Содержание послания святого апостола Иуды Апостол Иуда Фаддей пишет это послание к тем, которые уже уверовали. Повод к написанию был следующий. Появились некоторые люди и учили, что грех безразличен, и отвергали Христа. Апостолу нужно было писать и утвердить братьев. И он, во-первых, убеждает их подвизаться за преданную им веру и пребывать в ней; потом, опровергает лжеучителей, как обманщиков, и заповедует верующим не иметь никакого общения с ними, зная, что недостаточно быть только призванным, но нужно еще ходить достойно призвания. Ибо хотя в древности Господь вывел народ Свой из Египта, но, когда народ этот не пребыл Ему верен, погубил его. Не пощадил Господь и ангелов, не соблюдших своего чина. Поэтому должно удаляться от лжеучителей. Ибо и Михаил Архангел не потерпел хулы диавола. Посему апостол учит, что лжеучители погибнут, как содомляне. Потом преподает нравственные правила, и молитвой ко Господу об утверждении верующих в вере их оканчивает послание. Оглавление послания святого апостола Иуды О внимательности к вере во Христа по причине появления нечестивых и развратных людей. О предстоящем наказании их по подобию древних грешников и злодеев. Горе им за соблазн, нечестие, разврат, хулы, и лицемерие, чтобы обмануть. О твердости тех, кому пишет, в вере и о их сочувствии и пощаде к ближнему в видах спасти чрез святую жизнь. Молитва за них об освящении и чистом дерзновении и славословие Богу. ТОЛКОВАНИЕ Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем. По моему мнению, для этого апостола достаточно было, в доказательство своего достоинства, после того, как назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом. Ибо Иакова все восхваляли за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому апостолу доставить большее доверие от слушателей к учению слова, так как сомнительно, чтобы общник в рождении и крови оказался и в нравах весьма далеким от того, с которым имел общение в родстве, особенно тот, кто служит одному Владыке Христу и равномерно с единокровным несет бремя рабства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1057...

(Культура и жестокость. Библейская параллель. Быт.4:10 ). Казалось бы, что около крови человека – место одной только смерти. Но уже первоистория народов закрепила в сознании человечества мысль, что жизнь есть начало смерти, а смерть есть начало жизни 1 , что могут быть живые среди мертвецов и мертвые среди живых. Так, в Авеле мы видим первого умершего человека; но он же первый навсегда и вышел из среды мертвецов. Выделяя Авеля, в числе немногих, из среды допотопного человечества, апостол Павел удивительно выразительными словами вводит его в семью вечно живых. Своею «верою, – замечает он, – Авель и по смерти говорит еще»... ( Евр.11:4 ) Не грешник, а праведник быль первым умершим и первым мучеником за праведность – и кровь его навсегда стала безмолвною, но слышною и доселе проповедью для тех, которые думают, что смерть есть мрачный утес, замыкавший выход из долины жизни. У подножия этого утеса есть надежная тропа, ведущая к вечной жизни. И практическая ценность этой знаменательной проповеди в истории допотопного человечества устанавливается не теориею, а фактом. Это – проповедь , запечатленная кровью! И если мы видим в среде допотопного человечества не одни только «безводные облака» и не одни только «бесплодные», «исторгнутые» деревья, не одни только «пенящиеся своими срамотами волны», как характеризует апостол Иуда ( Иуд.1:11–13 ) нечестивцев, вместе с допотопными каинитами, то это значит, что кровь Авеля не сокрылась в его могильном холме, но вышла из него и дошла до неба ( Быт.4:10 ). Светлая жизнь Авеля оставила, таким образом, чрез кровь, вечно блещущую полосу света, озарившего основание небесного града, заложенного Богом в душе человека для обитания в нем Богочеловека. По одному, довольно распространенному, суеверному представлению кровь невинноубитого остается несмываемым темным пятном на предметах, на которые излилась она. Мы думаем, что суеверие питается в данном случае на счет определенного исторического факта. Начиная со дней Авеля ни одной капли праведной крови не кануло бесследно ( Мф.23:35 ) для мира. В ней навсегда произнесен суд над нечестием. Город человеческий мог строиться и шириться, но он не страшен был для града Божия, потому что изначала человеческой истории установлено было, что пролитая кровь не есть признак смерти, что вера может одинаково знаменоваться и подвигами живых и смертью праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Великая Суббота. Что происходило на Страстной седмице Пророчество сбылось. А Господь во гробе соблюдал субботний покой 15 апреля, 2023 Пророчество сбылось. А Господь во гробе соблюдал субботний покой В субботу после Страданий Христа ничего не происходит. Вообще ничего. Апостол Матфей упоминает единственное событие этого дня: священники пошли к Пилату и попросили поставить стражу у гроба Иисуса, чтобы ученики не выкрали тела. Совершенно излишняя предосторожность. Ученикам было не до этого, на самом деле. Лука сообщает, что апостолы по заповеди пребывали в покое. Нехороший это был покой, тяжелый. Учитель погиб, даже похоронить нормально не смогли, празднование Пасхи по понятным причинам отменяется, страшно и пусто на душе. Как там у Пастернака было? Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту. Пройдет даже меньше трех суток – где-то полтора. Но от этого трагедия не меньше – мы говорили об этом вчера, в Великую Пятницу. Иуда повесился, священники удовлетворились, Пилат умыл руки, Христос, измученный, умер, Мать Его отгоревала… В мире царит тишина, мир еще не понял, что его ждет спасение. Есть такое иудейское предание, что Мессия придет, когда кто-нибудь совершит субботу, не нарушив ее ни в малейшей степени. Красивое предание, и в евангельскую логику укладывается. Если суббота – день покоя, то живому человеку соблюсти ее «на все сто» нельзя, потому что, пока он жив, он не может быть абсолютно спокоен. А мертвые заповедей не соблюдают, хоть и не нарушают. Вот тут бы и пригодился знаменитый Халкидонский догмат, определяющий, что Христос – истинный Бог и истинный человек, неслитно и нераздельно. В ту пятницу Он умер как смертный человек, но жив как Бессмертный Бог, и это не значит, что Он частично умер, а частично жив. Он именно что одновременно умер и одновременно жив – именно это и взорвало ад, который готов был встретить великого мертвеца, который был закрыт от Жизни. Но Мертвый, Который оказался Самой Жизнью – это сокрушительный удар по смерти.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-chto-...

«Духовность» и «душевность» «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор.2:14). Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», мало того: как он может почитать это «безумием»? И что значит «судить духовно»? На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди душевные, не имеющие духа» (Иуд. 19). Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно? Представление о том, что человек состоит из души и тела, – слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. «И стал человек душою живою», говорит книга Бытия 2,7., после того как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни». В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся... И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так (Быт. 1:20—24). Следовательно, душой называется в сущности только жизненное начало в каждом живом существе – не больше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2760...

К Павлину К Павлину Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе (Мф. 12, 35) и: дерево познается по плоду своему (Лк. 6, 44). Ты измеряешь меня своими добродетелями и, великий, превозносишь малых; занимаешь последнее место за столом, чтобы возвыситься во мнении хозяина. Ибо что или как мало имею я, чтобы удостоиться похвального слова от ученого голоса, чтобы я, ничтожный и незначительный, получил похвалу из тех уст, которые защищали благочестивейшего императора. Не уважай меня, любезнейший брат, по числу лет, не считай седину мудростью, но мудрость сединой, по свидетельству Соломона: седина человека мудрость его. Моисей получает повеление избрать семьдесят старейшин (см.: Числ. 11, 16); он сам знал, что они должны быть старцы, но они должны быть избраны не по возрасту, а по мудрости. И Даниил, будучи еще юношей, судит престарелых, и молодой человек осуждает бесстыдных стариков. Не измеряй, повторяю, веры летами и не предпочитай меня за то, что я прежде начал воинствовать в рати Христовой. Апостол Павел, сосуд избранный, обратившийся из гонителей, последний по времени, стал первым по доблестям; хотя после всех, но больше всех потрудился. Иуда, который некогда слышал: Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением (Пс. 54, 14–15), — обличается словом Спасителя, как предатель Друга и Учителя. И затягивает узел поносной смерти на высоком дереве.                              Энеида, 12 Напротив, разбойник меняет крест на рай и казнь за человекоубийство делает мученичеством. Сколько и теперь людей, которые долго исполняют свои обязанности, а между тем не более как крашеные гробы, наполненные костями мертвых? Непродолжительный жар лучше продолжительной теплоты. Наконец и ты, вняв слову Спасителя: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21), слова обращаешь в дела и, за обнаженным Христом следуя обнаженным, удобнее и легче восходишь на лествицу Иакова. Ты равнодушно снимаешь тунику и надеваешь почетное рубище; не с набитым кошельком, а чистосердечно и искренно хвалишься, что ты нищ и духом, и делами. Нет ничего великого с печальным и бледным лицом принимать на себя вид постящегося или выставлять напоказ свой пост и, получая большие доходы с имений, носить дешевое платье.

http://pravoslavie.ru/2726.html

Мы видели, что не успели ещё умереть Христос на кресте, как началось уже Его победа, как начался решительный переворот в сердцах людей, соприкасавшихся в эти дни и часы со Спасителем. Так ещё во время суда над Христом во дворе Каиафы апостол Пётр вышел со двора под укоряющим взглядом Страдальца-Учителя, вышел плакася горько. Что-то дрогнуло в сердце Пилата, стремившегося отпустить Христа, и ещё в большей степени в сердце его жены-язычницы, пославшей сказать ему: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него ( Мф. 27:19 ). Ещё не закончился суд над Христом, как Иуда осознал, что согрешил, предав кровь неповинную и на другое же утро пошёл и удавился ( Мф. 27:5 ). Он раскаялся, что согрешил, но не нашёл в себе силы для покаяния, для внутреннего возрождения. Ещё Христос висел на кресте, когда произошёл переворот в душе одного из разбойников, и он возопил: Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое ( Лк. 23:42 ). Едва Христос испустил дух, как произошёл переворот в душе римского сотника и бывших с ним, и они исповедали Христа Сыном Божиим ( Мк. 15:39 ; Мф. 27:54 ). Едва умер Христос, как заговорила окружающая природа: в ней произошли сдвиги, неслыханные перевороты: Земля потряслась, камни расселись ( Мф. 27:51 ), наступила тьма ( Мк. 15:33 ). Вместе с природой заговорил и храм Божий: Завеса в храме раздралась надвое ( Мк. 15:38 ). Не остались безучастными к происходившим на земле Голгофским событиям и умершие святые: гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли и явились многим ( Мф. 27:52–53 ). Наконец произошёл переворот и в душе народа, бывшего на Голгофе. Мучимый укорами совести пред лицом столь потрясающих событий, этот несчастный, сбитый с толку народ стал возвращаться (с Голгофы), бия себя в грудь ( Лк. 23:48 ), т. е. переживать острый прилив раскаяния и ужаса за содеянное. Так страдания и особенно смерть Христа потрясли всё живое и мёртвое, перевернули человеческие сердца, предуготовили их к следующему величайшему событию – воскресению Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Осуждение Суд праведный должен относиться к нам самим, а не к другим, и не по наружным деяниям должно себя судить, а по внутреннему состоянию или ощущению (1, ч. 2, с. 10). Судить и осуждать берегись, особенно старших. Это хуже всего и ведет к нерасчерпаемой путанице. Безмолвствовать в своей келье и значит не осуждать и не празднословить (2, ч. 2, с. 111). Осуждать не нужно потому уже, что не знаешь чужой души. На себя больше смотри и, читая святые книги, к себе применяй и себя исправляй, а не других. А то будешь и много знать, да будешь, пожалуй, хуже других… Разбойник тридцать лет разбойничал и, покаявшись, вошел в рай. А апостол Иуда находился всегда при Господе Учителе и под конец предал Его (1, ч. 2, с. 9–10). Ревность у тебя не по разуму, оставь других! Иногда тебе кажется что-либо по наружности только, а душа каждого человека глубока, почему Господь двукратно запретил не только осуждать, но и судить (1, ч. 2, с. 10). А у них , может, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки... и которого ты не видишь. В тебе же много способности к жертве, но Господь сказал: Милости хочу, а не жертвы ( Мф. 9, 13 ). А милости-то у тебя и мало – почему и судишь всех без снисхождения; смотришь только на дурную сторону человека и не вглядываешься в хорошую, свои же жертвы видишь и превозносишься ими (1, ч. 2, с. 15). Как будешь кого осуждать, то скажи себе: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза ( Мф. 7, 5 ). Бревно в глазу – это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение и был лучше (1, ч. 2, с. 72). Везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других. Ежели дозволявшие или присвояющие себе право судить находили недостатки и неправильности в Самом Господе, источнике всякой истины, называя Его льстецом, самарянином и хуже того (см. Мф. 27, 63 ; Ин. 8, 48 ), то какого заключения не сделают относительно обыкновенных людей. Всего лучше и спасительнее для нас последовать заповеди апостола, глаголющего: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Кор. 4, 5 ) (2, ч. 1, с. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

«Святитель, возлож на ся всю одежду святительскую и взем жезл свой в руки, сести имать во олтари пред престолом, идеже есть обычай сидети ему, егда посвящает диакона или пресвитера». Достойный же извержения приводим бывает от диакона пред царские врата во всей одежде иерейской, имуще в руках потир со дискосом. Егда же веден будет ко вратам царским, пресвитеры и клирицы, прилучившиеся, глаголют псалом Давидов – Милость и суд воспою Тебе, Господи и проч. Изверзаемый же пришед до Царских врат, не входит в олтарь, но пред Царскими враты преклоняет колене, Святитель же, по скончании псалма, седя на месце своем, возвестити имать, во всеуслышание всем, вину, ея же ради изверзает пресвитера, и посем во осуждение его глаголет изречение сицево: Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа аминь. Мы (имя рек) Божиею милостию Архиепископ (имя рек); понеже по известном и опасном испытании, от неложных свидетелей, судом нашим обретохом его пресвитера (имя рек) законопреступника и сана пресвитерска недостойна, беззаконий его ради, зело тяжких и Бога раздражаючих, и людей соблазняючих, тем же властию Бога всемогущаго, осудивши его по правилам Святых Апостол и Святых Богоносных Отец, из святительскаго сана его изверзаем вовеки, и от священнодейства церковнаго отлучаем его, и яко непотребна раба от престола и олтаря Божия жезлом нашим пастырским его отметаем, и сие не точию словом, но и делом абие творим. Посем сам Святитель, вставши и изверзаемому востати повелевши, приимет от руку его потир со дискосом, глагола сице: отыймую от тебе власть приношения пречистыя жертвы к Богу о живых и умерших, понеже недостоин еси явился к нему приносити его; и полагает потир со дискосом на престоле. Посем снимая с него ризы, Святитель глаголет анаксиос; таж пояс приемлет от него и, снимая с него епитрахиль, глаголет анаксиос. Таж глаголет, снимая с него поручие и прочая вся. Снимая с него стихарь, Святитель глаголет: совлекаю с тебе всю одежду пресвитерскую, в ней же предстояти Господеви, ради лукавых своих дел, к тому не достоин еси. Таж начинает постригати его Святитель глаголя: исполнися лице его безчестия, яко бо чести сый не разумея. Останок же влас его остригает диакон, певцем же поющим сию стихиру глас ( н ) (50): Днесь Иуда оставляет учителя и приемлет диавола; отлучается благочестия и чужд бывает дарования, ослепляется страстию сребролюбия; отпадает света омраченный; како бо можеши зрети Светило предавый на тридесятих сребреницех; но нам возсия Страдавый за мир, к Нему же возопием: пострадавый и сострадавый человеком Господи слава тебе. Сему же поему диакон растризает его до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

Скачать epub pdf Глава 1-я – о беснующихся или притворяющихся беснующимися А 79-е пр. св. Апостол беснующемуся не позволяет ни быть клириком, ни иметь общения с верными в молитве; а совершенно освободившемуся от демона (позволяет) вступать и в клир, если окажется достойным и по жизни: ибо страдающего с промежутками причислять к клиру безбожно, дабы во время беснования его не было поругаемо священство и не произносимо было хулы на Бога. 87 Ибо как возможно чистый свет священства вверить душе, вселившей в себе, по причине склонности ко злу, проклятую тьму лукавой силы? И миро гнилому сосуду никто здравомыслящий не вверит: ибо душа, свободная от нечистых страстей и радующаяся о святости благих дел, почитается страшною для лукавого полчища демонов. А иначе беснующийся, лишенный разума и смысла и делающий что-нибудь злое и неприличное и испускающий демонические крики, будет смущать народ и препятствовать церковному псалмопению. А 3-е пр. Тимофея Александрийского – одержимого беснованием не постоянно, а с промежутками, допускает до причащения Таин, если, разумеется, в то время, когда находится в здравом уме, не унижает божественного и не порицает таинства и не изрыгает хулы на веру, что сделал и Иуда, открывший иудеям то, чему научился, так как не верил тому, что было, и на Учителя смотрел, как на простого человека, а не Бога. 88 А 14-е (пр.) если кто-нибудь, говорит, поистине неимеющий здравого ума, убил себя, то должен быть удостоен и приношения за него и обычной молитвы: ибо не должно такового лишать узаконенного священного обряда (погребения). А 60-е (пр.) VI Соб. лицемерно беснующихся и таковый образ действий, по злости нравов, с корыстною целью 89 притворно на себя приемлющих повелевает наказывать всяким образом и подвергать их таким же суровостям и трудам, каковым подвергаются и подлинно беснуемые, ради освобождения от демонского действия. Ибо избравшему жизнь под Богом и пренебрегшему человеческими делами должно было избирать безопасный путь, которым шли божественные отцы, а не тот, который служит для многих причиною соблазна. Ибо таковым требуется неослабленное бдение, как говорит один из святых отцов, дабы как-нибудь обративши в шутку, не окончили поруганием над самим собою, хотя бы избрали сей путь и с прямым намерением. Ищи еще в 1-й гл. буквы Β правило 45-е (54-е) 90 Карфагенского собора, Тимофея Александрийского 2-е и 4-е и в 12-й гл. буквы Ε правило 83-е (94-е) соб. Карфагенского, и 26-ю гл. буквы Γ. Глава 2-я – о заимодавцах, займе и закладах

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Человек не имеет права становиться на точку зрения Провидения в своей этической деятельности и в своих этических суждениях. Он не имеет права судить sub specie aeternitatis, присваивая себе точку зрения Божества, как бы садясь на престоле рядом с Божеством. Иначе он может вообразить себя солнцем, которое светит одинаково на добрых и злых. Иначе он может начать попускать и терпеть зло, являющееся выражением свободной воли, – как это делает Бог по отношению к человеку. Он может даже начать утверждать необходимость зла в развитии мировой трагедии, его разумность на путях Провидения. Наконец человек может взять на себя роль злодея и предателя на том основании, что она необходима в мировой трагедии и предусмотрена и предназначена Творцом и его Провидением. И чем ужаснее эта роль, тем больше как бы смирение и самоуничижение и самопожертвование того актера, который ее на себя берет для торжества правды и справедливости, для торжества Провидения. Такова роль Иуды. «Beata culpa» есть как бы вовсе не вина, а скорее заслуга, если только Иуда мог предусмотреть пути Провидения и имел право стать на точку зрения исторической необходимости, т. е. на точку зрения самого Провидения. Апостол Павел все эти диалектические трудности сознавал и проблему поставил: как можно карать грешников, если через их неправду лучше всего раскрывается правда и справедливость Божия? И «не творить ли нам зло, чтобы вышло добро?» ( Рим. 3 ). Если соблазны должны войти в мир, то кто-либо должен взять на себя эту вину – ввести их в мир, хотя бы сознавал, что было бы лучше (субъективно лучше, а не объективно) и не родиться для этой роли. Пожалуй нет более возмутительной двусмысленности, более возмутительного quaternio terminorum, чем в этом «должны» и «должен». В одном случае это суждение Божественного Провидения о судьбах истории («соблазны должны войти в мир»); в другом – суждение человека о моральном долженствовании, о его конечной задаче во времени и месте: должен взять вину на себя. Но это не логическая ошибка и не софизм: вся проблема поставлена с полной отчетливостью в этих двух значениях долженствования: 1) Божественной необходимости Провидения и 2) человеческой необходимости нравственного деяния. В своем нравственном долженствовании человек не имеет права становиться на точку зрения «должного» в порядке Провидения, на точку зрения «исторической необходимости» или необходимых ступеней развития Абсолютного Духа. Человек не имеет права становиться на точку зрения историософии Гегеля (на точку зрения «Абсолютного Духа»), или на точку зрения Теодицеи Лейбница. Для человека сказать «все к лучшему в этом лучшем из миров» есть такая же величайшая пошлость и безнравственность, как сказать «история есть прогресс в сознании свободы». Ибо это значит оправдать преступления истории (напр. злодеяния революции), как необходимые ступени в развитии свободы. Если «все к лучшему» – значит «все позволено».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010