II). О втором храме Иерусалимском, воздвигнутом Зоровавелем чрез 52 года по разрушении первого храма, мы имеем весьма мало сведений. Знаем мы, что этот храм хотя был построен на том же месте и, может быть, на тех же основаниях, но не был так великолепен, как первый храм, и уже не имел в себе ни одной из тех священных вещей, которые украшали храм Соломонов. Нам понятна скорбь старцев при построении второго храма ( I Eзд. II ). Сличая некоторые места Священных книг с показаниями Иосифа Флавия, мы можем о втором храме сделать несколько кратких замечаний. Широта и высота храма, согласно указу Кира ( I Eзд. VI, 3 ), была в 60 локтей, т. е. около 13 саженей и 6 вершков. Он был сделан из гладких камней и из дерев. В окружности здания было множество комнат и притворов, с дверями, при которых стояли дворники из левитов. Ограда храма, т. е. Двор народа, была недоступна не только иноземцам, но и самим евреям, если они не были очищены по закону. Святилище отделялось от Святого святых и от притвора так же, как и в храме Соломоновом, т. е. дверями и завесами. Священных вещей прежнего храма здесь не было вовсе. На месте Ковчега завета лежала мраморная плита; в Святилище, кроме алтаря кадильного, был один светильник и один стол для хлебов предложения. По сказанию Иосифа Флавия, Птоломей Филадельф, желая возблагодарить палестинских евреев за совершенный ими перевод Свящ. книг, послал в Иерусалим множество подарков и, между прочим, трапезу, похожую на иерусалимскую. Она была почти 2 аршина (2 1/2 локтя) длины, 1 аршин ширины и почти 3 аршина высоты. Что же касается прочих священных принадлежностей храма, то известно, что их было достаточно, так как некоторые сосуды были возвращены персидскими царями из Вавилона, а некоторые устроены были на добровольные пожертвования евреев. Богатство второго храма было известно угнетателям еврейского народа – сирийцам, и часто жажда добычи привлекала их в храм. Второй Иерусалимский храм испытывал различные перемены судьбы, смотря по тому, одолевали ли евреев враги, особенно сирийцы, или усиливались ревнители Закона и отечественной свободы. Особенному поруганию подвергся храм при Антиохе Епифане; но вскоре же был обновлен Иудой Маккавеем. Память об этом обновлении долго сохранялась у евреев под именем Праздника обновления ( Ин. Х, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Среди претендентов на престол Селевкидов началась длительная борьба за власть. Но их держава была еще не настолько ослаблена, чтобы отказаться от захваченных территорий. В 163 году полководец Лисий направил в Палестину войско, усиленное боевыми слонами. Маккавею пришлось оставить Иерусалим. Заняв его, Лисий, однако, отменил указ Антиоха и решил больше не преследовать иудейскую религию. Лисия сменил Никанор, которому удалось заключить мир с Иудой, державшим оборону в одной из крепостей. Тем самым он добился отхода от повстанцев группы хасидов, которые не желали ничего, кроме свободы вероисповедания. Но оставлять Маккавея на свободе Никанор не хотел. Война вспыхнула снова. Решающая битва произошла опять при Бет-хороне. В самом ее начале Никанор был убит, и его солдаты обратились в бегство. В марте 160 года Иуда вторично занял Храмовую гору. Эта победа оказалась последней для Маккавея. В апреле того же года войска Селевкидов мновь вторглись в страну. Иуда погиб в сражении. Однако свое дело он осуществил. Религиозные преследования прекратились. Селевкиды все больше теряли контроль над Палестиной. В 152 году брат Иуды Ионафан принял сан первосвященника и стал фактическим правителем Иудеи. Через десять лет после смерти Ионафана его брат Симон созвал народное собрание, на котором было решено вручить Хасмонейскому дому власть царя и первоиерарха, хотя Хасмонеи не были из рода Ааронова. Хасмонейская династия удержалась до прихода римлян (63 год до Р.Х.). Во многом она разочаровала народ. Эти монархи правили жестоко и несправедливо. По словам историка Тацита, они «практиковали ссылки граждан, разрушение городов, убийство братьев, жен, родителей и прочие обычные для царей преступления». Кроме того, все видели в Хасмонеях недостаток религиозной ревности и склонность в языческим нравам. 3. Возникновение религиозных партий. Выразителями протеста стали группы хасидов, которые прежде боролись вместе с Хасмонеями. Они стали открыто указывать, что у династии нет прав ни на корону, ни на архиерейский сан. (Царями могли быть только потомки Давида, а первосвященниками — сыны Аароновы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

д) К заключению, что Иоиль пророчествовал в персидский период, Гильгенфельда приводят и упоминаемые в книге Иоиля враги «Иуды и Иерусалима»: Тир, Сидон, округи филистимские ( Иоиль.3:4 ), Эдом и Египет ( Иоиль.3:19 ). Эти именно земли, доказывает Г-д, соседние с колонией иудеев, возвратившихся из плена, стояли во вражде с Иудой и Иерусалимом в то время. Эдомитяне были злейшими врагами послепленных иудеев (ср. Иез.35:10; 36:5 ) и удерживали за собой иудейский округ, город Хеврон, до времени Маккавеев. До Неемии Иерусалим, не имевший стен, грабили Тир, Сидон, Филистимляне. Египет, возмущавшийся против персидского царства, естественно также должен был стоять во вражде с послепленными иудеями, между тем как мы ничего не знаем о вражде Египта с Иудеей в столетии (против Шрадера). е) Как уже Шрадер 32 верно заметил, Гильгенфельдова гипотеза о времени происхождения книги прор. Иоиля в период персидского преобладания в передней Азии покоится на аллегорическом толковании описываемого пророком бедствия страны от саранчи в смысле опустошения Иудеи языческими войсками. Действительно, Гильгенфельд старается доказать, что поводом к произнесению пророчества для Иоиля послужило опустошение страны страшными полчищами саранчи не в буквальном смысле слова, а полчищами саранчи языческих войск: в изображаемом Иоилем (в первой части книги) опустошении Иудеи он хочет видеть прямое свидетельство о тех политических невзгодах, которым подвергался иудейский народ во время персидского господства. По его мнению, саранча, которую пророк, во всяком случае, называет народом и войском ( Иоил.1:6; 2:2, 11, 25 ) и описывает как войско ( Иоил.2:2–9 ), означает у Иоиля не что иное, как персидские войска, по пути в Египет проходившие через Иудею и опустошавшие её подобно саранче 33 . В защиту аллегорического понимания Гильгенфельд приводит соображения и доводы не только свои собственные, но и такие, которые высказывались ещё древними толкователями, считавшими саранчу в книге пророка Иоиля аллегорией войска. Особенное его внимание обращают на себя следующие данные, находящиеся в самой книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

е. «государственного совета». Кроме того, Цигои так даже представляет дело: «Если же Евпатору во время жизни царя было не 9 лет, как уверяет Аппиан, а 14, по свидетельству Евсевия, то он мог самостоятельно издавать и кабинетные приказы» 200 . За исключением разобранных нами мест, во всем остальном сам Лякер признает письма подлинными. Таким образом, и в критике Лякера мы, положительно, не находим солидных оснований для отрицания исторической достоверности известий, помещенных в главе, не находим и того, чтобы поход и все четыре письма главы были перемещены из VIII-й главы, где они будто бы прежде находились перед 30-м стихом; IX-я глава, повествующая о смерти Антиоха Епифана, также ничего несообразного в себе не заключает и причиною мнимых перестановок быть не может. Что же касается перестановки автором освящения храма, бывшего в царствование Антиоха Епифана, на время после смерти Антиоха Епифана, то этого мы не отрицаем, тем более, что в этой перестановке, хотя и не смело, сознается и сам автор (X, 10). Мы уже не раз замечали, что автор 2 Макк. кн., следуя своему плану и своим целям, многое в своем рассказе опускает, другое передаешь пространнее и даже позволяешь себе перестановки в хронологическом порядке событий. Вот почему мы вполне соглашаемся с Лякером, что, несомненно, автор опустил подробности взятия Иерусалима Иудой Маккавеем. Но при всем том, вне всякого сомненья остается историческая достоверность известий 2 Макк. книги в их существенных чертах. Не можем мы также согласиться с Лякером, чтобы автор 2 Макк. книги сообщал об одном и том же лице, Тимофее, что он умирает и снова оживает. Лякер делает также сопоставление известий 1-й Макк. книги (V, 6 и 37) и 2-й (VIII, 30 с гл. X, 24, и гл. XII, 10 с гл. XII, 21) и приходит к убеждению, что гл. XII, 2, где снова выводится Тимофей, и глава противоречат одна другой и, конечно, по мнению Лякера, взяты из двух различных источников; при чем, говорит Лякер, неизвестно, взята ли глава из источника 1-й, а глава VIII-я из источника 2-й, или же наоборот; далее Лякер и решает этот вопрос. Но для нас, понятно, важен первый, поставленный им, вопрос о мнимом несоответствии известий гл. 2, 10, 21 ст. и VIII-й гл. 30-го стиха и Х-й 24-го ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

1) микра, чтение и буквальное изъяснение слова Божьего; 2) мишна, повторение закона или собрание преданий; 3) мидраш, изыскание, или толкование Св. Писания иносказательное и таинственное, которое как сокровенное знание также принятое от предков или даже Самого Бога называется иногда каббалою 913 . Соответственно сему разделению предметов, тем, которые как в учении, так в образе жизни преимущественно держались преданий, некоторые носили имя премудрых 914 ; к тем, которые занимались письменным законом, прилагают наименование книжников, с коим не совсем должно смешивать более частное имя законников 915 ; и наконец, к тем, которые упражнялись в глубочайших исследованиях Св. Писания и разрешении труднейших вопросов, относят название совопросников. Равви, общее почетное наименование учителей, означало род достоинства, в которое производство, подобно как и принятие в Синедрион, совершалось через рукоположение. Важнейшее наименование раввин, давалось учителям в потомстве Гиллела, яко в племени царском 916 . Для распространения просвещения при каждой синагоге устроен был дом книги, что вероятно значит библиотеку, и дом учения или училище. Последние книги, которые обыкновенно присоединяются к священным Ветхого Завета, суть следующие. 1 . Книга премудрости Соломоновой. От лица Соломона возвещает сильным земли премудрость, происходящую от Бога, и обличает язычество. Книга сия не оскорбляет Соломона, нося его имя, но ее нет в еврейской Библии. Древнее предание, сохраненное Иеронимом, полагает ее творцом или очень свободным толковником Филона, который, впрочем, не есть ни библийский переводчик Истории финикийской, ни александрийский, живший вскоре по Рождестве Христово. С последним, несмотря на многие подобные мысли, она не сходствует в слоге, и никогда не полагалась между его сочинениями; первый был язычник. 2 . Первая книга Маккавейская. Содержит Историю Антиохова гонения на иудеев и постепенного их избавления Маккавеями: Маттафией, Иудой, Ионафаном и Симоном. Характер ее близко подходит к древним книгам еврейским, и Иероним действительно видел ее подлинник на еврейском языке. Некоторые приписывают сие сочинение Иоанну, сыну Симона, или одному из священников ему современных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Историзм книги очевиден в 1–3 главах. Олоферн и Вагой (12:11) – имена персидского происхождения. Из исторических источников известно, что носители этих имен принимали участие в карательном походе персидского царя Артаксеркса III (359–338 г. до Р.Х.) против Египта и что первый из двух карательных походов в Египет Артаксеркса III действительно окончился неудачей. В Египет же можно было пройти только через Палестину. На этом основании некоторые исследователи относили содержание и происхождение книги к последним временам персидской империи Ахеменидов. Это, однако, обоснованно, воспоминания о кампании Артаксеркса III в западных провинциях его империи и могли снабдить автора книги Иудифи материалом для 1–3 глав. Прочие детали повествования трудно согласовать с этим периодом. Ни один персидский царь из династии Ахеменидов не мог послужить прототипом для Навуходоносора, о котором сказано, что он восхотел «истребить всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору» (3:8; ср.6,2). Это описание более подходит для Антиоха IV Епифана (175–164), пытавшегося уничтожить религию иудеев и все негреческие религии в своей огромной империи. Такое понимание подтверждает и еврейский мидраш, (кратко, но реалистически отражающий в себе историю Иудифи), который жертву Иудифи обозначает греческим термином «гемон» и относит повествование ко времени господства Селевкидов. Датировка временем Маккавейских войн (II в. до Р.Х.) даёт возможность объяснить как свойственную книге одухотворенную решимость противостать численно превосходящему противнику, так и описание действий национальной героини среди стана врагов. Обезглавленный Олоферн, возможно, представляет Никанора I, грозившего Храму иерусалимскому, центру религиозной жизни ветхозаветной Церкви, но побежденного Иудой Маккавеем и тоже обезглавленного ( 1Мак.7:33–47 ); ассирийцы олицетворяют сирийцев – Селевкидов, а Ниневия – Антиохию, столицу Селевкидов. Ветилуя «в нагорной стране Ефремовой» большинством исследователей отождествляется с Сихемом, населенном (во II в. до Р.Х.) самарянами, о которых почему-то в книге не упоминается. Повествование в целом достаточно ясно отражает время национального бедствия иудеев: «народ, у которого нет ни войска, ни силы для крепкого ополчения» (5:23), когда сопротивление отдельных лиц и даже героизм одной женщины могли стать благословенным средством в борьбе за религиозную и этническую свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Настал же в Иерусалиме праздник обновления: начинается совершенно новая речь, произнесённая спустя довольно времени после предшествующей. – Всё описанное в гл. 7:10 – 10 совершалось во время пребывания Господа в Иерусалиме на празднике кущей (7:2), последовательно одно за другим, с малыми разве промежутками времени, как показывает непрерывный ход рассказа. Не видно, чтобы Господь удалялся в это время из Иерусалима. Но между речью о добром пастыре (10:1–21) и речью на празднике обновления храма (10 и далее) прошло довольно времени. От праздника кущей до праздника обновления было около двух месяцев. Где провёл их Господь? Кажется, вероятнее предположить, что Он оставлял на это время, чтобы успокоить разгоревшиеся опять страсти врагов Своих, не только Иерусалим, но и Иудею и отправлялся в Галилею; хотя ев. Иоанн и не говорит об этом, может быть, потому, что не намеревался ничего описывать из тогдашней Галилейской деятельности Господа, но так, кажется, нужно предположить по некоторым хронологическим соображениям, при сопоставлении Иоанновых повествований с повествованиями других евангелистов. – Праздник обновления: праздник этот установлен Иудой Маккавеем (лет за 160 с небольшим до Р. Хр.) в память возобновления, очищения и освящения храма иерусалимского, осквернённого Антиохом Епифаном при взятии им Иерусалима и храма ( 1Мак. 4 ; Флав. Antt. 12, 7, 6). Праздник этот праздновался ежегодно в продолжение восьми дней от 25 числа месяца Кислева (около половины декабря). Флавий называет этот праздник ещё праздником светов, потому что в продолжение его обильно освещались дома в знак радости об очищении и освящении храма. – Праздник этот праздновался не в одном только Иерусалиме, но повсюду в Палестине (кроме Самарии), евангелист же упоминает здесь только об Иерусалиме потому, что на этот праздник опять пришёл сюда Христос, и евангелист хочет передать Его замечательную беседу здесь с иудеями. – Была зима: евангелист делает это замечание, кажется, для того, чтобы указать, почему Господь ходил в это время в притворе Соломоновом. В Палестине в декабре бывает прекрасная погода, но в этот год во время праздника обновления стояло холодно или вообще погода была не хороша, так что на открытых дворах храма неудобно было учить народ, и потому Господь был в притворе Соломоновом. Это была одна из крытых галерей, какими обнесён был храм со всех сторон (ср. прим. к Мф. 21:12 ). Галерея эта, великолепно возобновлённая, занимала восточную сторону внешней храмовой ограды, почему у Флавия и называется восточною. По Флавию, из всех Соломоновых храмовых построек во время халдейского погрома при Навуходоносоре сохранились остатки только этого притвора, почему по возобновлении он, может быть, и назван Соломоновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

К числу священных времен прибавились новые праздники, установленные в воспоминание новых событий в жизни народа. Таковы праздники: Пурим и Обновления. Первый учрежден в воспоминание чудесного избавления народа от истребления в царствование Артаксеркса по коварному навету Амана. Предпразднество его 13 Адара (в феврале) состояло в строгом посте, а 14-го и 15-го народ предавался неудержимому ликованию. В собраниях народа с благоговением читалась книга «Есфирь» и при всяком упоминании имени Амана все присутствующие ударяли руками и топали ногами, громко произнося: «да погибнет память о нем!» Праздник Обновления установлен был в воспоминание обновления храма Иудой Маккавеем после осквернения его Антиохом Епифаном. Он продолжался восемь дней, совершался с необычайною торжественностью и ознаменовывался пышными процессиями и блистательной иллюминацией, вследствие чего назывался также «праздником огней». В храме в течение всех восьми дней праздника пелась великая аллилуия, состоящая из хвалебных псалмов 114–118. Важною особенностью в религиозной жизни народа после плена вавилонского было то, что народ не ограничивал своего богослужения исключительно храмом, а имел местные собрания или синагоги, где рядом с чтением и объяснением закона совершались и молитвы, и куда народ собирался по субботам. В гражданском отношении после плена вавилонского как бы опять возобновилась та форма богоправления, в какой оно существовало во времена судей, когда народ находился под управлением отдельных богоумудренных мужей, выступавших как бы по особенному призванию Божию (таковы Зоровавель, Ездра, Неемия, Маккавеи). Но сообразно с усилившимся духом религиозности и власть гражданская на некоторое время сосредоточивалась в руках высших представителей религии – первосвященников. Впоследствии из нее выработалась власть князей, а затем и царей; но царская власть, наконец, похищена была у дома Давидова коварным идумеянином, который, однако же, скоро должен был уступить ее истинному сыну Давидову. Для заведывания делами внутренней и религиозно-нравственной жизни со времени Ездры учрежден был особый верховный совет, состоявший из 120 членов, под председательством первосвященника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Плен Иудеев. Пророк Даниил, Три отрока : – Долго ли Иудеи пробыли в плену Вавилонском? Плен этот принес ли им пользу? Была ли польза от этого плена язычникам? Являлись ли пророки во время плена? Почему узнали, что Даниил – пророк Божий? Как наградил его царь Вавилонский? Где Даниил воспитывался? Сохранил ли он свою веру, воспитываясь у язычников? Один ли он был хранителем истинной веры? При каком случае Даниил и друзья его показали твердость веры? Какие опасности они перенесли за сохранение своей веры? Как спаслись они от погибели? Что предсказал пророк Даниил? Царство Иудейское после Вавилонского плена : – Кто возвратил Иудеев из плена? Что прежде всего сделали Иудеи по возвращении на родину? Были ли они довольны постройкой нового Храма? Что в утешение их предсказали им пророки? Почему слава второго Храма выше славы первого? Под чьей властью были в то время Иудеи? Остались ли они под властью Персов? Какое важное событие совершилось для верующих, когда Иудеи были под властью Греков? Какая беда грозила им в это время? Как Греки привлекали Иудеев к своей вере? Успели ли Греки принудить их к идолопоклонству? Каким мучениям, например, подвергались Иудеи, не желавшие отречься от истинной веры? Кто особенно знаменит из мучеников того времени? Остались ли Иудеи под властью Греков? Кто поднял войну против Греков? Что задумал сделать Маттафия? Успел ли он освободить Иудеев от чужеземной власти? Кто продолжал начатое им дело? Что сделал Иуда Маккавей для независимости Иудеев? Что установлено у Иудеев в память очищения Храма от идолов? Отказались ли Греки в это время от власти над Иудеями? Что сталось с Иудой и братьями его? Кто кончил войну за независимость? Какое название дано сыновьям Маттафии? Долго ли продолжалась независимость Иудеев? Кто покорил их? Кого Римляне поставили царем над ними? Чем утешали себя Иудеи в это время? Почему они ждали, что спаситель придет скоро? Все ли они имели правильное понятие о Спасителе? Как в это время называлась и разделялась Иудейская земля?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

37 Этот праздник совершался 25-го числа девятого месяца, Хаслева (=ноябрь – декабрь), и установлен был Иудой Маккавеем в память очищения храма в 164 году до Р.Хр., после осквернения его Антюхом Епифавом в 167 году до Р.Хр. См. 1Мак.4:52–59 . 39 По разъяснению Талмуда, должно было различать начатки двух родов: биккурим и терумот‘. Первым именем назывались естественные произведения земли, начатки от плодов земли, семи указанных видов ( Втор.8:8 ). Второе же название прилагалось к начаткам искусственно, руками человеческими, приготовленных произведений, напр.: ткани, муки, напитков и т.п. Эти последние начатки не приносились во храм, а прямо посылались священникам и левитам, в пользу которых они шли, и притом посылались Иудеями, жившими не только в Палестине, но и в Египте, земле моавитян и аммовитян, в Сирии и Вавилоне (Biccurim, 2, 2; см. Winer, cit. Werk. Bd. I. S. 343, и Herzog, ibid. S. 482). По свидетельству Иосифа Флавия (Antt. 16, 6, 7; edit. Bekkeri, t. IV, p. 27) те же начатки посылались иудеями, жившими в Малой Азии, а по Филону (орр. II, 578 см. Winer, ibid.) и из Рима. 52 Оно защищается даже такими авторитетными учеными, как Ольсгаузен (Biblisch Comment. 2-ter B d., 3 Aufl. 1838, S. 139–140) и Неандер (Leben lesu. 1 Aufl. S. 436). К этому мнению присоединяется и Фаррар («Жизнь Иисуса Христа», перев. Матвеева, ч. I, Мскв. 1876, стр. 181–183). 54 Пурим значит жребий. Такое название этот праздник получил потому, что празднуется в тот самый день, который Аманом по жребию был назначен для истребления всего народа еврейского. Современные нам Иудеи празднуют этот праздник 14-го и 15-го Адара следующим образом. 13-й день Адара они постятся в память поста Есфири, почему в Иудейском календаре он обыкновенно и называется постом Есфири. Богатые иудеи в этот день раздают бедным так называемое серебро дани Пурим, в количестве точно указанном талмудом. Бедные должны истратить эти деньги на празднество следующего дня, так чтобы ничего от них не осталось. Вечером евреи собираются в синагогу, где читается книга Есфирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010