированная церковная технология выражения благой вести (лингвистический канон). Поэтому допустимо говорить и о «лингвистическом богословии» ибо в Церкви Святой Дух действует везде: «изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ); «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим.8:14 ). А между тем встречаются люди, пишущие о «литургическом возрождении», в частности, богослужебного языка, но почему-то даже не упоминающие о роли Духа Святого в появлении, содержании и развитии церковно-славянского языка. Многие вероучения употребляют (часто чрезмерно и надуманно) всяческие средства определения сакральности слов, букв, образов, символов. Православию же во всем дарована Духом Святым гармоничная абсолютная полнота, в том числе и в духовно-молитвенном оружии нашего богослужебного языка, дабы «Слово… Божие росло и распространялось» ( Деян.12:24 ). В языковедении феномен происхождения языка как такового остается областью догадок. На эту тему бытуют разные теории и гипотезы. Одна из самых ранних и сейчас наиболее глубоко обоснованных теорий – логосическая (от греч. Logos – понятие, разум, мысль). Идея о духовном или сверх-естественном божественном происхождении языка постоянно высказывается в философии и лингвистике. Вспомним Платона (IV в. до н.э.), св. Григория Нисского (335–394), епископа Ансельма Кентерберийского (1033–1109), немецких ученых И. Гердера (1744–1803), Г.Э. Лессинга (1729–1781), Д. Тидеманна (1748–1803) и В. Гумбольдта (1767–1835), священника П. Флоренского (1882–1937) и многих иных. В настоящей разделе, за недостатком места, не затрагивается православная духовная концепция происхождения языка, основы которой изложены в Библии, хотя в ней очень много интересного и поучительного для языкознания с точки зрения сущности, различий, общности и внутреннего единства языка.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). Чем сердце просторнее, тем более вмещает в себе любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых – до того, что оно ограничивается любовью только к себе и то ложной; любим себя в предметах, недостойных бессмертной души: в сребре и злате, в любодеянии и прочем подобном. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Она, прежде всего, простирается до самопожертвования… Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается… Третий признак истинной, небесной любви тот, что она исключает совершенную нелюбовь к кому-либо, т. е. нельзя, например, одних любить, а других нет. Кто имеет святую любовь, тот весь переполнен ею. Я могу скорбеть, жалеть, что такой-то полонен страстями, привержен злу, худо поступает, но не любить человека, как Божие создание, я не могу и должен быть готов при всяком случае проявить к нему любовь. Четвертый признак истинной любви тот, что любовь эта в одно и то же время направляется к Богу и ближним, находясь в такой связи, что кто любит Бога, тот непременно любит и ближнего… Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Одно срубленное и очищенное дерево быстро катилось по подкосу на человека. Я видел это, но от великой скорби не мог ему крикнуть: «уйди скорей»; у меня заболело и заплакало сердце, и дерево остановилось. Человек этот был для меня чужой: я не знал его, а если бы это был родной, то, думаю, вряд ли остался бы я жив. Преподобный Силуан Афонский (1866–1938). Почему любовь к ближнему должна быть самоотверженной до того, что мы должны быть готовы при необходимости отдать жизнь свою за друзей своих? Потому что только такая любовь исключает из нашего сердца самолюбие, из которого происходит всякое зло; и только такая любовь к ближнему теснее, ближе всего нас подводит к любви Божией. Иеромонах Петр (Серегин) (1895–1982). Как научиться любить? Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, ( 1Петр. 1:22 ).

http://azbyka.ru/semya/dushevnyj-lekar-o...

Святые апостолы обличают грехи, которые люди совершают через слово: «язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак. 3:6 ); «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» ( Еф. 4:29 ). Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит об этом грехе с болью: «Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? – О, окаянные мы человеки! С какой драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например на молитве, при Богослужении, в проповедях, при совершении таинств! Христианин! дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни» (Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 212). Надо помнить великую значимость слова. Однажды произнесенное, оно уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и на Суде нам будет предъявлено. Есть много свидетельств, что сквернословие – язык демонов. Приведу лишь один пример. История эта рассказана последним настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой лавры священномучеником Кронидом (Любимовым; 1858–1937): ««В 1894 году в обитель Преподобного Сергия прибыл помолиться прихожанин родного мне сельского храма деревни Кетилово Московской губернии Волоколамского уезда крестьянин Яков Иванович. Лицо его было печально, и на глазах виднелись слезы. Когда я спросил о причине его грусти, он зарыдал, как ребенок, и, несколько успокоившись, с тяжким вздохом сказал: «Ох, батюшка, скорбь моей души так велика, что я дохожу до уныния. Иногда и рад бы умереть. У меня есть сын Василий, восьми лет, одержимый странными припадками, которые выражаются излиянием хулы на святыню и невыносимым сквернословием. Были такие случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Священномученик Владимир Амбарцумов, расстрелянный за веру в 1937 году на Бутовском полигоне, еще в 20-30 годы открывал Библейские кружки. В них люди встречались, вместе читали Священное Писание, вместе молились, проживая в них часть своей жизни. Этот святой особенно близок и дорог нам, потому что он — дедушка Марии Евгеньевны, супруги нашего настоятеля о.Александра Ильяшенко. Именно в таких малых группах, кружках, общинах, находящихся внутри церковного прихода, являющихся его неотъемлемой частью, возможно конкретно явить то, что Христос обещал своим ученикам – любовь и единство. «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин 13,34-35) и «Да будут все едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). То есть Христос говорит ученикам: мир узнает, что мы, христиане — ученики Христовы, если мы будем любить друг друга так, как Христос возлюбил нас. А Он возлюбил нас, отдав за нас Свою жизнь. И еще Он говорит, что мир уверует, что Христос есть Бог, что Бог послал Сына Своего Иисуса Христа в мир ради спасения мира, если мы будем едины между собой. Это значит, что когда человек неверующий увидит любовь и единство между христианами, он действительно увидит Бога, увидит Иисуса Христа. Только такое свидетельство может убедить человека, не имеющего веры. Именно любовь и единство, существовавшие в маленьких общинах Древней Церкви позволили ей обратить ко Христу языческую Римскую империю, которая несколько веков пыталась уничтожить Церковь. В мире нет ни любви, ни единства. Человеческая любовь – эгоистична. Семьи разрушаются из-за того, что люди пытаются любить друг друга такой эгоистической любовью. Нет единства между людьми – люди бросают супругов, предают друзей, отдают родителей в дома престарелых, а ненужных детей – в приюты. Мир без Бога может создать прекрасные здания, гораздо выше и богаче наших храмов, и великолепные произведения искусства, написать умные книги. Но мир не может найти в себе ни любви, ни единства. Потому что только Бог – Бог-Троица, единый в трех Лицах, — только Бог есть любовь.

http://pravmir.ru/vstrechi-o-boge-i-vere...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Надеяться на врачей или на Бога? Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. ( Сир. 38:1–2:4 ). Не дал Бог здоровья – не даст и лекарь. Русская пословица. Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа... так, вводя к себе врача... не отступаемся от упования на Бога. Святитель Василий Великий (330–379). Когда Господь исцелил слепого, Он сперва сделал брение из земли и помазал слепому глаза – этим Господь указал на лекарство – так говорят богословы. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958). В лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: «во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление». А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь (врачевание), – не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией. Не хорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно… Помолись же Богу, говоря так: «Владыко! я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей, и, если мне полезно, исцели меня вскоре». Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Для того, чтобы больной получил помощь врачей, он должен пройти через самые настоящие испытания, страдания. Мы должны молиться с болью о том, чтобы Христос дал ему терпение и просветил врачей. Старец Паисий Святогорец (1924–1994). Болящий, имей такое расположение сердца: всё в руках Божиих – и смерть моя и жизнь. Но ты, Господи, всё дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет. Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сплетней мы называем только то, что говорят о нас и наших близких. А то, что мы сами рассказываем о соседке, сослуживце или приятеле — это не сплетня, это «правда». Исключите из беседы разговоры о чужой жизни, быте, поступках — кажется, и говорить-то станет не о чем. Чужая душа – потемки. С грехом бранись, а с грешником мирись. Русские пословицы. Не судите никого; где — суд, там нет любви. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) …Когда видишь кого падающим, закрой скорее глаза да внутрь себя смотри, чтобы тоже не бухнуться. Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883– ок. 1937). Если хочешь испытывать дела других, то рассматривай добрые дела их, а не злые. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего». Преподобный Нектарий Оптинский (1853-1928). Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собой образ Божий. Преподобный Никон Оптинский (1888-1931). Когда осуждаешь, молиться так: Ведь это я, Господи, согрешаю, меня прости, меня помилуй. Иеромонах Василий Оптинский (Росляков) (1960-1993). Сердце наше является источником добрых, приветливых и разумных речей, но из него же исходят злоречие, клевета и осуждение. «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое»(Мф. 12, 35), — говорит Спаситель. Так речь человека указывает на его духовно-нравственное состояние. Все мы помним слова: «Не судите, да не судимы будете», но грех осуждения так «легок», привычен и повсеместен, что совершенно не замечается нами. Сплетней мы называем только то, что говорят о нас и наших близких. А то, что мы сами рассказываем о соседке, сослуживце или приятеле — это не сплетня, это «правда». Исключите из беседы разговоры о чужой жизни, быте, поступках — кажется, и говорить-то станет не о чем. А ведь за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда. Советуя удаляться непотребного пустословия, апостол Павел пишет: «…неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2, 1).

http://pravmir.ru/shkola-zlosloviya-o-gr...

Таким образом, все без исключения люди для своего спасения нуждаются в покаянии. Господь в Евангелии говорит, что Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Любой, даже как будто бы небольшой грех не есть какая-то маловажная и незначительная вещь, не оказывающая на человека особого влияния. Напротив, каждый грех есть смертельный яд, убивающий душу и отдающий ее во власть диавола. И от этих смертоносных ядов, изготовленных в лабораториях ада, существует лишь одно противоядие – покаяние. Покаяние есть тайна бесконечной любви Божией. Если бы Бог не дал нам покаяния, то ни один человек не спасся бы, но все без исключения погибли бы в аду. Ибо в духовном мире существуют свои законы, в соответствии с которыми человек, сделавший грех, должен быть наказан – и в этой временной жизни, и в вечности. Ведь и в физическом мире есть свои законы: например, если человек выпрыгнет из самолета без парашюта, то он непременно должен разбиться. Или государственные юридические законы: если человек нарушил такую-то статью Уголовного кодекса, он должен быть посажен в тюрьму на определенный срок, а иногда даже и пожизненно. Подобным образом действуют и духовные законы. В книге Апокалипсис сказано: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом». Это значит, что существует некоторый духовный закон, согласно которому тот, кто убивает, должен сам быть убит. Исполнение этого закона мы можем наблюдать в жизни. Так, разбойники и бандиты, убивающие людей, редко умирают своей смертью, но почти всегда погибают насильственно. Или еще пример: после революции 1917 года в России пролились целые реки крови, однако палачи и убийцы, пролившие ее, почти все были сами расстреляны в 1937—1938 годах. Здесь, говоря словами старца Паисия Святогорца, сработал духовный закон – тот самый, о котором говорится не только в Апокалипсисе, но и в других книгах Священного Писания: поднявший меч от меча погибнет. И эти законы срабатывают не только на земле. Смертоносная сила греха направлена прежде всего в вечность – чтобы там отлучить человеческую душу от Бога и поразить ее вечной смертью. Человек, сделавший грех, по духовному закону подпадает под власть диавола и потому должен находиться там же, где и диавол, то есть в аду.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла». Тут Алданов прав. Но ведь не «вкушать» ни князь Андрей, ни сам Толстой не могли. А это и вело и привело из обоих к «звездному небу». 1937 о. Сергий Булгаков (С. Н. Булгаков). Софиология смерти Все, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Еккл. 9, 10 Все, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Человек, и в нем все творение, есть нетварно-тварная София, сотворенное божество, тварный бог по благодати. Ему дана Богом жизнь, однако Им не дана смерть, – «смерти Бог не сотворил» (Прем. Сол. 1, 13), но лишь попустил. Смерть вошла в мир путем греха, который разрушил устойчивость человеческого существования и как бы отделил в нем нетварное и тварное. Тварное, как неимущее в себе собственной силы бытия, стало смертно, получив недолжную самостоятельность от нетварного. Такова и природа смерти. Ею полагается и граница для этой последней. Смерть не безусловна и не всесильна. Она лишь надрывает, надламывает древо жизни, но она не непреодолима, ибо уже побеждена воскресением Христовым. Человечество воскресает во Христе и со Христом, однако для этого и прежде этого оно со Христом и во Христе умирает. Смерть человеческая есть и смерть Христова, и к полноте этой смерти надлежит нам приобщиться, как и Он приобщился к нашей смерти, воплотившись и вочеловечившись: «распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна» (после приятия смерти). Что же означает эта смерть Богочеловека, средоточие смерти, сама смертность? Как может умереть Богочеловек, в котором сам Бог «нераздельно и неслиянно» соединился с человеком? Как в Нем самом могло не только соединиться, но и как бы разделиться начало Божественное и тварное, Бог и человек? Или, поскольку Божество Его есть София Божественная, как могла она отделиться от Софии тварной? Образ смерти, как таковое разделение, остается один и тот же и у человека, и у Богочеловека: Богочеловек умирает по образу человека, а человек по образу Богочеловека, в некоей дивной взаимности.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

Я. – Знаете, при таком множестве свидетельств можно ставить вопрос не о том, почему вы верите в Бога, а наоборот: как вы не верите в Него? Или по крайней мере сначала во Христа Господа?! И Сам Христос обвинял евреев в неверии в Него: Ваш отец диавол… нет в нем истины… А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? ( Ин. 8:44–46 ). По крайней мере, я так думаю. Во всяком случае, неверие это – не от науки, не от изучения христианских знаний и истории, а наоборот: неверующим нужно устранить Христа Господа, чтобы легче было потом неверовать. Вы извините меня, но я и прежде так думал. С. – Ничего, ничего! Пожалуйста! – сказал физик. Я. – А если позволите еще сказать, то я хотел бы спросить вас вот о чем. Ваши газеты и вы вообще постоянно говорите о народе, о народе. Но вы же сами знаете, что большинство народа пребывает в вере. В переписях 1936 и 1937 годов, – при всех условиях опасности, – более половины народа объявило себя верующими, а иные говорили неправду о себе, что они – неверующие. Да и теперь, – насколько мне пришлось слышать об этом, – в партии числится всего лишь около пяти миллионов, а всего населения, скажем, 175 миллионов или, быть может, 200 миллионов. Следовательно, один партиец приходится на 35 верующих: ведь для партии, – говорил еще В. И. Ленин, – религия не есть «частное дело», а – общественное, всеобщее, мировое 22 . Вы, конечно, знаете это. Как же вы на это смотрите? А что, если бы при полной свободе и, заранее оговорив, что всякому гражданину представляется совершенно полная свобода веровать или не веровать, издавать, печатать и прочее, – и объявить всеобщий референдум по Советскому Союзу, а потом предоставить народу свободу веры, согласилась бы на это партия и правительство? Вот какой у меня взаимный вопрос к вам. Что вы думаете? С. – Вопрос сложный! – ответил физик. – Народ – еще в массе темный. Многие привыкли к традиции. А жизнь идет вперед. Сознание же, – как мы говорим, – всегда отстает от бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

    1943—1956    Кременецкая и Дубинская.    КРУТИЦКАЯ и Коломенская (до 1947 г. Крутицкая).     1929—1936    Кузнецкая (Куйбышевская обл.).     1925—1930,1935—1937    Кунгурская.     1993    КУРГАНСКАЯ и Шадринская.    КУРСКАЯ и Рыльская (до 1954 г. К. и Обоянская; 1954—1967 К. и Белгородская).     Викариатства: Бежецкое (1921—1922); Белгородское (до 1933 г.; 1993—1995); Дмитриевское (1926—1927); Ливенское (1934—1935); Новооскольское (после 1917 г.— 1927); Рыльское (до 1935 г.).     1930—1937    Кустанайская (1935—1937 Актюбинская и Кустанайская).     1926—1936    Липецкая.    МАГАДАНСКАЯ и Чукотская (до 1990 г. М. и Камчатская).     1994    МАЙКОПСКАЯ и Армавирская.     1923—1937    Минусинская.     1933—1937    Моршанская.    МОСКОВСКАЯ.     Викариатства: Богородское (1921—1936); Бронницкое (1923—1927, 1934—1936, с 1996 г.); Верейское (1930—1993 упразднено); Волоколамское и Юрьевское (1937—1961 упразднено); Дмитровское; Егорьевское (1921—1936); Зарайское (с 1965 г.); Звенигородское (упразднено 1962—1974); Истринское (с 1990 г.); Каширское (1927—1936, с 1988 г.); Клинское (1921—1923; с 1992 г.); Коломенское и Красногорское (с 1995 г.); Можайское; Одинцовское (с 1994 г.); Орехово-Зуевское (1926—1936; с 1988 г.); Подольское (1920—1971; с 1986 г.); Сергиевское (1921—1962); Серпуховское (1937—1977 упразднено) ; Солнечногорское (с 1980 г.).     1995    МУРМАНСКАЯ и Мончегорская.    НИЖЕГОРОДСКАЯ и Арзамасская (до 1932 г. Н. и Арзамасская; 1935—1990 Горьковская и Арзамасская).     Викариатства: Ардатовское (1922—1925); Арзамасское (1920—1939); Балахнинское (до 1927 г., с 1992 г.); Богородское (1929—1937); Василь-Сурское (1920—1922); Ветлужское (1922—1937); Городецкое (1927—1929); Керженское (единоверческое, 1922—1929); Краснобакинское (1926); Лукояновское (1919—1929), Лысковское (1943—1950), Макарьевское (1923—1931), Марийское (1927—1937); Муромское (1933—1937); Павловское (1920—1929); Печерское (1920—1926); Сергачевское (после 1917 г.— 1937).    НОВГОРОДСКАЯ и Старорусская (1943—1957 Ленинградская и Н.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010