Мученическую кончину Иустина древние единогласно относят ко времени правления Марка Аврелия вместе с Люцием Вером 385 . Св. Епифаний, согласно с древним сказанием о страдании св. Иустина, говорит, что он был судим префектом Рустиком 386 , а Иуний Рустик был префектом римским при Марке Аврелии и Люции; Вере, как это видно из одного указа, писанного обоими царственными братьями 387 , и из замечаниям, сделанного оратором Фемистием 388 . О годе смерти Иустина единственное свидетельство встречается в Александрийской хронике, в которой сказано, что Иустин скончался в 166 году по Рождестве Христове 389 . Древние писатели церковные всегда отзывались об Иустине с отличною похвалою. Тациан называл его мужем досточудным, Тертуллиан – мужем отличной святости и учёнейшим, св. Мефодий Патарский – мужем близким к апостолам и по времени, и по добродетели, Евсевий – искренним приверженцем истинного Не менее замечателен характер Иустина, как писателя. Круг учёных сведений его очень обширен. Он обнаруживает знакомство с произведениями греческих писателей, приводя много свидетельств из лучших писателей греческих, историков, поэтов и философов. Оп читал сочинения историков: Александра Полигнетора, Анния, Кастора, Диодора, Гелланика, Филохора, Полемона, Птоломея и Фаллуса, и приводит из них более или менее обширные места. Он ссылается и на поэтов: Гомера, Орфея, Софокла. Он читал и иудейских писателей Филона и Флавия, и приводит их в свидетельство. Он показывает обширное и точное знание греческих философов; учения лучших школ были ему известны, и он пользуется ими в своей защите христианства и в увещании к Грекам. Но всего более Иустин знаком с книгами Священного Писания ; в своих сочинениях он приводит множество мест Писания, особенно из Ветхого Завета. Итак, справедливо Фотий заметил о св. Иустине, что он «весьма сведущ в учении христианском и языческом, и что он муж многоучёный и богатый историческими познаниями» 390 . 22. Писания св. Иустина Евсевий, епископ Кесарийский, в своей истории говорит: «Иустин оставил нам много полезных памятников своего образованного ума и своей ревности к предметам божественным» 391 . Но большая часть сочинений св. Иустина не дошла до нас и известна только по имени. Таковы два философских сочинения, из коих одно относится к области метафизики, другое – психологии 392 . К числу утраченных принадлежат и некоторые апологетические и полемические сочинения, как-то: краткое разрешение возражений против благочестивой веры 393 , два сочинения, писанные против Эллинов, именно, – о единоначалии Божием, и слово к Эллинам, в котором Иустин, между прочим, рассуждал о природе демонов 394 , два сочинения против еретиков: одно против всех ересей, другое – против Маркиона. Евсевий и Фотий упоминают ещё о сочинении Иустина под названием Псалмопевец; может быть, оно относилось к христианскому Богослужению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Именно, в несколько искаженном (умышленно) виде он приводит свидетельство Татиана, ученика Иустинова, что «Кресцент, боясь сам смерти, старался подвергнуть ей, как великому злу, Иустина». Но удалось ли это Кресценту, Татиан не говорит, а между тем Евсевий, опираясь на слова Тациана, смело говорит: «Иустин окончил жизнь вследствие козней Кресцента, об этом свидетельствует Татиан...» Что касается мученических актов Иустина, то, по свидетельству того же ученого Гарнака, они «действительно принадлежат по своему происхождению II веку». Содержание актов очень просто. Иустин и несколько его учеников представлены на суд римского префекта Рустика (действительное историческое лицо); происходит допрос: Иустин объявляет о своем христианском исповедании, то же делают и его ученики; затем по приговору Рустика все они подвергаются бичеванию и казни. По суждению Гарнака, акты Иустина носят черты глубокой древности; в них нет никаких анахронизмов, которые бы доказывали их позднейшее происхождение: христианское «исповедание» Иустина так просто, что несомненно могло быть произнесено Иустином во II веке. Ответ Иустина на вопрос префекта «Где христиане собираются?», что они собираются «где случится», указывает на первохристианскую простоту церковных собраний; в словах учеников Иустина все носит печать полной достоверности; мягкое и гуманное отношение префекта к подсудимым во время судебного процесса не может давать оснований подозревать истинность актов. Вместе с Иустином взяты были и представлены к префекту, а затем подверглись мученичеству следующие лица: Харитон и Харитина, Эвелпист, Гиеракс, Пеон и Либериан. Принимал ли какое-либо участие вышеназванный Кресцент в обстоятельствах последний дней жизни Иустина — остается неизвестным.    По уверению Евсевия, гонение Марка Аврелия продолжалось не до конца его царствования. На 14-м году своего царствования будто бы он прекратил гонение. В объяснение этого события Евсевий рассказывает о чудесном событии, бывшем с так называемым громоносным легионом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Риме Иустин был два раза. Здесь он основал и свою школу 380 , и дом его был гостеприимно открыт для всех, кто хотел получить у него наставление в христианской религии (Acta Justini З 381 ). С противниками он смело вступал в публичные прения, как показывает его собственное сообщение о состязании с киником Крескентом (Apol. II, 3; cf. Tatian., Orat. ad Graecos 19). По–видимому, он имел обыкновение таких жалких философов, которые в угоду толпе всенародно обвиняли христиан в безбожии и нечестии, приводить в полное замешательство сократовским методом – посредством вопросов, наглядно показывая, что они не знают учения тех, на кого нападают. Этот Крескент, который, по мнению Иустина, не заслуживает того, чтобы называться философом, оказался злейшим врагом Иустина, и он [(Иустин)] выражает опасение, что сделается жертвой его происков (Apol. II, 3). О дальнейшей жизни Иустина мы не имеем верных сведений. Известно только, что свою веру во Христа он запечатлел мученическим подвигом. Хотя он не искал мученичества, но был вполне готов к нему; он неоднократно показывает, какое сильное впечатление производила на него благородная смерть из–за убеждений: он с восторгом говорит о смерти Сократа и других великих язычников как о решительном свидетельстве их невинности; твердость христиан перед пытками и смертью убеждает его в ложности возводимых на них грязных обвинений. И сам он призван был дать такое же свидетельство об истине христианства. Мученическую кончину его удостоверяют древнейшие писатели начиная с Иринея, которыми ему по преимуществу усвоено имя Мученика. До нас сохранились древние, написанные на греческом языке акты его мученичества, заключающие в себе несомненно достоверное известие, основанное, можно думать, на официальных протоколах судопроизводства над ним (Acta Justini). Евсевий на основании выражений Иустина (Apol. II, 3) и ученика его Татиана (Orat. ad Graecos 19) заключает, что Иустин был привлечен к суду по проискам киника Крескента (Chron. ad an. Abrah. 2168; Hist. eccl. IV, 16.7–9). Но ни слова Иустина и Татиана, ни «Акты» не говорят о Крескенте как ближайшем виновнике смерти Иустина, и потому нельзя определить степени и характера действительного участия несомненно враждебного Иустину Крескента в возбуждении процесса против христианского философа. Из «Актов» вообще нельзя заключать ни о ближайшем, ни об отдаленнейшем поводе к заключению Иустина в темницу. Это было во время вторичного пребывания его в Риме, когда он ревностно проповедовал христианство, сообщая христианскую истину всякому, кто приходил к нему. С шестью другими христианами (Харитоном, Харитом 382 , Эвелпистом, Иераксом, Пеоном и Либерианом) он предстал перед префектом города Юнием Рустиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Рукописное предание произведений Иустина вносит еще больше запутанности в решение вопроса о подлинной литературной деятельности его. В так называемом кодексе Арефы, архиепископа Кесарийского 394 , написанном для него Вааном нотарием в 914 г. (Cod. Parisinus 451) 395 , в качестве произведений Иустина помещены следующие два: 1) «Иустина к Зине и Серину братиям» (ουστινος Ζνα κα Σερνα) τοις δελφος); и 2) «Святого Иустина, философа и мученика, слово увещания к эллинам» (του γιου ουστνου φιλοσφορ κα μρτυρος λγος παραινετικς προς λληνας). Заглавие первого произведения встречается здесь в первый раз; второе может быть   тождественно с названным уже у Евсевия «Словом к эллинам» (Λγος προς " λληνας). От кодекса Арефы (Cod. Parisinus 451) находятся в зависимости несколько кодексов XI и следующих веков, которые содержат названные два произведения как принадлежащие Иустину; но в одном из этих списков непосредственно после «Слова увещания» (Λγος παραινετικς) помещено, без имени автора, произведение: «Изложение веры, или о Троице» («Εκθεσις πστεως τοι περ Τριδος); в другом кодексе (X в.) то же произведение уже усваивается Иустину: « Иустина философа и мученика (из сочинения) о правой вере» (ουστνου φιλοσφου κα μρτυρος (κ του) της ορθς πστεως). Именем Иустина, философа и мученика, оно надписывается и во многих других списках (ок. 20–ти). Самым обширным и богатым по содержанию, настоящим Corpus operum Justini [собранием сочинений Иустина] является Cod. Parisinus 450, написанный в 1364 г. Он начинается сообщениями Фотия и Евсевия об Иустине, и затем следуют двенадцать произведений его. На первом и втором (1–2) месте поставлены произведения, известные из кодекса Арефы. Затем идут: (3) «Диалог с Трифоном»; (4–5) две апологии, причем сначала поставлена краткая с надписью: " Απολογα πρ Χριστιανν προς την " Ρωμαων σγκλητον, за ней следует большая с надписью: " Απολογα δευτρα πρ Χριστιανν προς ντωνινον τον εσεβ. Нашестом (6) месте поставлено «О единоначалии» (ουστνου φιλοσφου κα μρτυρος Περ μοναρχας). Седьмое (7) место занимает «Изложение веры» (κθεσις της πστεως, Expositio fidei). Далее (8) «Опровержение некоторых пунктов учения Аристотеля» ( " Ανατροπ δογμτων τινν αριστοτελικν), которое по заглавию напоминает трактат, описанный у Фотия; (9) «Вопросы христиан эллинам» ( " Ερωτσεις Χρστιανικα! προς τους λληνας); (10) «Ответы православным относительно некоторых недоуменных вопросов» ( " Αποκρσεις προς τους ορθοδξους περ τνων αναγκαων ζητημτων); (11) «Вопросы эллинов христианам о бестелесном и о Боге и о воскресении мертвых» и «Ответы христиан на предложенные вопросы» ( " Ερωτσεις ελληνικ! προς τους Χριστιανος περ του ασωμτου κα περ του Θεου κα περ της ναστσεως τι> νεκρν и αποκρσεις χριστιανικα προς τς προρρηθεσας ερωτσεις απ της εσεβεας τν φυσικν λογισμν); (12) без надписи трактат «О воскресении» (Περ ναστσεως).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Ещё плодотворнее, чем миссионерская, была литературная деятельность Иустина. Он был первым из писателей, который перенёс малоазийские [христианские] традиции в Рим. Иустин первый здесь начал борьбу с гностиками, которые стекались со всего Востока в этот мировой город, делая его центром своей пропаганды. Он также энергично вёл защиту христианства против язычников и иудеев и стяжал славу выдающегося апологета. В Ефесе он держал разговор с Трифоном иудеем, который впоследствии записал в особом сочинении. В Риме он особенно часто вступал в состязания с [философом]-киником Крескентом, уличая его в распутстве (педерастии) и сребролюбии. Ревностная борьба Иустина с язычеством и такими лжефилософами, как Крескент, возбудила против него немало врагов. Сам Иустин во 2-й Апологии высказывал предчувствие, что кто-либо из них, может быть Крескент, постарается его погубить (2 Apol., 3, 3//PG. T. 6. Col. 448A; р. п.: C. 108). Действительно, свою жизнь Иустин увенчал мученичеством. Сохранились (у Симеона Метафраста ) краткие «Мученические акты» Иустина и ещё 6-ти христиан (Харитона, Харита, Евелписта, Иеракса, Пеона и Либериана). Эти акты несомненно подлинны, хотя некоторые учёные и сомневались в этом на том основании, что в них ничего не сообщается об участии Крескента в смерти св. Иустина, о чём говорят Татиан , Евсевий (Euseb. Hist. eccl. IV, 16//PG. T. 20. Col. 368A; р. п.: C. 172) и «Пасхальная хроника» 165 г. (Hieron. Chron. Pasch., 152//PL. T. 27. Col. 624; р. п.: C. 342); но неупоминание о Крескенте объясняется тем, что в актах изображается только конечная стадия судебного процесса, но не говорится о лицах, его возбудивших (то есть о доносчиках), а может быть Крескент тут не играл никакой роли, и свидетельство о виновности его в смерти св. Иустина является выводом из предчувствия, высказанного самим св. мучеником во 2-й Апологии. Из актов видно, что св. мученики были осуждены префектом Рима Рустиком, правившим в 163–167 гг. при Марке Аврелии. Обычно годом смерти св. Иустина считается 165 г. Б. Литературная деятельность св. Иустина по свидетельству церковных писателей и по данным рукописного предания

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Такая ревностная деятельность Иустина в борьбе с врагами христианства стоила ему жизни. Он сам это предвидел и писал в своей 2-ой апологии: «… я ожидаю, что буду пойман в сети кем-нибудь из тех, о которых я упомянул (т. е. ложных философов) и повешен на дереве, даже может быть Кресцентом» (2 ап. гл. 3). Что Иустин засвидетельствовал свою веру во Христа мученической смертью , – в этом удостоверяют показания древнейших учителей (напр. почти современного апологету св. Иринея) и церковных историков, и самое имя мученика, данное ему христианской древностью 6 . Подробный рассказ о кончине Иустина содержат акты мученичества его, сохраненные Симеоном Метафрастом 7 . Эти акты ничего не упоминают о Кресценте, как виновнике смерти Иустина 8 , ни вообще о ближайшем или отдаленном поводе к заключению Иустина в темницу: они прямо вводят нас в Рим, куда Иустин прибыл во второй раз и где ревностно подвизался в проповеди истины, и представляют нам подвиг мученичества его и предшествовавший тому допрос. Здесь мы видим Иустина и с ним еще пять исповедников Веры (Харитона, Эвелписта, Иеракса, Пеона и Либериана) перед городским префектом Рустиком. Когда последний спросил Иустина об его убеждениях, то он отвечал: «… я пытался познакомиться со всеми системами философии, но, наконец, склонился к истинному учению христиан, хотя оно не пользуется одобрением людей, зараженных ложными мнениями». На вопрос о сущности христианского учения, Иустин в простых, но сильных словах выразил его. «Веруем во единого Бога, который есть из начала Творец и Зиждитель всего творения видимого и невидимого, – и в Господа Иисуса Христа Сына Божия, о Котором пророки предвозвестили, что Он придет к людям, как вестник спасения и учитель истины. Я, как человек, не могу говорить удовлетворительно о Его бесконечном божестве: для этого, признаюсь, нужна сила пророческая…» На вопрос префекта о том, где собираются христиане для богослужения, Иустин отвечал: «Где кто хочет и может; разве ты думаешь, что все мы собираемся только в одно место? Нет. Бог христиан не ограничивается каким-либо местом, но невидимый, Он наполняет небо и землю и повсюду принимает от верующих поклонение и славу. А я, – продолжал Иустин, – живу в доме некоего Мартина, близ Тимотинской бани; кто хотел приходить ко мне, тому я сообщал учение истины». «Так ты христианин?» – спросил префект. «Да, христианин», – был решительный ответ Иустина.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Более, повидимому, основательно Гарнак подвергает сомнению известие Евсевия, что св. Иустин погиб вследствие происков циника Кресцента. В 16-й гл. кн. „Церковной Истории» Евсевий в доказательство истинности своего известия ссылается на следующие слова Татиана: „А Кресцент, свивший себе гнездо в великом городе (Риме), больше всех заражен был преступной любовью к отрокам и вполне предавался сребролюбию. Он учил презирать смерть, а сам так боялся смерти, что ей, как великому злу, старался подвергнуть Иустина за то, что, проповедуя истину, он обличал философов, как сластолюбцев и обманщиков.» „Это-то и было причиной мученичества Иустина», добавляет от себя историк. Очевидно, что добавление это представляет слишком поспешный вывод: в цитате говорится только о стараниях цинического философа причинить св. Иустину смерть, но никак не о самой смерти апологета. Далее. О Кресценте, как о виновнике смерти св. Иустина, упоминается, по мнению Гарнака, только у тех писателей, которые заимствовали свои сведения у Евсевия. Но ни мученические акты св. Иустина и его сотоварищей, сохранившиеся в сборнике Симеона Метафраста 152 , ни св. Епифаний Кипрский , повесгвовавший о смерти св. Иустина независимо от Евсевия, ни мало не подтверждают известия нашего историка о смерти св. Иустина 153 . Но нужно сказать, что ни у св. Епифания, ни в мученических актах, собранных Симеоном Метафрастом , нет ничего противоречащего рассказу Евсевия о смерти апологета. Св. Епифаний говорит, что св. Иустин удостоился мученического венца в 30-ти летнем возрасте, когда префектом Рима был Рустик (Юний), а государем Адриан (sic) 154 . В мученических актах Симеона Метафраста пред нами раскрывается самый процесс суда над св. Иустином, произведенного префектом Юнием Рустиком, при Марке Аврелии 155 . Но кем св. Иустин был привлечен к суду или кто донес на него, – об этом мы не находим ни слова у св. Епифания, ни в мученических актах Симеон Метафраста . Только Евсевий раскрывает пред нами, так сказать, первый акт трагедии – распрю св. Иустина с Кресцентом и ее ближайшие последствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

В свободе человека, в его способности и силе делать добро ничего не изменилось по грехопадении, потому что не изменилось и его отношение к Богу. Эти отношения человека к Богу вытекают из того, что Бог есть Творец человека, который поэтому должен благодарить Его за Его благодеяния и исполнять Его закон; а отношения твари к Творцу остались, конечно, не изменными, – неизменна поэтому и способность человека исполнять волю Божию, потому что она основывается на силах, данных Творцом-Богом творению – человеку 225 . Но если и естественный человек обладает такими достаточными средствами для того, чтобы быть добрым и достигнуть вечного блаженства, то какая же нужда в Искупителе? – Энгельгардт учение Иустина о свободе и силах человека в естественном состоянии ставит в генетическую связь с учением Иустина о деле искупления, а так как из такого высокого мнения о естественном состоянии человека, какого держался Иустин, никоим образом непосредственно не вытекает необходимости спасения, как оно понимается в христианстве, то Энгельгардт думает, что Иустин совершенно не понимал христианского учения об искуплении. Преувеличенное учение о свободе помешало ему понять христианское учение о падении человека и искуплении, нужда в искуплении у Иустина является не обоснованною. А учение о свободе потому помешало Иустину понять христианское учение о падении и искуплении, что оно у него основывается на антропологии, развитой им в духе языческой философии. Иустин язычески понимал Божество, язычески понимал и природу человека: σπρματα το λγου – это у Иустина языческое 226 . Итак, все учение Иустина о природе человека и искуплении Энгельгардт понимает следующим образом. Для Иустина невозможна мысль о нравственном падении человека. Откуда же грех ? – Иустин имел дуалистический взгляд на природу человека. Самой природе человека присуща ρμ λογος или λογον πϑος. Но в свободе человек владел средством побеждать неразумные стремления своей природы. – Демоны внесли в человеческий род грех, неразумное начало возобладало над разумом и свободою, человек отпал от Бога и стал покланяться демонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Таким образом Евсевий, по словам Гарнака, сделал подлог очень лукавый: он не указал с точностью, откуда взял цитат, но заставил читателя подразумевать, что взял его именно из сочинения „Против Маркиона» 105 . Итак, перед нами целый обвинительный акт, в котором Евсевий обвиняется в предумышленном обмане. Но прежде, чем согласиться с Гарнаком, спросим: достигается ли этим обманом какая-либо цель? Нужно ли было историку в данном случае цитовать именно сочинение „Против Маркиона», с целью убедить читателя, что св. Иустин мученик опровергал Маркиона еще при жизни этого еретика? Нет. Для этой цели вполне достаточно цитата Евсевия из апологии. Приведя из нее известие о Маркионе, Евсевий продолжает: „К этому он (Иустин) прибавляет: есть у нас сочинение против всех бывших ересей, которое, если угодно, дадим вам”. Чего еще более? Иустин, в цитате Евсевия, свидетельствует, при жизни Маркиона, что ранее он, Иустин, написал сочинение против всех ересей, след., и против ереси Маркиона. Цель Евсевия достигнута и обман оказывается не нужным. Поэтому возможно, что Евсевий умолчал об источнике своих цитат о Маркионе не ради обмана, но потому, что в настоящем случае было вполне безразлично, какое сочинение св. Иустина цитуется. При распространенности апологий Иустина, обман подобного рода не мог бы иметь успеха. Относительно результатов апологетической деятельности Иустина Евсевий говорит очень осторожно. В 12-й гл. кн. „Церковной Истории», изложив апологии Иустина, историк пишет: „получив подобные прошения и от других азийских братий, терпевших от тамошних жителей оскорбления всякого рода, император послал обществу азийскому следующее повеление». Далее следует несомненно подложный эдикт Антонина. Но Евсевий верил в подлинность этого эдикта, так как о нем упоминает апологет II-ro в. Мелитон, епископ Сардийский . Язык этого эдикта – скорее язык христианина, чем языческого государя. Это-то, может быть, и побудило Евсевия приписать появление эдикта влиянию св. Иустина и «братий» на государя. В 16-й гл. книги Евсевий пишет: „В это время (т. е. во время Марка Аврелия и Люция Вера) и упомянутый недавно Иустин, поднесши сказанным императорам второе сочинение в защиту нашего учения, украсился божественным венцом мученичества, по проискам Кресцента философа, который и своею жизнию и своим нравом оправдывал название циника. Нередко состязуясь с ним в присутствии многих слушателей, Иустин за проповеданную истину наконец получил победную награду в своем мученичестве. Сей ревностнейший любитель истины в упомянутой апологии ясно предсказывает сам, что должно было вскоре случиться с ним. Он говорит слово в слово так”... Далее следует большой цитат (из 3-й гл. II-й апологии), очень неловко законченный: Евсевий процитовав слова св. Иустина о том, что Кресцент не уважает прекрасного Сократова изречения, позабывает привести самое это изречение.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Из жития священномученика Киприана и святой мученицы Иустины мы знаем, что до своего крещения Киприан был весьма сильным колдуном. Жил он во времена императора Декия в Антиохии. Много лет он обучался колдовству и волшебству и к тридцати годам стал весьма искусным колдуном. По его словам, он общался даже с самим князем тьмы, и тот полюбил Киприана и даже обещал сделать его после смерти «князем», а при жизни – помогать ему во всем. Жила в Антиохии некая девушка-христианка по имени Иустина. Она подвизалась в христианских добродетелях и всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа, желала посвятить Ему свою жизнь. Один юноша-язычник по имени Аглаид однажды увидел Иустину и страстно влюбился в нее и захотел добиться любви Иустины. Однако она отвечала ему: «Мой жених – Христос, Ему я служу и ради Него храню мою чистоту». Разжигаемый плотской похотью, Аглаид всеми средствами старался совратить Иустину и овладеть ею, но все его старания ни к чему не приводили: Иустина хранила свою чистоту и верность Христу. Тогда Аглаид решил обратиться за помощью к самому Киприану. Киприан сказал ему: «Я сделаю так, что Иустина сама почувствует к тебе страсть, и более сильную, чем твоя, и будет искать любви твоей». Киприан вызвал беса и повелел ему распалить страстью сердце Иустины. Бес искусен был в подобных делах и пообещал Киприану быстро уладить это дело. Но, как он ни старался, Иустина, почувствовав действие дьявольской силы, не поддалась этим дьявольским ухищрениям. Помолившись Богу и осенив себя крестом, она отогнала от себя бесовские наваждения. Побежденный силою молитвы и креста, посрамленный бес бежал от нее. Удивленный Киприан вновь посылает беса к Иустине, но теперь уже более злобного, и тот с большей яростью нападает на Иустину. Но и в этот раз Иустина силою молитвы, креста и поста победила бесовские нападки. Узнав об этом, Киприан вызвал бесовского князя и повелел ему обольстить девицу. Приняв образ женщины, князь бесовский явился к Иустине и стал искушать ее беседой. Но Иустина поняла, что это замысел искусителя, и осенила себя крестным знамением. И снова бежал от нее трепещущий князь бесовский. «Неужели и ты, князь сильный и более других искусный в таком деле, не смог победить силою своей хрупкую девушку?» – спросил Киприан находившегося в великом смущении беса. Дьявол сознался, что слуги дьявола боятся попаляющей их силы креста. «Такова-то ваша сила, – вознегодовал Киприан, – что вы и слабую деву победить не можете». Пораженный этим открытием, Киприан задумался о том, что если крест обладает такой силой, то какой же силой должен обладать Распятый на этом кресте Христос? Так он пришел к желанию принять Святое Крещение, что вскоре и совершил. В последующем он стал епископом того города, а затем принял мученическую смерть за веру Христову вместе со святой девой Иустиной.

http://sueverie.net/pravoslavnye-kolduny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010