Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца, и вижду Тя умно, Света Превечна (Ин. 9: 7). Силоамская купель, находящаяся в Иерусалиме, всегда почиталась священной, Господь Иисус Христос, направил умыться в ней слепорожденного, которому Он прежде помазал глаза брением из слюны, исцелив его. Песнь 6 Аз есмь, Спасе, юже погубил еси древле царскую драхму; но, вжег светильник, Предтечу Твоего, Слове, взыщи и обрящи Твой образ (Лк.15: 8). Упоминается притча о десяти драхмах (серебряных монетах), в которой женщина, чтобы найти одну потерянную драхму, оставляет все остальные и ищет ее до тех пор, пока не найдет. Притча говорит о том, что Господь использует все возможности, чтобы образумить и спасти заблудшего человека. Иоанна Предтечу, пришедшего прежде Христа, чтобы подготовить людей к Его служению, святой Андрей аллегорически уподобляет светильнику в руках этой ищущей женщины. Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи (Исх. 17: 8; Нав. 8: 21–29). Иисус Навин – преемник пророка Моисея, военачальник, одержавший множество побед и введший израильтян в Обетованную землю. Амаликитяне – языческий народ, селившийся между Синайским полуостровом и юго–западом Палестины. Между израильтянами и амаликитянами произошла битва, в которой избранный народ одержал победу. Гаваонитяне, слыша о победах израильтян, хитростью, выдав себя за пришельцев из других земель, заключили с Иисусом Навином союз, тем самым связали его клятвой, от которой он уже не смог отказаться, когда узнал об их обмане. Это произошло потому, что, принимая решение о заключении союза, израильтяне не воззвали к Богу, чтобы узнать Его волю. Святой Андрей тем самым говорит в своем каноне о том, что искушения, которые преодолевает идущий к Богу, не всегда явные, часто мы можем ошибаться, нужно всегда обращаться к Богу, пытаясь понять Его волю. Песнь 7 Исчезоша дние мои, яко соние востающаго; темже, яко Езекиа, слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота; но кий Исаия предстанет тебе, душе, аще не всех Бог? (4 Цар. 20: 3; Ис. 38: 2–6).

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так  ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной». Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7). Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, — призывает нас святитель Григорий Богослов, — принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tainstvo-rozhdestvensk...

ч., но и с глаголами и прилагательными во мн. ч. (цитируется евр. текст Нав 24. 19; Ис 54. 5; Иер 23. 36). Рассматривая нек-рые приводимые иудейскими полемистами примеры употребления др. имен во мн. ч. с глаголами в ед. ч. (цитируются 1 Цар 28. 13; Иез 46. 6), Н. де Л. находит их неубедительными, т. к. и в этих случаях имена всегда тем или иным образом подразумевают некую множественность. Не соглашается Н. де Л. и с иудейским богословским объяснением, согласно к-рому множественность указывает не на Лица Св. Троицы, а на свойства, «в которых» Бог творил мир: мудрость, благость, могущество. Он отмечает, что если бы мн. ч. имени обозначало множество свойств, с которыми нечто творится, то такие имена употреблялись бы не только по отношению к Богу, но и по отношению к обычным мастерам. Богословским аргументам иудеев Н. де Л. противопоставляет собственное умозаключение: поскольку Моисей как автор Торы стремился отвратить израильский народ от многобожия, а имя Бога во мн. ч. скорее склоняет к многобожию, употребление Моисеем мн. ч. имеет смысл только в том случае, если Моисей хотел с помощью этого тайно выразить открытое ему Богом учение о Св. Троице. Т. о., в рассуждениях Н. де Л. текстологические и герменевтические аргументы искусно соединяются с богословской экзегезой, к-рая приобретает достаточно прочное филологическое основание. При рассмотрении мессианских пророчеств ВЗ Н. де Л. считал необходимым доказательство 2 тезисов: 1) предсказанный пророками Мессия должен быть не только неким праведным человеком или царем, но и Богом; 2) исторический Иисус Христос, признаваемый христианами Богом и Человеком, и есть возвещенный в ВЗ Мессия. Для подтверждения 1-го тезиса Н. де Л. приводит и разбирает слова из Книги пророка Иеремии: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную... и вот имя Его, которым будут называть Его: Господь - оправдание наше!» (Иер 23. 5-6). Н. де Л. отмечает, что в евр. тексте в последних словах присутствует «имя тетраграмматон», т.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

К числу неканонических в славяно-рус. Б. относятся книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2 Ездры (греч. 1 Езд) и 3 Ездры (лат. 4 Езд), Послание Иеремии, Варуха и 3 Маккавейские. Неканоническими считаются и нек-рые части книг, вошедшие в канон ВЗ, это Молитва Манассии в конце 2-й Книги Паралипоменон и нек-рые части Книги Есфири (7 отрывков, к-рые в слав. и рус. Б. даны без нумерации стихов), последний псалом, не вошедший в число 150, и отрывки из Книги пророка Даниила (песнь вавилонских отроков - 3. 24-90; история о Сусанне - Дан 13; история о Виле и драконе - Дан 14). В христ. традиции принято деление ветхозаветных книг по характеру их содержания на 4 части: 1) законоположительные (Пятикнижие, рассказывающее о сотворении мира и человека, о первых временах истории, ветхозаветных патриархах, законодателе Моисее, к-рый вывел Израиль из егип. рабства, странствиях евреев по пустыне; о религ., нравственных и правовых законах, к-рые Моисей вновь повторил перед вступлением в землю обетованную); 2) исторические (Нав, Суд, Руфь, 1-4 Цар, 1, 2 Пар, 1 Езд, Неем, 2 Езд (1-3 Макк и 3 Езд, принадлежащие последнему периоду ветхозаветной истории, поставлены в славяно-рус. Б. на последнее место); повествуют о переселении Израиля в Ханаан, войнах с соседними народами, о периоде правления судей и установления монархии, расцвете и упадке Израильского царства, царях и пророках этого времени, о гибели Сев. царства, разрушении Иерусалима и начале вавилонского плена); 3) учительные (Тов, Иудифь, Есф, Иов, Пс, Притч, Сир, написанные библейскими мудрецами, касались различных сторон человеческой жизни: любви, дружбы, молитвы, труда, познания, страдания, смерти); 4) пророческие (Ис, Иер, Плач, Посл Иер, Вар, Иез, Дан, 12 малых Пророков, содержащие проповедь пророков, направленную против религ. и нравственного искажений идеи Завета, обрядоверия и предсказывающие наступление мессианского Царства Божия). Согласно библейскому тексту, Пятикнижие написал сам прор.

http://pravenc.ru/text/БИБЛИЯ I ОБЩИЕ ...

Бииги тылбааспыт синодальнай тылбааска трт буолбут былыргы грек омук тылынан суруллубут тиэкискэ олоурар. Бу тиэкис бары аныгы тылбаастар трттэрин – Барбара Аланд, Курт Аланд, Иоганнес Каравидопулос, Карло М. Мартини уонна Брюс М. Метцгер редакцияларынан трдн тахсыбыт былыргы греческэй тиэкистэри – кытта сп тбэиспэт тгэннэрдээх. Олору кслэрин кинигэ сирэйин алын ттгэр бэлиэтээтибит. Бу былыргы грек тылынан суруллубут Саа Кэс Тыл сахалыы тылбааын бииги инникитин сс чочуйар, тупсарар, кннрр соруктаахпыт. Онон ытыктабыллаах ааааччыларбыт бэйэлэрин санааларын биигини кытта ллэстэллэрэ буоллар, сптн крн, кэлин кинигэ саалыы тахсыытыгар махталы кытта туаныа этибит. Бииги аадырыспыт: Институт перевода Библии 101000 Россия, Главпочтамт Москва, а/я 360. Библия тылбааын Института тылбаасчыттарга, редактордарга уонна бу кинигэ тахсарыгар кмлспт дьоо бука барыларыгар махтанар. Библия тылбааын Института ИсхИсход Лев – Левит ЧислЧисла Втор – Второзаконие Нав – Книга Иисуса Навина Суд – Книга Судей Израилевых Руфь – Книга Руфь 1 Цар – Первая книга Царств 2 Цар – Вторая книга Царств 3 Цар – Третья книга Царств 4 Цар – Четвертая книга Царств 1 Пар – Первая книга Паралипоменон 2 Пар – Вторая книга Паралипоменон Езд – Книга Ездры Неем – Книга Неемии Есф – Книга Есфирь Иов – Книга Иова Пс – Псалтирь Притч – Притчи Соломона Еккл – Книга Екклесиаста, или Проповедника Песн – Песнь песней Соломона Ис – Книга пророка Исайи Иер – Книга пророка Иеремии Плач – Плач Иеремии Иез – Книга пророка Иезекииля Дан – Книга пророка Даниила Ос – Книга пророка Осии Иоиль – Книга пророка Иоиля Ам – Книга пророка Амоса Авд – Книга пророка Авдия Иона – Книга пророка Ионы Мих – Книга пророка Михея Наум – Книга пророка Наума Авв – Книга пророка Аввакума Соф – Книга пророка Софонии Агг – Книга пророка Аггея Зах – Книга пророка Захарии Мал – Книга пророка Малахии Саа Кэс Тыл Мф – Матфейтан Сибэтиэй Евангелие Мк – Марктан Сибэтиэй Евангелие Лк – Лукаттан Сибэтиэй Евангелие

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Верую в единого Бога Отца, Который все держит в своей власти, сотворил небо и землю, все видимое и невидимое. И в единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Отца прежде всякого времени, истинного Бога, света от света, – рожденного, а не сотворенного, Который одного существа с Богом Отцом и через Которого все произошло. Сошедшего с неба для нас, людей, и для нашего спасения, принявшего тело от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком. Распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного и воскресшего в третий день, как было предсказано в Писании, и вознесшегося на небо и сидящего по правую руку Отца, и Который опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Его царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, Который исходит от Отца, Которому мы поклоняемся и которого славим одинаково с Отцом и Сыном, Который говорил через пророков. В единую Святую, Соборную и Апостольскую церковь . Я верую в одно крещение для очищения от грехов. Я ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Приложения Список принятых сокращений, встречающихся в данном издании Ам. – Книга пророка Амоса Апок. –Апокалипсис Быт. – Бытие Втор. – Второзаконие Гал. – Послание к Галатам Дан. – Книга пророка Даниила Деян. – Деяния святых Апостолов Евр. – Послание к Евреям Еф. – Послание к Ефесянам Зах. – Книга пророка Захарии Иак. – Послание Иакова Иез. – Книга пророка Иезекииля Ин. – Евангелие от Иоанна Иоиль – Книга пророка Иоиля Иона – Книга пророка Ионы Ис. – Книга пророка Исайи Исх.Исход Кол. – Послание к Колоссянам Лев. –Левит Лк. – Евангелие от Луки Мал. – Книга пророка Малахии Mux. – Книга пророка Михея Мк. – Евангелие от Марка Мф. – Евангелие от Матфея Нав. – Книга Иисуса Навина Пс. – Псалтирь Рим. – Послание к Римлянам Суд. – Книга Судей Израилевых Флп. – Послание к Филиппийцам Числ.Числа 1 Ин. – Первое послание Иоанна 1 Кор. – Первое послание к Коринфянам 2 Макк – Вторая книга Маккавейская 1 Пет. – Первое послание Петра 2 Пет. – Второе послание Петра 1 Тим. – Первое послание к Тимофею 2 Тим. – Второе послание к Тимофею 1 Фес. – Первое послание к Фессалоникийцам 2 Фес. – Второе послание к Фессалоникийцам 1 Цар. – Первая книга Царств 2 Цар. – Вторая книга Царств 3 Цар. – Третья книга Царств 4 Цар. – Четвертая книга Царств

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не думай, что все это сказано по необходимости, а не воистину, ведь Бог не только праведникам и грешникам многократно являлся, но и в терновый куст, и в облако, и в вихрь, и в дым входил. Об этом свидетельствует Моисей в своей молитве: уже не являйся нам, о Щедрый, в громе каменьев и в звуках трубы, но вселись в нашу утробу и омой наши грехи (Ср.: Исх. 20, 18; 34, 9.). Но тот, кто, мудрствуя, ищет противоречий, скажет: если это правильно, то вообще не бывает явления ангелов, но Сам Бог всегда принимает образ Ангела или Человека и так является. Послушай же со вниманием. Когда Бог является кому-либо или в человеческом, или в ангельском образе, то Писание прямо говорит о том, что Бог явился в виде Ангела или в виде Человека, — но при этом Писание не называет Его Ангелом. Когда же ангел является, а не Бог, в этом случае Писание не называет его Богом, но ангелом, как свидетельствует книга Бытия: “Увидел Иаков во сне: вот, лестница… и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней”(Ср.: Быт. 28, 12–13.). Здесь ангелы не называются Господом. Когда Валаам видел Бога в своем доме, Писание не назвало Бога Ангелом; когда же Валаам увидел ангела на своем пути, то не назвал ангела Богом, но ангелом (Чис. 22.). Иисус Навин, увидев ангела Божьего, не назвал его Богом (Нав. 5.); пророка Аввакума ангел, а не Бог перенес в Вавилон (Дан. 14.); ангел истребил 185 тысяч ассириян (4 Цар. 19, 35; Ис. 37, 36.), о теле Моисея говорил архангел Михаил  — и не назывались они Богом; Даниил видел архангела Гавриила и также не назвал Его Богом (Дан. 8, 15–18; 9, 21–22; 10, 4 — 19.). И таких мест много в Писании. Святые Божии люди, угодившие Богу в Ветхом и в Новом Завете, просвещенные Святым Духом, сподобились многих неописуемых видений. Но они не видели самой Божественной сущности и предметов незримых: Бог изъявлял Свою волю в определенных образах, уподоблениях и притчах, зависящих от обстоятельств. Ибо Бог не является людям Таким, Каков Он есть, но Таким, Каким Его может увидеть человек. Поэтому Он иногда являлся старым, иногда — молодым, иногда — в огне, иногда — в холоде, иногда — в вихре, иногда — вооруженным, не меняя при этом Своего существа, но приспосабливая Свой облик к способностям видящих Его и к цели Своего откровения. Ангел же, хотя и является в различных образах, в зависимости от Божественного повеления и от обстоятельств, но назваться Богом не может. Ты же, читатель, когда слышишь, что явления Бога многообразны, не думай, что Существо Бога многообразно: Бог бесплотен и неописуем, Он является в различных образах по необходимости. Человек же не может увидеть не только Существо Бога, но и истинный вид ангела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Перенесение Ковчега Завета. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Vat. 602. Fol. 344v) Бог - Творец мира, поэтому Он может править событиями, совершающимися в нем, может быть имманентным всемирной истории. Прор. Иеремия начинает повествование о деятельности Божией в истории Израиля восклицанием: «О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них; Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его, Который совершил чудеса и знамения в земле Египетской, и совершаешь до сего дня и в Израиле и между всеми людьми, и сделал Себе имя, как в сей день, и вывел народ Твой Израиля из земли Египетской знамениями и чудесами, и рукою сильною и мышцею простертою, при великом ужасе, и дал им землю сию, которую дать им клятвенно обещал отцам их, землю, текущую молоком и медом. Они вошли и завладели ею, но не стали слушать гласа Твоего и поступать по закону Твоему, не стали делать того, что Ты заповедал им делать...» (Иер 32. 17-24). Именно Бог-Творец избрал Себе народ евр. (Быт 12. 1-3), заключил с ним завет, освободив его из егип. плена (Исх 19. 5-6), дав ему землю ханаанскую (Нав 1. 11), установив царство Давидово (2 Цар 7. 8-16), посылая ему пророков (4 Цар 17. 13), предав их за неверность Вавилонскому пленению и вернув их назад (Ис 40. 1-2). Но цель Божия превосходит даже и Израиль - это спасение всего мира (Ис 2. 2-4; 45. 22; Иер 16. 19; Иона; Пс 116). Бог взрастил и укрепил в Своем народе надежду на приход Мессии, готовя его к буд., совершенно определенному спасительному Явлению. Эта надежда стала более сконцентрированной в ответ на ясное слово обетования: сначала Аврааму (Быт 12. 1-3), далее Давиду (2 Цар 7. 7-17), далее в обетовании Нового завета (Иер 31. 31-34) и позднее в предсказании о таинственном рабе Яхве, Чьи страдания удалят грех (Ис 52. 13 - 53. 12), и, наконец, в видении «Сына человеческого», Которому надлежит установить в истории вечное Царство Божие (Дан 7. 14).

http://pravenc.ru/text/149441.html

   Бог верен: Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не, сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнить? (Числ. XXII:19). – Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный. который хранит завет (Свой) и милость к любящим заповеди Его до тысячи родов (Втор. VII:9). – И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему (1 Цар. XV:29). – Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор. I:9).    Бог свет: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. XXII, 29). – Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер (Пс. CIII, 2). – Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею (Исх. LX, 19). – Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видал, и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь (1 Тим. VI:16). – Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17). – И вот, благовестие, которое мы слышали от Него, и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Иоан. I:5).    Бог ревнитель: Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель (Втор. IV:24). – Иисус сказал народу: не возможете служить Господу (Богу), ибо Он Бог Святой, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших (Иис. Нав. XXIV:19). – Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, не пощадит противников Своих (Наум. I:2).    Бог – огнь пожирающий: и явился (Моисею) ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает (Исх. III:2). – Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий, Бог ревнитель (Втор. IV:24). – Поднялся дым от гнева Его, и из уст Его огонь поядающий; горящие угли сыпались от Него. От блистания пред Ним разгорались угли огненные (2 Цар. XXII, 9, 13). – Пред Ним идет огонь, и вокруг попаляет врагов Его (Ис. XCVІ, 3). – Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: „Кто из нас может жить при огне пожирающем? Кто из нас может жить при вечном пламени?» (Ис. XXXIII, 14). – И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг; от вида чресл Его и выше и от вида чресл Его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Его (Иез. I:27). – Бог наш есть огонь поядающий (Втор. IV:24; Евр. XII, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Выраженное в пророческой лит-ре представление о     как божественной силе, действующей в истории, оказало влияние на историографию ВЗ: в девтерономическом повествовании (см. ст. Исторические книги ) судьба Израиля выражена в виде истории действий слова Яхве (см.: Rad. 1965. P. 94-95). Так, повествовательный цикл о завоевании обетованной земли в Книге Иисуса Навина завершается указанием на то, что «не осталось неисполненным ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (Нав 21. 45). Подобные слова произносит и Иисус Навин в одной из своих прощальных речей (Нав 23. 14), при этом они дополняются характерным для девтерономического повествования указанием на 2 возможных исторических пути Израиля, образуя связующее звено между Книгой Иисуса Навина и последующими историческими книгами ВЗ: «Но как сбылось над вами всякое доброе слово, которое говорил вам Господь, Бог ваш, так Господь исполнит над вами всякое злое слово, доколе не истребит вас с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш» (Нав 23. 15). В Первой книге Царств Саулу вменяется в вину то, что он не исполнил слово Господа (1 Цар 15. 11). Давид в своей благодарственной молитве в ответ на данное ему обетование просит Господа «утвердить на веки слово», к-рое Он изрек (ср.: 2 Цар 7. 25). В Третьей книге Царств Давид напоминает Соломону об этом обетовании, говоря о слове Господа, обещавшего сохранить за потомками Давида престол Израиля в случае, если они будут «ходить» пред Богом «в истине» (3 Цар 2. 4); как и в Книге Иисуса Навина (Нав 23. 14-15), рассуждение о слове Господа, связывающее текст с последующим циклом исторических повествований, приводится в прощальной речи главного действующего лица книги. Явившись Соломону, Бог обещает ему исполнить слово, сказанное Давиду (3 Цар 6. 12); как и в пророческой лит-ре, само это богоявление описано через выражение «и было слово Господа к Соломону» (3 Цар 6. 11). В молитве Соломона повторяются, вслед за Нав 21. 45 и 23. 14, слова о том, что «не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея» (3 Цар 8. 56). С исполнением слова Господня связывается наказание Ахава (4 Цар 10. 10). Девтерономическое представление о слове Яхве как «движущей силе истории» получает продолжение и в позднейших исторических повествованиях книг Ездры и книг Паралипоменон, в которых с «исполнением слова Господня из уст Иеремии» связывается освобождение Иерусалима (ср.: 1 Езд 1. 1; 2 Пар 36. 22). Учение о Л. в межзаветный период

http://pravenc.ru/text/2110648.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010