Либеральные авторы, пишущие на тему об отношении христианства к иудаизму, чтобы затушевать сущность проблемы, пытаются представить неприятие иудаизма как вражду к евреям. Это неправда. Ученики Спасителя были в основном евреями. Были евреи и среди святых отцов (например, святитель Епифаний Кипрский ). Среди наших новомучеников евреем был архимандрит Неофит (Осипов; 1875–1937), личный секретарь Святейшего Патриарха Тихона. Как исповедник, он решительно отвергал Декларацию митрополита Сергия. Его очень ценили священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и святитель Афанасий (Сахаров) , которые вместе с ним были в ссылке. Причина здесь религиозная. Это ясно выразил апостол Иоанн Богослов: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2:22 . Тот же апостол был тайнозрителем и получил откровение от Господа: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр. 2: 8–9 ). В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь , прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен в даль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты. Может ли еврей верить в Иисуса, оставаясь при этом евреем? игумен Амвросий (Ермаков) Конечно! Апостолы ведь были евреями. Разве может национальность препятствовать стать христианином? Другое дело – нельзя верить в Господа Иисуса Христа и оставаться иудеем по вероисповеданию. Иудеи не приняли Его как Мессию. Как относиться к чудесам в иных вероисповеданиях?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Надо как бы опустошить и покинуть себя, чтобы обрести Бога и Его святую волю. Святые отцы так формулируют полноту покорности Божией воле: «Ничего не просить, ничего не желать, ни от чего не отказываться». Они же говорят, что в решающий час смерти никто не будет ни достаточно чист, ни достаточно богат заслугами. Но ничто так, как полнота покорности Божией воле в течение всей жизни, не будет способствовать тому, чтобы спокойно встретить посылаемую смерть тела. Приложения к главе 5-й Отеческую, мудрую, промыслительную заботу Господа о каждой душе христианской характеризуют нижеприведенные слова Господа человеческой душе. Эти слова заимствованы из наставлений иеросхимонаха Серафима и записаны были в 1937 году. Эти слова вместе с тем должны укрепить христианские души в совершенной, полной покорности Божией воле – в необходимости всегда помнить о благом и премудром Промысле Божием над христианской душой. «Думал ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается одинаково и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы Моего ока. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и потому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что от Меня это было. Твоя немощь нуждается в Моей силе и безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя. Если ты находишься в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что нужно твоей душе и которые тебя угнетают, то помни – от Меня это было. Я – Бог, располагающий всеми обстоятельствами: ты не случайно оказался на своем месте, которое Я тебе назначил. Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? Так вот смотри: Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю. Находишься ли ты в нужде и тебе трудно сводить концы с концами? Помни всегда – от Меня это было. Ибо Я располагаю всем твоим материальным достатком и Я хочу, чтобы ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Однако вместо покаяния Адам предает жену, обвиняя ее и Самого Бога. «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт.3:12 ). Будто бы для греха дал Бог жену, а Ева насильно заставила Адама съесть плод. Так человек отказывается от своей ответственности, перекладывает ее на жену и в конечном счете на Самого Бога. Помните, как написано у Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…» ? Адам здесь – первый детерминист. Он проповедует зависимость человека и отрицает его нравственную свободу. Ко злу, по его мысли, его привело само сотворение, а следовательно – Бог. Так же и жена, следуя примеру мужа, объясняет свой поступок: «Змей обольстил меня, и я ела» ( Быт.3:13 ). Русский православный богослов и философ, профессор Казанской Духовной Академии Виктор Иванович Несмелов (1863–1937) имеет на этот счет иное мнение. Он пишет: «Библейский текст ни единого слова не говорит о том, что муж обвинял жену и что жена обвиняла змея. Из библейского текста мы можем видеть только, что и муж, и жена, безусловно, правдиво рассказали Богу, как именно совершилось нарушение Его заповеди». Прежде чем продолжить разбор грехопадения, хотелось бы отметить, что совершенно неважно, аллегорически или буквально мы толкуем библейский текст. Действительно, здесь важно, что человек, нарушая заповедь, предает Бога с помощью лукавого духа. И совсем неважно, состоит ли это предательство во вкушении запретного плода или плод символизирует нарушение любой другой заповеди Божьей. Хотя сама заповедь воздержания от плотских удовольствий весьма назидательна. Душа должна властвовать над чувственными желаниями, а не наоборот. В этом состоит аскетический смысл поста. Таким образом, виновниками зла в мире, по библейскому учению, несомненно, являются разумные Божии создания – падший ангел на небе и человек на земле. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:14-15 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Остальная часть Кирилло-Белозерского монастыря - это музей. Многие храмы стоят в лесах, и небесно-голубые фрески под серым ветром - XVI век, круг Дионисия - трогают детской наивностью и небесной красотой. В Ферапонтовом монастыре действует только один крохотный храм, а собор Рождества Богородицы, расписанный Дионисием, принадлежит музею. Но, несмотря на это, собор остаётся живым. Даже человеку, ничего не смыслящему ни в живописи, ни в иконописи, ясно: росписи Дионисия - прекрасны и совершенны, как рассвет или закат. Трудно сойти с того места, где прямо на тебя, из купола, взирает Господь Вседержитель, и звёзды проступают сквозь Его лик. Неподалёку от Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, там, где разливается река Шексна, стоит куда менее счастливая обитель - Воскресенская Горицкая. С ней связан, может быть, самый чудовищный эпизод эпохи репрессий. В 1929 году около семидесяти престарелых монахинь Горицкого монастыря погрузили в баржу, вывели её в Белое озеро и там потопили. А в 1937 году около ста сестёр и священников монастыря, в то время живших уже за его пределами, были расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом. С 1999 года монастырь начал оживать. Молятся матушки в очень маленьком Покровском храме, в котором уже появилась своя чтимая святыня - Тихвинская икона Божией Матери. В храм её принесли совсем тёмной - а она обновилась, потом замироточила, и теперь по молитвам перед ней многие женщины разрешаются от неплодия. Больно смотреть на два могучих монастырских храма в лесах - они похожи на кости, поднятые из земли. Но над ободранными стенами, прикрывающими пустоту, уже высятся новые купола, а над ними взлетают сияющие кресты. «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь» ( Иез. 37, 5-6 ). «Кости сухие! Слушайте слово Господне!» Но кто поднимет тех, кто погребён на дне Белого озера? Или всё-таки вода под твердью и над твердью - одно и то же, и в небе надо искать то, что оказалось на дне?

http://pravoslavie.ru/56401.html

Письма владыки на духовные темы – это живая проповедь веры. «Недавно в одной беседе я допустил сознательно ложь, защищая от опасности своего друга, – читаем размышления владыки. – И что же? На душе стало вдруг страшно тяжело. Что это? Это грех лег темным пятном на мою душу… Долго я мучился, волновался, раздражался, потерял душевное равновесие. И только тогда я успокоился, когда пошел к православному священнику и исповедал свой грех, дав обещание больше не лгать. Такова сила греха». Вспомним: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем», – говорит святой апостол Иаков (Иак. 2: 10). Последняя ссылка владыки Онуфрия была на Дальний Восток. В марте 1936 года. «За всё благодарю Создателя!» – пишет он матери в это время. А в июле 1937 года правительство СССР приняло постановление П 51/94, в соответствии с которым наркомом внутренних дел был отдан оперативный приказ 00447 о расстреле находившихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Против архиепископа Онуфрия было начато новое дело. Архиепископ был расстрелян 1 июня 1938 года. Вместе с ним были расстреляны епископ Белгородский Антоний (Панкеев) и 15 церковнослужителей. За десять лет до принятия мученической кончины, находясь в ссылке, владыка Онуфрий писал: «“Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Апок. 2: 10). Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни… Гонения – крест, возложенный на нас Самим Богом». Рейтинг: 9.9 Голосов: 1542 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Священномученик Онуфрий (в миру Антоний Максимович Гагалюк) родился 2 апреля 1889 г. в посаде Ополе Люблинской губернии (ныне Люблинское воеводство Польши). Учился в Холмской семинарии. 5 октября 1913 г. принял монашеский постриг. В 1915 г. окончил Петроградскую духовную академию.  Хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии, 23 января 1923 г. в Киево-Печерской Лавре.

http://pravoslavie.ru/108669.html

Подпись арестованного священника Павла Троицкого при аресте 29 октября 1937 года и в ту же ночь после допроса      Признание того, что мы сами — авторы своих поступков, ставит нас перед неприятным фактом: мы совершили в своей жизни много дурного, и нам нечего сказать в свою защиту. Если Сын освободит вас... Человек изначально сотворен свободным — и злоупотребил своей свободной волей, чтобы сделаться весьма испорченным. Христос приходит, чтобы спасти нас от этой порчи. Но почему для этого понадобилась Голгофа? Почему Бог не может просто взять и отменить последствия наших грехов? Потому, что Бог наделяет нас реальной свободой выбора — с реальными последствиями. Наш выбор нельзя просто взять и отменить — это означало бы, что Его дар свободы с самого начала был недействительным. Бог поступает по другому — Он нисходит к нам и становится Человеком в лице Иисуса Христа, чтобы умереть за наши грехи. Как Он сам сказал на Тайной Вечере — и как с тех пор повторяет Церковь за каждой Литургией — сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:28). Это прощение грехов обретает каждый, кто прибегает к Нему с покаянием и верой; но свобода, которую приносит Христос, это не только свобода от вины за грехи. Представьте себе наркомана, который совершил преступление, пытаясь добыть денег на очередную дозу — если только освободить его от осуждения, не излечив его порока, через короткое время он преступит закон опять. Так и грешный человек нуждается не только в прощении, но и глубокой внутренней перемене, которая освободит его от тяги ко греху. Поэтому Апостолы говорят о свободе в более глубоком смысле — свободе от греха, свободе для праведности, свободе соответствовать подлинному благу и предназначению человека. В отсутствие внешних стеснений человек может делать то, что он хочет — но чего он хочет? Алкоголик остро хочет напиться; в то же время в глубине души он хочет избавиться от своего порока и жить трезвой и здоровой жизнью. Блудник хочет легкой, ни к чему не обязывающей связи — но в то же время в сердце своем он тоскует по настоящей, преданной любви. Мы одновременно хотим разных вещей, и часто наши собственные желания сковывают нас гораздо сильнее, чем тюрьмы и цепи.

http://pravoslavie.ru/71456.html

Постановлением Президиума Карагандинского областного суда от 28 ноября 1957 года постановление Тройки УНКВД по Карагандинской области от 20 октября 1937 года в отношении иеромонаха Феофана (Адаменко) отменено»за недоказанностью состава преступления». Память с собором новомучеников. I. Nopядok Всенощного Богослужения. Молитва при входе в храм. «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень. И я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой, чтобы мне без преткновения прославить одно Божество Отца и Сына я Святого Духа ныне и всегда и во веки веков. Аминь». (Пс. 121; I, 5; 8–9). Молитва по входе в храм. «Поклоняюсь Тебе, Господу Богу моему, Своею благодатию пребывающему в этом святом храме, особенно же в Пречистых и Животворящих Тайнах; преклоняю колена сердца моего пред Тобою, истинным Христом Спасителем моим. Поклоняюсь и Твоей Пренепорочной Матери, Пречистой Госпоже Деве Марии Богородице, Помощнице, Заступнице, Ходатаице, единственной Надежде и Упованию в спасении моем. Почитаю святого Ангела, служителя Твоего, всегда охраняющего Божественный Твой Алтарь. С любовию лобызаю и всех святых Твоих, изображенных на иконах и мощами почивающих. И молю Тебя, благого Владыку моего: да будут уши Твои всегда внимательны к молитвен» ному голосу людей, молящихся Тебе в этом святом храме; почивших же прихожан его вспомни в небесном Твоем Царстве, прощая все их согрешения, как вечно Благий и Милостивый. Аминь». Священник, придя в святой храм, надев епитрахиль и став пред Царскими Вратами, возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, прийди и вселись в нас; очисти нас от всякой скверны и спаси, Благий, души наши». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас». (Трижды).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Потеря благодати Божией важнее всех потерь. Весьма немногие возвращали ее себе величайшими подвигами и трудами, говорит киевский иеросхимонах Парфений затворник. Поэтому для сохранения ее в себе и пребывания в ней важно христианское общежитие с великой строгостью духа в нем. Свобода и чистота духа, души и тела достигается не парением духа и мысли над последними, но борьбою его со страстями для достижения беспристрастия ко всему земному и душевному, возвышения его над ними и свободного действования его в них, а не стремление от них, что бывает при парении его над ними, а это и есть прелесть. 1937 г. Нетрудно работать Господу, лишая себя покоя душевно-телесного, когда обстоятельства не дают его. Когда же они способствуют ему, тогда это знак высокоблагородного духа. Если же лишать себя этого покоя ради Господа и ближних при болезненном бессилии души и тела, то это наивысший крестный подвиг высокоблагородного духа человека. 1938 г. Никакая молитва никогда не пропадет у Бога, если она ищет угодное Ему. В свое время она принесет плод, как это видно из жизни святых, например блаженного Августина , епископа Иппонийского, прп. Таисии и др. Пьянство есть не столько самостоятельный грех, сколько порождение унаследованной нами от предков тысячелетней греховности, овладевшей человеком вследствие неправильного отношения к своей духовной жизни и состоянию. Такая греховность, как застарелая, излечивается особыми скорбными путями Промысла Божия, направляющего бедствующего человека к правильному состоянию, что им и оправдывается. 1938 г. Из письма в Жировицы к И. П. Добрые движения духа с Божией помощью могут вывести человека на прямую дорогу к Богу. Естественная добродетель служит лишь посредством или мостом к принятию спасительной веры, как это видно из жизни язычника Корнилия Сотника: Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом ( Деян. 10:4 ). О ней же говорит и святой апостол Павел: (14) ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: (15) они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим. 2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

«Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» — Ин. VIII, 58. 248 «Питер Пэн» — сказка Джеймса Барри (1860—1937). Герой сказки пожелал навсегда остаться маленьким. 249 «…если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра пойдет в печь, Бог так одевает, кольми паче вам, маловеры» — Лк. XII, 27—28. 250 Михей — библейский пророк. 251 В древнеперсидской религии, реформированной Зороастром, бог зла Ариман противопоставлялся Ормузду (Ахурамазде). 252 Калигула (12—41) — римский император с 37 г ., безумный деспот. 253 Притча о плевелах. — Согласно притче, враг человека, посеявшего на своем поле «доброе семя», засеял его плевелами. Чтобы не загубить урожай, сеятель не рвет плевелы до жатвы, после которой они должны быть сожжены (Мф. XIII, 24). Объяснение притчи: «Поле есть мир; доброе семя, это — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;.. И ввергнут их в печь огненную…» (Мф. XIII. 37). 254 Претворение воды в вино на свадебном пиру — в Кане Галилейской Иисус пришел на свадьбу к беднякам и, когда у них не хватило вина, превратил в вино воду (Ин. II, 1—6). 255 «Еще не пришел час Мой» — Ин. II, 4. 256 Лисы имеют норы, а птицы гнезда — Ср.: Мф. VIII, 20. 257 АполлонийТианский — легендарный греческий мудрец I в. н. э. Ему посвящена книга Флавия Филострата (первая пол. III в.). Аполлонию приписывалось божественное происхождение (он — воплощение Протея) и учение, представляющее собой эклектическую смесь позднего стоицизма и восточной мистики. По преданию, Аполлоний обошел весь Восток, не столько проповедуя новое учение, сколько утверждая свою мудрость и красноречие. 258 Перипатетиками (разгуливающими) называли учеников Аристотеля, так как Аристотель вел занятия, прогуливаясь в саду. 259 Ищите Царства Божия, и это все приложится вам — Ср.: Лк. XII, 31. 260 Эдем — райский сад. 261 Изгнание торгующих из храма — См.: Лк. XIX, 45. 262 Одиссей — герой поэмы Гомера «Одиссея» — после завоевания Трои десять лет странствовал и претерпевал многие бедствия, стремясь на родину — остров Итаку. 263 Когда Аполлоний предстает перед судом и исчезает — Флавий Филострат рассказывает, что одним из чудес Аполлония было его исчезновение от судей императора Домициана (Кн. VIII, 5). 264

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Пятое изречение сохранилось не полностью: «…Иисус говорит: если где будут… есть один; то Я с ним. Подними камень, и там ты найдешь Меня; расколи дерево, и там Я» (Оксиринхский папирус) (1, с. 307) (3, кн. 1, 1937, с. 31–32). Своеобразие данных изречений заставило некоторых исследователей предположить фальсификат учения Христа представителями древних сект. Не отвергая принципиально такую вероятность, следует сказать, что в приведенных изречениях нет сколько-либо заметно выраженного еретического переосмысления. Так, предписание соблюдать субботу (изречение 2-е) нельзя считать учением иудействующих, поскольку и апостол Павел пишет:. ..для народа Божия еще остается субботство (Евр. 4, 9). Третье изречение, подчеркивающее бедственное состояние мира, перекликается со словами, приведенными в Евангелии от Иоанна: В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал (1 гл. 10 ст.); и в Откровении: Не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17). Первая часть пятого изречения, возможно, содержит в себе обещание Божественного присутствия и в малом собрании верующих. А вторая — такую же близость их к одному истинно верующему члену Церкви. По предположениям издателей Оксиринхского фрагмента в полном собрании кодекса содержалось около 80 изречений. В связи с находкой в Египте западными критиками выдвигалось много гипотез, однако полностью оценить значение данных изречений помогут будущие открытия. По мнению Лопухина, «если этот памятник действительно имеет историческую достоверность, то он не может оказаться в противоречии ни с самим Четвероевангелием, ни с установившимся преданием о происхождении канонических Евангелий. Насколько показывает краткое рассмотрение его содержания, этого противоречия не оказывается, так как и те изречения, которые, по-видимому, представляют собой нечто новое по сравнению с евангельскими изречениями, вполне примиримы с последними по своему духу и внутреннему смыслу. Поэтому не будет неблагоговейным предположить, что в новооткрытом памятнике мы имеем запись изречений Божественного Учителя, сделанную одним из Его непосредственных слушателей — или прямо под живым впечатлением их, или еще под свежим воспоминанием о них, — настолько, однако, свежим, что самое время из настоящего не успело превратиться в прошедшее, и в представлении благочестивого собирателя изречений Божественный Учитель представлялся все еще говорящим, чем и может объясняться настоящая форма глагола: «Иисус говорит» (а не «говорил» или «сказал»). Во всяком случае, в пользу такого представления выступает свидетельство святого Луки, который во вступлении в свое Евангелие прямо говорит, что многие уже раньше его начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях» (1, с. 315–316). Рассуждения Лопухина основательнее выводов западных критиков относительно «еретического» содержания Оксиринхского папируса .

http://pravmir.ru/agrafy/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010