«Мы надеемся получить умершие и в землю обратившиеся тела наши, утверждая, что нет ничего невозможного для Бога. Будем говорить предположительно. Положим, что вы не существовали бы в настоящем своем виде и не родились бы от таких родителей, как ваши: если бы кто показал вам семя человеческое и изображение вида человеческого, и стал утверждать, что из того самого произошло такое существо, то поверили бы вы этому, не увидев на самом деле? Никто, думаю, не решился бы отрицать (что он не поверил бы). Таким же образом и ваше неверие происходит от того, что вы еще не видели воскресшего мертвеца. Но как прежде не поверили бы вы, что из малой капли можно сделать вас такими, как вы, и однако ж видите, что это делается; таким же образом судите, что и человеческие тела, разрушившиеся и обратившиеся в землю наподобие семян, могут, по Божию повелению, в свое время воскреснуть и облечься в нетление... И Учитель наш, Иисус Христос, сказал: невозможное человекам возможно Богу» (гл. 18–19). Воскресение, по словам Иустина, не только возможно, но и необходимо, потому что с ним связано дело величайшей справедливости – воздаяния каждому по делам его, т.е. праведники по воскресении получат вечное блаженство, а грешники будут отданы на вечное мучение. «Мы желаем, – говорит Иустин, – вечной и чистой жизни, мы стремимся к пребыванию с Богом, Отцом и создателем всего мира, и спешим исповедать нашу веру, будучи убеждены и веруя, что такой награды достигнут те, которые делами своими засвидетельствовали перед Богом верность в служении Ему и любовь к жизни у Него, недоступной для зла... Платон также говорит, что грешники придут на суд к Радаманту и Миносу и будут ими наказаны; и мы утверждаем то же самое, но, по-нашему, судиею будет Христос и души их будут соединены с теми же телами и будут преданы вечному мучению» (гл. 8). «Если бы смерть вела в состояние бесчувствия, то это было бы выгодно для всех злодеев» (гл. 17). «Когда учим, что души злодеев, и по смерти имея чувствование, будут наказаны, а души добрых людей, свободные от наказаний, будут жить в блаженстве, то мы говорим то же, что и философы» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы сделались такими, как были сначала, когда Ты не обладал нами и Имя Твоё не именовалось над нами . Когда Ты откроешь небо, то страх от Тебя обнимет горы, и они растают, как тает воск от огня; и сожжёт огнь противников и Твоё Имя будет известно противникам Твоим 348 . 56 Слова пророка Малахии, приведённые св. Иустином: «От востока солнечного до запада Имя Моё прославлено между народами, и на всяком месте Имени Моему приносится жертва, и жертва чистая ; потому что Имя Моё прославляется народами, говорит Господь, а вы его оскверняете» ( Мал. 1:10–12 ) 349 . 57 «Бог оставил некоторых из вас (иудеев) живыми для язычников, дабы Имя Его не осквернялось у них» – сказано св. Иустином в пояснение слов пророка Иезекииля 350 . 58 Ещё приводимые мучеником Иустином слова псаломские: «Господь в Сионе велик и превознесён выше всех народов. Пусть они признают Имя Твоё великое, потому что Оно страшно и свято 351 . 59 Приводятся слова пророка Давида: «Он избавит души их от лихоимства и неправды, и Имя Его будет драгоценно пред ними, и будет жить и дастся Ему от злата Аравии» 352 . 60 То же: " Имя Его будет благословенно во веки, прежде солнца существует Имя Его. И все племена земные благословятся чрез Него: все народы возвеличат Его. Благословен Господь, Бог Израилев, Который Один творит дивное, и благословенно Имя славы Его во век и в век века 353 . 61 «Господь велик в Сионе и возвышен над всеми людьми. Да исповедуют они Твоё Великое Имя, потому что оно страшно и свято, и честь Царя любит суд». ( Пс. 98 ) 354 . 62 «Прежде солнца пребывает Имя Его, и все племена земные благословятся чрез него, все народы возвеличат его. Благословен Господь Бог Израилев, Который Один творит дивное; и благословенно Имя славы его в век и в век века и вся земля наполнится славою Его. Да будет, да будет». ( Пс. 71 ) 355 . 63 «Посему и мы твёрды в вере и учении Его, ибо нас убеждают в том и пророки, и те, которые, как мы видим, сделались по всей вселенной чтителями Бога во Имя этого Распятого» 356 . Заключение Из многочисленных, приведённых нами выдержек из творений святого Иустина, великого апологета первых веков христианства, с несомненною доказательностью вытекают следующие положения: 1) Имя «Иисус» – предвечно принадлежало Иисусу, Сыну Божиему, и таинственно предуказывалось в пророчествах, в коих Бог называл сие Имя – «Моё Имя».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Нужно также отметить, что по учению Церкви в аду существуют места с разными степенями мучений. «Души благочестивых находятся в лучшем месте, а злые и беззаконные – в худшем…» 331 , – читаем мы у Иустина Философа . И о вечном нахождении в Аду ветхозаветных праведников учение Церкви тоже не говорит. По словам митрополита Макария, в некоторых местах преисподней «…могли обитать, – конечно, без подобных страданий – даже ветхозаветные праведники до самого пришествия к ним Христова» 332 . Поэтому мнение о том, что Иаков с Иосифом будут вечно мучиться в Аду, которое «Свидетели Иеговы» приписывают Церкви, на самом деле не является православным. Известно также, что праведники по попущению Божию могли являться из недр ада живущим на земле, чтобы открыть им волю Господа. Такое событие описано в истории царя Саула и Аэндорской волшебницы. Когда последняя по просьбе царя, оказавшегося в неблагоприятной политической ситуации, вызвала из ада душу пророка Самуила, произошло следующее: «И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?… завтра ты и сыны твои будете со мною…» ( 1Цар. 28:15;19 ) То есть Самуил находился после своей смерти в некотором месте, куда по его пророчеству должен был попасть после смерти и Саул. Различные толкователи по-разному интерпретируют это место. Некоторые считали, что под видом Самуила царю явился некий демон или призрак, но, как мы уже отмечали в предыдущей главе, в книге Премудрости Иисуса Сына Сирахова содержится пояснение на этот эпизод, из которого явствует, что Саулу говорил именно пророк Самуил ( Сир. 46:23 ) (46:20 По Септуагинте) 333 . В Псалмах святого царя Давида мы также встречаем идею о том, что после смерти люди оказываются в аду. Причем, если для любящих Бога остается надежда на Спасение, то для забывших Господа предполагается тяжелая участь: «Да обратятся нечестивые в ад, – все народы забывающие Бога» ( Пс. 9:18 ). «…нечестивые же да посрамятся. Да умолкнут в аде» ( Пс.30:18 ). «Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад…» ( Пс. 54:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Однажды Иисус сказал: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее ( Ин. 8:56-59 ). Итак: Церковь всегда учила и учит, что всякий человек, живший даже до Христа, мог познавать гармонию мира, созданного Богом, слушаться голоса совести – этого нравственного компаса, этого дуновения Божия, которое есть в нашей душе, и через это понимать, как следует правильно строить жизнь. Как об этом хорошо сказал Апостол Павел: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим. 2:14-15 ). Заканчивая свою мысль, Ап. Павел говорит, что в день, когда… Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа ( Рим. 2:16 ), откроется, как человек следовал голосу совести, как следовал закону, запечатленному у него в сердце. И в соответствии с этим получит награду или примет осуждение. Святые отцы ранней Церкви много размышляли над этим. В этом отношении очень важными представляются размышления св. Иустина Мученика, мученически скончавшегося в самом начале II века. Св. Иустин свидетельствует: «Христос – есть первородный Бога, Его Логос, к Которому причастны все люди: вот что мы познали и о чем свидетельствуем… Все жившие согласно Логосу – суть христиане, даже если их считали атеистами – как, например, у греков Сократ, Гераклит и подобные им…» (Апол. 1, 46) И до Христа истина частично открывалась другим людям. «У всех, кажется, есть семена истины» (Апол. 1, 44). «Семя Слова насаждено во всем роде человеческом». «Все писатели, посредством врожденного им семени Слова, могли видеть истину, но темно… Я не потому всеми силами стараюсь быть и на самом деле есть христианин, что учение Платона совершенно различно от Христова, но потому, что не во всем с ним сходно, равно как и учение стоиков, поэтов и историков» (Апол. 2, 13).

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

Остальные тридцать лет I века окутаны мраком тайны, свет на которую проливают лишь писания Иоанна. При всем нашем желании как можно больше узнать об этом периоде церковной истории, о нем почти ничего не известно. Именно с этим периодом связаны многие недостоверные церковные предания и гипотезы критиков. С какой благодарностью историки встретят любые новые надежные документы периода между мученической кончиной Петра и Павла и смертью Иоанна, а также между смертью Иоанна и эпохой Иустина Мученика и Иринея! Причины успеха Относительно численности христиан в конце I века у нас нет ровным счетом никаких сведений. В те времена люди не имели понятия о статистических отчетах. Говорить о полумиллионе христиан среди ста или более миллионов жителей Римской империи — это, вероятно, преувеличение. Обращение трех тысяч человек за один день в Иерусалиме и «огромное множество» мучеников во время гонений Нерона дают основание для завышенных оценок. Кроме того, церкви в Антиохии, Ефесе и Коринфе были достаточно велики, чтобы вынести груз разногласий и расколов. Но в большинстве населенных пунктов собрания были, без сомнения, невелики и зачастую представляли собой лишь горстки бедняков. В отдаленных областях язычество сохранялось дольше всего, пережив даже правление Константина. Новообращенные христиане в основном принадлежали к средним и низшим слоям общества, таким как рыбаки, крестьяне, ремесленники, торговцы, вольноотпущенники, рабы. Апостол Павел пишет: «Не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Однако именно эти бедные, неграмотные церкви были восприемниками славнейших даров, и их сознание было открыто для самых великих проблем и самых высоких помышлений, какие только могут привлечь к себе внимание бессмертного разума. Из низших слоев выходят будущие лидеры, постоянно придающие новые силы высшим слоям и препятствующие разложению последних.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Первый – земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, сопряженная со страданием и уничижением Сына Человеческого: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис. 53: 3). Второй – Его Второго Пришествия во славе, например, у святого пророка Исайи: Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века (Ис. 9: 7). По словам святого мученика Иустина Философа, «Пророки предсказали два пришествия Христова: одно, уже бывшее, в виде человека неславного и страждущего, другое, когда Он, как возвещено, со славою придет с небес, окруженный ангельским Своим воинством» . Об этом же говорил и священномученик Киприан Карфагенский: «У пророков означалось двоякое пришествие Его: одно, – в котором надлежало Ему по действиям и образу явиться человеком, а другое – в котором признали бы Его Богом» . Но различить это, находясь в рамках Ветхого Завета, было почти невозможно, и «иудеи, не уразумевши первого пришествия, тайно предшествовавшего в страдании, веруют только в одно то, которое откроется в могуществе» , говорил священномученик Киприан Карфагенский. Это различение фаз Нового Завета стало возможным только после Воплощения, Крестной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Еще одну дополнительную сложность в понимании добавляло то, что в пророчестве нередко в процессе речи как бы менялся автор. Речь идет о том, что святой мученик Иустин Философ описывал так: «Оно (Слово Божие, говорящее через пророка – прим. авт.) иногда предвещательно говорит о том, что будет, иногда говорит как от лица Владыки всего и Отца Бога, иногда как от лица Христова, иногда как от лица людей, ответствующих Господу или Отцу Его: это самое можно видеть и у ваших писателей, где, хотя один пишет все, но вводит говорящие лица» . Сложность представляет также различение того, что в пророческом слове относится к данной ситуации, а что касается будущего. Ведь, по словам святого пророка Исайи трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно (Ис. 40: 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

По замечанию св. Иустина Мученика , именно об Иисусе Навине как носителе имени Мессии Бог сказал: „Имя Моё на нём” («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 75, 106, 113 и 132; стр. 271, 322, 332 и 366). Гл. 24, 5 и послá юношы сынóв Изрáилевых, и принесóша всесожжéния, и пожрóша жéртву спасéния Гóсподу Бóгу телцы и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу] «Как в агнцах, так и в тельцах, приносимых в жертву, сохраняется образ незлобия, что наиболее приложимо к лицу Иисуса Христа», – говорит св. Кирилл Александрийский (тв. ч. 3, стр. 289). Гл. 24, 8 Взéм же Моисéй крóвь, окропи люди и речé: сé, крóвь завета, егóже завещá Госпóдь к вáм о всех словесех сих И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих По мнению того же св. Отца, «кровь, кроплённая премудрым Моисеем на древних, была прообразом крови из рёбер Спасителя» (тв. ч. 11, стр. 125). А по мнению св. Ефрема Сирина , «сею кровью Завета предызображена тайна Евангелия, которое смертью Христовой даруется всем народам» (тв. ч. 6, стр. 499). Скиния и её принадлежности Гл. 25, 9 и сотвориши Ми по всемý, елика Аз покажý тебе на горе, образ скинии и образ всех сосýдов ея: сице да сотвориши всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов её; так и сделайте «Моисей поставил скинию свидения и научил иудеев молитвам и преподал им жертвы для очищения грехов их, – говорит св. Иаков Низибийский , – а Иисус Христос воздвиг скинию Давидову и укрепил её, ибо Он Сам так сказал иудеям ( Ин.2, 19 ); в сей самой скинии Он обещал нам живот, и через неё очищаются грехи наши» («О Пасхе» стр. 36–37). А по мнению св. Григория Нисского , скиния тем, что «она нерукотворенна по собственному своему естеству, допускает же устроение, когда должно стало скинии сей быть водружённою в нас. Так что некоторым образом она есть и несозданная, как предсуществующая, и созданная, как приявшая сей вещественный состав». Прообразовала Иисуса Христа как Богочеловека, как «единое из всего и что было прежде веков, и что произошло напоследок веков, что не имело нужды во временном происхождении и ради нас пришло в бытие, подобно нам», словом – как «Единородного Бога, в Себе всё объемлющего, но и в нас водрузившего Свою скинию» (тв. ч. 1, стр. 321).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Показав Иову некую закономерность и прекрасную устроенность всего творения на примере неодушевленного материального мира и мира животных, (хотя это уже мир после грехопадения, после проклятия, и тем не менее, он продолжает носить отблеск эдемской красоты), – Господь показывает ему еще другую область мироздания. Ту, где обитают свободно-разумные существа. И показывает собственно источник зла. О левиафане можно найти в Писании еще другие слова, например, у пророка Исаии: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис. 27:1). То есть левиафан есть «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр. 12:9), некогда искусивший человека и приведший его к гибели. Святой Андрей, архиепископ Кесарийский в толковании на это место Апокалипсиса говорит: «У блаженного Иустина философа и мученика сказано, что по пришествии Христовом и осуждении в геенну стал он еще большим хулителем, хотя и ранее хулил Бога, но не так бесстыдно. Посему истинно о нем говорится, что по упорству воли “сердце его ожесте, аки камень” (Иов 41:15)» с. 96]. В словах: «Сие есть начало создания Господня: сотворен поруган быти Ангелы Его» (Иов. 40:14), святитель Василий Великий также видит указание именно на диавола ч. 2, с. 116]. И здесь оказывается, что закон смертного существования, против которого ополчается человек, по-своему благ. Он вносит определенный порядок в те новые условия жизни мира, которые появились после грехопадения. «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8:20). Сам сатана против воли участвует в деле спасения человека с. 590 – 591]. Но это только до времени. Сам человек пока бессилен спастись. Показав Иову, откуда происходит страдание, Господь открывает ему, что для того, чтобы это страдание победить, мало, что называется, поубивать всех плохих и оставить только всех хороших. Должна быть одержана победа над диаволом, и эту победу одержит только Он Сам на Кресте.

http://sedmitza.ru/lib/text/431312/

протоиерей Михаил Браверман Купина Неопалимая и имя Живого Бога Моисей вопрошал Бога на Синае: «Как мне призвать Тебя? Как имя Тебе?» Ведь само слово – «Бог», по выражению мученика Иустина Философа , – это «не имя, но мысль о чем – то неизъяснимом, всажденная в человеческую природу 30 . Для человеческого разума совершенно очевидно положение о непостижимости Бога. А значит, «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и без имени», – утверждает преподобный Иоанн Дамаскин 31 . Но Бог, каким открывает Он Себя еще в Ветхом Завете, – это не просто некая Сила. Бог Завета имеет личное начало, это Тог, Кто требует имени – для того, чтобы к Нему можно было обращаться, чтобы Его можно было призывать. И. согласно книге Бытия, человек не только нарекает имена Божиим творениям, но и дает имена Самому Творцу. Библия свидетельствует. что Бог есть Вседержитель, Творец, Начало, Свет, Жизнь, Истина... В Писании множество различных Божиих имен, которые говорят о действиях Бога в мире. Но есть в Ветхом Завете и то имя, которым именует Себя Сам Бог. За пятнадцать веков до Воплощения (Рождества Христова) Бог посылает Моисея вывести избранный народ из рабства в Египте. Моисей воспитывался в доме фараона, но вынужден был бежать, когда, заступившись за своих угнетаемых братьев, убил египтянина. На Синае Моисей обрел жену (дочь мадиамского князя и жреца) и здесь же он пас овец своего тестя. И однажды увидел странное явление – горящий, но не сгорающий куст. Удивленный Моисей подошел ближе. И тогда «воззвал к нему Бог из среды кусга, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я» [ Исх. 3:4 ]. И повелел Бог Моисею вывести из Египта Свой народ. Но Моисей не понимает, как ему поверят: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?» [ Исх. 3:13 ]. И в ответ Бог произнес: «Я есмь Сущий» [ Исх. 3:14 ]. «Вот имя Мое на веки» [ Исх. 315 ]. «Я есть тот, кто есть» – вот что означает это имя. На еврейском оно записано четырьмя согласными, которые образуют священную тетраграмму:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С благоговением всегда останавливаешься на том месте книги Деяний апостольских, где говорится, что «у верующих было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имений своих не называл своим, но все у них было общее. Великая была благодать на всех. Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, кто владел землями или домами, продавая их, приносили цену проданного к ногам апостолов и каждому давалось все, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:32–35 ). Да, православные христиане, частое, с должным приготовлением, причащение Христовых Таин более всего возгревает в нас братскую любовь друг к другу и делает нас святыми. Заключим настоящую беседу выводом нравственных для себя уроков. Все сказанное нами ясно доказывает, что Литургия наша не человеческого происхождения, но Божественного, и что сущность ее в течении более 18 веков сохранилась во всей своей целости. С сохранением же Литургии сохранилось и Таинство Причащения, в котором мы теснейшим образом соединяемся со Христом и становимся причастниками жизни вечной. А это такое благо, выше которого нет ничего. Но каждое благо, конечно, должно быть принимаемо с живейшим чувством благодарности. Поэтому и мы более всего обязаны иметь в своей душе самые высокие чувства благодарности к Господу, как за то, что Он даровал нам, для нашего спасения, драгоценную Литургию Свою, так и за то, что Он послал нам таких великих мужей, которые привели ее в надлежащий состав и изложили письменно, а чрез это способствовали и сохранению ее в целости. А затем мы должны дорожить Литургией, должны чаще бывать при ее совершении, всячески удаляя от себя все препятствия к нехождению, особенно же мы должны преодолевать лень и невнимание. Наконец, мы должны чаще приступать к св. Таинству Причащения, совершаемому во время Литургии, помня, что в этом Таинстве главное наше счастье. (Сост. с дополн. по указ. источн.). Приложение к беседам 1–2 А. Древнейшее описание Литургии в первой апологии Иустина мученика «В так называемый день солнца, – говорит св. муч. Иустин, – бывает собрание всех, живущих по городам или селениям, в одно место, и читаются, сколько дозволяет время, записи апостолов и Писания пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010