Безбожники жалуются, что и Всесоюзный центральный Совет профессиональных союзов (ВЦСПС) за последние шесть лет не дал ни одного руководящего указания по антирелиги­озной работе; заглохла антирелигиозная пропаганда в клубах и библиотеках (Правда, 7. 5. 1937). «Четыре месяца назад се­кретариата ВЦСПС, заслушав наконец краткое сообщение, поручил секретарю ВЦСПС, Николаевой разработать мероприятия по антирелигиозной пропаганде. Николаева однако ничего не сделала, чтоб выполнить это решение» (Известия 10. 3. 1937). Не лучше обстоит дело с антирелигиозной акцией в народном комиссариате просвещения. Он ликвидировал антирелигиозные отделения при высших учебных заведениях (Прав­да7. 3. 1937), пять областных антирелигиозных музеев, цент­ральный заочный института антирелигиозной пропаганды, вко­тором обучалось около3.000 слушателей, преимущественно учителей. Фабрика диапозитивов исключила в этом году из своего плана выпуск диапозитивов на антирелигиозные темы (Известия10. 3. 1937). «Отделы народного  образования совер­шенно не интересуются антирелигиозным воспитанием в шко­ле», жалуется из Воронежа корреспондента «За коммунистиче­ское просвещение»(18. 3. 1937). Нередко приходится выслуши­вать со стороны учителей: «антирелигиозную работу должны ве­сти коммунисты. Причем тут учителя?» (За коммунистическое просвещение 8. 5. 1937). Комсомол также обнаружить слабую активность на антирелигиозном фронте (Косарев в Правде 15. 4. 1937), не вы­полняя задачи, поставленной перед ним программой этой ор­ганизации, принятой ее X съездом. «ВЛКСМ терпеливо разъясняет молодежи вред суеверия и религиозных предрассудков, организуя с этой целью специальные кружки и лекции по антирелигиозной пропаганде». У Комсомола хватало энергии лишь на краткосрочный кампании, антирождественские и антипасхальные; к терпеливой же и си­стематической работе нет интереса. Однако из сказанного  не следует делать вывода, что ан­тирелигиозная работа прекращена. Антирелигиозник и другие газеты, отмечая недостаток безбожной работы и кризис Союза безбожников, постоянно сообщают о различных видах ак­тивности безбожников и новых методах работы в городах и деревне, в частности, о местных антирелигиозных конференциях и съездах. В связи с антипасхальной кампанией 1937 года, наблюдается значительное увеличение числа посети­телей антирелигиозных музеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/sov...

Феодосий Ганецкий 1920–1929: Коломенская Феодосий Григорович-Борисов 9(22).05.1934–1934: Каневская (григ.) 1934–1937: Ульяновская (григ.) 1941–1946: Ачинская (григ.) Феодосий Григорьев 1928(?)–: Прилукская Феодосий Кирика 01(14).10.1933–10(23).05.1937: Херсонская 23 .05(05.06).1937–13(26).08.1937: Курская 1937–26.08(08.09).1937: Костромская, в. у.(?) Феодосий Ковернинский 08 .1945–29.11(12.12).1947: Черновицкая и Буковинская Феодосий Сергеев 02(15).02.1923–07.1923: Прилукская Житомирская (укр.) Феодосий Феодосиев 15(28).02.1908–1919: Смоленская 1919–1920: Одесская, в. у. 1923–1939: Виленская и Литовская Феофан Березкин 29 .03(11.04).1921–1923: Гжатская 1923–1923: Гжатская (обн.) 1923–1927: Гжатская, паки Феофан Брюханов 09(22).05.1924–: Мотовилихинская (обн.) –09(22).12.1931: Бузулукская(обн.) Феофан Быстров 08(21).03.1913–1919: Полтавская Феофан Гаврилов 15(28).12.1913–1917: Рыльская 1917–1920: Курская, Феофан Еланский 10(23).04.1934–1935: Красноярская и Енисейская Феофан Ильминский 1917–11(24).12(?).1919: Соликамская Феофан Прокопович 1927–1927: Майкопская (григ.) 1927–1932: Ростовская на Дону (григ.) Феофан Семеняко 30 .11(13.12).1930–1935: Минская 1935–1935: Витебская (Полоцко-Витебская), в. у. Феофан Туляков 06(19).07.1916–16(29).09.1927: Калужская 16(29).07.1927–12(25).11.1935: Псковская 12(25).11.1935–1937: Горьковская Феофан Хомжа 1921–1927: Кировоградская (укр.) 17(30).06.1927–: Новомиргородская (обн.) Феофил Богоявленский 08(21).03.1920–1927: Новоторжская 1927–1933: Краснодарская и Кубанская 1933–1933: Могилевская –1937: Краснодарская и Кубанская, паки Феофил Булдовский 1923–12(25).12.1924: Лубненская 1928–: Харьковская (григ.) Харьковская (укр.) Феофил Пашковский 03(16).12.1922–23.11(06.12).1934: Чикагская (заруб.) 1934–1950: Американская (заруб., автоном.) Феофилакт Клементьев 04(17).04.1913–17(30).11.1917: Слуцкая 17(30).11.1917–1919: Кировабадская 1919–1922: Прилукская 1922–23.12(05.01).1922: Ростовская на Дону (обн.) Филарет Домрачев 08(21).12.1923–1924: Уржумская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

У партийцев возникают опасения, что популярность некоторых священников даст им возможность попасть в де­путаты при, следующих выборах, Напр. «В селе (Западная область) ходят слухи, что кто-то, при выборах, хочет вы­двинуть кандидатуру священника Аравийского, который регуляр­но читает газеты, знает советские законы и обладать красноречием (Социалистическое земледелие 22. 12. 1936). Повторяя лозунг Сталина «Надо работать, не хныкать», газеты призывают местные партийные организации широко развить перед выборами агитацию, чтобы не дать возможности духовенству и другим «враждебным элементам» проникнуть в советы (Напр., Известия 10. 5. 1937 и др.). Вообще же, говоря об активности духовенства и сектантов, советские газеты отмечают их успехи и «тягу к религии», как в деревне, так и в городах и промышленных центрах. «Люди, раньше порывавшие с религией, вернее мо­жет быть боявшиеся открыто исповедовать свою веру, вновь отправляют религиозные обряды». Храмы посещаются не толь­ко «старушками», но и молодежью, и детьми. Студенты техникумов и учащиеся поют в церковных хорах (в Пензе и Ульяновске – Правда 15, 4. 1937). В 1935 году в 22 райкомах Горьковской (Нижегородской) области, 182 человека комсомольского  возраста от 18 до 25 лет, были членами церков­ных советов (Большевик, 1937, 4, стр. 33) и, следова­тельно, активными церковными работниками. Наблюдается, что школьники на улицах, при встрече со священником, подходят под благословение. Пионеры помогали священнику устра­ивать елки. В одном месте учащиеся старших классов при­няли участие в организации похорон священника. (За комму­нистическое просвещение 5. 1937). Отмечаются случаи, когда комсомольцы венчаются, соблюдают праздники и делаются крестными отцами (Правда, 15. 4. 1937. Комсомольская Правда, 11, 3. 1937). Многие покидают ряды комсомола. Известия, в передовой статье, с возмущением рассказывают, как ком­сомолка вышла замуж за диакона и публично отреклась от комсомола (Свердловская область. 10. 5. 1937). Многие активные работники колхозов открыто объявляют себя верующими. Напр. председатель колхоза Красное Акулово (Ярославской области) с января этого года стал од­новременно председателем церковного  совета (Правда, 7. 5. 1937). Председатель могучинского  колхоза читает колхозникам Библию по указанию священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/sov...

«У чужих людей мне плохо спится…» — строки из стихотворения «Я живу на важных огородах…» (1935). «Я в львиный ров и в крепость погружен…» — первые строки из одноименного стихотворения 1937 г. «Скольжу к обледенелой водокачке…» — строки из стихотворения «Куда мне деться в этом январе?..» (1937). «Я с дымящей лучиной вхожу…» — стихотворение «Неправда» (1931). «Не сравнивай: живущий несравним…» – стихотворение 1937 г. «Вооруженный зреньем узких ос…», «Может быть, это точка безумия…», «Флейты греческой тэта и йота…», «Заблудился я в небе — что делать? ..» – стихотворения 1937 г. «Я кружил в полях совхозных…» – строка из стихотворения «Эта область в темноводье…» (1936). «Недуги — недруги других невскрытых дуг…» — строка из стихотворения «Реймс-Лаон» (1937). «Мерцающих ресничек говорок…» — строка стихотворения «Шестого чувства крошечный «Что делать нам с убитостью равнин…» — первые строки из одноименного стихотворения 1937 г. В оригинале: «…С протяжным голодом их чуда?» «Уже не я пою — поет мое дыханье…» — строки из стихотворения «Пою, когда гортань сыра, душа— суха…» (1937); в оригинале: «И в горных ножнах слух…» «На вершок бы мне синего моря, на игольное только ушко…» — строка из стихотворения «День стоял о пяти головах. Сплошные пять суток…» (1935).   Ходасевич издали-вблизи   Впервые: Новый журнал. Нью-Йорк, 1961. 66. Вошло в кн. «О поэтах и поэзии».   Ауэрбах, Бертольд (1812—1882) — немецкий писатель, автор бытописательной прозы (роман «Дача на Рейне», 1869) и издатель народных календарей. Мишо, Анри (1899 — 1984) — французский поэт, автор книг стихов «Кем я был» (1927), Эквадор» (1929), «Ночь шевелится» (1935) и др. «Дуинские элегии» (1912—1922, опубл. 1923) — цикл стихотворений Р. М. Рильке. «Линии» (1960) — книга стихов Игоря Владимировича Чиннова (1909—1996) — жившего на Западе с 1945 г. автора книг «Монолог» (1950), «Метафоры» (1968), «Композиция» (1972), «Автограф» (1984) и др. Святополк-Мирский Дмитрий Петрович (1890—1939)— критик, литературовед, деятель евразийского движения, редактор издававшегося в Париже журнала «Версты» (1926—1928), вместе с П. П. Сувчинским и С.Я.Эфроном; в 1932 г. вернулся в СССР, в 1937 г. репрессирован.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

1925 ВОЛГОГРАДСКАЯ и Камышинская (1925–1959 Сталинградская и Астраханская; 1959–1989 упразднена). ВОЛОГОДСКАЯ и Великоустюжская (до 1940 г. В. и Тотемская; 1940–1945 упразднена; 1945–1964 В. и Череповецкая; 1993–1994 В. и Тотемская). Викариатства: Вельское (до 1927 г.); Никольское (1922–1933); Няндомское (1930–1931); Тотемское (1921–1922, 1927–1930). ВОРОНЕЖСКАЯ и Липецкая (до 1945 г. В. и Задонская; 1945–1954 В. и Острогожская). Викариатства: Бобровское (1921–1922); Богучарское (1921–1928, 1945–1950); Бутурлиновское (1924–1933); Валуйское (1920–1923); Задонское (1922–1923; с 1996 г.); Новохоперское (1924–1927); Острогожское (до 1926 г.); Россошанское (1928–1930); Уразовское (1925–1928). 1934–1935 Вышегородская. ВЯТСКАЯ и Слободская (до 1921 г. В. и Глазовская; 1921–1937 В. и Слободская; 1937–1942 упразднена; 1942–1994 Кировская и Слободская). Викариатства: Глазовское (до 1929 г.); Елабужское (1922–1925); Котельническое (1924–1933); Малмыжское (1934–1935); Нолинское (1928–1937); Слободское (1918–1920); Уржумское (1919–1931); Яранское (1920–1937). 1929–1937 Глазовско-Вятская. до 1942 г. Донская и Новочеркасская. Викариатства: Аксайское (до 1928 г.); Каменское (ок. 1920 г.– 1933); Усть-Медведицкое (1921–1927). ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ и Верхотурская (1926–1943 Свердловская и Ирбитская; 1944–1947 Свердловская и Челябинская; 1947–1958 Свердловская и Ирбитская; 1958–1993 Свердловская и Курганская). Викариатства: Златоустовское (1931–1938); Ирбитское (1932–1933); Кушвинское (единоверческое, 1923); Нижнетагильское (1923–1928); Шадринское (1923–1930). 1929–1937 Елецкая (1935–1937 Елецкая и Задонская). ИВАНОВСКАЯ и Кинешемская (1929–1933 Иваново-Вознесенская; 1933–1946 И.; 1946–1947 И. и Шуйская). 1927 ИЖЕВСКАЯ и Удмуртская (до 1933 г. И. и Воткинская; 1934–1938 И. и Златоустовская; 1934–1938 И. и Воткинская; 1938–1944 упразднена; с 1944 г. И. и Удмуртская; в 1961–1988 гг. управлялась Казанским преосвященным). Викариатство: Малмыжское (1924–1931). ИРКУТСКАЯ и Ангарская (до 1943 г. И. и Верхоленская; 1943–1994 И. и Читинская).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Подвергаемые репрессиям контрреволюционеры делились на две категории: а) к первой категории относились все наиболее враждебные из перечисленных элементов. Они подлежали немедленному аресту и, по рассмотрении дел на тройках, – расстрелу; б) ко второй категории относились все остальные, менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежали аресту и заключению лагеря на срок от 8 до10 лет, а наиболее злостные и опасные из них – к заключению на те же сроки в тюрьмы по определению с.19] . Отличие было не слишком велико: одни получали смерть сразу, другим была дана возможность выжить в условиях лагеря в течение десяти, а то и более лет. Смерть долгая и мучительная. Маховик репрессий раскручивался. Под его жернова попадали все новые категории граждан. За приказом 00447 последовал приказ 00486 от 15 августа 1937 года «Об операции по репрессированию жен и детей изменников родины» определил порядок ареста или ограничения прав жен и детей «врагов народа». Приказы от 25 июля 00485 от 11 августа 1937 г. санкционировали репрессии против, соответственно, немецких и польских агентов. С 5 августа 1937 года, когда началась операция по репрессированию, и до середины ноября 1938 года «тройками» НКВД-УНКВД было осуждено не менее 800 тысяч человек, половина из которых приговорена к с.9] . Таблица 1 План по количеству людей, которые должны были быть репрессированы по разнарядке из центра в 1937 году по Горьковской, Ивановской, Ярославской областям   Область 1 категория 2-я категория Горьковская Ивановская Ярославская   Из общего количества арестованных в 1937 году, например, по Ярославской области (куда также входили районы Костромской губернии), 5,28% составляли священнослужители. Таблица 2 Категории граждан, которые были подвергнуты репрессированию в Ярославской области в 1937 год троцкисты правые Меньшевики Церковники и сектанты Приказ 00447 (кулаки) Приказы 00485, 00593 и др. Другие   Заметим, что по существующей практике с мест просили центр об увеличении количества репрессированных.

http://bogoslov.ru/article/4850091

91 Заговор Корнилова (по воспоминаниям А.И. Путилова)//Последние новости. 1937. 5780. 20 января; Свидетельство о встрече с Аладьиным приводится в примечании, составленном редактором книги А.А. Волкова «Около Царской Семьи» Е.П. Семеновым//Волков А.А. Около Царской Семьи. Париж, 1928. С. 51. 92 ГА РФ. Ф. 6422. Оп.1. Л. 21 об. 93 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 604. Лл. 74-78; Письмо в редакцию «Последних новостей» генерала В.И. Сидорина)//Последние новости. 1937. 5817. 26 февраля. 94 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 608а. Л. 33. 95 Дело генерала Л.Г. Корнилова. Т. 1. С. 147-149; Заговор Корнилова. Беседа с А.Ф. Керенским//Последние новости. 1937. 5811. 20 февраля; Керенский А. Об «исправлениях» истории//Последние новости. 1936. 5719. 20 ноября; Интервью с проф. С.В. Утехиным//Посев. 2005. 1. С. 33. 96 Заговор Корнилова (по воспоминаниям А.И. Путилова)//Последние новости. 1937. 5784. 24 января; Украинцев Н. Дело Корнилова. Замечания Члена Чрезвычайной Следственной Комиссии//Вестник первопоходника. Корниловский сборник. 1968. 79-80-81. Апрель, май, июнь. С. 52. 97 Керенский А.Ф. Дело Корнилова. М., 1918. С. 106-107. 98 Дело генерала Л.Г. Корнилова. Т. 1. С. 39. 99 Там же. С. 40. 100 Савинков Б.В. Указ. соч. С. 27. 101 Керенский А.Ф. Революция 1917 года//История России. Иркутск, 1996. С. 410-412; Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 1. Вып. 2. Париж, 1922. С. 216; Деникин А.И. Об «исправлениях» истории//Последние новости. 1936. 5713. 14 ноября. 102 Сегодня. Рига, 1928. 98. 12 апреля. 103 Головин Н.Н. Российская контрреволюция в 1917-1918 гг. Ч. 1. Кн. 2. 1937. С. 36-37, 42-43, 45. 104 Из материалов по истории выступления Л.Г. Корнилова//Донская волна. Ростов-на-Дону, 1918. 15. С. 15-16. 105 Юренев П.П. Временное правительство в августе 1917 г.//Последние новости. 1924. 1211. 3 апреля. 106 Руднев С.П. При вечерних огнях. Харбин, 1928. С. 167. 107 Головин Н.Н. Указ. соч. С. 59. 108 Дело генерала Л.Г. Корнилова. Т. 1. С. 209-211. 109 Путилов А.И. Заговор Корнилова//Последние новости. 1937. 5784. 24 января; Путилов А.И., Третьяков С.Н. Заговор Корнилова//Последние новости. 1937. 5789. 29 января.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Арестован 1 февраля 1929 года, осужден 15/02/1930 по ст.58-10 УК РСФСР, приговорен к 3 годам концлагерей. Повторно арестован 25 ноября 1937 года, осужден тройкой при УНКВД по Калининской обл., обвинение «а/с агитация», расстрелян 27 ноября 1937 года. Смирнов Александр Сергеевич год рождения 1875 место рождения Московская губ., г.Бронницы место проживания Калининская (Тверская) о., г.Ржев, ул. Сконтентерна, 33-29 священник. Арестован 6 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Калининской обл. обвинение «контрреволюционная агитация», расстрелян 27 ноября 1937 года. Иларион (Бельский Иван Иванович) Год рождения 1893 День рождения 20 Месяц рождения 3 Место рождения Олонецкая губ. Епископ, временно управляющий Смоленский епархией. Родился в семье протоиерея. Арестован 5 февраля 1927 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 29/08/1927 приговорен по ст.58-12 УК РСФСР к 10 годам концлагерей. Из обвинительного заключения: «Епископы Венедикт (Алентов) и Иларион (Бельский), игумен Серафим (Себекин), архимандрит Кирилл (Сычев) организовали вокруг себя к/р монархическую группировку. В целях внедрения в умы окружающих к/р идей монархизма, включили туда членов группировки, выявленных в Барнауле и Ржеве. Находясь в приятельских отношениях с членами к/р монархической организации Синкевич Раисой и др., зная, что последние, совместно с лицами, выдававшими себя за «великих князей и княжен», организовали к/р группу, не входя в означенную группу и не будучи осведомленными о конечных ее целях (свержении Соввласти и восстановлении монархии) собирал материальную помощь под видом церковных поборов участникам этой группировки и оказывал им содействие в укрывательстве от революционной законности». Заключение отбывал в Соловецком лагере особого назначения. 24 августа 1937 года арестован в Чебоксарах Марийской АССР, приговорен 28/08/1937 тройкой при НКВД Марийской АССР по ст.58-10 к расстрелу. Расстрелян 31 августа 1937 года. Кондратьев Петр Васильевич год рождения 1875 место рождения Псков священник место проживания Тверская о., Торопецкий р., д.Метлино.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/27/novo...

Представление о темпах уничтожения церковной жизни в пределах Ленинграда и Ленинградской области в годы самых лютых гонений времен «большого террора» 1937-1938 гг. дают сведения из отчета о деятельности Обкома ВКП(б) в 1938 г.. По данным названного источника из 861 церквей,  остававшихся в 1937 г., на следующий год уцелело только 613, то есть за год было уничтожено 248 (29%) храмов. Примерно такое же количество храмов закрывалось в Ленинграде и Ленинградской области и в предыдущие годы: 148 - в 1934 г., 213 - в 1935 г. . Однако, особенностью времен «большого террора» было то, что большое число приходов, неучтенных в приведенной статистике, исчезало не из-за закрытия храмов, а из-за катастрофической убыли духовенства в результате репрессий.  В упомянутом отчете за 1938-й год говорится: «... многие из оставшихся церквей не функционируют из-за отсутствия попов/арестованы/. В связи  с этим наблюдается такое явление, когда молиться ходят за 20-25 км (Валдай и др.), иногда даже в другой район» . Судя по документам государственно-партийных органов, занимавшихся религиозными организациями, периода 1937-1938 гг., тогда ещё больше, чем в предыдущие годы, распространились невыходы на работу в дни церковных праздников . Об обстоятельствах церковной жизни в епархиях во второй половине 1930-х гг. свидетельствуют некоторые документы Ленинградской митрополии. Нажим государства заставлял церковные власти непрестанно идти на новые и новые уступки властям и на местном уровне. При этом от священноначалия требовалось делать вид, что сомнительные с точки зрения полезности для Церкви распоряжения исходят от него самого. Так, в мае 1937 г. митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) издал указ об упразднении благочиний, причем в качестве причины данного действия названо было не катастрофическое сокращение числа священников, а «необходимость непосредственных сношений архиереев с подведомственным духовенством» . Явно под нажимом властей в июне 1937 года митрополит Алексий направил настоятелям предписание запирать храмы днем, когда нет урочных богослужений . 15 октября 1937 г. митрополит Алексий предписывал духовенству, «что по примеру прошлых лет 6-го, 7-го и 8-го ноября никаких служб в городских храмах производиться не будет, служба родительской субботы переносится на субботу 30 октября» . Нужно обратить внимание на то, что ради советского праздника в честь Октябрьской революции не только переносилась на неделю раньше родительская суббота, но и совершенно отменялись богослужения, притом в воскресный день, ибо 7 ноября в 1937 г. выпало на воскресенье.

http://bogoslov.ru/article/411565

4117 Фамилия не установлена. В мае 1925 г. была тайная хиротония во епископа Саткинского Руфина (Брехова), совершенная епископом Андреем (кн. Ухтомским), главой Уфимской «автокефалии». В 1930 г. Руфин (Брехов) будто бы стал епископом Уфимским. В 1937 или 1938 г. был расстрелян в Уфе как «японский» шпион. 4119 Был в 1936 г. управляющим всеми единоверческими приходами Московского Патриархата на территории СССР. Вторая дата – дата ареста, после которого был отторгнут от кафедры. Осужден на 10 лет в концлагерях. В октябре 1937 (или в марте 1938) снова осужден и приговорен к расстрелу. Дата казни имеет две версии – 19(31)10.1937 (более вероятная, находит документальное подтверждение) или 01(14)11.1938. 4120 По ММЛ РПИ, 09.1926 упоминается некий (бесфамильный) Иоаким «...как архиепископ и член григорианского Московского Синода (очевидно, «ВВЦС». – Сост.), находящийся в г. Екатеринбурге (Свердловске)...» 4121 Ранее был обновленческим архиереем. Первая дата – дата григорианской «хиротонии». Вторая дата – дата ареста в Свердловске. Расстрелян 21.10(03.11)1937. 4124 Одновременно «и Уральский» (См. Уральская, обн.). По ВССПРЦ. 1925. 4. 0. 6, перевод в Свердловск с возведением в сан «митрополита» состоялся 25.07(07.08)1925. 4126 «Митрополит». Вторая дата – удаление за штат. Арестован в Свердловске 12(25)09.1937, в тот же день (?) приговорен и расстрелян 14(27)09.1937. 4127 «Архиепископ». «Митрополит» с 05(18)06.1937. Вторая дата – увольнение за штат, поводом к чему был арест 11.02.1938, затем – приговорен 26.02. и расстрелян 07.03.1938. 4129 В 1925 г. запрещен в священнослужении за «соблазнительное поведение» и вскоре же (через гражданскую печать) отрекся от «сана». 4131 В 1919–1920 гг. – епископ армии и флота Юга России. Оставил мемуарные свидетельства о множественности явления отступничества от Церкви в Белой армии. Далее – в эмиграции, один из организаторов РПЦЗ. Воссоединился с Московским Патриархатом в 1927 г. 4132 По ММЛ РПИ, первая дата иная: 22.07(?)(04.08) 1922. Сведения о том, что в 1924 г. будто бы совратился в обновленческий раскол, – неверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010