Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЗИС Газис [греч. Γαζς] Феодор (ок. 1400, Фессалоника - 1475/76), греч. ученый, философ, гуманист, переводчик. Входил вместе с др. визант. гуманистами ( Иоанн Аргиропул , Михаил Апостолис , Андрей Каллист, Георгий Трапезундский ) в окружение кард. Виссариона Никейского. В 1420-1427 гг. Г.- секретарь визант. имп. Иоанна VIII Палеолога в К-поле. Там же познакомился с итал. гуманистом Ф. Филельфо. Участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-1439 гг. как сторонник церковной унии, к-рая, по его мнению, могла бы остановить натиск турок на Византию и Европу. После заключения унии остался в Италии, преподавал греч. язык в Павии (1440), учил латынь у Витторино да Фельтре в Мантуе (1443-1446). С 1446 г. профессор Феррарского ун-та, затем его ректор; отклонил приглашение Козимо Медичи-Старшего занять кафедру греч. грамматики и диалектики во Флоренции. В Ферраре Г. написал «Введение в греческую грамматику», к-рое стало основным учебником греч. языка в Италии и в XVI в. переиздавалось 9 раз. В годы ректорства Г. написал «Речь о значении изучения греческого языка», в к-рой доказывал необходимость знания греч. для участия в политической жизни. В 1451 г. по поручению папы Николая V в Риме сделал ряд переводов (больше похожи на парафразы) на лат. язык сочинений Аристотеля, Теофраста, Дионисия Галикарнасского, Плиния, а неск. позже - на греч. язык произведений Цицерона и др. Вскоре после смерти Николая V (1455) Г. вслед. материальной необходимости переехал ко двору неаполитанского кор. Альфонса V Арагонского, к-рому посвятил перевод гомилий свт. Иоанна Златоуста «Против Аномеев». После смерти короля (1458) при содействии Виссариона Никейского Г. получил постоянный доход от мон-ря св. Иоанна в Поликастро (Кампания), жил в Риме. Г. сотрудничал с Виссарионом в написании соч. «In calumniatorem Platonis» (Опровержение клеветы против Платона), работая одновременно над своим трудом «Αντιρρητικν». В трактовке Аристотеля Г. пытался сблизить его учение с христ. доктриной о Св. Троице, полемизируя в этом вопросе с Георгием Гемистом Плифоном («Против Плифона»). Г. поддерживал фаталистическое представление Плифона о неизбежности тур. завоевания («О судьбе»), живо интересовался историей османов, написав соч. «О происхождении турок» (Περ ρχαιογονας τορκων). Среди др. произведений Г.- 2 филологических сочинения (парафразы «Илиады» и «Батрахомиомахии»), к-рые он, вероятно, составил для Филельфо, риторическое произведение «Экономий собаке» (Κυνς γκμιον), «Книга о названиях античных месяцев» (Περ μηνν), ряд писем к Филельфо, Иоанну Аргиропулу, Константину Ласкарису и Георгию Трапезундскому ( Mohler. S. 572-592), а также 2 неопубликованных теологических сочинения: «Декрет союза греков и латинян в Ферраре» и «О чистилище» (Cod. Paris. gr. 1287).

http://pravenc.ru/text/161423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ II [до избрания папой - Иоанн Каэтан; лат. Caetanus, итал. Gaetani] (ок. 1058, Гаэта - 28.01.1119, аббатство Сен-Жиль), папа Римский (24 янв. 1118 - 29 янв. 1119). Род. в знатной семье из Кампании, в детстве был отдан в бенедиктинский мон-рь Монте-Кассино , к-рым в то время руководил кард. Дезидерий (впосл. папа Виктор III ). В мон-ре под рук. мон. Альберика работал над составлением житий святых. Впосл. Г. принес монашеские обеты и был рукоположен во субдиакона. Ок. 1082 г. кард. Дезидерий вызвал Г. на службу в Рим, где папа Григорий VII возвел его в достоинство кардинала-диакона и назначил канцлером (не позднее янв. 1083), на этом посту Г. оставался более 35 лет. Во время борьбы за инвеституру Г. был ближайшим помощником пап Урбана II , а потом Пасхалия II . При папе Урбане II Г. был рукоположен во диакона (23 сент. 1088), получив в том же году диаконию св. Марии (S. Mariae in Cosmedin). В 1111 г. Г. разделил с папой Пасхалием II тяготы заключения, на Синоде рим. духовенства (1116) также поддержал папу, обвиненного в компромиссной политике в отношении герм. имп. Генриха V. Г. был избран папой в рим. бенедиктинском мон-ре св. Марии без согласования с имп. Генрихом V. Девизом понтификата стали слова: «Бог во святыне Своей» (Deus in loco sancto suo). Избрание Г. вызвало вооруженное сопротивление сторонников имп. партии, к-рые во главе с Ченчо Франджипани захватили папу и заключили его в тюрьму, из к-рой Г. в тот же день был освобожден префектом Рима Пьетро Пьерлеоне, опиравшимся на помощь населения города. Г. доставили в Латеранский дворец, но царившие в городе беспорядки, вызванные соперничеством партий сторонников и противников императора, не позволили провести торжественные церемонии рукоположения Г., бывшего диаконом, в сан пресвитера и епископа. Генрих V, находившийся в это время на севере Италии, направился в Рим. После того как в ночь с 1 на 2 марта 1118 г. он вошел в город, Г. и большая часть кардиналов бежали из Рима в Гаэту. Император предложил папе вернуться в Рим, чтобы обсудить с ним возможность достижения мира при условии, что папа будет рукоположен в присутствии императора, но Г. отказался вести переговоры. Подстрекаемый семьей Франджипани, Генрих V согласился на провозглашение антипапой архиеп. Браги Мориса Бурдена под именем Григорий VIII (8 марта 1118).

http://pravenc.ru/text/161950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛАСУОННО [итал. Colasuonno] Франческо (2.01.1925, Грумо-Аппула, близ Бари, обл. Апулия, Италия - 31.05.2003, там же), кард., титулярный архиепископ Тронто, представитель Папского престола в СССР и РФ в 1990-1994 гг. Начальное духовное образование получил в диоцезальной ДС в г. Бари; продолжил учебу в региональной ДС г. Мольфетта и в ун-те г. Бари. 28 сент. 1947 г. архиеп. Бари Марчелло Мимми рукоположил К. во пресвитера. По окончании учебы в папском Григорианском университете в Риме получил степени лиценциата богословия и д-ра канонического права и направлен на преподавательскую работу в диоцезальную ДС в Бари. В 1958 г. поступил в папскую Церковную академию и по ее окончании был принят на дипломатическую службу в ранге секретаря нунциатуры 2-го класса в 1-й секции по чрезвычайным делам Гос. секретариата Папского престола, одновременно с этим являлся сотрудником Конгрегации по чрезвычайным делам. 13 дек. 1961 г. папа Римский Иоанн XXIII возвел К. в достоинство тайного папского камергера. В 1962 г. К. был переведен на службу в апостольскую делегатуру в США в Вашингтоне, занимал должности секретаря, затем аудитора. В 1968-1972 гг. являлся аудитором апостольской нунциатуры в Индии. 17 окт. 1971 г. папа Римский Павел VI возвел К. в достоинство почетного папского прелата. С 1972 г. служил советником апостольской нунциатуры в Китайской Республике (Тайвань), в 1972-1974 гг. был временно поверенным в делах Папского престола (charge d " affaires ad interim), замещал апостольского пронунция в Китайской Республике (Тайвань) архиеп. Эдуарда Кассиди . 6 дек. 1974 г. папа Павел VI назначил К. титулярным епископом Тронто с личным достоинством архиепископа; 7 дек.- апостольским делегатом в Мозамбике. Епископское рукоположение К., совершенное 9 февр. 1975 г. в кафедральном соборе св. Савина Каносского в Бари, возглавил архиеп. Неаполя кард. Коррадо Урси. Епископским (а затем и кардинальским) девизом К. стали слова «Laetus serviam» (лат.- Буду служить с радостью). Став 1-м апостольским делегатом Папского престола в Мозамбике, К. столкнулся с трудностями, связанными со взаимодействием католич. Церкви с правящим режимом, к-рый находился под советским влиянием. 7 марта 1981 г. папой Римским Иоанном Павлом II назначен апостольским пронунцием в Зимбабве, также стал 1-м офиц. представителем Папского престола в этом гос-ве.

http://pravenc.ru/text/1841730.html

[Юлиан; лат. Iulianus; итал. Giuliano] (сер. III в.), мч. (пам. зап. 22 июня), почитается в г. Римини (Италия). Мученичество И. известно в 2 редакциях XII-XIV вв.; 2-я редакция (BHL, N 4538) была составлена раньше, к ней добавлены описания чудес И. (BHL, N 4539; изд.: Gattucci. 1970. P. 804-806). Эта редакция послужила основой для службы, составленной в 1336 г. и сохранившейся в отрывках, а также для краткого пересказа в «Каталоге святых» Петра Наталиса (кон. XIV в.- Petr. Natal. CatSS. V 141). Согласно Мученичеству, И. происходил из Истрии, но пострадал в Киликии, в г. Флавиада (возможно, ныне Козан, Турция), при имп. Деции (249-251) и наместнике Марциане в возрасте 18 лет. Повествование о мученической кончине И. составлено по образцу легенды о мч. Иулиане , пострадавшем в Аназарве. В Мученичестве И. сообщается, что лодка, в которую было положено его тело, чудесным образом доплыла до о-ва Проконнес (ныне Мармара, Турция), где местные христиане поместили мощи в мраморный саркофаг. На Проконнесе тело мученика хранилось до 2-й пол. X в. При имп. Оттоне I (962-973) и Иоанне VI, еп. Римини (962-968), саркофаг с телом И. продолжил чудесное плавание и пристал к берегу недалеко от г. Римини. Горожане попытались перенести гробницу в кафедральный собор, однако не смогли сдвинуть ее с места. Тогда Лупицин, настоятель мон-ря святых Петра и Павла, послал туда монахов, к-рые без труда перенесли саркофаг в обитель. Преемник Лупицина аббат Иоанн велел освидетельствовать мощи, которые оказались нетленными, и обнаружил в гробнице свиток с повествованием о мученичестве И. и 7 др. святых, пострадавших с ним в Киликии. Вероятно, освидетельствование мощей и составление Мученичества И. по образцу легенды об Иулиане Аназарвском следует датировать XII в. (к этому времени относятся самые ранние сведения о почитании И. в Римини). Единственным достоверным указанием на место мученической кончины И. можно считать упоминание об Истрии. И. предположительно был одним из мучеников, почитавшихся в Истрии, откуда его мощи в 60-х гг. X в. были перенесены в Римини. Исследователи высказывали предположение, что имя И. следует трактовать как указание на первоначальное место его почитания, г. Пиетас Юлия (ныне Пула, Хорватия).

http://pravenc.ru/text/1237817.html

Содержание    В настоящее время исполняется восьмисотлетие двух Соборов Православной Церкви, созывавшихся в 1156 и 1157 гг. в Константинополе при императоре Мануиле Комнине (1118—1180) для устранения разногласий среди византийского духовенства и общества в понимании заключительных слов известной литургической молитвы, читаемой во время херувимской песни: Συγαρπρο3φρων, και προσφερμνος, και προσδεχμενος, n.%1 διαδιδμενος, Χριστ θες μων. . .”„Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш...”    В XII веке, при первых трех императорах из династии Комнинов: Алексее, Иоанне и Мануиле, Византийская империя, после упадка в XI веке, достигла вновь такого внешнего могущества и внутреннего процветания, что историки с полным основанием говорят о ее культурном возрождении при Комнинах.    Империя, укрепив центральную власть, успешно боролась с внешними врагами и расширила свою территорию на востоке до Антиохии, отбросив своих главных врагов — турок-сельджуков от берегов Анатолии к Иконии.    В условиях внешней безопасности и благосостояния расцвела и развилась духовная культура Византии, которой покровительствовали Комнины. Возрождение эллинской традиции искусства, науки и философии благоприятствовало и расцвету богословия.    Основной особенностью византийского богословия является его глубокая традиционность, т. е. верность святоотеческому преданию. Византийское богословие всегда органически развивалось из творений Отцов Древней Церкви. Поэтому естественно, что всякое учение, противоречащее Преданию, богословское или философское, вступало в конфликт с Церковью, обличалось и извергалось из церковной ограды. Так, еще в XI веке философ Иоанн Итал был осужден на Соборе в 1082 г. при Алексее I Комнине. Не менее сильный отпор и осуждение встретила при Мануиле Комнине и латинствующая партия во главе с Сотирихом, пытавшаяся внести в византийское богословие идеи западной схоластики.    Поводом к возникновению догматических споров, охвативших широкие круги и приведших к Соборам 1156 — 1157 гг., явилось столкновение между известными преподавателями тогдашней высшей духовной школы, занимавшими кафедры толкования Свящ. Писания в храмах столицы Византии: Михаила из Солуня и Никифора Василаки, с одной стороны, и диакона Василия — с другой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ИЗ ВИЧЕНЦЫ [лат. Joannes Vicentinus] (ок. 1200, Виченца - сер. 60-х гг. XIII в., Юж. Италия), итал. доминиканец, проповедник, политический деятель Сев. Италии. О деятельности И. из В. упоминается в итал. хрониках XIII в. ( Салимбене , Роландина Падуанского и др.), в городских статутах Болоньи, в буллах и письмах папы Римского Григория IX , а также в письме имп. Фридриха II Штауфена. Род. в семье адвоката, что позволяло современникам говорить о его «простом» происхождении (natione plebeus - Maurisio. Cronica. P. 31). Обучался в ун-те Падуи, ок. 1220 г. вступил в орден доминиканцев , завершил богословское образование в Болонье. В 1231 г. был избран приором доминиканского мон-ря в Падуе. В ходе подготовки к канонизации католич. св. Антония Падуанского освидетельствовал посмертные чудеса святого. Иоанн из Виченцы. Роспись ц. свт. Николая в Тревизо, Италия. Ок. 1326 г. Иоанн из Виченцы. Роспись ц. свт. Николая в Тревизо, Италия. Ок. 1326 г. Деятельность И. из В. была связана с религиозным движением «Аллилуия» (Alleluia), представляющим собой региональную форму движения «Божий мир» и тесно связанным с движением добровольной бедности. В 1-й трети XIII в. идеи всеобщего примирения стали особенно популярны в Сев. Италии, которая долгое время служила ареной военных столкновений герм. императоров и Римских пап, междоусобиц итал. городов-коммун. Быстрому распространению движения (Салимбене сообщает о его распространении во всех городах Италии - Salimbene. Cronica. P. 70) способствовала и череда природных бедствий на севере Италии (наводнение в 1230, нашествия саранчи в 1232-1234 в Романье, голод в Болонье весной 1233), что воспринималось населением как кара Господня. С нач. весны 1233 г. в Ломбардии, Эмилии и Венето (за исключением г. Венеции) монахи нищенствующих орденов доминиканцев и францисканцев стали проповедовать идеи мира. Проповедников нередко приглашали разрешить споры между враждовавшими семействами, между политическими группировками и между городами. В некоторых коммунах (в Болонье, Парме, Вероне, Виченце, Милане и Монце) вдохновителей движения «Аллилуия» - И. из В., Герарда Моденского, Варфоломея из Виченцы, Якобина Пармского, Леона деи Вальвассори де Перего, Петра Веронского - допускали к городскому самоуправлению и к составлению новых коммунальных статутов. Изменяя городские уставы, они выступали против еретиков (в частности, в городские статуты были внесены положения о смертной казни как о наказании за ересь), защищали права католич. Церкви, пытались изменить нравственный облик горожан и примирить враждовавших, устанавливая мир как между людьми, так и между городами.

http://pravenc.ru/text/471232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАТЕЛЛО Ап. Иоанн Богослов. 1408-1415 гг. (Музей кафедрального собора, Флоренция) Ап. Иоанн Богослов. 1408-1415 гг. (Музей кафедрального собора, Флоренция) [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди; итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi] (ок. 1386, Флоренция - 13.12.1466, там же), скульптор итал. Возрождения, способствовавший становлению искусства раннего Возрождения и формированию индивидуальной манеры отдельных художников (Андреа Вероккио и Микеланджело). Работал в городах Центр. и Сев. Италии. Универсальность интересов Д. позволяла ему реализовывать свои замыслы в различных жанрах (многофигурный алтарь, надгробие, медальоны для Палаццо Медичи-Риккарди, картон для витража «Коронование Богоматери», проект убранства для празднества по случаю коронации имп. Сигизмунда (1433, рис. находится во Флорентийской академии)), материалах и техниках. Д. вел инженерные работы во время осады Лукки (1430). Современники называли Д. «великим подражателем древних». Его творческую биографию и истоки стиля проясняют описи имущества для обложения налогом, кадастры, счетные книги, реестры и свидетельства о платежах и о гражданском состоянии ( Либман. 1962. С. 100. Примеч. 1), записи Джованни Чинелли-Кальволи, замечания Антонио ди Туччо Манетти в биографии Филиппо Брунеллески, а также сведения, содержащиеся в предисловии к «Трем книгам о живописи» Л. Б. Альберти и в жизнеописаниях художников и скульпторов в сочинении Б. Фацио (см.: Baxandall. 1971. P. 164-167), в «Дневнике Полициано» ( A. Polizianos Tagebuch: 1477-1479/Hrsg. A. Wesselski. Jena, 1929) и в др. трудах и лит. комментариях XV-XVI вв. Д. впервые был упомянут в 1404 г. в качестве одного из помощников Лоренцо Гиберти на подготовительных работах к литью сев. ворот флорентийского баптистерия. Его 1-м самостоятельным произведением стала скульптура пророка с фиала Порта делла Мандорла (1407) в Орсанмикеле. Лишенная устойчивости и веса, причудливо задрапированная фигура с разворачивающимся вверх свитком, как и статуя Давида (1408-1415, Национальный музей, Флоренция; очевидно, связана с памятью об избавлении Флоренции от миланской угрозы и о победе над неаполитанским кор. Ладислао Дураццо), испытала влияние произведений поздней готики (работ Дж. Пизано и Тино да Камаино в Сиене, Пизе, Прато, Пистое). Др. источником стиля Д. было творчество Нанни ди Банко, сотрудничавшего с ним в работах над Порта делла Мандорла, и Филиппо Брунеллески, привлекшего его к проектированию купола Флорентийского собора. С исканиями Д. тесно связано творчество сиенца Якопо делла Кверча, работы к-рого выделяются пластической насыщенностью и образной мощью (рельефы портала собора Сан-Петронио в Болонье, 1425-1438).

http://pravenc.ru/text/178923.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕТТО ПАДУАНСКИЙ Мотет Маркетто Падуанского «Ave Regina caelorum». Фрагмент рукописи (Bode. Canon. Class. Zat. 112. Fol. 61v). XIV в. Мотет Маркетто Падуанского «Ave Regina caelorum». Фрагмент рукописи (Bode. Canon. Class. Zat. 112. Fol. 61v). XIV в. [Итал. Marchetto da Padova; лат. Marchetus de Padua] (ок. 1275, Падуя - 1-я пол. XIV в.), итал. муз. теоретик и композитор. Автор трактатов «Lucidarium in arte musice plane» (Разъяснение в искусстве плавной музыки), «Pomerium in arte musice mensurate» (Фруктовый сад в искусстве размеренной музыки) и его конспекта «Brevis compilatio» (Краткое изложение). Несмотря на широкую известность теоретического наследия М. П., о его жизни сохранилось мало сведений. Род. в семье падуанского портного. В 1305-1307 гг. он был кантором в кафедральном соборе Падуи. Небольшая биографическая заметка о М. П. содержится в книге Б. Скардеоне «О древнем городе Падуя» ( Scardeone. 1560), где в главе «О знаменитых музыкантах Падуи» (De claris musicis Patavini) он был назван «чуть ли не первым» философом и музыкантом, прославившим своим искусством не только свою родину, но и всю Италию. В связи с тем, что Скардеоне жил на 2 столетия позднее описываемых им событий, его книга не считается достоверным источником информации о жизни М. П. Тем не менее документ, опубликованный К. Виварелли ( Vivarelli. 2007. P. 284), подтверждает сообщение Скардеоне о пребывании М. П. при дворе кор. Неаполя Роберта Анжуйского, просвещенного и образованного монарха, к-рого ценили Дж. Боккаччо и Ф. Петрарка, посвятивший ему поэму «Африка». Отношения М. П. с неаполитанским двором подтверждают посвящения трактатов, на основе к-рых выявлено приблизительное время их создания. Так, «Lucidarium...», начатый М. П. в Чезене и законченный в Вероне (согласно колофону трактата), посвящен Раньери ди Дзаккария из Орвието, викарию Романьи и брату кор. Роберта Анжуйского Иоанна (графа Гравины). Раньери стал викарием Романьи после 20 мая 1317 г., а 11 июля 1318 г. Иоанн женился на Матильде д " Эно и стал князем ахейским (или морейским). Титул ахейского князя не указан в посвящении, следов. трактат был создан между этими двумя датами. Трактат «Pomerium...», посвященный кор. Роберту Анжуйскому, был написан вскоре после «Lucidarium...», не позже 1319 г.

http://pravenc.ru/text/2562336.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ Нил, патриарх К-польский, поставляет Пимена в митрополиты всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30–1. Л. 781) Нил, патриарх К-польский, поставляет Пимена в митрополиты всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30–1. Л. 781) [Греч. Νελος; Неофит Керамевс] († 1.02.1388), патриарх К-польский (с марта или с мая 1380). Род. в Фессалонике. Получив образование в родном городе, переехал в К-поль, где стал насельником мон-ря Харсианита ( Janin. Églises et monastères. P. 501-502); принял монашество с именем Нил. Его духовным наставником был игум. Марк (PLP, N 17017), 1-й настоятель обители (не позднее 1354); после смерти Марка Н. стал его преемником. Время жизни Н. совпало с периодом глубокого военного, политического и социального кризиса в Византийской империи: на фоне серьезных военных успехов турок-османов, поставивших под свой контроль практически всю М. Азию и продвигавшихся по территории Балканского п-ова, Византия превратилась в небольшое гос-во, включавшее кроме столицы лишь часть Фракии, ряд островов в Эгейском м., Морейский деспотат и выплачивавшее большую дань османам. Последние, стремясь окончательно ослабить империю, поддерживали борьбу за власть между придворными группировками. Подобную политику проводили и итал. морские республики - Венеция и Генуя , к-рые в течение мн. лет ожесточенно боролись за раздел сфер влияния в Средиземноморье и Причерноморье. После того как завершились 2 этапа гражданской войны (1341-1347, 1352-1357) между Иоанном VI Кантакузином (см. Иоанн Кантакузин ) и Иоанном V Палеологом , с последним начал борьбу его сын, Андроник IV Палеолог , который в 1376 г. при помощи генуэзцев сверг с престола отца, продавшего венецианцам о-в Тенедос. Политическая борьба напрямую влияла на ситуацию в Церкви. В частности, патриарх Иоанн XIV Калека (1334-1347) активно поддерживал имп. Иоанна V и его мать - имп. Анну Савойскую. Являясь противником паламизма, он инициировал осуждение свт. Григория Паламы на Константинопольских Соборах в 1342-1347 гг. Ситуация в К-поле изменилась после захвата имп. престола Иоанном VI Кантакузином в 1347 г., когда Иоанн Калека был низложен, а на Патриарший престол стали неизменно избираться паламиты. Одним из них был Филофей Коккин (1353-1354, 1364-1376), которого, однако, сместил с кафедры Андроник IV, избравший патриархом своего ставленника Макария (1377-1379, 1390-1391). После того как в 1379 г. Андроник IV бежал из города, а имп. престол вновь занял Иоанн V, Макарий, по-прежнему поминавший за богослужением бывш. императора, был обвинен в ереси, низложен и заточен. На К-польскую кафедру возвели Н. (RegPatr, N 2697), сохранившего за собой игуменство в мон-ре Харсианита.

http://pravenc.ru/text/2577619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Автопортрет. 1848 г. (ГТГ) Карл Павлович (12.12.1799, С.-Петербург - 11.06. 1852, мест. Манциана, близ Рима), рус. живописец, соединивший в своем творчестве профессионализм академической школы живописи с жизненной достоверностью. Потомок выходцев из Франции. Первые уроки получил у своего отца, живописца Павла Ивановича Брюлло. В 1809-1821 гг. учился в имп. АХ у А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. В 1821 г. за дипломную работу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» (ГРМ) получил большую золотую медаль и диплом 1-й степени. В 1822-1835 гг. пенсионер Об-ва поощрения художников в Италии. Живя в Риме, Б. писал картины на мифологические и лит. сюжеты и бытовые сцены из итал. жизни («Итальянский полдень». 1827, ГТГ; Кат. ГРМ. СПб., 2002. Т. 2. С. 85). В 1836-1849 гг. Б. преподавал в имп. АХ, с 1846 г. профессор 1-й степени. Имел учеников, Б. способствовал освобождению Т. Г. Шевченко от крепостной зависимости. С 1849 г. жил на о-ве Мадейра, с весны 1850 г.- в Италии. Последний день Помпеи. 1833 г. (ГРМ) Последний день Помпеи. 1833 г. (ГРМ) Для исторических картин Б. характерен поиск «большой темы», к-рую он видел в подлинных исторических событиях. Полотно «Последний день Помпеи» (1833, ГРМ), принесшее мастеру европ. известность, написано по заказу А. Н. Демидова. Источниками для воплощения сюжета стали изучение руин Помпей, свидетельства современников события (Плиния Младшего, Тацита), исследования археологов. Б. соединил классицистический принцип построения композиции, цветового решения, трактовки формы (фигуры людей напоминают статуи) с романтической эмоциональностью. Ап. Иоанн Богослов. 40-е гг. XIX в. Этюд к росписи центрального купола Исаакиевского собора (ГРМ) Ап. Иоанн Богослов. 40-е гг. XIX в. Этюд к росписи центрального купола Исаакиевского собора (ГРМ) Портретное наследие Б. можно разделить на 2 группы - парадные и камерные. В отличие от парадного портрета XVIII в. Б. создавал портреты-картины, на к-рых запечатлен эмоционально-восторженный момент в жизни человека, внутренний мир модели в таких работах не раскрывается. В картине «Всадница» (1832, ГТГ) изображение Джованины и Амацилии Пачини передает гармоничные и эмоционально утонченные образы воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. Идеально возвышен образ Самойловой в работе «Ю. П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком» (1832, Музей искусства Сан-Диего. Калифорния). Легкость и грация присущи «Портрету великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830, ГРМ). В творчестве Б. есть и романтические по образному решению картины, напр. «Портрет Н. В. Кукольника» (1836, ГТГ).

http://pravenc.ru/text/153519.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010