Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗЕК Азек [Азека; евр.  ,  ], г. в Сев. Иудее . Впервые упоминается в библейском рассказе о победе Иисуса Навина над 5 амморейскими царями (Нав 10. 10-11); далее - в описании городов колена сынов Иудиных (Нав 15. 35); в истории Давида и Голиафа (1 Цар 17. 1); в рассказе об укреплении городов Ровоамом (922-915 до Р. Х.) (2 Пар 11. 9) и в ассир. надписи из Британского музея, сообщающей о походе Саргона II 712 г. против правителя Ашдота. А.- один из двух последних оплотов Иудеи против вавилонян (Иер 34. 7; лахишский текст 4 (ANET, 322)), взятый Навуходоносором (ок. 588), а после плена заселенный «сыновьями Иуды» (Неем 11. 30). Евсевий Кесарийский помещает его между Элевтерополем (совр. Бет-Гуврин) и Иерусалимом (Ономастикон 18. 10). В XIX в. А. на основе письменных источников был отождествлен с совр. Телль-Захария, холмом в 9 км от Бет-Гуврина. Уже на мозаичной карте из Медевы (2-я пол. VI в.) эта местность названа ΒΕΘΖΑΧΑΡ (т. е. Бет-Захария, совр. Кефар-Захария). Рядом изображена большая церковь с портиком и тремя проемами в верхнем ярусе, полукруглым двором и стоей, с подписью: «Памятник Святому Захарии». М. Ави-Йона предложил видеть в нем новопостроенный комплекс вокруг гробницы прор. Захарии , но уже в «Паломнике Пьяченцы в Святую Землю» (570) (см. Пьяченцы Паломник ) говорится о посвящении храма Захарии , отцу Иоанна Предтечи . Холм Телль-Захария возвышается над долиной на 117 м, имеет крутые склоны и плоскую вершину. В 1898-1899 гг. на этом месте были произведены археологические раскопки Ф. Дж. Блиссом (Палестинский исследовательский фонд) по новой тогда стратиграфической методике (см. Археология ). Были изучены слои от 3000 г. до Р. Х. вплоть до эпохи эллинизма, а собранные материалы легли в основу хронологии палестинской керамики «библейского периода». Лит.: Bliss F. J., Macalister R. A. C. Excavations in Palestine: During the Years 1898-1900. L., 1902; Avi-Yonah M. Madaba Map. Jerusalem, 1954; Albrighm W. F. The Archaeology of Palestine. Harmondsworth, 1960. P. 30-31; Stern E. Azekah//EAEHL. Vol. 1. P. 141-143 [библиогр.]; Azekah//OEANE. Vol. 1. P. 243; Stern E. Azekah//ABD. Vol. 1. P. 537-539. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви

http://pravenc.ru/text/63684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРЕША (Марисса), библейский город, в греко-римское время - столица Идумеи . Исследователи отождествляют М. с араб. Телль-Сандаханна (впервые Э. Робинсон; евр. наименование Тель-Мареша), расположенным в 2 км южнее Бет-Гуврина (Бейт-Гуврина) и в 30 км на юго-восток от Ашкелона. Идентификация М. основана на упоминаниях в текстах Библии и Иосифа Флавия, согласно к-рым М. располагалась в вост. части Шефелы (ср. также Euseb. Onomast. 130. 10). Предложенная В. Гереном и Британским исследовательским об-вом альтернативная идентификация М. с Хирбет-Маръаш, находящимся в 1 км южнее данного места, не получила подтверждения в ходе археологических исследований: У. М. Ф. Петри обнаружил там только рим. развалины. Это позволило заключить, что идентификация М. с Телль-Сандаханна верна (она подтвердилась дальнейшими исследованиями, в частности найденной в гробнице надписью с упоминанием сидонской общины, живущей в М.). В источниках М. упоминается среди городов, отошедших в удел колена Иуды (Нав 15. 44; ср.: 1 Пар 2. 42). В правление царя Ровоама М. была одной из крепостей, защищавших юж. границы Иудеи. Егип. фараон Осоркон I (в Библии Зарай Ефиоплянин), воевавший с царем Асой , достиг М. (900 г. до Р. Х.), но был остановлен в долине Зефата (согласно Септуагинте, к северу от М.- 2 Пар 14. 8-9). После разрушения Первого храма М. вместе с Юж. Иудеей отошла к Идумее. В эллинистический период она стала главным городом в Зап. Идумее, заменив в этом статусе Лахиша . Во время Хасмонейских войн город служил базой для нападений на Иудею и впосл. был разрушен Маккавеями. В эллинистический и, возможно, еще в персид. период в М. поселились жители Сидона. Иоанн I Гиркан захватил М. вместе с Идумеей ( Ios. Flav. Antiq. XIII 257; Idem. De bell. I 63), и город оставался иудейским ( Idem. Antiq. XIII 396) до завоевания Иудеи Помпеем в 63 г. до Р. Х. (Ibid. XIV 75; Idem. De bell. I 156). Город был восстановлен рим. правителем Сирии Габинием в 57-55 гг. до Р. Х. и, вероятно, в 40 г. до Р. Х. вместе со всей Зап. Идумеей отошел к царству Ирода Великого . В том же году парфяне уничтожили М. ( Idem. Antiq. XIV 364; Idem. De bell. I 269) и соседнее евр. поселение Бет-Гуврин стало главным городом региона. Раскопки

http://pravenc.ru/text/2561986.html

Прежде чем начать описание нашего поклонения святыням Иерусалима, позволю себе вкратце изложить историю этого святого города. По восточному преданию, Иерусалим основан современником [патриарха] Авраама — Мелхиседеком, царем… и священником Бога Всевышнего . Мелхиседек назвал этот город Салим, что значит мир  , и перенес в него тело нашего прародителя Адама, сохраненное Ноем в ковчеге и похороненное Мелхиседеком на Голгофе. В первый раз этот город называется Иерусалимом в Книге Иисуса Навина ( Нав. 12, 10 ). Но слава и величие святого града начинаются со времени [пророка] Давида. Сделавшись царем всего Израиля, Давид в 1053 году до Р. Х. пошел с войском на Иерусалим, находившийся тогда во власти иевусеев и считавшийся неприступным, завоевал его вместе с городской крепостью Сионом и, поселившись в нем, назвал его городом Давидовым. Тирский царь Хирам приветствовал Давида с завоеванием и доставил ему кедры ливанские и рабочих для построения царского дворца. Давид окружил город стеной и построил скинию, в которую перенес ковчег завета ( 2 Цар. 5, 6 — 11 ; 1 Пар. 11, 4 — 9 ). Сын Давида Соломон в четвертый год своего царствования, в 1017 году до Р. Х., во исполнение завещания своего отца построил на горе Мориа великолепный храм, чудо роскоши и искусства ( 3 Цар. 5 — 8 ; 2 Пар. 2 — 7 ). При мудром Соломоне Иерусалим достиг апогея своей славы, он украсился великолепными зданиями и дворцами. По разделении царства Еврейского на Иудейское и Израильское Иерусалим становится столицей Иудейского царства. Но с этого времени история города делается кровавой летописью, исполненной грабежей и насилия, начиная с нашествия египетского фараона Сусакима, похитившего все сокровища храма Господня и дворца царского, разбоев филистимлян и сириян, осады израильского царя Иоаса, тоже взявшего богатства храма и дворца, и кончая разрушением города и храма вавилонским царем Навуходоносором  . Персидские цари Кир, Дарий I Beлukuй (Гистасп) и Артаксеркс I Лohruмah покровительствуют иудеям и позволяют им восстановить храм и город ( 2 Езд. 6 — 7 ). Александр Македонский после торжественной встречи, оказанной ему в Иерусалиме первосвященником Адуем, сам приносит жертву Богу в иудейском храме и ограждает город своим покровительством. После смерти Александра Македонского для Иудейской страны и Иерусалима снова наступает скорбное время. Египетские Птолемеи и сирийские Селевкиды попеременно овладевают Иудеей, а Антиох Епифан даже поставляет в Иерусалимском храме идола Юпитера Олимпийского и приносит языческие жертвы.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ [ евр.  ,   греч. Εφραμ], младший сын ветхозаветного патриарха Иосифа , родоначальник одноименного колена израилева. Был рожден в Египте Асенефой, дочерью Потифера. При наречении ребенка Иосиф сказал: «...Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего» (Быт 41. 50-52). Точное значение имени Е. неизвестно. Согласно этимологии, зафиксированной в Быт 41. 52 (ср. также Ос 13. 15), это имя происходит от евр. глагола  - плодоносить, быть плодородным. Окончание   в древнеевр. языке используется гл. обр. в топонимах, поэтому имя Е. может указывать на к.-л. местность (ср.: аккад.   - область, регион). На смертном одре патриарх Иаков усыновил детей Иосифа - Манассию и Е. и уравнял их в правах со своими сыновьями (родоначальниками Израилевых колен), говоря: «Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои» (Быт 48. 5). Благословляя их, Иаков в первую очередь обратился к младшему Е., а не к перворожденному Манассии, тем самым пророчествуя о буд. величии колена Е., из к-рого произойдет многочисленный новый народ (Быт 48. 13-20). В благословении Моисея 12 племенам Израиля описательно прославляется мощь представителей колена Е. (Втор 33. 17). Историческая близость и родство Е. с коленом Манассии подчеркивается словосочетанием «земля Ефремова и Манассиева» (Втор 34. 2; 2 Пар 30. 10), к-рое обозначало весь центральный горный массив Палестины к западу от Иордана. Оба колена часто упоминаются как «дом Иосифа» (Нав 17. 17; 18. 5; Суд 1. 22, 35; 2 Цар 19. 20; 3 Цар 11. 28; Ам 5. 6; Авд 18, Зах 10. 6). Генеалогия потомков Е. в 1 Пар 7. 20-27 начинается с сыновей Е. - Езеры и Елеада, погибших во время набега на г. Геф, и заканчивается Иисусом Навином. Вероятно, сообщение о гибели сынов Е. отражает неудачную попытку расширить территорию колена Е. на западе. Колено Е. было одним из самых малочисленных колен Израилевых: через год после исхода из Египта взрослых мужчин, годных к войне, было 40 500 (Числ 1. 32-35), к концу странствования по пустыне - 32 500 (Числ 26. 37). Несмотря на это, Е. было обещано великое будущее: по словам Моисея, «это тьмы (десятки тысяч.- Авт.) Ефремовы, это тысячи и Манассиины» (Втор 33. 17). В пустыне род Е. располагался станом к западу от скинии, рядом с коленами Манассии и Вениамина. При переходах эти 3 колена как потомки Рахили снимались с места третьими и шли следом за левитами, несущими ковчег завета (Числ 2. 18-24).

http://pravenc.ru/text/182073.html

Объединенный Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский Патриархат Мелькитской католической Церкви имеет в И. Патриаршее подворье, которое находится в Христианском квартале. Церковь также владеет Крестовым монастырем . Армянской католической Церкви принадлежит храм у 3-й остановки Крестного пути, Маронитской католической Церкви - мон-рь в Армянском квартале. Англикан. Церковь владеет собором св. Георгия к северу от Дамасских ворот, храмом при англ. госпитале (севернее Русского квартала) и ц. Христа Мессии в Старом городе рядом с цитаделью (в совместном владении с лютеранами). Крупнейшими в И. нем. лютеран. храмами являются ц. Христа Искупителя южнее храма Гроба Господня и ц. Вознесения при госпитале Августы Виктории на Елеонской горе. Иерусалимская конгрегация Евангелической церкви также имеет представительство в И. и содержит Немецкую евангелическую школу. Э. П. Г., Э. П. И. Древний И. Название Этимология названия неясна (   - основанный Шалемом?). Исследователи предполагают, что слово «И.» состоит из 2 частей:   - утвердить, создать и   к-рое, возможно, указывает на западносемит. божество Шалим, известное по текстам Угарита как покровитель города. И. впервые упоминается в ВЗ как Салим, царем к-рого был Мелхиседек (Быт 14. 18; ср.: Пс 75. 3, где под названием Салим имеется в виду «жилище Его (Господа.- Авт.)» как синоним Сиона). В ВЗ И. иногда отождествляется с Иевусом (Нав 15. 8; 18. 28; Суд 19. 10; 1 Пар 11. 4-5) - названием, производным от наименования племени иевусеев, живших в городе до его завоевания (см. в ст. Ханаан ), в эпоху царя Давида. Однако такого варианта названия города (  ) нет в др. текстах Др. Востока (возможно, г. Иевус следует искать севернее И.; см.: Miller. 1974. S. 126). Более 150 раз в ВЗ использовано др. наименование И.- Сион (  ), обозначающее город как вместилище храма и центр религ. жизни иудеев. Изначально под Сионом понимали только город Давида (2 Цар 5. 7), позднее, возможно, и Храмовую гору; с ранневизант. эпохи - только холм Сион.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Подкрепление четвертое Немало туманного в Священном Писании и потому, что многие книги Библии пропали либо по нерадивости Иудеев, либо из-за их частого переселения, либо же из-за их гибели в битвах и разорения их царства. 1 . Книга воинства Господнего ( Чис. 10 ). 2 . Книга праведнаго Навина ( Нав. 10 ). 3 . Книга дел Соломоновых ( 3Цар. 11 ). 4 . Книга летописи Царей Израилевых ( 3Цар. 14 ). 5 . Книга прозорливца Самуила ( 1Пар. 29 ). 6 . Книга Нафана Пророка. Книга Ахии Силонита. Книга прозорливца Иоиля ( 2Пар. 9 ). 7 . Книга Царей Израилевых, записи Ииуя, сына Ананиева ( 2Пар. 20 ). 8 . Деяния царя Озии, записанные Пророком Исаией, сыном Аммоса ( 2Пар. 26 ). 9 . Книга записей царей Израилевых о делах царя Манассии ( 2Пар. 33 ). 10 . Плач Иеремии при погребении царя Иосии (2 Пар., 35). 11 . Книга Иеремии о разорении Иерусалима и о взятии в плен людей ( Иер. 36 ). 12 . Книга Иеремии о разорении Вавилона ( Иер. 51 ). 13 . Книга дней первосвященства Иоанна ( 1Мак. 16 ). 14 . Записи Пророка Иеремии ( 2Мак. 2 ). 15 . Книга Еноха ( Иуд.1:14 ). Все эти книги пропали. Относительно Книги Еноха имеются сомнения, поскольку неизвестны писатели, которые создавали книги до Моисея. Вероятнее всего, Енох не писал, а поучал устно о пришествии Господнем на Страшный Суд. Из этого ясно, что Апостол Иуда в своем Послании вспомнил о давнем Предании. Если же и Апостол в Догмате веры пользуется Преданием, то что препятствует и нам делать это, утверждая член нашей веры и Писанием, и Преданием. Из всего, написанного в этом доказательстве, каждый может ясно видеть, что Священное Писание и по своей букве (поскольку буква убивает, по слову Апостола), и по своему смыслу (хотя и он часто бывает скрытым, неявным, неясным, неудоборазумительным, более того, состоящим из многих частей, может казаться противоречивым, что и показано выше), не может быть судьей, разрешающим сомнения и споры, и вносить определенность в Догматы веры. Одна только Святая Соборная Апостольская Церковь , благодаря Соборам и богодухновенным Отцам, мирно приходящим к согласию в Догматах веры, их истинному толкованию Священного Писания, и Преданиям Апостолов и силой Святого Духа, это Божественное дело управляет, устанавливает, определяет, совершает.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

“Трех великих свидетелей имеет о себе пророк — священство, пророчество, мудрость”, — таким представлялся блаженному Феодориту святой праведник 3 . Святитель Иоанн Златоуст, сравнивая пророка Иеремию и апостола Петра, находил в обоих непоколебимость “среди всех волнений”, крепость и несокрушимость 4 . Взирая на девственную жизнь святого Иеремии, блаженный Иероним называет его евангельским мужем 5 . Эти качества надлежало сочетать в себе юному пророку, нареченному именем Иеремия, который происходил из города Анафоф, что означает повиновение и таким образом говорит о повиновении пророка своему Богу 6 . Ныне на месте Анафофа находится селение Аната. Помимо того, что город был выделен среди окружающих городов и передан левитам (см. Нав 21:18), он был известен и тем, что в нем некогда проживали Евиезер — один из тридцати семи знатных вождей при царе Давиде (2 Цар 23:27), священник Авиафар (3 Цар 2:26) и Иегу — воин Давида (1 Пар 12:3). Отец Иеремии Хелкия был из потомственных священников. Библия весьма кратко упоминает о родственном окружении пророка. Блаженный Иероним передает, что “Хелкия и Селлум были родные братья, сын Хелкии — Иеремия, сын Селлума — Анамеел” 7 . Святитель Ипполит Римский называет еще дочь священника Хелкии именем Сусанна (ср. Дан 13:2–3), которой “приходился братом пророк Иеремия” 8 , но сообщению Святителя мы больше нигде не находим подтверждений. Блаженный Иероним имя пророка (ирмейаху) трактует как высота Господня 9 . Другие источники, толкуя это имя как Бог возвышает или Бог ниспровергает, предполагают, что оно могло символизировать молитву родителей пророка о судьбе их несчастных соплеменников, а также надежды на сына. Родители “воспитывали Иеремию в духе уважения к законам Моисея и, возможно, познакомили его с учением Исаии и других пророков предыдущего столетия” 10 . Появление на свет Иеремии, около 650 г. 11 , выпало на богоборческую эпоху Иудеи, что предначертало его крестный жизненный путь 12 . Библия свидетельствует о том, что Иеремия был освящен Богом еще прежде своего рождения (Иер 1:5). Потомственное священство — то будущее, которое должно было ожидать Иеремию. Однако Бог распорядился по-иному. О судьбе Иеремии блаженный Феодорит размышляет так: “Избрание сделано не вопреки справедливости, потому что предшествовало оному ведение. Бог познал, и потом освятил, а знает Он все прежде, нежели приходит сие в бытие” 13 .

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

В IV-VII вв. центр И. сместился на 1,5 км к востоку (совр. местонахождение). И. упоминается в «Ономастиконе» Евсевия Кесарийского (не позже 331) и у т. н. Бордоского паломника (333), на мозаичной карте из Мадабы (ок. 565) он представлен процветающим городом, где существовала христ. община во главе с епископом- суффраганом Кесарии Палестинской (епископы упом. в источниках между 325 и 800). В И. было построено неск. храмов, среди которых - расширенная при имп. Юстиниане базилика Пресв. Богородицы, частично открытая раскопками Д. Барамки в 1934 г. Прокопий упоминает о возведении Юстинианом обширного странноприимного дома ( Procop. De aedificiis. 9. 1). Многочисленные монастыри возникают в городе и вокруг него - на месте крепости Док, в Вади-Кельт, к востоку от И. (в частности, раскрыты остатки сир. несторианского монастыря). И. становится важным паломническим центром на пути к месту Крещения на Иордане, в городе возникло почитание сикоморы Закхея (ср.: Лк 19. 1-10) и дома Раав (ср.: Евр 11. 31). Большая часть мон-рей была оставлена после персид. нашествия 614 г. По-видимому, в И. существовала и иудейская община (руины синагоги раскрыты к северу от центра И.), однако основным евр. поселением был соседний Нааран. Он упоминается в ВЗ (Нав 16. 7; 1 Пар 7. 28) и в ряде источников I-VII вв.; обнаружение синагоги подтверждает локализацию Наарана в совр. Айн-эд-Дуюке, к северу от И. В VII в. в И. поселились бежавшие от преследований прор. Мухаммада иудеи племени Бану-Надир. В раннеараб. период культура получения опобальзама и возделывания финиковых пальм, составлявших основу экономического процветания города, была утрачена. При Омейядах, Аббасидах и Фатимидах продолжало развиваться ирригационное земледелие, основные доходы город получал от торговли индиго и сахаром. В омейядский период на окраине города находились зимний дворец и охотничьи угодья аль-Валида, наследника халифа Хишама (724-743). В 1033 г. город пострадал от землетрясения, в 1071 г. его разорили сельджуки. В 1099 г.

http://pravenc.ru/text/Иерихон.html

Виждь пути (поступки) твоя на месте многогробищном (ν τ πολυανδρω) – местом многогробищным называется здесь (как видно из снесения Иер. 7:32, 19:2, 6 ) долина Енномова или долина сынов Енномовых ( Нав. 15:8 ; дебрь Енном, 2 Пар. 28:3; 33:6: земля или удоль Веенномля, 4Цар. 23:10 : дебрь сынов Енномлих), лежащая на юго-западной стороне Иерусалима. Здесь иудеи совершали свои гнусные жертвы в честь молоха и ваала, проводя чрез огонь ( 4Цар. 23:10 ; 2Пар. 28:3; 33:6 ) и даже сожигая ( Иер. 19:5 ) детей своих. Как место такой насильственной смерти детей, долина эта и называется у пророка местом многогробищным. Такое варварское умерщвление детей не всегда, конечно, совершалось с согласия их родителей и потому не могло обходиться без рыданий и воплей особенно матерей, от которых отнимали детей для жертвы бездушным истуканам. На эти то вопли и рыдания пророк и указывает словами: в вечер (ψ, поздно) глас его рыдаше, т. е. после дневных жертвоприношений до поздней ночи раздавался голос рыданий в народе, это отцы и матери оплакивали своих замученных детей. – Пути своя расшири (дороги сделал широкими) на воды пустынныя – этими словами указывается на другой вид идолослужения при водах в пустынных, необитаемых местах. В чем состояло это служение, здесь ясно не видно: русский перевод как будто дает ту мысль, что это служение между прочим состояло в гнусном удовлетворении низких плотских похотей, что составляло вообще отличительную особенность служения астарте. Славянский текст с особенною силою выражает только ту мысль, что народ иудейский с особенною охотою предавался этому служению: он во множестве и часто ходил на место этого служения, к водам пустынным, так что дороги туда сделались широки (расшири пути своя), влекомый похотями своей души (страстными пожеланиями), он поспешно, с быстротою ветра, как вихрь, носился туда (в похотех души своея ветром ношашеся), а это свидетельствовало о том, что он всецело отдался (предан бысть) этому гнусному служению, так что уже никто не отвратит его от этого (кто обратит его).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Следовательно, между воздаянием должного почитания Богу и второстепенным почитанием ангелов и святых, есть существенное различие. Допуская это второстепенное служение, Церковь не нарушает первой заповеди, по которой запрещается только иметь другого бога, кроме единого истинного, т. е. покланяться другому богу. Вторая заповедь «Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им». Этой заповедью Бог воспретил созидать кумиров и покланяться им. Следовательно, запрещено изображать какие бы то ни было создания мира видимого или невидимого для обращения их в предмет поклонения должного единому Богу. Изображение само по себе, или образ, не запрещается даже в святом храме. Действительно, запретив творить кумиры, Бог повелел Моисею поставить золотые изображения двух херувимов на кивоте завета, на той стороне, к которой народ обращался для поклонения Богу ( Исх. 25:18 и след.). Господь повелел также сделать медное изображение змея, которому Он даже придал чудесное свойство: израильтяне, взглянув на него исцелялись ( Чис. 21:8 и след.). И так Бог дозволил священные изображения и почитание их; Он только возбранил кумиры, то есть изображение созданий, признаваемых за богов. Самый кивот завета, на котором были поставлены, по повелению Божию, золотые херувимы, был лишь изображение и представлял, по словам Давида, как бы подножие престола Божия (Пар. 30:2). Изображение это было предметом почитания, одобренного Богом. Иисус Навин доказал это, оставаясь до вечера поверженным перед кивотом, и все старейшины Израиля последовали его примеру ( Нав. 7:6 ). Восточная Церковь правильно толкует вторую заповедь: – 1-е, она осуждает кумиры, то есть изображения, которым приносилось бы поклонение как богам; – 2-е, одобряет как благочестивые изображения, напоминающие нам Бога, ангелов и святых, так и самое почитание этих изображений. Дозволенное Церковью почитание не есть бого-поклонение, заключающееся в вере, надежде и любви; оно составляет только воздаяние почести тем, кого сам Бог возвеличил; эта почесть окончательно восходит к самому Богу, полоняемому во святых. С православной точки зрения и согласно рассуждению св. Григория Великого (кн. 9, посл. 9), изображения и иконы, подобно буквам, составляют лишь знаки, представляющие нам предметы духовные и возбуждающие в нас добрые чувства, служащие к просветлению нашего разума. Бог может посредством их являть свое всемогущество, подобно тому как оно было проявлено через медного змея, которого Моисей воздвиг в пустыне. Однако не самое изображение имеет силу творить чудеса, оно есть только орудие в руках Божиих. Можно сказать об останках св. угодников то же самое, что об изображениях или иконах. Третья заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010