[лат. Ephysius, Ephisius; итал. Efisio] († 303-305), мч. (пам. зап. 15 янв.), пострадавший в г. Каралы (совр. Кальяри, Италия). Сохранилось недостоверное Мученичество Е., составленное по образцу Актов вмч. Прокопия. Составитель Мученичества называет себя пресв. Марком, очевидцем подвигов святого. Согласно этому произведению, Е. род. в г. Элия близ Антиохии Сирийской. Его отец был христианином, мать - язычницей. После смерти отца мать поручила ребенка заботам имп. Диоклетиана (284-305), к-рый, общаясь с юношей, советовал избегать христиан, подчеркивая преимущества веры матери. В это время император начал гонение на христиан (в Мученичестве приведен вымышленный текст соответствующего эдикта Диоклетиана). Впосл. Диоклетиан послал Е. в Италию для преследования христиан. Высадившись на берег, святой услышал таинственный голос: «Кто ты такой, откуда пришел и куда держишь путь?» Е. сказал, что он послан императором руководить гонением на христиан. На это последовал ответ: «О Ефисий, и ты придешь ко Мне с пальмовой ветвью мученика». На недоуменный вопрос Е., чей голос он слышит, Господь ответил: «Я Христос, Сын Бога живого, Которого иудеи распяли, ты же преследуешь». После этого Е. принял христианство. По его просьбе ювелир Иоанн сделал крест из золота и серебра. По молитве Е. перед этим крестом была одержана победа над вторгшимися в Италию сарацинами. Святой принял крещение и во главе войска отправился на о-в Сардиния воевать с сарацинами. После высадки римлян враги бежали. В ночном видении Христос ободрил Е., а ангел вручил ему меч. Наутро святой вступил в бой с сарацинами, нанес им поражение и освободил остров. Прибыв в Каралы, Е. публично объявил себя христианином и известил об этом императора и свою мать. Разгневанный Диоклетиан направил на Сардинию судью Юлика с приказом схватить Е. и добиться от него отречения от Христа. Святой радушно принял Юлика, однако растоптал врученное ему имп. послание. Не сумев уговорить Е. поклониться языческим богам, судья приказал заключить его в темницу и предать мучениям. В темнице Е. был утешен явлением Христа, Который укрепил его мужество перед казнью. Во время судебного разбирательства по молитве Е. обрушился храм Аполлона, куда святого приводили, чтобы он принес жертву богам. После этого Юлик заболел лихорадкой и поспешно покинул Сардинию, поручив вести дело «принцепсу» Флавиану. Новый судья приказал казнить Е., однако палач, замахнувшись мечом, отрубил голову самому себе. Святой совершил ряд др. чудес. После длительных мучений Флавиан повелел казнить Е. Святой помолился за жителей города, после чего ему отсекли голову. Мученичество сообщает, что это произошло в 286 г.

http://pravenc.ru/text/182067.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМИНИК [лат. Dominicus] (951 - 22.01.1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в. 1-е Житие Д. написано учеником преподобного Иоанном. Позднее диак. Альберих из мон-ря Монте-Кассино (впосл. кардинал; † 1088) составил 2-е Житие преподобного. Альберих почерпнул сведения о Д. от близких к преподобному людей, в т. ч. от Иоанна, а также из 1-го Жития. Одним из его источников были рассказы мон. Гильдебранда (впосл. папа Римский Григорий VII ). Людовико Якобили, составивший в нач. XVII в. итал. Житие Д., основывался на сочинениях Иоанна и Альбериха, а также, возможно, на несохранившихся источниках. Существует также средневек. сборник посмертных чудес Д. (BHL, N 2242). Д. род. в г. Фолиньо (совр. обл. Умбрия) в семье знатного (illustris) человека по имени Иоанн и его жены Ампы. В детстве преподобный был отдан на воспитание в мон-рь св. Сильвестра в Фолиньо, где получил церковное образование. Покинув Фолиньо, Д. поселился в мон-ре Санта-Мария ди Пьетрадемоне и принял монашеский постриг от настоятеля Донноса (Нонноса), затем был рукоположен во пресвитера. Желая вести жизнь отшельника, Д. с благословения настоятеля удалился на некую гору, где поселился в уединении. Вскоре убежище преподобного было обнаружено местными крестьянами, к-рые отнеслись к подвижнику с почтением и стали доставлять ему все необходимое для жизни. Молва о Д. распространилась по округе, и к преподобному стали собираться люди, ищущие его духовного руководства. Местный маркграф Губерт упросил Д. основать в его владениях, в Скандрилье, мон-рь в честь Спасителя. Однако после устроения мон-ря Д. не пожелал остаться в нем и поставил во главе братии мон. Констанция. Взяв с собой ученика Иоанна, преподобный удалился в горы Пици. По просьбе местного сеньора, графа Сульмонского, Д. основал новый мон-рь св.

http://pravenc.ru/text/178838.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТРАТИЙ [греч. Εστρτιος] (ок. 1050 - ок. 1120), митр. Никейский, визант. богослов, еретик. Его учителем был визант. философ Иоанн Итал , осужденный как еретик вместе с учениками и последователями на Соборе 1082 г. Е. отрекся от взглядов учителя и избежал осуждения (RegPatr, N 927). Е. пользовался покровительством имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Во время конфронтации между императором и Львом, митр. Халкидонским (1081-1082), Е. встал на сторону императора и полемизировал со Львом Халкидонским по догматическим проблемам иконопочитания. Суть полемики состояла в том, что по приказу императора отобранная у Церкви утварь и украшения с икон были переплавлены в монеты, а полученные средства использовались на военные нужды. Митр. Лев выступил с догматическим осуждением этих действий. Он утверждал, что уничтожение священных изображений есть нечестие (σβεια). Е. стал его главным оппонентом, написав против митрополита Халкидонского трактаты «Силлогистическое опровержение относительно способа почитания святых икон» и «Диалог о святых иконах, как должно поклоняться и почитать их - относительно (σχετικς) или служебно (λατρευτικς)» ( Demetrakopoulos. 1866. P. 127-160). Е. защищал иконопочитание парадоксальным образом, используя иконоборческие аргументы, и разработал своего рода иконоборческую христологию. Подобно иконоборцам предыдущих столетий, Е. полагал, что, поскольку человечество Христа изобразимо, оно недостойно поклонения, но, если оно достойно поклонения, оно неизобразимо; поэтому, согласно Е., отцы Церкви и установили для икон только относительное почитание, а не служебное (Ibid. P. 154, 159). Полемика затянулась на неск. лет. В результате на К-польском Соборе 1086 г. митр. Лев был обвинен в ереси и низложен. В 1086 г. Е. уже был митрополитом Никейским и придворным богословом. В 1115/16 г. назначен дидаскалом (οκουμενικς διδσκαλος) и был известен как богослов и философ: дочь имп.

http://pravenc.ru/text/187515.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАРОЛИ [итал. Casaroli] Агостино (24.11.1914, Кастель-Сан-Джованни близ Пьяченцы - 09.06.1998, Рим), кард., гос. секретарь Папского престола (1979-1990). Род. в семье портного. Начальное духовное образование получил в ДС еп-ства Пьяченца в Бедонии, а также в коллегии Альберони в Пьяченце, по окончании к-рых 27 мая 1937 г. рукоположен во пресвитера. В 1937-1939 гг. учился в Риме в Папской церковной академии и в папском Латеранском ун-те, где получил степень доктора канонического права (1939). С 1940 г. сотрудник архива Конгрегации чрезвычайных церковных дел Государственного секретариата Папского престола. 4 янв. 1945 г. папой Римским Пием XII возведен в достоинство тайного камергера. В 1947 г. окончил курсы усовершенствования при Итальянском обществе по международным организациям в Риме. С 1950 г. совмещал пастырское служение в Риме с духовным окормлением тюрьмы для малолетних преступников «Casal del Marmo» и ин-та «Villa Agnese», содействовавшего их социальной реабилитации. В 50-е гг. XX в. занимался в Государственном секретариате вопросами, связанными с Лат. Америкой, являлся помощником секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел архиеп. Антонио Саморе. 22 дек. 1954 г. папой Пием XII возведен в достоинство прелата папского двора. С 1957 г. выполнял обязанности церковного консультанта Римской группы Христианского союза предпринимателей. В 1958-1961 гг. преподавал в Папской церковной академии в Риме. 24 февр. 1961 г. папа Римский Иоанн XXIII назначил К. на должность помощника секретаря (субсекретаря) Конгрегации чрезвычайных церковных дел. В марте 1961 г. и марте 1963 г. К. возглавлял делегации Ватикана на конференциях ООН в Вене по вопросам о дипломатических и консульских сношениях. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. По поручению папы Иоанна XXIII в марте 1963 г. из Вены К. совершил поездки в Будапешт и Прагу для установления контактов с коммунистическими правительствами Венгрии и Чехословакии.

http://pravenc.ru/text/1319862.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОФОР И АБУНДИЙ [лат. Carpophorus et Abundius; итал. Carpoforo e Abbondio], мученики (пам. зап. 10 дек.), пострадали в г. Сполетий (ныне Сполето, Италия) и в г. Фульгиния (ныне Фолиньо, Италия). Сказание о К. и об А. сохранилось в составе Мученичества и обращения св. Анастасия и 11 братьев, или Мученичества 12 святых (BHL, N 1620-1622),- пространной агиографической повести о мучениках, пострадавших в обл. Умбрия. Мученичество 12 святых содержится в 2 легендариях, происходящих из аббатства Сан-Феличе-ди-Нарко (1194) и из ц. Сан-Брицио (нач. XIII в.), к-рые с XVI в. хранились в б-ке кафедрального собора в Сполето. Рукописи были использованы болландистом Кунрадом Яннингом, к-рый опубликовал Мученичество в сер. «Acta Sanctorum» . Др. версия сказания под заглавием «Мученичество святых мучеников Абундия и Карпофора» издана Бонино Момбрицио (BHL, N 1622). В Мученичестве повествуется о святых, живших в разное время, к-рые, однако, представлены как современники и родственники. Согласно Мученичеству, св. Анастасий, его сыновья Евтихий и Бриций, племянники Иоанн, Теудила, Вакх, А., К., Лаврентий, Прокл, Геркулан и Бараттал прибыли в Рим из Сирии в годы правления имп. Юлиана Отступника (361-363). Они остановились в доме Римского еп. (папы) Урбана I (222-230), который рукоположил Бриция и К. во пресвитеров, а Лаврентия и А.- во диаконов. О прибытии из Сирии христиан, которые присоединились к рим. клирикам и проповедовали свою веру, донесли имп. Юлиану, и он велел их арестовать. Мучеников схватили и привели к императору, после краткого допроса их избили палками и бросили в темницу, где морили голодом. Через нек-рое время Анастасий был казнен, а др. христианам удалось бежать из Рима и скрыться в др. городах. Бриций, К. и А. прибыли в Сполетий, где находились проконсулы (наместники) Тургий, Леонтий и Марциан, жестокие гонители христиан. Мученики усердно проповедовали христ. веру, обратили множество язычников, устроили церковь и начали уничтожать языческие храмы и священные рощи. Узнав об этом, Тургий и Леонтий велели схватить мучеников, к-рые скрывались в доме благочестивой христианки Синклеты. На допросе К. и А. заявили, что поклоняться следует не ложным языческим богам, к-рые суть рукотворные идолы, а истинному Богу христиан. Наместники велели избить К. и А. палками, бросить в темницу и запечатать дверь, чтобы заморить мучеников голодом. После рассказа о пресв. Бриции, к-рому удалось спастись от гонителей, сообщается о том, как К. и А. были освобождены из темницы ангелом и укрылись в «крипте», расположенной за пределами города, где совершали богослужения и проповедовали.

http://pravenc.ru/text/1681159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУРИЦЫН Федор Васильевич (сер. XV в. (?) - 1500 (?)/нач. XVI в.), великокняжеский дьяк, дипломат, книжник, обвинен в причастности к ереси жидовствующих ; брат Ивана Волка Курицына . Вопрос о родственных связях дьяческого рода Курицыных со знатным родом Курицыных-Каменских является дискуссионным; вероятнее всего, дьяки Курицыны происходили из детей боярских (см.: Лихачев. 1888. С. 86-88; Веселовский. 1875. С. 278-279; Булычев. 1995; Савосичев. 2013. С. 129-137). В любом случае К. имел родство с московской аристократией - его двоюродная сестра, в иночестве Евдоксея, была замужем за кн. Ф. И. Стригиным-Оболенским (см.: АРГ, 1505-1526. С. 109-112. 108; Савосичев. 2013. С. 132-133). К. был одним из виднейших русских дипломатов эпохи образования Русского централизованного гос-ва, исполнял важные адм. поручения вел. кн. Иоанна III Васильевича . По наблюдениям Н. П. Лихачёва, «двадцать лет он (К.- М. П.) занимал первенствующее положение между дьяками и пользовался большим доверием Иоанна III» ( Лихачев. 1888. С. 68). Прп. Иосиф Волоцкий писал в нач. XVI в. о К., что «того бо державный (Иоанн III.- М. П.) во всем послушаша» (ГИМ. Епарх. 339. Л. 271-271 об.; 340. Л. 197). К. впервые упоминается в сообщении московского летописания под 1481/82 г. в качестве посла вел. князя в Буду к венг. кор. Матьяшу Хуньяди (Матвею Корвину) с целью заключения союза против польск. Ягеллонов. После заключения русско-венг. союза (К. «взя великому князю с королем Матиясом докончание, братство и любовь» - ПСРЛ. Т. 25. С. 329; список «докончальной грамоты» хранился в архиве Посольского приказа: ДДГ. С. 445, 468), в авг. 1485 г. вернулся в Москву, на обратном пути посетив молдав. господаря Стефана III Великого , отца жены наследника московского престола Иоанна Иоанновича Молодого Елены, а затем Крымское ханство. Вместе с К. в Москву прибыли итал. мастера, приглашенные для строительства нового Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/2462297.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОСИФЕЙ II НОТАРА Досифей II Нотара [греч. οσθεος Νοταρς] (31.05.1641, сел. Арахова (совр. Эксохи, ном Ахея, Греция) - 7.02.1707, К-поль), патриарх Иерусалимский (1669-1707). Жизнь Род. в семье торговца Николая Скарпета, утверждавшего свое происхождение от к-польской фамилии Нотара. Имя Д. Н. в крещении неизвестно; его восприемником был Григорий Гулан, митр. Коринфский, в юрисдикцию к-рого, по сведениям самого Д. Н. ( οσθεος. Ιστορα. XI 7. 2), в то время входило сел. Арахова. После смерти отца (24 июня 1649) до 1654 г. Д. Н. воспитывался своим дедом, монахом мон-ря св. Апостолов близ Араховы Германом (в миру Георгий), и крестным отцом, митр. Григорием. В 1652 г. митр. Григорием он был рукоположен во диакона, после 1654 г. жил в Коринфе. 16 нояб. 1656 г. Д. Н. покинул родину и 17 янв. 1657 г. прибыл в К-поль, где на него обратил внимание бывш. друг его родителей, пелопоннесец по происхождению, Иерусалимский патриарх Паисий . Он обеспечил Д. Н. возможность получить образование в К-польской Патриаршей школе, где главным учителем был Иоанн Кариофил , близкий друг бывш. К-польского патриарха Кирилла I Лукариса , разделявший протестант. взгляды последнего. Как о своем учителе Д. Н. вспоминал также о философе и враче из Янины Николае Керамевсе . Во время обучения Д. Н. овладел лат., итал., тур., араб. и груз. языками, читал древнегреч. писателей ( Runciman. 1968. P. 347-348). Патриарх Паисий взял его на службу в Иерусалимскую Церковь в метохию (подворье) Св. Гроба Господня в К-поле. Вместе с патриархом, к-рого по доносу армян-григориан обвинили в изготовлении имп. короны для рус. царя (в действительности патриарх просто переделал для себя пожалованную ему царем Алексеем Михайловичем митру) и приговорили к смертной казни, Д. Н. ненадолго был заключен под стражу. После того как благодаря вмешательству тур. султана Мехмеда IV патриарх Паисий был освобожден, Д. Н. в 1658 г. сопровождал его в поездке в Грузию и Понт для сбора пожертвований на погашение долгов Патриархата. В 1659-1660 гг. пребывал вместе с патриархом в пригороде К-поля Неохории, в Адрианополе и К-поле, осенью - зимой 1660 г. сопровождал его в поездке через острова юго-вост. части Эгейского м., во время к-рой, 2 дек., патриарх Паисий скончался ( οσθεος. Ιστορα. XII 2. 6-21). Вернувшись в янв. 1661 г. в К-поль, Д. Н. проинформировал Синод Иерусалимской Церкви о кончине Паисия.

http://pravenc.ru/text/180353.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНДЕИ [мандейское  ], этноконфессиональная группа. Верования М. включают элементы, близкие к гностицизму , иудаизму, христианству и исламу . Наименование «мандеи» (англ. Mandaeans; нем. Mandäer) получило распространение в европейском востоковедении с XIX в. Этот термин восходит к слову   которое употребляется самими М. в тех случаях, когда «миряне» (  ) противопоставляются «священникам» (    ). Предположительно термин mandaiia происходит от общеарам.   (  ) - «знание», «понимание». Поэтому   обычно переводят как «знающие» или «гностики». Примечательно, что в классическом мандейском языке термин   не имеет значения «знание»: он употребляется либо как имя мифологического персонажа Manda   Hiia , либо в выражении bit manda («дом Манда»), обозначающем ритуальное сооружение. Это дало основание авторитетной исследовательнице мандеизма Э. С. Драуэр оспоривать традиц. этимологию термина «мандеи» ( Drower. 1937. P. 11-12). C древности М. называли себя   («соблюдающие, хранители»). В науке распространено мнение, согласно к-рому это наименование «восходит к обозначению одной из групп первохристиан по имени Иисуса из Назарета» ( Немировская. 2009). Альтернативное самоназвание -     («избранные (по) праведности»). В Иране, Ираке и др. араб. странах М. называют   (ед. ч.  ). Этот термин происходит от классического арабского   («сабии»), вероятно, восходящего к арам. корню   - «увлажнять», «окунать». Возможно, араб. терминология отсылает к основному внешнему признаку М., ритуальная практика к-рых связана с регулярными омовениями в речной воде. В зап. лит-ре XVIII-XIX вв. М. иногда называли «христианами Иоанна Крестителя» (итал. Christiani di San Giovanni). Это название абсолютно неверно прежде всего потому, что Иоанн Креститель не является конститутивной фигурой для мандеизма. История и происхождение М. Проблема происхождения общины М. и мандеизма широко обсуждалась в науке в 20-30-х гг.

http://pravenc.ru/text/2561822.html

Н. К. происходил из семьи состоятельного судовладельца и купца Генне Крифца ( ок. 1450; Henne Cryfftz на мозельско-франкском диалекте; нем. вариант - Йоханн Кребс; лат. вариант - Иоанн Канцер; букв. значение фамилии - «рак»; впосл. изображение рака Н. К. поместил на свой герб). Отец Н. К. перевозил вино и др. товары по р. Мозель, вел торговлю с жителями Трира, Айфеля и др. городов и селений долины Мозеля; мать, Катарина Рёмер ( 1427), также принадлежала к зажиточной торговой семье. Вследствие этого встречающееся в лит-ре утверждение о «демократическом» происхождении Н. К. из крестьян или мелких торговцев ныне признается не соответствующим действительности (см., напр.: Meuthen. 2010. P. 10-11). У Н. К. были 2 родные сестры и брат, а также множество родственников по отцовской и материнской линиям. С некоторыми из них он впосл. поддерживал связь, помогая их церковной или светской карьере. Во взрослые годы Н. К. нередко посещал родной город; это подтверждает, что его отношения с родителями и родственниками были добрыми и неконфликтными (семейное древо Н. К. см.: M ü ller. 2013. S. 184-185; подробнее о семье см.: Ibid. S. 39-46). Дом в Кузе, в к-ром род. Н. К. и жила его семья, существует и в наст. время, однако он был реконструирован в кон. XVI в. (см.: Ibid. S. 35, 188). Точный день рождения Н. К. неизвестен; на основании нек-рых косвенных источников исследователи заключают, что он род. между апр. и июлем 1401 г. (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 1. N 1). Н. К. был крещен в местной церкви, возможно, получив имя в честь одного из родственников. Первоначально Н. К. часто называл себя фамильным именем в соединении с местом рождения в немецкой или латиниз. форме - Николай Кребс из Кузы, Николай Канцер из Кузы. Впосл. более распространенной стала короткая форма Николай из Кузы (в лат. и нем. формах); широко использовался и др. вариант, где имя соединялось с лат. названием диоцеза, в котором Н. К. род. и первоначально исполнял церковное служение - Николай Трирский (Nicolaus Treverensis). Наиболее известная ныне форма Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus) была введена итал. гуманистами и стала употребляться только с 40-х гг. XV в. ( Senger. 2017. S. 17; др. варианты написания имен см.: ActaCus. Bd. 1. S. 1801). Детство и юность

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Часть III Иеромонах Павел Черемухин. I Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский 124 Прошло уже более восьмисот лет со времени проведения двух Соборов Православной Церкви, созывавшихся в 1156 и 1157 гг. в Константинополе при императоре Мануиле Комнине (1118–1180 гг.) для устранения разногласий среди византийского духовенства и общества в понимании заключительных слов известной литургической молитвы, читаемой во время Херувимской песни: Σ γρ ε προσφρων κα προσφερμενος κα προσδεχμενος κα διαδιδμενος, Χρστ Θες μ ν «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш» 125 . В XII веке, при первых трех императорах из династии Комнинов Алексее, Иоанне и Мануиле, Византийская империя, после упадка в XI веке достигла вновь такого внешнего могущества и внутреннего процветания, что историки с полным основанием говорят о ее культурном возрождении 126 . Империя, укрепив центральную власть, успешно боролась с внешними врагами и расширила свою территорию на Востоке до Антиохии, отбросив своих главных врагов – турок-сельджуков от берегов Анатолии к Иконии. В условиях внешней безопасности и благосостояния расцвела и развилась духовная культура Византии, которой покровительствовали Комнины. Возрождение эллинской традиции искусства, науки и философии благоприятствовало и расцвету богословия. Основной особенностью византийского богословия является его глубокая традиционность, то есть верность святоотеческому Преданию. Византийское богословие всегда органически развивалось из творений Отцов Древней Церкви. Поэтому естественно, что всякое учение, противоречащее Преданию, богословское или философское, вступало в конфликт с Церковью , обличалось и извергалось из церковной ограды. Так, еще в XI веке философ Иоанн Итал был осужден на Соборе в 1082 г. при Алексее I Комнине. Не менее сильный отпор и осуждение встретила при Мануиле Комнине и латинствующая партия во главе с Сотирихом, пытавшаяся внести в византийское богословие идеи западной схоластики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010