В тот день, т. е. в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе ( Мф.24:30 ). Свщ. Писание не уточняет, что это за знамение, но, по Преданию, этим знамением будет крест. Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: “…Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” ( Деян.1:11 ). Господь придет окруженный Ангелами ( Мф.16:27 ; Иуд.14 ). Ап. Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: “…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба…” ( 1Фес.4:16 ). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным — “…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого” ( Мф.24:27 ). Отношение людей ко Второму пришествию будет различно. “Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше” ( Лк.21:28 ). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому “…восплачутся все племена земные…” ( Мф.24:30 ). Воскресение мертвых, его действительность Пространный Катихизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: “… действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны”. Таким образом, воскресение — это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…” ( Иов.19:25–27 ). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, — оно же в своем теле будет участником события воскресения. Прообразом будущего воскресения были воскрешения умерших в Ветхом Завете. Например, воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:19 ), воскрешение пророком Елисеем в Сонаме ( 4Цар.4:29 ), воскрешение покойника от костей пророка Елисея ( 4Цар.13:21 ).

http://sueverie.net/antixrist-i-vremya-e...

Как поэтому должно думать о сектантских наставниках? Сектантские наставники преемственного рукоположения от апостолов не имеют и потому не могут быть названы истинными пастырями. Как научает нас Слово Божие относиться к таким самозваным пастырям, как сектантские наставники? Христос Спаситель сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф. 7, 15 ). А как должно относиться к истинным пастырям Церкви? Должно, во-первых, внимать их учению, как голосу Самого Бога. «Слушающий вас, сказал Спаситель апостолам, а в лице их всем пастырям Церкви, Меня слушается, а отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» ( Лк. 10, 15 ). Во-вторых, должно относиться к пастырям с уважением, как к духовным нашим руководителям: «Достойно начальствующим пресвитерам, заповедует св. ап. Павел, оказывать сугубую честь» ( 1Тим. 5, 17 ). И в другом месте: «Просим вас, братия, уважать трудящихся у вас и предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Сол. 5, 12–13 ). А как должно относиться к пастырям, имеющим слабости и пороки? Не должно осуждать таких пастырей, ибо суд над ними принадлежит только высшей церковной власти ( 1Тим. 5, 19 ). «Не судите, да не судимы будете, сказал Христос Спаситель: – ибо каким судом судите, таким и судимы будете; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7,1–2 ). В самом деле, ведь пастыри Церкви – люди, а люди могут погрешать. «Если говорим, что не имеем греха, пишет св. Иоанн Богослов, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1, 8 ). Что сказано в св. Писании об осуждении духовных лиц? Апостол Павел говорил словами закона о первосвященнике: «..начальствующего в народе твоем не злословь» ( Деян. 23, 5 ; Исх. 22, 28 ). Апостол Петр и ап. Иуда угрожали вечным огнем осуждающим священников: «так точно будет с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд. 4 –8 ; 2Пет. 2, 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Но эти простые, бедные, незнатные, немногочисленные люди совершили это не во время мира, но при воздвигаемых против них отовсюду бесчисленных нападениях. «В каждом народе и городе – что я говорю: в народе и городе? – в каждом дом предстояла им борьба. Проповедуемое ими учение часто разлучало сына с отцом, невестку со свекровью, брата с братом, раба с господином, подчинённого с начальником, мужа с женою, жену с мужем, отца с детьми, потому что не все вдруг принимали его; это подвергало их ежедневной вражде, непрерывной борьбе, тысяче смертей и располагало людей обращаться с ними, как общими врагами и неприятелями. Все гнали их: цари, правители, простолюдины, свободные, рабы, народы и города, и не их только, но и тех, которые приняли их учение... Была общая война и против учеников и против учителей... И однако... они убедили и устроили Церковь . Как и каким образом? Силою Того, кто повелел им это; Он Сам был их руководителем; Сам делал всё трудное лёгким. Если бы божественная сила не содействовала, то это дело не получило бы ни вступления, ни начала. И как бы оно могло сделаться? Но Тот, Кто изрек: «да будет небо», – и совершил это на деле, Кто сказал: «да созиждется Земля», – и даровал ей бытие, Кто повелел: «да возсияет Солнце», – и явил светило, Кто сотворил всё словом Своим, Тот насадил и эти церкви, и Его слово: «созижду Церковь Мою», -совершило всё это. Таковы слова Божьи: они совершают дела дивныя и чудныя» (Прот. иуд. и язычн. 12–13:1:634–638). Следовательно, Церковь не обыкновенное человеческое учреждение: ее основание, распространение и утверждение ясно говорят о действии божественной силы. Иоанн Златоустый часто останавливает мысль своих слушателей на том, что с самого насаждения Церкви со всех сторон поднимались против нее великие и разнообразные войны, однако ничто не одолело ее: враги сокрушены, а Церковь процветает (Беседа на псалм. 128:5:402). «Пусть услышат Эллины, пусть услышат иудеи, – восклицает Иоанн Златоустый , – о наших делах и превосходстве Церкви» (Беседа на слова прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

О характере и достоинстве Вефильского пророка (называемого всюду в тексте именем наби пророк, между тем иудейский именуется везде «человек Божий», иш гаэлогим, последнее имя, по мнению блаженного Феодорита (там же), дается только стяжавшим совершенную добродетель, каковы были Моисей и Илия, или кто подобен им) традиция иудейская давала неблагоприятные суждения. Таргум называет его пророком лжи или лжепророком. Талмудисты считают Вефильского пророка даже пророком Ваала, удостоившимся откровения лишь в момент вкушения пищи иудейского пророка (ст. 20) именно за свое гостеприимство к последнему. И. Флавий (Иуд. Древн. VIII, 9, 1) также считает Вефильского старца лжепророком, который обычно льстил Иеровоаму и в иудейском пророке увидел соперника, которого и решил погубить. Но текст библейский нигде не представляет Вефильского старца лжепророком. «Я полагаю, – говорит блаженный Феодорит (там же), – что и другой (т. е. Вефильский) был Божий пророк; употребил же лживые слова не для того, чтобы сделать вред человеку Божиему, но чтобы самому принять от него благословение... И что он был пророк, а не лжепророк, явствует из того, что через него Бог предсказал человеку Божию будущее бедствие; сверх того, поверил он предреченному об этом, и сынам заповедал, чтобы, когда умрет, погребсти его вместе с телом человека Божия» (вопр. 43). 3Цар.13:14 .  И поехал за человеком Божиим, и нашел его сидящего под дубом, и сказал ему: ты ли человек Божий, пришедший из Иудеи? И сказал тот: я. Узнав от сыновей о пророке Иудейском, его предсказании и действиях в Вефиле, Вефильский пророк отправляется вслед за ним и находит его сидящим под дубом (LXX: π δρν), – евр. эла – собственно; теревинф (Vulg: terebinthus) – «похожее на дуб, дерево с вечнозелеными листьями и гроздеобразными плодами, достигает значительной высоты, почему и служит для топографических определений: ( Быт.35:4 ; Суд.6:11,19 ; 1Цар.17:2,19 )» (Гезениус). Здесь говорится об известном в Вефиле теревинфе (га-эла – с членом), может быть, тождественным с тем, под которым погребена была кормилица Ревекки, Девора ( Быт.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отец Тихон умер 15 ноября 2000 года, служа всенощную в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Тайнинском. Его последними словами были: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» – священнический возглас на утрени. Старец Тихон прожил на земле 82 года, и все же весть о его смерти была неожиданной. Последние годы жизни, которые он провел в стороне от людских глаз, для многих представляли тайну. Лишь только самые близкие, а также духовные чада знали: батюшка молится в затворе, в уединении, место которого никто не мог назвать точно. Известие о панихиде в селе Тайнинское под Москвой загадочным образом облетело православных, и храм Благовещения едва мог вместить всех желающих проститься. Перед алтарем храма находится могила архимандрита Тихона, в схиме Пантелеймона. Один древний мудрец говорил: «Человек, если он действительно хочет быть человеком, а не грубым животным в человеческом виде, должен работать над собою, как кожевник над кожею». Долгим трудом кожевник из толстой и грубой кожи выделывает мягкую замшу, нежную, тонкую лайку, так и человек, если он хочет стать красивым делателем добра, должен долго и много работать над собою. Как работать? Первое условие – быть внимательным к своему внутреннему миру, храму внутреннему. Мы часто знаем улицы и площади самых отдаленных городов – и не знаем собственного сердца. Много лет подряд упорно изучаем Святое Евангелие и много делаем внешних дел, но иногда годами не подумаем: все ли в порядке у нас внутри. Наш внутренний мир для многих из нас – полные потемки, и мы там, как в густом тумане, ничего не можем разобрать. Ответы на многочисленные вопросы радеющих о спасении души легли в основу и этой книги, предлагаемой милостивому читателю. В ней пастырь беседует с инокиней о евангельском Пути к Царству Небесному. «Пастырь Церкви Христовой, – писал отец Тихон в пору преподавания им “Пастырского богословия”, – должен пламенеть любовью к людям и любовью к горнему миру, пастырю нужно любить, что дышать воздухом. И любить, не делая различия, без расчета, без выбора. Любить и радовать всех, именно радовать – это есть постоянное и тихое торжество истинной пастырской любви, ибо пастырь без любви, что цветок без цвета, утро без зари, день без сияющего солнца, или, как по апостолу – потухшая звезда, блуждающая во мраке ночи (ср.: Иуд.1:13 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

«Пастырь Церкви Христовой, — писал батюшка в пору преподавания им Пастырского богословия, — должен пламенеть любовью к людям и любовью к горнему миру, пастырю нужно любить, что дышать воздухом. И любить, не делая различия, без расчета, без выбора. Любить и радовать всех, именно РАДОВАТЬ — это есть постоянное и тихое торжество истинной пастырской любви, ибо пастырь без любви, что цветок без цвета, утро без зари, день без сияющего солнца, или как по апостолу — потухшая звезда, блуждающая во мраке ночи (Иуд. 1, 13). Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Извеков) — в будущем Патриарх Московский и всея Руси — очень любил иеромонаха Тихона (Агрикова) и только ему поручал проповедовать Слово Божие. В Лавре служились две Божественные литургии: Наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон — на другой. Когда архимандрит Пимен уезжал, отец Тихон выполнял его обязанности, был его заместителем. Ему поручали большие, ответственные посты: с 1954 года он проходил послушание эконома Троице-Сергиевой лавры, а с сентября 1955, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), стал казначеем обители. Отец Тихон был исключительным тружеником и подвижником. Кроме уже перечисленного, он заведовал свечным ящиком, регентовал на левом клиросе, а по праздникам — на правом. Причем делал это как-то по-особенному: целомудренно, тихо и кротко. Регентовал левой рукой, так как был левша, и руку держал очень красиво. Руководил также и любительским хором. Пели с ним и матушки, и девушки, и старушки. Говорили, что спал он всего по двадцать минут: ляжет, поспит, потом встает и выполняет какое-то послушание. Работает, работает, снова ляжет, поспит немного и вновь продолжит трудиться. Когда отец Тихон стал преподавать в Академии, многие обязанности по казначейству легли на плечи его помощника, теперешнего духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова). Архимандрит Кирилл до сих пор с глубоким уважением и великою любовью вспоминает отца Тихона, любя его за простоту и благоразумие.

http://pravmir.ru/on-probuzhdal-v-lyudya...

Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3) . Документ Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (13-16 августа) был принят на пороге нового тысячелетия, то есть почти 2000 лет после основания Церкви Господом нашим Иисусом Христом. Только что процитированные начальные слова документа были восприняты критиками как ясное и недвусмысленное выражение Русской Православной Церковью собственной исключительности.  Где же Церковь? “Ubi Ecclesia?” В Москве, Стамбуле, Бухаресте, Тбилиси... – там, где православие. Однако внимательное рассмотрение контекста возникновения данного документа позволяет нам не ограничиваться подобным выводом. После более чем десятилетнего кризиса в межхристианских отношениях одна из Православных Церквей впервые задается вопросом об инославии, то есть иных христианских традициях и исповеданиях и их легитимности. Выражение «одна из Православных Церквей» выбрано мной не случайно. Тот факт, что данный документ был выработан одной из Православных Церквей, но не был принят на всеправославном уровне, представляет собой один из главных моментов дефицитарности данного богословского и канонического текста. В контексте нашего рассуждения о православии и глобализации это замечание расхождения между поместным (практически проявляемым) и вселенским (теоретически обоснованным) православием представляется отнюдь не маловажным.   Старшая дочь православного жительства Важным аспектом понимания православной традиции, редко принимаемым во внимание в богословском обращении и межхристианском контексте, является отношение православия к политическому образованию. Уже в эпоху «Золотого Века» святоотеческой письменности мы встречаемся с двумя авторами, совершенно по-разному ставящими вопрос о политическом аспекте в христианской перспективе и совершенно различно на него отвечающими.

http://bogoslov.ru/article/2212999

И так, Апостол молит, чтобы дары эти были у верующих в избытке» (блаж. Феофил.). Предмет попечения Апостола – общее спасение людей во Христе, а нарочитая задача послания – увещание подвизаться ( επαγωνζεσθαι) за веру, т. е. со всею энергией, со всеми усилиями отстаивать сохранение и целость раз навсегда преподанной людям веры Христовой. Такое требование, обязательное для христиан по самому существу исповедуемого ими учения (ср. Гал.1:7 ; 2Сол.2:15 ), вызывается в данном случае великою опасностью чистоте веры христиан со стороны появившихся в среде их лжеучителей ( Иуд.1:4 ). Иуд.1:4 .  Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Не давая пока подробной характеристики лжеучителей, Апостол тяжесть и гибельность заблуждений их показывает тем, что осуждение ( κρμα) их издревле предуставлено и предсказано боговдохновенными носителями откровения. Затем, начиная обрисовывать умственный и нравственный облик лжеучителей, Апостол называет их нечестивыми, ασεβες, безбожниками и, раскрывая это понятие, характеризует лжеучителей с обеих существенных сторон: с нравственно-практической: «обращают благодать Бога нашего в повод к распутству», и – со стороны теоретических верований: «отвергаются единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Таково общее определение характера лжеучения появившихся ересеначальников, близко напоминающее изображение лжеучителей во 2-ом послании Ап Петра ( 2Пет.2:1–2 и сл.). Из описания ереси Симона волхва и других ересеначальников у Евсевия (Ц. И. II, 13 сл.), равно и из прямого свидетельства св. Афанасия Великого и блаж. Феофилакта с очевидностью следует, что явившиеся лжеучители учили, что грех безразличен, и отвергали Христа (Синопсис). Христа они считали не более, как одним из эонов, а из учения христианского о благодати выводили допустимость разврата в целях ослабления плоти (ср. Рим.6:1 ). Иуд.1:5–8 .  Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После Илии и Елисея проходили служение последние пророки-проповедники рассматриваемого периода: ЗАХАРИЯ, сын свящ. Иодая, обличивший Иоаса, Цар. иуд., и народ иудейский, отступивших от Господа, убитый в притворе иерусалимского храма, по приказанию царя; два анонимных пророка – современника Амасии, Цар. иуд.: «человек Божий», давший совет Амасии распустить наемное войско израильтян, и больше надеяться на Господа в борьбе с идумеянами и «пророк», обличивший этого царя за поклонение пленённым богам идумеян; ЗАХАРИЯ, современник и советник Озии, Цар. иуд.; израильский пророк ОДЕД, современник Факея, предпоследнего Цар. изр., побудивший израильтян отпустить двести тысяч пленных иудеев. 1: 2П.20:1,14–17. 2П.20:35–37. 4Цар. 2–13 . 2П.24:20–22. 2П.25:5–13. 2П.25:14–18. 2П.26:5. 2П.27:9–11. Некоторые из перечисленных выше пророков-проповедников, например, Нафан, Гад, Ахия, Иоиль, Самей и Аддо, были летописцами современных им событий священной истории; их записи сохранялись, вносились в летописи разделённых царств и позднее были использованы при составлении книг Царств и Паралипоменон. В цветущий период ветхозаветного пророчества, при Самуиле и особенно при Илии и Елисее, в Израиле существовали так наз. пророческие школы, руководимые пророками: при Самуиле – в Раме Вениаминовой, родном городе этого пророка; при Илии и Елисее – в издревле священных местах: в Вефиле, Галгале и Иерихоне. Ученики пророческих школ, называемые «пророческими сынами», т.е. учениками, также как и их учители-пророки, были приверженцами древних традиций богооткровенной религии: жили они общинами, несомненно, изучали священное предание и письменность, «пророческую» музыку и пение, упражнялись в делах веры и благочестия и были помощниками пророков в борьбе с политеизмом, в поддержании монотеизма и вообще истинной религии Завета. Особая заслуга общин пророческих учеников в сохранении, передаче и записывании устных преданий (в том числе о пророках), которые при их посредстве стали достоянием ветхозаветных священных книг. Иногда они сподоблялись вдохновения от Бога, как это видно из истории встречи Саула и его слуг с сонмом пророческих сынов ( 1Цар. 10:10; 19:20 ), а также из тех мест Свящ.Писания, где они представлены действующими по вдохновению свыше ( 3Цар. 20:35–43 ). Возможно, что некоторые из малых пророков-писателей были призваны Богом из числа учеников пророческих школ, но вообще школьное приготовление не имело для пророческих учеников значение призвания к пророческому служению. Это право принадлежало исключительно одному Богу; только Он избирал, призывал и делал избранных мужей пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

После плена субботний год соблюдался и притом с особым ригоризмом, именно относительно покоя земли (ср. 1Мак 6.20–49,53 ; Иосиф Флавий Иуд.Древн. 11:8, 6; 13:8, 1; 14:16, 12; 15:1, 2); год пред разрушением Иерусалима был также субботним. Зато чистый религиозно-нравственный дух закона более и более терялся в массе казуистических предписаний талмудических авторитетов (напр., прощение долгов было исключено из числа привилегий субботнего года посредством изобретенного Гиллелом Старшим т. наз. «прозбола», т. е. документа, гарантировавшего за кредитором право взыскивать свои долги в год субботний). Провозглашение юбилея Лев.25.9 . Лев.25:8 .  И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; Лев.25:9 .  и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; Лев.25:10 .  и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Как после 7 недель от Пасхи следовал 50-й день – праздник Пятидесятницы, так после 7 субботних годов должен был праздноваться 50-й, юбилейный год, евр. schat-hajobel или просто jobel (также schnat-deror, Лев.25:10 , см. Иез 46.17 ; Ис 61.1 ); LXX: ενιαυτς φσεως, год отпущения, слав.: « оставления». По Исифу Флавию (Иуд.Древн. 3:12, 3) ωβλ (греч. транскрипция евр. jobel) означает λευερα. Арабск. перев.: dimissio, Vulg.: remissio. Но это не есть точная передача собственного значения имени jobel. Последнее скорее (согласно с мнением Розенмюллера, Бэра, Кейля, Рима, Штаде-Зигфрида и др.) может обозначать (по соотношению с Исх 19.13 и Нав 6.5–6 ) звуки труб (из бараньего рога сделанных), протяжные и разливающиеся во все стороны (гл. jabal – разливаться), звуки, какими по всей Палестине возвещалось народу наступление юбилейного года (название schnat-jobel, юбилейный год, посему вполне аналогично по смыслу с именем праздника 7-го новолуния, jom teruah, день трубного звука). Объявлялся юбилей в 10-й день месяца тисри оканчивающегося субботнего (49-го, Лев.25:8 ) года, т. е. в день очищения. Что юбилейный год был именно 50-м, а на 49-м, как полагали многие иудейские и христианские толкователи (из русских ученых – м. м. Филарет и Г. Властов), видно из прямого свидетельства текста Лев.25:10, 11 , где юбилейный год прямо называется 50-м, и из Лев.25:8 , где 49-й год или 7-й субботний отличается от года юбилейного; то возражение сторонников противоположного взгляда, что при принимаемом нами счислении «были бы 2 года сряду пустования земли» (Властов), устраняется уже упомянутым указанием законодателя ( Лев.25:21 ) на особое благословение Божие на урожай года предсубботнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010