ПОЧЕМУ МЕНОВЩИКИ — РАЗБОЙНИКИ? И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф 21:12–13). tkachenko_g При чтении этого фрагмента Евангелия может возникнуть вопрос — о каких меновщиках идет речь? Дело в том, что в Иудее тогда были в ходу несколько денежных систем. Римские динарии и греческие драхмы были в обращении наряду со статирами — монетами, которые иудейские правители династии Маккавеев когда-то чеканили в городе Тир. Это были те самые сребреники, полученные Иудой за предательство Христа. В повседневной торговле употреблялись все три вида денег — и динарии, и драхмы, и статиры. Подати римскому императору иудеи платили римскими динариями. А вот ежегодный налог на Иерусалимский храм и вообще любое денежное пожертвование в храмовую сокровищницу можно было принести только сребрениками. Поэтому паломникам сначала нужно было поменять свои деньги на статиры. Эту операцию и выполняли менялы (меновщики), которые ставили свои столы прямо у входа в Иерусалимский храм. За свои услуги они брали комиссию, которая составляла почти две трети от обмениваемой суммы. Но на этом изъятие денег у паломников не заканчивалось. Далее, на полученные статиры они должны были тут же, во дворе Храма, приобрести животных для принесения в жертву. Стоили они здесь в разы дороже, чем в городе, но паломники все же покупали животных именно у Храма. Дело в том, что храмовые служители проверяли все принесенные жертвы на отсутствие дефектов (а за проверку также приходилось платить). Чужой товар после такой экспертизы крайне редко получал положительное заключение. Чтобы избавиться от этой процедуры, люди вынуждены были покупать животных для жертв при храме, втридорога. Поэтому Иисус и назвал меновщиков и продавцов скота разбойниками, обирающими богомольцев. ЧЕМ ЦЕННА ЛЕПТА? И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое (Мк 12:41–44).

http://pravoslavie.ru/76988.html

В Ветхом Завете юридический статус вдовы еще не был четко определен. О ней складывается общее впечатление как о слабой и беззащитной женщине, поставленной в один ряд с сиротами и пришельцами, и большая часть упоминаний о вдовах связана с недопустимостью неправедного суда по отношению к ним. “Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!” ( Втор 27:19 ; ср. Втор 24:17 ). Бог предстает в качестве высшего Судии обездоленных, Он “дает суд сироте и вдове, и любит пришельца…” ( Втор.10:18 ; ср. Пс.67:6 ; Сир.35:14 ), — а также хранит и поддерживает их ( Пс.145:9 ). Находя в Боге своего высшего покровителя, вдовы и сироты могли отдавать свое имущество на хранение в иерусалимский храм. На вопрос царского посланника о том, насколько велики сокровища этого храма, “первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот, и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого…” ( 2Мак.3:10 ). Вдовы наряду с пришельцами, сиротами и левитами раз в три года имели право на десятую часть дохода каждого, кто соблюдал Моисеев закон ( Втор.14:28–29 ); вдовы могли после сбора урожая подбирать остатки снопов на поле ( Втор.24:19 ; Руфь 2:2–3 ), а в садах — плоды маслин и виноградных лоз ( Втор.24:20–21 ). Они получали какие-то добровольные даяния в честь праздников седмиц ( Втор.16:10–11 ) и кущ ( Втор.16:13–14 ). По событиям середины II в. до Р. Х. известно, что обездоленные получали определенную часть военной добычи: “После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное (предводительствуемые Иудой Маккавеем — А. П. ) разделили между собою…” ( 2Мак.8:28 ; см. также 2Мак 8:30 ). Состояние безбрачия, а соответственно, и вдовства в Ветхом Завете не считалось благоприятным для женщины 43 . И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: “Свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор” ( Ис 4:1 ). После смерти мужа вдова могла вернуться в дом своего отца ( Быт.38:11 ; Лев.22:13 ). Согласно закону левирата, чтобы не пресекся род умершего, на вдове должен был жениться его брат ( Втор.25:5–10 ; Быт.38:8 ). Только первосвященник не мог взять в супруги вдову ( Лев 21:14 ).

http://azbyka.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-ra...

В этих людях мы узнаем, таким образом, секту фарисейскую. Ст. 49. …И установили ежегодно праздновать... день победы над Никанором, …тринадцатого числа Адара… Можно считать сохранившимся до настоящего времени сей еврейский праздник, совпадающий с праздником жребиев, до этих пор существующим у Евреев. Но, по мнению некоторых, праздник в честь победы над Никанором уничтожился еще с тех пор, как прекратилось политическое существование еврейского народа. Примечание. Вторая книга Маккавейская повествование о войне Иуды с Никанором украшает разными подробностями, которые не могут не представляться сомнительными. Таков, например, рассказ об установившейся было дружбе Иуды с Никанором, по совету которого Иуда даже женился, чтобы, бросив военные занятия, наслаждаться у домашнего очага 1131 . Еще более невероятным представляется вводный рассказ о некотором старейшине Иерусалимском Разисе, который, чтобы не впасть в руки неприятелей, совершил над собою самоубийство с таким противоестественным ожесточением, что со смертельной раной вбежал на стену и, упавши оттуда животом, встал и, пробежавши сквозь толпу народа, остановился на одной крутой скале. Затем, совершенно уже истекая кровью, вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу 1132 . Такой же сомнительностью запечатлен рассказ о сновидении Иуды, в котором представился ему Ония первосвященник, молящийся за народ, и пророк Иеремия, вручающий меч на поражение Никанора 1133 . Сам писатель 2-й книги Маккавейской, по-видимому, намекает на присутствие вымыслов в его рассказах, говоря, что в состав его сочинения входило вино, смешанное с водою 1134 . Из всего этого открывается неканонический характер 2-й книги Маккавейской. Глава 8. Союз, заключенный Иудой Маккавеем с Римлянами а) Дошедшая до Иуды слава о могуществе Римлян и о их завоеваниях (ст. 1–11). б) Великодушие Римлян к их друзьям (ст. 12–13). в) Их хорошее управление (ст. 14–16). г) Иуда избирает Евполема и Иасона для посольства в Рим и для заключения дружественного союза с Римлянами (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Вот какими представлениями питали люди свои сердца. Они ждали царя, который будет крушить и ломать. Если мы будем следовать евангельскому рассказу, то увидим, что Иисус знал эти народные упования, но Он явился перед всеми скромным и покорным, верхом на осле. Въехав в Иерусалим, Иисус заявил свои права быть Царем мира . Его действия противоречили всему тому, на что люди надеялись и чего они ожидали. На приведенном молодом осле еще никто не ездил верхом, потому что для священнодействия нельзя было использовать животное, когда-либо использованное для других целей. Вся картина показывает нам, что спутники Иисуса ( «предшествовавшие и сопровождавшие») неправильно понимали смысл происходящего. Они понимали Царство Божие, как победу над язычниками, о которой они так давно мечтали. Все это напоминает вступление Симона Маккавея за сто пятьдесят лет в Иерусалим после разгрома врагов Израиля. «И вошел в нее в двадцать третий день второго месяца сто семьдесят первого года с славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями, ибо сокрушен великий враг Израиля» ( 2Мак 13, 51 ). Они хотели видеть в Иисусе победителя, но они не понимали, какой победы Он хотел. Уже сами крики, которые они возносили Иисусу, показывают их образ мыслей. Они расстилали перед Ним на земле свои одежды, как это делала толпа, когда на царство восходил царь. «Так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем. И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!» ( 4Цар 9,13 ). Возглас «Благословен грядущий во имя Господне!» – цитата из Пс 117,26 . В связи с этими криками следует отметить три момента. 1 . Этим приветствием обычно приветствовали паломников, когда они достигали храма, собираясь на большой праздник. 2 . «Грядущий» – это еще один титул Мессии. Говоря о Мессии, иудеи всегда говорили о Грядущем . 3 . Но главный смысл этих слов становится ясным лишь в связи с историей происхождения указанного Псалма 117. В 167 г. до Р.Х. сирийский престол занял царь по имени Антиох. Он посчитал своим долгом уничтожить иудейскую веру. Вот тогда и появился Иуда Маккавей, изгнавший в 163 г. до Р.Х. после ряда блестящих побед, Антиоха из Палестины. Он очистил и заново освятил храм, событие, которое до сего дня отмечается как праздник обновления, или праздник Ханука. И Пс 117 был написан для увековечивания памяти великого дня очищения храма и одержанной Иудой Маккавеем победы. Это псалом победителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Дан.7:14. И все народы, племена и языки будут служить Ему.   Власть Его — власть вечная, которая не уничтожится, и царство Его не разрушится и проч.    Пусть ответит Порфирий: кому из людей может приличествовать это, или: кто это столь могущественный, что сломил и сокрушил небольшой рог, под которым он понимает Антиоха? Если он ответит, что князья Антиоха были побеждены Иудой Маккавеем, то должен будет показать, каким образом он идет с облаками небесными подобно Сыну человеческому, и приводится к Ветхому днями, и дается ему власть и царство, и все народы, племена и языки служат ему, и власть его вечная, не ограничиваемая никаким пределом? Дан.7:17-18. Эти четыре больших зверя [означают, что] четыре царства восстанут от земли, И примут царство святые Всевышнего.   Четыре царства, о которых мы говорили выше, были земными. Ибо все, что из земли, возвратится в землю (Еккл 3:20). Но святые будут иметь не земное царство, а небесное. Пусть же прекратится сказка о тысячелетии! Дан.7:18. И будут владеть царством вовек и веки веков, и проч. Если это относится к Маккавеям, то пусть покажет тот, кто это утверждает, каким образом царство их может быть вечным.Дан.7:25. И против Всевышнего будет говорить слова   Или, как перевел Симмах: говорит слова как Бог, так что, приняв божескую власть, он присвоит себе также слова, свойственные божественному величию. И будет угнетать святых Всевышнего и возмечтает изменить времена и законы.    Ибо Антихрист будет вести борьбу против святых и победит их, и настолько возгордится, что замыслит изменить законы Божии и богослужение, и будет превозноситься над всем, что называется Богом, и подчинит своей власти все, входящее в область религии. И будут преданы в руку его до времени и времен и полувремени.    Время означает год. Времена по свойству еврейского языка, имеющего также двойственное число, означают два года. А половина времени [означает] шесть месяцев, в течение которых святые будут преданы власти Антихриста, чтобы были осуждены Иудеи, которые, не уверовав в истину, приняли ложь. Об этом времени и Спаситель говорит в Евангелии: «и если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф 24:22). О том, что эти времена неприменимы к Антиоху, об этом мы скажем при последнем видении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если бы ересь ариан обратила благочестивое внимание на все это, то не возвела бы на Сына Божия клеветы в неравенстве 934 . И все народы, племена и языки будут служить Ему. Власть Его – власть вечная, которая не уничтожится, и царство Его не разрушится и проч. Пусть ответит Порфирий: кому из людей может приличествовать это, или: кто это столь могущественный, что сломил и сокрушил небольшой рог, под которым он понимает Антиоха? Если он ответит, что князья Антиоха были побеждены Иудой Маккавеем, то должен будет показать, каким образом он идет с облаками небесными подобно Сыну человеческому, и приводится к Ветхому днями, и даётся ему власть и царство, и все народы, племена и языки служат ему, и власть его вечная, не ограничиваемая никаким пределом? Эти четыре больших зверя [означают, что] четыре царства восстанут от земли. И примут царство святые Всевышнего. Четыре царства, о которых мы говорили выше, были земными. Ибо все, что из земли, возвратится в землю ( Еккл. 3:20 ) 935 . Но святые будут иметь не земное царство, а небесное. Пусть же прекратится сказка о тысячелетии! 936 И будут владеть царством вовек и веки веков, и проч. Если это относится к Маккавеям, то пусть покажет тот, кто это утверждает, каким образом царство их может быть вечным. И против Всевышнего будет говорить слова, или, как перевёл Симмах: говорит слова как Бог, так что, приняв божескую власть, он присвоит себе также слова, свойственные божественному величию. И будет угнетать святых Всевышнего и возмечтает изменить времена и законы. Ибо Антихрист будет вести борьбу против святых и победит их, и настолько возгордится, что замыслит изменить законы Божий и богослужение, и будет превозноситься над всем, что называется Богом, и подчинит своей власти все, входящее в область религии. И будут преданы в руку его до времени и времён и полувремени. Время означает год. Времена по свойству еврейского языка, имеющего также двойственное число, означают два года. А половина времени [означает] шесть месяцев, в течение которых святые будут преданы власти Антихриста, чтобы были осуждены Иудеи, которые, не уверовав в истину, приняли ложь. Об этом времени и Спаситель говорит в Евангелии: и  если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть ( Мф. 24:22 ). О том, что эти времена неприменимы к Антиоху, об этом мы скажем при последнем видении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Замечательно, по мнению автора настоящего исследования, поясняет факт въезда Господа во Иерусалим П.Ю. Малков . Он ссылается на древний обычай, согласно которому, цари ездили на осле для того, чтобы показать, что они не желают войны. «Осел представлялся животным, символизирующим состояние мира; поэтому и Христос въезжает в Иерусалим на осле, знаменуя тем самым, что Он будет царствовать не силой оружия, но Духом Господним. Именно так вступал в Иерусалим и предок Спасителя – по Его человечеству – царь Давид» 54 . В 11 главе книги пророка Захарии есть пророчество о предательстве Господа Иудой за тридцать сребренников: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» ( Зах. 11, 12 ). В конце 12 главы этой книги пророк говорит о предстоящем Распятии Господа Иисуса Христа: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» ( Зах. 12, 10 ). В заключительной главе книги есть предсказание о тьме в день Распятия Господа: «День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» ( Зах. 14, 7 ). В этом стихе, по мнению автора настоящего исследования, как и во многих других местах Священного Писания Ветхого Завета, можно видеть два смысла: исторический и таинственный. В историческом, буквальном смысле его можно отнести к положению иудеев, в таинственном – к предстоящему важному евангельскому событию. «Все это изображает непрочное и переменчивое положение Иудеев во времена Маккавеев, о чем упоминалось ранее. Но внимательный и смышленый исследователь увидит в пророчестве, что оно в точности и ясно относится ко дню страдания Господня, когда свет дневной сокрылся на три часа, потому что померкло солнце» 55 – поясняет святой преподобный Ефрем Сирин . Следует заметить, что святой толкует в мессианском смысле и некоторые дальнейшие стихи данной главы книги пророка Захарии. В настоящем исследовании автор приводит обзор наиболее известных мессианских пророчеств этого пророка. 3.3. Пророчества о Мессии в книге пророка Иоиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

И все народы, племена и языки будут служить Ему. Власть Его — власть вечная, которая не уничтожится, и царство Его не разрушится и проч. Пусть ответит Порфирий: кому из людей может приличествовать это, или: кто это столь могущественный, что сломил и сокрушил небольшой рог, под которым он понимает Антиоха? Если он ответит, что князья Антиоха были побеждены Иудой Маккавеем, то должен будет показать, каким образом он идет с облаками небесными подобно Сыну человеческому, и приводится к Ветхому днями, и дается ему власть и царство, и все народы, племена и языки служат ему, и власть его вечная, не ограничиваемая никаким пределом? Эти четыре больших зверя [означают, что] четыре царства восстанут от земли, И примут царство святые Всевышнего. Четыре царства, о которых мы говорили выше, были земными. Ибо все, что из земли, возвратится в землю ( Еккл 3:20 ). Но святые будут иметь не земное царство, а небесное. Пусть же прекратится сказка о тысячелетии! И будут владеть царством вовек и веки веков, и проч. Если это относится к Маккавеям, то пусть покажет тот, кто это утверждает, каким образом царство их может быть вечным. И против Всевышнего будет говорить слова, или, как перевел Симмах: говорит слова как Бог, так что, приняв божескую власть, он присвоит себе также слова, свойственные божественному величию. И будет угнетать святых Всевышнего и возмечтает изменить времена и законы. Ибо Антихрист будет вести борьбу против святых и победит их, и настолько возгордится, что замыслит изменить законы Божий » богослужение, и будет превозноситься над всем, что называется Богом, и подчинит своей власти все, входящее в область религии. И будут преданы в руку его до времени и времен и полувремени. Время означает год. Времена по свойству еврейского языка, имеющего также двойственное число, означают два года. А половина времени [означает] шесть месяцев, в течение которых святые будут преданы власти Антихриста, чтобы были осуждены Иудеи, которые, не уверовав в истину, приняли ложь. Об этом времени и Спаситель говорит в Евангелии: и если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть ( Мф.24:22 ). О том, что эти времена неприменимы к Антиоху, об этом мы скажем при последнем видении.

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

И эта предосторожность не была лишней, так как идумеяне и аммонитяне не без опасения относились к успехам иудеев и были случаи, что они избивали иудеев, попавших им в руки. Иуда, однако же, и в столкновениях с ними одерживал победы. Таким образом, выступив против сильного войска аммонитян, предводительствуемых Тимофеем, он разбил их и овладел их городом Иазером. Возвратясь после того в Иудею, он узнал, что угрожает опасность от язычников иудеям галаадским, и в то же время получил письмо и от иудеев галилейских, просивших защитить их от нападений со стороны язычников из Птолемаиды, Тира и Сидона, угрожавших им полным истреблением. Иуда послал тогда в Галилею брата своего Симона с тремя тысячами войска, а сам, во главе восьми тысяч воинов, выступил вместе с братом своим Ионафаном на помощь иудеям в Галааде. Иудею же поручил охранять Иосифу и Азарии, поставив их начальниками над ней, посоветовав им, однако же, не предпринимать никаких действий во время его отсутствия. В это время Симон освободил галилейских иудеев и вывел их в Иудею с женами и детьми их, а Иуда прибыл в Галаад в самое время осады крепости Дафемы, в которой искали убежища притесненные иудеи. Взяв сначала и разрушив город Восор, он напал на осаждающих крепость Дафему и обратил их в бегство, причем пало восемь тысяч язычников. Затем он овладел многими укрепленными городами их, которые и предал на разграбление иудеям. «После этих событий Тимофей собрал другое войско и расположился станом перед Рафоном по ту сторону потока», но Иуда быстро и неустрашимо переправился через поток, разделявший оба лагеря, «и весь народ за ним». «И сокрушены были пред лицем его все язычники, и бросили оружие свое, и убежали в капище, которое было в Карнаине». Иуда же, так же, как и брат его Симон, вывел в Иудею освобожденных им с женами и детьми их. «И взошли (они) на гору Сион с весельем и радостью и принесли всесожжения, потому что никто не пал из них до самого возвращения в мире». В те дни услышали Иосиф и Азарий военачальники о славных подвигах, совершенных Иудой, Симоном и Ионафаном, «и сказали: сделаем и мы себе имя; пойдем воевать с язычниками, окружающими нас».

http://pravoslavie.ru/2984.html

Из Иуды ( Иер. ХХХ, 21 ) будет краеугольный камень, царская власть, на которой основывается все общественное здание ( Uep. LI, 26 ); из него будет прекрасно обработанный утвержденный в стене гвоздь, на который семейство вешает свои драгоценные вещи ( Uc. XXII, 23 ; Ueз. XV, 3 ); этим гвоздем означается гражданская власть, от которой зависит все, что ни есть самого важного у великого народного семейства; из него – лук брони – военная власть ( 2Цap. V, 4 ; Ueз. XXXIX, 3 ; Oc. I, 5 ); из него произойдут все народоправители, все главы, которые будут управлять с строгостью и суровостью завоеванными странами ( Uc. XIV, 2 ) Иуда представлен здесь могущественным, совсем в иных отношениях, чем он должен быть при Маккавеях. И люди от Иуды будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь ( Mux. VII, 10 ; Зax. IX, 15 ), и будут сражаться с мужеством; потому что Господь с ними, и посрамят враждебных всадников на конях. – 4, 5. Но Иуда не будет наслаждаться один будущими благословениями Божиими; Ефрем будет иметь в них свою часть (IX, 10:13). Если Всевечный должен дать некогда дому Иудину великую силу и могущество то Он даст дому Иосифову по крайней мере Свой покров, Свое избавление, Он спасет его. И Он соделает, что все они будут обитать в мире, в земле отцов своих ( Ueз. XXXVI, II ). Потому что Он умилосердится над ними, и они будут, как бы Он не оставлял их (во врем Тита): ибо Он есть Господь Бог их, и услышишь их, когда они призовут Его в своем изгнании. – 6. Ефрем также имеет свои особые обетования, которые без сомнения не равняются по величию с обетованиями Иуды. Как герой будут потомки Ефрема (IX, 13); и возвеселится сердце их, как от вина (IX, 15); они будут сражаться вместе с Иудой и под его начальством, и будут иметь долю в его торжестве. Их успехи не будут преходящими: их сыны увидят долго спустя после отцов, временное счастье, которое было дано этим последним, и возрадуются, в восторге будет сердце их о Господе – 7. Но до исполнения этих обетований, народ должен быть возвращен из изгнания в свое отечество, и Захария возвращается здесь назад, точно также как он сделал это прежде IX, 9, 10, 11 и 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010