Можно сказать лишь, что, истолковывая 26-й стих в положительном ключе, кумраниты выдали желаемое за действительное: ближайший контекст не допускает положительной интерпретации 26-го стиха. Обратим внимание на этот контекст. Горе желающим дня Господня – так начинается речь пророка, охватывающая с 18 по 27 стихи 5-й главы и включающая наш 26-й стих. Границы этой пророческой речи легко определить по делимитатору начала – по слову , с которого она начинается и который синодальный переводчик переводит через «горе!» (так же переводит это междометие и новый русский перевод, выпущенный в прошлом году Российским Библейским обществом). А затем, в 6:1, вновь звучит – начинается новая речь. Тема этой речи, охватывающей 18-27 стихи 5-й главы, как и всего центрального блока книги, включающего в себя 3-6 главы, – это суд над Израилем, вынесение над ним божественного приговора. День Господень,  – очень важное выражение в пророческих книгах, и именно у Амоса мы впервые встречаемся с ним. Но пророк пользуется им как уже известным понятием, как термином, не требующим объяснения: его слушателям и читателям было ясно, о чем именно идет речь. В современной библеистике, начиная со статьи немецкого ученого Герхарда фон-Рада , «день Господень» принято чаще всего объяснять как военный термин, как одно из ключевых понятий в концепции «священной войны». Представление о том, что войны Израиля ведет сам Господь – традиционно для Танаха (Нав 5:13-15; 10-10-11. Втор 20:1-4. Суд 5:4-5; 7:2-7. 2 Пар 14:9-12; 20:15-24 и др.). В народном представлении «день Господень» был днем победы Господа над врагами, окружающими Израиль , в эсхатологической перспективе – победы над всеми врагами вообще. С «днем Господним» народ связывал самые светлые ожидания. Пророк опровергает иллюзию, он как бы «переворачивает» эти наивные представления, горько иронизирует над ними . Израильтяне, говорит он, не должны обольщаться, напрасно ожидая триумфа над своими врагами: «день Господень» будет для них не светлым праздником победы, но – тьмой поражения.

http://bogoslov.ru/article/2583551

Кондак, глас 6: Иже по Христе усердно подвизався, в сединах доблих мужество стяжал еси, мучениче Ермее: беззаконных злоумышление поправ Христовою силою, от чаровных напоений невредимь пребыл еси зовый: Бог есть со мною и никтоже на мя. Страдания святого мученика Философа Сей святой мученик Христов Философ происходил из окрестностей города Александрии О нем, а равно и о том, как он совершил свой мученический подвиг, сообщил великий в иноках Антоний Был прекраснейший сад, полный всяких многоцветных и благоуханных растений. В этом саду поставлена была для мучения роскошно украшенная постель и на нее положен был спать связанный по рукам и по ногам сей святой мученик Философ. Слыша от пришедшей к нему блудной жены соблазнительные и бесстыдные слова, доблестный мученик смежил свои глаза, чтобы не смотреть на нее, но вежд и ушей он не мог закрыть, он был связан, а потому и не мог ничего для этого сделать. Тогда он поступил так. Кусая зубами язык свой и нанося себе этим сильную боль, он от боли не слышал того, что внушала ему бесстыдная жена, а так как не имел возможности закрыть себе ноздри, то мочил своим окровавленным языком нечистую постель, сильно окровавил свою одежду и остался, таким образом, невредимым от искушения. Такой подвиг совершил доблестный мученик, но не покорился мучителю. После этого ему отсекли голову и он вечно веселится на небесах В тот же день память святого Ерма, Апостола из семидесяти (см. 6 ноября).  Примечания Житие и страдание святого пророка Иеремии Иеремия — с евр. «Возвышенный Богом». Колено Левия при разделе земли обетованной не получило особого удела; оно рассеяно, расселено было среди других колен, где отведены были левитам, по жребию, города с их предместьями. Город Анафоф находился в пределах колена Вениаминова и принадлежал потомкам Аарона (Нав.21:18; 1 Пар.6:60). Иосия царствовал с 642 по 611 г. до Р. Х. Миндальное дерево ранее других дерев пробуждается после зимнего сна, — оно цветет в январе, а в марте уже приносит плоды; потому у евреев оно называлось бодрствующим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Фрагменты этого повествования, принадлежащие перу Епифания Кипрского, вошли в космологический и антропологический разделы Палеи (см. коммент. 142, 149, 282, 288, 291). 440 В еврейском подлиннике в этом месте своеобразная игра слов, или параллелизм понятий: japhet Elohim ephet. Uмz Иафет как раз и обозначает ‘простор, широкое распространение’. 441 Библейский постулат о вселении Иафета в шатрах Симовых экзегеты трактуют в двояком смысле: 1) как покорение иудеев римлянами, предсказанное Ноем; 2) как вхождение в Церковь Христову новых языческих народов (ТБ. Т. 1. С. 66). В толковательной части Палеи развивается мысль о призвании новых народов, которая в полемическом антииудейском контексте памятника заостряется с намерением подчеркнуть превосходство язычников перед иудеями. Подчеркивается провиденциальный характер распространения христианской веры в разных народах. Эти идеи проходят лейтмотивом через все произведение (ср.: коммент. 625, 679, 689, 701, 749, 760, 825, 876, 1062). 442 Этнически арабы считались потомками Агари, рабыни Сарры, поэтому Магомет и назван еврейским рабом. Один из элементов антимагометанской полемики в Палее имеет своим основанием изложенный выше библейский рассказ о неуважительном отношении Хама к пьяному и спавшему в неприглядном виде Ною. Правда, в Библии, в отличие от Палеи, проклятие налагается не на Хама, а на его сына Ханаана (ср.: Быт. 9:27 ). Историческое оправдание пророчеству Ноя о том, что потомки Хама будут в рабстве у потомков его братьев, видят в завоевании евреями хананеев при Иисусе Навине ( Нав. 9:23 ), при Давиде и Соломоне ( 3 Цар. 9:20–21 ), а также в покорении финикийцев (одного из ответвлений хамитов) греками и римлянами, представлявшими Иафетову ветвь (см.: ТБ. Т. 1. С. 65). 443 Персия во времена древних евреев ( Дан. 8:20, 10:13, 11:2; 1 Езд. 1:1–3; 2 Пар. 36:20–23; Иез. 27:10, 38:5 ) занимала пространство, ограниченное на юге Персидским заливом, на западе – Кусистаном, на севере – Ирак-Аджемом, на востоке – Керманом (Фарсистаном). Персией принято называть древнеазиатское царство, распространившемся при Кире, после присоединения в 536 г. до Р. Х. Мидии, от Египта до Индии. Персидское царство было завоевано Александром Македонским. Население Персии называлось еламитами – от имени сына Сима Елама и парфянами. В апостольские времена Персия называлась Парфией, в ней проповедовал христианство апостол Фома.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

5 . Книга Второзакония. В ней Моисей перед смертью сокращенно повторяет законник, который Бог дал еврейскому народу, возносит благодарения Богу и благословляет народ; в конце описывается смерть Моисея и его погребение (Втор.). 6 . Книга Иисуса Навина. В ней рассказывается о приходе в землю обетованную и о разделении ее между двенадцатью коленами израильскими (Нав.). 7 . Книга Судей. В ней описывается жизнь евреев в то время, когда ими управляли судьи (Суд.). 8 . Книга Руфь, где рассказывается о жене по имени Руфь, которая была прабабушкой царя Давида (Руфь). 9–12. Две книги Самуила и две книги Царств, где повествуется о жизни народа израильского, когда им управляли цари, а особенно о постройке великолепного храма в Иерусалиме (Сам. и Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон, которые являются дополнением к книгам Царств (Пар.). 15–16. Книги Ездры и Неемии, в которых рассказывается о возвращении евреев из Вавилонского плена, о постройке нового храма на месте первого и о возобновлении города Иерусалима (Езд. и Неем.). 17 . Книга Есфирь, где описывается жизнь набожной и мужественной израильтянки, которая спасла свой народ от гибели во время правления персидского царя Артаксеркса (Есф.). 18 . Книга Иова, где повествуется о богоугодной жизни праведного Иова, который в пору великих страданий и невзгод сохранил твердую веру в Бога и проявил великое терпение и мудрость (Иов.). 19 . Книга Псалмов, или Псалтирь, которая содержит 150 духовных песнопений или псалмов, составленных большею частью царем Давидом (Пс.). 20 . Книга Притчей Соломоновых, где содержатся мудрые изречения и советы царя Соломона о праведной жизни на этом свете (Притч.). 21 . Книга Проповедник, или Екклезиаст, где царь Соломон проповедует о смысле жизни и указывает, что счастливым может быть тот, кто не стремится к материальным благам, но кто живет по заповедям Божиим (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона, где он пророчески говорит о чистой и святой любви Христовой к Церкви, как о любви жениха к невесте (Песн.). 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АИАЛОН [евр. ,  ], город к северо-западу от Иерусалима. А. (под именем Айалуна) упомянут в амарнских письмах (как город, «отпавший к хапиру»,- 273). Неоднократно встречается в ВЗ: среди городов, по жребию принадлежавших Данову колену (Нав 19. 42), к-рый, однако, остался незавоеванным (Суд 1. 35); как город левитов , предназначенный для потомков Каафа (Нав 21. 24; 1 Пар 6. 69-70). Заселялся также ефраимитами (1 Пар 6. 69) и потомками Вениамина (1 Пар 8. 13; 2 Пар 11. 10). Город с таким именем упомянут также в колене Зевулоновом (Суд 12. 12). А. отождествляют с Телль-эль-Квока (совр. Ялу, 22 км к северо-западу от Иерусалима), возвышающимся над Аиалонской долиной у Иерихона. Древнейшие слои памятника восходят к среднебронзовому веку. Археологически мало изучен. Лит.: Ab é l F. M. Géographie de la Palestine. P., 1938. Vol. 2. P. 241; Kraeling E. G. Bible Atlas. Jerusalem, 1956. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63712.html

И. (11 - восходящих непосредственно к сыновьям Иакова и 2 - к сыновьям Иосифа). Однако при перечислении К. И. их количество тем или иным образом сводится к 12. Списки К. И. в Библии подразделяются на 2 основных типа. В списках 1-го типа число К. И. сводится к 12 за счет того, что Ефрем и Манассия считаются одним коленом (коленом Иосифа). Это имеет место прежде всего в генеалогических контекстах (Быт 46. 8-27; Исх 1. 1-5; 1 Пар 2. 1; см. также Быт 49. 1-28; Втор 27.12-13; Иез 48. 31-34). В списках 2-го типа Ефрем и Манассия считаются 2 разными коленами, зато племя Левия стоит особняком (ввиду особого предназначения левитов) и не входит в число колен. Так, в Числ 2 названо 12 колен, к-рые 4 станами (по 3 колена в стане) окружают скинию - но левиты дежурят непосредственно при скинии и поэтому «не вошли в исчисление вместе с сынами Израиля, как повелел Господь Моисею» (Числ 2. 33). В Числ 26. 1-51 приводятся одно за другим 12 стереотипных описаний того, как были исчислены (т. е. переписаны) 12 К. И., но без левитов, которые проходили перепись отдельно и «не были исчислены вместе с сынами Израилевыми, потому что не дано им удела среди сынов Израилевых» (Числ 26. 62). Ср. также: Нав 15-19 (раздел земли между 12 К. И., при котором племя Левия не получает «удела», т. к. «Господь, Бог Израилев, Сам есть удел их» - Нав 13. 33); Числ 34. 19-28 (назначаются представители 12 К. И., которые будут делить завоеванную землю на 12 племенных «уделов», но левиты не имеют своего представителя, потому что им не положено своего «удела»); Нав 21 (12 К. И., получивших свои 12 «уделов», выделяют города и пастбища для левитов). Порядок перечисления К. И. в Библии неодинаков: иногда он отражает генеалогию, в этом случае К. И., как правило, сгруппированы «по матерям» (т. е. по т. н. матриологическому принципу), начиная со старших детей старшей жены (1 Пар 2. 1-2 и др.), или же в обратном порядке (Быт 46. 8-27). Иногда порядок упоминания К. И. отражает, как кажется, порядок их расселения в Палестине, с юга на север (Числ 34.

http://pravenc.ru/text/1841734.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛАН Голан [евр.  ,  ; греч. Γαυλν или Γωλν, позднее - Γαυλνη]. 1. Левитский город в Васане (Заиорданье), в уделе колена Манассии, отданный сынам Гирсоновым; самый северный из 3 городов- убежищ (Втор 4. 43; Нав 20. 8; 21. 27; 1 Пар 6. 71). Этимология Г. до конца неясна: слово могло произойти либо от араб.   (обходить), либо от евр.  (пруд) или   (межевой камень). Точное местоположение Г. неизвестно. Оно было забыто уже в эпоху раннего средневековья. В Талмуде название упоминается, но относится к территории, а не к поселению (Мегилла. 3. 1). В наст. время принято отождествлять Г. с Сахам-эль-Джаулан, находящимся в 18 км к востоку от Галилейского моря (на зап. берегу р. Эль-Аллан, на окраине Голанских высот). В эпоху единого Израильского царства Г. был культовым и адм. центром. После того как в 886 г. до Р. Х. гессуряне и арамеи захватили 60 городов в Васане (1 Пар 2. 23), Г. стал столицей Гессура. В III или I в. до Р. Х. от Г. произошло название пров. Гавланитида (Голанитида), находившейся к востоку от Галилеи ( Ios. Flav. Antiq. IV 5. 3; XVII 8. 1; XVIII 4. 6; De bell. I 4. 4, 8; II 9. 1; 12. 8; 20. 6; III 3. 1; 10. 10; IV 1. 1). Она делилась на Верхнюю и Нижнюю. В 63 г. до Р. Х. Г. был приписан к новой пров. Ватанея (название происходит от Васана) и оставался в ее составе и в визант. эпоху. Евсевий Кесарийский говорит о Г. как о большом селении в Ватанее ( Euseb. Onomast. 64. 68). 2. От Г. также происходит совр. название (появилось не ранее кон. XIX в.) плато в сев.-зап. части Заиорданья - Голанские высоты (евр.    ; др. название -  ; ср.: 3 Цар 20. 23, 25). Это вулканическое плато, простирающееся от р. Ярмук на юге до склонов горы Ермон на севере, располагается на 900 м выше уровня моря в сев.-зап. части, на 250 м выше - на юге, а в районе Галилейского м. - на 200 м ниже уровня моря. Природные условия изначально предопределяли месторасположение поселений на данной территории. В связи с естественными препятствиями на севере и на юге все дороги проходят через Голанские высоты с востока на запад, причем и здесь проход возможен лишь через небольшие участки. Исторически Голанские высоты делятся на 3 части: плодородный юг, каменистый центр, пригодный только для выпаса скота (центр подразделяется еще на 2 района - верхний на востоке, более засушливый, и нижний на западе, со множеством водных источников, а потому плотно заселенный), покрытый лесами север (из-за большого количества осадков его почвы малопригодны для занятий сельским хозяйством).

http://pravenc.ru/text/165247.html

495 (по преж. кат. 870). Несколько служб, в 8 д., бум., полууст. XVII, л. 111. На первых листах написаны тропари и кондаки святым Зосиме и Савватию, митрополиту Алексию, преп. Сергию. Иные из них с отменами от нынешнего, напр. кондак св. Алексию. Л. 7. (@Мца июл в. И днь . вленїе іконы прты бца. иже в казанї@). – Служба та же, что в нынешней печ. Минее 8-го Июля. Кн. пишется только празднику, нач. (@Блгоговю т т бце@), с опущением кн. Одигитрии. В конце службы несколько строк не дописано. Л. 31. (@Слжба. на положение ризы. єже еть хитонъ. великаго га бга и спса нашего іса ха@). – Служба та же, что в нынешней печ. Минее Июля 10-го 643 . Листы 65 и 66 белые. Л. 67. (@Слжба стымъ. аггло. и прочиимъ безплотны@). Против нынешнего печ. на 8-е Ноября многое опущено; на малой вечерне стихиры на Гос. воз. и на стих., на вел. веч. иные стихиры на Госп. воз., три стихиры на литии и стихиры на стих., третья паремия, на литии слава и ныне и на утрени седальны по 1 и 2 стихословии – иные. Кн. пишется только первый, нач. (@Вси воспоимъ людие@). На 9-й песни по светильне слава совсем опущена, и ныне – богородичен свой; стихиры на хвалите, кроме слава и ныне, также свои. Сверх сего к последнему стиху прибавлен крестобогородичен, слава и ныне на стиховне и крестобогородичен. Листы 97, 98 и 99 белые. Л. 100. (@Мца апрел въ. кв дн . прпбна г ца ншго едора секита@). Служба совершенно та же, что в печ. Минее. Паремии пишутся во 1-х, л. 32 об., на положение Ризы Господней из книги Исхода, Притчей и прор. Исаии – те же самые и в том же переводе, что представляются в служебн. Минее за Сентябрь 497 644 на день Воздвижения честного креста; во 2-х, л. 69, в службе св. бесплотным силам – из книги Навина, прор. Исаии и Захарии. Эти паремии те же, что в служеб. Ноябрьской Минее 500 645 пишутся на 8-е число тем же бесплотным силам. И текст ркп. тот же, что и в Минее, кроме немногих разностей, в коих он сходствует с полными списками Библии 1–3. Напр., в пар. 1. Нав. 5:13 (@и мечь бнаженъ в рц єю@) 500 (@і ржиє исторжено@), 1 (@мечь извлеченъ@), ομφαα σπασμνη), ст. 15 (@изи сапогъ твой@), как и в 1–3 500 (@разрши бщ@), λσαι τ πδημα); пар. 3 Зах. 3:5 (@и возложите крн и клобкъ чистый@), как в 1–3 500 (@кидарь чистъ@), κδδαριν καθαρν); 4:2. (@и седмь чаицъ свтилник@), как и в 1–3 500 (@и седмь паристри@) – κα πτ παρυστρδες).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Ориген : «Души убиенных за свидетельство Иисусово находятся под олтарем (Ап. 6:9) не праздными, но испрашивают молящимся прощение грехов… Кто сомневается в том, что св. отцы помогают нам своими молитвами? Все почившие прежде нас отцы воинствуют с нами и помогают нам своими молитвами». Св. Василий: «Св. лик (мучеников)! свящ. дружина! непобедимый полк! общие хранители человеческого рода! добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи!». Св. Григорий богослов : «Я уверен, что теперь молитвами произведет он (св. Григорий) больше, нежели прежде учением; поколику стал ближе к Богу». Св. Амвросий: «Как ангелы начальствуют, так и те, которые сподобились жизни ангельской». Св. Златоуст: «Как воины, показывая царю полученные ими от неприятелей раны, смело говорят с ним; так в сии мученики (Иувентин и Максим), нося на руках усеченные главы свои, и выступив на среду, удобно могут испросить у Царя небесного все, что только захотят». Бл. Августин: «За мучеников Церковь не молится, как она молится за прочих умерших; потому что они столь совершенны по смерти, что не мы должны ходатайствовать за них, а они ходатайствуют за нас по власти, данной им от единого Ходатая нашего, стоящего одесную Отца ( Деян. 7:56 ), Господа Иисуса Христа. Они молятся за нас. (Бл. Киприан) нам, труждающимся в смертном теле сем, как помраченным облаком, помогает подражать по дару Господню, сколько можем, добрым делам его». Св. Лев: «(Св. ап. Петр) ныне совершеннее и многомощнее делает то, что ему поручено, и исполняет все виды своих обязанностей и попечений в Том и с Тем, кто прославил его». Ориг. Увещ. к муч. гл. 30, Бес. на числ. 26 и Бес. на Иис. Нав. 16 : тв. т. 1 с. 293. т. 2 с. 373. 374. Пар. 1733 г. Св. Вас. в. Бес. 19: тв. ч. 4 с. 307. М. 1846. Св. Григ. б. Слов. 18: тв. ч. 2 с. 103. М. 1843. Св. Амвр. м. Толк. на Лук. кн. 8: тв. т. 2 с. 1794. Пар. 1845.Св. Злат. Похв. слов. св. муч. Иувент. и Максиму: хр. чт. 1842 г. ч. 3 с. 337–338. Бл. Авг. Слов. 285. 332; вос. чт, IX, 67. 68. О крещ. кн. 7 гл. 1: тв. т. 9 с. 125. Антв. 1700. Св. Лев. в. Слов. 2: тв. т. 1 с. 52. Лион, 1700.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИРСАВИЯ [Беэршива, Беэр-Шева; евр.         - кладезь клятвы (Быт 21. 27-31) или колодец семи (Быт 21. 31б); греч. Βηρσαβεε], город в пустыне Юж. Иудеи. Находился на границе заселенной израильтянами территории, так что фразы «от Дана до Вирсавии» (Суд 20. 1 и мн. др.) и «от Вирсавии до Дана» (1 Пар 21. 2) указывали на весь евр. народ, тогда как фраза «от Гевы до Вирсавии» (4 Цар 23. 8) обозначала территорию только Иудейского царства. Точное значение названия города остается предметом предположений. Согласно рассказу Быт 21. 25-31, это «источник семи», названный так по 7 (  ) агнцам, к-рые Авраам отдал герарскому царю Авимелеху в знак заключения союза между ними; однако в ст. 31 название объясняется уже как место клятвы (  ). Согласно Быт 26. 32-33, имя городу было дано Исааком, т. к. после клятвы о союзе с тем же или уже др. Авимелехом, царем Герара, он узнал, что его слуги нашли источник; Исаак назвал этот источник «Шива» (клятва), «посему имя городу тому Беэршива до сего дня» (ст. 33). Патриархи Авраам и Исаак не раз были в В. После захвата Ханаана В. принадлежала колену Иуды и отошла по жребию к колену Симеона (Нав 15. 28; 19. 2). Свидетельством о важности В. как религиозно-адм. центра является тот факт, что 2 сына Самуила, Иоиль и Авия, были неправедными судьями именно здесь (1 Цар 8. 2). Прор. Илия во время бегства от гнева Иезавели шел по дороге в В. (3 Цар 19. 3), после чего продолжил путь на Хорив, гору Божию. Цивья, мать царя Иоаса, к-рый должен был свергнуть узурпаторшу Гофолию, также пришла из В. (4 Цар 12. 1). В. упомянута в одном из текстов из Арада (ок. VII в. до Р. Х.?). О судьбе В. в поздний монархический период известно мало, но город стал одним из первых заселенных центров после возвращения евреев из вавилонского плена (Неем 11. 27). В. была религ. святилищем еще со времени патриархов (Быт 21. 33). Позднее культ В. был ассимилирован с богослужением Яхве, а имя Эль Олам понято как Его эпитет «Бог вечный». Иаков перед путешествием в Египет получил в В. пророчество от Господа (Быт 46. 1-5). Во время прор. Амоса (VIII в. до Р. Х.) святилище в В. было одним из самых известных в стране, пророк упоминает его наряду с Даном и Вефилем (где поклонялись золотым тельцам), Галгалом (древним святилищем, основанным еще Иисусом Навином) и Самарией (столицей Израильского царства). Амос упоминает В. как место паломничества (Ам 5. 5; 8. 14), к-рое он осуждает, а также клятву грешников: «Жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» (Ам 8. 14), что, возможно, указывало на то, что здесь совершались особые свящ. ритуалы.

http://pravenc.ru/text/158746.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010