И когда останавливается кровь обрезания сына Моисея ( Исх. 4:25 ), т.е. «прекращается страстная жизнь, мечтание и движение, после того как оскверненный помысел был очищен по вере мудростью», тогда, наконец, «успокаивается внутренний голос, словно некий ангел, через совесть бичующий согрешающий ум и порицающий всякое его помышление, движущееся вопреки надлежащему». 72 Впрочем, после сего Моисей вынужден будет вернуть жену и сыновей своих в землю Мадиамскую, к священнику Иофору ( Исх. 18:2 ), убедившись, что без внешних подвигов жизни пустыннической, характеризующейся отсутствием суетной молвы и чувственных соблазнов ( Исх. 3:18 ), нельзя умозрение о сущих освободить от плотской чувственности, принуждающей к работе миру сему и держащей в области греха. И только по достижении полной свободы от греха ( Исх. 18:1 ) и преуспеяния в жизни умозрительной, когда Моисей расположится станом у горы Божией, Иофор приведет к нему его жену и сыновей ( Исх. 18:5 ), а сам принесет всесожжение и жертвы Богу ( Исх. 18:12 ). Казни «Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми» 73 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: Процесс обращения души к Богу Текст для рассмотрения: Исх. 5–10 Употребляемые категории: · ЕГИПТЯНЕ – жизнь греховная · ФАРАОН – диавол · ЕГИПЕТСКОЕ РАБСТВО – образ рабства греху · СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ – добрые расположения и умозрения сущего · МОИСЕЙ – закон Духа · ААРОН – ум · ЖЕЗЛ – слово веры · КРОВЬ – просвещение · ЛЯГУШКИ – грубые грехи · МОШКИ – греховные помыслы · ПЕСЬИ MYXI – страстные влечения · МОРОВАЯ ЯЗВА – страх Божий · ПЕЧНОЙ ПРАХ – страх геенны · ОГНЕННЫЙ ГРАД – злоключения · САРАНЧА – злострадания · ТЬМА – глубокое раскаяние «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия», – говорит Апостол Христов ( 1Кор. 1:18 ). Погибающими являются те, кому неприятно Слово о кресте, которое удручает и, в конечном счете, губит их, но виновато в этом не Слово, а восприятие его, ибо ведь не зря написано: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» ( Ис. 29:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Взя же Мариам пророчица (Исх. 15:20). Когда же она пророчествовала? Или Писание именует её пророчицей, как и жену Исаии, хотя она не пророчествовала, но была только жена праведная? Так, в день сей разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспели: « Пойте Господеви, славно (Исх. 15:21) прославившемуся, потому что, не утруждаясь, истребил врагов и, пребывая в покое, навел на них все казни». По перехождении через море Бог восхотел испытать Евреев недостатком воды, и возроптали они на воды в Мерре. Тогда Бог показал Моисею древо, которое вложил он в воду, и вода сделалась сладкой. Древо это есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов. По изменении качества вод Бог установил законы, чтобы как сила древа изменила естественное качество, так закон склонял и убеждал свободу.   Глава 16 После искушения в Мерре пришли Евреи в Елим, а из Елима в пустыню Синайскую. Народ возроптал, желая мяс. Тогда Бог дал им хлеб с небесе и повелел собирать только доволное дню (Исх. 16:4), и не заботиться о дне завтрашнем. Поскольку же собирали одни по алчности много, а другие по лености мало (Исх. 16:17), то сосуд, служивший мерой, сам собой восполнял недостаток и уничтожал излишек (Исх. 16:18). Как труд собирать манну возложен был на Евреев для того, чтобы не повредила им праздность, так суббота дана была им для рабов и наемников, а также для волов и всякого скота. Но некоторые не соблюли субботнего покоя, вышли собирать манну в субботу и не нашли её. Сказанное же, что манна по виду уподоблялась семени кориандрову (Исх. 16:31), а по вкусу сотам, дает разуметь, что манна была приноровлена ко всякому вкусу. Манной наполнили стамну для сохранения её в роды. Та манна, которую Евреи оставляли у себя до следующего дня, воскипала червями, но манна в стамне в течение многих родов не повредилась. Ядоша манну лет четыредесять, дондеже приидоша (Исх. 16:35) к пределам земли обетованной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

С пастырской точки зрения он вполне понятен и плодотворен. И в определённой мере решает гомилетическую проблему. 71 Но с точки зрения экзегезы дело обстоит иначе. Поэтому следует определиться с тем, какое именно идолослужение запрещает вторая заповедь Декалога ( Исх. 20:4–6 ) и почему. Когда Господь говорил с Моисеем на горе Синай, люди, смущённые его долгим отсутствием, 72 испытывали растерянность и страх, которые наводили на мысль, что Моисей уже не спустится с горы никогда. Тогда они приступили к Аарону и потребовали, чтобы он сделал им того Бога, который незримо шёл перед ними по пустыне. И Аарон уступил. Собрав по стану золотые украшения, он отлил из них тельца ( Исх. 31:18 32:4). Народ восторженно кричал: «Вот божество твоё, Израиль! Вот кто вывел тебя из Египта!» Аарон же, увидев это, поставил перед тельцом жертвенник и объявил всем: «Завтра – праздник, Господу посвященный!» ( Исх. 32:4–5 , ББИ) Выполняя требование народа, Аарон вряд ли хотел присвоить себе единоличную власть отсутствующего Моисея ( Исх. 24:14 ) и уж тем более не хотел отвратить народ от Бога, которого тот совсем недавно обрёл. Быть может, как многие современные священники и проповедники, Аарон поддался искушению навести мосты между Богом и людьми. Но Бог признаёт только те мосты, которые строит Он Сам – об этом Аарон мог и не знать. Ведь в то время, когда он отливал тельца, Бог как раз объяснял Моисею какого рода мост следует возвести между Ним и Его народом. Поэтому Бог испепеляет зыбкие рукотворные мостки, порождённые ограниченным воображением Аарона, который, впрочем, действует вполне в парадигме своего времени. Но это всего лишь гипотеза. Возможно, что наоборот, Аарон всячески старался воспрепятствовать желанию народа. Так, по мнению прп. Ефрема Сирина и блж. Феодорита, приказание Аарона собрать золотые серьги из ушей жён ( Исх. 32:2 ) было связано с надеждой, что те, жалея свои драгоценности, отговорят мужей от идеи отливки тельца. 73 Когда же это не возымело действия, то словами «завтра праздник Господу» ( Исх. 32:5 ) Аарон постарался хотя бы исправить общенародный взгляд на золотого тельца, 74 подчёркивая, что это не очередной идол, какие во множестве существуют у других народов, а изваяние, изображающее именно невидимого Единого Бога 75 о котором говорит Первая заповедь ( Исх. 20:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

К документу Р с синайской частью вначале обычно относят (напр.: Blenkinsopp. 1992. P. 185) помимо «законодательного материала» Велльгаузена еще 2 небольших текста - Исх 19. 1-2; 24. 15b - 18a: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы»; «и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору». Эти тексты позволяют реконструировать начало Р в СинПер. Весь блок Исх кроме этих двух текстов, принадлежит D-koмnoзuцuu. К первоначальному рассказу Р предположительно относятся тексты Исх 19. 1-2; 24. 15b - 18a; 25-31 и т. д. На основании этих текстов реконструируется следующая картина. Израиль прибывает к горе в Синайской пустыне (Исх 19. 1-2; ср.: Числ 33. 15), после чего Моисей немедленно входит в облако, покрывающее гору, чтобы получить наставления об учреждении святилища и отправляемого в нем культа (Исх 24. 15-18a), и немедленно слышит голос Яхве (Исх 25-27). Начало P не содержало ни пространного описания теофании (подобного тому, что приведено в Исх 19), ни повествования о заключении договора, которые содержатся только в рассказе D-koмnoзuцuu. Если считать, что именно «жреческая» синайская перикопа первична, а D-koмnoзuцuя была «добавлена» (см., напр.: Blenkinsopp. 1992. P. 183-197), то невозможно поддерживать гипотезу, будто авторы документа Р опустили заключение договора из тех соображений, что об этом и так уже сказано в параллельном источнике. Для авторов Р существует только один договор между Богом и Израилем - договор, который был заключен с Авраамом (Быт 17. 1-14). Идея синайского договора девтерономистская, заимствованная из кн. Второзаконие и, видимо, поддержанная авторами Кодекса святости. Тема синайского договора будет особенно важна в дальнейшем, при обсуждении Кодекса святости (Лев 17-26).

http://pravenc.ru/text/2463319.html

25–28), и наконец окропление посвящаемых и одежд их елеем с кровью в знак всецелого освящения их по должности (ст. 30). 2. Какие священные одежды священников и первосвященника? – Одежды священников следующие: 1) «надраги льняны», покрывающие наготу от пояса до голеней и служащие знаком особенной скромности и стыдливости, каковые качества должны украшать священнослужителей ( Исх.28:42–43 ); 2) хитон, или подир – одежда белая из льна, узкая, длинная и круглая с рукавами, на подобие нынешнего подрясника ( Исх.29:5 ); 3) разноцветный пояс, стягивающий хитон для удобства при священнодействии, и 1) кидар, или «клобук виссонный» на подобие цветочной чашечки, как знак процветания духовного и славы священника. Кроме пояса, все священнические одежды были из белого виссона, что было знаком величия и святости служителей Божиих. Кроме одежд священнических, облачение первосвященника составляли: 1) верхняя риза, вся голубого цвета, цельно сотканная, круглая без рукавов, с верхним узким отверстием для головы, надевавшаяся на хитон и короче его, унизанная по подолу яблоками из разноцветных ниток и золотыми звонцами ( Исх.28:31–35 ; Сир.45:11 ); 2) ефод, сделанный из синеты, багряницы, червленннцы (шерсти разных цветов) и виссона с золотом и состоявший из двух тканей, нарамников, которые прикрывая грудь, шли чрез плечи вниз и прикреплялись поясами, а на плечах двумя золотыми застежками, на которых блестели два камня с именами 12 колен Израилевых (по 6 на каждом. – Исх.28:7–12 ); 3) «слово судное» (τ λογειον), или напереник, – квадратная драгоценная ткань, покрывавшая у первосвященника место на груди, оставленное ефодом, и украшенная в четыре ряда 12-ю драгоценными каменьями с именами 12 сынов Израиля ( Исх.28:15–29 ): на слово судное возлагались урим и туммим, по переводу LXX-mu: «явление и истина», или свет и правда (см. Исх.28:30 ; Лев.8:8 ), и 4) кидар, обвитый длинною тканью и имеющий напереди золотую дощечку с вырезанными на ней словами: «святыня Господня» – лаЙгова ( Исх.28:36–38 ). Первосвященнические одежды были нетолько символами славы и высшего достоинства первосвященника, но и указывали в нем носителя небесной просвещающей истины и небесного правосудия (особенно чрез слово судное и чрез урим и туммим).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Вопрос 37. Как разуметь сказанное: «да не будут тебе бози разве Мене» (Исх.20:3)? Да не будут тебе бози инии разве Мене. ( Исх.20:3 ).   Исповедующие единую сущность Троицы сохраняют закон сего Божественного изречения, потому что не согласны боготворить что-либо иное, кроме Божественного естества, а зараженные Ариевым и Евномиевым недугом явно преступают Божественный закон, когда Сына и исповедуют Богом, и называют сотворенным и чуждым Божественной сущности. Бог говорит: «да не будут тебе бози инии, разве Мене»; а они вводят иного бога. Вопрос 38. Какая разность между кумиром и подобием (Исх.20:4)? Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею ( Исх.20:4 ).   Кумир ничего не имеет для себя в основании, а подобие есть представление и изображение чего-либо. Поелику эллины делают изваяния несуществующего: сфинксов, тритонов, кентавров, – а египтяне – кинопросопов и букефалов, то подобия несуществующего называют кумирами, а изображения существующего, как-то: солнца, луны, звезд, людей, зверей, пресмыкающихся и подобного тому– подобиями. Повелевает же ни поклоняться, ни служить им. И не просто запрещает то и другое, но поелику иные поклоняются иногда по страху человеческому, хотя не служат в душе, то показывает, сколько нечестиво то и другое. Вопрос 39. Что значит сказанное: «Бог есть ревнитель» (Исх.20:5)? У Владыки Бога угрозы больше наказаний. И это нетрудно дознать из Божественного Писания. Сказано: «всякий необрезанный мужеский пол, иже не обрежется в день осмый, погубится» ( Быт.17:14 ). Но найдем, что обрезанные погибли многоразлично в пустыне, а оставшиеся необрезанными сподобились обетований, данных предкам, потому что Иисус обрезал их в Галгалах. Так, Бог угрожал конечною гибелью имеющим в домах квасное ( Исх.12:15 ), но не предавал их наказанию согласно с угрозою. Посему и здесь, как чадолюбивых и заботящихся о чадолюбии, устрашает угрозами и говорит: «отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене» ( Исх.20:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Мы знаем, Моисей и Илия предстояли Спасителю на горе Фавор, во время Преображения. Когда память пророка Илии, мы все прекрасно помним, а когда память пророка Моисея? Мало кто может сказать. Почему так? Ведь сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34: 10–12). Моисей, как прежде носил свой жестоковыйный народ и готов был даже умереть за него в пустыне, точно так же и до сих пор как бы связан с Законом. По слову святителя Кирилла Александрийского, «блаженный Моисей есть для нас образ закона: имут Моисеа и пророки (Лк. 16, 29), – говорит в евангельских сказаниях блаженный Авраам, Моисей действительно представитель [собственно: лице, ( греч.) просопон] закона» кн. 1, с. 187]. Поэтому со времени Евангельского благовестия вместе с законом остается в тени. Хотя Господь сказал, что Моисей будет обличать иудеев на суде, то есть реально значение его не умаляется. Но в педагогических целях память его, видимо, несколько отошла на второй план. Перечислю в общих чертах ряд вопросов, регулируемых законом, чтобы вы себе представляли объем тем, которые в нем затрагиваются. Во–первых, установление единобожия и запрет идолопоклонства (Исх. 20: 2–6). Затем – обрезание, запрет произнесения имени Божия (Исх. 20: 7), запрет ложной клятвы и богохульства, закон о субботе (Исх. 20: 11), закон о почитании отца и матери (Исх. 20: 12) – эти законы о почитании отца и матери есть в книгах Исход, Левит и Второзаконие, где с разных сторон рассматривается отношение детей и родителей, почитание старцев. Запрет на убийство (Исх. 20: 13), регулирование кровной мести и закон о городах–убежищах (Втор. 19), погребение неизвестных людей, странников, законы о драках и о членовредительстве (Исх. 21: 18–36), запрет на прелюбодеяние (Исх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Слич. Евр. 11:23 ). Родословие описывается ( Исх. 6:16–20 ). При дворе царя Египетского воспитан был ( Исх. 2:10 ). Св. Стефан свидетельствует, что он был весьма учен ( Деян. 7:22 ). Из Египта, презрев достоинство и придворное счастие ( Евр. 11:24–27 ), убежал к Иофору, священнику Мадиамскому, с дочерью которого сочетался браком ( Исх. 2:15–21 ). Изведение Иудеев из Египта ему препоручено непосредственно от Бога ( Исх. 3:4 ), которое и исполнил со многими чудесами ( Исх. 12:1 сн. Евр. 11:28 ). Главным вождем Иудеям от Бога определен был ( Исх. 14:31 ). Обращение его с Богом было такое, какого никто из смертных не имел ( Исх. 33:11 ; Чис. 12:6–8 Втор. 34:10 ). Священнейшие и чудодейственные дела его описаны в тех книгах, которыя он нам оставил. Он был весьма великого благочестия, непоколебимости и терпения ( Чис. 12:3, 7 ). Житие свое, душевными и телесными силами невредимый, до 120 лет продолжил ( Втор. 34:7 ), из которых 40 лет провел при дворе Египетском ( Деян. 7:23 ), 40 лет – в побеге Мадиамском и 40 лет – в управлении народом Иудейским. В пустыне Син впал в некое искушение ( Чис. 20:12 ), и за сие вне Хананеи или Палестины на горе Фазге умер ( Втор. 34:1–5 ). Был ясным прообразованием Христа ( Втор. 18:15–18 . сн. Деян. 3:20–23 ). Моисей, как писатель, древнее всех, от коих остались нам писания: он жил и писал за 500 лет до Гомера (Там же). Вопр. Что должно знать о той книге, в которой св. Моисей преподал нам религию патриархальную? Отв. Книга сия есть первая из священнейших, богодухновенных, канонических, т. е. правильных, которые называются правильными-каноническими потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Эта книга Бытия. Она написана от Моисея не во время странствования его в земле Мадиамской, но по изведении Израильтян из Египта. Ибо прежде онаго призвания на Хориве не был еще он назначен во пророка. Книга Бытия написана от Моисея для того, чтобы предать памяти начало всех созданных вещей; также – греха и спасения истинного; обновить в мире истинное познание и почитание истинного Бога, неба и земли Творца, вместо Которого стали почитать идолов; показать родословие Мессии, начало Церкви и различное оной чрез многие веки приращение; известить народ Божий о предках его и об обетованиях, данных им, и возбудить оный к вере и непорочной жизни; притом сохранить в известности, для чего Бог, оставя другие народы, обратился к Аврааму и его поколению (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

По мнению Иосифа Флавия, упоминаемый в настоящем случае Ор есть одно и то же лицо с Ором, дедом известного художника, строителя скинии Веселеила и сыном Халева из колена Иудина ( Исх. 31:2, 35:30, 38:22 ; 1Пар. 2:19, 50, 4:1, 4 ; 2Пар. 1:5 ). Иудейское предание, отмечаемое Иосифом Флавием называет его мужем сестры Моисеевой Мариам. Насколько справедлива и верна еврейская традиция, сказать довольно трудно. Но она в достаточной мере объясняет тот факт, почему Моисей избирает в данном случае Ора; вместе с Аароном он – его ближайший родственник. Исх.17:11 .  И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; Исх.17:12 .  но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. «Не потому только, – говорит Иустин Философ , – народ одерживал победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста». Исх.17:13 .  И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. Исх.17:14 .  И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. Израиль, как святыня Господня, является неприкосновенным; всех обижающих его настигает бедствие ( Иер. 2:3 ). Это общее правило применяется и к амаликитянам ( 1Цар. 15:2–3 ). Приказание об истреблении записывается для того, чтобы впоследствии не было забыто. Исх.17:15 .  И устроил Моисей жертвенник [Господу] и нарек ему имя: [Иегова Нисси] . Исх.17:16 .  Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род. Израиль сражался под знаменем Всевышнего, которое держал в своих руках Моисей, отсюда и название жертвенника: «Иегова Нисси» – по-еврейски: Господь – знамя мое. Такой смысл устанавливается выражением ст. 16: «ибо рука на престоле Господа». Моисей изъясняет название жертвенника: «Господь – знамя мое» тем, что рука его была на знамени Всевышнего, держала последнее 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

490 – «И первый завет имел, а теперь не имеет», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «и этим уже апостол выражает, что ветхий (первый) завет отменен... так что теперь он хотя бы и оставался, уже не имеет силы». 491 Святилище (храм) названо земным, так как создано было по образу небесному (ср. Евр.8:5 ; Исх.25:40 ), и поэтому оно имело временное назначение. «Людским» именуется потому, что служило для людей местом богослужебных собраний. Стих 2. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов и которая называется святое». Скиния названа первой, так как она была первой от входа со двора и отделялась от двора завесою ( Исх.26 36). «Называет», – говорит блаженный Феофилакт , – «эту именно первою по отношению к «Святому Святых», так как она была в средине. Пред ней же (во дворе скинии) находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжений, поставленный под открытым небом. Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (ср. Исх.40:22–28 ), то она являлась срединой, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов». 492 Стих 3. «3а второю же завесою была скиния, называемая «святое Святых». – «Святое святых» отделялось от «святого» («скинии собрания» – Исх.40:22 ) завесою с изображениями на ней херувимов ( Исх.26:31 ). Эта завеса была по счету вторая, так как первая была при входе во «святое». Стих 4. «Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета» Так назван ковчег потому, что в нем находились скрижали, на которых были написаны «слова завета, десятисловие» ( Исх.34:28 ). «Все эти вещи», – замечает блаженный Феофилакт , – «служили памятниками иудейской неблагодарности. Сосуд с манною в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесным образом, возроптали ( Исх.16:3 ), и чтобы потомки помнили, как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. Жезл Ааронов в воспоминание возмущения, бывшего против него ( Чис.16, 17:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010