Чистяков Г.,свящ. Над страницами Нового Завета. М. 2000. С. 12. 712 Кассиан, еп. С. 279. 713 См.  Кассиан, еп. С. 279. 714 Этот тот редчайший случай, когда СП выглядит более предпочтительно, чем Славянский перевод, допускающий слово цр7ковь там, где имеется в виду Иерусалимский храм ( i(ero/j) или святилище (nao/j) (напр., Мф. 4, 5; 12, 5; Мк. 11, 11. 15; Лк. 1, 9. 21. 22; 2, 27. 37. 46; 4, 9; 18, 10; 24, 53; Ин. 2, 14; 5, 14 и др.), тем самым несколько «размывая» понятие «Церковь» как собрание. Очевидно, здесь сказывается более позднее наделение термина «Церковь» значением храма как здания. Единственный «сбой» СП допускает в Мф. 27, 6, переводя korbana=n как «сокровищницу церковную» (в ЕК более оправданно — «храмовую казну»). Интересно, что в славянском тексте есть слово хра1мъ. Но им переводится греческое oiÅkoj, что значит «дом». Собственно, «храм» этимологически и есть дом («хором»). OiÅkoj tou=qeou=(напр., Мф. 21, 4) — букв. «дом Божий», как в СП, и хра1мъ бж7iй, как в славянском Евангелии. Если речь идет не о храме (доме) Божием, а об обычном доме, например, построенном на камне или на песке (Мф. 7, 24-27; ср. 2, 11 и др.), то в греческом тексте будет существительное женского рода oi)ki/a — по-славянски хра1мина, в СП также «дом». Слово до1мъ тоже есть в славянском тексте как перевод oi)ki/a, но как обозначение не здания, а жилища, например, при переводе сочетаний e)n въ до1мэ? «дома» (напр. Мф. 8, 6; 9, 10); ei)j th/n oi)ki/an — въ до1мъ, «в дом (к кому-л.)» (Мф. 8, 14; 9, 6. 7. 23. 28; 10, 12-14), а также в сочетании oi)koj I)srah/l — до1мъ i3u7лebъ, «дом Израилев» (Мф. 10, 6) и др. 715 Грилихес Л., свящ. С. 64. 716 «Особое внимание к учению о Церкви отвечало иерархическому положению Иерусалима в христианском мире.» — Кассиан, еп. С. 283. 717 См. Ключ... С. 269-70. 718 См. подробнее Сорокин А., прот. С. 302. 719 Кассиан, еп. С. 280. 720 Как видим, в первом случае употреблено слово мужского рода (Pe/troj — «камень»), а во втором — женского (pe/tra — «скала»). В подстрочнике ЕК предлагается буквальный перевод: «... ты камень и на этой скале Я...» 721

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Николай 17 июня 2015, 14:13 СП совершенно прав. Самое страшное в наше время это теплохладность, подмена догматического сознания синтементальностью, которую даже здесь проявляют некоторые христиане. В секту может привести только сатана. Говорить о неполноте вообще нельзя, Христос - это полнота во всем, неполного Христа не бывает. Неполный Христос - это вообще не Христос, а идол. А настоящие фарисеи - это как раз те, кто этого не понимает и не хочет понять. Олег 16 июня 2015, 13:51 Уважаемый СП, почитайте у отцов, что чувствует человек под влиянием бесовских воздействий (в основном, " радостную " всеобъемлющую удовлетворенную гармонию, сменяющуюся " праведным " гневом). И что чувствует человек при касании божественных энергий (глубочайшее покаяние, осознание своей ничтожности перед всеми(!!!) остальными людьми и тем более перед Господом Богом, и робкую но спокойную на Него надежду). Такой вот тест для монаха. Делайте выводы, СП. Галина 15 июня 2015, 23:04 К СП. Вы никогда не задумывались, почему, когда пришел Христос, мытари, блудницы и другие грешники услышали Его и полностью переменились, а фарисеи с книжниками, т.е. хранители закона - нет? Потому, что последние, в основной своей массе, были мертвы сердцем. Они знали закон, учили закону других, старались соблюдать заповеди и в этом ревностном служении...распяли Господа! Они не видели изменения сердец, зато прекрасно видели исцеления в неположенный день, кушанье неумытыми руками и т.д. и т.п. Вы сейчас очень напоминаете фарисеев, вроде и принадлежите к истинной вере, вроде и ревности, хоть отбавляй, а толку??? Поверьте, если человек искренно верит в Бога и если он ищет Истину, то его Господь рано или поздно приведет к православию, где бы он ни был. И не наше дело исследовать пути Господни, как и кого Он приводит к Себе. Знаю искренне верующего, православного человека, которая ранее жила и абсолютно не помышляла о Боге, пока ее знакомая не обратилась " за помощью " к бабке. А та ее, послала в православный храм, поставить П-ное количество свечей. Знакомой одной в храм идти было не то страшно, не то неудобно, вот и взяла она с собой подругу. Поставила она, как была научена свечи и больше в храм ни ногой, зато подруга открыла для себя новый, православный мир и уже много лет является активной прихожанкой храма. И таких случаев, когда все нестандартно - сотни!

http://pravoslavie.ru/79753.html

Ис.29:13 ; Лк.22:37 Ис.53:12 ); в цитировании евангелистами пророчеств Исаии ( Мф.3:3 Ис.40:3; 4:4–6 = Ис. 9:1–2; 8:17 Ис.53:4; 12:17–21 = Ис.42:1–4 ; Ин.1:23 Ис.40:3; 12:38–40 = Ис.53:1; 6:9–10 ); в цитировании книги Исаии другими апостолами в новозаветных книгах ( Деян. 8:28,32–33 = Ис.53:7–8; 28:25–27 = Ис.6:9–10 ; Рим. 9:27 Ис.10:22–23; 10:11 Ис.28 :16б; Ис.53:1; 15:12 Ис.11:10 ). Следуя текстам Нового Завета, отцы и учители Церкви в своих толкованиях и многочисленных ссылках также признавали подлинной всю книгу Исаии, а пророка называли «ветхозаветным евангелистом» за необычайную ясность предсказаний о Мессии-Христе и его духовном Царстве. Этому воззрению не противоречит некоторое различие языка и стиля 1–39 глл. и 40–66 глл. Его можно объяснить, во-первых, тем, что Исаия в течение полувекового служения мог усовершенствовать свой стиль и, во-вторых, тем, что в глл. 1–39 преобладают угрозы, а в глл. 40–66 утешительные пророчества. Кардинальной же разницы в языке этих частей кн.Исаии нет; каждая из них написана прекрасным поэтическим языком и стилем, вследствие чего вся книга Исаии в полном составе 66 глав считается классическим образом ветхозаветной пророческой письменности. Наконец, как в 1–39, так и в 40–66 главах, многократно употребляется наименование Бога «Святой Израилев» [кедош исраэль] (13 раз в 1–39 глл. и 12 раз в 40–66 глл.), которое редко встречается в других ветхозаветных книгах и более свидетельствует о единстве автора, чем о подражании великому Исаие его учеников, как думают критики. 1: Начиная с 3 века до Р.Х. иудеи знали все три части Исаии (1–39; 40–55; 56–66) и приписывали их ему, что видно из Сир.48 гл., И.Флавия (Древности XI,1,2–3), из Нового Завета и отцов Церкви. Это мнение было господствующим вплоть до 20 в. Наиболее древнее и пространное свидетельство мы имеем в кн.Иисуса Сираха, написанной за 180 лет до Р.Х. В ней сначала упоминается исторический отдел кн.Исаии (36–39 глл.) ( Сир. 48:17–25 ), а далее об Исаие говорится, что «он великим духом своим предвидел отдалённое будущее и утешал сетующих в Сионе; до века возвещал он будущее и сокровенное прежде нежели оно исполнилось» ( Сир.48:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

В начале царствования Соломона, как мы видели, осуществилась историческая обстановка, нарисованная Моисеем в Втор.12:10–11 , и Господь избрал построенный Соломоном Иерусалимский храм, «чтобы пребывать, там имени Его» ( 3Цар.9:3 ; 3Цар.8:16 ). В силу последнего, иерусалимский храм, по закону Втор.12:11 , должен был быть единственным местом жертвоприношений евреев. Таким образом, с построением Соломонова храма, должно было прекратиться действие законов Исх.20:24 и Лев. о месте еврейского богослужения, вместе с практикой евреев, допускавшей их свободу в отношении места богослужения. Со времени построения Иерусалимского храма вступил в силу закон Втор.12:11 , провозглашавший идею централизации еврейского богослужения при Иерусалимском храме. При обозрении дальнейшей еврейской истории, с точки зрения проявления в ней идеи централизации еврейского богослужения, мы рассмотрим сначала период времени до плена Вавилонского, а затем, после него. Так, для свящ. автора 4Цар. храм иерусалимский сохраняет свое значение, как места, которое Господь «избрал из всех колен Израилевых и положил там имя Свое» ( 4Цар.21:4 , 4Цар.21:7 ; 4Цар.23:27 ). Такое же представление об иерусалимском храме мы находим и у других пророков царства иудейского. У Иоиля, одного из раннейших пророков, дом Божий, т.е. храм, является местом, где происходят религиозные собрания, на которые собираются «старцы и все жители страны» ( Иоил.1:14 ); Сион у того же пророка является местом, откуда исходят объявления о церковных временах ( Иоил.2:1 , Иоил.2:15 ; срв. Чис.10:7–10 ); по представлению Иолия «на Сионе, на святой горе» обитает Господь ( Иоил.3:17 ); оттуда «возгремит Господь и дает глас Свой» ( Иоил.3:16 ). Ясно и сильно выражается по данному вопросу и прор. Исаия. По его представлению, Иерусалим – гора Господня ( Ис.30:29 ), гора святая, место поклонения Богу ( Ис.27:13 ; Ис.66:20 ), место святилища Господня, подножие ног Его ( Ис.60:13 ); в Иерусалиме – огонь Господа и Его горнило ( Ис.31:9 ); в Иерусалим идут со свирелью, чтобы взойти на гору Господню ( Ис.30:29 ); Сион – жилище Господа Саваофа ( Ис.8:18 ), место имени Божия ( Ис.18:7 ), место молитвы ( Ис.56,7 ), город праздничных собраний евреев ( Ис.33:20 ); храм есть дом святыни ( Ис.64:11 ), дом молитвы ( Ис.60:7 ), дом освящения народа, где евреи прославляют Бога ( Ис.64:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ». Все эти образы, в которых рисуется Божественная помощь новому Сиону ( «покрою тенью руки», «устроить небеса» и «утвердить землю»), невольно напоминают аналогичные же факты из начальной истории ветхозаветной теократии (водительство «столпа огненного», дарование «земли Ханаанской»). Фактически же новые обетования исполнились тогда, когда верующим открыто было Евангелие царствия Божия («слово Мое в уста твои») и когда они признаны были «чадами Божиими» ( Ин.1:12 ), " языком святым», «людьми Божьими» ( 1Пет.2:9–10 ), Ис.51:17 . Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Го­с­по­да выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьяне­ния, осушил. С 17–23 ст. идет начало уже новой пророческой речи, продолжением и окончанием которой служит вся дальнейшая глава. Основанием поместить начало новой речи в конце данной главы послужило, очевидно, их близкое родство по содержанию и характеру. Круг пророчественных утешений постепенно как бы смыкается и становится все уже и теснее: сначала пророк обращался ко всему Израилю (48 гл.), затем – к избранным представителям его (51), а теперь – он взывает к одному Иерусалиму – духовно-политическому средоточию и центру верного Сиона. «Воспряни, воспряни, восстань Иерусалим». Повторение известных слов, помимо общего его смысла – подчеркнуть важность произносимого и обратить на него усиленное внимание – имеет у пророка Исаии еще и особое назначение – служит гранью новых отделов его речей (ср. Ис.5:25 ; Ис.9:12, 17, 21 ; Ис.10:4 ; Ис.48:22 ; Ис.57:21 ; а также: Ис.5:8, 11, 20 ; Ис.22:1 ; Ис.23:1 ; Ис.28:1 ; Ис.30:1 ; Ис.38:1, 12 ; Ис.51:1, 4, 7 ). Ис.51:18 . Некому было вести его из всех сыновей, рожден­ных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, которых он воз­растил. «Ты... выпил чашу ярости Его... некому было вести его... из всех сыновей, которых он возрастил.» Под чашей гнева Божия, которую до конца испил Иерусалим, разумеется чаша бедствий и страданий, которые попущены Богом за грехи его обитателей и для вразумления их (ср. Пс.74:9 ). Под чадами Иерусалима, не оказавшими ему в критическую минуту никакой поддержки, святой Кирилл Александрийский разумеет ответственных вождей еврейского народа – его священников, левитов и книжников, – которые, по словам Спасителя, «взяли ключ разумения закона» ( Лк.11:52 ), но ни сами не спасаются, ни других не спасают ( Мф.23 гл.). В особенности это полное бессилие народных вождей сказалось во время последнего разрушения Иерусалима римлянами, когда междоусобная борьба и интриги, так называемых «зилотов», больше, чем римская осада, содействовали падению города и развитию в нем ужасных бедствий (Иосиф Флавий).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О природе Мессии и о величии Его дел свидетельствуют также те имена, которыми Его наделяли пророки, называя Его: Лев, Давид, Ангел Завета, Отрасль, Бог Крепкий, Эммануил, Советник, Начальник мира, Отец будущего века, Примиритель, Звезда, Семя Жены, Пророк, Сын Божий, Царь, Помазанник (Мессия), Искупитель, Избавитель, Бог, Господь, Раб (Божий), Праведник, Сын Человеческий, Святой Святых. Пророчества о Царстве Мессии: очищение грехов (Ис.59:20—21, Иер.31:31—34, Иез.36:24—27, Дан.9:24—27, Зах.6, 13:1), сообщение людям праведности и чистого сердца (Иер.31:31, Иез.36:27), заключение Нового Завета (Ис.55, 59:20—21, Иер.31:31—34, Дан.9:24—2), обилие благодати (Ис.35:5, 44:3, 55, 59:20—21, Иоил.2:28—32, Зах.12:10—13), призвание язычников (Пс.21:28, 71:10—17, Ис.2:2, 11:1—10, 42:1—12, 43:16—28, 49:6, 54:12—14, 65:1—3, Дан.7:13—14, Агг.2:6—7), распространение Церкви по всей земле (Ис.42:1—12, 43:16—28, 54:12—14), непоколебимость и непреодолимость (Ис.2:2—3, Дан.2:44, Дан.7:13, Зах.9:9—11), уничтожение зла, страданий (Чис. 24:17, Ис.11:1—10), утверждение радости (Ис.42:1—12, 54:12—14, 60:1—5, 61:1—4), воскресение плоти (Иов.19:25), уничтожение смерти (Ис.26, 42:1—12, 61:1—4, Зах.9:9—11, Ос.13:14), познание Бога (Ис.2:2—3, 11:1—10, Иер.31:31—34), торжество истины и справедливости (Пс.71:10—17, 109:1—4, Ис. 9:6—7, 11:1—10, 26, Иер. 23:5), слава торжествующей Церкви (Ис.26—27). Уподобление Царства Мессии горе: (Пс.2, Ис.2:2—3, 11:1—10, 26, Дан.2:34). б) Пророчества в хронологическом порядке. Место в Писании Книга Бытия Семя Жены сотрет главу змия 22О — благословении в Потомке Авраама 49 — Примиритель из колена Иуды (Чис.24:17) — Звезда Иакова (Втор 18:18—19) — Пророк подобный Моисею (Иов.19:25—27) — Об Искупителе, Который воскресит (2Цар.7:13) — Вечность Мессианского Царства Псалмы (цифры в скобках соответствуют Еврейской Библии) Пс.2-й (2) Мессия – Сын Божий Пс.8 (8) Хвала младенцев при входе в Иерусалим Пс.15 (16) Его плоть не увидит тления Пс.21 (22) Крестные страдания Мессии Пс.29 (30) Душа вышла из ада

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

чрез моря чрез море во великой в велицей четверг четверток темьяном фимияном стороне стране на перегороде на преграде дорогий драгий церкви церковь (им.ед.) женчюгом жемчюгом шлы слезы шли слезы Исидор ей (вм. е) ея (род. ж) инх святых мощи иных св. мощи (род. мн.) храсален хрустален целовали есме ц. есмя на мороморя на мрамор Дигитрею (вин.) Одигитрия (род.) медяными медными ел, ести ял, ясти Григорей Григорий лоб... Кузмин лоб Козмин напсал написал туто же царевою царьскою позолочен позлащен волосы у кладязя у кладезя во Царегороде в Цареграде в кадило в кадиле (мест.) у ворот огород ис потиря ис потира у святое у святыя чловеки человеки во олтари в олтаре Иоанн Кушник И. Кущник сшли слезы шли слезы пятницу людей (род. мн.) Еросалим Иеросалим железн железен омофор омефор в монастыри в монастыре патрахиль петрахиль святы Дмитрей святый Димитрий Костянтин Коньстянтин исжегл передних предних туже (нар. места) Анкудина Акиндина завесть зависть тая церковь та церковь мирный мерный первое первее (нар.) въступят ступят впретворишася претваришася Аксиньи Ксения схоронен сохранени Еуфимей падьяцы подьяци на уведенья на уведение взхощет восхощет Мануила царь Мануил царь Олексееве Алексееве троицю троицу великово великаго творцю творцу святый оставлеше оставльше на шïи у Христа чрес нощь чрез нощь гвозды гвозди (им. мн.) прежде сорочка срачица На долю словаря выпадает немного примеров, но все они достаточно характеризуют приведенные выше разночтение из области звуков. Более употребительные в речи и некоторые даже русские по происхождению слова и выражение заменены однозначащими из книжного языка. Примеры: Сп. А. Яцимирского : Сп. изданный: Сп. изданный: гортань возволочивают подымают когда, егда до ныне до днесь райские двери молвить глаголеть латына латыни (им. мн.) окрест чернцов иноков чинена сотворена проглагола глас бысть сметани свержени дал в поруце д. в поручение печална прискорбна подкладывают возлагают понесут во перенос понесут глаголал беседовал изошла снидоша кошницы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Ис.42:6 . Я, Го­с­по­дь, при­звал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и по­ставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, Содержит в себе речь Господа к Его возлюбленному Отроку. «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку». Почти буквальное повторение слова 1-го стиха, с переменой только Лица, к которому они обращены (там 3-е лицо: пророк, или народ; – здесь 2-е Сам Отрок Господень). И поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников. Новое, важное добавление, определяющее значение и объем Мессианского служения Отрока Господа. Роль Мессии будет, до известной степени, аналогична с ролью Моисея ( «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня» – Втор.18:15 ) – оба они являются устроителями завета Бога с человеком; но самый объем их завета существенно различен; завет Моисея обнимал лишь один избранный израильский народ, – завет же Мессии распростирается и на всех язычников. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». ( Ин.1:17 ). Указание на Отрока Господня, как Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у Исаии, так и у др. пророков ( Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 ; Ис.52:13 ; Ис.53:1–2 ; Ис.50:10–11 ; Ис.59:20 ; Ис.60:1–5 ; Иер.31:31–34 ). «Во свет для язычников». Один из излюбленных пророком Исаией образов, который им безразлично прилагается и к «Еммануилу», и к «Отрасли», и к «Отроку Господню», так как все эти понятия синонимичны между собою (2 гл. Ис.2:4–5 ; Ис.9:1–7 ; Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 и др.), в чем защитники единства и подлинности кн. пророка Исаии справедливо находят очень веский аргумент в пользу своего мнения (см. иер. Фаддей «Единство» кн. пророка Исаии 277 с. 290 и др.). Следует также отметить, что этот образ, как прекрасно выражающий мысль о духовном возрождении и просветлении язычников, имеет довольно широкое применение и в кн. Нового Завета ( Мф.4:16 ; Лк.2:32 ; Деян.13:47 ; Деян.26:18 ; Рим.16:12 и др.) Ис.42:7 . чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключе­ния и сидящих во тьме – из темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При определении времени написания Сказания, следует иметь в виду, что уже в древнейшем из дошедших до нас списков этот памятник читается не в первоначальном своём виде, а в соединении с другим памятником – повестью о посмертных чудесах Бориса и Глеба, которая была составлена отдельно и независимо от жития 24 . Древнейший список Сказания дошёл до нас в так называемом Успенском сборнике XII в., принадлежавшем раньше Московскому Успенскому собору, а теперь – Московской Синодальной Библиотеке 25 . По этому списку Сказание издавалось два раза: Бодянским 26 и А. А. Шахматовым и П. А. Лавровым 27 . Этот же список взят основным и для настоящего издания. Для вариантов приняты следующие списки, как древнейшие или типичнейшие: 1) Список в рукописи Московской Синодальной библиотеки Чудова монастыря 20, лл. 81–91, XIV в. 28 В некоторых отдельных случаях Чудовский список даёт нам более древние и исправные чтения, чем Успенский, напр. «издеяно» вм. «наречено» (28, 18), «казания разума» вм. «наказания разума» (29, 12), «обьщаються» вм. «обещаваються» (32, 18), «деля» вм. «ради», «измещеть страх» вм. «отъмещеть боязнь» (34,19), «увы мъне» вм. «нам» (36, 21), «къняже мой» вм «къняже наш» (36, 21), «поиде» вм. «поеха» (39, 9), «бо» вм. «убо» (49, 21), и др. Но в то же время есть в нём и явные следы зависимости от того текста, который лёг в основу списка Успенского сборника. Напр., в Успенск. сб.: «Видев же диявол и искони ненавидяй добра человека, яко вьсю надежю свою на Господа положил есть святый Борис» (32, 6–8) в Чудовск. сп.: «Видев же диявол исконе, яко всю надежю на Господа положил есть святый Борис» (4, 17–19 по изд. Бодянского); в Успенск. сб.: «умиленъмь гласъмь и измълкъшьм грьтаньм» (42, 22) 29 , а в Чудовск. сп.: «оумиленым и змолъкьшим гласомь» (10, 29); в Успенск. сб.: «Призьри с небесе святого твоего на нас убогых: елма же съгрешихом, н ты оцести, и безаконьновахом – ослаби претъкнухомъся по пременении–яко блудьницю оцести ны и яко мытоимьци оправи» (51, 8–11), а в Чудовск. сп.: «призри с небесе святаго твоего на нас убогых, яко съгрешихом, но яко мытаря и блудницю оцести ны» (14, 30–32). В первом случае в Чудовском списке пропущено «ненавидяй добра человека», во втором – «грьтаньмь», а в третьем – «ты оцести», и безаконьновахом – ослаби, претъкнухомъся по пременении».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Ответ Бога на молитву звучит в Ис 65-66. Восстановление храма угодно Богу только в том случае, если люди верны Его заповедям. Самому Богу храм не нужен. Весь мир - Его храм (66. 1-4). Господь отвергает упреки в молчании и объясняет, что беды народа - это справедливый суд за совершенные культовые преступления (65. 1-7). Возрождение, которое предвозвещает Господь, не ограничится избранными. Его цель - преображенный мир, новая тварь, новое небо и новая земля, Царство Божие. Существующему миру Господь противопоставляет новую землю и новое небо, все прежнее «уже не будет воспоминаемо». В Ис 65. 8-16а и 66. 1-6, 14б - 17 описаны те, к кому обращен ответ Бога: «рабы» и «избранные» Господа отделены от тех, кто оставил Господа и уклонился в идолопоклонство (ср.: 57. 3 слл., 7 слл.; 65. 3-7). В Ис 66. 7-14 те, к кому обращено обетование (65. 16б - 25),- это «сыны Сиона» (ср.: Ис 49-54; 60-62). Наконец, говорится, что разделение между праведниками и грешниками не только произойдет в Израиле, но в согласии с обетованием о творении новой земли и нового неба совершится во время всеобщего Суда над «всякой плотью» (66. 16, 18-24; ср.: 40. 5; 49. 26), и народы поклонятся Господу (ср.: 56. 2-8).. К. В. Неклюдов И. п. к. в библейской и межзаветной литературе В Ветхом Завете В 2 Пар 32. 32 говорится о видении прор. Исаии, автор, очевидно, знаком с содержанием рассказа Ис 36-39 (ср.: 4 Цар). И. п. к. упоминается в «гимне отцам» в Книге Иисуса, сына Сирахова, когда речь идет о царе Езекии (Сир 48. 17-25), при этом не только говорится о пророчествах Исаии (Ис 36-38), но и описаны эсхатологические видения глав 24-27 и 45-55. Букв. заимствование из Ис 3. 10 LXX имеется в Прем 2. 12. К этим немногим очевидным ссылкам иногда добавляют формальные или тематические соответствия из лит-ры премудрости. Так, Прем 3. 13 («Блаженна неплодная неосквернившаяся... она получит плод при воздаянии святых душ») напоминает Ис 54. 1 («Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа...»). Прем 3. 14, возможно, развивает мысль Ис 56. 4-5. Точно так же Сир 36. 11-12, судя по всему, соотносится с Ис 49. 4-6, Сир 36. 17 - с Ис 52. 10 или 45. 22 ( Beentjes. 1989). И. п. к. упоминается в др. пророческих книгах. Стих Мал 3. 1 («Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...») близок к Ис 40. 3 («Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему») (ср.: Мк 1. 2, где оба стиха объединены именем Исаии). Последовательность обетований Зах 12. 10-13. 1 совпадает с последовательностью обетований 4-го гимна Раба Господня. Этот ряд примеров можно продолжить. Ветхозаветные апокрифы

http://pravenc.ru/text/674802.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010