Толчок к этому был дан возражениями со стороны Иудеев против мессианского достоинства Христа, поскольку ему не предшествовал предтеча (Кейм) и поскольку лицо Его не было блестящим (Штраус). Впрочем, и помимо таких внешних поводов, сами христиане должны были чувствовать этот пробел в своих воззрениях на Спасителя, как Мессию. И вот в душе последователей Христа начинается таинственный мифологический процесс восполнения допущенного недосмотра в первичных изображениях жизни и деятельности Господа Иисус подобно просветлению лица Моисея или блеску Бога Израилева ( Исх.24:10 ; Исх.34:29–30 ) является просиявшим и даже одежды Его становятся необыкновенно белыми. Скопировав одну черту, миф продолжает в том же духе. Местом Преображения избирается гора, как и Синай в истории древнего законодателя; Моисей при первом своем восхождении, которое легко могло слиться со вторым, берет кроме семидесяти старейшин Аарона, Надава и Авиуда ( Исх.24:1,9–11 ): так и Иисус восходит только с Петром, Иаковом и Иоанном. Спаситель, по Луке ( Лк.9:28 ), имел своим намерением помолиться; Иегова призывает к Себе Моисея и его спутников для поклонения (Господу) издали ( Исх.24:1 ). Когда вождь народа израильского поднялся на гору, ее покрыло облако, и чрез шесть дней Бог воззвал из среды его ( Исх.24:16 ). Все это было и при Преображении; самый небесный голос составлен из различных библейских изречений. Евреи боялись обмана и не смели смотреть на лицо Моисея ( Исх.19 ; Исх.33:10 = Лк.9:34 ; Исх.32:15 = Мк.9:15 ): здесь прототип для изображения состояния учеников по окончании явления. На обратном пути Моисей слышал шум, а по прибытии в стан нашел дела в полном расстройстве (поклонение золотому тельцу) и в гневе разбил скрижали завета ( Исх.32:19 ; Втор.9:17 ). Сцена при подошве горы Преображения вполне аналогична этим обстоятельствам: спор книжников с учениками, неспособность последних исцелить больного и восклицание Господа: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» ( Мк.9:14,18–19 ) – все это только несколько смягченная копия ветхозаветного оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Скиния в пустыне ( Исх. 25 – 31 ): Приношения для скинии, Ковчег Завета, Стол и хлеба предложения, семисвечник, скиния, завеса, медный жертвенник, двор скинии, устав богослужения (елей для светильника, одежды для священников, о посвящении священников, жертвенник кадильный, приношения Господу, медный умывальник, миро 120 для священного помазания, фимиам 121 . Исх. 25, 10–22 : Ковчег Завета. Сооружение скинии ( Исх. 35–40 ) Святилище, как место особого присутствия Божия. Коренное отличие между золотым изваянием в виде тельца и построенной скинией. Исх. 40, 34–38 : Слава Господня наполняет Скинию. Книга ЛЕВИТ Книга ЧИСЛА Книга ВТОРОЗАКОНИЕ Законодательство Моисея Книга закона – в святой скинии. Моисеев закон, как образец справедливости (о книге Второзаконие). Теократия Теократическая 141 форма правления – образец высшего и идеального духовного правления. Домашнее задание ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ – От переселения в Египет до вхождения в землю Обетованную – Выписать из Священного Писания беседу Бога с Моисеем ( Исх. 3, 1–22 ); – Выписать из Священного Писания событие установления Пасхи ( Исх. 12, 1–28 ); – Выписать из Священного Писания ропот сынов Израилевых ( Исх. 16, 1–3 ); – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть Десять Заповедей ( Исх. 20, 1–17 ); – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть последние слова книги Исход, слава Господня наполняет скинию ( Исх. 40, 34–38 ); – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть повеление Божие читать книгу Закона перед всем Израилем ( Втор. 31, 11 ); – Выписать из Священного Писания явление Господа Моисею и Иисусу Навину ( Втор. 31, 14–23 ). Повторить вопросы: 1 . Жизнь Израильтян в Египте. 2 . Жизнь Моисея. 3 . Призвание Моисея при горе Хорив. 4 . Десять казней египетских. 5 . Исход. История установления Ветхозаветной пасхи. 6 . Переход через Чермное море. 7 . Странствование по пустыне до горы Синай. 8 . Синайское законодательство. 9 . Золотой телец. 10 . Строительство скинии. Учреждение священства. 11 . Поход до земли Обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

( Исх.28:15 ) Сотвориши слово (наперсник) судное ( Исх.28:16 ) четвероугольно и сугубо; пяди долгота его и пяди широта его; ( Исх.28:17 ) и нашивши на нем швение каменное в четыри ряда. Ряд первый – сардий, и топазий, и смарагд; ( Исх.28:18 ) ряд второй – анфракс, и сапфир, и адамант; ( Исх.28:19 ) ряд третий – лигирий, и ахат, и аметист; ( Исх.28:20 ) ряд четвертый – хризолиф, и вириллий, и иаспис. Четыре ряда камней изображают четыре сонма чинов в духовном Израиле, а цветом камней указуются вид, достоинство и служение этих чинов. Камни эти нашиты были на слово судное и возлагались на перси первосвященника в означение того, что, как знаки эти были близки к персям первосвященника, так и все помышления всякого разумного существа близки ведению Еммануила. А тем, что первосвященник носил слово судное на персях, таинственно означается, что Еммануил есть Судия живых и мертвых. На краях рядов были гранатовые яблоки и между яблоками – золотые звонцы. Эти яблоки означают народы языческие, а звонцы – апостолов и учителей Церкви, которые проповедуют и назидают. И еще, в яблоках видим, что языческие народы поддерживаются Сыном, а в звонцах узнаем, что оглашающий Церковь Еммануилову глас евангелистов и проповедников есть самый чистый из всех чистых гласов. Повторением же повествования о всех утварях скинии, об устроении кивота, трапезы, светильника и всего прочего дается разуметь, что, когда Еммануил приидет во славе Своей и сядет на престоле царства Своего, тогда откроется дело всякого человека и каждому по делам его, с какими предстанет на суд, назначено будет свое место в умопредставляемой скинии. Которые принесут дела милосердия, как золото, те войдут во внутреннюю скинию, а которые принесут пост и молитву, как серебро, те будут следовать за первыми – так же и всякий по житию своему получит приличное ему место. Глава 29 ( Исх.29:1 ) И да возмеши тельца единого от говяд, ( Исх.29:2 ) и хлеб пресный, и пресные лепешки, смешанные с елеем, и пресные блины, помазанные елеем, ( Исх.29:3 ) и да вложиши я в кош.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Странствия по пустыне. Смерть М. Рассказ кн. Исход о странствии израильтян по пустыне до Синая (Исх 15-18) и рассказ кн. Числа о странствии после Синая (Числ 10-36) часто содержат одинаковые или сходные мотивы: напр., мотив ропота израильтян на М. за недостаток пищи (Исх 16. 1-12; Числ 11. 1-23), посланные Богом перепела (Исх 16. 13 и Числ 11. 31-33), ропот израильтян на М. в Мериве за недостаток воды и вода, хлынувшая из скалы (Исх 17. 1-7 и Числ 20. 2-11). Прямо перед началом Синайской перикопы в кн. Исход (гл. 18) идет рассказ о том, как тесть М. (Иофор) посетил его в израильском стане и затем вернулся в свою страну. Непосредственно после окончания Синайской перикопы в Числ 10. 29-32 упоминается Ховав, сын тестя М. Рагуила, к-рый намеревается, простившись с М., вернуться на родину. Хотя важнейшие законы и предписания (в т. ч. центральные для священнической традиции культовые предписания) Бог передает израильтянам во время их пребывания у Синая (Исх 19 - Числ 10), мн. наставления и предписания представлены в Пятикнижии как данные либо во время пути через пустыню (Числ 10-36), либо у границы земли обетованной (Второзаконие). В картину благословенного прошлого, к-рую рисуют тексты Пятикнижия, постоянно врываются сцены непослушания и ропота израильтян. Это и упреки израильтян, адресованные М. после того, как их 1-й разговор с фараоном оказался неудачным (Исх 5. 20-21); ропот израильтян при виде догоняющего их фараона (Исх 14. 11-12), в связи с недостатком пищи и воды (Исх 16-17; Числ 11, 20); эпизод с золотым тельцом (Исх 32); упреки в адрес М. со стороны Аарона и сестры Мариам (Числ 12); малодушие израильтян после рассказов разведчиков о том, сколь сильны обитатели земли обетованной (Числ 14); восстание Корея, Дафана и Авирона, к-рые обращаются к М. и Аарону со словами: «Все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ 16-17; ср.: Числ 16. 3). Возможно, эти сцены служат прообразом грядущих раздоров в истории израильского народа.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Подобное понимание темы И. как прообраза уединенной жизни подвижника можно встретить и у свт. Амвросия Медиоланского ( Ambros. Mediol. Ep. 27. 1-3; 28. 1-8; Idem. De fuga sec. 222). Более подробно, чем свт. Амвросий, блж. Иероним писал об И. как о символе совершенной жизни тех, которые себя посвятили Богу и оставили семьи, друзей и должности ( Hieron. Ep. 22. 24; 64. 4). Те же самые представления, но в более широкой перспективе излагаются свт. Григорием Великим, который проблемы духовной жизни сопоставляет с сюжетами кн. Исход ( Greg. Magn. Moral. XXVI 13. 20-21//PL. 76. Col. 359-360). Интерпретация Исх 20. 21 (где описывается вступление Моисея в божественный мрак на горе Синай) становится основанием для развития системы мистического богословия древней Церкви, излагаемого в апофатических категориях теории продвижения души к созерцанию закрытого, недоступного посредством понимания Бога. Свт. Григорий Нисский, интерпретируя Исх 20. 21, писал о том, что вступление Моисея во мрак (т. е. «проникновение в неисповедность Божественного тайноводства») должно научить желающего достигнуть единения с Богом, «выйти из всего видимого, напрягая разумение свое к Незримому и Непостижимому, как бы к некой вершине горы, уверовать, что Божество - там, куда не восходит понятие» ( Greg. Nyss. De vita Moys. 1. 125; 2. 162-169). В корпусе Дионисия Ареопагита говорится, что познание Бога совершается «путем освобождения от всякого знания» и вступлением «в поистине таинственный мрак непознаваемости, откуда исключается всякое научное постижение» (Areop. MT. 3), при этом уточняется, что Моисей видел не Самого Бога, а лишь место, где Он стоял (Ibid.), а божественный мрак понимается как «неприступный свет» ( Areop. Ep. 5. 1). Тема И. в православном богослужении. Многочисленные типологические параллели событий кн. Исход с евангельскими событиями и ее важное значение для богословия таинств древней Церкви объясняют ее распространенность в богослужебной традиции. Текст книги широко используется в правосл. богослужении. Прежде всего это проявляется в паремийных чтениях, где кн. Исход читается на вечерне Великой субботы (Исх 12. 1-11; 13. 20 - 14. 31) и Богоявления (Исх 14. 15-18, 21-23, 27-29; 15. 22-27; 16. 1; 2. 5-10), на Сретение Господне (составное чтение из Исх 12, 13), на Благовещение (Исх 3. 1b - 8a), на Преображение Господне (Исх 24. 12-18; 33. 11 - 34. 8), на Крестовоздвижение (Исх 15. 22 - 16. 1a), на Введение во храм Пресв. Богородицы (Исх 40. 1-3, 4-10, 16, 34-35), в дни Страстной седмицы. Длина и состав перикоп из кн. Исход по древним Паремийникам могли варьироваться (см.: Пичхадзе А. А. Типология паремийных чтений книги Исход//Palaeobulgarica. 1986. T. 10. Ч. 1. С. 20-34).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Уразумей отсюда, что мы, почитая иконы Спасителя, Матери Божией и святых, делаем это во славу Божию, как учит великий апостол Павел: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор.10:31 ). Православный : Но иконы пишутся или вырезаются людьми, а где в Священном Писании сказано, что Бог повелел прославлять Его рукотворными предметами? Священник : Если хочешь узнать об этом подробнее, прочти внимательно следующие места Писания: Исх.25:1–40; 26:1–37; 27:1–21; 28:1–39 ; Евр.8:5 и убедись, что Бог, повелев изготовить множество предметов во славу Его, обещал Сам в них присутствовать 73 . Православный : А откуда следует, что Он заповедал возжигать перед этими рукотворными предметами свечи и лампады или кадить перед ними, как делают это священники в наших храмах и миряне у себя домах? Священник : Я уже сказал об этом, но чтобы ты еще больше уверился, послушай. Бог заповедал Моисею устроить скинию свидетельства и обещал, что будет являться в ней Сам: И устроят они Мне святилище, и Я буду являться посреди вас ( Исх.25:8 ). Для этой священной скинии Он повелел, среди многих других вещей, изготовить двух херувимов из золота (см.: Исх.25:18–19 ). Эти изваяния предназначались для крышки ковчега, сам же ковчег Завета надлежало изготовить, по тому же повелению, из определенного материала и определенных размеров: Сделайте из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя ( Исх.25:10 ). Затем перед этим ковчегом с двумя херувимами Бог повелел сделать светильник из золота чистого, указав, что чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны быть из единого куска ( Исх.25:31 ). И не только светильник, но и лампады: И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его ( Исх.25:37 ). И, сверх того, заповедано было Богом поставить золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения ( Исх.40:4–5 ). Все повеления эти в точности исполнил святой пророк Моисей: И поставил он светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии и поставил лампады пред Господом, как повелел Господь Моисею ( Исх.40:24–25 ), и поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою, и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь ( Исх.40:26–27 ). Отсюда видишь, брат, что по воле Божией устроены были и скиния свидетельства, и ковчег Завета, и херувимы, и светильник с лампадами перед ковчегом, и каждение благовонным фимиамом. Но разве не человеческими руками изготовлены вещи, о которых говорил Бог, и не повелением Божиим во славу Его? И разве повеление это не скреплено обещанием, что Он будет обитать и открывать Себя в них?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Мн. образам из Откровения Иоанна Богослова присущ символизм, восходящий к И. Церковь представлена как собрание «царей и священников» (Откр 1. 6; 5. 10; ср.: Исх 19. 6); встречается упоминание о «сокровенной манне», уготованной избранным (Откр 2. 17; ср.: Исх 16), и есть обетование о том, что имя победителя не будет удалено из книги жизни (Откр 3. 5; ср.: Исх 32. 32). Созерцатель откровения призывается к Божественному престолу звуком (гласом) трубы (Откр 4. 1; ср.: Исх 19. 19 сл.), к-рый сопровождается молниями и громом (Откр 4. 5; 8. 5; ср.: Исх 19. 16). Описание 7 апокалиптических бедствий в Откр 8. 7 - 9. 21 основано на рассказе о егип. казнях (Исх 7-11). Рассказ о «горьких» водах Мерры (Исх 15. 23), возможно, нашел отражение в описании вод, отравленных звездой «полынью» (Откр 8. 11). Эсхатологическое видение нового И. представлено в образе смешанного с огнем стеклянного моря, на к-ром, стоя невредимыми, победившие зверя воспевают Богу победную песнь Моисея (Откр 15. 2-3). Книга Исход в экзегезе древней Церкви С начала христ. письменности ее авторы уделяли большое внимание истолкованию событий И. Благодаря трудам авторов II-III вв. сщмч. Климента Римского ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 43, 53), мч. Иустина Философа ( Iust. Martyr. Dial. 90-93), сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. IV 30-31), Тертуллиана ( Tertull. De bapt. 8-9), а также «Посланию Варнавы» ( Barnaba. Ep. 4. 12, 14-15) в христ. экзегетическую традицию вводится обширная типологическая интерпретация событий И. как исполнившихся во Христе и в Его Церкви. От святоотеческой письменности не сохранилось ни одного полного (на каждый стих) комментария на кн. Исход. Наибольший интерес в сохранившихся больших трудах вызывало, напр., истолкование Исх 12, а главы, содержащие списки имен или детализированное описание обрядовых постановлений, реже привлекали внимание комментаторов. Большая часть истолкований содержится в различных трудах, не связанных названиями непосредственно с тематикой И. (роспись отдельных сочинений на греч. и лат. языках см.: CPG. Vol. 5. P. 116-117, 118; CPL. P. 777). Многочисленные сохранившиеся аллюзии на кн. Исход или цитаты из нее были обусловлены важностью этой тематики для христ. богословия (указание на 9 тыс. цитат из кн. Исход в творениях св. отцов см., напр., в: Biblia Patristica: Index des citations et allusions bibliques dans la littérature patristique. P., 1975. Vol. 1. P. 88-103; 1977. Vol. 2. P. 99-112; 1980. Vol. 3. P. 59-75; 1987. Vol. 4. P. 51-60; 1991. Vol. 5. P. 151-165; 1995. Vol. 6. P. 49-58; 2000. Vol. 7. P. 56-58).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Глава 9 1–7. Пятая казнь – мор на скот. 8–11. Шестая казнь – воспаление с нарывами. 12–26. Предупреждение о седьмой казни и самая казнь – град. 27–35. Раскаяние фараона и новое ожесточение. Исх.9:1 .  И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; Исх.9:2 .  ибо если ты не захочешь отпустить [народ Мой] и еще будешь удерживать его, Исх.9:3 .  то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; Исх.9:4 .  и разделит Господь [в то время] между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израилевых не умрет ничего. Исх.9:5 .  И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. Пятая казнь – тяжкий мор на скот одних египтян, имеющая для себя аналогию в известных из древнеегипетских памятников, а равно и свидетельства новейших путешественников о случаях эпизоотии, не может быть отождествляема с этими последними и объясняема естественными причинами. Все обстоятельства казни – предсказание ее наступления (ст. 3), быстрота этого последнего (ст. 5), освобождение от нее земли Гесем (ст. 4), а также опустошительная сила ее действия (ст. 3), все это несомненные признаки сверхъестественного, чудесного явления. Исх.9:6 .  И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. Как видно из 9–10 и 19 ст. данной главы, выражение: «вымер весь скот египетский» нельзя понимать в буквальном смысле. Оно имеет в виду или скот, бывший в поле, или указывает на все виды скота (ст. 3), поражение которых составляет отличие казни от обычных эпидемий, ограничивающихся одной какой-нибудь породой. Исх.9:7 .  Фараон послал узнать, и вот, из [всего] скота [сынов] Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа. Несмотря, однако, на это удостоверение в могуществе Иеговы, сохранившего, согласно предсказанию, скот Своего народа, фараон не отпускает евреев. Причины этого заключаются всего скорее в том, что, будучи чувствительной для бедных, новая казнь не нанесла особенного ущерба состоянию самого фараона. В виду этого он желает лучше перенести меньшее бедствие, чем подвергнуться большему – лишиться даровых работников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XLIV. О почитании святых икон А) Употребление священных изображений Как только повелел Господь устроить для странствующих Евреев скинию, т.е. первый походный храм, или, то же самое, святилище земное ( Евр.9:1–2 ), то тогда же для главнейшей части храма, святого святых ( Лев.16:1–6:34 ), повелено было сделать из дерева ситтим и обложить золотом Ковчег откровения ( Исх.26:33:25:10–11 ; Втор.10:1–3 ). Ковчег откровения, несмотря ни на то, что состоял из дерева и золота, ни на то, что был изделием рук человеческих ( Исх.37:1–2 ), был самой великой святыней, пред которой даже первосвященник не мог являться больше одного раза в год ( Лев.16:2:34 ), и был образом Самого Бога. Поднимают Ковчег в путь, Моисей говорит – «восстань, Господи»; останавливается Ковчег, – говорит: «Возвратись, Господи» ( Чис.10:35–36 ); когда Мелхола укоряет Давида, что он скачет и пляшет пред Ковчегом ( 2Цар.6:11–16 ), святой Давид говорит – «пред Господом играть и плясать буду». Кого же напоминал всем евреям и Давиду Ковчег откровения и чьим он был образом, как не самого Бога? Вот первая рукотворенная святыня – Ковчег откровения, образ Бога! Кроме этого, вся скиния была в изображениях херувимов: два на Ковчеге ( Исх.25:18 ), множество на всех стенах скинии, сделанных из покрывал ( Исх.26:1 ), и на завесе, отделявшей святилище от святого святых ( Исх.26:31:33 ). Следует заметить, что херувимы сделаны были из золота ( Исх.25:18 ), из кручённого виссона и червлёной шерсти ( Исх.26:1:31 ), т.е. из материала земного и тленного, – что сделали это Веселиил, Аголиав и все мудрые сердцем люди, т.е. всё это было делом рук человеческих ( Ис.36:1:8, 35:37:7 ), – что, наконец, херувимы – имели изображения лица ( Исх.25:20 ). Вот вторые рукотворенные святыни скинии – это Херувимы. – Когда за ропот против Бога на странствующий народ Еврейский послал Господь ядовитых змей, и умерли множество народа из сынов Израилевых, то Моисей, по повелению Божию, сделал медного змея и выставил его на знамя, и, когда змей ужаливал человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Чис.26:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Самый ранний сохранившийся памятник - роспись 2-го слоя синагоги в Дура-Европос (Сирия; ок. 250), где представлен подробный цикл жизни М. В него включены сцены: дочь фараона находит младенца М. в реке (Исх 2. 1-9); видение М. Неопалимой Купины (Исх 3. 2-3); исход из Египта: М. выводит народ из Египта, переход через Чермное м. (М. представлен дважды: когда для 12 колен Израилевых вода в море расступилась и когда вода «возвратилась на свое место» перед тонущим войском фараоновым (Исх 13. 17 - 14. 29)); М. получает скрижали завета (Исх 32. 15-16; Втор 10. 1-5); чудо об источнике (Исх 17. 1-7; Числ 20. 1-13) (еще в 2 сценах, связанных с историей М., он сам не изображен: поклонение золотому тельцу (Исх 32. 1-6) и Аарон перед скинией завета). В сцене видения М. Неопалимой Купины в иконографии пророка представлены все основные элементы, к-рые получат развитие в христ. изобразительной традиции: средовек с короткой округлой бородой, в белом чуть ниже колена хитоне с клавами и в гиматии, босой (сандалии сняты с ног и оставлены возле горящего куста), в сегменте неба показана исходящая из него огненная рука - образ гласа Божия ( Weitzmann. 1979. Cat. 341. P. 372-374). Переход через Чермное море. Роспись катакомб на Виа-Латина в Риме. Нач. IV в. Переход через Чермное море. Роспись катакомб на Виа-Латина в Риме. Нач. IV в. Многочисленны изображения пророка в росписях рим. катакомб: в кубикуле Четырех сезонов в катакомбах святых Петра и Марцеллина (2-я четв. IV в.) он представлен высекающим воду из скалы (Ibid. Cat. 388. P. 424). В катакомбах на Виа-Дино-Компаньи (на Виа-Латина) (50-60-е гг. IV в.) в кубикуле А изображены неск. сцен: чудо об источнике; М. говорит с народом израильским; видение огненного столпа (Исх 13. 22); переход через Чермное м.; нахождение младенца М.; М. берет из Египта кости Иосифа (Исх 13. 19). Там же в кубикуле С - сцены: М. рассекает воды Чермного м.; переход через Чермное м.; дочь фараона находит М. ( Bisconti F. Il restauro dell " ipogeo di Via Dino Compagni: Nuove idee per la lettura del programma decorativo del cubicolo «A».

http://pravenc.ru/text/2563952.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010