Разрыв отношений с Римом сделал еще более важным для И. Д. В. сотрудничество с Болгарией. В кон. 1234 г. был заключен военно-политический союз между Никеей и Болгарией. Тогда же сын И. Д. В. Феодор женился на дочери Иоанна Асеня Елене. Весной 1235 г. патриарх Герман II с согласия вост. патриархов признал автокефалию Болгарской Православной Церкви , а Тырновский архиеп. свт. Иоаким I получил титул патриарха. Грамоты с согласием вост. патриархов в Болгарию привез Сербский архиеп. свт. Савва I . В союзе с Болгарией И. Д. В. начал решительное наступление на Латинскую империю. Никейцы заняли Галлипольский п-ов и ряд крепостей в бассейне р. Марицы. Осенью 1235 г. объединенные никейско-болг. силы подошли к стенам К-поля и начали осаду, но успешная вылазка латинян во главе с Иоанном Бриеннием и приближение зимы заставили их отступить. В 1236 г. союзники возобновили осаду, но на этот раз объединенный итал. флот (венецианцы, генуэзцы и пизанцы) разбил флот И. Д. В. и вынудил его вернуться в анатолийские владения. После смерти в 1236/37 г. Иоанна Бриенния, общего противника И. Д. В. и Асеня, союз Болгарии и Никеи начал ослабевать. Асень потребовал возвращения дочери и не разрешил ей вернуться обратно к супругу в Никею, заключил союз с латинянами и половцами и осадил принадлежащую И. Д. В. крепость Цурул (ныне Чорлу). Однако во время осады в Тырново эпидемия чумы унесла множество жизней, в т. ч. супруги и сына Асеня. Посчитав это Божиим гневом, Асень снял осаду и вернулся в Болгарию, отправил в Никею дочь Елену и послов с просьбой возобновить союз. Между тем латиняне продолжали осаду Цурула и с помощью отряда рыцарей из Франции добились его сдачи. В 1238 г. свергнутый сыном Иоанном эпирский правитель Мануил Ангел был выслан в Атталию (ныне Анталья, Турция) и вскоре переехал ко двору И. Д. В. Поддержание междоусобицы в Эпирском деспотате было выгодно Никее, и в 1239 г. Мануил получил войско у И. Д. В., переправился в Европу и занял эпирские города Фарсал, Лариссу и Платамон. Однако Мануил помирился с братьями Феодором и Константином и разорвал союз с И. Д. В. Попытка И. Д. В. спровоцировать междоусобицу не удалась.

http://pravenc.ru/text/469756.html

И. стремился контролировать внутрицерковные дела. На Соборе в Бору-Меда (29 мая 1878) император выступил арбитром в давнем богословском споре о соединении и помазании . При его поддержке господствовавшая в Тигре крайняя монофизитская партия «двух рождений» взяла верх над партией «трех рождений» из Шоа, самым ярым сторонникам к-рой по приказу И. отрезали языки. Тем самым господство обл. Тигре было закреплено и в религиозно-идеологической сфере. Ключевое значение для дальнейшей судьбы Эфиопской Церкви имело принятое 8 июля 1881 г. по настоянию И. беспрецедентное решение Синода Коптской Церкви об отправке в Эфиопию взамен умершего в 1876 г. Афанасия 4 митрополитов, каждому из к-рых были выделены епархии: Петр, оставленный при имп. дворе, получил престол Тигре; Марк - Бегамедра (Бэгемдыра) и Самена (Сымена); Лука - Годжама; Матфей - Шоа. Тем самым был сделан важнейший шаг на пути к учреждению в Эфиопии Патриаршества. Убежденный консерватор, И. выступал против деятельности иностранных миссионеров в своих владениях и против распространения печатных книг, составленных ими преимущественно на амхар. языке. В 1880 г. он поручил расу Алуле и расу Вальда Микаэлю сжечь все амхар. книги, к-рые они смогут найти, однако значительное их число владельцам удалось скрыть. Правда, уже в 1881 г. император пошел на уступки и предоставил миссионерам мулов для перевозки религ. лит-ры. И. считал нужным поддерживать нек-рые средневек. традиции. Напр., он настаивал на том, что его подданные должны ходить босыми, и однажды прогнал 2 молодых эфиопов, вернувшихся из Европы после учебы у миссионеров и осмелившихся явиться к нему в обуви. В то же время он проявлял интерес к европ. медицине. В 1885-1886 гг. его придворным врачом был грек, доктор Парисис, к-рый способствовал распространению в стране вакцинации от оспы. Во время эпидемии оспы в 1886 г. впервые в истории Эфиопии прививки были сделаны значительному числу людей, начиная с императора и представителей высшей знати. И. не имел постоянной резиденции, его ставка перемещалась вместе с войском. В 1871, 1874, 1875 и 1884 гг. он нек-рое время жил в Адуа и ее окрестностях; любил останавливаться также в сел. Мэкэле в Тигре, где итал. архит. Дж. Наретти построил ему дворец. Во время частых визитов в обл. Бегамедр И. неоднократно останавливался в поселении Дэбрэ-Табор. Там для него был возведен дворцовый комплекс, много раз перестраивавшийся за годы его правления при участии итал. архитекторов. Как выходец из Тигре И. испытывал личную неприязнь к Гондару, к-рый пришел в упадок после того, как И. обязал митрополита и эччеге оставить бывш. столицу и находиться при нем в ставке.

http://pravenc.ru/text/469792.html

О родителях И. Итала и об его первоначальной жизни почти ничего неизвестно. Из того, что отец И. Итала воевал на о. Сицилии и брал с собою сына, есть основание предполагать, что отец его был военным, да и из своего сына хотел сделать воина. По крайней мере Анна Комнин прямо говорит, что отец хотел приучить своего сына к лагерной жизни уже в то время, когда этот последний еще не мог носить оружия, и брал его в поход с тем, чтобы приучить его к трудностям военной жизни. Сам по себе эпизод о военном походе, в котором принимал участие И. Итал, весьма незначителен. Но он имеет значение в том отношении, что на основании его можно, хотя приблизительно, судить о возрасте И. Итала в то время. А для этого необходимо определить, когда он был, что впрочем представляет значительные затруднения. О военном походе передает Анна Комнин; но передает неточно. «Сицилийцы, говорить она, отложившись от римского владычества и решившись на войну и битвы с Римлянами, призвали на помощь италианцев, с которыми был также и отец Итала, имевший при себе сына» 8 . Судя по этим словам, Анна Комнин определяет время путешествия на о. Сицилию восстанием и войною сицилийцев с греками. При этом нужно заметить, что она имеет в виду то Сицилийское восстание, «когда знаменитый Георгий Маниак, в царствование Мономаха, овладел Сицилией» 9 . Но, если Анна Комнин имеет в виду события, в которых принимал участие Георгий Маниак, то она передает о них неточно. Она говорит, что Сицилийцы отложились, соединились с итальянцами и объявили войну римлянам. Это было, по ее мнению, тогда, когда на о. Сицилии, в царствование Мономаха, действовал Георгий Маниак. Но о. Сицилия давно уже был не во власти греков, ею давно уже владели арабы. Около половины XI века Византия только хотела вновь возвратить ее себе. С этою целью в 1038 году император Михаил IV послал туда Георгия Маниака с войском 10 . Но ведь это было в 1038 году и при Михаиле IV, а не при Константине Мономахе, к царствованию которого относит Анна Комнин деятельность Георгия Маниака на о. Сицилии. В 1042 году, когда вступил на престол Константин Мономах, Георгий Маниак был в южной Италии. Анна же Комнин вполне определенно говорит, что Маниак действовал на о. Сицилии и овладел ею. А это было между 38 и 40 годом XI в. И Анна Комнин, видимо, имеет в виду сицилийскую компанию Маниака, которую он совершил к 40 году. В таком случае к этому же времени необходимо отнести и путешествие И. Итала на о. Сицилию. 11

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно изданной И. булле «Summus Desiderantes Affectibus» от 5 дек. 1484 г., инквизиции позволялось преследовать людей за занятия колдовством. После обнародования этого документа доминиканцы Генрих Инститорис и Якоб Шпренгер, приобретя практический опыт в проводившихся в Германии инквизиционных трибуналах, написали и в 1487 г. издали в Кёльне соч. «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum). В рамках борьбы с вальденсами в 1487 г. И. послал в район Французских Альп инквизитора Альберта Каттанео, объявив крестовый поход против еретиков. Несмотря на то что папская политика получила поддержку франц. кор. Карла VIII (1483-1498) и боевые действия были в целом успешны, вальденская ересь так и не была искоренена. И. способствовал осуждению 900 тезисов итал. натурфилософа Пико делла Мирандолы о диалектике, морали, физике, математике и др. Папа отказался публично рассматривать тезисы и, не вдаваясь в детали, признал все сочинение еретическим (4 авг. 1486). Попытки Пико делла Мирандолы добиться оправдания своего сочинения не имели успеха. При И. папские церемониймейстеры Агостино Патрици Пикколомини и Иоанн Бурхард составили новую книгу церемоний (liber ceremonialis), в к-рой впервые были собраны, согласованы и упорядочены все публичные ритуалы папского двора, как церковные, так и светские. И. принимал меры к исправлению нравов католич. духовенства: боролся с конкубинатом, осудил на смертную казнь 2 клириков, подделывавших и продававших папские грамоты (один из них выдал норвеж. пресвитерам разрешение совершать Евхаристию без вина). Вместе с тем современники отмечали общее обмирщение и коррупцию, распространенные среди высшего духовенства. В понтификат И. проводились реставрационные работы в Латеранском соборе, была заново отстроена ц. Санта-Мария ин Виа Лата. По приказу папы в стороне от папского дворца в Ватикане была построена вилла Бельведер (от итал. Belvedere - «прекрасный вид»). Сооружение предназначалось для развлечений и отдыха и представляло собой невысокую 8-угольную башню с широкими окнами, из к-рых открывалась панорама на близлежащие сады и на Рим. Интерьер виллы украшали фрески А. Мантеньи и Пинтуриккьо. В Риме в это время работали такие живописцы, как Филиппино Липпи, А. Романо и Перуджино. А. Полициано выполнил по заказу папы перевод на латынь соч. «История от Марка Аврелия» греч. историка Геродиана.

http://pravenc.ru/text/468787.html

Почему он приводил эти слова? Потому что Иоанн Филопон придерживался учения о том, что «все эти видимые и чувственные тела сотворены тленными и разрушаются и по материи, и по форме [эйдосу], и вместо этих Бог творит новые, лучшие тела, нетленные и вечные» , «Творец заменит эти материальные тела другими, лучшими колесницами души, нетленными и вечными» . Симплиций, комментируя Аристотеля, говорит, что подвержено тлению (разложению) то, что состоит из частей, иначе говоря: то, что было сложено – будет и разложено ! Средневековый византийский философ, осужденный за еретические (оригенистские) взгляды, Иоанн Итал применял этот термин в отношении гибели (φθορ) миров . Церковный писатель IX века Никита Византийский пишет в своем антиисламском трактате, что всякое убийство – зло, поскольку оно является тлением (φθορ) или уничтожением самого прекрасного земного творения – человека . В схолиях на Гомера мы находим, что «бездействие от дел (праздность) есть тление (φθορ)» . Интересно, что гимнограф Мануэл Хрисанф употребляет слово φθορ в качестве специфического музыкального термина, обозначающего музыкальный символ в византийских певческих рукописях , который употреблялся с 1300 г. и писался красными чернилами . А Плутарх говорит, что «смешение красок живописцы называют порчей (φθορς)» . Подведем итог нашего небольшого обзора. Мы видим, что слово «тление» имеет в древнегреческом языке множество значений, и в соответствии с ними также многоразлично и его употребление в греческой письменности. Однако объединяют все эти значения негативные коннотации. Почти во всех случаях имеет место переход из лучшего состояния в худшее, некая потеря порядка, снисхождения на качественно низший уровень бытия. Это слово применимо как к физическим субъектам, так и нематериальным – нравственное падение души также называется «разложением», т. е. «тлением». Именно учитывая этот качественный аспект понятия, несущий оттенок ухудшения бытия, мы начинаем понимать, почему в рассуждениях о рае и первозданном мире отцы этот термин категорически отвергали, говоря, что первозданный мир был φθαρτος – «нетленный», «неуничтожаемый, непреходящий, бессмертный» , «неиспорченный» .

http://bogoslov.ru/article/6026619

В XVIII в. в экономике Д. наступил кризис из-за ослабления торговой деятельности на Балканах, небольшие доходы поступали от перевозки грузов по морю. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. корабли Д. участвовали в сражениях на стороне турок. В 1806-1807 гг. близ Д. произошло неск. сражений между русско-черногорским флотом, с одной стороны, и кораблями Наполеона, дубровчан и боснийцев - с другой. Русско-черногорские войска неск. раз занимали пригороды Д., но были вынуждены отступить. В 1808 г. французы упразднили республику и через год по Шёнбруннскому договору включили Д. в состав Иллирийских франц. провинций. Но в 1815 г. Д. в составе т. н. королевства Далмация вошел в Австрийскую империю. Особую роль в регионе играла слав. интеллигенция, благодаря к-рой Д. стал центром движения за воссоединение Далмации с Хорватией. Австр. власти не поддерживали это стремление: в 1867 г. при преобразовании империи в двуединую Австро-Венгрию Хорватия вошла в состав венг. Транслейтании, а Далмация - австр. Цислейтании. В кон. XIX в. из-за обострения экономических проблем национальное движение в Д. переживало упадок. В 1918 г., после распада Австро-Венгрии, Д. вошел в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). Во время второй мировой войны Д. входил в состав Независимого гос-ва Хорватия (1941-1945), с апр. 1941 по сент. 1943 г. был оккупирован итал. войсками, затем немецкими. В окт. 1944 г. город освободили югославские партизаны. По Конституции Югославии 1946 г., Д. стал частью республики Хорватия. В 1979 г. исторический центр, Старый город, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, что определило положение Д. как города-музея. После провозглашения Хорватией 25 июня 1991 г. независимости и начала военных столкновений 1 окт. 1991 г. погибло 114 чел., были разрушены или повреждены мн. архитектурные памятники. В 2005 г. в городе были завершены восстановительные работы, проводившиеся хорват. властями совместно с ЮНЕСКО. Христианство В церковном отношении Д. подчинялся Риму, даже когда находился в зависимости от Византии. Время возникновения епископской кафедры неизвестно. Согласно преданию, 1-м епископом был Иоанн, переселившийся с беженцами из Эпидавра. Кафедра в Рагузе упоминается в актах Соборов в Сплите (925, 928), подтвердивших ее принадлежность Сплитской митрополии.

http://pravenc.ru/text/180532.html

Нек-рое время сохраняли значение и традиционные М. Ars antiqua. Так, модальная ритмика определяет тенор ранних мотетов Ars nova, помещенных в собрание «Роман о Фовеле» (Paris. fr. 146, ок. 1317 г.). Однако в результате прогрессирующего раздробления бревиса на семибревисы М. значительно замедляется, входящие в его состав лонги и бревисы превращаются в протянутые опорные тоны. Сведения о М. Ars antiqua продолжали воспроизводиться в более поздних трактатах. При этом теоретики франц. Ars nova и итал. Треченто экспериментировали с М. в условиях нового метра. Иоанн де Мурис в ранних трактатах «Notitia artis musicae» (Познание искусства музыки; 1319 или 1321; рус. пер. 2-й части трактата, без «Заключений»: Гирфанова. 2015. С. 493-502) и «Compendium musicae practicae» (Компендий практической музыки; ок. 1322-1323) распространил ритмоформулы М. Франко Кёльнского на длительности всех других метрических уровней. Маркетто Падуанский в трактате «Pomerium in arte musice mensurate» (Фруктовый сад в искусстве мензуральной музыки; не позднее 1319) приспособил М. Франко Кёльнского к новой, 2-дольной метрической мере. Многоуровневая метрическая система, установившаяся в Ars nova и основанная на времяизмерении, будет определять западноевропейскую многоголосную музыку на протяжении XIV-XVI вв. Иерархия метрических уровней в дальнейшем перейдет в тактовую систему, трансформировавшись в иерархию разных по силе акцентов. Термин «модус», обозначающий один из этих метрических уровней, с началом формирования в XVII в. акцентной тактовой ритмики утратит свою актуальность. В ладовой системе григорианского пения термин «modus» с IX в. также употреблялся в значении «церковный лад» (см. в статьях Глас , Осмогласие ). Ист.: Villa Dei A., de. Doctrinale pro eruditione puerorum: Cum commento Ludovici de Guaschis. Venezia, 1482; [Ps.-]Aristotle. Tractatus de musica// Coussemaker C. E. H., de. Scriptorum de musica medii aevi: N. S. P., 1864. Hildesheim, 1963r. Vol. 1. Р. 251-281; Marchetus de Padua. Pomerium/Ed.: G. Vecchi. R., 1961. (CSM; 6); Johannes de Garlandia. De mensurabili musica: Krit. Ed. mit Komment. und Interpretationen der Notationslehre/Ed. E. Reimer. Wiesbaden, 1972. Bd. 1: Quellenuntersuchungen und Edition; Johannes de Muris. Notitia artis musicae, Compendium musicae practicae, with Petrus de Sancto Dionysio Tractatus de musica. R., 1972. (CSM; 17); Franconis de Colonia Ars cantus mensurabilis. R., 1974. (CSM; 18); Philippe de Vitry. Ars Nova/Ed.: G. Reaney, A. Gilles, J. Maillard. R., 1986. (CSM; 8).

http://pravenc.ru/text/2563932.html

Император Феодор II Ласкарис Почему это произошло? Как известно, попытки реставрации в практическом смысле языческой философской мысли, с которой византийцы были хорошо знакомы, предпринимались в Византии неоднократно (например, в XI веке), чему немало способствовало резкое ослабление уровня восточного Богословия. После полыхающих зарницами догматических споров Вселенских Соборов на Востоке наступила эпоха окаменевшего церковного Предания. И хотя духовная практика минувших столетий отнюдь не исчезла, официальное учение Церкви прекратило свое естественное обновление, что выглядело явным диссонансом на фоне прогрессирующего западного просвещения. Именно там, после перевода трудов Аристотеля с арабского на латинский, studium (профессиональные ученые) стало мощнейшей нравственной силой, которую современники ставили на один уровень с Sacerdotium (Священством) и даже Imperium (Царством). Огромный поток знаний и методологий, открывшийся в античных текстах, привел к созданию новых форм мышления и интеллектуального творчества. На Западе уже издавна имело место колебание между отрицательным отношением к разуму, воспитанному на языческих источниках, и желанием воспользоваться им для утверждения в мipe господства веры . Теперь же последствия для латинского Богословия были кардинальны - оно стало наукой , самой высокой из всех, и все остальные дисциплины, включая философию и естественные науки, должны были ей подчиняться методологически. Отзвуки этих событий, естественно, были слышны и в Византии - в условиях все еще единой христианской цивилизации это было совершенно неизбежно . Но все же тогда увлечение эллинизмом признавалось современниками, разглядевшими в нем весьма сомнительные новации, далеко не безобидным для человеческого духа. И потому Иоанн Итал (1025-†1085) был соборно анафематствован при Императоре Алексее I Комнине (1081-†1118). Разумеется, священноначалие и христианскую политическую власть не могли не тревожить факты широкого распространения уже отвергнутых Церковью учений о переселении душ, софистические толкования чудес Христа, Его святых и т.п.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/27/...

Интерьер кафоликона мон-ря Богородицы Пантанассы Интерьер кафоликона мон-ря Богородицы Пантанассы В истории М. как визант. культурного центра исследователи отчетливо выделяют 2 периода. Первый охватывает эпоху кон. XIII - 80-х гг. XIV в., когда город интенсивно развивался и находился преимущественно под управлением Кантакузинов. Уже в это время крупные монастыри М. Митрополия и Вронтохион сформировали большие б-ки, стали заметными центрами переписывания рукописей. Большую роль в этом процессе сыграл Никифор Мосхопул, занимавший кафедру митрополита Лакедемона между 1289 и 1316 гг. С началом исихастских споров М. превратилась на время в оплот исихастской партии; здесь большим влиянием пользовались взгляды Иоанна Кантакузина. В М. им была организована школа переписчиков, которая занималась изданием богословских и полемических сочинений Григория Паламы и его сторонников. Между 1362 и 1370 гг. школу возглавлял Мануил Цикандилис, пользовавшийся доверием Кантакузинов. Противники исихазма, к-рые иногда появлялись в М., подвергались здесь преследованиям. Так, по рассказу Филофея Коккина, мон. Филофей, в кон. 40-х гг. XIV в. привезший в М. сочинения Григория Акиндина, был вынужден уничтожить их и публично покаяться ( Philotheus, patr. Encomium Gregorii Palamae//PG. 151. Col. 608-609). Второй период начался с установлением в М. власти Палеологов в кон. XIV в., когда правящая фамилия уже не была столь же прочно связана с консервативным течением в визант. церковной культуре, как в 1-й период. При дворе в М. появились многочисленные риторы, писатели, знатоки древнегреческой и эллинистической культуры; гораздо шире, чем ранее, распространялись взгляды сторонников развития отношений Византии с Зап. Европой, прежде всего с Римом, планы заключения церковной унии; гораздо чаще устраивались династические браки с представителями итал. знати. Одновременно укреплялись связи М. с К-полем, а также росло значение М. в системе Византийского гос-ва. К 20-м гг. XV в., в условиях ускорявшегося переселения византийской знати из К-поля, М. превратилась в некое подобие 2-й столицы империи. С 1407 г. в М. жил высланный из К-поля Георгий Гемист Плифон , который стал наиболее крупным византийским ученым, чьи жизнь и творчество были тесно связаны с этим городом. Плифон прожил в М. долгие годы до смерти в 1452 г., занимал различные адм. посты, но большую часть времени посвящал лит. и философскому творчеству. Вокруг него сложился кружок интеллектуалов, близкий ко двору деспотов. Среди его участников в разное время были Виссарион (жил в М. между 1431 и 1437; впосл. митрополит Никейский), свт. Марк Евгеник , Иоанн Евгеник , Иоанн Аргиропул , Михаил Апостолис, Лаоник Халкокондил , библиофил Иоанн Докиан, Иоанн Мосх (преемник Плифона на посту главы его школы), Димитрий Рауль Кавакис (секретарь Плифона) и др.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

Визант. имп. Василий II атиакует г. Плиску в Болгарии. Миниатюра из Хроники Константина Манасси. 1344-1345 гг. (Vat. slav. 2. Fol. 178v) Визант. имп. Василий II атиакует г. Плиску в Болгарии. Миниатюра из Хроники Константина Манасси. 1344-1345 гг. (Vat. slav. 2. Fol. 178v) на рубеже X-XI вв. во многом была направлена на развитие и закрепление успехов в Крещении слав. народов, а также на поддержку визант. правления в завоеванной Болгарии. После завоевания все болг. земли (большая часть внутренних районов Балкан) были включены в автокефальную Охридскую архиепископию, предстоятели к-рой назначались непосредственно императором, т. е. были фактически выведены из юрисдикции К-польского Патриарха. При В. Б. архиепископом был болгарин, но затем империя пошла по пути грецизации болг. церковной иерархии. Установился симбиоз греч. и рус. духовенства в Киевской Руси: большинство высших иерархов, назначавшихся в К-поле, были греками, но в то же время клир постепенно русифицировался. На правление В. Б. приходятся т. н. неопределенные десятилетия во взаимоотношениях К-польской и Римской Церквей. Стремясь противодействовать влиянию в Риме со стороны Римско-Германской империи Оттонов, Византия вела борьбу за утверждение на Папском престоле своих ставленников - при поддержке значительной части итал. знати, особенно могущественного клана Кресценциев. В период правления В. Б. таков был антипапа Иоанн XVI (Иоанн Филагат из Россано в Юж. Италии; 997-998). О прямых контактах К-поля и Рима в тот период очень мало достоверных сведений. Возможно, что К-польский Патриарх Сисиний II (996-998) вновь издал энциклику Патриарха Фотия, о чем свидетельствует Московский список его «Окружного послания» с требованием отменить Filioque, однако ни о причинах этого, ни о реакции Рима ничего не известно. Также возможно, Патриарх Сергий II (1001-1019) требовал от Рима унификации Символа веры. В то же время, по свидетельству Патриарха Петра III Антиохийского, по крайней мере в 1009 г., в к-польских храмах на литургии поминалось имя папы (PG. 120. Col. 800). В хронике Радульфа Глабра (сер. XI в.) содержится информация о том, что в 1024 г. по просьбе В. Б. Патриарх Евстафий отправлял послание к папе с предложением признать примат Римского престола над всей Церковью в обмен на утверждение права К-польского Патриархата иметь титул «Вселенский» и его первенства над Церквами Востока. Об ответе папы также ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/150781.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010