А. Б. Ванькова Гимнография Память И. отмечается 17 июня в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) без богослужебного последования. В афоно-итал. редакции Студийского устава в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 264) И. упоминается 17 июня; служба подробно не описана. В ранних редакциях Иерусалимского устава , в первопечатных греч. и московском Типиконах, а также в совр. богослужебных книгах И. не упоминается. В греч. рукописях под 17 июня встречается канон И., составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Υπατου μλψομ[α]ι τος καλος τρπους. Ιωσφ (Ипатия воспою прекрасные нравы. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Υπρχων, Υπτιε, σν Θε (Пребывая, Ипатие, с Богом) (Ταμεον. Σ. 220). Иконография В греческом иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - память И. не отражена. Под 18 июня в месяцеслове Ерминии приведены сведения об Ипатии, о Леонтии и Феодуле, мучениках Трипольских (Ерминия ДФ. С. 212). Однако в настенных минологиях балканских храмов под 18 июня можно встретить образы как указанных мучеников, так и И.: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) - в рост; в ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320) - погрудное изображение. В русских иконописных подлинниках (XVIII в.) память святого и описание его облика помещены под 31 марта. В подлиннике по списку Г. Д. Филимонова сказано: «Поживе лет 80; подобием стар, и быша власы его главнии и браднии яко снег, бяше нарочит действием и видением, ризы преподобнические. Сей святой жены кровоточивыя и бесчадныя не малы чудотворны показа, и сухи сосцы имуща и безкормны млеком тичити сотвори» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 308). В Большаковском подлиннике в описании внешности святого приведены те же слова ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 85). Изображения И. в рус. традиции чрезвычайно редки. В минеях его образ обычно вытесняется образом сщмч. Ипатия Гангрского, чья память приходится также на 31 марта. В качестве редкого и достаточно раннего примера изображения И. в рус. иконописи можно привести минею на март из годового комплекта икон (кон. XVI в., ВГИАХМЗ). На то, что в цикл включен именно этот святой, указывают тип его изображения как преподобного в монашеском облачении и надпись: «Прп. Ипатий-целитель», которая отражает сведения Жития о получении святым дара исцеления. В составе избранных святых поясной образ И. представлен на нижнем поле палехской иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием, праздниками, иконами Богоматери и избранными святыми» (сер. XIX в., собрание М. Е. Де Буара (Елизаветина)).

http://pravenc.ru/text/673741.html

Ц. св. Василия (кон. XIII - нач. XIV в.) - небольшая однонефная базилика с деревянным покрытием. Позже с севера и юга к ней было пристроено по нефу; апсиды трехгранные. Весь храм, в особенности вост. часть, украшен разноцветными изразцами. По бокам от окна над центральной апсидой расположены 2 изразцовых рельефа («Распятие с предстоящими» и «Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст»), изготовленные в итал. мастерской по правосл. образцам. Роспись относится к кон. XVII - нач. XVIII в. Большое число визант. памятников сохранилось в окрестностях А. Древнейшие из построек - ц. св. Димитрия Кацури (IX в., перестроена в кон. XIII в.), в наст. время приходская церковь сел. Плиси (первоначально храм мон-ря, упом. с 1229). Это крестово-купольный храм с 4 массивными подкупольными столпами, связанными с вост. и зап. стенами двойным сводом. Нартекс пристроен позже, в стены вмонтированы фрагменты резного темплона XII-XIII вв. Роспись неоднородна по художественному уровню и датируется XII в. (изображения святителей в алтаре) и кон. XIII в. (купол и своды). Ц. Панагия Ковонисия - еще одна ранняя постройка, датированная предположительно X в. Крестово-купольная двухстолпная ц. св. Николая Родиаса, XIII в.,- соборный храм бывш. мон-ря Родиас. Его роспись относится к т. н. «изящному направлению» позднекомниновского стиля и датирована нач. XIII в. Церковь Божией Матери Влахернского мон-ря. 1-я пол. XIII в. Церковь Божией Матери Влахернского мон-ря. 1-я пол. XIII в. Церковь бывш. жен. Влахернского мон-ря, 1-я пол. XIII в.,- трехнефная сводчатая базилика с нартексом и 3 куполами над каждым из нефов, поставленными на восьмигранные барабаны. Сохранился фрагмент фрески с изображением процессии с иконой Богородицы Одигитрии по улицам К-поля. Рельефы мраморных темплона и саркофагов, принадлежавших ктитору мон-ря деспоту Михаилу II и его 2 сыновьям, встроены в дверной проем нартекса, частью находятся в ц. св. Меркурия в А. и в городском музее. От первоначальных сооружений жен. мон-ря Като-Панагия (основан в 60-х гг. XIII в.), построенного Михаилом II Дукой, сохранилась трехнефная базилика с трансептом и трехгранными апсидами; ее особенность - повышенный над средокрестием трансепт, вследствие чего здание производит впечатление купольного. В кладке использовано сочетание известняка, туфа и плинфы, стены украшены изразцами. В декоре храма сохранились порфировые колонны и др. детали построек древней Амвракии, фрагменты росписи кон. XIII в. в диаконнике (святители, Ветхий деньми, святые праведные Иоаким и Анна и др.), принадлежащие местному мастеру и тяготеющие к позднекомниновскому стилю, росписи наоса выполнены в 1715 г.

http://pravenc.ru/text/76342.html

Илия Фесвитянин, библ. 42, 69, 114 (1) , 121 4 , 125 Иларий Пиктавийский (Hilaire de Poitiers), (свт.) 28, 220 2 Иннокентий (Ястребов), архим. 153 3 Иоаким, муж Сусанны, библ. 36 Иоанн Богослов, св. ап. и еванг. 16, 26, 50, 53, 58, 217 Иоанн Дамаскин (Johannes Damaskenos), прп. 47, 48 (1, 2) , 49 (1) , 73 (1) , 120, 203 Иоанн Друнгарий 59 Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский 4 Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. 32, 33, 37, 38, 58, 59, 102, 114, 116, 117 (1, 2) , 118, 121, 135, 140 (3) Иоанн Итал (Ioannis Italis, Jean l’ltalien, John Italos, Johannes Italos, Giovanni Italos), еретик 60, 62, 63 сн., 64 сн., 66 Иоанн VI Кантакузин (Johannes Kantakuzenos), импер., впосл. монах 74 (1) Иоанн Кассиан , прп. 37 (3, 4) , 143 Иоанн Приздрианский (Призренекий) 59 Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень 114 (1) , 125, 181 Иоанн Скифопольский 461 Иоанн Скотт Эриугена 52 (5) , 53 сн., 53 (1) Иоанн, экзарх Болгарский 116, 121, 126 Иов Многострадальный, библ. 8, 33, 52, 72, 116–118, 160 сн., 171, 182, 187 Иоиль (Яннакопулос), архим. 181 Иона, библ. 58 Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игум., прп. 127, 128 Иосиф (Прекрасный), библ. 101, 158, 164 Иосиф Флавий 185 3 , 195 3 Иосич Р. (Jocuч Paдuboj) 196 (2) , 197 1 Ипполит, еп. Римский, сщмч. 35, 46 Ириней (Клементьевский) , архиеп. Псковский 186, 187 1 Ириней, еп. Лионский, сщмч. 24, 251, 203 Ириней (Орда) , еп. Орловский и Севский 110 Ириней (Чирич, Upuhej Чирич), еп. Бачский 194 (1) Исаак, библ. 18, 26, 30, 35, 38, 79, 123 Исаак Сирин , еп. Ниневийский, прп. 120 Исаия (Isaie), библ. 9, 28, 31–34 (11) , 42, 46, 47, 69, 70, 78, 87 сн., 121 4 , 126, 144, 159 1 , 160 сн., 181, 187, 196 Исидор Пелусиот , прп. 3 Исихий Иерусалимский 33 Исмаил, библ. 38, 123 Исопеску О. 182 Истрин В. Μ. 121 1 Иудифь, библ. 99, 128 2 , 164, 171 Иулиан, экзегет 118 Иустин (Попович) (Благое), (прп.) 3, 4, 103 1 , 203 Иустин Философ , мч. 22 (2, 3, 5) , 23, 24, 203 К. К., анонимный библеист 173 Каин, библ. 197 Каллиник К. (Калиникос К.) 174 (3)

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Архиерейство М. характеризуется активным храмостроительством в его епархии, а также возведением зданий светского назначения. Уже в год поставления на кафедру 9 сент. М. освятил храм во имя ап. Филиппа на Нутной ул., при этом «на обедни простил Бог жену очима болну» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. С. 542). 8 июня 1529 г. на Ярославовом дворище была освящена ц. во имя мч. Прокопия. По распоряжению вел. князя в честь рождения княжича Иоанна (впосл. царь Иоанн IV Васильевич Грозный) в новгородском Детинце в 1532 г. была возведена деревянная ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. 23 сент. 1532 г. были освящены новый придел ц. в честь Воскресения Христова на Павловой ул. и каменная Благовещенская ц. «во Офимъине монастыре» (6 окт.- Там же. С. 550; ср.: Конявская. 2005. С. 376), в последнем случае самим М. В том же году 6 окт. были освящены в Колмовом мон-ре ц. во имя Пресв. Троицы, 16 окт.- деревянная ц. во имя святых Космы и Дамиана в Кузнецах на Гзени под Новгородом. Во время эпидемии чумы, начавшейся в окт. 1532 г. на Псковской и Новгородской землях, М. «нача учити игуменны и священники и всех людеи о покаянии» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. С. 550), «соборне и по всему граду, и по монастырем, и по околним погостом заповедал молебны и моления воспущати... со слезами... непрестанно день и нощь, и по всей ноугородцкои вотчине и псковской, службы и пения во святых церквах... Заповедати по всему Новгороду и окрест града, и по монастырем пост, от мала и до велика, мужи и жены, и старцы, и юноша, и младенцы, две недели от мяса и от млека, и от рыб, единою днем» ( Конявская. 2005. С. 376). Однако эпидемия только усиливалась. По распоряжению архиепископа после молебна в Софийском соборе 8 нояб. была возведена обетная деревянная ц. во имя св. евангелиста Марка (посвящение было определено жребием на престоле Софийского собора). Поветрие прекратилось только 6 янв. 1533 г. (Там же. С. 377). При строительстве стены на Софийской стороне Новгорода в 1534 г. «примет городовой денежный» распространили «на архиепископа, и на священники, и на весь причт церковный, а доселе того не бывало» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. С. 567; Т. 43. С. 234). Строительство деревянных стен с башнями под рук. итал. архитектора было начато 3 мая после крестного хода во главе с М. и молебна на городском валу ( Конявская. 2005. С. 378).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Приход к власти Комнинов повлек за собой недовольство правящих лиц относительно той эллинизации византийской культуры, яркими представителями которой были Пселл и Итал. Еще в 1076/77 г. император Михаил Дука из-за недовольства в высшем обществе Византии деятельностью и взглядами Итала составил главы, содержащие его учение; в итоге девять глав были анафематствованы, однако без упоминания имени Итала, и для Итала это не имело последствий. Итал составил свое изложение веры, но его делу не был дан ход. Чтобы избавиться от обвинений в уклонении от православия, Итал в 1082/83 г. обратился к симпатизировавшему ему патриарху Евстратию Гариде, чтобы тот вновь рассмотрел его дело. Итал составил новую записку с изложением своего учения. Из-за волнений, вызванных фигурой Итала, Евстратий передал ведение дела Итала недавно вступившему на престол императору Алексею Комнину, который произвел судебное разбирательство над Италом. Во время следствия поступил донос на Итала, который, как выяснилось, был написан начальником флота Михаилом Каспаки, в котором, помимо утверждения о принадлежности Италу прежних анафематствованных положений, говорилось про богохульство Итала по отношению к иконе Христа. В итоге Итал был признан еретиком и сослан в монастырь. В числе анафематствований на Итала осуждаются положения о безначальности материи и идей, о самостоятельном существовании материи, о перевоплощении и другие положения, характерные для нехристианского платонизма. Вероятно, не все анафемы, вынесенные в результате дела Итала, непосредственно соответствуют учению последнего. Также формулировки, осуждающие учение Итала, включают такие анафематство-вания, как анафема на тех, кто изучает языческие учения не только ради обучения, но и верует в них как в истинные (анафема 7), и анафема на тех, что считают, что языческие философы и осужденные Церковью еретики и в этой жизни, и на будущем суде лучше православных, пусть и прегрешивших по страсти или неразумению (анафема 3). То есть в анафемах, вынесенных в деле Итала, анафематствуются не только богословские заблуждения и даже не только определенные философские положения, но и вообще увлечение христиан язьиеской (и шире – нехристианской) духовностью, выходящее за рамки изучения ее ради образования.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Состоя ипатом философов, И. Итал преподает своим слушателям логику и диалектику, знакомит их и с историей философии. Отвечая же на запросы византийского общества, он стремится сблизить философию Платона и новоплатоников с христианским вероучением и дать богословским вопросам философскую основу. Поступая так, И. Итал следовал в этом случае отчасти своему предшественнику Мих. Пселлу. Этот последний утверждал, что эллинская философия хотя и ошибалась в своих учениях о божестве, но природу исследовала в том виде, как сотворил ее создатель. А поэтому Пселл сам извлекал, да и другим советовал извлекать оттуда те крупицы истины, которые в ней рассеяны. Но Михаил Пселл был очень осторожен в своих заимствованиях, чему, конечно, в значительной степени способствовали его прекрасные познания как в философии, так и в богословии. Иоанн же Итал, не будучи столь образованным, не был и столь осторожным в своих сближениях. Будучи знатоком в греческой философии и сравнительно мало опытным в христианском вероучении, он не в состоянии был согласовать христианского вероучения с воззрениями греческих философов. И незаметно для себя он стал отклоняться и привносить в христианские взгляды воззрение чисто философские, как они изложены у греческих философов. Такое направление деятельности Иоанна Итала не могло остаться незамеченным и скоро возбудило против него порицание. Дело дошло до дознания. Разбор некоторых произведений Иоанна Итала ясно обнаружил характер воззрений его и степень его заблуждений. По этому поводу было составлено несколько анафематизмов, в которых были осуждены основные взгляды И. Итала. После таких результатов можно было бы ожидать, что Иоанн Итал скоро сойдет со сцены общественной деятельности. А между тем случилось совершенно обратное. Учение И. Итала осуждают; а его самого оставляют при исполнении его обязанностей и предоставляют ему продолжать свою деятельность. И эта деятельность чрез пять лет возбуждает против него новое преследование. Начинается новое подробное расследование дела И. Итала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анна Комнина. Алексиада 575 . 5 .8. Когда Алексей 576 прибыл туда 577 , он застал в беспорядке церковные дела и не позволил себе даже кратковременного отдыха. Он был истинным апостолом и, найдя Церковь взбудораженной учением Итала, не пренебрег вопросами догмы, несмотря на то что собирался выступить против Бриена (это тот кельт, который, как уже говорилось, завладел Касторией). В это время большое распространение получила ересь Итала, которая приводила Церковь в сильное замешательство. Этот Итал (о нем нужно рассказать с самого начала) происходил из Италии и долгое время прожил в Сицилии, на острове, расположенном вблизи Италии. Сицилийцы отделились от Ромейского государства и, готовясь вступить с ним в войну, пригласили в качестве союзников италийцев, среди которых был отец Итала. При нем находился его сын, который, хотя и не вступил еще в возраст, пригодный для военной службы, тем не менее прыгающей походкой следовал за отцом и изучал, как это принято у италийцев, военное искусство. Так прошли ранние годы Итала, такова была основа его образования. Когда же во время царствования Мономаха знаменитый Георгий Маниак 578 поднял восстание и захватил Сицилию, отец Итала с трудом спасся вместе с сыном 579 . Оба беглеца отправились в Аонгивардию, находившуюся еще под властью ромеев. Оттуда Итал, не знаю каким образом, прибыл в Константинополь – город, который не испытывал недостатка в просвещении и словесности. Ведь наука, которая, начиная с владычества Василия Порфирородного 580 и до самого царствования императора Мономаха, находилась в пренебрежении у большинства людей, хотя и не исчезла вовсе, в правление императора Алексея расцвела, поднялась и стала предметом занятий просвещенных людей. До этого же времени большинство людей предавались роскоши и забавам, занимались из-за своей изнеженности ловлей перепелов и другими постыдными развлечениями, а науку и образование считали чем-то второстепенным. Такого типа людей застал Итал в Константинополе, где он стал вращаться в кругу ученых мужей, обладавших грубым и суровым нравом (и такие были тогда в царственном городе). Приобщившись с их помощью к литературному образованию, он позднее стал учеником знаменитого Михаила Пселла . Этот Пселл мало учился у мудрых наставников, но достиг вершин премудрости и, тщательно изучив греческую и халдейскую науки 581 , прославился своей мудростью благодаря природному таланту, острому уму, а также и Божией помощи (его мать 582 , не смыкая глаз, постоянно обращалась с горячими мольбами к святой иконе Богоматери в храме Кира и, обливаясь горючими слезами, просила за сына). С ним-то и вошел в общение Итал, однако из-за своей варварской неотесанности он не смог проникнуть в глубины философии, ибо, исполненный дерзости и варварского безрассудства, не выносил учителей, у которых учился, считал, что превзошел всех еще до начала обучения, и с первых уроков стал противоречить самому Пселлу 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

(итал. Pontificia Accademia Teologica Romana) основана в 1695 г. кардиналом К. де Джиролами. В 1718 г. папа Климент XI утвердил ее устав. Пережив ряд реорганизаций, Б. а. в совр. виде была создана Пием XII , к-рый издал новый устав, обновил все академические структуры и открыл Б. а. для всех богословов католич. мира. Иоанн Павел II одобрил устав, по к-рому Б. а. находится под патронатом папы Римского. Он назначает главу Б. а., прелат-секретаря, на 5 лет, входящего также в Координационный совет папских академий. Деятельность Б. а.- содействие изучению богословия - тесно связана с Конгрегацией католич. образования. Б. а. регулярно публикует специальные исследования по богословским проблемам. 40 чел., избранные из числа виднейших богословов, назначаются прелат-секретарем с одобрения академического совета академиками-членами. По крайней мере 20 из них должны быть жителями Рима или обл. Лацио. Папская академия в честь Непорочного зачатия Девы Марии (итал. Pontificia Accademia dell " Immacolata Concezione di Maria Virgina) основана в 1835 г. группой студентов Римской семинарии и Григорианского ун-та как молодежное исследовательское об-во, почитавшее Непорочную Деву Марию; к нему вскоре присоединились известные ученые. 7 июля 1847 г. утверждена Конгрегацией по делам Римского ун-та как Академия наук, лит-ры и искусства и получила наименование - в честь Непорочного зачатия Девы Марии. 8 дек. 1864 г. Пий IX придал ей статус папской, вписав свое имя в число академиков. С 1938 г. с одобрения Пия XI ведет начало традиция ежегодного подношения цветов в праздник в честь Непорочного зачатия (8 дек.) к скульптуре Девы Марии на пл. Испании в Риме. В 1988 г. Иоанн Павел II одобрил новый устав, а в 1995 г. утвердил дополнения к нему. Президент Академии является членом Координационного совета папских академий. Международная папская марианская академия (итал. Pontificia Accademia Mariana Internazionale) основана в 1946 г. францисканским свящ. К. Баличем для содействия развитию научных исследований в области мариологии . Является центром по координации деятельности и учреждению мариологических об-в и ин-тов во всем мире, периодически проводит международные марианские конгрессы, издает документы, журналы, проводит активную экуменическую политику. В 1959 г. папа Иоанн XXIII присвоил ей статус папской. Павел VI принял в 1964 г. устав М. м. а., пересмотренный и утвержденный Иоанном Павлом II в 1997 г. М. м. а. состоит из действительных (не более 80) и почетных академиков обоего пола различных христ. конфессий, а также членов-корреспондентов. Президент и секретарь М. м. а. назначаются папой. Президент входит в Координационный совет папских академий. Большая папская академия изящных искусств и литературы виртуозов Пантеона

http://pravenc.ru/text/63756.html

В 1973 г. в Милане прошла 1-я открытая конференция движения «C. e L.», на ней присутствовали мн. видные итал. политики и общественные деятели. Широкую известность в итал. обществе «C. e L.» получило благодаря активному участию ее членов в кампании, призывавшей итальянцев на референдуме 1974 г. голосовать против легализации разводов. В знак признательности за работу во время референдума папа Римский Павел VI в Вербное воскресенье 1975 г. принял Джуссани и участников движения и одобрил их деятельность. В том же году на основе «C. e L.» была создана итал. политическая партия «Народное движение» («Movimento Popolare»), провозгласившая целью отстаивать принципы христ. вероучения и интересов католич. Церкви в социально-политической деятельности (распущена в 1993). С кон. 70-х гг. XX в. действует «Братство Comunione e Liberazione», члены к-рого берут на себя добровольные обязательства ежемесячно делать денежные взносы на нужды орг-ции или ежедневно читать особое молитвенное правило. 18 янв. 1979 г. папа Римский Иоанн Павел II принял на аудиенции Джуссани, а затем многократно встречался с общинами движения «C. e L.»; одобрил их методы в деле христианизации совр. общества. В 1984 г. на аудиенции по случаю 30-летия «C. e L.» (движение ведет историю от создания группы «Студенческая молодежь») Иоанн Павел II призвал его участников к распространению общин «C. e L.» по всему миру. В 1985 г. папа одобрил создание пресв. Массимо Камизаской Священнического братства миссионеров св. Карла - религиозной конгрегации католич. пресвитеров, связанных с деятельностью «C. e L.». В 1986 г. по инициативе экономиста Дж. Виттадини в рамках «C. e L.» было создано «Общество дел» («Compagnia delle Opere»), к-рое объединяет ок. 36 тыс. предприятий на основе сотрудничества, взаимопомощи и взаимных субсидий в духе социального учения католич. Церкви. 8 дек. 1988 г. Папский престол наделил статусом юридического лица понтификального права ассоциацию «Memores Domini»; она была признана «всемирной церковной частной ассоциацией».

http://pravenc.ru/text/1841872.html

Все участники переговоров о создании союза признавали необходимость скорейшего созыва вселенского Собора католич. Церкви, однако их мотивация была различной. Кор. Сигизмунд I исходил из необходимости восстановления единой общепризнанной папской власти для обеспечения единства Свящ. Римской империи. Первоначально король нейтрально относился к Иоанну XXIII и в случае подтверждения его полномочий буд. Собором не имел принципиальных возражений против того, чтобы он оставался папой Римским. Однако уже в ходе предварительных консультаций с европ. правителями и университетскими теологами для Сигизмунда I стало очевидно, что лишь низложение всех 3 пап и законное избрание Собором нового Римского папы может положить конец схизме. Король был готов выступить против Иоанна XXIII и оспорить его папскую власть, но во время подготовки Собора скрывал это намерение. Флорентийцы и их итал. союзники рассчитывали, что Собор подтвердит папский статус Иоанна XXIII, к-рый был верным проводником их политических и финансовых интересов. Иоанн XXIII полагал, что лишь вселенский Собор католич. Церкви может подтвердить законность его папских полномочий и заставить сторонников иных претендентов на Папский престол признать его юрисдикцию. В 1412 г. он, исполняя решения Пизанского Собора 1409 г., созвал Собор в Риме, однако на него явились лишь немногочисленные итал. и герм. сторонники Иоанна XXIII, а также представители Парижского ун-та и нек-рых монашеских орденов. В ходе единственного общего заседания Собора, состоявшегося 10 февр. 1413 г., была утверждена осуждавшая все сочинения Уиклифа булла Иоанна XXIII «In generali Concilio» (текст см.: Mansi. T. 27. Col. 505-508); после этого Собор завершился, не приняв к.-л. церковно-канонических решений (акты Собора не сохр.; относящиеся к работе Собора материалы и комментарий к ним см.: ACConstanc. Bd. 1. S. 108-165). О созыве нового Собора было объявлено в марте 1413 г. (Ibid. S. 165-167), однако он не состоялся. Т. о., к лету 1413 г. Иоанн XXIII окончательно убедился, что без политической и дипломатической поддержки кор. Сигизмунда I и др. европ. правителей ему не удастся организовать представительный и авторитетный Собор с участием не только его сторонников, но и оппонентов. Вслед. этого он охотно поддержал инициативу кор. Сигизмунда I и вступил с ним в прямые переговоры о времени, месте и об условиях созыва Собора. Подготовка К. С.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010