Впрочем, с евангелием от Матфея всё иначе – там даже в самых ранних рукописях всегда стоит «духом». Если взглянуть на дальнейшую судьбу выражения «блаженны нищие» в тексте Луки, то мы увидим следующую картину. В XVI веке Эразмом Роттердамским был опубликован т.н.«Текстус рецептус» – греческий текст Нового Завета, созданный, как утверждал автор, на основе древних рукописей. И в «Текстус рецептус» отсутствовало «духом»! Этот текст вскоре стал считаться каноническим, причем и для самой Греции. Поэтому «духом» в Евангелии от Луки нет и в подавляющем большинстве переводов «Текстус рецептус» на европейские языки. Например, по-английски это выглядит так: « Blessed are you who are poor», или как в библии короля Иакова: « Blessed are you poor, For yours is the kingdom of God (Luke 6:20)». Фактически, приписка «духом» у Луки осталась только в нашем церковнославянском тексте и его русском синодальном переводе. Это и не удивительно, ибо Русь приняла православие в IX веке от византийцев, у которых тогда уже господствовал текст евангелия от Луки с «духом». III. Теперь попытаемся рассмотреть авторитетные святоотеческие толкования этих фрагментов. Тут тоже ситуация непростая – ведь всем известно, что в нашем Евангелии есть два фрагмента «блаженны нищие духом» – у Матфея (Мф. 5:3) и у Луки (Лк. 6:20), и прежде всего необходимо понять, какой из фрагментов имеет в виду святой отец. Однако, над их текстами плотно поработали многочисленные редакторы как в XIX, так и в XX веках. В частности, зачастую ими в скобках поставлены ссылки на то или иное евангелие. Отметим, что подавляющее большинство ссылок отсылается к Матфею, и практически отсутствуют ссылки на Луку. Хотя бы поэтому мы склонны не особо доверять таким редакторам – тем более, что тексты идентичны и возможность ошибки тут довольно велика. Поэтому чтобы не ошибиться мы из всего множества толкований выбрали три важнейших, в которых авторы четко выразили свое мнение. Это прежде всего толкование Иоанна Златоуста на евангелие от Матфея, приведенное в его цикле проповедей на это евангелие/3/. Вот оно: « Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека. Так как есть много смиренных не по своему расположению, а по необходимости обстоятельств, то Он, умолчав о таких (потому что в том не велика слава), называет, прежде всего, блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают . Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: " нищие " ? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: " на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим " (Ис. 66:2)? ».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/05/bl...

М. В. Печников Свт. Гавриил, архиеп. Новгородский. Гравюра. XIX в. В тексте иконописного подлинника кон. XVIII в. о внешнем облике Г. сказано: «А образом надсед, брада Григория Богослова подоле, на концы 3 космачки извились, ризы кресты, испод разбел бакан, во амфоре, схима на плече ис под амфора вышла, а инде мантия» (БАН. Строг. 66. Л. 151 об.; день памяти не указан). Поясное изображение святого в парамане и архиерейской мантии, с непокрытой головой (вероятно, по аналогии с иконографией свт. Иоанна, архиеп. Новгородского) имеется на иконе «Новгородские святые» свящ. Георгия Алексеева (1726 г., ГИМ) - в верхнем ряду 2-я фигура справа, за свт. Моисеем , архиеп. Новгородским; также на прориси с иконы новгородских чудотворцев XVIII в.- в рост, в рясе и мантии, с окладистой бородой и волнистыми прядями на плечах, в 1-м ряду 3-м слева (тоже рядом со свт. Моисеем). В святительском облачении - в крещатой фелони, омофоре и клобуке, с Евангелием в руках - он представлен в 1-м ряду слева, между святителями Феоктистом и Евфимием Новгородскими, на иконе «Собор Новгородских святых» (XIX в., НГОМЗ); также на литографии 1890 г., изданной в Новгороде (помещена в кн.: Тихомиров. Т. 1. Вклейка),- Г. с непокрытой головой, указывает на раскрытую книгу. В составе Собора рус. святителей Г. изображен вместе со свт. Иоанном в одном из клейм иконы 2-й пол. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге), облачен в саккос, омофор и митру, у него длинная борода с проседью и волнистые волосы, в руках - Евангелие. Аналогичное изображение в группе святых XII в. на одной из композиций кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия (живопись поновлена в 70-х гг. XX в.) в галерее рус. святых в почаевской Успенской лавре; во всех указанных произведениях поименован «Григорием». Лит.: Тихомиров П. И. , прот. Кафедра Новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Моск. державе (в 1478 г.). Новгород, 1891. Т. 1; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399. 198; Т. 2. С. 88.

http://pravenc.ru/text/161235.html

24 февраля 1950 г. Слово в первую неделю Великого поста I. O блаженствах Мы говорили с вами о том, что страшная чугунная цепь куется диаволом из страстей наших, которая спускается глубоко-глубоко, в самую бездну, увлекая за собой тех, кто, не упражняясь в воздержании, дает волю своим страстям. Теперь же речь моя о другой цепи, золотой и святой, которая скована для нас Самим Господом Иисусом Христом. Я назвал ее золотой, но ничтожно это название для нее, ибо она неизмеримо, бесконечно драгоценнее золота. Эта цепь легко вознесет нас ввысь, к самому Божию Престолу. Из каких звеньев связана эта цепь? Их тех заповедей блаженства, которые вы слышите на каждой Литургии и должны глубоко хранить в сердце своем. Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное (Мф. 5, 3). Кто эти нищие духом? Это те, которые в духовном отношении подобны убогим, голодным, нищим телесно, ничего не имеющим; это те, которые искренне, от всего сердца считают себя не обладающими никакими духовными и нравственными достоинствами. Если сделают что-то доброе, смиренно сознают, что не они это сделали, а благодать Божия, которая с ними (см. 1 Кор. 15, 10). Смиренные — это те, которые ни над кем не превозносятся, но считают себя ниже всех и хуже всех. Смиренные — это те, о которых Сам Бог устами пророка Исаии говорит: Вот на кого Я обращаю взор: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66, 2). Смирение есть то первое, важнейшее и основное, чего требует от нас Бог. Это первый шаг, первое звено в золотой цепи. А с ним связано и второе звено: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Смиренные легко плачут; гордые не плачут никогда. О чем же плачут смиренные? Какие слезы смиренных драгоценны пред Богом? Разве все слезы равны? Ведь люди нередко плачут слезами зависти, злобы, ненависти. Не об этом окаянном плаче слово Христово: оно о тех, кто плачет, помышляя о множестве своих грехов, об их давящей тяжести, о своей виновности пред Богом, о своем недостоинстве. Это печаль по Богу, о которой писал св. апостол Павел во Втором послании к коринфянам (2 Кор. 7, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Автор выражает благодарность преподавателям московской духовной академии игумену Дионисию (Шленову) и иеромонаху Феодору (Юлаеву) за предоставленные редкие материалы и ценные советы. Автор заочно выражает благодарность С.С. Киму, предварительный перевод которым первой проповеди на Пасху нам повстречался в интернете на его личной странице 17 уже при подготовке данной статьи и помог автору исправить незамеченные до того ошибки. Список сокращений B Bruxellensis, bibl. reg., IV, 459 (XIIIe s.). M Messanensis, Bibl. uniuers., S. Salu. 92 (X–XIe s.). P Paris. gr. 1554 a (XIVe s.): ex hoc codice marx editionem suam fecit. S Hierosolym. Bibl. Patr. S. Sabas 1 (Xe s.): ex hoc codice editio in Να Σιν. V vallicell. E. 40 (gr. 72). F. 5v –6r (xe s.): Catena in iohannem. Hier. Editio anonyma (I. M.), в: Να Σιν. T. 19 (1924). P. 355–358, e cod. Hierosol., Bibl. Patr. S. Sabas 1. Marx Editio B. Marx, в: Procliana (munster i. W. 1940). S. 97–99 c cod. Paris. gr. 1554 a. Иже во святых отца нашего Василия Селевкийского. Слово на Святую Пасху 18 1 . Неизреченно к нам Христово 19 человеколюбие и обогатило многими дарами Его Церковь . Великий советом и чудный делами ( Иер.32:18 ) искупил от клятвы закона ( Гал.3:13 ), избавил природу от древнего рукописания. Восторжествовал на древе над тем, кто запял через древо 20 . Притупил жало страшной смерти. Обветшавших от греха обновил не огнем, а водой. Показал вратами Воскресения тридневный гроб. Отчужденных жительства Израильского согражданами святых и домочадцами показал. С чуждыми заветов обетования вступил в теснейшее общение посредством небесных таинств. Не имеющим надежды залог спасения – Духа даровал. Безбожных в мире ( Еф.2:12 ) соделал храмами Троицы. Бывших некогда далече, не местом, но нравом, не расстоянием, но волею, не страною (местом), но богопочитанием, вблизи сотворил, через спасительный Крест убивающих обнял, поистине по слову пророка: «Кто слыша сицевое, и кто виде сице»? ( Ис.66:8 ). Все ангелы благоговеют таинству, все силы трепещут пред чудом 21 : Престол не оставлен, и мир спасся; от небес не отступил и землю освободил; отеческие недра не обнажил и ад разграбил; неподверженный изменению пребывал (ναλλοωτος) и новопросвещенных облек;

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

Ежели же согласиться на мнение вторых толковников: то под словами: злато, сребро и камение честное, надобно разуметь добродетели, совершаемые мыслию, словом и делом: а под словами: «день бо явит» последний день суда, которой откроется огнем: «река огненна течаше исходящи пред ним» ( Дан.7:10 ), то есть пред судиею, говорит великий Пророк Даниил: а под огнем, искушающим дело каждого, каково оно, должно разуметь правосудие Божие. «Огнем бо Господним», говорит Исаия, «судитися будет вся земля» ( Ис.66:16 ): под словами же «спасется такожде, якоже огнем» ( 1Кор.3:15 ) не надобно разуметь: получит спасение, так как огнем: но, останется цель, по сему выражению: «спаситеся от рода строптиваго сего»? ( Деян.2:40 ) надобно, говорю, разуметь не иначе, как: останется нетленен, да тако будет жегом огнем вечного мучения. И так Апостол Павел предлагает здесь, по мнению первых Толковников, следующее учение: если кто из учителей, утверждаясь на сем основании веры во Христа, будет преподавать учение православное или злочестивое, то да знает, что учение всякого откроется, каково оно есть: время откроет оное. Ревность Всесвятого Духа и рассуждение верных сынов Церкви искусит и исследует, право, или не право учение его? И ежели найдется правым, то он получит мзду, то есть воздаяние от Бога и похвалу от Церкви. Ежели же Церковь найдет оное еретическим и неправославным, то оно «отщетится», то есть будет осуждено, а он сам спасется не огнем, но так как бы огнем, то есть обличением и запрещениями Церкви, ежели только покается. По мнению же вторых Толковников, Апостол научает следующему: ежели кто из верующих на основании веры во Христа и умом и словом и делами своими назидает, то есть, творит дела добродетели или греха, то да знает, что дела каждого откроются: ибо последний день суда имеющий начаться огнем Божеского правосудия откроет все: сей огнь, то есть, сие Божие правосудие искусит дело каждого, каково оно, благо или зло: и ежели по искушении оном и суде Божеском дело человека останется неосужденным, то он получит мзду, то есть небесное царствие: ежели же дело его окажется достойным огня, то оно «отщетится», то есть уничтожится, а он сам «спасется», то есть останется невредим, да тако предан будет огню вечного мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

«Ибо созиждет Господь Сион и явится в... славе Своей» ( Пс.101:17 ). Так как неведущие божественного домостроительства приписывали пленение иудеев и запустение Иерусалима слабости их Бога, то он с полным основанием называет восстановление Иерусалима славой Божией, в том смысле, что с восстановле­нием Сиона все увидят в прежней славе Бога всех. С другой стороны, когда Господь предстал среди двенадцати апостолов, тогда, конечно, явился Он в Своей славе со знаками Своих страданий, потому что говорит Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои» ( Ин.20:27 ), и так далее, т.е., славой называет пророк Его стра­дания, потому что ими Он покорил вселенную. Можешь понять ты и иначе слова: «созиждет Господь Сион», а именно так: Бог Слово, сделавшись плотью и поселившись в нас, создал Церковь , в ду­ховном смысле называемую Сионом. «Явится в... славе Своей» именно тогда, когда во время обитания Его в нас мы увидим «славу Его, славу, как Единородного от Отца, полное благодати и истины» ( Ин.1:14 ). " Призрел Он на молитву смиренных и не отверг моления их» ( Пс.101:18 ). 3. Не пренебрег их, говорит; как пленных и рабов, но принял молитву их и даровал им избавление. Смирен­ными называет смиренных духом, о которых Господь гово­рит: «а вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим?» ( Ис.66:2 ) Это относится к апостолам. Или, может быть, молитва и моление здесь разумеются те самые, о которых говорит надписание этого псалма: «молитва бедного», и: «и изливает пред Господом моление свое», и ради которых Господь вос­создаст Сион и исполнить все, о чем они просили. »Да будет написано о сем... роду последующему , и будущий народ восхвалит Господа» ( Пс.101:19 ). Заклю­ченная в псалме молитва и пророчественное обетование о язычниках, как бы запечатленное на столбе, даны иудеям с тем, чтобы они сохранили их для нового народа и для времени Христова, когда соз­даны были народы по вере, о чем блаженный Павел говорит: «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«О котором сказал пророк Исаия» – буквально: «он есть тот, о котором сказано (в славянском переводе – «реченный») через ( δι – по более вероятному чтению) пророка Исаию, говорящего». Слова пророка Исаии ( Ис.40:3 ) приведены почти буквально по Семидесяти, с той только разницей, что вместо последних слов «правыми сделайте стези Ему (Его)», у Семидесяти: «правыми сделайте стези Бога нашего». В еврейском тексте иначе: «голос вопиющий: в пустыне проложите путь Господу, прямою сделайте в степи дорогу нашему Господу». «Глас вопиющего в пустыне» – эти слова отделены от дальнейших в наших изданиях Библии, но в древности никаких знаков препинания не употреблялось и слова не отделялись одно от другого, почему этот текст и можно читать двояко: или «глас вопиющего в пустыне», или «глас вопиющего: в пустыне приготовьте». В настоящем случае вопрос не решается тем, что в еврейском «в пустыне» относится к «приготовьте» (на что указывает дальнейшее «в степи»), потому что в греческом нет никаких оснований отделять оба эти выражения. Объясняя стих, толкователи колеблются. Однако в Евангелии Матфея обыкновенно относят «в пустыне» к слову «вопиющего», по-видимому, по аналогии с κηρσσων ν τ ρμ (стих 1). Отношение слов пророка Исаии к возвращению евреев из Вавилонского плена считается сомнительным. Но что же тогда означает у пророка «глас вопиющего»? В каком смысле понимал это выражение пророк? Если мы обратим внимание на то, что главы 40–66 книги пророка Исаии относятся к так называемому Девтеро-Исаии, пророку, жившему во время или после плена, и допустим, что это было известно евангелисту, то лучше поймем, что значат слова «глас вопиющего в пустыне». Пророк созерцает возвращение Израиля из плена и вместе с ним как бы возвращение Господа, Царя Израилева, в Иерусалим. Господь посылает через пустыню, отделяющую Вавилон от Палестины, вестников для возвещения о Своем прибытии и вместе дает повеления о том, чтобы Ему приготовили путь, сделали прямой ту дорогу, по которой Он пойдет. Один из таких вестников и был φων βοντος ν τ ρμ. Аналогия с проповедью Иоанна здесь, по-видимому, полная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объясн. Эти слова доказывают, что уже в век апостольский отличался и почитался пред прочими днями недели день Воскресный, что подтверждается и другими местами Писания: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . О замене субботы воскресным днём Мф.24:20 . «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой, или в субботу». Объясн. «Субботой» евреи называли не только 7-й день, а и вообще праздничный день: Лев.16:31:23:11–23 ; стало быть, здесь советуется избавиться от «бегства» зимой или в праздничный день. Апостол Павел в 1-й день недели (Воскресенье) учил и преломлял хлеб, а в Понедельник предпринял путешествие: Деян.20:7 ; о праздновании христианами воскресного дня, а не субботы говорится и в других местах Писания: 1Кор.16:1–2 ; Откр.1:10 ; Ин.20:19 . Евр.3:11:19 . «Посему Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой ( Пс.94:7–11 )... Итак, видим, что они не могли войти за неверие». Объясн. Господь как бы так говорит: Я решительно заявил во гневе Моём, что они (Израильтяне) не войдут в покой Мой, т.е. в землю обетованную, которая должна была бы успокоить Израильтян, вступивших в неё после сорокалетнего странствования; подобно сему, не войдут в покой царствия небесного все неверующие и не повинующиеся заповедям Христовым: 1Ин.2:4 . Следовательно, здесь говорится не о субботе в собственном смысле, а о покое душевном. Ис.66:22–23 . «Как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь». Объясн. «Дары различны, но Дух один и тот же»: 1Кор.12:4:11 . Следовательно, через пророка Исаию говорил тот же Святой Дух, Который прорекал и чрез пророка Иеремию, почему противоречить друг другу они не могли. А пророк Иеремия говорит, что завет, заключённый Богом с евреями при выходе из Египта, тот завет, в котором говорится о субботе: Исх.16:23–26 , будет уничтожен, а будет заключён «Новый Завет»: Иер.31:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Рейтинг: 9.9 Голосов: 893 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Когда Бог изгонял из Рая первых людей, Он обещал Еве, что отныне она будет рожать детей в муках. Мучения при родах, как последствие греха Евы и как наказание за грех, перешло потом ко всем женщинам. Именно от родовых мук умерла праматерь Рахиль. Свободна ли была от этого наказания Пресвятая Дева? Пророк Исаия когда-то предсказывал: «Еще не мучилась родами, а родила; прежде, нежели наступили боли Ея, разрешилась Сыном» (Ис. 66: 7). Многие святые отцы относили эти слова пророка к Деве Марии, Которая сначала родила Христа безболезненно и только потом, у подножия креста, испытала родовые муки. Вот что об этом писал прп. Иоанн Дамаскин: «Эта блаженная и удостоенная преестественных даров перенесла во время страдания [Господа] те бывающие во время родов, которых Она избежала, рождая Его, – перенесла, вследствие материнского сострадания претерпев терзание Своего сердца, и, как мечом, была разрезываема размышлениями, видя, что Тот, Кого через рождение Она узнала как Бога, умерщвляется, как злодей. И это значат слова: “и Тебе же Самой душу пройдет оружие” (Лк. 2: 35)». –  Иоанн Дамаскин , преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 14 (87). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей 23 октября 2020, 10:11 Евгений! Сердечная благодарность за статью! Александр Б 23 октября 2020, 06:16 С нами тоже самое происходит, мы любим всех по разному. А Евангельское повествование как бы говорит нам " не переживайте " , любите дальше... Евгений Абдуллаев 22 октября 2020, 16:29 Галине И. Уважаемая Галина! 1)от вопроса о плаче Иеремии Вы грубо ушли ( " все писано-переписано " , а 2) Ваше выражение " ставить на одну планку, говорит о том, что Вы не внимательно читаете оппонента. Свт. Димитрий Ростовский, указывая на неверную жену, Вирсавию, как на ЗАСТУПНИЦУ тоже " ставил ее на одну планку с Богородицей " ? Насчёт современных евреев - вот только не надо меня в иудействующие записывать, моя статья совсем о другом. Жаль, что нормальной дискуссии не получилось, мне было приятно увидеть среди читателей человека хорошо знающего Ветхий Завет. Всего доброго, не серчайте!

http://pravoslavie.ru/134688.html

Спаситель не запрещает здесь, очевидно, продолжительных молитв и молитвословий, а требует только, чтобы они не были пустыми, бездушными, но были искренними и сердечными. Мф.6:8 . Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. «Знает Отец ваш» и прочее. Бог всеведущ и потому знает все наши нужды прежде нашего прошения, как знает все тайное и явное. Это, впрочем, не значит, что мы не должны просить у Бога в молитве того, что нам нужно. Господь Сам говорит: «Просите, и дáстся вáмъ» ( Мф.7:7 ); если чего будете просить в молитве с верою, получите ( Мф.21:22 ) и т. п. Молиться должно «не для того, чтобы известить Его, но для того, чтобы преклонить Его, дабы через непрестанное моление соединиться с Ним, дабы смириться пред Ним, дабы вспомнить грехи свои» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Мф.6:9 . Молитесь же так: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое. «Молитесь же так». Господь предлагает лишь образец христианской молитвы, и потому это не значит, что христианин этими только словами молитвы Господней и должен всегда молиться, не употребляя других молитвословий. В ней содержится сущность христианской молитвы, дальнейшие же подробности, очевидно, могут составлять предметы для множества молитвословий, которые действительно составлены в Церкви Христовой и употребляются в таком или другом объеме всеми христианскими народами и вероисповеданиями . «Отче наш». Бог – Отец всех людей, как Творец и первый Виновник происхождения всех людей, как Хранитель всего рода человеческого, и, кроме того, Он Отец всех христиан по особенному благодатному во Христе усыновлению Им всех их ( Рим.8:14–17 ). «Наш». Этим повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего» (Златоуст; ср.: Феофилакт). «Сущий на небесах!» Бог вездесущ, но на Небесах преимущественно сияют Его слава и богатство Его благодеяний, и там Ангелы и избранные Его наслаждаются Его лицезрением, Небеса по преимуществу поведают Его величие и славу, почему Небеса и представляются особенным местом Его присутствия; там и Престол Его ( Ис.66:1 ; Пс.2:4,102:19,112:4 ; Иов.22:12 и далее; Деян.7:55–56 ; 1Тим.6:16 ); оттуда нисходит Дух Святой ( Деян.2:3–4 ); оттуда глас Божий ( Ин.12:28 ) и Ангелы Божии ( Ин.1:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010