И когда останавливается кровь обрезания сына Моисея ( Исх. 4:25 ), т.е. «прекращается страстная жизнь, мечтание и движение, после того как оскверненный помысел был очищен по вере мудростью», тогда, наконец, «успокаивается внутренний голос, словно некий ангел, через совесть бичующий согрешающий ум и порицающий всякое его помышление, движущееся вопреки надлежащему». 72 Впрочем, после сего Моисей вынужден будет вернуть жену и сыновей своих в землю Мадиамскую, к священнику Иофору ( Исх. 18:2 ), убедившись, что без внешних подвигов жизни пустыннической, характеризующейся отсутствием суетной молвы и чувственных соблазнов ( Исх. 3:18 ), нельзя умозрение о сущих освободить от плотской чувственности, принуждающей к работе миру сему и держащей в области греха. И только по достижении полной свободы от греха ( Исх. 18:1 ) и преуспеяния в жизни умозрительной, когда Моисей расположится станом у горы Божией, Иофор приведет к нему его жену и сыновей ( Исх. 18:5 ), а сам принесет всесожжение и жертвы Богу ( Исх. 18:12 ). Казни «Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми» 73 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: Процесс обращения души к Богу Текст для рассмотрения: Исх. 5–10 Употребляемые категории: · ЕГИПТЯНЕ – жизнь греховная · ФАРАОН – диавол · ЕГИПЕТСКОЕ РАБСТВО – образ рабства греху · СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ – добрые расположения и умозрения сущего · МОИСЕЙ – закон Духа · ААРОН – ум · ЖЕЗЛ – слово веры · КРОВЬ – просвещение · ЛЯГУШКИ – грубые грехи · МОШКИ – греховные помыслы · ПЕСЬИ MYXI – страстные влечения · МОРОВАЯ ЯЗВА – страх Божий · ПЕЧНОЙ ПРАХ – страх геенны · ОГНЕННЫЙ ГРАД – злоключения · САРАНЧА – злострадания · ТЬМА – глубокое раскаяние «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия», – говорит Апостол Христов ( 1Кор. 1:18 ). Погибающими являются те, кому неприятно Слово о кресте, которое удручает и, в конечном счете, губит их, но виновато в этом не Слово, а восприятие его, ибо ведь не зря написано: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» ( Ис. 29:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

С пастырской точки зрения он вполне понятен и плодотворен. И в определённой мере решает гомилетическую проблему. 71 Но с точки зрения экзегезы дело обстоит иначе. Поэтому следует определиться с тем, какое именно идолослужение запрещает вторая заповедь Декалога ( Исх. 20:4–6 ) и почему. Когда Господь говорил с Моисеем на горе Синай, люди, смущённые его долгим отсутствием, 72 испытывали растерянность и страх, которые наводили на мысль, что Моисей уже не спустится с горы никогда. Тогда они приступили к Аарону и потребовали, чтобы он сделал им того Бога, который незримо шёл перед ними по пустыне. И Аарон уступил. Собрав по стану золотые украшения, он отлил из них тельца ( Исх. 31:18 32:4). Народ восторженно кричал: «Вот божество твоё, Израиль! Вот кто вывел тебя из Египта!» Аарон же, увидев это, поставил перед тельцом жертвенник и объявил всем: «Завтра – праздник, Господу посвященный!» ( Исх. 32:4–5 , ББИ) Выполняя требование народа, Аарон вряд ли хотел присвоить себе единоличную власть отсутствующего Моисея ( Исх. 24:14 ) и уж тем более не хотел отвратить народ от Бога, которого тот совсем недавно обрёл. Быть может, как многие современные священники и проповедники, Аарон поддался искушению навести мосты между Богом и людьми. Но Бог признаёт только те мосты, которые строит Он Сам – об этом Аарон мог и не знать. Ведь в то время, когда он отливал тельца, Бог как раз объяснял Моисею какого рода мост следует возвести между Ним и Его народом. Поэтому Бог испепеляет зыбкие рукотворные мостки, порождённые ограниченным воображением Аарона, который, впрочем, действует вполне в парадигме своего времени. Но это всего лишь гипотеза. Возможно, что наоборот, Аарон всячески старался воспрепятствовать желанию народа. Так, по мнению прп. Ефрема Сирина и блж. Феодорита, приказание Аарона собрать золотые серьги из ушей жён ( Исх. 32:2 ) было связано с надеждой, что те, жалея свои драгоценности, отговорят мужей от идеи отливки тельца. 73 Когда же это не возымело действия, то словами «завтра праздник Господу» ( Исх. 32:5 ) Аарон постарался хотя бы исправить общенародный взгляд на золотого тельца, 74 подчёркивая, что это не очередной идол, какие во множестве существуют у других народов, а изваяние, изображающее именно невидимого Единого Бога 75 о котором говорит Первая заповедь ( Исх. 20:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

25–28), и наконец окропление посвящаемых и одежд их елеем с кровью в знак всецелого освящения их по должности (ст. 30). 2. Какие священные одежды священников и первосвященника? – Одежды священников следующие: 1) «надраги льняны», покрывающие наготу от пояса до голеней и служащие знаком особенной скромности и стыдливости, каковые качества должны украшать священнослужителей ( Исх.28:42–43 ); 2) хитон, или подир – одежда белая из льна, узкая, длинная и круглая с рукавами, на подобие нынешнего подрясника ( Исх.29:5 ); 3) разноцветный пояс, стягивающий хитон для удобства при священнодействии, и 1) кидар, или «клобук виссонный» на подобие цветочной чашечки, как знак процветания духовного и славы священника. Кроме пояса, все священнические одежды были из белого виссона, что было знаком величия и святости служителей Божиих. Кроме одежд священнических, облачение первосвященника составляли: 1) верхняя риза, вся голубого цвета, цельно сотканная, круглая без рукавов, с верхним узким отверстием для головы, надевавшаяся на хитон и короче его, унизанная по подолу яблоками из разноцветных ниток и золотыми звонцами ( Исх.28:31–35 ; Сир.45:11 ); 2) ефод, сделанный из синеты, багряницы, червленннцы (шерсти разных цветов) и виссона с золотом и состоявший из двух тканей, нарамников, которые прикрывая грудь, шли чрез плечи вниз и прикреплялись поясами, а на плечах двумя золотыми застежками, на которых блестели два камня с именами 12 колен Израилевых (по 6 на каждом. – Исх.28:7–12 ); 3) «слово судное» (τ λογειον), или напереник, – квадратная драгоценная ткань, покрывавшая у первосвященника место на груди, оставленное ефодом, и украшенная в четыре ряда 12-ю драгоценными каменьями с именами 12 сынов Израиля ( Исх.28:15–29 ): на слово судное возлагались урим и туммим, по переводу LXX-mu: «явление и истина», или свет и правда (см. Исх.28:30 ; Лев.8:8 ), и 4) кидар, обвитый длинною тканью и имеющий напереди золотую дощечку с вырезанными на ней словами: «святыня Господня» – лаЙгова ( Исх.28:36–38 ). Первосвященнические одежды были нетолько символами славы и высшего достоинства первосвященника, но и указывали в нем носителя небесной просвещающей истины и небесного правосудия (особенно чрез слово судное и чрез урим и туммим).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Вопрос 37. Как разуметь сказанное: «да не будут тебе бози разве Мене» (Исх.20:3)? Да не будут тебе бози инии разве Мене. ( Исх.20:3 ).   Исповедующие единую сущность Троицы сохраняют закон сего Божественного изречения, потому что не согласны боготворить что-либо иное, кроме Божественного естества, а зараженные Ариевым и Евномиевым недугом явно преступают Божественный закон, когда Сына и исповедуют Богом, и называют сотворенным и чуждым Божественной сущности. Бог говорит: «да не будут тебе бози инии, разве Мене»; а они вводят иного бога. Вопрос 38. Какая разность между кумиром и подобием (Исх.20:4)? Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею ( Исх.20:4 ).   Кумир ничего не имеет для себя в основании, а подобие есть представление и изображение чего-либо. Поелику эллины делают изваяния несуществующего: сфинксов, тритонов, кентавров, – а египтяне – кинопросопов и букефалов, то подобия несуществующего называют кумирами, а изображения существующего, как-то: солнца, луны, звезд, людей, зверей, пресмыкающихся и подобного тому– подобиями. Повелевает же ни поклоняться, ни служить им. И не просто запрещает то и другое, но поелику иные поклоняются иногда по страху человеческому, хотя не служат в душе, то показывает, сколько нечестиво то и другое. Вопрос 39. Что значит сказанное: «Бог есть ревнитель» (Исх.20:5)? У Владыки Бога угрозы больше наказаний. И это нетрудно дознать из Божественного Писания. Сказано: «всякий необрезанный мужеский пол, иже не обрежется в день осмый, погубится» ( Быт.17:14 ). Но найдем, что обрезанные погибли многоразлично в пустыне, а оставшиеся необрезанными сподобились обетований, данных предкам, потому что Иисус обрезал их в Галгалах. Так, Бог угрожал конечною гибелью имеющим в домах квасное ( Исх.12:15 ), но не предавал их наказанию согласно с угрозою. Посему и здесь, как чадолюбивых и заботящихся о чадолюбии, устрашает угрозами и говорит: «отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене» ( Исх.20:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Мы знаем, Моисей и Илия предстояли Спасителю на горе Фавор, во время Преображения. Когда память пророка Илии, мы все прекрасно помним, а когда память пророка Моисея? Мало кто может сказать. Почему так? Ведь сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34: 10–12). Моисей, как прежде носил свой жестоковыйный народ и готов был даже умереть за него в пустыне, точно так же и до сих пор как бы связан с Законом. По слову святителя Кирилла Александрийского, «блаженный Моисей есть для нас образ закона: имут Моисеа и пророки (Лк. 16, 29), – говорит в евангельских сказаниях блаженный Авраам, Моисей действительно представитель [собственно: лице, ( греч.) просопон] закона» кн. 1, с. 187]. Поэтому со времени Евангельского благовестия вместе с законом остается в тени. Хотя Господь сказал, что Моисей будет обличать иудеев на суде, то есть реально значение его не умаляется. Но в педагогических целях память его, видимо, несколько отошла на второй план. Перечислю в общих чертах ряд вопросов, регулируемых законом, чтобы вы себе представляли объем тем, которые в нем затрагиваются. Во–первых, установление единобожия и запрет идолопоклонства (Исх. 20: 2–6). Затем – обрезание, запрет произнесения имени Божия (Исх. 20: 7), запрет ложной клятвы и богохульства, закон о субботе (Исх. 20: 11), закон о почитании отца и матери (Исх. 20: 12) – эти законы о почитании отца и матери есть в книгах Исход, Левит и Второзаконие, где с разных сторон рассматривается отношение детей и родителей, почитание старцев. Запрет на убийство (Исх. 20: 13), регулирование кровной мести и закон о городах–убежищах (Втор. 19), погребение неизвестных людей, странников, законы о драках и о членовредительстве (Исх. 21: 18–36), запрет на прелюбодеяние (Исх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

По мнению Иосифа Флавия, упоминаемый в настоящем случае Ор есть одно и то же лицо с Ором, дедом известного художника, строителя скинии Веселеила и сыном Халева из колена Иудина ( Исх. 31:2, 35:30, 38:22 ; 1Пар. 2:19, 50, 4:1, 4 ; 2Пар. 1:5 ). Иудейское предание, отмечаемое Иосифом Флавием называет его мужем сестры Моисеевой Мариам. Насколько справедлива и верна еврейская традиция, сказать довольно трудно. Но она в достаточной мере объясняет тот факт, почему Моисей избирает в данном случае Ора; вместе с Аароном он – его ближайший родственник. Исх.17:11 .  И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; Исх.17:12 .  но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. «Не потому только, – говорит Иустин Философ , – народ одерживал победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста». Исх.17:13 .  И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. Исх.17:14 .  И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. Израиль, как святыня Господня, является неприкосновенным; всех обижающих его настигает бедствие ( Иер. 2:3 ). Это общее правило применяется и к амаликитянам ( 1Цар. 15:2–3 ). Приказание об истреблении записывается для того, чтобы впоследствии не было забыто. Исх.17:15 .  И устроил Моисей жертвенник [Господу] и нарек ему имя: [Иегова Нисси] . Исх.17:16 .  Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род. Израиль сражался под знаменем Всевышнего, которое держал в своих руках Моисей, отсюда и название жертвенника: «Иегова Нисси» – по-еврейски: Господь – знамя мое. Такой смысл устанавливается выражением ст. 16: «ибо рука на престоле Господа». Моисей изъясняет название жертвенника: «Господь – знамя мое» тем, что рука его была на знамени Всевышнего, держала последнее 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

490 – «И первый завет имел, а теперь не имеет», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «и этим уже апостол выражает, что ветхий (первый) завет отменен... так что теперь он хотя бы и оставался, уже не имеет силы». 491 Святилище (храм) названо земным, так как создано было по образу небесному (ср. Евр.8:5 ; Исх.25:40 ), и поэтому оно имело временное назначение. «Людским» именуется потому, что служило для людей местом богослужебных собраний. Стих 2. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов и которая называется святое». Скиния названа первой, так как она была первой от входа со двора и отделялась от двора завесою ( Исх.26 36). «Называет», – говорит блаженный Феофилакт , – «эту именно первою по отношению к «Святому Святых», так как она была в средине. Пред ней же (во дворе скинии) находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжений, поставленный под открытым небом. Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (ср. Исх.40:22–28 ), то она являлась срединой, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов». 492 Стих 3. «3а второю же завесою была скиния, называемая «святое Святых». – «Святое святых» отделялось от «святого» («скинии собрания» – Исх.40:22 ) завесою с изображениями на ней херувимов ( Исх.26:31 ). Эта завеса была по счету вторая, так как первая была при входе во «святое». Стих 4. «Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета» Так назван ковчег потому, что в нем находились скрижали, на которых были написаны «слова завета, десятисловие» ( Исх.34:28 ). «Все эти вещи», – замечает блаженный Феофилакт , – «служили памятниками иудейской неблагодарности. Сосуд с манною в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесным образом, возроптали ( Исх.16:3 ), и чтобы потомки помнили, как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. Жезл Ааронов в воспоминание возмущения, бывшего против него ( Чис.16, 17:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Глава 9 1–7. Пятая казнь – мор на скот. 8–11. Шестая казнь – воспаление с нарывами. 12–26. Предупреждение о седьмой казни и самая казнь – град. 27–35. Раскаяние фараона и новое ожесточение. Исх.9:1 .  И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; Исх.9:2 .  ибо если ты не захочешь отпустить [народ Мой] и еще будешь удерживать его, Исх.9:3 .  то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; Исх.9:4 .  и разделит Господь [в то время] между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израилевых не умрет ничего. Исх.9:5 .  И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. Пятая казнь – тяжкий мор на скот одних египтян, имеющая для себя аналогию в известных из древнеегипетских памятников, а равно и свидетельства новейших путешественников о случаях эпизоотии, не может быть отождествляема с этими последними и объясняема естественными причинами. Все обстоятельства казни – предсказание ее наступления (ст. 3), быстрота этого последнего (ст. 5), освобождение от нее земли Гесем (ст. 4), а также опустошительная сила ее действия (ст. 3), все это несомненные признаки сверхъестественного, чудесного явления. Исх.9:6 .  И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. Как видно из 9–10 и 19 ст. данной главы, выражение: «вымер весь скот египетский» нельзя понимать в буквальном смысле. Оно имеет в виду или скот, бывший в поле, или указывает на все виды скота (ст. 3), поражение которых составляет отличие казни от обычных эпидемий, ограничивающихся одной какой-нибудь породой. Исх.9:7 .  Фараон послал узнать, и вот, из [всего] скота [сынов] Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа. Несмотря, однако, на это удостоверение в могуществе Иеговы, сохранившего, согласно предсказанию, скот Своего народа, фараон не отпускает евреев. Причины этого заключаются всего скорее в том, что, будучи чувствительной для бедных, новая казнь не нанесла особенного ущерба состоянию самого фараона. В виду этого он желает лучше перенести меньшее бедствие, чем подвергнуться большему – лишиться даровых работников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Праздник в середине месяца (4, новомесячие), о котором говорится в псалме, может быть либо Пасхой ( Исх. 12:18 ), либо Праздником кущей ( Лев. 23:39 ); оба они отражают события, связанные с исходом евреев из Египта ( Исх. 12:26–27 ; Лев. 23:42–43 ). Скорее всего, речь все–таки идет о Празднике кущей, поскольку в псалме упоминается закон и послушание Господу (9–11, 12, 14; ср.: Втор. 31:9–13 ), а также обильный урожай пшеницы (17; ср.: Втор. 16:13– 15 ). Псалом, начинаясь с призыва исполнять предписания Бога (2–6), обращается к Божественным акциям (7–8) и Его Слову (9–11) и завершается требованием Бога соблюдать Его установления (12–17). Подчеркивается, с одной стороны, вся серьезность последствий ослушания (12, 13), а с другой – торжество и обильные благословения (15–17) исполняющим предписания Его закона (14). Таким образом, псалом рассматривает ключевые доктрины Библии: искупление и ответственность. Народ, выведенный из Египта (7), искупленный Господом ( Исх. 6:6, 7; 24:4, 5 ), становится сразу же народом, подчиняющимся слову Божьему (9–11; Исх. 19:3–6; 20:2–19 ), которое они должны не только слушать, но и исполнять (9, 14; Исх. 24:6,7 ; Рим. 1:5 ; Евр. 3:7–19 ; 1Пет. 1:1,2 ). 2–4 Нарастающий радостный хор восхвалений: собрание, певцы, музыкальное сопровождение, трубы (4) – весь народ участвует в богослужении в день праздника (4). 5–6а Закон, то есть незыблемое правило; устав – установление, предписание Бога. Во свидетельство – во свидетельство Того, Кто Он есть (т. е. Бога исхода, избавляющего из плена греха, и Бога святого закона). 6б Из земли Египетской – эти слова позволяют связать праздник с действиями Бога против Египта во избавление Израиля, однако лексика здесь та же, что и в Быт. 41:45 , где речь идет об Иосифе, который «пошел по земле Египетской». Исход – ярчайший пример Суверенного Бога в действии. 6,11,17 Три изречения от первого лица (в английском переводе) (ст. 6в можно перевести: я услышал звук незнакомого мне языка) завершают соответствующие части псалма. В двух последних частях звучит голос Господа, возможно, Господь говорит и в первой части, смысл которой чрезвычайно трудно истолковать. Если такая трактовка верна, это возвращает нас снова к Исх. 2:24–25 (где фраза и призрел их Бог означает: и Бог их знал). Таким образом, полноценная жизнь для народа Господня начинается, когда Бог знает их нужды, входит в их положение и заботится о них (6). Тех, кого Он спасает и кому открывает Свое слово (7–11), Он приглашает вкусить всю полноту радости даруемого Им насыщения (И); послушные Ему получат в награду обильную и чудодейственную поддержку (17): мед из скалы в добавление к воде – великому дару, посланному им в древности ( Исх. 17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Исх.24:15–17 . Слава Божия покрывает гору Синай. Слава Господня ( – «кевод Яхве») – не только видимое выражение совершенных свойств Божиих (могущества, величия и др.) в тварном мире, но и присутствие Бога в мире, Его явление людям (Теофания). Ветхозаветное учение о славе Божией предвосхищает православное учение о нетварных энергиях, которые неотделимы от сущности Божией (сущность Божия едина и проста), но посредством которых в то же время Бог действует вовне, то есть присутствует в мире и дает возможность человеку вступить с Собой в общение. Различие невидимой и непостижимой сущности Бога и славы Божией как видимого проявления Его присутствия в мире позволяет разрешить кажущееся противоречие: в Исх.24:10 говорится, что Моисей и его 73 спутника видели Бога Израилева, тогда как в Исх.33:20 Господь, отвечая на просьбу Моисея явиться ему, возвещает прямо противоположное: человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Ясно, что в первом случае речь идет о славе Божией, а во втором – о Его непостижимой сущности. В анализируемом нами фрагменте используется два образа видимого проявления славы Божией: облако и огонь поядающий. Облако в Ветхом Завете часто имеет связь с Богоявлением. С одной стороны, облако – один из видов проявления славы Божией (слава Господня явилась в облаке – Исх.16:10 ), с другой – завеса, которая прикрывает славу Божию от нечистых взоров, подчеркивая дистанцию между Богом и человеком. Доступное и вместе с тем непроницаемое облако позволяет достигнуть Бога, не видя Его лицом к лицу, ибо человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Словосочетание огонь поядающий символически указывает на непримиримость Бога ко греху: огонь означает святость Божию, которая разоблачает и уничтожает всю скверну и тленность твари, но при этом не сжигает самого человека, а очищает и возрождает его. Исх.24:18 . Моисей пробыл на горе сорок дней; это число является символическим и означает завершенность. Следовательно, Моисей за указанный срок воспринял полноту Откровения Божия. 12. Синайское законодательство. Десять заповедей, их разделение и толкование

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010