(Культура и жестокость. Библейская параллель. Быт.4:10 ). Казалось бы, что около крови человека – место одной только смерти. Но уже первоистория народов закрепила в сознании человечества мысль, что жизнь есть начало смерти, а смерть есть начало жизни 1 , что могут быть живые среди мертвецов и мертвые среди живых. Так, в Авеле мы видим первого умершего человека; но он же первый навсегда и вышел из среды мертвецов. Выделяя Авеля, в числе немногих, из среды допотопного человечества, апостол Павел удивительно выразительными словами вводит его в семью вечно живых. Своею «верою, – замечает он, – Авель и по смерти говорит еще»... ( Евр.11:4 ) Не грешник, а праведник быль первым умершим и первым мучеником за праведность – и кровь его навсегда стала безмолвною, но слышною и доселе проповедью для тех, которые думают, что смерть есть мрачный утес, замыкавший выход из долины жизни. У подножия этого утеса есть надежная тропа, ведущая к вечной жизни. И практическая ценность этой знаменательной проповеди в истории допотопного человечества устанавливается не теориею, а фактом. Это – проповедь , запечатленная кровью! И если мы видим в среде допотопного человечества не одни только «безводные облака» и не одни только «бесплодные», «исторгнутые» деревья, не одни только «пенящиеся своими срамотами волны», как характеризует апостол Иуда ( Иуд.1:11–13 ) нечестивцев, вместе с допотопными каинитами, то это значит, что кровь Авеля не сокрылась в его могильном холме, но вышла из него и дошла до неба ( Быт.4:10 ). Светлая жизнь Авеля оставила, таким образом, чрез кровь, вечно блещущую полосу света, озарившего основание небесного града, заложенного Богом в душе человека для обитания в нем Богочеловека. По одному, довольно распространенному, суеверному представлению кровь невинноубитого остается несмываемым темным пятном на предметах, на которые излилась она. Мы думаем, что суеверие питается в данном случае на счет определенного исторического факта. Начиная со дней Авеля ни одной капли праведной крови не кануло бесследно ( Мф.23:35 ) для мира. В ней навсегда произнесен суд над нечестием. Город человеческий мог строиться и шириться, но он не страшен был для града Божия, потому что изначала человеческой истории установлено было, что пролитая кровь не есть признак смерти, что вера может одинаково знаменоваться и подвигами живых и смертью праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Отче наш I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 1) две версии молитвы О.Н. ( Мф. 6:9–13 ; Лк. 11:2–4 ) содержат различия, касающиеся обстоятельств, при которых они были произнесены Иисусом, а также обрамления, объема, текста и отдельных выражений. Матфей приводит О.Н. в контексте ⇒ Нагорной проповеди , когда Иисус говорит о молитве. Лука излагает ее как ответ Иисуса на просьбу учеников: «Господи! научи нас молиться» ( Лк. 11:1 ). У Луки отсутствуют третье и седьмое (или соотв. второе и часть шестого) прошения; в тексте четвертого и пятого прошений текст у Матфея отличается от текста Луки. Во всех древнейших рукописях отсутствует доксология (восхваление) в конце О.Н. Существуют свидетельства существования этой молитвы уже в конце I в. по Р.Х. Возможно, согл. ветхозаветной традиции, один человек произносил текст молитвы, на что община отвечала словом «аминь» и развернутой доксологией. Читал ли Иисус эту молитву по-разному или всегда сохранял один и тот же текст, установить невозможно. Во всяком случае, отклонения в тексте позволяют сделать вывод о том, что молитва О.Н. задумана и дана не как устоявшаяся литургическая формула, а как душеспасительное упражнение в ⇒ молитве; 2) О.Н. можно назвать молитвой Иисуса о Царстве Божьем. От всей молитвы, подобно сиянию, исходит ожидание нового мира, в котором царствует только Бог и побеждена власть зла. Мы только тогда поймем эту молитву истинным образом, если все ее содержание истолкуем в духе наступающего Царства Божьего. Несмотря на то, что по форме она сходна с традиц. иуд. молитвами, не вызывают сомнений ее христ. происхождение и самобытность. О.Н. – это итог Нагорной проповеди и заповедей блаженства, представл. в форме молитвы. II. ИСТОЛКОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ 1) фраза «Отец наш на небесах» (дословно по тексту оригинала) была одним из привычных обращений к Богу в иуд. молитвах времен Ииуса. Т.о., Иисус сохраняет в молитве традиц. выражение. Новым является здесь то, что Иисус Сам подтвердил иуд. представления о людях как детях Божьих. Во Христе и благодаря Ему мы имеем в Боге ⇒ Отца;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Рассеяние I. Слово «Р.» [греч. диаспора ( Ин. 7:35 )], обозначает расселение ⇒ иудеев за пределами Ханаана, обетов. и даров. им Господом земли. Библия рассматривает Р. как суд Божий ( Втор. 4:27 ; Иез. 36:19 ; Зах. 7:14 ). Благодаря Р. другие народы узнали о Боге Израиля и об иуд. Законе ( Деян. 15:21 ), однако Иисус критически относился к миссионерскому рвению иудеев диаспоры (⇒ Прозелиты) ( Мф. 23:15 ). Только проповедь Евангелия действительно принесла спасение «богобоязненным» из язычников ( Деян. 10:1–6 ; Деян. 13:43 ; Деян. 14:1 ; Деян. 16:14 ; Деян. 17:4 ). II. 1) первые компактные поселения иудеев за пределами Палестины относятся к весьма раннему времени. В IX в. до Р.Х. в сир. столице Дамаске существовала иуд. колония, которой был отведен особый квартал. Вероятно, в VII в. до Р.Х. подобные поселения существовали и в Египте. Но возникновение основной диаспоры относится ко времени насильств. выселения иудеев из Палестины после падения Северного, Израильского (733–732 гг. и 722 г. до Р.Х.), и Южного, Иудейского, царств (586 г. до Р.Х.; ⇒ Плен). Переселенцы в большинстве своем, видимо, прижились на выдел. им землях; на родину вернулось меньшинство. Самым крупным местом расселения евреев стала Месопотамия (⇒ Масоретский текст ⇒ Мишна ⇒ Таргум). Вторым центром евр. диаспоры несколько позднее стал Египет, в частн. Александрия; 2) второй важный период расширения диаспоры – это эпоха эллинизма (IV-II вв. до Р.Х.). Распространение диаспоры в это время было обусловлено гл.обр. двумя причинами: а) во-первых, торговля евр. рабами, которые в результате постоянных войн из-за Палестины между Сирией и Египтом тысячами поступали на невольничьи рынки. Поскольку евреи оказывались умными, надежными и умелыми работниками, то многим из них быстро удавалось выкупить себя из рабства: свободные евреи образовывали в городах общины, чтобы совместно совершать богослужения. Общины формировались вокруг ⇒ синагог или молитв. домов ( Деян. 16:13 ). Там, где такие общины уже существовали, их члены приходили на помощь вновь прибывшим рабам-иудеям, выкупая их; т.о. общины постоянно расширялись;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Эдомитяне, идумеи Эдомитяне, идумеи, потомки Исава ( Быт. 36:1–19 ), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир ( Быт. 32:3 ; Быт. 36:6–8 ). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев ( Быт. 14:6 ; Быт. 36:20–30 ; Втор. 2:12.22 ). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей ( Быт. 36:31–39 ). Последний из царей Эдома, год смерти которого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время цари у Э. избирались; позднее ( 3Цар. 11:14 ) речь идет уже о цар. династии. Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома ( Числ. 20:14–21 ; Втор. 2:4–8 ; Суд. 11:17 ). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне ( Втор. 23:8–9 ), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул ( 1Цар. 14:47 ); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама ( Числ. 24:18 ). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. ( 2Цар. 8:13–18 ; 1Пар. 18:12–17 ). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население ( 3Цар. 11:15–22 ), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет. После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона ( 3Цар. 11:14–22.25 ), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере ( 3Цар. 9:26–28 ) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строительство кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник ( 3Цар. 22:47–50 ), который в 4Цар. 3 назван «царем». При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) ( 4Цар. 3:4–27 ). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., которые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре ( 2Пар. 20:1.10.23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Езекия Езекия [евр. имя, имеющее несколько вариантов: Хизкия, Хизкияху, Йехизкия и Иехизкияху, «Яхве – моя сила» ]: 1) иуд. царь, сын Ахаза ( 4Цар. 18:1 – 4Цар. 20:1 ; 2Пар. 29 – 2Пар. 32:1 ; Ис. 36 – Ис. 39 ), правивший в 725–697 гг. до Р.Х. Полагают, что прим. с 729 г. Е. был соправителем Ахаза, а прим. с 716 г. – единовластным правителем. На время его царствования приходится поход Синаххериба (Сеннахирима) на Иерусалим, который, согл. ассир. источникам, состоялся в 701 г. до Р.Х. ( 4Цар. 18:13 ; Ис. 36:1 ). Т.о., болезнь и выздоровление Е., дарование ему Богом еще 15 лет царствования ( Ис 38:1,5 и след.), а также посольство от Меродаха Валадана ( Ис. 39:1 ) следует отнести ко времени, предшеств. ассир. нашествию. Получается, что Е. правил в общей сложности 29 лет ( 4Цар. 18:2 ); при этом некоторые сложности в подсчетах вносят 4Цар. 18:1.9 , которые относят правление Е. и израил. царя Осии к одному и тому же периоду. О Е. в Библии сказано: «И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его» (т.е. предок) ( 4Цар. 18:3 ). Е. начал свое царствование с очищения храма, восстановления богослужения и празднования Пасхи, на которое он пригласил и остатки колен, уведенных в плен ассирийцами. Он заново упорядочил служение священников и левитов, снес языч. жертвенники, изображения ⇒ Астарты , «отменил высоты» (⇒ Высота ) и даже «истребил медного змея, которого сделал Моисей» и которому израильтяне поклонялись как идолу ( 4Цар. 18:3–6 ; 2Пар 29–31 ). Поведение Е. во время вторжения Синаххериба также свидетельствует о его уповании на Бога. Правда, в своей внешней политике Е. не прислушался к совету пр. Исаии, предостерегавшего его от присоединения к Египту и отпадения от Ассирии. После смерти Саргона II (705 г. до Р.Х.) Е. открыто отошел от Ассирии. Из сообщения о походе на запад, оставленного Синаххерибом на шестигранной глиняной призме, известно, что жители филистим. города Экрона (Аккарона) пленили своего царя Пади, отвергавшего всякое сопротивление ассирийцам, и выдали его Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Аммонитяне Аммонитяне, или «сыны Аммона», а также просто «Аммон». Потомки ⇒ Бен-Амми , т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Как показывают сохранившиеся названия, их язык был близок евр. I. ОБЛАСТЬ РАССЕЛЕНИЯ Тер. А. между Арноном и верхним течением Иавока ранее населяли замзумимы, народ великанов, который был изгнан А. ( Втор. 2:19–21 ). Видимо, А. вначале расселились вплоть до Иордана, что явствует из их притязаний на эти земли (см. Нав. 13:25 ), но оттуда их вытеснил Сигон, царь аморреев. Когда израильтяне овладевали землей обетованной, то, следуя Божьему повелению, пощадили тер. А. ( Втор. 2:19 ), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу тер. колена Гадова и тем самым отрезав земли А. от Иордана, они вызвали враждебность со стороны последних. В верхнем течении Иавока была расположена столица А., резиденция царей, Равва, или Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании). II. ИСТОРИЯ А. на протяжении всей своей истории были врагами израильтян. Поскольку А. вместе с моавитянами склоняли Валаама проклясть Израиль (что он, однако, не сделал), то никто из А. и моавитян и в десятом поколении не мог войти в общество израильтян («в общество Господне» – Втор. 23:3 ). Во времена судей А. и амаликитяне, как союзники моавитского царя Еглона, одержали победу над израильтянами, не хранившими верность Богу ( Суд. 3:13 ). Впоследствии Иеффай вытеснил А. в пределы их прежних границ ( Суд. 10:7–9 ; Суд. 11:32–33 ). Саул сражался с царем А. Наасом и победил его ( 1Цар. 11:1–11 ). Давид, напротив, был дружески принят Наасом ( 2Цар. 10:2 ). Но сын Нааса Аннон возобновил прежнюю вражду ( 2Цар 10 и след.). Давид разбил А. и захватил Равву ( 1Пар. 20:1 ). Сила А. оказалась сломленной, но враждебность осталась. При Иосафате нападение А. и моавитян заканчивается их уничтожением ( 2Пар. 20 ). Цари Озия (во времена которого Ам возвещает суд над А., Ам. 1:13–15 ) и Иоафам получают с них дань ( 2Пар. 26:8 ; 2Пар. 27:5 ). Если во время правления ⇒ Иоакима А., будучи вассалами Навуходоносора, напали на Иудею ( 4Цар. 24:2 ), то при ⇒ Седекии они, очевидно, участвуют вместе с Иудеей в восстании против Вавилона ( Иер. 27:3 ). Но вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором ( 4Цар. 25 ) царь А. Ваалис принимает участие в убийстве иуд. наместника Годолии ( Иер. 40:14 ). А. со злорадством наблюдают, как десять колен Израилевых уводят в плен ( Иез. 25:3 ; Соф. 2:8 ). Вместе с моавитянами они переселяются в уделы Гада и Рувима. Иеремия ( Иер. 49:1–6 ) и Иезекииль ( Иез. 21:20 ; Иез. 25:1–7 ), как до них Ам и Софония, предсказали грядущий суд над А.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Еврейский (древнееврейский) язык Еврейский (древнееврейский) язык – язык израил. народа. Весь ВЗ ( 4Цар. 18:26.28 ; 2Пар. 32:18 ; Ис. 36:11.13 ), за искл. некоторых фрагментов, изложенных на ⇒ арамейском , написан на Е.Я. Из семитских языков, родственных евр., известны угаритский (по текстам Рас-Шамры, обнаруженным в сев. Сирии), финикийский, отчасти ханаанский и моавитский (по надписи на ⇒ камне Меши ). Вместе эти языки образуют группу сев.-зап. семитских языков, к которым относится и арамейский. Считается, что Е.Я. возник из сплава арам. и ханаан. языков и что Авраам перенял его еще в Ханаане. Во всяком случае, это тот самый язык, на котором говорили Иаков и его семейство во время переселения в Египет. См. также Быт. 31:47 , где Лаван называет холм из камней по-арам., а Иаков дает ему соотв. евр. название. Вероятно, Е.Я. с самого начала имел и письм. форму. Алфавит, созданный на основе финик., состоит из 22 согласных; значки, которыми в совр. текстах обозначаются гласные, были добавлены масоретами, иуд. учеными, в 600–800 гг. по Р.Х., сделавшими это в соответствии с установившейся практикой чтения. Кроме ВЗ, существуют и другие памятники письменности. Самые значит. среди них – календарь из Гезера (ок. 900 г. до Р.Х.), керамич. черепки (остраки) из Самарии (VIII в. до Р.Х.), надпись в Силоамском туннеле, относящаяся ко времени царя Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.), послания из Лакиша (Лахиса), написанные незадолго до разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.), и ⇒ рукописи Мертвого моря . Если письм. евр. язык развивался на единой основе, то в живом разговорном языке, вероятно, возникали различные диалекты, на которых говорили представители разных колен. Примером этому могут служить варианты произношения одного и того же слова в Суд. 12 («шибболет» – «сибболет»). Во время вавил. плена и после него на Е.Я. все большее влияние оказывал арам. язык, который постепенно стал средством международного общения (каким во II тысячел. до Р.Х. был аккад.). В ВЗ, кроме отдельно встречающихся арам. слов, на арам. частично написаны Книга Даниила и Книга Ездры. Позднее евр. язык стал преимущ. языком богослужений и ученых. Ко времени Иисуса и апостолов языком повседневного общения в Палестине стал арам. Он всегда подразумевается там, где в НЗ говорится о Е.Я. или упоминаются евр. имена собственные ( Лк. 23:38 ; Ин. 5:2 ; Ин. 19:13.17.20 ; Деян. 21:40 ; Деян. 22:2 ; Деян. 26:14 ; Откр. 9:11 ; Откр. 16:16 ). Там, где авторы НЗ прибегают к транслитерации, напр. в Мк. 5:41 ; Мк. 7:34 ; Ин. 20:16 , они во всех случаях передают арам. слова. В Деян. 6:1 делается различие между иудеохристианами, говорящими на арам. и греч. языках. В конце XIX – начале XX вв. под влиянием движения сионизма на основе древнеевр. языка возник совр. евр. язык, устный и письм. (новоевр., или иврит), который в настоящее время является официальным языком государства Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Торговля I. 1) Т. в Израиле занимались в основном чужеземцы, которые не могли наследовать земельный надел, а потому купля-продажа была основным источником их доходов. В евр. языке слово «купец» [сохер] букв. означает «разъезжающий с места на место» ( Быт. 37:28 ; 2Пар. 9 и др.). Иногда торговцев называли кенаани – «хананеи» ( Иов. 40 – в Синод. пер. – «Хананейские купцы»; Притч. 31 – в Синод. пер. – «купцы Финикийские»; Ис. 23:8 ). Уже в Быт. 37мы читаем об араб. купцах, везущих на продажу в Египет стираксу, бальзам и ладан. Это им сыновья Иакова продали в рабство своего брата Иосифа. Среди добычи, захвач. израильтянами в Иерихоне, были предметы одежды, изготовленные в Вавилонии (библ. Сеннааре) ( Нав. 7:21 ); дома коренных жителей Ханаана «были наполнены всяким добром» ( Втор. 6:11 ; ср. Нав. 22:8 ), и можно предположить, что среди этих вещей были и привозные товары; 2) главенствующее положение в международной Т. занимали финикийцы, с их помощью Соломону удалось открыть новые торг. пути ( 3Цар. 9:26–28 ). Иоиль жаловался на то, что финикийцы уносят из земли израильтян много золота и серебра и торгуют иуд. пленниками как рабами ( Иоил. 3:5 ; Ам. 1:9 ). Богатство и могущество финик. портового города Тира описаны в Иез. 27:1 . Оживленную Т. вели арабы ( Иов. 6:19 ; Ис. 21:13 ; Ис. 60:6 ), тем не менее по объему Т. они отставали от Тира и Сидона. Порты и прибрежные равнины, через которые проходили караванные пути, принадлежали финикийцам и филистимлянам, поэтому израильтяне не могли непосредственно торговать с соседними странами. 3) однако при Соломоне международная Т. стала процветать и в Израиле. Соломон овладел великими торг. путями, связывавшими Египет с Вавилоном и Дамаск – с побережьем Средиземного моря. Оживившаяся Т. обеспечивала ему значит. доходы ( 3Цар. 10:14 ). кроме того, Соломон занимался посредничеством в Т. лошадьми и колесницами ( 3Цар. 10:28 ). Из располож. на юге Ецион-Гавера царь установил торг. отношения с Офиром ( 3Цар. 9:26–28 ). Но после смерти Соломона израил. внешняя Т. вновь пришла в упадок;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Осии I. К.п.О. входит в состав ветхозаветного канона. Пророк Осия был жителем Северного царства, однако, к какому из десяти колен он принадлежал, неизвестно. Согл. Ос. 1:1 , пророк жил во времена израил. царя Иеровоама II и иуд. царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. Осия появился на историч. сцене позднее пр. Амоса, прим. в одно время с пророками Исаией и Михеем. Начало его пророческого служения приходится на последние дни правления Иеровоама, а конец – на трагическое время гибели Северного царства. II. Это был период бесконечной смуты. После смерти Иеровоама II его сын Захария, правивший всего полгода, был убит Селлумом, израильтянином из колена Манассии, оспаривавшего власть колена Ефрема. Через месяц Селлум был свергнут и убит Менаимом, что стало ответом ефремлян на притязания колена Манассии. Менаиму пришлось покориться ассирийцам и выплачивать Тиглатпаласару III большую дань. Сын Менаима Факия через два года после своего воцарения был убит Факеем, предводителем партии колена Манассии. Факей стоял на стороне Дамаска, выступая против Ассирии, и его политика потерпела полный крах. Через семь лет Осия (3), сын Илы, организовал заговор против Факея и, убив его, стал израил. царем. Присоединение царя Осии к антиассир. союзу привело к его пленению ассир. царем. Самария после трехлетней осады пала, а израильтяне были уведены в плен. III. Эти события образуют историч. фон К.п.О. Израильское царство вступало в союз то с Египтом, то с Ассирией, позднее оно вновь искало помощи у Дамаска в борьбе против Ассирии. Иудейское, и Израильское царства постоянно нарушали верность Господу, больше ожидая помощи от Ассирии или Египта, чем от Бога. Как житель Израильского царства, Осия болезненно воспринимал события, происходившие в областях, принадлежавших десяти коленам. Во всем он видел нарушение верности Богу, и прежде всего это касалось богослужения (золотой телец; Ос 8 и след.), поставления царей и князей, а также внешней политики (союзы с языч. державами; Ос. 5:13 ). Вряд ли найдется другой пророк, который своими обличительными речами заставлял так содрогаться перед Божьим гневом (см., напр., Ос. 5:14 ; Ос 13:7 и след.); но вместе с тем Осия говорит и о любви Господа ( Ос. 2:16,21 и Ос 14 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

б) относительность самого времени. Бог выше времени в) Бог не медлит, но долготерпит 3. Величественная картина Второго Пришествия (3:10 – 13) V. Свидетельство о посланиях апостола Павла во 2 Петр. 1. Указание на тех, кто искажал учение ап. Павла освободе (ср. Гал. 5:13 – 15 : Рим. 3:8 ) 2. Свидетельство об авторитетности Посланий апостола Павла ( «Как и прочие ПисаНия») и об их хождении в виде сборника 3. Косвенный признак сравнительно позднего написания 2 Петр. VII. Использование апокрифических памятников в Иуд. 1. «Успение Моисея» и «Книга Еноха» – образцы иудейской апокалиптической литературы. 2. Возможные причины использования в Иуд. иудейских неканонических текстов а) желание использовать общедостутный язык и систему образов б) широкое хождение подобной литературы до 90 г. От Р. Х. Стихи для узнавания 2 Петр. и Иуд. 1:16 – 18 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. 3:8 – 10 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь (исполнением) обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 1:9 – 15 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь». A сии злословят то, чего не знают, что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010