Слушай, — сказал он, — куда Ты идешь? В церковь, — отвечала она. Но ведь ты знаешь эдикт? Да, знаю, — спокойно промолвила она. И ты не боишься смерти? О, — сказала она, и ее глаза засияли восторгом, — я с радостью умру за Христа!.. Смотри: все идут... Неужели я могу пропустить такой случай — пострадать за Господа... Но пожалей хоть ребенка... Зачем его взяла? — Я хочу, чтобы и он разделил мое счастье... Он достаточно велик, чтобы исповедать имя Господа Иисуса Христа. Префект был смущен, взволнован, потрясен. Эдикт императора не был исполнен. Так дорожили христиане храмом и богослужением. Понимая все значение богослужения для христианского воспитания, VI Вселенский Собор изДал даже следующее строгое правило о праздниках: " Аще кто, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия... в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения " . Таким образом, посещение храма является первой обязанностью христианина в праздник. Вторая обязанность — благотворение. Этому также учит пример Господа, исцелившего сухорукого в Субботу и тем показавшего, что в субботу должно добро делать. Наконец, все роды богоугодных занятий - домашняя молитва, чтение душеполезных книг, религиозные беседы и т. д. - наиболее приличествуют празднику, ибо этим и освящается праздничный день, как того требует заповедь: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему (Исх. XX. 8-9). Глава III ст. 7-19 В данном отрывке рассказывается о избрании двенадцати апостолов. Слава Господа Иисуса Христа все росла. Его дивные дела, Его Слово, проникнутое духом и силою, обаяние Его личности, полной кротости и милосердия, - все это возбуждало внимание, любопытство и восторг народа. Со всех сторон стекались к Нему толпы желающих послушать Его учение или получить исцеление. Это был период Его растущей популярности.  За Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

(Ст. 1). До сего времени, с времен патриархальных, обязанности священников перед Богом лежали на главах семей, которые приносили жертвы и возсылали Богу мольбу за семью свою. Ныне Израильский народ, достигнувший многочисленности, не может сложиться в сильную общину и единую семью по религиозным обязанностям своим, если Богослужение не будет сосредоточено в одном колене, роде и семье; предоставление Богослужения многочисленным главам семей повлекло бы за собою разрозненность верований и распадение самого народ. Но, независимо от этого, избрание одного помазанного священника, предстоящего пред Господом, вместо народа, имело важнейшее значение. Он представлял собою весь народ, и самый грех его считался грехом всего народа (Левит. I40;, 3 он носил на раменах своих имена двенадцати колен Израилевых, он вопрошал Господа, и в лице его воплощался весь народ священников, который избрал себе Господь. Как образ будущего, он таинственно и неведомо для Израиля прообразовал Мессию Христа, который «с кровию своею однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». ( Ebp. IX, 12 ). Прежде чем Аарон был избран, Моисей, как избранный Богом, совершал жертвоприношение перед Господом и покропил кровию народ ( Ucx. XXIV, 5–8 ); при окончании скинии он сам устраивал ее (XL, 23–29); но после посвящения Аарона, Моисей, передав власть священнодействовать ему и сыновьям его, по-видимому, более не священнодействовал сам (сравни конец 40;III гл. Левита, с главой IX). Вместе с Аароном и его сыновьями, как выкуп первенцев, берется все колена Левиино ( Чucлa III, 5, 12–41 ; сравни также о первенцах прим. 1 гл. XIII Исх.) для службы Богу. Но собственно семья Ааронова была священниками Господа и из них один только Аарон был первосвященником (как называли его лишь впоследствии) т. е. священником помазанным, который мог совершать все жертвоприношения и мог входить во Святая Святых. Он же только один мог совершать жертву в великий день отпущения (сравни Лebum XVI ). Заметим, что сыновья Аароновы, Надав и Авиуд, входившие с ним на гору ( Ucx. XXIV, 1–9 ), погибли перед скинией, внеся в нее «огонь чуждый» ( Левит. Х, 1–2 ). После Аарона принял священство Елеазар ( Числа ХХ. 26–28 ); после него был первосвященником сын его Финеес (Судии XX, 28). Род Ифамара также священнодействовал, при Давиде, поочередно с родом Елеазаровым (см. I Парал. XXIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

7 Поэтому особенно характерно обилие богословских комментариев на пророческие и учительные книги В.З. и полное отсутствие таковых для «развенчанных» критической в глазах многих, книг законоположительных и исторических. См. интересную библиографию, приведённую в конце книги A. Gelin: «Les Idées maîtresses de l’Ancien Testament». Paris 1948. 8 Русский читатель найдёт краткие сведения об этих источниках в уже цитированной книге А.В. Карташева «Ветхозаветная библейская критика». 9 См. об этом подробно в главе, посвящённой Исх. в критическом комментарии еп. Гора: Charles Gore. A New Commentary on Holy Scripture. London 1929. 10 Вот как, приблизительно, представляются в их последовательности рассказы отдельных источников, а в Синайской теофании и о вступлении Израиля в Завет с Ягве (гипотеза Mac Neill’я и Driver’a, см. Gore, op. cit., стр. 83–84): «E»: XIX, 2в–3а, 10–11а, 14–19, XX, 18–21 XXIV, 3–8, 12–5а, 18в, XXXI, 18. «J»: XIX, 3в–9а, 18, 20–22, 24в. 11в–13, 25, XXIV, 1–1, 9–11, XXXIV, 1–5, 10–28. «Р»: XXIV, 15в–18, 17, XXXIV, 29–35. 12 Вот приблизительное распределение по источникам материала: о Десяти казнях, вошедшего в повествование Исх. Обращение воды в кровь: VII, 14–15 VII:4, 15a, 13 В этом отношении особенно характерно двойное описание первой казни в Исх.7:14–25 , составленное по «Р» и по «J». «J» настаивает на том, что вся вода в Египте, во всяком вместилище, превратилась в кровь; «J» в стихах 20с–21ав говорит только о поражении воды реки Нила, которое вызвало гибель рыбы и сделало самую воду непригодной для питья. 14 То, что мы знаем о постоянных бедствиях, обрушивающихся почти ежегодно на египетскую землю, вполне подтверждает предположение о том, что египетские казни, по существу, были обычными природными явлениями. После разливов Нила тысячи жаб кишат по берегам реки, земля египетская постоянно подвергается нашествиям всяких мошек и мух и, особенно, саранчи; последняя, так же, как и гром и град, является особым бичом для египетского земледелия. Население Египта постоянно подвергается частым эпидемиям (как, например, совсем недавно ему пришлось пережить тяжёлую эпидемию холеры), вызывающим сильную смертность; поэтому можно предположить, что подобная эпидемия была наведена Богом на Египет в момент Исхода и явилась орудием 10 казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Суббота (шаббат), седьмой день каждой недели, праздновалась в воспоминание творения мира и освобождения израильтян из Египта 507 . ( Исх. 20:8–11 ; Втор. 5:12–15 ). Она посвящалась на служение Богу, для полноты которого предписывалось успокоение от ежедневной работы, отвлекающей сознание и волю человека в ином направлении. В порядке общественного богослужения празднование субботы отмечалось: во-1-х, положением во святилище новых хлебов предложения на смену прежних, которые потом съедались священниками; во-2-х, – в принесении при скинии или храме в жертву всесожжения четырех однолетних агнцев, по два агнца утром и вечером, так что ежедневная жертва в субботу таким образом удвоялась (Числ, 28:9–10; 2Пар. 31:3 ; Неем. 10:34 ). Но главным отличительным признаком субботнего времени был покой от дел. Этот покой предписывался не только для свободных людей, а также для рабов и животных ( Исх. 20:10–11; 23:12; 31:12–17 ; Втор. 5:14–15 ). Св. Писание не дает перечня работ, запрещенных в субботу, но мишна называет – 39 главных работ – (абот мелакот), запрещенных в субботу (Шаббат VII, 2), гемара же еще более увеличивает количество этих работ. К числу незапрещенных работ относились: служение священников и левитов во святилище ( Мф. 12:1–4 ), лечение больных ( Марк. 3:1–4 ; Ин. 9и д.), защита во время войны ( 1Мак. 2:31–41 ), кормление и уход за скотом (Лк, 13и д., 14:5; ср. Шаббат, XXIV, 2–5; XX, 4–5; XVIII, 2), совершение умеренного пути, длиной не более 6 стадий или 2000 шагов (т. н. δς σαββτου, Деян. 1:12 ), занятие законом, помощь роженице, совершение обрезания (Шаббат, XVIII, 3; XIX, 2–3), омывание умерших (Шаббат, XXIII, 5), спасание на пожаре священных книг и пищи на три трапезы (Шабб. XVI, 1–2) и перемещение сосудов (Шаббат, XVII, 1–8) Субботний покой начинался с вечера предшествующего дня который назывался приготовительным к субботе ( μρα παρασκευ или просто παρασκευ 508 ), и оканчивался вечером субботнего дня, когда, с появлением звезд на небосклоне начиналось суточное время дня первого после субботы (срвн Мф. 28:1 ; Лк. 23:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

218 Отдельные фрагменты сочинения Мунагги напечатаны Драбкиным, а более полно, хотя все-таки только в выдержках, это сочинение издано Врешнером. A.Drabkin, Fragmenta Commentarii ad Pentat. Samaritano arabici sex. Lipsiae 1876. Здесь дается арабский текст и латинский перевод. L.Wreschner, Samaritanische Traditionen. Berlin. 1888. Автор дает обширные выдержки из сочинения Мунагги, снабженные немецким переводом. 221 Издан Leitner " ом у Heidenheim’a в Vierteljarschr. Bd. IV (S. 184–212: Leitner, Die Samarit. Legenden Mosis и S. 212–215 несколько примечаний Гайденгайма). 222 Извлечения из этого комментария изданы впервые Schnurrer " ом (См. Repertorium fur bibl. und morgenl. Litteratur. Th. XVI S.154. Probe eiaes samarit. bibl. Commentars uber 1 Buch Mos. XLIX. Более обширные выдержки из комментария напечатаны Гейгером в Zeit D-Morg. Gesell. Bd. XVII. 723 ff. XX, 149–170, 532 ff. XXVIII, 490 ff. Кромт того, Клумель издал комментарий Ибрагима на Исх. 21–22,15 (K lumel, Mischpatim. Ein samar.-arabischer Commentar zu Exod. 21–22,15 von Ibrahim ibn lakub. Berlin. 1902) и Гановер на Лев. 23 (Hanover, Das Festgesetze d. Samaritaner nach Ibrahim ibn Jakub. Edit, und uebersetz. Komment. Lev. 23 . Berlin 1904). Клумель относит время жизни Ибрагима к XV в. на том основании, что в комментарии цитируются писатели XIV в. (Абульфат). Но Ганновер, в виду упоминания в одном месте комментария о кофе и табаке, относит составление комментария к XVI и даже XVII в., так-как кофе впервые появилось в Каире в XVI в., а в Константинополе в 1554 г. 223 Из самарянских писателей, труды которых не изданы или известны только по заглавиям, у Штейншнейдера названы следующие: 1) Абуль Фарадж Нафис аль-Дин, составивший компендиум Моисеева закона и трактат о Лев. 30,4; 2 ) внук или сын его Абуль-Хазан ибн-Ганаим, написавший „книгу покаяния» на основании Пятикн.; 3) Абу-Саид, автор арабского перевода Пятикн., составивший комментарий на Пятикн. трактат о Быт. 46,3 и схолии к десятословию; 4) Амин аль-Дин Абуль Баракат автор комментария на десятословие; 5) Газзал ибн аль-Дувейн, составивший краткое объяснение отдела о Валааме с назидательными размышлениями; 6) Газзал бен-Абиль Сурур, написавший, комментарий на Быт., Исх. и Лев. и книгу: „разрешение сомнений о тайнах откровения». 7) Измаил бен-Бадр Абул-Изз, цитуемый Ибрагимом, написал книгу „Жемчужное ожерелье во славу рождения господина нашего Моисея”, где представляет Моисея имеющими божескую природу, и „изъяснение 72 учений»; 8) Мухаддсдиб аль-Дин, образованный врач Саладина и Баальбекского Султана Изз аль-Дина, составил комментарий на Пятикнижие; 9) Муваффан аль-Дин автор сочинения „обязанности св. закона»; 10) Цадака ибн-Мунагга, сын знаменитого комментатора, написал комментарий на Пятикнижие, „книгу о душе» и „книгу о единобожии“; 11) Неизвестные авторы „рассказов о патриархах“ и трактата „о 15 искушениях, посланных израильскому народу». Steinschneider, Die arabische Literatur der Juden S. 319.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

220 I/17 (71)=B25 (188). 221 I/17 (70—71)=B25 (187—188). Ср. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии VI—VII. Ср. греч. aaggelow — посланник. 222 II/10,24. 223 Главы о знании II,70. 224 Букв. «Шехины невидимости». Шехина (евр.) — присутствие Божие, слава Божия; одно из важнейших понятий библейского богословия. Термин встречается у ранне–сирийских авторов и в литургических текстах. 225 II/10,24. 226 II/20,8. 227 Исаак использует язык св. Григория Богослова. 228 Главы о знании IV,86. 229 II/12,1. 230 II/8,6. 231 Ис. 14:12 по переводу LXX. 232 Ср. Лк. 10:18. 233 Главы о знании III,87—88. 234 I/17 (69)=B25 (184). 235 I/18 (72—73)=B27 (196). 236 I/31 (139—140)=B53 (386). 237 II/9,6. 238 II/9,12. 239 I/17 (71)=B25 (188). 240 Ср. II/5,6. 241 II/18,18. 242 II/18,18. 243 B4 (45) и др. 244 II/19,1. Ср. II/17,1. 245 См. Brock. Note 2 to II/17,1. 246 I/4 (21)=B3 (26). 247 I/3 (18)=B3 (21). 248 I/4 (21—22)=B3 (25). 249 I/4 (21)=B3 (25). 250 Отметим, что в славянском языке слово «страсть» имеет также двойное значение — страсти и страдания. 251 См. об этом: K. T. Ware. The Meaning of «Pathos» in Abba Isaias and Theodoret of Cyrus. — Studia Patristica XX. Louvain, 1989. P. 315—322. 252 I/57 (292)=B5 (61). 253 Букв. «цель созерцания будущего века видится в бытии святых ангелов». 254 Т. е. между людьми и ангелами. 255 Т. е. состоящими из души и тела (людьми). 256 Т. е. бесплотными (ангелами). 257 Главы о знании I,62. 258 Главы о знании III,70. 259 I/48 (207—208)=B74 (509—510). 260 Ср. Втор. 5:25 и далее. 261 Ср. Исх. 19:15 и далее. 262 Ср. 3 Цар. 19:12. 263 Ср. Пс. 71:6. 264 Ср. Евр. 10:20. 265 I/53 (232—233)=B82 (574—575). Сир. «и среди нас беседовал с нами в одежде, которую Промысл сотворил во чреве Девы». Греческий перевод данной фразы является примером того, как тщательно избегалась терминология «одежды» в среде халкидонитов. 266 I/18 (75). Данный текст существует только в западно–сирийской редакции (и греческом переводе), но отсутствует в восточно–сирийской редакции. 267 I/4 (20)=B3 (24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

В нач. XX в. были изданы т. н. Туринские фрагменты рукописи, максимально близкой к Бангорскому Антифонарию (Taurin. 882. N 8 (F.IV.1. Fasc. 9), нач. VIII в.). Шесть сохранившихся листов написаны несомненно в Ирландии и содержат следующий набор текстов: Песнь прор. Моисея из Исх 15, 2 коллекты, Песнь вавилонских отроков, 2 коллекты, начало Пс 148, 3 коллекты, гимн Hymnum dicat, 2 коллекты post Evangelium, гимн Spiritus divinae lucis gloriae, 2 коллекты de martyribus, Laudate pueri.... Te Deum, 2 коллекты post laudate и коллекту ad horam sextam, фрагмент воскресной коллекты (изд.: Meyer W. Das Turiner Bruchstück der ältesten irischen Liturgie//Nachrichten der Königl. Ges. d. Wissenschaften zu Göttingen. Phil.-hist. Kl. 1903. H. 2. S. 163-214; Warren F. E. An Early Irish Liturgical Fragment//JThSt. 1903. Vol. 4. N 16. P. 610-613). Хотя фрагменты невелики, по сравнению с Бангорским Антифонарием заметна бóльшая структурированность материала и организация его по порядку службы. Еще один похожий фрагмент сохранился в Paris. lat. 9488 (Fol. 75-76) (2-я пол. VIII в., из Ирландии). Его содержание аналогично Туринским фрагментам, но без коллект (гимны Hymnum dicat, Spiritus divinae lucis gloriae, Laudate pueri.... Te Deum) (см.: Bannister H. M. Liturgical Fragments//JThSt. 1908. O. S. Vol. 9. N 35. P. 422-427; Frost M. Two Texts of the «Te Deum laudamus»//Ibid. 1938. Vol. 39. N 156. P. 388-391). А. Дольд обнаружил неск. фрагментов ирл. литургических книг среди палимпсестов из мон-ря Райхенау (изд.: Dold A., Siffrin P. Liturgie-Fragmente aus den beiden Palimpsesten Cod. Aug. CXCV und Clm 14429//RBen. 1926. Vol. 38. P. 273-287; Idem. Eine Parallele zum Liturgie-Fragmente aus Cod. Aug. CXCV in der mozarabischen Liturgie//Ibid. 1927. Vol. 39. P. 135-136; 1928. Vol. 40. P. 137-138). Четыре из них могут быть фрагментами Антифонария или Коллектария. Рукопись Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. Perg. CXCV (Fol. 33, 41) (VIII в.) содержит молитвы из службы на память мучеников (ср. n. 61 и 52 в издании Бангорского Антифонария). На Л. 35 (VIII в.) расшифровано лишь неск. кратких молитвенных формул. На Л. 19 (VIII/IX в.) читаются слова lumen (свет) и cereum (свеча), к-рые, вероятно, относятся к каким-то молитвам или песнопениям служб Великой пятницы или Великой субботы. Листы 32, 34, 39, 40, 42 (VIII/IX в.) пока не расшифрованы. Книги для совершения мессы

http://pravenc.ru/text/кельтский.html

1135 (Ст. 29–30). Не только Израиль должен был блюсти себя, как народ, в чистоте, но он должен был сохранить в чистоте ту землю, которую Господь дает ему, не допуская в ней никаких мерзостей между другими национальностями, которые могли остаться жить посреди Израиля .... «чтобы вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас» (Ст. 28). «Соблюдайте повеления Мои .... Я Господь Бог ваш». Служа Великому, Израиль не смел не только оскверняться мерзостями языческими, но не должен был вступать в дружеские отношения с народами оскверненными. (См. главу X40;III Второзакония, 3–8). 1136 (Ст. 1–2). Не без основания, кажется, можно думать, что глава XIX, находящаяся между повелениями Божиими, обращенными к совести человеческой и между уголовным кодексом книги Левита (в главе XX), есть краткая выписка важнейших законов, составленная для распространения ее в народе посредством многочисленных копий на отдельных папирусах, и которая могла служить ежедневным напоминанием главам семейств, или даже заучивалась наизусть, дабы служить постоянным руководством в жизни. Напоминание важнейших законов начинается воззванием к сынам Израилевым. «Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш»... и затем дается вкратце наставление чего нужно избегать, чтобы не нарушить этой святости. 1137 (Ст. 3). Кларк замечает, что в этом стихе приведены те два закона десяти заповедей, которые выражены в утвердительной форме: ... «Храни Субботы»... «Почитай родителей». Все остальные заповеди даны в форме отрицательной: «Не делай». Приведенные вкратце в этом стихе две заповеди, суть основания жизни религиозной, общественной и семейной. 1140 (Ст. 6–8). Ср. Лев. 40;II, 15–18. Краткие напоминания народу о том, что нужно наблюдать, по-видимому подтверждают мысль нашу, высказанную в 1-м прим. этой главы. 1141 (Ст. 9–10). Сравни развитие этого закона во Второзаконии XXIV, 19–22; а также в Левите XXIII, 22. Некоторые комментаторы думают, что под именем виноградника надо разуметь не только самый виноградник, во и вообще фруктовый сад. Бедный есть выражение, означающее неимущего Израильтянина; пришлец, это лицо, принадлежащее в другому племени, но живущее посреди Израиля, как напр., Кениты, упомянутые в кв. Cyдeй IV, 11 , и вероятно те, которые вышли из Египта вместе с Израилем в числе «разноплеменных людей» (Исх. XII, 38). Закон этот, изложенный в других местах Пятокнижия, введен для полноты этого краткого народного кодекса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Лев 23. 9-21 описываются жертвоприношения, положенные для этого праздника: «первый сноп жатвы», всесожжение однолетнего агнца, хлебное приношение и жертва-возлияние и мирная жертва. Праздник кущей (евр.      ) - осенний праздник, совпадающий с началом сбора винограда, справлялся 7 дней, во время к-рых народ жил в специально сооруженных шатрах и шалашах. Название впервые встречается во Втор 16. 13 слл. (ср.: Зах 14. 16 слл.), появление обычая строить праздничные шалаши ко времени путешествия Израиля по пустыне отмечено в Лев 23. 42-43 (ср. Неем 8. 17). Выжившие из языческих народов будут приходить каждый год в Иерусалим, чтобы поклониться там Господу и праздновать праздник кущей (Зах 14. 16), «всякий возмужалый» еврей должен был являться пред Лице Господа, т. е. совершать паломничество в святилище (Исх 23. 17, 34. 23 и Втор 16. 16). Праздник трубного звука (Лев 23. 23-25; ср. Числ 29. 1) падал на 1-й день 7-го месяца, соответствующего 1-му месяцу тишри иудаистского лунного календаря. Соответственно раввинистическая традиция считает 1-е тишри днем Нового года (Рош-хашшана, букв.- глава года) - это день покоя, когда созывается священное собрание (Лев 23. 24). Характерным признаком праздника является торжественное трубление в трубы (Числ 29; согласно Числ 10. 10, каждое новомесячие ознаменовывалось протяжным трубным гласом). В тексте Числ 29. 2-6 указываются праздничные жертвы дня трубного звука. В этот день возвратившиеся из Вавилонского плена евреи возобновили культ жертвоприношений в Иерусалиме (еще до восстановления храма) (Ездр 3. 6). В 1-й день 7-го месяца Ездра торжественно читал Закон перед народом (Неем 8. 2). Праздник восхождения Яхве на трон . Во 2-й пол. XX в. предметом споров в библеистике стал вопрос о существовании древнеизраильского Праздника восхождения Яхве на трон, о к-ром говорится в текстах царских псалмов (Пс 47; 92; 96; 97; 98). З. Мовинкель и мн. др. связывают этот праздник с осенним праздником допленного времени (новолетием). Аргументируя свою позицию, сторонники существования этого праздника указывают на нек-рые, по их мнению, параллельные представления о Боге как Царе в мифологии окружающих Израиль народов (особенно идеи творения мира и борьбы с хаосом).

http://pravenc.ru/text/158292.html

14 См.: Древс А. Миф о Христе. Пер. с нем. T.I, М., 1924, с.22. 15 См.: Числ 27, 18—23; Ис Нав 1, 1 и другие тексты, свидетельствующие о том, что Иисус Навин божеством не считался. О его роли в израильской истории см.: Киттель Р. История еврейского народа. Пер. с нем. Т. I, М., 1917, с.178 сл.; Мень А. Магизм и Единобожие, с.352 сл.; Ricciotti G. Histoire d’Israлl, v.I, Paris, 1947, p.273 s. 16 О результатах раскопок, связанных с военными кампаниями Иисуса Навина см.: Kenyon K.M. Digging up Jericho. London, 1957; Wright G.E. Biblical Archaeology. Philadelphia, 1957, p.65 ff. 17 1 Цар 6, 14; Сир 1, 1; Зах 3, 1; Кол 4, 11; Флавий И. Иудейская война, III, 450; Арх. VII,12,1; XXVII,13,1; XX,9,4; Автобиография, 20. Имя Иисус носили шесть иудейских первосвященников. 18 См.: Виппер Р. Рим и раннее христианство, с.93. 19 Мф 10, 8. 20 См.: Древс А. Миф о Христе. T.I, с.22. О первосвященнике Иисусе см.: Зах 3, 6; 1 Ездр 2, 2. Эпоха, в которую жил Иисус, рассмотрена в кн.: Мень А. Вестники Царства Божия, rл.XXI. 21  Виппер Р. Рим и раннее христианство, с.94. 22  Дмитриев А. Вопрос об историчности Христа в свете археологии. М., 1930, с.5—8; см. также: Никольский В. Атлас по истории религий, 1930, с.35. 23 Это запрещение восходит к Моисею (Исх 20, 4). Нарушаться в иудейской среде оно начало лишь с III b. н. э., когда появились синагоги с фресками и мозаиками (в Палестине и Месопотамии). См.: BTS, 1967, с.6—14. 24 См.: Древс А. Миф о Христе. T.I, с.78, 81. 25 Ин 1, 29; 10, 11 сл.; 15, 1. 26 См.: Хитров М. Подлинный лик Спасителя. М., 1894; BTS, 1972, 27 См.: «Происхождение христианства». Путеводитель по Музею истории религии и атеизма АН СССР. Л., 1955, с.70. 28 См.: Катулл, 43; Овидий. Метаморфозы, X; Лукиан. О сирийской богине; Аполлодор. Мифологическая библиотека, 1, 4, 2. Суммарный обзор мифов см.: Брикнер М. Страдающий бог в религиях древнего мира. Пер. с нем., М., 1909; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1928, с.3; Кун Н. Предшественники христианства (восточные культы в Римской империи). М., 1929; Larousse World Mythology. Ed. by P.Grimal. New York, 1965; New Larousse Encyclopedia of Mythology. London — New York, 1975.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010