3) служит надежным проводником, 4) просвещает разум человека. Книги Моисея: закон как завет . Ветхозаветный закон часто называют «законом Моисеевым» (напр., Нав.8:32 ; Лк.2:22 ), поскольку в Библии Моисей последовательно изображается человеком, которому Бог первоначально дал закон. По этой причине на всем протяжении Писания неизменным образом закона служит его понимание в Моисеев период. В целом Божий закон представлен в Пятикнижии как систематизация Божьего завета с Израилем. Это не абстрактный нравственный кодекс и не сборник этических или гражданских требований общего характера. Моисей представляет закон одной из сторон заветных отношений между Богом как верховным сюзереном и Израилем как народом-вассалом. Заветная природа ветхозаветного закона проявляется по-разному. Десять заповедей по литературной форме напоминают международные соглашения (так называемые договора о сюзеренитете) между древними ближневосточными императорами и вассальными странами. Как и в таких договорах, в десяти заповедях излагаются условия соглашения и санкции ( Исх.20:1–18 ), предваряемые преамбулой с указанием на законодателя ( Исх.20:1 ) и историческим прологом, в котором заявляется о благосклонном отношении законодателя к вассалу ( Исх.20:2 ; см. также Исх.19:3–6 ). Той же схеме в общих чертах соответствует и вся Книга Второзаконие: преамбула ( Втор.1:1–4 ), исторический пролог ( Втор.1:5–4:43 ), условия соглашения ( Втор.4:44–26:19 ), санкции в случае его соблюдения или несоблюдения ( Втор.27:1–30:20 ) и порядок наследования ( Втор.31:1–34:12 ). Кроме того, сборник законов в Исх.21:1–23:33 назван «книгой завета» ( Исх.24:7 ). Итак, образ Божьего закона в Писании соотносится с более широкими концептуальными рамками, объясняющими и другие его особенности. Во-первых, как и в случае с древними договорами, придававшими официальный характер существовавшим ранее отношениям, в законе подразумевалось, что между Израилем и его Небесным Сюзереном уже установлены отношения взаимной любви и верности. Десять заповедей Израиль получил после того, как Бог вывел его из Египта ( Исх.20:1–17 ). В рамках завета предназначение закона сводилось не к указанию пути приобретения праведного положения пред Богом. Оно было ответом на Божью благодать, а не предварительным ее условием. Надлежащая мотивация исполнения закона заключалась в стремлении продемонстрировать преданную любовь к Богу ( Втор.6:1–25 ; Мф.22:37–40 ), а не завоевать Его любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

—83— этому поводу обвинять учеников, но как написано, порицали их за то, что разоряли субботу. Истинно яснейшим доказательством Господь противопоставил им пример Давида царя ( Мф.12:3,4 : ср. 1Цар. гл. 21), так как он не был наказан за подобное действие, как и за некоторые другие. Не следовало Давиду есть, 918 потому что он не был священником. 919 Священником, конечно, был Давид, (но) потому что он был обителью Святого Духа. И когда сим они, конечно, не были вразумлены, тогда ясно обличил их из собственных их действий, говоря: «священники их в храме нарушают субботу и суть без греха ( Мф.12:5 )». Но и иное нечто назнаменовал нам Господь. Раньше преследования Давид не должен был приступать к священному, когда же его начали преследовать, он получил власть взять его и есть. Таким же образом и Господь после Своих преследований разделил Свою плоть и Свою кровь ученикам Своим и верным. «Суббота создана ради человека ( Мк.2:27 )»; ибо отдых бывает после шести дней, посему ради человека, поскольку по этой причине (суббота) и получила сие имя. Итак, не ради Бога установлена суббота, но ради человека; поэтому человек, который дал её, есть господин её. Глава шестая Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел, – говорит, – Иисус —84— очи Свои на них и начал говорить: блаженны, нищие в духе своем ( Лк.6:20 ; Мф.5:1–3 )», то есть, нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «блаженны кроткие ( Мф.5:5 )». «Кротчайшим человеком был Моисей из всех сыновей народа своего ( Чис.12:3 )», и: «на кого призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем ( Ис.66:2 )». Также: «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его ( Пс.131:1 )», и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 )». – «Блажен, кто алчет и жаждет правды ( Мф.5:7 )», как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа ( Ис.49:10 ср. Пс.41:3; 62:2 )». – «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 )», как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже ( Пс.50:12 )». Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей ( Исх.33:18–23 ), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, – говорит, – все помыслы злые ( Мк.7:21 ; Мф.15:18 )». – «Блаженны, которые плачут, поскольку они утешены будут ( Мф.5:4 )», как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся ( Рим.8:17 )». – «Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими ( Мф.5:9 )», поскольку ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава, в вышних Богу и на земли мир ( Лк.2:14 )». «И устроил мир, – говорит (Апостол), – кровию креста Своего

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Обетование Обетование, данное к.-л. обещание сделать ч.-л. в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнении Божьих О. основана на сущности Господа, слово Которого абсолютно надежно ( Ис. 40:8 ; Плач. 3:23 ; Евр. 6:18 ). Содержанием О. являются Божьи спасит. деяния, которые по мере исполнения становятся историч. реальностью. I. ОБЕТОВАНИЕ В ВЗ 1) первое данное человечеству О. было направлено на устранение самой основы всякого бедствия. Оно обещало приход Спасителя ( Быт. 3:15 ), Который лишит власти сатану, получившего ее благодаря грехопадению человека. Но в О. сообщалось не только о том, что явится Спаситель, они также говорили о том, каким Он будет ( Ис. 11:1–5 ; Ис. 42:1–4 ), и о пути спасения ( Ис. 53 ). Не улучшением мира можно помочь людям – люди сами должны обновиться. Через излияние на них Духа Божьего ( Зах. 12:10 ) и дарование им новых сердец ( Иез. 36:26 ) их мышление и действия оказываются в подчинении Закону Божьему ( Иер. 31:33 ), так что они могут жить в постоянном союзе с Богом и в послушании Ему ( Иер. 31:31 ; Иез. 36:27 ). Но срок исполнения О. определяет только Бог, это остается Его тайной; 2) Иов знал, что его Искупитель жив ( Иов. 19:25 ); Валаам видел «восходящую от Иакова звезду» лишь в отдаленном будущем ( Числ. 24:17 ). На время ожидания Спасителя Бог даровал человечеству свет и надежду, дав Аврааму О. о том, что от него произойдет великий народ ( Быт. 12:2 ), который будет жить, подчиняясь Божьим установлениям, в обетованной Богом земле ( Исх. 32:13 ). Там он прославит имя Божье среди народов и станет благословением для них ( Быт. 18:18 ), получив спасение Божье, насколько это возможно без основополаг. победы над сатаной. Так, уже в то время народ Израиля познал, что Бог шаг за шагом исполняет Свои О. Божья защита гарантировала безопасность всему народу ( Втор. 12:10 ) и каждому израильтянину в отдельности ( 2Цар. 22:3 ; Пс. 58:10.17 ); Бог давал им пропитание и возможность спокойной жизни ( Лев. 25:19 ). Народ был вправе приближаться к Богу в установл. Им ⇒ богослужениях и в молитвах, т.к. Бог дал О., что молящийся будет услышан ( Пс. 49:15 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Завет Завет . Слово «завет» употребляется в Св. Писании В. Завета в двояком смысле: в значении «закон, постановление» и «союз, договор», – установление известных отношений между двумя сторонами. Так, данным выражением обозначаются союзы между целыми народами ( Исх.32:23, 34:12, 15 ; Втор.7:2 ; Нав.9:6 ; Суд.2:3 и т. п.), отдельными лицами ( Быт.21:22–32, 26:28, 31:44 ; 1Цар.18:3, 20:16 ; 3Цар.15:19 и т. п.) и даже неодушевленными предметами – камнями ( Иов.5:23 ), смертью и адом ( Ис.28:15 ), днем и ночью ( Иер.33:20 ). Тем же самым именем называется союз Бога с человеком ( Быт.9:9, 15:18, 17:4, 7, 9, 10, 21 ; Исх.19:5, 24:7–8 ; Втор.4:13, 23, 5:2–3; 7:12 ; Иер.11:2 и д.; Иер.31:31–33 и т. п.), сопровождающийся установлением между ними на основании обоюдного согласия известных отношений ( Быт.17:7–14 ; Исх.19:5–6 ). Со стороны Бога они выражаются в даровании людям откровения и всевозможных формах покровительства, со стороны человека – в усвоении откровения и проведении его в жизнь ( Исх.19:5–6 ; ср. Иер.11:2–8 ; Иез.36:26–28 ). Начало такому завету было положено еще в раю. По словам Сираха, «Господь дал первым людям помышление и язык, и очи, и уши, и сердце размышляти: художеством разума искати я, и добрая и злая показа им. Положил есть око свое на сердцах их, показати им величество дел своих: да имя святыни Его восхвалят, и да поведают величества дел Его. Завет вечный постави с ними и судьбы своя показа им» ( Сир.17:5–8, 10 ). Этот первый по времени завет был нарушен грехопадением человека, но как «вечный», а потому неизменный, был восстановлен через обетование о «Семени жены» ( Быт.3:15 ), имеющем победить диавола и возвратить людям утраченное блаженство. Изрекая это обетование, Бог принял в общение с Собою падшего человека, – дал ему возможность спастись верою во грядущего Искупителя. Участвующим в этом завете было все допотопное человечество. Таким же всемирным характером отличается и завет Бога с Ноем. Ручаясь за сохранение естественного порядка, смену времен года, дней и ночей, плодородие земли, сохранение жизни людей и животных ( Быт.8:22 ), он имеет отношение и к делу спасения, поскольку способствует приготовлению к нему внесением в жизнь людей законности ( Быт.9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Мадиам, Мадиан, Мадианитяне Мадиам, Мадиан, Мадианитяне (, , , ,=спор, распря, состязание, ссора; Μαδιμ, Μαδιν, Μαδαντις, Μαδιηναοι; V: Madian, Madianitis, Madianitae; Maдiaмъ, L: Midian, Midianiter): Быт.25:2, 4, 36:35, 37:25–28, 36 . Исх.2:15, 3:1, 18:1, 5 . Чис.10:29, 22:4, 25:6, 14–18, 31:2–3, 7–9 . Суд.6:1 и дал. Суд.7:1 и дал. Суд.7:23–25, 8:3, 12, 22, 24, 26, 28 . 3Цар.11:18 . 1Пар.1:32. 46 . Иудиф.2:26 . Пс.82:10. 12 . Ис.9:4, 10:26, 60:6 . Авв.3:7 . Деян.7:29 . – Четвертый сын Авраама от Хеттуры. Потомки его – мадианитяне. Это многочисленный народ аравийский разных племен, различающихся между собой и местом жительства, и образом жизни, и характером и религией. Родоначальники племен их указываются: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага ( Быт.25:4 . 1Пар.4:33 ). Из городов мадиамских у Исаии упоминается Ефа вместе с Мадиамом, как место торговли, богатое золотом и ладаном ( Ис.60:6 ). По образу жизни, подобно другим Аравийским народам, одни из них вели кочующую жизнь; другие занимались торговлей. Так, еще во времена Иакова мы видим их вместе с измаильтянами, как народ купеческий, производивший торговлю между Азией и Египтом ( Быт.37:28, 36 ). Их не надобно смешивать с израильтянами, и само Св. Писание отличает их от израильтян ( Быт.25, 2–4, 12–18 ); из истории Иосифа видно, что они торговали и людьми ( Быт.37:25–28, 36 ). Главное местопребывание мадианитян, кажется, было при Еланитском заливе Чермного моря, по восточной стороне его, и именно, по Евсевию и Иерониму и арабским географам, город Мадиан лежал далее Каменистой Аравии, к востоку, в пустыне Срацинской (См. Атл. Кипп. Табл. 1 и 2 и Атл. Менке 1). Там же Птоломей полагает города Мадиану и Модиану (Зап. на кн. Быт. м. Фил. Ч. 2. стр. 319). Из того, что Моисей, во время пребывания своего между мадианитянами, доходил со стадами своими до горы Хорива ( Исх.2:15 и дал. Исх.3:1 ), и из знакомства Ховава с этими странами ( Чис.10:31 ), можно заключать, что, по крайней мере, часть этого кочующого народа долгое время обитала и на западной стороне Еланитского залива, но впоследствии времени мы снова должны полагать их на восточной стороне, потому что израильтяне, во время 38-ми летнего странствования по каменистой Аравии, с мадианитянами не встречались, и Иофор, очевидно, приходил к Моисею в пустыню Синайскую из дальней страны ( Исх.18 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Галина Б. 29 января 2016, 07:29 Я прошу прощения и у автора и комментаторов. Не имею глубоких знаний Ветхого Завета. Но о чем спор? Ведь Ветхий Завет - это и Содом и Гоморра, и " око за око.... " . Этот же народ и Христа распял, " глазом не моргнув " : распни его, распни его... А уж у египтян взять? - что тут противоречивого, тем более, что сначала ушли после всех " казней египетских " кое-что прихватив в дорогу, а уж потом был Синай и Скрижали Завета. Суровая история. Дай Бог и нам выйти из " тьмы египетской " , прихватив кой-какое " богатство неправедное " . Слава Богу за все. Алексей Александрович 29 января 2016, 06:06 Видимо, все противоречия в Библии легко разрешаются, если их рассматривать с позиции Нового завета. Христос сказал, что первым шагом следования за Ним является избавления от имения, имущества, а в данном случае от недвижимости. Если бы евреи не заложили свою недвижимость египтянам за драгоценные вещи, то, едва ли бы, они двинулись за Моисеем. Что египтяне были настолько глупы, чтобы отдать золото и серебро просто так? Они дали движимое имущество под залог недвижимости. Александр 29 января 2016, 00:16 Египтяне сами отдали и золото и серебро , лишь бы евреи свалили " И понуждали Египтяне народ , чтобы скорее выслать его из земли той ; ибо говорили они : мы все помрём . ( Исх.12:33 ) Геннадий Ядренцев 28 января 2016, 23:18 Спаси Бог Вас за лаконичную. но глубоко назидательную статью. Подобно тому как Бог того ищет как бы нас не осудить, но помиловать и оправдать, так и мы должны видеть благий смысл даже и, в казалось бы, некоторых неоднозначных местах Св.Писания. Так познается кто друг Божий , а кто враг; первый ищет оправдания Богу, а второй, выискивает- как бы осудить. Владимир Степанов 28 января 2016, 19:50 Спор ни о чем! Бог дал 10 заповедей на Синайской горе, уже после исхода из Египта. То есть, в момент исхода, вопрос " не пожелай дома ближнего твоего " не был прозрачен для евреев и Моисея. И вопрос разделён как минимум 40 годами странствий! И так было не единожды. Например, сначала Бог допускал кровосмешение (в допотопные времена), потом допускал только многожёнство (после Моисея), а позже Христос и Апостолы утвердили что муж и жена - единое целое, и ранние попущения были только из-за маловерия. Или, например, вопрос об " зуб за зуб, око за око " плавно перетёк в " подставь другую щеку и отдай всю одежду " . Господь милостив, зная нашу немощность терпит нас, но постепенно лечит и исправляет от гордыни, которые суть всех прегрешений.

http://pravoslavie.ru/90076.html

Разумеются, вероятно, землетрясения, сопровождаемые бурей, или ветры, дующие в пустыне и передвигающие с места на место горы песка. «Во время скончания», Сир.: «гнева», – разумеется гибель, постигающая грешников (ср. ст. 33 и 34). «Излиют крепость», с Гр. «силу» (70 поправляет: «гнев»), как и в Сир.: «обнаружат силу», значит, что карающая сила гибельных ветров проявляется только в указанное им от Господа время, – тогда именно, когда нужно нака­зать грешников; так, «Господь воздвиже ветр велий на мори, и корабль бедствоваше еже сокрушитися», когда Иона пытался убежать от исполнения Божия повеления ( Ион. 1:4 ). Сл. «совершать» (Остр, снова: «излеют») неточно передает Гр. κοπσουσιν «утолятся» или, по смыслу: «утолят», – гибельные ветры утолят гнев Божий, когда обрушатся на грешников, и те понесут заслуженное наказание; Сир.: «и успокоят дух Создавшего их». Далее перечисляются другие явления природы, которыми Господь наказывает грешников: огонь (ср. Исх. 9:23–24 , Пс. 17:15, 77:48 ), град (ср. Исх. 9:18 дал., Нав. 10:11 , Пс. 77:47–48 ), голод (ср. Втор.28:20 , 2Цар. 24:13 , Притч. 10:3 ), мор (ср. Втор. 28:21 , Иер. 29:18 , Иез. 7:15 ),затем: хищные звери (ср. Втор. 32:24 , Иер. 15:3 , Иез. 5:17 ), скорпионы и змеи (ср. Чис. 21:6 , Иер. 8:17 ) и наконец, меч отмщения, т.е. неприятельское нашествие (ср. Исх. 22:24 , Лев. 26:25, 33 Втор. 32:25 и др.). Вместо «град», χλαζα, в Гр. Гл. (248,296, Cpl.) ошибочно читается : θλασσα «море», вместо Гр. И Сл. «и глад и смерть» в Евр. Написано ошибочно: раъ вадабер «зло и мор», – вместо раъ следует читать раъаб «голод»; в Сир. также ошибочно: «и камни смерти» вместо «и голод, и смерть». Сл. и Гр. «вся сия» в 36 стихе, как и Сир., передают Евр. гамеллег «также и эти» или «и они», что здесь уместнее; переводы берут выражение из Евр. 38 стиха, где оно относится ко всему предшествующему «Зубы зверей» соответствует Евр. фразе хаййат шен «хищные звери», как в 12:13. 38. «Все они», перечисленные выше силы природы, «со­творены для своей надобности и соблюдаются в храни­лище до времени своего»; Господь хранить их до того времени, когда они потребуются Ему для исполнения Его праведного суда над людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Итак, Евреи, вопреки заповеди, покусились изобразить Бога и вследствие этого подверглись опасности смешать самоизмышленное подобие Божества с Самим Божеством и воздать подобию те почести, которые приличествуют единому Богу. Таким образом, вторая заповедь, по смыслу, усвоенному ей в самом Пятикнижии, запрещает делать кумиры какого бы то ни было вида; запрещение это общего характера и обнимает собой не только изображения ложных богов, но и изображения истинного Бога Иеговы, которые, по существу своему, признаются непозволительными. Если так, то вторая заповедь не может уже совпадать с первой и вносит новые и существенно важные элементы в религиозное законодательство Еврейского народа. Особенного внимания заслуживает самый мотив, по которому запрещаются кумиры: вы не видели никакого образа;... слышали... только глас; говорил Господь к вам... из среды огня 222 . Вы не видели: речь направлена ко всему народу Израильскому. Почему же они не видели? Потому ли, что Бог не благоволил показать Себя, или потому, что Он не имеет вида, образа, воспринимаемого человеческими очами? Другими словами: можно ли видеть Бога? Вопрос с первого раза странный и нелепый. Обратимся, однако, к Пятикнижию. В 24-й главе кн. Исход ( Исх.24:9 ) и дал. читаем следующее: потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили, т. е. остались живы. Еще пример, по 33 главе кн. Исход, Моисей говорил Иегове: покажи мне славу Твою. Иегова сказал: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе) ( Исх.33:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

В начале повествования Бог сообщает Моисею (16:5), что в пятницу должна собираться двойная порция манны. Точно так все и получилось (16:22). Но нигде в промежутке между 5-м и 22-м стихами не сказано, что Моисей передал эту информацию народу. Бревард Чайлдс прекрасно говорит: «Бог как бы устраивает для израильтян неожиданный пикник» 83 . Действительно, комментарий ко второй части 22-го стиха: «И пришли все начальники общества, и донесли Моисею» подтверждает их счастливое удивление. Их рты раскрыты от изумления. В заключение мы замечаем указание Моисея Аарону положить немного манны в сосуд и поместить его «пред ковчегом свидетельства». Под «свидетельством» обычно понимаются скрижали завета, на которых начертаны десять заповедей (см. Исх.31:18; 32:15; 34:29 ). Или же ковчег, в который помещалось «свидетельство» (см. Исх.25:22; 26:33:34 ). Исход (25:16:21) – это повеление положить свидетельство в ковчег. Конечно же, в 16-й главе Книги Исход еще не существовало ни свидетельства, ни ковчега, ни скинии. Однако очень важно, чтобы читатель увидел, что до того, как появилось какое-либо упоминание о том, чтобы положить Божий закон в ковчег, было объявлено положить Божью манну перед ковчегом, в или на него. Бог, Который дал нам Свой закон? Да. Но прежде всего Бог, Который милостиво и щедро восполнил наши нужды и доказал Свою верность и благоволение. Третьим критическим моментом было отсутствие воды в Рефидиме (17:1–7). В первый раз вода была непригодной для питья (15:23). А сейчас воды нет вообще. Божье решение этой дилеммы является необычным. В 6-м стихе мы читаем, как Бог говорит Моисею: «Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу». И все это должно быть сделано публично, а не частным образом (ст. 6). Читать, что Бог стоял перед Моисеем, уже удивительно. Стояние перед кем-то другим иногда указывает на положение подчинения или зависимости (например, Быт.18:8 ; Втор.1:38; 10:8 ). Таким образом, более чем вероятно, что Бытие (18:22), которое звучит: «Авраам еще стоял пред лицем Господа», когда-то звучало: «И Господь еще стоял пред лицем Авраама». По крайней мере, существует одно указание, что позже писцы исправили некоторые отрывки Писания, которые, как они считали, были оскорбительными в том, что они говорили или понимали о Боге 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Иезавель уже предупреждалась оставить свое занятие: «Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась». Она не последовала увещеванию, почему ей и ее последователям теперь грозит наказание. Приговор суда ( Откр.2:22–23 ) состоит из трех частей. Во-первых, «Вот [пророческий призыв к вниманию: «смотри»], Я повергаю ее на одр». Имеется в виду одр болезни. Этот ветхозаветный оборот речи означает, что она тяжело заболеет и сляжет в постель ( Исх.21:18 ; 1Макк.1:5; Иудифь.8:3 ). Не исключено, что здесь обыгрывается противопоставление ложа любовных утех («любодейство») одру болезни. Вторая и третья угрозы определенно следует понимать в переносном смысле. Последователям Иезавели («ее детям»), «если не покаются в делах своих», возвещается «великая скорбь», и, более того, они будут «убиты смертью». Последнее выражение взято буквально из греческого перевода пророчества Иезекииля ( Иез.33:27 ). Итак, нераскаявшихся ждут страдания, болезнь и смерть. Безусловно, такую страшную угрозу следует понимать в духовном смысле. Но не исключены и физические последствия их неосмотрительного участия в языческих культовых собраниях. Если даже для членов церкви зло лжеучения остается сокрытым, сами последователи этого лжеучения (николаиты, ученики Иезавели) не могут избежать проницательного взгляда Сына Божьего, «испытующего сердца и внутренности» ( Откр.2:23 ). Любопытно, что в оригинале буквально стоит: «исследующий почки и сердца». Это часто встречающееся в Ветхом Завете устойчивое словосочетание: «Ты испытуешь сердца и утробы [буквально: «почки»], праведный Боже!» ( Пс.7:10 ). В Откровении ( Откр.2:23 ) почти дословно повторяются слова из пророка Иеремии: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности [буквально: «почки»], чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» ( Иер.17:10 ). Нам это кажется странным, но согласно библейской антропологии сердце – орган мысли, помышлений, а «внутренности» (чрево, утроба, почки) – место пребывания человеческих чувств. Отсюда, например, и замечательное слово «благоутробие», то есть доброта, милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010