28.11.2014. Прямой эфир. В студии протоиерей Андрей Ткачёв. 08.12.2014 09:56:14 Протоиерей Андрей Ткачев             В прямом эфире радио «Радонеж»  протоиерей Андрей Ткачёв.            Сегодня я буду говорить с вами об апостоле Матфее, о Священном Писании, о нашей с вами христианской жизни, о том, какова она, и какой должна быть. В своём Евангелии, в десятой главе апостол Матфей называет себя в числе двенадцати учеников: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.... Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром , и Андрей, брат его; Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его; Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его».             Итак, в четвёртой паре, вместе с Фомой, Матфей поставляет себя, называет себя мытарём, сборщиком податей, кем он и был. И это очень важная ремарка, поскольку написана его собственной рукой. Как вы наверняка многократно слышали, мытари, сборщики податей, были нелюбимы среди еврейского народа. Они были презираемы за сотрудничество  с оккупантами и захватчиками -  римскими правителями, римской администрацией. Ну, и конечно, были нелюбимы за то, что они в корыстных целях использовали своё положение  - собирая деньги на римскую казну, и себя не забывали. Больше профессии здесь не перечисляются. Матфей не пишет, что имена Апостолов суть сии: первый Симон, называемый Петром, был рыбак. Андрей, брат его, тоже рыбак. И Иаков Заведеев и Иоанн, брат его, тоже рыбаки, сыновья Заведея. Т.е. здесь не указывается их рыбарское ремесло до того,  как они стали ловцами человеков. А себя единственного он поставляет «Матфей мытарь». Поскольку мытарь -  человек нелюбимый, мягко говоря, и не уважаемый, Матфей сам о себе не скрывает этого и поставляет это. Мы видим в этом знак особого умонастроения. Т.е. человек проявляет глубокое смиренномудрие. Не таясь, называет себя этим, так же, как потом Павел, рассказывает всем, как он был гонитель церкви Божией: «я не достоин называться апостолом меньше всех апостолов».

http://radonezh.ru/analytics/28-11-2014-...

I раздел Настоящий вопрос имеет свою многовековую историю. Возникновение его восходит ко временам апостольским, когда в недрах самой церкви Христовой появились различного рода еретики и раскольники, отделившие себя от единства веры и духа. Таковы были еретики: Симон волхв, называвший себя богом и допускавший безнравственные действия, – Менандр, выдававший себя за высшее существо и говоривший, что крещение в его имя сообщает бессмертие, – Керинф, признававший Господа И. Христа обыкновенным человеком, – Николаиты, последователи одного из семи диаконов, считавшие тело произведением злого начала и проповедовавшие разврат, – Евиониты, строгие блюстители закона Моисеева и не признававшие божества И. Христа и др. Уже в посланиях свв. апостолов Петра и Павла встречаются указания на противохристианские и безнравственные начала, лежащие в основе учения всех этих еретиков и особенно выразительно говорит о них верующим св. апостол Иуда в послании, известном под его именем. Одновременно с появлением еретиков неизбежно возник вопрос и о способе принятия в церковь тех из них, которые с искренним раскаянием искали общения с ней. Пока отпадения от православной церкви ограничивались людьми, крайне заблуждавшимися, каковы, например, были симониане и николаиты, отрицавшие основные начала христианской веры и нравственности, вопрос о способе принятия еретиков не представлял серьезных затруднений. Каждый предстоятель церкви – епископ мог легко знать, как ему поступить при введении в ограду св. церкви таких лиц, которые от рождения своего были почти совсем чужды христианской веры. Таких людей обыкновенно принимали в церковь , как язычников, – чрез св. крещение. Совершенно иначе стало дело, когда среди отпадших начали появляться такие общества, которые мало чем отличались от православной церкви, ибо содержа одинаковую с ней веру, они имели у себя преемственную от свв. апостолов трехчинную иерархию и семь таинств, отделяясь от церкви лишь из-за некоторых обрядовых и дисциплинарных особенностей. Таковы были донатисты и новатиане. Что было делать с сими заблудшими, при обращении их с раскаянием к православной церкви? Оставлять ли в силе совершенные над ними вне церкви неповторяемые таинства: крещение, миропомазание и хиротонию, если из обращавшихся были священные лица или вновь совершать над ними названные таинства?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

     Священная История показывает нам всю сложность взаимоотношений Бога и Его творения – человека. Книги Писания открывают нам великую высоту святости, на которую Всевышний возводит полюбивших Его людей, и страшную глубину падения, какую может пережить отказавшийся от Бога человек. А между этими крайними точками находится и обычная жизнь со всеми ее грехами и грешками, немощами и слабостями, ошибками и потерями. И об этой жизни, так знакомой нам, Писание тоже говорит. Это радостно и очень важно, потому что в библейских строках есть я, есть все мы, обычные люди, со всеми нашими немощами. Как хорошо, что священные писатели не скрыли от нас тех недоразумений и грехов, которые случались в древней Церкви. Библейские книги показывают, что Христос пришел спасти воистину всех – и правителей и рабов, и книжников и неграмотных, и великих людей, и самых обычных мелких грешников, как мы. Может быть, кто-то обидится на эти слова, считая себя непременно «великим грешником». Но мы с вами вряд ли способны на великие, масштабные злодеяния, ибо для этого нужно быть выдающейся личностью, хоть и со знаком минус. А мы и живем незначительно, и грешим мелко и скучно. Понимание этого есть одна из граней той добродетели, что зовется в Церкви смирением. Так вот, Библия являет нам важную вещь: оказывается, христианам древней Церкви не было чуждо все наше, человеческое. Ошибки, разногласия, отступления, минуты духовной слабости, сомнение, маловерие – все это встречалось как в жизни святых апостолов, так и у многих других христиан I века. В первые же дни существования Церкви христиане-эллинисты начинают роптать на христиан-евреев по поводу своих вдовиц (см. Деян. 6:1). Анания и Сапфира, пожалев деньги, совершают грех против Святого Духа (см. Деян. 5:1–11). Апостолы Павел и Варнава ссорятся из-за апостола Марка (см. Деян. 15:39). Первоверховный Петр уличается Павлом в лицемерии, вместе с Варнавою (см. Гал. 2:11–14). В основанной апостолом Иоанном церковной общине некий Диотреф (возможно, епископ) не желает принимать посланных от Иоанна (см. 3 Ин. 1:9). Апостол Иаков (брат Господень), будучи иудеохристианином, в своем Послании спорит с Павлом о вере и делах; Павел же всю жизнь борется с иудеохристианством. Петр, Павел, Иоанн, Иуда, Иаков пишут о беспорядках в церквях и о появлении множества еретиков и лжеапостолов. Все это происходит в апостольском веке, на заре христианства.

http://pravoslavie.ru/105639.html

В субботу 1-й недели великого поста 1866 года Приветствую вас, сопричастники Трапезы Господней и содруги Христовы! Не беру на себя ныне быть вашим учителем. Апостол Иоанн Богослов писал верующим: не требуете, да кто учитъ вы: но само то пома зание учит вы о всем. В настоящее время, не только это священное помазание сильнее должно говорить в вас, после того как вы очистили душу свою покаянием, но вы прияли в себя в тайне вашего приобщения Самого Господа, просвещающаго всякаго человека, грядущаго в мир. Будем только внимательны. Усугубим вниманием к себе, постараемся сохранить, сколько можно долее, доброе настроение духа, в каком мы принимали таинство. Внутренняя молитва размышление чтение слова Божия да помогут нам поддержать его в себе. В молитве и размышлении будет слышаться наш голос к Господу; – в чтении слова Божия и наших добрых намерениях будет слышаться голос Самого Господа – Спасителя нашего. Особенно благовроменно теперь заняться воспоминанием и прочтением последней беседы Христа Спасителя. Она выскажет каждому о том, чем Господь хочет быть для нас, и чем мы должны быть для Него. А для засвидетельствования нашей благодарности к нашему Господу и Спаасителю, и в запечатление данных нам обетов при святом приобщении – ни лобзания ти дам яко Иуда, – облобызаем Его Святый Крест с любовию и верностию истинных ученнков Его. Марта 10 дня 1867 года Когда Господь, по воскресении Своем, прикрывшись образом едннаго от пришельцев Иерусалимских, шел с учениками Своими в Еммаус и вел с ними беседу о великих событиях совершившихся над Сыном Человеческим, – очи ею держастеся, да Его не познаста, говоритъ Евангелист, но сердде их горело в них и по словам Его сладостным узнавало своего Божественнаго Учителя. Ныне исходит Он с вами из храма сего в жиилище ваше не с тем, чтобы чрез несколько часов оставить вас, как путников Еммауссинских но, чтобы, соединнвшись с вами, не разлучаться никогда. Под покровом Святейшаго таинства Он вселился в вас, чтобы приобщившись преискренне плоти и крови Его, как Он приобщился плоти и крови нашей, вы соделались един дух с Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вот, например, как имена нарицательные ведут себя, становясь собственными: церковь как здание пишется с маленькой, а как мистическое Тело Христово и религиозная организация – с большой буквы. Переход собственных имен в нарицательные тоже легко узнаваем. Он происходит, когда мы не говорим о конкретных личностях, а обобщаем отрицательные черты, присущие персонажам Священной истории (примеры: иуда, ирод ). Или когда библейское название используется как метафора ( содом и гоморра, голгофа ). И, конечно, во фразеологизмах ( иудин поцелуй ). Почему мы пишем имя собственное, наименование диавола «сатана», с маленькой буквы? Тоже руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название». Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, всегда пишутся с большой, даже если выражены не только существительными, но и прилагательными, и причастиями: Господь Вседержитель, Творец неба и земли. Прекрасный; Вечный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ). Дева Мария, Владычица мира, Пренепорочная, Невеста Неневестная, милующая, Царица Неба и земли . Кстати, и слово « Небо » в его духовном измерении (в смысле «Царствие Небесное») употребляется с большой буквы. Личные и притяжательные (а иногда и относительные) местоимения, которые относятся к именам Бога и Богородицы, тоже пишут с большой буквы: Покров Богородицы и Её молитвенное предстательство. Больше всего путаницы бывает со словом « божественный », и здесь тоже надо подойти с рассуждением. Это прилагательное в значении « относящийся к Богу » пишется с большой буквы (например, Божественный Логос, Божественная сила и т.д.). Но если слово употребляется в качестве красивого эпитета, слово пишется с маленькой буквы (н.: « божественный апостол »). А вот прилагательное « Божий » всегда пишут с большой буквы: Божий Промысл, Алексий, человек Божий. С почтением к святым отцам Очень часто пишущие, руководствуясь понятным уважением к духовным авторитетам , злоупотребляют большими буквами при употреблении названий ликов святости и обращений к духовенству. Тем не менее, такие слова как « преподобный», «мученик», «чудотворец», а также «отец», «владыка», «старец», «геронда», «батюшка» пишут с маленькой буквы. Это же касается духовных санов и церковных титулов (святой равноапостольный князь Владимир, преосвященный Иринарх).

http://azbyka.ru/deti/pishem-cerkovnye-s...

Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Будучи преемником святого Афанасия Великого , а также и архиепископа Александрийского Феофила (врага Златоуста), святой Кирилл обладал в Египте огромной властью и авторитетом и всю жизнь умело пользовался этой властью во имя успеха своих убеждений. Дата его рождения нам неизвестна, но мы знаем, что он всю свою жизнь посвятил духовной карьере и был рукоположен во епископа александрийского в 412 году. Он был племянником Феофила и епископом стал не случайно – в египетской Церкви в IV-V веках образовалась настоящая династия архиереев, в которой должность передавалась почти регулярно от дяди к племяннику: святому Афанасию наследовал его племянник Петр, Петру – его племянник Феофил, святой Кирилл был племянником Феофила, а сам он в свою очередь был дядей следующего епископа – Диоскора. Все это обеспечивало монолитность и единодушие александрийской Церкви, основную массу которой составляли говорящие по-египетски коптские крестьяне, хотя в самой Александрии в культурных кругах говорили и писали по-гречески. Между Александрией, старым центром христианского Востока, и новой столицей- " выскочкой», Константинополем, существовало давнее чувство ревности и соревнования. Петр Александрийский не признавал епископство Григория Богослова в Константинополе (381 год) и поставил ему соперника – Максима Циника. Святитель Иоанн Златоуст , вероятно, намекая на династические порядки египетской Церкви, называл Феофила «фараоном». С неменьшим основанием то же самое прозвище подходило и святому Кириллу. Когда в 417 году тело Златоуста было привезено в Константинополь, Кирилл негодующе писал: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?» Свою бурную карьеру Кирилл начал диаконом при Феофиле и в этом качестве присутствовал на соборе «под дубом», осудившем, как мы помним, Златоуста. Позднее, уже будучи епископом, он непосредственно участвовал в знаменитой ссоре с представителем императора, префектом Египта Орестом. В общей смуте участвовали также и монахи, толпами пришедшие из пустыни на зов Кирилла. Во время уличных демонстраций один из монахов, Аммоний, был задавлен насмерть, и Кирилл немедленно объявил его мучеником. Историк Сократ по этому поводу замечает, что люди благоразумные отнеслись к энтузиазму Кирилла с неодобрением, правильно полагая, что Аммоний погиб не за веру, а исключительно по своей собственной глупости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Евангелисты Матфей, Марк и Лука, а также апостол Павел оставили нам в своих писаниях сведения об установлении Господом Иисусом Христом таинства причащения, когда Он на Тайной вечере «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; ср. Мк. 14:22–24 ; Лк. 22:17–20 ; 1Кор. 11:23–25 ). Но как благословлял Иисус Христос хлеб и кого Он благодарил, держа в руках чашу вина, и что при этом говорил, ни один из апостолов не сообщает. Полное молчание апостолов о действиях и словах Господа, которые нам, современным христианам, представляются особенно важными, может быть объяснено только тем, что как для самих апостолов, так и для тех христиан, к которым непосредственно обращены были их писания, этот образ благословения хлеба и содержание благодарения были так хорошо известны, что не было нужды писать о них подробно. Они могли быть широко распространены вместе с другими благочестивыми «преданиями старцев» относительно вкушения пищи, о которых упоминает евангелист Марк ( Мк.7:3–4 ). Известно, что еще до Рождества Христова один из современников Ирода Великого раввин Гиллель предпринимал попытку систематизировать бытовавшие в его время в традиции устной передачи религиозные «предания старцев». Позднее раввин Акиба (умер в 135 году) и его ученик раввин Меир записали большую часть этих преданий, а во второй половине того же II века раввин Иуда Ха-Наси (умер около 194 года) кодифицировал все записанные предания 1 . Возникшая таким образом основная часть Талмуда Мишна сохранила до нашего времени многие молитвы евреев, в том числе и застольные, а также указания на благочестивые обычаи и порядки различных трапез, по своей давности восходящие еще ко времени устной передачи «преданий старцев». На основании этих сведений Талмуда и сообщений апостолов о Тайной вечере можно получить достаточно ясное представление как о ритуале Тайной вечери в целом, так и о том благословении и благодарении, которые совершал над хлебом и вином Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Какое чудесное, величественное, страшное и небесное зрелище! Воскресший Господь наш Иисус Христос, в прославленном теле, с зияющими ранами на руках и ногах, облаченный в белую, как снег, одежду, выводит среди дня св. Апостолов и других учеников из царственного града Иерусалима, на дорогу в Вифанию и направляется с ними к Елеонской горе. Его окружают множество людей, воодушевленных пламенною любовию к Нему. Св. Апостолы, уверовавшие, наконец, в спасительное Воскресение Господа, пережившие за последние шесть недель столько тревог, скорбей, радостей и сомнений, возрожденные духом и разумом к познанию Писаний и, волнующиеся от сердечного восторга и трепета, идут молча за Иисусом Христом, не ведая, куда и зачем и боятся нарушить таинственную тишину каким-либо словом. Даже пылкий и любознательный Петр ни о чем не вопрошает Учителя. Все они ни на минуту не отрывают своих глаз от Божественного Лика Спасителя и с недоумением всматриваются в изменившиеся и просветившиеся черты Иисуса. Боясь верить своему счастью, что они снова со Христом и, ощущая от лицезрения Его невыразимый страх, они напрягают слух, чтобы уловить каждое слово Спасителя. Около Господа идут любимейшие ученики: Иоанн и Петр, из которых первый ранее всех уверовал, в глубине своего сердца, тайно, в воскресение Сына Божия, как только увидел ризы едины лежащие в гробу; (он не видевший, но уверовавший) и второй – сомневавшийся и дивившийся сам себе бывшему ( Лк.24:12 ), пока не удостоился особого явления Воскресшего ( Лк.24:34 ; 1Кор.15:5 ). Тут же с ними, сияющая небесною радостью, Преблагословенная Богоматерь, совершеннейший сосуд благодати, слагающая глаголы в сердце Своем. Впереди других провозвестница чудесного воскресения Господа из мертвых, беспредельно преданная и безмерно любящая Мария Магдалина. Вблизи Господа и другие: апостол Фома, избранный Провидением, за его пытливость, для удостоверения в истине воскресения настоящих и будущих христиан, благоговейный Иаков, кроткий Андрей, Лука и Клеопа, которых сопутствовал Христос в Еммаус, воскрешенный Лазарь, теперь плачущий в свою очередь от радости, что видит воскресшего Спасителя своего, возлюбленные Господом сестры его – Мария и Марфа, Филипп и Варфоломей, Иаков Алфеев и Иуда – брат Иакова. Все они были свидетелями многочисленных чудес, явленных Сыном Божиим в Иерусалиме и Галилее, по воскресении. Целый сонм жен мироносиц и других учеников окружает прославленного Сына – Человеческого, смертию смерть поправшего, победителя ада, в Котором благоволение Отца Небесного. Какое же человеческое слово в силе изобразить это небесное, не земное шествие?!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Митрополит Иларион: Каждое из богослужений Страстной седмицы говорит о важнейших событиях в истории нашего спасения 17 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Все ближайшие дни вплоть до ночи Святой Пасхи являются особыми в литургическом календаре Православной Церкви. Вечером 16 апреля 2014 года, в Великую среду, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. За богослужением песнопения были исполнены Московским синодальным хором под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и  Сына и Святого Духа! В Великую среду на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров мы слышим евангельское повествование о женщине, которая накануне крестных страданий Спасителя подошла к Нему, возлежащему на вечере, разбила сосуд драгоценного благоуханного мира, возлила на Его ноги и отирала их своими волосами, омывала своими слезами. Ученики, увидев это, вознегодовали: «К чему такая трата? Ведь можно было продать это миро, а вырученные за него деньги раздать нищим» (см. Мф. 26. 6-9). Апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает, что учеником, высказавшим недовольство, был Иуда Искариот, который в апостольской общине считал деньги и отвечал за благосостояние и благотворительность. Увидев, как проливается драгоценное миро, он сказал, что гораздо правильнее и экономнее было бы его продать, а деньги раздать нищим (см. Ин. 12. 3-6). С того времени в сердце Иуды окончательно сформировалось намерение предать Спасителя, что он и сделал за тридцать сребреников (см. Мф. 26. 16). Перед нами два примера: пример женщины и пример мужчины. Читая Ветхий Завет, мы не раз и не два встречаем рассказы о том, как женщина становилась проводником греха. Это и повествование о Еве, которая послушалась искусителя и затем соблазнила Адама (см. Быт. 3. 1-7). Это и повествование из Книги Иова, что мы сегодня слышали, в котором говорится, как Господь поразил Иова всеми несчастьями, бедами и скорбями для того, чтобы испытать его веру. Жена же пришла к нему и дала ценный совет: «Похули Бога и умри». Но Иов не послушался совета своей жены − не похулил Бога, и во всем, что сделал и сказал, как говорит автор Книги Иова, он не согрешил перед Господом (см. Иов. 2. 9-10)

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kaz...

НЕ ЛУЧШЕ ЛИ ОСТАВИТЬ МИР И ИДТИ В МОНАСТЫРЬ? От мирских людей очень часто приходится слышать: в миру какое спасение - одна суета... кругом соблазны, на каждом шагу искушение. Монастырь - другое дело. Там - покой: никаких печалей, ни тревог, ни забот. От этого случается, что люди пылкого характера, легко увлекающиеся всякими порывами, при первом же разочаровании мирской жизнью нередко бывают готовы тотчас же бросить мир и идти в монастырь, принимая, большей частью, случайные порывы за какое-то особое призвание Божие. Но давно уже известно, что " там хорошо, где нас нет " . И преосвященный-затворник никогда не одобрял решающих столь легкомысленно такой важный вопрос, стараясь, по крайней мере, на некоторое время, приостановить так необдуманно порывающихся к монастырской жизни. В своих письмах по этому вопросу он всем и каждому говорит, что спасение не в одном монастыре, а главное, что мирские люди совсем не имеют должного понятия о монашеской жизни. Вы молитесь сказать вам, где лучше спастись. И Бог не сказывает. Если не сказывает, значит дает знать, что нечего об этом молиться... Потому что и в настоящем положении ничего нет, что могло бы мешать спасению. Все дело в добром произволении и в спасительном настроении сердца. О сем и забота буди!.. Что есть (разумеется доброго), то хранить; чего недостает, то прибавить... По какой программе? По блаженствам... Что написано в блаженствах, надо все в сердце возыметь и - рай... Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих, если общение с Св. Церковию и исполнение всего церковного прочны и усердны, то состояние ваше спасенное; остается только блюсти и сохранить себя в сем чине жизни... С таким настроением и в монастыре, и без монастыря спасетесь. Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол (разумеется Иуда) между апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник - и на кресте спасся... Припомните Афины и проповедь Апостола Павла... Дионисий верует, а другие говорят: " Что толкует суесловивый сей? "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/352/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010